Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200006099.htm


ГОСТ 20772-81

Группа Г18


    
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


УСТРОЙСТВА ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ЗАПРАВКИ, ПЕРЕКАЧКИ, СЛИВА-НАЛИВА,
ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Типы. Основные параметры и размеры.
Общие технические требования

Connecting devices for technical means for fueling, pumping, loading-unloading,
transport and storage of raw oil and petroleum products. Types, basic
parameters and sizes. General technical requirements

    
    
ОКСТУ 3602

Дата введения 1982-07-01

    
    
    ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 мая 1981 г. N 2457
    
    Проверен в 1986 г. Постановлением Госстандарта СССР от 26.09.86 N 2893 срок действия продлен до 01.07.90*
_____________
    * Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации. (ИУС N 4, 1994 год). Примечание .
          
    ВЗАМЕН ГОСТ 20772-75
    
    ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1989 г.) с Изменением N 1, утвержденным в сентябре 1986 г. (ИУС N 12-86)
    
    ВНЕСЕНО Изменение N 2, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 13.12.98 N 3699, введенное в действие с 01.07.90 и опубликованное в ИУС N 3, 1990 г.
    
    Изменение N 2 внесено юридическим бюро по тексту ИУС N 3, 1990 г.
    
    По всему тексту стандарта для размера исключена единица мм. (Изм. N 2). Примечание юридического бюро .
      
    
    Настоящий стандарт распространяется на присоединительные устройства технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения при осуществлении сливо-наливных операций с нефтью, нефтепродуктами и балластной водой и на полевые сборно-разборные трубопроводы.
    
    Стандарт не распространяется на присоединительные устройства для заправки кораблей, судов, самолетов и вертолетов, а также трубопроводы и средства перекачки с присоединительными устройствами типа МПТ.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

    
    
    1.1. В зависимости от способа соединения присоединительные устройства должны изготовляться пяти типов, указанных в табл. 1.
    

Таблица 1


Тип соединения


Условный
проход

Условное давление ,
МПа

Присоеди- нительные размеры



Область применения



Назначение


1 - резьбовое


25
















0,4; 0,63


Рекомендуемое приложение 1


    Сливно-наливные патрубки передвижных стальных и резинотканевых резервуаров; напорные и всасывающие патрубки насосов и сливно-наливные патрубки автоцистерн, автотопливомасло- заправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки; отводные патрубки полевых сборно-разборных трубопроводов для присоединения резинотканевых рукавов

Для соединения с деталями сливно-
наливных систем
    




40; 50*








    Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских нефтеналивных судов

    
    




65*








    Напорные и всасывающие патрубки автоцистерн, автотопливомасло- заправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки и резинотканевых резервуаров

    
    

2 - фланцевое


80;
100; 150











1,0; 1,6

Рекомендуемое приложение 1


    Сливно-наливные патрубки передвижных стальных и резинотканевых резервуаров; напорные и всасывающие патрубки насосов и сливно-наливные патрубки  автоцистерн, автотопливомасло- заправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки; отводные патрубки полевых
сборно-разборных трубопроводов для присоединения резинотканевых рукавов       

Для соединения с ответными фланцами трубопровод-
ной арматуры и шлангующими устройствами (стендерами)

 

100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500





ГОСТ 1536-76


    Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских, речных нефтеналивных cудов и береговых трубопроводов

 

3 - раструбное


100; 150; 200


6,3


Рекомендуемое приложение 1


    Полевые сборно-разборные трубопроводы и патрубки их средств перекачки     

Для соединения  трубопроводов
    

4 - механические
захваты


150; 175; 200


0,4
1,0

ГОСТ 18194-79


    Установки для слива-налива нефти и нефтепродуктов железнодорожных вагонов-цистерн
    

Для соединения с универ-
сальными приборами железно-
дорожных вагонов-
цистерн и автоцистерн (при нижнем сливе-наливе)




65; 80;
100


0,4
1,0

-



    Установки для нижнего слива-налива автоцистерн и резервуаров

    

5 - гидропневма- тические захваты


80; 100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500


1,0; 1,6


ГОСТ 19762-81


    Стендеры
    

Для соединения с приемно- отливными патрубками судовой грузовой системы

         
    Примечания:
    
    1. Отклонение от соосности отверстий соединительных частей типа 2 - по ГОСТ 14140-81.
    
