Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200035525.htm


РД 31.06.06-86  

     
     
МЕТОДИКА РАСЧЕТА
ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ В МОРСКИХ ПОРТАХ

     
     
Дата введения 1986-10-01
 

     
     РАЗРАБОТАНА Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроектом)
     
     Ленинградским филиалом (Ленморниипроектом)
     
     Главный инженер В.А.Фирсов
     
     Главный инженер проекта Б.Е.Керштейн
     
     Руководитель разработки с.н.с., к.т.н. М.К.Мацкевич
     
     Ответственный исполнитель - главный специалист К.И.Бунин
     
     Исполнитель - инженер Н.М.Порватова
     
     СОГЛАСОВАНА: письмом от 17.03.86 г. N 50-54-86 начальника управления нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета СССР В.П.Антоновым;
     
     Главной геофизической обсерваторией им. А.И.Воейкова,
     
     Заместитель директора С.И.Зачек
     
     УТВЕРЖДЕНА заместителем начальника Главфлота В.Г.Куриленко 23 апреля 1986 г.
     
     ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ письмом Министерства морского флота от 24.04.86 N ГФ-16/6-799
     
     ВЗАМЕН РТМ 31.3014-77
     
     
     Настоящий руководящий документ устанавливает методы расчета валовых годовых и секундных выбросов вредных веществ в атмосферу объектами порта и транспортными судами и подготовки исходных данных для расчета рассеивания выбросов в атмосферу.
     
     Руководящий документ распространяется на расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу при разработке норм временно согласованных выбросов (ВСВ) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), инвентаризации источников выбросов, составлении статистической отчетности по охране атмосферного воздуха, а также при разработке проектно-сметной документации.
     
     Руководящий документ не распространяется на расчеты выбросов при хранении и перегрузке жидких и газообразных химических грузов.
     
     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     
     1.1. Расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу должны на основе анализа технологических процессов выполняться:
     
     методом материального баланса;
     
     по результатам измерения параметров выбросов;
     
     по техническим характеристикам вентиляционных систем, приводимых в их паспортах.
     
     1.2. Метод материального баланса для расчета выбросов следует применять при отсутствии паспортов вентиляционных систем и возможности провести измерения параметров выбросов.
     
     

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ

     
     2.1. Источники выбросов классифицированы применительно к задачам нормирования выбросов и расчета рассеивания веществ в атмосферу на ЭВМ по программе "Эфир".
     
     2.2. По характеру выбросов источники подразделяются на организованные и неорганизованные.
     
     К первым относятся источники, в которых выброс поступает в атмосферу через специальные газоходы, трубы и воздуховоды, что позволяет применить газоочистные и пылеулавливающие установки. Через неорганизованные источники выбросы поступают в атмосферу в виде ненаправленных потоков газо- или пылевоздушной смеси.
     
     2.3. По степени подвижности источники делятся на стационарные и передвижные (транспортные); по геометрическим характеристикам на точечные, линейные, плоскостные.
     
     2.4. По составу выбросы делятся на основные (пыль, сернистый газ, окись углерода, окислы азота) и прочие.
     
     2.5. Перечень источников выбросов, характерных для морских торговых портов, приведен в табл.2.1.
     
     

Таблица 2.1  

     
Источники выбросов веществ в атмосферу

     

Наименование источников

Признаки источников

организованный

неорганизованный

стационарный

передвижной (транспортный)

Технологические перегрузочные комплексы

+

+

Суда транспортного флота

+

+

+

Суда портового флота

+

+

Внутрипортовая (малая) механизация (подъемно-транспортные машины с ДВС)

+

+

Автомобильный транспорт

+

+

Резервуары для хранения нефтепродуктов

+

+

Грузовые танки танкеров и плавбункеровщиков, топливные танки сухогрузных судов

+

+

Автозаправочные

+

+

Гаражи для автомобилей и средств малой механизации

+

+

Мастерские (сварочные посты, холодная обработка металлов, покраска и т.д.)

+

+

Пождепо

+

+

Сварка и газорезка металлов вне зданий

+

+

Деревообрабатывающие цеха (участки)

+

+

Асфальтосмесители

+

+

Котельные

+

+

     
     
     2.6. Все неорганизованные и передвижные источники для расчета рассеивания их выбросов на ЭВМ должны быть представлены как организованные стационарные (точечные, линейные, плоскостные) в соответствии с указаниями, приведенными в разделе 3.
     
