Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200003231.htm

   

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ АВАРИЙ,  
НЕ ПОВЛЕКШИХ ЗА СОБОЙ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ,
НА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ГОСГОРТЕХНАДЗОРУ СССР
 ПРЕДПРИЯТИЯХ И ОБЪЕКТАХ  


     
     РАЗРАБОТАНА на основе ранее действовавшей инструкции с учетом опыта работы органов Госгортехнадзора, предприятий, организаций и происшедших за последние годы изменений в области расследования и учета аварий. Инструкция устанавливает порядок технического расследования аварий и является обязательной для работников министерств (ведомств) и предприятий (организаций), подконтрольных Госгортехнадзору СССР. С выходом в свет настоящей Инструкции отменяется действие Инструкции по расследованию аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору СССР предприятиях и объектах, утвержденной Госгортехнадзором СССР 26 сентября 1967 года.
     
     СОГЛАСОВАНА с ВЦСПС 20 февраля 1985 г.
     
     УТВЕРЖДЕНА Госгортехнадзором СССР 11 июля 1985 г.
     
     
     Настоящая Инструкция устанавливает общие положения и основные требования к техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой несчастных случаев. Изложен порядок назначения комиссий по расследованию несчастных случаев и их состав. Приведены документы, которые необходимо составить при расследовании аварий. Определены обязанности и ответственность руководителей за аварии и несвоевременное извещение о них. Дано распределение аварий по категориям в зависимости от последствий для различных отраслей народного хозяйства. Приведены формы акта на расследование аварий и журнала их регистрации.
          
     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



     1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок технического расследования и учета аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору СССР предприятиях и объектах.
     
     К авариям следует относить внезапное полное или частичное повреждение оборудования (транспортных средств, машин, механизмов, агрегатов или ряда их), разрушение зданий, сооружений, горных выработок и т.п., случаи взрывов, вспышек, загрязнений пылегазовоздушных смесей, внезапных выделений токсичных и других газов, внезапного высвобождения различных видов энергии, вызвавшие длительное (как правило, более смены) нарушение производственного процесса или приведшие к полной или частичной потере производственных мощностей, их простою или снижению объемов производства, а также характер которых и возможные последствия представляют потенциальную опасность для производства, жизни и здоровья людей.
     
     Распределение аварий по категориям (в зависимости от последствий) для разных отраслей приведено в прил. 1.
     
     Примечания: 1. Случаи нарушений технологических процессов, нормальной работы оборудования, временные остановки производства в результате срабатывания автоматических защитных блокировок и другие локальные нарушения в работе цехов, участков и отдельных видов  технологического оборудования, вследствие которых не произошли разрушения либо повреждения оборудования, машин или механизмов, и не соответствующие по характеру и последствиям, перечисленным в прил. 1, относятся к производственным неполадкам и расследуются и учитываются инженерно-техническим персоналом предприятий и организаций в порядке, установленном соответствующим министерством или ведомством.
     
     2. Последствия использования взрывчатых материалов не по назначению должны расследоваться с учетом положений Инструкции о порядке технического расследования и учета утрат взрывчатых материалов на предприятиях, в организациях и на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору СССР.
     
     1.2. Руководитель предприятия обязан незамедлительно сообщить о происшедшей аварии вышестоящей хозяйственной организации, инспектору или инспекции (управлению округа) госгортехнадзора, техническому инспектору труда профсоюза, курирующему предприятие, и органам прокуратуры по месту нахождения предприятия в установленном порядке.
     
     Руководители предприятий обязаны сообщать местным органам госгортехнадзора также и о серьезных неполадках для согласования участия в необходимых случаях их представителей в составе комиссий по расследованию отдельных неполадок.
     

     1.3. Управления округов и госгортехнадзоры союзных республик передают в Госгортехнадзор СССР в соответствии с установленным порядком оперативные сведения о происшедших на подконтрольных предприятиях авариях.
     
