Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200001528.htm


ГОСТ Р 22.8.01-96

Группа Т58


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    
    
Безопасность в чрезвычайных ситуациях

    
ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Общие требования

Safety in emergencies.
Elimination оf emergencies.
General requirements

    
    
ОКС 13.020
ОКСТУ 0022

Дата введения 1998-01-01



Предисловие

    
    
    1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
    
    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
    
    2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. N 654
    
    3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
    
    4 Стандарт разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О пожарной безопасности"
    
    ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое постановлением Госстандарта России от 31.05.2000 N 148-ст, введенное в действие с 01.01.2000 и опубликованное в ИУС N 8, 2000 г.
    
    Изменение N 1 внесено юридическим бюро по тексту ИУС N 8, 2000 г.
    
    

    1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    
    
    Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
    
    Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
    
    Настоящий стандарт применяется совместно с ГОСТ Р 22.2.04, ГОСТ Р 22.2.05, ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ Р 22.6.01, ГОСТ Р 22.9.02, ГОСТ Р 22.9.04.
    

    2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

    
    
    В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
    
    ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
    
    ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
    
    ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
    
    ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
    
    ГОСТ Р 22.2.04-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила
    
    ГОСТ Р 22.2.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения и правила
    
    ГОСТ Р 22.3.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования
    
    ГОСТ Р 22.3.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования
    
    ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения
    
    ГОСТ Р 22.6.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования
    
    ГОСТ Р 22.9.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования
    
    ГОСТ Р 22.9.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования
    
    

    3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    
    
    3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
    
    3.1.1 биологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.2 инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.3 медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.4 радиационная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.5 химическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.6 санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.7 пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.8 санитарно-эпидемиологические мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий.
    
    3.1.9 дезинфекция: Процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.
    
    3.1.10 детоксикация: Разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения.
    
    3.1.11 дератизация: Профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экономического ущерба от них.
    
    3.1.12 дезинсекция: Процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.
    
    3.1.13 Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02 - ГОСТ Р 22.0.05.
    

    

    4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    
    
    4.1 Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
    
    4.2 Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:
    
    - разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;
    
    - анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;
    
    - принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;
    
    - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
    
    - обеспечение процесса ликвидации ЧС;
    
    - жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    

    5 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    
    
    5.1 Разведка в зоне ЧС
    
    5.1.1 Основными видами разведки являются:
    
    - биологическая;
    
    - инженерная;
    
    - медицинская;
    
    - радиационная;
    
    - санитарно-эпидемиологическая;
    
    - химическая;
    
    - пожарная.
    
    5.1.2 Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:
    
    - непрерывность;
    
    - своевременность;
    
    - полнота и достоверность данных.
    
    5.1.3 Биологическая разведка должна:
    
    - определить масштабы и границы зон заражения;
    
    - выявить источники, определить вид и характер заражения;
    
    - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.
    
    5.1.4 Инженерная разведка должна:
    
    - определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
    
    - определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;
    
    - определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;
    
    - установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;
    
    - установить нахождение пострадавших.
    
    5.1.5 Медицинская разведка должна:
    
    - выявить пораженных, их численность и состояние;
    
    - наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;
    
    - определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.
    
    5.1.6 Радиационная разведка должна:
    
    - выявить источники радиоактивного загрязнения;
    
    - определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
    
    - определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации;
    
    - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;
    
    - предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.
    
    5.1.7 Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:
    

    - определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;
    
    - предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);
    
    - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.
    
    5.1.8 Химическая разведка должна:
    
    - выявить источники химического загрязнения;
    
    - определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
    
    - определить обходы участков химического заражения;
    
    - предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;
    
    - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.
    
    5.1.9 Пожарная разведка должна:
    
    - определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров;
    
    - оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров;
    
    - определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
    
    - выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;
    
    - определить состояние систем противопожарного водоснабжения.

    5.2 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС
    
    5.2.1 Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.
    
    К аварийно-спасательным работам относят:
    
    - поисково-спасательные работы;
    
    - горно-спасательные работы;
    
    - противофонтанные работы;
    
    - работы, связанные с тушением пожаров;
    

    - работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС.

    
    5.2.2 Неотложные работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
    
    5.2.3 Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории.
    
    (5.2, 5.2.1-5.2.3. Измененная редакция, Изм. N 1).
                    
    5.2.4 Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают:
    
    - разведку в интересах проведения указанных работ;
    
    - инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;
    
    - локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;
    
    - поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;
    
    - создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.01;
    
    - обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;
    
    - мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.
    
    5.2.5 Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.
    
    Экстренная медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.
    
    Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают:
    
    - проведение биологической и медицинской разведок;
    
    - определение состояния пораженных, их диагностирование и сортировку;
    
    - оказание пораженным первой медицинской помощи;
    
    - оказание пораженным первой врачебной помощи;
    
    - оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
    
    - создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;
    
    - лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р 22.3.02.
    

    5.2.6 Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:
    
    - проведение санитарно-эпидемиологической разведки;
    
    - установление характера инфекционной патологии;
    
    - активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС;
    
    - предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;
    
    - выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;
    
    - соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных болезней из зоны ЧС;
    
    - введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина);
    
    - проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;
    
    - осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям;
    
    - проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.
    
    5.2.7 Охрана общественного порядка в зоне ЧС.
    
    Охрану общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.
    
    Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают:
    
    - организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;
    
    - контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС;
    
    - пресечение массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов;
    
    - охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;
    
    - учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей;
    
    - учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.
    
    5.3 Жизнеобеспечение населения в ЧС - по ГОСТ Р 22.3.01.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    5.4 Обеспечение процесса ликвидации ЧС
    

    5.4.1 Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.
    
    5.4.2 Основными видами обеспечения являются:
    
    - инженерное;
    
    - медицинское;
    
    - противопожарное;
    
    - радиационное и химическое;
    
    - транспортное;
    
    - дорожное;
    
    - материальное;
    
    - техническое;
    
    - финансовое;
    
    - метрологическое;
    
    - гидрометеорологическое.
    
    5.4.3 Требования к обеспечению:
    
    - высокая готовность;
    
    - надежность;
    
    - гибкость.
    
    5.4.4 Инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.
    
    5.4.5 Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.
    
    5.4.6 Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.
    
    5.4.7 Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население.
    
    5.4.8 Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.
    
    5.4.9 Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.
    
    5.4.10 Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС.
    
    5.4.11 Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС.
    

    5.4.12 Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС.
    
    5.4.13 Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.
    
    5.5 Организация и руководство ликвидацией ЧС
    
    5.5.1 Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:
    
    - в соответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими объектах и территориях;
    
    - в соответствии с планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
    
    - установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;
    
    - по решению уполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами и субъектов Российской Федерации.
    
    5.5.2 Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
    
    5.5.3 Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
    
    - о проведении эвакуационных мероприятий;
    
    - об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
    
    - о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;
    
    - об ограничении доступа людей в зону ЧС.
    
    
    
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1997
    
    
Юридическим бюро в
текст документа внесено Изменение N 1,
принятое постановлением
Госстандарта России
от 31.05.2000 N 148-ст