Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200030349.htm

МДК 2-01.01

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ
ЗАКАЗЧИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
(организации по управлению жилищным фондом)

     
     
     РАЗРАБОТАНЫ совместно Центром нормировния и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЦНИС) и Фондом "Институт экономики города".
     
     РЕКОМЕНДОВАНЫ для практического применения (письмо Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 04.12.98 г. N ЛЧ-01-252/29).
     
     УТВЕРЖДЕНЫ приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике N 74 от 26.03.99 г.
     

     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

          

     1.1. Об управлении муниципальным жилищным фондом

     
     1.1.1. Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг* является самостоятельной организацией, управляющей муниципальным жилищным фондом. Служба заказчика может создаваться в форме муниципального предприятия или муниципального учреждения. Формирование службы заказчика осуществляется в процессе разделения функций между заказчиком жилищно-коммунальных услуг для муниципального жилищного фонда и подрядными организациями, осуществляющими предоставление этих услуг. Создание Службы заказчика сопровождается ликвидацией всех других структур, осуществляющих управленческие функции по отношению к муниципальному жилищному фонду, в том числе управленческого аппарата жилищных трестов, жилищно-коммунальных объединений и т.п., и выделением из их состава самостоятельных муниципальных предприятий, осуществляющих подрядные работы.
_______________
     * Далее "Служба заказчика".
     
     1.1.2. Служба заказчика не должна выступать монополистом на предоставление услуг по управлению муниципальным жилищным фондом. К осуществлению этих функций на конкурсной основе могут привлекаться организации по управлению жилищным фондом или управляющие компании любой организационно-правовой формы, способные предоставлять качественные управленческие услуги. При отборе управляющей компании на конкурсной основе численность и структура работников данной компании не должна предписываться условиями конкурса. В рамках муниципального образования может быть создано несколько Служб заказчика.
     
     1.1.3. Создание Службы заказчика и связанные с этим преобразования системы управления ЖКХ (выделение из состава жилищных трестов самостоятельных муниципальных предприятий по обслуживанию жилья, переход на договорные отношения и т.п.) должны приводить к более рациональному использованию ресурсов и экономии средств на управление и обслуживание муниципального жилищного фонда. Если в результате проводимых преобразований расходы растут и не удается достичь финансовой экономии, необходимо еще раз проанализировать систему управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования на предмет:
     
     выявления и ликвидации дублирования управленческих функций различными структурами в системе управления ЖКХ;
     

     оценки численности административно-управленческого персонала и общей штатной численности персонала муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства на предмет их соответствия реальным финансовым возможностям муниципального образования;
     
     соответствия включенного в договоры объема и структуры предоставления жилищно-коммунальных услуг финансовым возможностям муниципального образования и реальности контроля за предоставлением этих услуг;
     
     действенности санкций за неполное и некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг;
     
     использования возможностей снижения затрат и более рационального использования средств за счет организации обслуживания и управления жилищным фондом на конкурсной основе.
          


     1.2. О нормировании деятельности по управлению муниципальным жилищным фондом

     
     1.2.1. Нормативы численности работников Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг (организации по управлению жилищным фондом или управляющей компании) разработаны с учетом ее эффективной работы и рекомендованы для нормирования труда работников этих  организаций.
     
     1.2.2. Приведенные в сборнике нормативы численности определены с учетом разделения на муниципальном уровне функций между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными организациями.
     
     1.2.3. Сборник позволяет определить численность руководителей, специалистов и служащих, затраты, связанные с деятельностью Службы заказчика, как составной части жилищно-коммунальных услуг, установить организационную структуру Службы заказчика, произвести рациональную расстановку кадров.
     
     1.2.4. В основу разработки нормативов численности положены технико-экономические показатели и характеристики, отчетные данные и действующие структурные схемы Служб заказчика, другие нормативно-методические материалы.
     
