Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/24/901798156.htm


МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ВОПРОСАМ СТРОИТЕЛЬСТВА,
 АРХИТЕКТУРЫ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 1997 года N 1


О мерах по ускорению реформы жилищно-коммунального
 хозяйства Российской Федерации

     
     
     Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел ход проведения и перспективные планы реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства, которая осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года  N 425, и отмечает следующее.
     
     В целях создания нормативно-правовой базы преобразований в жилищно-коммунальной сфере за последние годы подготовлено и принято более 40 законодательных и нормативных актов, основными из которых являются: законы Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", "Об основах федеральной жилищной политики", "О товариществах собственников жилья"; указы Президента Российской Федерации "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище" и "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов", постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", в которых закреплены основные принципы реформы жилищно-коммунального хозяйства, направленные на повышение эффективности и снижение затрат при предоставлении услуг жилищно-коммунального хозяйства, повышение их качества и усиление мер социальной защиты населения.
     
     Совершенствуется структура государственного и муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством. В настоящее время в 56 субъектах Российской Федерации сформированы и функционируют органы управления ЖКХ в системе исполнительной власти территорий и городов в форме комитетов и департаментов (управлений).
     
     Для обеспечения государственного контроля за использованием, сохранностью жилищного фонда и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг требуемого качества создана система Государственной жилищной инспекции, состоящая из образованной в структуре Минстроя России Главной государственной жилищной инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации, которые в настоящее время созданы в 65 регионах.
     
     В результате проведенной работы удалось добиться положительных изменений в механизме функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
     

     Произошло разделение собственности, а, следовательно, ответственности, в результате которой жилье и объекты коммунального назначения, в основном, вошли в состав муниципальной собственности, что привело к кардинальному изменению как в управлении ими, так и в механизме финансирования деятельности, связанной с предоставлением жилищно-коммунальных услуг.
     
     Проводится работа по внедрению договорных отношений между субъектами собственности жилищного фонда, объектов коммунального назначения и субъектами хозяйствования - организациями различных организационно-правовых форм, осуществляющих свою деятельность в жилищно-коммунальной сфере. Происходит функциональное разделение заказчиков на жилищно-коммунальные услуги и подрядчиков, обеспечивающих их предоставление.
     
     Важнейшим элементом реформы является снижение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг. С этой целью в настоящее время во многих городах Российской Федерации: Москве, Самаре, Новгороде, Рязани, Нижнем Новгороде, Тамбове, Новочеркасске, Петрозаводске и др. проводится работа по внедрению ресурсосберегающих технологий, прогрессивных материалов, регулирующей аппаратуры, оборудования и приборов учета расхода ресурсов, созданию конкурентной среды при обслуживании жилых и коммунальных объектов.
     
     Продолжается постепенный переход к безубыточному функционированию жилищно-коммунального хозяйства: доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг увеличилась с 1-2% в 1992 году до 20-40%.
     
     На территориях, где внедряются новые механизмы хозяйствования в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, заметно улучшилось состояние ЖКХ, что привело к улучшению в целом финансово-экономической ситуации этих территорий - уменьшается задолженность бюджетов, в том числе на выплату пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы (гг.Санкт-Петербург, Самара, Новгород, Красноярск и др.).
     
     Развивается система социальной защиты малоимущих граждан через предоставление им компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг. В настоящее время жилищными субсидиями охвачено около 7% семей, пользующихся основным набором жилищно-коммунальных услуг.
     
     Увеличивается число товариществ собственников жилья как новой эффективной формы управления многоквартирными жилыми домами. Несмотря на то, что в ряде регионов администрации скептически относятся к этой форме и не создают благоприятных условий для ее развития, к концу 1996 года в России было создано более 600 товариществ собственников жилья.
     

     Проводится работа по привлечению отечественных и зарубежных внебюджетных  инвестиций на строительство и реконструкцию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.
     
     В то же время анализ показывает, что сегодня тарифы значительно отличаются в городах с аналогичными природно-климатическими условиями. Предприятия, занимающие монопольное положение на рынке коммунальных услуг, порой перекладывают на население расходы, связанные с повышенной зарплатой работников, строительством собственного жилья, приобретением транспортных средств и другие затраты, не заинтересованы в повышении эффективности производства, внедрении новых ресурсов и технологий, направленных на снижение себестоимости услуг.
     
