Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/24/902053944.htm


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2007 года N 50

О нарушениях санитарного законодательства
в общеобразовательных учреждениях

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -

Письмо Минюста России от 10.08.2007 N 01/7905-АА
(Информация из Минюста России на 20 августа 2007 года).

______________________________________________________________
  

     
     Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания и условий обучения в общеобразовательных учреждениях за период 2006-2007 учебного года, установил.
     
     В 2006-2007 учебном году на контроле Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находились 60071 учреждение.
     
     Число общеобразовательных учреждений в динамике за пять лет уменьшилось на 1173 объекта. Отрицательная динамика числа общеобразовательных учреждений отмечается практически во всех регионах Российской Федерации.
     
     Сокращение сети общеобразовательных учреждений связано с реструктуризацией системы образования и закрытием в сельской местности малокомплектных общеобразовательных учреждений, а также учреждений, находящихся в аварийном состоянии. Такое положение приводит к переуплотненности и увеличению сменности занятий в школах. В ряде регионов дети учатся в 2-3 смены, в том числе и в гимназиях, колледжах и школах с углубленным изучением предметов:
     
     В 2 смены функционировали в 2006-2007 учебном году школы в Архангельской, Белгородской, Воронежской, Московской, Мурманской, Камчатской, Кировской, Курганской, Псковской, Рязанской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Томской, Читинской, Ярославской областях, Республиках Башкортостан, Северная Осетия (Алания), Марий-Эл, Бурятия, Тыва, Алтайском крае, Агинском-Бурятском и Ямало-Ненецком автономных округах.
     
     В результате проведения гигиенических исследований установлено, что реализация большинства учебных программ сопровождается интенсификацией учебного процесса, широкой компьютеризацией обучения, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности. Возросшие учебные нагрузки на школьников нередко в несколько раз превышают их возможности.
     
     Большинство школ работают по 5 дневной учебной неделе, тогда как школьные планы все еще рассчитаны на 6 дневную неделю, при этом возрос объем учебного материала. Ежедневное количество уроков в начальной школе достигло 6, в средних и старших классах - 8. Учебный день школьников младших классов достигает 10 часов, старших - 12-15 часов.
     
     Расписание уроков составляется нерационально, учебная нагрузка распределяется в недельном цикле без учета динамики работоспособности учащихся, не соблюдается принцип чередования предметов различной степени сложности (особенно у старшеклассников), в расписания включаются сдвоенные уроки по основным предметам в старших классах, факультативные занятия проводятся без 45 минутного перерыва после обязательных уроков, проводятся "0" уроки, допускается сокращение перемен до 5 минут, что является нарушением СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002 N 3997).
     
     Физическое воспитание в образовательных учреждениях является неотъемлемой частью формирования здоровья детей.
     
     Однако далеко не все школы имеют возможность проводить занятия на своей базе. Так, в Удмуртской Республике спортивные залы отсутствуют в 28,7% школ. В Новгородской области 28% общеобразовательных школ не имеют спортивных залов. Большинство школ испытывают дефицит спортивного инвентаря и оборудования, спортивные площадки оборудованы на 50-70%.
     
     В Тамбовской области не оборудованы спортивные площадки в 3,5% школ, отсутствуют спортивные залы в 33,8% школ.
     
     В большинстве обследованных в текущем учебном году образовательных учреждений Российской Федерации, выявлено отсутствие медицинского контроля за распределением учащихся на физкультурные группы, не организованы занятия специальных групп и отсутствует медицинский контроль в подготовительной физкультурной группе учащихся
     
     В некоторых регионах складывается особо сложная ситуация с санитарно-техническим состоянием общеобразовательных учреждений. Наибольшее число не канализованных и не имеющих централизованного водоснабжения отмечено в Южном, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах.
     
     Важной составляющей частью внутришкольной среды, оказывающей воздействие на здоровье детей, является мебель, которая при не соответствии росту является одной из причин развития функциональных и патологических состояний опорно-двигательного аппарата.
     