     1.4. Контроль за соблюдением установленного настоящей Инструкцией порядка расследования и учета аварий, а также за своевременным выполнением мероприятий по устранению причин, вызвавших аварию, осуществляют вышестоящие хозяйственные организации, министерства, ведомства, органы госгортехнадзора, комитеты и советы профсоюзов.
     
     

2. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ АВАРИЙ


     2.1. Расследование имеет целью установить причины аварии, наметить меры по устранению ее последствий, определить материальный ущерб и разработать необходимые мероприятия для предупреждения аналогичных аварий на данном и других родственных предприятиях.
     
     2.2. Аварии расследуют комиссии, в состав которых входят представители хозяйственных организаций, органов госгортехнадзора и профсоюзных организаций.
     
     Приказы (распоряжения) о назначении комиссий издают:
     
     по расследованию аварий I категории - вышестоящая хозяйственная организация (министерство, ведомство, промышленное или производственное объединение, управления и отделы исполкомов местных Советов народных депутатов по объектам, непосредственно им подчиненным) по согласованию с соответствующими органами госгортехнадзора и профсоюзными организациями;
     
     по расследованию аварий II категории - вышестоящая хозяйственная организация, производственное объединение или предприятие, на котором произошла авария, при прямом его подчинении министерству, по согласованию с органами госгортехнадзора и профсоюзными организациями.
     
     В зависимости от конкретных условий (характера и возможных последствий аварии) комиссия может быть создана приказом Госгортехнадзора СССР (горгортехнадзора союзной республики), согласованным с министерством (ведомством) и ЦК соответствующего профсоюза, или расположением правительственных органов.
     
     Председателями комиссий по расследованию аварий I и II категорий назначаются представители как хозяйственных организаций, так и органов госгортехнадзора по согласованию между ними.
     
     При расследовании аварии на объектах котлонадзора или подъемных сооружениях председателем комиссии назначается представитель госгортехнадзора. При этом приказ издается органом надзора по согласованию с организациями, работники которых вводятся в состав указанной комиссии.
     
     2.3. Органы Госгортехнадзора СССР имеют право в необходимых случаях самостоятельно расследовать обстоятельства и причины аварии и по  результатам расследования принимать решения, выполнение которых обязательно для подконтрольных предприятий и организаций. При этом состав комиссии определяется управлением округа или госгортехнадзором союзной республики.
     
     2.4. В состав комиссии должны входить:
     
     а) при расследовании аварии I категории - руководитель вышестоящей хозяйственной организации или ее структурного подразделения, представитель инспекции, управления округа или госгортехнадзора союзной республики и представитель профсоюзной организации (данного предприятия, теркома, обкома или совета профсоюзов);
     
     б) при расследовании аварии II категории - представитель вышестоящей организации или руководитель предприятия или его служб (при прямом подчинении предприятия министерству), представители органов госгортехнадзора (работники управления округа, начальник инспекции или его заместитель, участковый инспектор).
     
     В необходимых случаях для участия в расследовании аварии могут привлекаться представители и других организаций (научно-исследовательских, проектных, конструкторских, заводов-изготовителей и т.п.).
     
     2.5. Комиссия по расследованию аварии должна без задержки начать расследование причин аварии и в течение 10 дней составить акт расследования по прилагаемой форме (прил. 2), оформить другие необходимые документы и материалы, указанные в п. 2.9.
     
     Акт подписывается членами комиссии.
     
     Срок расследования может быть увеличен организацией, назначившей комиссию, в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.
     
     2.6. Комиссия по расследованию аварии имеет право получать в ходе расследования письменные и устные объяснения от очевидцев происшедшего, должностных и других лиц.
     
     По требованию комиссии предприятие (организация) обязано обеспечить за его счет:
     
     привлечение к расследованию специалистов-экспертов, выполнение расчетов, лабораторных исследований, изготовление фотоснимков, эскизов поврежденных объектов и места аварии и других документов, необходимых для выяснения обстоятельств и причин аварии;
     
     предоставление спецодежды, средств индивидуальной защиты, транспортных средств и средств связи, необходимых для расследования;
     
     печатание и размножение в необходимом количестве материалов расследования аварии.
     