     

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

     
     3.1. Исходными данными для расчета выбросов вредных веществ и их рассеивания в атмосферу являются:
     
     годовые и секундные количества топлива и материалов, потребляемые источниками выбросов;
     
     объем газовоздушной смеси и ее температура;
     
     геометрические характеристики источников выбросов (диаметр устья и высота для точечного источника, длина и ширина для плоскостного, длина для линейного);
     
     координаты, определяемые по генплану предприятия или по карте-схеме (точечного источника, центра плоскостного, конца линейного).
     
     3.2. Исходные данные устанавливаются для всех источников, как организованных, так и неорганизованных, независимо от того, оснащены они очистными установками или нет.
     
     3.3. Транспортный флот.
     
     3.3.1. Годовой расход топлива судами транспортного флота  вычисляется по формуле
     

,  т/год                                                       (3.1)

     
где  - нормативный расход топлива на стоянке судами данного типа, т/сутки, определяемый по "Унифицированным техническим нормативам по расходу топлива и масел для транспортных судов MMФ", РД 31.27.21-82;
     
      - валовое время стоянки судов данного типа, судо-сутки/год;
     
      - коэффициент, учитывающий электроснабжение судов данного типа от береговой электросети.
     

     
где  - количество транспортных судов данного типа, не подключенных к береговой электросети;
     
      - общее количество транспортных судов данного типа, находящихся в порту.
     
     Типы судов, число судозаходов и валовое время стоянки по типам судов принимаются по материалам диспетчерской службы портов; определение типа конкретного судна осуществляется по "Классификации сухогрузных судов" (приложение к приказу ММФ N 180 от 09.08.83 г.) или "Списку наливных судоходных судов ММФ" (приложение к приказу ММФ N 151 от 14.08.79 г.).
     
     3.3.2. Валовые секундные расходы топлива отдельным транспортным судном, стоящим у причала или на внутреннем рейде, определяются по суточным (часовым) нормативам из расчета равномерного использования топлива в течение суток (часа).
     
     3.3.3. Выброс в атмосферу газовоздушной смеси (влажных продуктов сгорания, содержащих сухие газы и водные пары, образующиеся в результате сгорания водорода и испарения влаги топлива) определяется по формуле ("Расчет котельных агрегатов. Нормативный метод" М., 1973).
     

, м/с                                            (3.2)

     
где  - нормативный расход топлива, кг/с;
     
      - суммарный объем влажных продуктов сгорания; для жидкого топлива, используемого на транспортных судах, принимается равным 11 м/кг топлива;
     
      - коэффициент избытка воздуха, равный 1,4-1,7 в зависимости от марки двигателя;
     
      - температура газовоздушной смеси на выходе из трубы, при отсутствии данных принимается равной 180 °С.
     
     3.3.4. Геометрические характеристики судна, как стационарного точечного источника выбросов, устанавливаются по справочникам морских транспортных судов Минморфлота и дополнениям к ним или по материалам механико-судовой службы пароходства.
     
     Транспортные суда, стоящие на внутреннем рейде, в зависимости от их количества и расстановки принимаются как отдельные точечные источники или совместно, как один плоскостной.
     
     3.3.5. Координаты транспортных судов определяются по расчетной расстановке судов.
     
     3.3.6. Исходные данные, перечисленные в п.3.1, для иностранных судов принимаются по советским судам, имеющим одинаковый дедвейт с иностранными.
     
     3.4. Портовый флот.
     
     3.4.1. Годовое количество топлива, потребленное судами портового флота, устанавливается по документам материальной отчетности.
     
     3.4.2. Расчетный максимальный секундный расход отдельных видов топлива судами портового флота  определяется по формуле
     

, г/с                                          (3.3)

     
где  - коэффициент неравномерности работы порта;
     
      - расход топлива судами портового флота, т/год;
     
      - фактическое время работы портового флота, сутки.
     
     Коэффициент неравномерности "" равен отношению максимального месячного судооборота (по прибытию) к среднемесячному судообороту за год.
     
