Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/24/902053932.htm


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июля 2007 года N 45


О нарушениях санитарного законодательства при
 обращении с отходами производства и потребления


______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -

Письмо Минюста России от 24.07.2007 N 01/7331-АА
(Информация из Минюста России на 6 августа 2007 года).

______________________________________________________________
  

     Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав положение дел с обращением отходов производства и потребления, отмечаю, что в последнее время в ряде субъектов Российской Федерации осуществлены организационные и практические мероприятия по соблюдению санитарных норм и правил в этой сфере.
     
     В г.г.Москве и Санкт-Петербурге, Вологодской и Мурманской областях, Ставропольском и Приморском краях действуют мусоросжигательные заводы, в г.Санкт-Петербурге, Белгородской, Ленинградской, Свердловской и Самарской областях построены мусороперерабатывающие предприятия. Количество мусоропере-рабатывающих комплексов возросло с 32 в 2005 году до 39 в 2006 году.
     
     Во многих регионах введены в действие демеркуризационные или специализированные предприятия, осуществляющие централизованный сбор, хранение и дальнейшую переработку ртутьсодержащих отходов.
     
     Активизировалась работа по ликвидации несанкционированного размещения отходов в населенных пунктах.
     
     В Республике Татарстан, Саратовской, Тульской, Калужской, Рязанской, Орловской областях реализуются программы утилизации пришедших в негодность и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов.
     
     Управлениями Роспотребнадзора в 2006 году проведены более двух тысяч проверок по соблюдению установленных требований в части размещения, хранения, утилизации отходов производства и потребления, а также содержания территории населенных мест.
     
     Вместе с тем, в указанной сфере имеют место многочисленные нарушения санитарного законодательства, создающие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
     
     Низкой остается эффективность системы плановой очистки территории от бытовых отходов. По-прежнему сохраняется дефицит специализированного автотранспорта, контейнеров для сбора бытовых отходов, несвоевременно осуществляется их вывоз.
     
     В большинстве субъектов Российской Федерации нарушаются требования СП 2.1.7.1.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (зарегистрировано в Минюсте России 26.07.2001 N 2826) и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2003 N 4526). Отсутствуют подъездные дороги с твердым покрытием, ограждения, дезинфицирующие ванны, складирование мусора осуществляется без изоляционных слоев, отмечается острая нехватка спецтехники для утилизации отходов. Многие полигоны фактически превратились в свалки бытовых отходов с крайне высокой заселенностью грызунами.
     
     В Новосибирской, Иркутской, Томской, Кировской и других областях продолжается эксплуатация от 15% до 40% полигонов с коэффициентом заполнения 90%. Строительство новых полигонов ведется крайне медленно.
     
     В стране ежегодно образуется от 2,7 до 3,4 млрд.тонн отходов, однако практически не развита индустрия их вторичной переработки и использования.
     
     Многими хозяйствующими субъектами не принимается должных мер по утилизации и обезвреживанию промышленных отходов, в том числе и чрезвычайно опасных. Продолжается практика их вывоза на полигоны твердых бытовых отходов, несанкционированные свалки, а также накопление на территории промышленных предприятий. Такое положение отмечается в Челябинской, Пензенской, Новосибирской областях, Красноярском крае.
     
     В Вологодской, Курской, Брянской, Сахалинской областях, Краснодарском крае имеют место серьезные нарушения хранения пестицидов и агрохимикатов.
     
     Во многих лечебно-профилактических учреждениях отмечается неправильное обращение с медицинскими отходами, что создает возможность повторного применения использованного разового медицинского оборудования, подвергая работников здравоохранения и население риску возникновения травм и социально значимых заболеваний.
     
     В результате несоблюдения санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, неудовлетворительной организации плановой санитарной очистки населенных мест, происходит накопление токсичных веществ в почве, отмечается высокий уровень бактериального загрязнения ее на территории жилой застройки.
     