     1.2.5. Нормативы численности работников Службы заказчика установлены по следующим основным блокам функций управления жилищным фондом с учетом положений Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации:
     
     а) руководство службы заказчика;
     

     б) технический контроль и планирование;
     
     в) финансово-экономическая деятельность;
     
     г) договорно-правовая деятельность.
     
     С учетом указанных функций в приложении к сборнику приведена примерная организационная структура Службы заказчика.
     
     1.2.6. Норматив численности в целом по Службе заказчика определяется путем суммирования нормативов по функциям.
     
     1.2.7. В качестве основного нормообразующего фактора выбрана общая площадь жилищного фонда, находящегося в управлении Службы заказчика. Расчет производился в диапазоне рекомендуемых значений общей площади от 900000 до 2700000 м. Эта площадь примерно соответствует численности населения от 50 до  150 тысяч человек. При превышении предельного объема общей площади, установленного в сборнике, представляется целесообразным формировать несколько Служб заказчика. При этом возникают предпосылки для формирования конкурентной  среды в сфере управления жилищным фондом. При меньшем размере общей площади управляемого жилищного фонда (для малых муниципальных образований) блоки функций могут совмещаться.
     
     1.2.8. В настоящие нормативы не включена численность:
     
     работников, занятых регистрацией граждан по месту пребывания и месту жительства (паспортной работой);
     
     работников, занятых организацией и управлением процессом приватизации муниципального жилищного фонда;
     
     рабочих (уборщики служебных помещений, водители легкового транспорта и т.д.), которая может быть определена по другим сборникам норм и нормативов затрат труда.
     
     1.2.9. Приведенные в сборнике нормативы численности рекомендованы для  условий перехода к рыночным отношениям в сфере управления жилищным фондом. С учетом особенностей региональной политики в жилищно-коммунальной сфере и развитием конкурентной среды в системе управления жилищным фондом могут быть использованы нормативы, разработанные на  муниципальном уровне.
     

     

2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ    
     

     2.1. Общее руководство Службы заказчика

     
     Функции административного и обслуживающего персонала Службы заказчика:
     
     Руководство деятельностью Службы заказчика в соответствии с действующим законодательством и Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и согласно утвержденному уставу (положению) и договору с собственником.
     
     Организация и ведение бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности на территории  Российской Федерации для организаций, являющихся юридическими лицами независимо от подчиненности и форм собственности, включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.
     
     Обеспечение кадрами требуемой квалификации и специальности, организация учебно-методической работы по необходимым видам и формам подготовки и повышению квалификации работников Службы заказчика.
     
     Документальное оформление управленческих решений, действий, связей; организация документооборота; упорядочение и хранение исполненной документации; контроль своевременного исполнения приказов, поручений и распоряжений; техническое обслуживание работы руководителя Службы заказчика.
     
     Обеспечение работников всем необходимым для их деятельности, прием, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей; контроль за их использованием.
     
     Хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и пожарной безопасности.
     
     Примерный перечень должностей:
     
     Руководитель Службы заказчика и его заместители; главный бухгалтер, зам. главного бухгалтера, бухгалтер, кассир, инспектор по кадрам; секретарь-машинистка, машинистка; заведующий хозяйством.
     
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. м):
     

до 900

901-1300

1301-2700

     
     Нормативная численность, чел.:
     

4-6

6-8

8-11

               


     2.2. Технический контроль и планирование

     
     2.2.1. Формирование заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на поставку коммунальных услуг.
     
     Анализ сложившегося состояния находящегося в управлении жилищного фонда, уровня и качества предоставляемых услуг и работ, подготовка предложений по повышению качества обслуживания жилищного фонда.
     
     Участие в работе по приемке в состав муниципальной собственности ведомственного жилищного фонда.
     
     Ведение технической документации и банка данных по составу инженерного оборудования, капитальности и другим техническим параметрам зданий, сооружений, инженерных сетей.
     
     Разработка требований по качеству содержания и ремонта жилищного фонда, планирование работ по капитальному ремонту и модернизации жилищного фонда.
     
     Составление перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
     
     Разработка рекомендаций по методам и техническим решениям устранения обнаруженных дефектов.
     