     3.4.3. Суда портофлота работают на всей акватории порта, поэтому, при разработке задания на расчет рассеивания вредных веществ в атмосфере на ЭВМ, их следует представлять в виде одного или нескольких плоскостных источников. В этом случае отпадает необходимость в определении объема и температуры газовоздушной смеси и скорости выхода ее из труб.
     
     Ширина и длина расчетного прямоугольника зависят от площади акватории (в границах порта), на которой перемещаются суда портофлота. Координаты центра источника (прямоугольника) определяются по карте-схеме порта, высота принимается равной средней отметке верха труб судов при их осадке по ватерлинию.
     
     3.5. Внутрипортовая механизация (подъемно-транспортные машины с двигателями внутреннего сгорания).
     
     3.5.1. Годовой расход топлива подъемно-транспортными машинами определяется по документам материальной отчетности.
     
     3.5.2. Внутрипортовая механизация принимается в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как плоскостной источник. Площадь источника в зависимости от категорийности порта и взаимного расположения грузовых районов (участков) может охватывать территорию всего порта, района (участка) или отдельного технологического перегрузочного комплекса.
     
     Количество машин, одновременно работающих в границах площади источника, определяется по рабочим технологическим картам, составленным на период наиболее напряженной работы порта. Секундный расход топлива источником определяется по формуле
     

,  г/с                                                   (3.4)

     
где  - норма расхода топлива машиной -го типа, г/с;
     
      - принимается по утвержденным в порту "Нормам расхода топлива для подъемно-транспортных и дорожно-строительных машин";
     
      - количество машин -го типа, одновременно работающих в границах площадки источника.
     
     3.5.3. Валовый секундный выброс внутрипортовой механизации, представленной в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как один плоскостной источник, занимающий территорию порта или грузового района, допускается определять по формуле
     

,   г/с                                        (3.5)

     
где  -  расход топлива машинами, т/год;
     
     ,  - то же, что и в формуле (3.3).
     
     3.5.4. При наличии на балансе порта тепловозов валовой годовой расход дизельного топлива принимается по документам материальной отчетности, а валовой секундный   - по формуле
     

,   г/с                                           (3.6)

     
где  - коэффициент неравномерности работы порта;
     
      - годовой расход топлива тепловозами, т/год;
     
      - общее время маневровой работы тепловозов, час/год;
     
     Тепловозы при составлении задания на расчет рассеивания на ЭВМ рассматривать как плоскостной источник, занимающий территорию порта, на которой расположены железнодорожные пути.
     
     3.6. Автомобильный транспорт.
     
     3.6.1. Параметры автотранспорта как источника выбросов, а также количество топлива, расходуемого автомобилями, работающими в составе ПТМ технологических перегрузочных комплексов и на территории порта, определяется в соответствии с п.3.5.
     
     3.6.2. Количество топлива, израсходованного автомобилями, занятыми на перевозках вне территории порта, рассчитывается по методическим указаниям "Расчеты выбросов вредных веществ автомобильным транспортом", разработанным Институтом комплексных транспортных проблем (ИКТ) и Управлением нормирования Госкомгидромета.
     
     3.7. Перегрузка и хранение нефтепродуктов
     
     3.7.1. Источниками выбросов веществ (углеводородов) в атмосферу при перегрузке и хранении нефтепродуктов в морских портах могут быть:
     
     резервуары для хранения нефтепродуктов;
     
     грузовые танки танкеров, плавбункеровщиков и топливные танки сухогрузных судов;
     
     заправочные станции.
     
     3.7.2. Количество выбросов углеводородов зависит от сорта нефтепродуктов, срока и способов их хранения, температуры, оборудования, производительности перекачивающих насосов и сливных трубопроводов. Эти данные, наряду со сведениями об объемах перекачиваемых и хранимых нефтепродуктов, являются исходными данными для расчета годовых и секундных выбросов в атмосферу и должны быть получены при инвентаризации источников выбросов.
     
     3.7.3. Годовое количество нефтепродуктов, поступающих в резервуары нефтебаз, находящихся на балансе морских портов, и перегружаемых на танкера, плавбункеровщики, транспортные суда и т.д., определяются по квартальным отчетам по форме N 4-СМ. Годовое количество топлива, получаемое и выдаваемое заправочными станциями в грузовых районах портов, определяется по документам материально-технической отчетности.
     