     В целом по Российской Федерации процент мебели, не соответствующей санитарным требованиям, составляет 12,8%. В ряде регионов этот показатель значительно выше. Так, в Архангельской области 46,9% обследованных комплектов мебели не соответствует требованиям санитарного законодательства, в Ленинградской области - 33,8%, во Владимирской области - 31,3% в Удмуртской Республике - 42,5%, в Карачаево-Черкесской Республике - 39,1%, Республике Карелия - 33,5%, в Корякском автономном округе - 38,5%, в Республике Коми - 37%, в Хабаровском крае - 37,2% и др.
     
     Основными причинами несоответствия ученической мебели росту учащихся является приобретение мебели без учета потребности в определенных номерах и кабинетная система обучения.
     
     Одной из важнейших проблем, определяющих здоровье детей, является организация их питания и, в первую очередь, в общеобразовательных учреждениях.
     
     Существенное место в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в образовательных учреждениях. В школе питаются около 50% учащихся 1-4 классов, 40% учащихся 5-9 классов и 30% старшеклассников. Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.
     
     В образовательных учреждениях Российской Федерации питание учащихся организовано в 54 % в столовых, работающих на сырье, 15,2% - столовых, работающих на полуфабрикатах, 9% - в буфетах-раздаточных, 10% - в буфетах, 12% - пищеблоки отсутствуют.
     
     Так, в Приморском крае 166 пищеблоков школ предусмотрены для работы на полуфабрикатах, но функционируют на сырье, без необходимых условий для соблюдения должных технологических и противоэпидемических режимов.
     
     В Тамбовской области около 23% школ в сельской местности не имеют пищеблоков, в них невозможно организовать горячее питание детей.
     
     Школьные столовые имеются в 91 школе Республики Адыгея (52,2% от общего числа школ), буфеты в 54 школах (31%).
     
     В Республике Дагестан из 1634 школ пищеблоки имеют 160 школ (9,7%).
     
     Из 786 общеобразовательных учреждений Брянской области 569 имеют собственные пищеблоки, в остальных школах организованы буфеты.
     
     Отмечается недостаточная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием.
     
     Охват горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях в 2006-2007 учебном году в среднем по Российской Федерации составил 69,3%, из них завтраки получают около 74,8% учащихся, обеды - 38,8%.
     
     Одним из существенных недостатков организации питания является составление меню, исходя из стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, в результате чего рационы не сбалансированы по основным пищевым ингредиентам. В меню не включаются мясо, рыба, кисломолочные продукты, фрукты, молоко, яйцо, превалирует углеводистая модель питания, отмечаются уменьшение объема выхода порций, отсутствие витаминизации.
     
     В сельских районах Иркутской, Калининградской, Кировской, Московской, Рязанской, Псковской, Самарской, Смоленской, Тверской областей, Ханты-Мансийского АО, Чувашской и Удмуртской республик образовательные учреждения имеют свои подсобные хозяйства, что позволяет обеспечивать рацион школьников овощами, фруктами, производить запасы, а также снизить стоимость питания. Однако, лабораторный контроль за качеством выращиваемой продукции проводится не везде.
     
     За последние пять лет удельный вес проб на пищеблоках школ, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим, микробиологическим показателям, калорийности и полноте вложения продуктов в целом по Российской Федерации практически не меняется.
     
     Наибольшее количество проб, не соответствующих гигиеническим нормам по санитарно-химическим показателям, отмечено в Дальневосточном и Сибирском федеральном округе.
     
     Слабой остается материально-техническая база пищеблоков, почти повсеместно имеет место изношенность технологического и холодильного оборудования, несвоевременно проводится его ремонт и замена.
     
     В Российской Федерации требуют проведения капитального ремонта 5,5% пищеблоков школьных столовых.
     
     Серьезную проблему представляет низкий профессионализм специалистов предприятий школьного питания, осуществляющих формирование рациона питания и приготовление кулинарной продукции, недостаточная квалификация персонала школьных столовых.
     
