Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/24/901983501.htm

     

  Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 1 июня 2006 года N 03-06-03-04/57

 
[О размере государственной пошлины за государственную регистрацию договоров аренды]

     
     
     В связи с письмом от 24 марта 2006 года N 14/015/2005-1064 по  вопросу размера государственной пошлины за государственную регистрацию договоров аренды Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
     
     Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон) вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
     
     Согласно пункту 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
     
     Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона предусмотрена государственная регистрация аренды как ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности, а не как регистрация права аренды.
     
     Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц.
     
     Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.
     
     В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона государственная регистрация аренды проводится посредством регистрации договора аренды. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
     
     Данной статьей также установлено, что договор аренды недвижимого имущества (помещения, части помещения) регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего недвижимого имущества (помещения, части помещения).
     
     В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством.
     
     Статьей 333_16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25_3 "Государственная пошлина", за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 333_33 Кодекса за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество организациям уплачивается государственная пошлина в размере 7500 руб., физическим лицам - в размере 500 руб., федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления - в размере 100 рублей.
     
     Таким образом, размер государственной пошлины за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество (аренды) должен определяться исходя из того, кто обращается за совершением юридически значимого действия и в отношении кого совершается данное действие.
     
     Учитывая, что в данном случае обременяются права собственника (т.е. Департамента Земельных ресурсов г.Москвы) и в отношении него (а не арендатора) совершается юридически значимое действие, и собственник лично обращается за государственной регистрацией договоров аренды, за государственную регистрацию договоров аренды недвижимого имущества при обращении федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна уплачиваться государственная пошлина в размере 100 рублей.
     
     

Директор Департамента
М.А.Моторин

     

    

 Письмо Федеральной регистрационной службы
      от 24 марта 2006 года N 14/015/2005-1064

     
     
     В Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве (далее - Главное управление) обратился Департамент земельных ресурсов города Москвы (вх. N 77-77-14/015/2005-1064 от 29.12.2005) за государственной регистрацией договора аренды от 26.12.2005 N М-01-512916 на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, Новинский бульвар, вл.7/23.
     
     В качестве документа об уплате государственной пошлины представителем Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР) представлена квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины в размере 100 рублей. Оплата производится за счет средств бюджета города Москвы.
     
     При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, у регистратора возникли сомнения в правомерности оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию договоров аренды земельных участков в льготном размере, установленном Налоговым кодексом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
     
     Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним взимается государственная пошлина, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
     
     Подпунктом 20 пункта 1 статьи 333_33 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ) предусмотрено взимание государственной пошлины за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество с юридических лиц в размере 7500 рублей, с физических - 500 рублей.
     
     Федеральным законом РФ от 21.07.2005 N 106-ФЗ подпункт 20 пункта 1 статьи 333_33 Налогового кодекса РФ дополнен положением, согласно которому размер государственной пошлины для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество составляет 100 рублей.
     
     На основании пункта 1 статьи 26 Закона о регистрации прав, согласно которому с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества, в Главное управление стали поступать заявления на государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, поданные от имени Департамента земельных ресурсов города Москвы, с оплатой государственной пошлины в размере 100 рублей.
     
     На наш взгляд, льготная ставка государственной пошлины в размере 100 рублей (абзац 4 п.20 ст.333_33 Налогового кодекса РФ) должна применяться только в случаях, когда регистрируются права на недвижимое имущество, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, установленные в отношении (в интересах) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Иное толкование положений п.20 ст.333_33 вступает в противоречие с одним из основных принципов законодательства о налогах и сборах, установленным ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации: "Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения". Подавая на государственную регистрацию отдельные договоры аренды земельного участка (дополнительные соглашения) и оплачивая госпошлину в размере 100 рублей, Департамент земельных ресурсов города Москвы ставит в неравное положение физических и юридических лиц, которые подают на государственную регистрацию договоры аренды земельного участка (дополнительные соглашения) без участия представителя Департамента земельных ресурсов города Москвы.
     
     Кроме того, статьей 13 Налогового кодекса РФ установлено, что государственная пошлина является федеральным сбором и подлежит зачислению в федеральный бюджет. Фактически, объем поступлений в федеральный бюджет государственной пошлины за регистрацию договоров аренды земельных участков и дополнительных соглашений к ним в городе Москве (более 90 процентов регистрационных действий по земельным участкам) ставится в зависимость от количества заявлений на регистрацию, поданных от имени Департамента земельных ресурсов города Москвы.
     
     Следует отметить, что в п.4.4.5 Примерной формы договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка, утвержденной распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 06.07.2004 N 104-р на основании постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 года N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" (в ред. постановления Правительства РФ от 21.11.2003 N 705) предусматривается обязанность Арендатора "После подписания Договора и изменений к нему произвести его (их) государственную регистрацию...".
     
     Таким образом, учитывая важность данной проблемы, и руководствуясь ст.34_2 Налогового кодекса РФ, прошу вас дать разъяснения по вопросам, связанным с возможностью применения положений главы 25_3 Налогового кодекса РФ "Государственная пошлина", устанавливающих льготный размер государственной пошлины для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, при государственной регистрации ограничений (обременений), установленных в интересах иных юридических или физических лиц.
     
     

     
Текст документа сверен по:
рассылка