     Экспертная комиссия назначается распоряжением председателя комиссии по расследованию аварии. Этим же распоряжением назначается председатель экспертной комиссии.
     
     Вопросы, требующие экспертного заключения, ставятся в письменной форме. Материалы экспертной комиссии, подписанные всеми ее членами, должны представляться комиссии по расследованию аварии в машинописном виде.
     
     2.7. В ходе расследования комиссия классифицирует аварию, выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает ее причины, характер нарушений условий эксплуатации оборудования, технологических процессов, нарушений правил и норм по технике безопасности, устанавливает состав лиц, ответственных за происшедшую аварию, намечает мероприятия по ликвидации ее последствий и предотвращению повторения подобных аварий, определяет размер (процент) разрушений и материальный ущерб, причиненный зданиям, сооружениям, оборудованию, подготовленным к выемке запасов полезных ископаемых, полуфабрикатов и готовой продукции предприятия, а также народнохозяйственным объектам вне предприятия.
     
     Примечания: 1. Экономический ущерб от аварии подсчитывается предприятием. Документ об учете экономических последствий аварии, подписанный руководителем предприятия, прилагается к акту расследования аварии.
     
     Данные указанного документа используют для подсчета итогового размера экономического ущерба от аварии (п. 9 акта), а также для формирования статистической (“Отчет о пожарах и ущербе” - формы № 12-ПО и 13-ПО, “Отчет о пострадавших на производстве, авариях и затратах на мероприятия по охране труда” - форма 7-т) и другой отчетности.
     
     2. Экономический ущерб от аварии рекомендуется подсчитывать с учетом следующих основных статей расхода:
     
     прямые убытки - непредусмотренные выплаты заработной платы за все работы, связанные с ликвидацией аварии, и стоимость полностью или частично выведенных из сферы производства материальных ценностей (оборудование, сырье, коммуникации, горные выработки и т.п.);
     
     затраты производственные - дополнительные затраты материальных, финансовых и трудовых ресурсов для ремонта и восстановления аварийных объектов или их звеньев.
     
     При этом учитываются суммы и объемы материальных затрат, включаемые в первичную учетно-отчетную документацию предприятия.
     
     По авариям на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях экономический ущерб не подсчитывают.
     
     3. Если к моменту окончания расследования аварии объект не пущен в эксплуатацию, то о его восстановлении руководитель предприятия до пуска объекта в эксплуатацию извещает организации, принимавшие участие в расследовании аварии.
     
     2.8. По результатам расследования аварий I и II категорий вышестоящая хозяйственная организация издает приказ.
     
     В тех случаях, когда предприятие подчиняется непосредственно министерству (ведомству), приказ по результатам расследования может издаваться предприятием, на котором произошла авария.
     
     2.9. Материалы расследования аварии I категории должны включать:
     
     приказ о назначении (создании) комиссии для расследования причин аварии;
     
     акт расследования аварии, к которому прилагаются:
     
     протокол осмотра места аварии, планы, схемы, фотоснимки;
     
     эскиз места аварии;
     
     распоряжение председателя комиссии о назначении технической экспертизы и другие распоряжения, изданные комиссией по расследованию аварии;
     
     заключение экспертной комиссии о причинах аварии, результаты лабораторных и других исследований, экспериментов, анализов и т.п.;
     
     докладную записку ВГСЧ, ГСС, ВЧ по предупреждению и ликвидации нефтяных и газовых фонтанов или пожарной команды, если они вызывались для ликвидации аварии;
     
     протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований ГОСТов, норм и правил по технике безопасности;
     
     справки об обучении и проверке знаний, а также прохождении инструктажа по технике безопасности обслуживающего персонала;
     
     другие материалы (справки, выписки и т.п.), характеризующие аварию.
     
     Состав материалов, прилагаемых к акту расследования аварии II категории, определяет председатель комиссии.
     
     В числе таких материалов обязательно должны быть:
     
     приказ о назначении (создании) комиссии для расследования причин аварии;
     
     сведения об обучении и проверке знаний обслуживающего персонала;
     
     сведения об экономическом ущербе от аварии.
     