     В ходе осуществления мероприятий по контролю за образовательными учреждениями в 2006-2007 учебном году специалистами Роспотребнадзора крайне недостаточно применялись меры административного воздействия. Так, в 2006 году вынесено постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения по всей Российской Федерации только 152 на сумму 335000 рублей.
     
     Основными причинами административных санкций и приостановки работы учреждений явились:
     
     - неудовлетворительное материально-техническое состояние, пищеблоков;
     
     - неудовлетворительная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием и кухонным инвентарем;
     
     - необходимость проведения ремонтных работ, замена устаревшего оборудования;
     
     - недостаточное число посадочных мест в школьных столовых;
     
     - несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима;
     
     - отсутствие медицинских осмотров и непрохождение гигиенической аттестации персоналом пищеблоков;
     
     - неудовлетворительные показатели лабораторно-инструментальных исследований.
     
     Все это наряду с недостаточной профессиональной подготовкой многих работников пищеблоков приводит к нарушениям технологии приготовления блюд и санитарно-противоэпидемиологического режима и, как следствие этого, к возникновению вспышек острых кишечных инфекций и пищевых отравлений. Только с января по май 2007 года в школах Российской Федерации зарегистрировано 5 вспышек пищевого характера, связанных с нарушениями в организации питания с числом пострадавших 219 человек.
     
     В целях обеспечения санэпидблагополучия детей и сохранения их здоровья на территории Российской Федерации на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.482)
     
постановляю:
     
     1. Рекомендовать Минобрнауки России:
     
     1.1. Допускать к использованию в общеобразовательных учреждениях программы, методики и режимы воспитания и обучения только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в части гигиенических требований.
     
     1.2. Обеспечить соблюдение общеобразовательными учреждениями режима учебно-воспитательного процесса, в том числе не допускать обучения во вторую смену учащихся гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов.
     
     2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
     
     2.1. Заслушать вопрос о готовности школ к 2007-2008 новому учебному году, обратив особое внимание на подготовку к отопительному сезону.
     
     2.2. Обеспечить оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием; оптимизировать рационы питания детей и, в первую очередь, пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
     
     3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
     
     3.1. Усилить взаимодействие с региональными органами образования и здравоохранения в работе по соблюдению санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников.
     
     3.2. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации проанализировать материально-техническое состояние образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев реконструкцию и строительство образовательных учреждений, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарем, подготовить и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения, направленные на улучшение их материально-технической базы.
     
     3.3. Ежегодно в срок до:
     
     3.3.1. 20 апреля разрабатывать планы-задания по подготовке общеобразовательных учреждений к новому учебному году, предусмотрев в них вопросы укрепления материально-технической базы и организации горячего питания учащихся.
     
     3.3.2. 1 июня совместно с органами государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть планы-задания, утвердить в установленном порядке и обобщенную информацию направить в Роспотребнадзор не позднее 15 июня.
     
     3.3.3. 1 сентября проводить надзорные мероприятия по проверке выполнения предписаний по подготовке школ к новому учебному году с применением, при необходимости, лабораторно-инструментальных исследований.
     
     3.4. Обратить внимание на недостаточное применение специальных статей КоАП РФ, предусматривающих административное наказание, в т.ч. ст.6.7, 6.6, 19.5.
     
     4. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием обучения и питания в общеобразовательных учреждениях, и выполнении планов-заданий в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 15.08.2007.
     
     5. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
     
     5.1. Обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований за условиями обучения и организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
     
     5.2. Не допускать взимание платы при проведении лабораторно-инструментального контроля для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
     
     5.2. Осуществлять лабораторно-инструментальный контроль за сельскохозяйственной продукцией, выращенной на приусадебных участках общеобразовательных учреждений на безвозмездной основе.
     
     6. Контроль за выполнением возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (Л.П.Гульченко).
     
     

Г.Г.Онищенко