     Количество исследованных проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составляет 11,4%. В Свердловской, Тульской, Читинской областях, Краснодарском крае, г.Санкт-Петербурге доля таких проб в 3,7-4,4 раза больше, чем в целом по стране. При этом загрязнение происходит преимущественно тяжелыми металлами (свинец, кадмий, ртуть), представляющих наибольшую потенциальную опасность для здоровья населения.
     
     В г.Москве, Республике Коми, Пермском и Приморском краях, Вологодской и Ростовской областях количество проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составляет от 30 до 50%.
     
     Органы местного самоуправления не принимают должных мер по реализации Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.06.1998, N 26, ст.3009; 2001, N 1 (ч.2) ст.21; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10, N 52, ст.5498), низкой остается требовательность к предприятиям и организациям в решении вопросов, связанных с очисткой населенных мест, хранением, транспортировкой, переработкой и утилизацией отходов.
     
     Многие управления Роспотребнадзора не обеспечивают действенного надзора и не привлекают к установленной законом ответственности лиц, виновных в нарушениях санитарных правил и нормативов при обращении с отходами производства и потребления.
     
     Положение усугубляется тем, что не разработана в должном объеме нормативно-правовая и методическая база по вопросам обращения с отходами производства и потребления, в том числе о порядке выдачи лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами.
     
     До настоящего времени не приняты меры по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.11.2000 N 45, ст.4476).
     
     В связи с вышеизложенным и на основании статей 22 и 51 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.482; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1), ст.29, N 27, ст.3213).
     
постановляю:
     
     1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
     
     1.1 Рассмотреть вопрос о ходе реализации Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
     
     1.2. Разработать или внести коррективы в целевые программы в области обращения с производственными и бытовыми отходами, предусмотрев в них осуществление организационных и практических мероприятий по обеспечению эффективной системы плановой очистки населенных мест, строительству полигонов промышленных и твердых бытовых отходов, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, мусоросортировочных комплексов.
     
     1.3. Требовать от руководителей организаций и предприятий, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потребления, принять меры к ликвидации несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов.
     
     2. Рекомендовать Ростехнадзору:
     
     2.1. Принять дополнительные меры по совершенствованию нормативно-правовой и методической базы в сфере обращения с отходами производства и потребления.
     
     2.2. Усилить контроль за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
     
     2.3. Усилить взаимодействие территориальных органов Ростехнадзора с территориальными органами Роспотребнадзора при выдаче лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
     
     3. Рекомендовать организациям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами обеспечить выполнение требований санитарного законодательства по осуществлению плановой очистки населенных мест, эксплуатации и рекультивации мест централизованного хранения, захоронения и обезвреживания отходов производства и потребления.
     
     4. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации осуществить организационные и практические мероприятия по неукоснительному соблюдению СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", а также по обращению с медицинскими отходами.
     
     5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту:
     
     5.1. Разработать совместно с территориальными органами Ростехнадзора и внести в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения о включении в целевые программы по обращению с отходами производства и потребления мероприятия, направленные на совершенствование систем сбора, транспортировки, хранения, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления.
     
     5.2. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществлять совместно с территориальными органами Ростехнадзора проверки деятельности организаций в сфере обращения с отходами производства и потребления и информировать о результатах проверок органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления с целью принятия соответствующих мер.
     
     5.3. Провести анализ работы по осуществлению надзора за обращением с отходами производства и потребления, принять меры по повышению его эффективности, повысить требовательность к организациям и предприятиям за неукоснительное соблюдение требований санитарного законодательства в этой сфере.
     
     5.4. Направлять информацию о результатах надзора за обращением с отходами производства и потребления, а также предложения по совершенствованию этой работы в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора вместе с годовыми отчетами.
     
     6. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора разработать и согласовать с Роспотребнадзором ведомственные отчетные формы о проводимой работе по надзору за обращением с отходами производства и потребления, обобщенную информацию представлять в срок до 15 июня ежегодно.
     
     7. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П.Гульченко.
     
     

Г.Г.Онищенко