     2.10. Техническое оформление материалов расследования (акта и приложений к нему) возлагается на предприятие, которое обязано не позднее трех дней после окончания расследования аварии разослать их:
     
     а) по аварии I категории - вышестоящей хозяйственной организации, местным органам госгортехнадзора, госгортехнадзору союзной республики и Госгортехнадзору СССР, технической инспекции труда ЦК профсоюза;
     
     б) по аварии II категории - местным органам госгортехнадзора (в двух экземплярах) и вышестоящей хозяйственной организации.
     
     Рассылку актов расследования аварий на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях осуществляет местный орган госгортехнадзора.
     
     По решению комиссии материалы расследования аварии могут быть направлены в органы прокуратуры по месту нахождения предприятия.
     
     2.11. Отчетные сведения об авариях органы госгортехнадзора (управления округов, расположенные на территории РСФСР, и госгортехнадзоры союзных республик) направляют в Госгортехнадзор СССР в установленном порядке.
     
     2.12. Вышестоящая хозяйственная организация должна обеспечить изучение и анализ обстоятельств, причин аварии и намеченных комиссиями мероприятий персоналом, работающим на родственных предприятиях в аналогичных условиях, и принять меры по недопущению на них подобных аварий.
     
     2.13. Предприятием представляется письменная информация о выполнении мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию, по аварии I категории - организациям, представители которых участвовали в расследовании, а по аварии II категории - органам госгортехнадзора и вышестоящей хозяйственной организации.
     
     2.14. Если авария произошла из-за конструктивных недостатков оборудования, то администрация предприятия обязана направить заводу-изготовителю этого оборудования обоснованную рекламацию, а ее копию - вышестоящей хозяйственной организации, в ведении которой находится завод-изготовитель. По объектам котлонадзора и подъемным сооружениям копия рекламации направляется в орган госгортехнадзора, выдавший разрешение на изготовление оборудования.
     
     Копия рекламации по буровому, нефтепромысловому и геологоразведочному оборудованию должна направляться также лаборатории Госстандарта СССР по месту нахождения завода-изготовителя оборудования и Госгортехнадзору СССР.
     
     2.15. Регистрация и учет аварий, расследованных в соответствии с настоящей Инструкцией, должны вестись в специальном журнале (прил. 3). Ответственность за правильность учета возлагается на руководителя предприятия.
     
     Администрация предприятия (организации) несет ответственность в установленном порядке за несвоевременное сообщение об аварии или сокрытие ее от расследования, умышленное искажение обстоятельств и причин аварии и несохранение до расследования обстановки на рабочих местах и состояния оборудования такими, какими они были в момент происшествия, а также искажение статистических сведений, характеризующих размер материального ущерба от аварии.
     


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АВАРИЙ ПО КАТЕГОРИЯМ

Аварии I категории

     

     К I категории относятся аварии, в результате которых полностью (частично) выведено из строя производство, а также аварии производственных зданий, сооружений, аппаратов, машин, оборудования, горных выработок, отражающиеся на работе предприятия в целом, отдельных его производств или технических единиц.
     
     К таким авариям относятся.
     
     1. По горнодобывающей промышленности (при разработке угольных, рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным и открытым способами) и подземным геологоразведочным работам:
     
     независимо от последствий и длительности простоя производства - взрывы газа и пыли; взрывы на складах взрывчатых материалов (ВМ); внезапные выбросы угля, руды, породы и газа; горные удары; обвалы в вертикальных или наклонных стволах шахт; прорывы дамб (плотин) хвостохранилищ; потопление драг; внезапные разрушения технологических зданий и сооружений; пожары в подземных выработках, на складах ВМ и в других местах их хранения, а также на транспортных средствах, перевозящих ВМ; пожары в надшахтных зданиях и сооружениях; рецидивы списанных эндогенных пожаров; аварии вентиляторных установок главного проветривания, центральных водоотливов и компрессорных установок; аварии при эксплуатации дегазационного оборудования;
     
     вызвавшие простой продолжительностью более суток шахты, рудники, прииска, карьера (разреза) - прорывы воды, заиловки или обводненной горной массы; обрушения горных выработок; аварии на обогатительных, агломерационных (окомковательных) фабриках; конвейерных линиях; нарушения подачи электроэнергии и др.;
     
     вызвавшие простой свыше одной смены - аварии грузовых и грузолюдских подземных установок в стволах шахт.
     
