Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/24/901718717.htm


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРИКАЗ

от 30 марта 1998 года N 181


Об экологическом аудировании
в системе Госкомэкологии России

     В целях организации экологического аудирования в системе Госкомитета и в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.02.96 N 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" и от 26.05.97 N 643 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды"

приказываю:

     1. Утвердить прилагаемые Вопросы организации экологического аудирования в системе Госкомэкологии России.

     2. Возложить на Управление науки и информации (Комаров) организацию работ по введению экологического аудирования в системе Госкомитета, включая обеспечение разработки нормативных правовых и инструктивно-методических документов по экологическому аудированию.

     3. Управлению кадров и правового обеспечения (Дымов) оказывать консультативно-методическую помощь по вопросам организации экологического аудирования в системе Госкомитета.

     4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Госкомэкологии России А.А.Соловьянова.

Председатель
В.И.Данилов-Данильян

Вопросы организации
экологического аудирования в системе
Госкомэкологии России

     1. Правовыми предпосылками введения экологического аудирования в системе Госкомэкологии России являются постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 1, ст.69), от 26.02.96 N 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 10, ст.937), от 26.05.97 N 643 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 22, ст.2605).

     2. Экологическое аудирование (далее - экологический аудит) является одним из видов деятельности на рынке работ и услуг природоохранного назначения в Российской Федерации, подлежащих лицензированию.

     3. Экологический аудит - предпринимательская деятельность экологических аудиторов (далее - экоаудитор) или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

     4. Основные принципы экологического аудита:

     объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;

     профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

     достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

     планирование работ по проведению экологического аудита;

     комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);

     конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита;

     ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

     5. Экологический аудит может быть обязательным и инициативным.

     5.1. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     5.2. Инициативный экологический аудит проводится по решению субъекта хозяйственной деятельности, определяющего цели и задачи проведения экологического аудита.

     6. Задачи экологического аудита:

     обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

     определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

     проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;

     повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

     снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

     7. При проведении экологического аудита оценивается соответствие осуществляемой деятельности природоохранным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными документами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды.

     8. Экологическим аудитом имеют право заниматься физические лица, прошедшие обучение и аттестацию, и юридические лица (экологические аудиторские организации) независимо от форм собственности, получившие лицензию на осуществление данного вида деятельности.

     8.1. Для аттестованных экоаудиторов, работающих в составе имеющей лицензию организации по экологическому аудированию, наличие лицензии на данный вид деятельности не является обязательным.

     8.2. Аттестация экоаудиторов на право осуществлять экологический аудит в Российской Федерации проводится с целью обеспечения профессионального и эффективного выполнения аудиторами своих обязанностей.

     9. Экологические аудиторские организации могут иметь любую организационно-правовую форму в соответствии с действующим законодательством, за исключением формы открытого акционерного общества.

     10. Для осуществления своей деятельности экологическая аудиторская организация должна иметь в своем штате не менее трех аттестованных в установленном порядке экологических аудиторов.

     11. Экологические аудиторские организации и экоаудиторы могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов для координации своей деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов в соответствии с действующим законодательством. При этом непосредственная экологическая аудиторская деятельность указанных объединений не допускается.

     12. Выбор организации, привлекаемой для проведения экологического аудита, осуществляется заказчиком работ.

     13. Взаимоотношения экологических аудиторских организаций или экоаудиторов с субъектом хозяйственной деятельности строятся на договорной основе.

     14. Работы, связанные с выполнением в процессе экологического аудита измерений, химических анализов уровня загрязнения (состояния) окружающей среды и природных объектов проводятся испытательными (экоаналитическими) лабораториями, аккредитованными в установленном порядке.