     Организация и проведение конкурсов между предприятиями различных форм собственности на обслуживание и ремонт жилищного фонда. Выбор перечня домов, выставляемых на конкурс, предоставление необходимой информации для потенциальных участников конкурса, проведение предварительного собрания участников конкурса, осмотр выставляемого на конкурс жилищного фонда с участниками конкурса, участие в работе конкурсной комиссии.
     
     Подготовка проектов договоров в их технической части по обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
     
     Работа с ресурсоснабжающими предприятиями по подготовке проектов договоров в их технической части между Службой заказчика и ресурсоснабжающими организациями. Обеспечение согласованной технической политики с поставщиками коммунальных услуг.
     
     Примерный перечень должностей:
     
     Руководитель подразделения, инженер, экономист.
     
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. м):
     

до 900

901-1300

1301-2700

     
     
     Нормативная численность, чел.:
     

2-3

3-5

5-7

     
     
     2.2.2. Контроль за техническим состоянием и использованием жилищного фонда и предоставлением жилищно-коммунальных услуг
     
     Обеспечение технических условий эксплуатации и осуществление контроля за правильной эксплуатацией и содержанием жилищного фонда подрядными организациями.
     
     Контроль и обеспечение работ по подготовке жилищного фонда к сезонным условиям эксплуатации.
     
     Контроль качества и объема выполненных работ и предоставленных услуг, приемка  произведенных работ и услуг согласно заключенным договорам. Актирование выполненных работ, актирование фактов невыполнения договорных обязательств.
     
     Прием и регистрация заявок, ведение учета ремонтных работ; составление перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
     
     Обеспечение потребителей информацией о нормативных показателях качества жилищно-коммунальных услуг, сроках их предоставления и размерах финансовых санкций за нарушение нормативного уровня качества.
     
     Проверка соблюдения потребителями жилищно-коммунальных услуг своих обязательств по договорам найма, аренды, технического обслуживания и т.д.
     
     Подготовка данных для корректировки размера оплаты жилищно-коммунальных услуг в случае отклонения их качества от нормативного уровня.
     
     Работа с населением по ликвидации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Принятие мер по взысканию задолженности, в т.ч. подготовка и направление уведомлений о необходимости погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, выяснение  причин возникновения задолженности, анализ полученной информации и принятие решений по каждой конкретной семье.
     
     Примерный перечень должностей:
     
     Руководитель подразделения, инженер, инспектор, техник.
     
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. м):
     

до 900

901-1300

1301-2700

     
     
     Нормативная численность, чел.:
     

10-13

13-18

18-25

     
     
     2.2.3.  Диспетчерское обслуживание


     Прием и регистрация заявок, выявление их причин и характера. Оперативное решение вопросов о направлении бригад на места аварий. Ведение диспетчерского журнала и другой технической документации.
     
     Осуществление связи с работниками бригад, находящихся на линии для оперативного контроля за ходом ликвидации аварий и предупреждения нарушений хода выполнения работ, а также причин их вызвавших.
     
     Примерный перечень должностей:
     
     Оператор диспетчерской службы.
     
     Норматив численности - 5 человек.     
    

 

     2.3. Финансово-экономическая деятельность

     
     2.3.1. Финансовое обеспечение заказа на работу по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на поставку коммунальных услуг
     
     Осуществление расчетов с подрядчиками за реализованную продукцию (услуги, работы) в соответствии с актами оценки качества выполненных работ и поставленных услуг.
     
     Консолидация финансовых средств для расчетов с подрядчиками за выполненные работы и предоставленные услуги в соответствии с заключенными договорами.
     
     Разработка предложений по эффективному использованию нежилых помещений и земельных участков в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов для улучшения состояния жилищного фонда.
     
     Применение штрафных санкций к подрядчикам, осуществляющим работы по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и поставке коммунальных услуг в соответствии с заключенными договорами.
     