     2. По нефтегазодобывающей, газоперерабатывающей промышленности и геологоразведочным работам: открытые фонтаны при строительстве и эксплуатации нефтяных и газовых скважин; падение или разрушение вышек, морских стационарных платформ в процессе строительства и эксплуатации; разрушение или гибель плавучих буровых установок в процессе эксплуатации, аварийный уход плавучих буровых установок с точки бурения, сопровождающийся разрушением устья скважины; падение талевой системы на установках глубокого бурения; взрывы и пожары на буровых объектах, резервуарных парках, насосных, компрессорных станциях, газоперерабатывающих заводах, приведшие к разрушению и остановке объекта; взрывы или пожары на складах ВМ и в других местах их хранения, а также на транспортных средствах, перевозящих ВМ; разрушение здание или сооружений вследствие неправильного ведения взрывных работ.
     
     3. По химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности: аварии, происшедшие в результате взрывов, вызвавших разрушение технологической системы и других инженерных сооружений производства, вследствие чего полностью или частично прекращен выпуск продукции и для его восстановления потребуются специальные ассигнования.
     

     4. По металлургической промышленности: взрывы газа в воздухонагревателях и межконусном пространстве доменных печей, аппаратах газоочистки, газгольдерах, газодувках, на генераторных станциях, газораcпределительных и газоповысительных установках, на водородных станциях, в аппаратах производства хлора, карбонила никеля, трихлорсипана, тетрахлорида титана; взрывы металлических порошков в пылеосадительных камерах и печах восстановления; пожары на галереях шихтоподачи, складах угля и ЛВЖ; пожары от загораний металла и металлических порошков; пожары от выбросов расплавленных и раскаленных материалов из металлургических агрегатов; пожары на кислородных станциях и установках; обрушения трубопроводов с ЛВЖ, горючими и ядовитыми газами, в результате которых требуется замена или капитальный ремонт зданий, сооружений, основных агрегатов.
     
     5. По объектам котлонадзора: взрывы котлов, сосудов, работающих под давлением, разрывы трубопроводов I категории пара и горячей воды.
     
     6. По объектам газового надзора: разрушения газопроводов, выход из строя газового оборудования ГРС, ГРП, ГРУ, повлекшие за собой взрывы газа в жилых домах, общественных зданиях, инженерных сооружениях, а также остановку (перерыв) в газоснабжении города, населенного пункта, микрорайона, предприятия (промышленного, сельскохозяйственного, коммунального); взрывы и пожары, связанные с эксплуатацией газового хозяйства на газгольдерных, газонаполнительных и автозаправочных станциях сжиженных газов, ГРЭС, ТЭЦ и районных отопительных котельных, а также на других объектах, повлекшие за собой разрушение зданий и остановку предприятия в целом или отдельных цехов.
     
     

Аварии II категории

     
     
      Ко II категории относятся аварии, в результате которых произошло разрушение либо повреждение отдельных производственных сооружений, аппаратов, машин, оборудования, горных выработок, отражающиеся на работе участка (цеха), объекта и приведшие к простою производственных мощностей или снижению объемов производства и вызвавшие простой более одной смены.
     