     15. Оплата работ по проведению экологического аудирования осуществляется в соответствии с условиями договора за счет субъекта хозяйственной деятельности, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     16. Экологическая аудиторская организация должна:

     предоставлять информацию о наличии лицензии и аттестованных экоаудиторов до заключения договора о проведении экологического аудита;

     систематически повышать квалификацию экоаудиторов организации;

     обеспечивать экоаудиторов нормативной правовой, методической, специальной документацией, необходимой для работы по данному направлению;

     составлять план работ и программу экологического аудита в соответствии с поставленными целями и задачами экологического аудита и согласовывать их с руководством предприятия (в случае, если заказчиком является третья сторона, согласование проходит в трехстороннем порядке);

     обеспечивать квалифицированное и эффективное проведение экологического аудита в соответствии с поставленными целями и задачами;

     уведомлять субъект хозяйственной деятельности об обнаруженных нарушениях природоохранительного законодательства в процессе экологического аудита;

     предоставлять заказчику исчерпывающую информацию о проделанной работе в пределах согласованного периода времени в соответствии с планом экологического аудита;

     при проведении обязательного экологического аудита предоставлять копии отчета и заключения об экологическом аудите органу, принявшему решение о проведении экологического аудита.

     17. Экологический аудит не может проводиться:

     а) экоаудиторами, являющимися учредителями, акционерами, руководителями и иными должностными лицами аудируемого хозяйственного субъекта, либо состоящими в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с указанными лицами;

     б) экологическими аудиторскими организациями:

     в отношении субъектов хозяйственной деятельности, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;

     в отношении субъектов хозяйственной деятельности, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм.

     18. Экологические аудиторы и экологические аудиторские организации несут ответственность за свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

     19. Экологическая аудиторская организация вправе:

     самостоятельно определять формы и методы экологического аудита исходя из требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с аудируемым объектом;

     формировать группы экоаудиторов, привлекать на договорной основе экоаудиторов, экспертов или других специалистов с опытом работы в области охраны окружающей среды и природопользования;

     запрашивать необходимую документацию у руководства аудируемого объекта;

     отказаться от проведения экоаудита в случае непредставления субъектом хозяйственной деятельности достаточной документации и информации.

     20. Результатом экологического аудита является заключение, составляемое и подписываемое экоаудитором, работающим самостоятельно, или группой экоаудиторов. При проведении экологического аудита экологической аудиторской организацией заключение подписывается всеми экоаудиторами, участвовавшими в проведении экологического аудита, и руководителем организации по экологическому аудиту и скрепляется печатью.

     В случае привлечения к участию в экологическом аудите экспертов заключение эксперта включается в документацию экологической аудиторской организации.

     21. Заключение по экологическому аудиту состоит из трех частей - вводной, аналитической и итоговой.

     В вводной части указывается юридический адрес, расчетный счет и телефоны экологической аудиторской организации, фамилии, имена и отчества всех экоаудиторов, принимавших участие в проверке, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление экологического аудита, срок ее действия, а также срок проведения экологического аудита.

     В аналитической части указываются:

     наименование субъекта хозяйственной деятельности, период его деятельности, за который проводится экологический аудит;

     результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее экологическим требованиям;

     факты выявленных в ходе поверки существенных нарушений природоохранительного законодательства Российской Федерации, которые нанесли или могут нанести ущерб окружающей природной среде и здоровью населения.

     Итоговая часть содержит:

     обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды;

     конкретные и приемлемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

     последствия непринятия субъектом хозяйственной деятельности соответствующих мер.

     22. Госкомэкология России с целью проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды:

     разрабатывает проекты нормативных правовых актов по экологическому аудиту в Российской Федерации;

     разрабатывает и утверждает инструктивно-методические и нормативно-технические документы по проведению экологического аудита;

     согласовывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологического аудита в различных отраслях, представляемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

     организует и осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий на проведение экологического аудита;

     осуществляется международное сотрудничество по вопросам экологического аудита, в том числе по вопросам признания удостоверений (сертификатов) экоаудиторов;

     организует аттестацию экоаудиторов и аккредитацию центров обучения по экологическому аудиту и испытательных (экоаналитических) лабораторий;

     ведет Реестр аттестованных экоаудиторов, организаций по экологическому аудиту, центров обучения по экологическому аудиту;

     оказывает методическую помощь организациям по экологическому аудиту и экоаудиторам.


Текст документа сверен по:
официальная рассылка