     Крайне тяжелым остается финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Как следствие продолжает расти недоремонт жилищного фонда, снижается надежность, устойчивость и экологическая безопасность эксплуатации инженерных систем. Потери воды в сетях и у потребителей в связи с отсутствием стимулов ее экономии в отдельных городах достигают 50-70%, надежность систем теплоснабжения в 2,5 раз ниже, чем в европейских странах. Более 300 тыс.км из 650 тыс.км городских подземных трубопроводов отслужили свой срок, более 50 тыс.км находятся в аварийном состоянии. Ежегодно заменяется менее одного процента общей протяженности сетей вместо 3%, минимально необходимых для предотвращения переизноса.
     
     Учитывая изложенное, Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства
     

постановляет:

     
     1. Отметить, что реформа жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является приоритетным вопросом государственной экономической и социальной политики и должна осуществляться путем:
     
     подготовки и введения в действие федеральными органами власти федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию определенных Конституцией России прав граждан на жилище, неприкосновенность жилища, социальную защиту, а также на основе обобщения и распространения положительного опыта реализации реформы в регионах;
     
     разработки на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства региональных и местных программ реформирования ЖКХ, а также нормативно-правовых актов по их реализации.
     
     2. Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления принять меры по переводу в 1997-2003 годах жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования, обеспечению населения жилищно-коммунальными услугами необходимого качества в соответствии с Концепцией, одобренной Указом Президента от 28.04.97 N 425, предусматривающей:
     
     - снижение издержек на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги;
     
     - разграничение прав собственности, управления и обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства;
     
     - переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и объектов коммунального назначения, заказчиков на жилищно-коммунальные услуги и подрядных организаций - жилищных ремонтно-эксплуатационных и коммунальных предприятий, а также потребителей жилищных и коммунальных услуг;
     
     - развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания и антимонопольное регулирование деятельности естественных и локальных монополий в сфере ЖКХ;
     
     - поэтапный переход от дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства к предоставлению адресной социальной помощи (жилищных субсидий) низкодоходным группам населения;
     
     - привлечение внебюджетных источников финансирования развития жилищно-коммунальной инфраструктуры, в том числе зарубежных инвестиций (фонды ресурсо- и энергосбережения).
     

     3. Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике на основе генерального соглашения о взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и протокольного решения Правительства Российской Федерации от 12.05.97 N 7:
     
     обеспечить контроль за прохождением в Федеральном Собрании законопроекта об освобождении от налога на добавленную стоимость услуг и работ организаций-подрядчиков по обслуживанию жилья, возникающего при разделении функций заказчика и подрядчика на предоставление данных услуг;
     
     принять участие в подготовке и принятии решений по снижению цен на товары и услуги естественных монополистов, деятельность которых регулируется на федеральном уровне, - на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы;
     
     на регулярной основе анализировать и обобщать имеющийся опыт проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства в регионах для учета при разработке нормативно-методических материалов по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации;
     
     обеспечивать координацию деятельности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства;
     
     усилить методологическую и методическую помощь субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям в вопросах реформирования жилищно-коммунальной сферы, уделять больше внимания вопросам подготовки и переподготовки кадров, регулярнее проводить семинары с выездом на места по проблемным вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства, разъяснять социально-экономическую значимость реформы с привлечением объединений жилищных движений граждан.
     
     4. Считать необходимым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления разработать региональные программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 1 августа с.г. на основе базовых принципов, заложенных в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства, уделив особое внимание реализации программ социальной поддержки населения и организации муниципальных центров по предоставлению гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, установив при этом конкретные этапы реализации программы (первоочередные, среднесрочные и т.д.).
     
     5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправлению до 1 сентября 1997 года:
     

     а) совместно с подразделениями Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и региональными энергетическими комиссиями провести анализ ценообразования в структурах тепло-, водо- и энергоснабжения с привлечением к этой работе аудиторских компаний;
     
     б) ввести форму ежемесячной квитанции населению на оплату жилья и коммунальных услуг с разделением на виды услуг, выделением платежей населения и размеров бюджетных дотаций, а также указанием размера жилищных компенсаций (субсидий) низкодоходным группам населения (используя, в частности, опыт г.Санкт-Петербурга);
     
     в) принять комплекс необходимых мер по оснащению зданий, строений, помещений и других объектов, занимаемых предприятиями, учреждениями и иными организациями бюджетной сферы, приборами учета и регулирования потребления электроэнергии (для работы по двухставочному тарифу), тепла, газа и воды;
     
     
     

Текст документа сверен по:
рассылка