     1. По горнодобывающей промышленности и подземным геологоразведочным работам: вспышки и горения газа и пыли в подземных выработках; эндогенные пожары на отдельных участках без остановки панели, крыла шахты; прорывы газов из пожарных участков; внезапные выделения газов, обрушения очистных и подготовительных выработок; завалы главных откаточных и вентиляционных выработок; оползни и обрушения бортов карьеров; прорывы воды или обводненной горной массы, которые привели к остановке работ на панели, крыле на срок более 1 сут.; выгорания взрывчатых веществ, не вызвавшие взрыва или пожара; аварии участковых подъемных и вентиляторных установок; загорание кабелей, крепи и других материалов в подземных выработках; столкновение железнодорожных поездов на карьерах; падение подвижного состава и машин с бортов карьеров и отвалов; аварии на отдельных секциях обогатительных, агломерационных (окомковательных) фабрик, а также в дробильно-сортировочных отделениях, вызвавшие простои более смены.
     
     Примечание. Остальные прорывы воды, заиловки или обводненной горной массы, не отнесенные к  I и II категориям аварий, расследуются в порядке, установленном технической и учетно-контрольной документацией по геологической службе шахт (рудников), утвержденной соответствующим министерством по согласованию с Госгортехнадзором СССР. По этим авариям также подсчитывается экономический ущерб.
     
     2. По нефтегазодобывающей и газоперерабатывающей промышленности, геологоразведочным работам: взрывы и пожары на буровых объектах, нефтегазосборных пунктах, компрессорных и насосных станциях, газоперерабатывающих заводах, приведшие к выходу из строя оборудования и необходимости его ремонта; аварии в разведочных и эксплуатационных скважинах на нефть и газ, приведшие к ликвидации скважин, утвержденная сметная стоимость которых равна 3 млн. руб. и более.
     
     3. По химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности: аварии, в результате которых повреждено основное или вспомогательное технологическое оборудование, инженерные сооружения, вследствие чего полностью или частично прекращен выпуск продукции и для возобновления производства потребуются затраты более нормативной суммы амортизационных отчислений на плановый капитальный ремонт этих объектов производства, но не потребуется специальных ассигнований.
     

     4. По металлургической промышленности: относятся аварии, аналогичные авариям I категории, но в результате которых происходят местные разрушения зданий, сооружений, агрегатов и аппаратов. Кроме того, уходы расплавленных и раскаленных материалов из металлургических агрегатов; прогары горна, фурменных и леточных холодильников доменных печей; обрушения рудных бункеров, транспортных галерей, силосных башен, дымовых труб и другие аварии, требующие остановки основных агрегатов для проведения ремонта.
     
     5. По подъемным сооружениям: разрушение или излом (изгиб) металлоконструкций грузоподъемной машины (моста, портала, рамы, платформы, башни, стрелы), вызвавшие необходимость в капитальном ремонте металлоконструкций или замене их отдельных секций, а также падение грузоподъемной машины, вызвавшее указанные повреждения; падение кабины лифта, его противовеса или отдельных частей противовеса.
     
     6. По объектам котлонадзора: взрывы крышек и затворов у лазов или люков паровых котлов и сосудов, работающих под давлением; образование выпучин, трещин на стенках барабанов, топочных камер, жаровых труб, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, вызвавших остановку их на ремонт; отрыв донышек коллекторов, разрывы кипятильных, экранных и необогреваемых труб; разрывы трубопроводов 2-й и 3-й категорий пара и горячей воды; взрывы в топках котлов (за исключением котлов, работающих на газе).
     
     Примечания. 1. Аварии объектов котлонадзора и подъемных сооружений, происшедшие при испытании их давлением (нагрузкой), монтаже, демонтаже, ремонте и транспортировании, в период производства специализированными организациями пусконаладочных работ, при освидетельствовании, расследованию и учету в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, не подлежат. Администрация предприятия (организации) обязана установить причины таких аварий и повреждений, разработать и осуществить меры по их предупреждению.
     
     2. Аварии на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях, не подлежащих в соответствии с правилами безопасности регистрации в органах Госгортехнадзора СССР, расследуются в порядке, установленном министерством (ведомством), без участия представителя госгортехнадзора.
     
     7. По объектам газового надзора: взрывы газа в газифицированных печах, топках и газоходах котлов, агрегатах, вызвавшие их местные разрушения или отключения; повреждения подземных газопроводов (механические, коррозионные и др.), вызвавшие кратковременный перерыв в газоснабжении отдельных зданий, цехов или отдельных установок.
     