    2. Соединения с условными проходами D 65 и 80 должны иметь в комплекте переходники на фланцевое соединение D 100.
    
    3. Область применения указанных типов может быть расширена по согласованию с заказчиком.
    
    4.* - запрещается использовать для вновь проектируемых средств.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
    
    

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    
    
    2.1. Присоединительные устройства должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на присоединительные устройства конкретного типа по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
    
    2.2. Материалы, применяемые для изготовления присоединительных устройств, должны быть стойкими к нефти и нефтепродуктам, песку, пыли и морской воде, воздействию окружающей среды и обеспечивать эксплуатацию в соответствующих климатических условиях по ГОСТ 15150-69 или иметь соответствующее антикоррозионное покрытие.
    
    Материалы и покрытия не должны влиять на качество контактирующего с ними продукта.
    
    Материалы и покрытия присоединительных устройств должны исключать искрообразование при ударе.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
    
    2.3. Присоединительные устройства не должны допускать утечки продукта как при отсутствии давления, так и при условном давлении, указанном в табл. 1.
    
    2.3а. Присоединительные устройства должны выдерживать пробные давления по ГОСТ 356-80.
    
    (Введен дополнительно, Изм. N 1).
    
    2.3б. Минимальное разрушающее давление для вновь проектируемых присоединительных устройств должно быть равно четырехкратному номинальному давлению.
    
    (Введен дополнительно. Изм. N 2).
    
    2.4. На уплотнительных поверхностях присоединительных устройств риски, царапины, вмятины и забоины не допускаются.
    
    2.5. Резьба присоединительных устройств типа 1 должна иметь полный, чистый и гладкий профиль, на ней не должно быть рисок, следов инструмента и надорванных или смятых витков.
    
    2.6. Конструктивное выполнение присоединительных устройств в зависимости от области применения должно обеспечивать:
    
    а) взаимозаменяемость однотипных по применению конструкций;
    
    б) удобство обслуживания;
    
    в) искробезопасность при шланговке из-за разности потенциалов причала-судна.
    
    2.7. Присоединительные устройства типа 4, предназначенные для нижнего налива-слива автоцистерн, должны обеспечивать:
    
    возможность подсоединения к патрубкам автоцистерны одним оператором без применения дополнительных устройств, деталей и инструментов;
    
    пропускание нефтепродукта в прямом и обратном направлениях для обеспечения налива и слива автоцистерн;
    

    автоматическое закрывание клапанов на патрубке автоцистерны и наконечнике присоединительного устройства при аварийном отсоединении наконечника или блокировку, исключающую отсоединение наконечника при открытых клапанах.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    2.8. Присоединительные устройства типа 5 должны быть оборудованы предохранительными устройствами, исключающими самопроизвольное отсоединение в процессе слива-налива.
    
    Требования к береговому причальному оборудованию, обеспечивающему безопасное проведение грузовых операций, должны соответствовать правилам, действующим на различные виды транспорта для наливных грузов.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 2).
    
    2.9. Показатели надежности следует устанавливать в научно-технической документации на конкретные типы присоединительных устройств.
    
   (Измененная редакция, Изм. N 2).
    
    2.10. Место установки присоединительного устройства на автомобильных средствах заправки, транспортирования и перекачки определяют в техническом задании заказчика. Основные размеры расположения присоединительных устройств должны соответствовать указанным в табл. 2.
    
    
             

Таблица 2

    



Значения, м, для

Наименования размеров

автомобильных средств заправки и транспортирования

средств перекачки

    1. Расстояние от оси присоединительных устройств до поверхности земли


От 0,7 до 1,5


От 0,5 до 1,5

    2. Расстояние от привалочной плоскости присоединительных устройств до плоскости, определяющей наружный габарит



От 0,2 до 0,5



-

    3. Расстояние от привалочной плоскости присоединительных устройств до задней плоскости прицепа, не более



0,3



-

         
    Примечание. Для передвижных насосных установок, смонтированных на шасси автомобильных прицепов грузоподъемностью более 6 т, расстояние от оси присоединительных устройств до поверхности земли допускается от 0,5 до 2,0 м.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
    
    
    2.11. В железнодорожных вагонах-цистернах расстояние от привалочной плоскости сливного прибора до головки рельса должно быть не менее 575 мм.
         