     Разработка предложений по корректировке экономически обоснованных тарифов на обслуживание и ремонт жилищного фонда, подготовка материалов по указанным тарифам для утверждения органом местного самоуправления.   
     
     Примерный перечень должностей:
     
     Руководитель подразделения, экономист
     
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. м):
     

до 900

901-1300

1301-2700

     
     
     Нормативная численность, чел.:
     

3-4

4-6

6-8

     
     
     2.3.2. Оплата жилищно-коммунальных услуг
     
     Определение размера платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) с учетом права на льготы и предоставленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
     
     Оформление счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг.
     
     Проведение перерасчета платежей за жилищно-коммунальные услуги:
     
     при изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
            
     при временном отсутствии потребителя по месту жительства;                                                                                                  
     
     при отклонении показателей качества ЖКУ от нормативного уровня;
     
     при введении дополнительных льгот или их отмене;
     
     при изменении размера субсидий.
     
     Рассмотрение жалоб и заявлений граждан по вопросам, связанным с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги.
     
     Организация расчетно-кассового обслуживания.
     
     Анализ информации о поступлении денежных средств на лицевые счета плательщиков.
     
     Выявление потребителей, имеющих задолженность по платежам за жилищно-коммунальные услуги.
     
     Начисление пени в установленном договором размере при нарушении потребителями сроков внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги.
     
     Примерный перечень должностей:
     
     Руководитель подразделения, бухгалтер, кассир, контролер
     
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. м):
     

до 900

901-1300

1301-2700

     
     
     Нормативная численность, чел.:
     

3-4

4-6

6-8

     
     
     2.3.3. Информационное и методическое обеспечение
     
     Создание и ведение базы данных по объектам жилищного фонда, инженерному оборудованию, капитальности и другим параметрам жилых зданий.
     
     Создание и ведение базы данных по лицевым счетам нанимателей и карточкам учета собственников жилья в муниципальном жилищном фонде.
     
     Примерный перечень должностей:
     
     Руководитель подразделения, экономист, инженер, оператор
     
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. м):
     

до 900

901-1300

1301-2700

     
     
     Нормативная численность, чел.:
     

2-3

3-5

5-7

               


     2.4. Договорно-правовая деятельность

     
     Разработка и оформление договоров с организациями, обслуживающими жилищный фонд, и поставщиками коммунальных услуг.
     
     Контроль за выполнением договорных обязательств, рассмотрение и составление протоколов разногласий к договорам, обеспечение правовыми средствами проверки качества работ и услуг, обеспечение соблюдения законодательства о труде.
     
     Заключение договоров найма, аренды; договоров на управление недвижимым имуществом или договоров на оказание жилищно-коммунальных  услуг с собственниками жилых помещений.
     
     Перезаключение договоров коммерческого найма по истечении срока их действия.
     
     Расторжение заключенных договоров в судебном порядке или по соглашению сторон.
     
     Выдача разрешений на сдачу жилого помещения в поднаем и на заключение договора субаренды.
     
     Страхование риска гибели жилого помещения.
     
     Заключение договоров на оказание услуг по сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги со специализированными организациями.
     
     Юридическое оформление договоров, обеспечение законности, проверка соответствия действующему законодательству, приказам, инструкциям, положениям и другим документам правового характера, имеющим отношение к обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
     
     Рассмотрение предложений, жалоб, заявлений потребителей жилищно-коммунальных услуг по вопросам, связанным с жилищно-коммунальным обслуживанием.
     
     Подготовка ответов на поступившие жалобы и заявления граждан.
     
     Представление интересов службы заказчика на судебных заседаниях по делам о жилищно-коммунальном обслуживании и его оплате.
     
     Подготовка материалов для судебного взыскания задолженности.
     
     Примерный перечень должностей:
     
     Руководитель подразделения, экономист, юрисконсульт
     
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. м):
     

до 900

901-1300

1301-2700

     
     
     Нормативная численность, чел.:
     

1-2

2-4

4-7

     

     

Приложение

ПРИМЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА

     
     
     
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ГУП ЦПП, 2001