     Примечания: 1. Взрывы газа, происшедшие в период проведения специализированными организациями пусконаладочных работ или происшедшие на остановленных (в период запрещения пользования газом) объектах, расследованию и учету в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, не подлежат.
     
     2. Взрывы газа в топках газифицированных котлов, не вызвавшие разрушения обмуровки и повреждения котлов, расследуются администрацией предприятия. Результаты расследования таких аварий, а также разработанные мероприятия по недопущению их повторения, должны быть направлены администрацией предприятия местным органам госгортехнадзора в 10-дневный срок после окончания расследования.
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

     
     
АКТ
расследования аварии на предприятии (объекте),
подконтрольном Госгортехнадзору СССР, происшедшей

     
______________ 19 ________ г.

     
     
     1. Название предприятия, его ведомственная принадлежность и адрес:
     
     _______________________________________________________________________________
     
     2. Состав комиссии
     
     Председатель___________________________________________________________________

(фамилия, инициалы, должность)
 

     Члены:_________________________________________________________________________

(фамилия, инициалы, должность)

     
     _______________________________________________________________________________
     
     3. Характеристика предприятия (кратко), объекта, участка и места аварии.
     
     В этом разделе наряду с другими сведениями необходимо указать режим работы объекта (оборудования) до аварии (утвержденный, фактический, проектный); дать заключение о состоянии объекта перед аварией и выполнении правил технической эксплуатации; указать, были ли ранее на данном предприятии, участке (объекте) аналогичные аварии, разрабатывались ли мероприятия по предупреждению аварий  (когда, кем и какие) и как выполнялись эти мероприятия.     
______________
      Для объектов котлонадзора и подъемных сооружений указываются, кроме того, регистрационный номер, завод-изготовитель, год изготовления, даты последних освидетельствования и обследования, а также назначенный срок освидетельствования.  
     
     4. Квалификация обслуживающего персонала (где и когда проходил обучение и инструктаж по технике безопасности, проверку знаний в квалификационной комиссии).
     
     5. Обстоятельства аварии.
     
     В конце этого раздела указать характер и категорию аварии.
     
     6. Организационные и технические причины аварии.
     
     После каждой причины указать, какие требования нормативных документов были нарушены.
     
     7. Мероприятия по устранению причин аварии.
     
     Изложить меры по ликвидации последствий аварии с указанием сроков исполнения и по предупреждению повторения подобных аварий.
     
     8. Заключение о лицах, допустивших аварию, и предложенные меры их наказания.
     
     Указать, какие требования нормативных документов не выполнены или нарушены данным должностным лицом, непосредственным исполнителем работ, дать оценку действиям оперативного, обслуживающего персонала в момент аварии.
     
     9. Итоговая величина экономического ущерба от аварии:
     

всего_______________ тыс. руб.

     Расследование проведено и акт составлен__________________________________________

     _____________________________________________________________________________

(число, месяц, год)

     Приложение: Материал расследования на _______ листах.
     
     Подписи:     
____________
     По объектам котлонадзора и подъемным сооружениям не приводятся.
     

ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Журнал
регистрации аварий, происшедших на предприятиях и объектах
подконтрольных Госгортехнадзору СССР


п/п

Наиме-
нование пред-
приятия, объекта и его ведомст-
венная подчи-
ненность

Дата аварии

Кате-
гория и характер аварии

При-
чины и крат-
кое опи-
сание обстоя-
тельств аварии

Эконо-
мический ущерб от аварии, тыс. руб.

Кем рассле-
дова-
лась ава-
рия

Длитель-
ность простоя от возник-
новения аварии до пуска объекта в эксплуа-
тацию, ч (сут)

Лица, допус-
тившие аварию, и принятые к ним меры нака-
зания

Меро-
приятия, предло-
женные комиссией по рассле-
дованию аварии

Отметка о выпол-
нении меро-
приятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



  

  

  

  

  

  

  

  

  


               
     

     
     Текст документа сверен по
     официальное издание
     М.: Недра, 1986