    2.12. Схемы и основные размеры расположения присоединительных устройств на нефтеналивных судах должны соответствовать табл. 3 и рекомендуемому приложению 3.
    

Таблица 3

    



Значения, м, при грузоподъемности, т


Наименования размеров


До 6000 включ.

Св. 6000
до 16000 включ.


Св. 16000 до 25000 включ.

Св. 25000 до 60000 включ.

Св. 60000 до 160000 включ.

Св. 160000


    1. Расстояние между центрами фланцев, не менее

 
    1,0


1,1


1,5


2,0


2,5


3,0

    2. Расстояние от центров фланцев
    
    до рабочей площадки, не менее

 
    
    0,9



0,9



0,9



0,9



0,9



0,9

    до палубы, не более

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

    3. Расстояние от привалочной плоскости фланца до борта

     

2,0±1,0


2,5±1,0


4,6


4,6


4,5


4,6

         
    Примечание. Внешние присоединительные фланцы приемно-отливных патрубков судовой грузовой системы следует располагать в вертикальной плоскости параллельно диаметральной плоскости судна.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
    
    

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    
    
    3.1. Должно быть исключено попадание посторонних предметов внутрь присоединительных устройств в нерабочем и транспортном положениях.
    
    3.2. При осуществлении сливо-наливных операций с нефтью и нефтепродуктами технические средства заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения должны быть надежно заземлены.
    
    3.3. Усилия на рукоятках (маховиках) присоединительных устройств не должны быть более 160 Н.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    3.4. Допускаемые нагрузки присоединительных устройств типа 5 на фланцы грузовых и бункеровочных линий нефтеналивных судов - по ГОСТ 19762-81.
    
    

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое

         
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ РЕЗЬБОВЫХ, ФЛАНЦЕВЫХ И РАСТРУБНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

         
Резьбовые соединения с 25; 40 и 50  

    
мм

    

Условный
проход D


















8

Н12

Н14

H14

h14

±

±

±

25

М42Х2

32

23

35

31

3

16

18

40

М56ХЗ

42

33

45

41

3

16

18

50

М68ХЗ

56

46

60

55

4

20

20

    
Черт. 1

    

    
Резьбовое соединение с 65  

    
    

    
___________

    * Размер для справок.


Черт.2

    
    
    Примечание. Резьбу М85хЗ для вновь проектируемых изделий применять не допускается.
        

        

    
Фланцевое соединение с 80, 100, 150  

    
мм

    

Условный проход











 

 

 

Пред. откл. по h14

80

72

82

100

4,5

100

98

108

132

6,5

150

144

154

190

10,5

    
___________

    * Размер для справок.
    

Черт. 3

    


Раструбное соединение с 100; 150; 200

    
____________

    * Размер для справок.
    

мм

    

Условный проход







                             
















                      







 



h14

Н12

h14

Н14

h14

h12

Н12

±                           

Н12

±                         

100

97,6

102

108,1

114

110

113,7

130,8

146

77

56

8

5

29

20

13

7

7

150

145,6

152

160

168

162

166,8

185,8

203

92

67

9

6

38

20

22

8

12

200

212

219

225

239

233

237

255

273

108

81

9

8

50

20

31

9,0

21


Черт. 4


    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

    

    
ПРИЛОЖЕНИЕ 2*

___________
    Приложение 2 исключено. Изм. N 2.

    

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое

         
СХЕМЫ ВОЗМОЖНЫХ СОЧЕТАНИЙ УСЛОВНЫХ ПРОХОДОВ, мм


2. Механические захваты

    
    

Сливной прибор железнодорожной цистерны

Присоединительное устройство

Установка
нижнего слива-налива

    
    

2. Гидропневматические захваты

         



     

    Примечание. Допускается применение переходников.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 2).