     3.7.4. Резервуары с нефтепродуктами рассматриваются как высотные плоскостные источники. В качество локального источника выброса принимается дыхательный патрубок резервуара. В один источник объединяются близкорасположенные резервуары, обычно из общего обвалования, имеющие одинаковую высоту.
     
     При наливе нефтепродуктов в танкеры и плавбункеровщики все грузовые танки судна объединяются в один плоскостной источник, площадь которого равна проекции суммарной площади танков на горизонтальную плоскость.
     
     При бункеровке сухогрузных судов дыхательный клапан топливного танка принимается за точечный источник.
     
     Сливные эстакады и заправочные станции рекомендуется рассматривать как плоскостные источники; размеры площади, занимаемой источником, определяются по генплану.
     
     3.8. Вентиляционные выбросы.
     
     3.8.1. Рассматриваются как организованные точечные источники. Геометрические характеристики источников, объем выделяемой газовоздушной смеси и ее температура определяются по паспортам вентиляционных систем и газоочистных установок.
     
     Годовые и секундные расходы материалов определяются в соответствии с указаниями пункта 3.11.2.
     
     3.9. Дымовые трубы котельных.
     
     3.9.1. Принимаются как точечные источники.
     
     Исходные данные для расчета выбросов и их рассеивания в атмосфере устанавливаются по паспортам котельных агрегатов.
     
     Годовые расходы топлива определяются по отчетным документам, секундные - по часовой потребности котлоагрегатов в топливе при их максимальной нагрузке.
     
     Для котельных, работающих по отопительному графику, расчетный секундный расход топлива определяется для двух вариантов работы:
     
     при средней максимальной температуре наиболее жаркого месяца;
     
     при средней температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 92%.
     
     3.10. Определение исходных данных при проектировании.
     
     3.10.1. Для проектируемых объектов все исходные данные, необходимые при расчетах выбросов веществ и их рассеивания в атмосфере, определяются в процессе разработки соответствующих частей проекта (архитектурно-строительной, технологической, санитарно-технической и др.).
     
     3.11. Мелкие неорганизованные источники.
     
     3.11.1. К этим источникам относятся сварочные посты, расположенные вне зданий, площадки для резки металла, участки распиловки древесины и т.д.
     
     3.11.2. Годовое количество использованных источниками выбросов материалов выбирается из документов материальной отчетности.
     
     Секундные расходы материалов определяются по технологическим операциям, в которых используются эти материалы.
     
     3.11.3. Для расчета загрязнения атмосферы мелкие неорганизованные источники представляются как площадные низкие источники, геометрические характеристики которых принимаются на основе анализа работы источника по карте-схеме или генеральному плану пор-*
_________________
     * Текст соответствует оригиналу. Вероятно следует читать: порта. - Примечание .
     
     

4. РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ВЫБРОСОВ
ОТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОПЛИВА И МАТЕРИАЛОВ

     
     4.1. Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу источниками в порту, рассчитывается по материальному балансу технологических процессов или количеству используемого топлива и, в общем случае, равно произведению массы израсходованного в технологическом процессе материала или использованного топлива на удельный выброс.
     
     4.2. Удельные выбросы при сжигании топлива в судовых энергетических установках и двигателях внутреннего сгорания машин (автопогрузчиков, контейнеровозов, ролл-трейлеров и т.п.) принимаются по табл.4.1.
     
     

Таблица 4.1

     
Удельные выбросы судами и машинами, кг на тонну топлива

     

Вредные вещества

Топливо

дизельное

бензин

мазут

Сернистый ангидрид

3,9

0,83

40,8

Окись углерода

25,6

375

5,3

Окислы азота

68,06

83,33

10,7

Углеводороды

18,05

229,2

-

Сажа

6,11

1,25

-

Зола

-

-

0,5

     
     
     Примечание: Для судов портового флота, оборудованных паросиловыми установками, работающими на угле, удельные выбросы определяются в соответствии с указаниями п.4.6.1.
     
     
     4.3. Количество вредных веществ, выделяемых в атмосферу при работе автотранспорта, определяется в соответствии с "Методическими указаниями по расчету выброса вредных веществ автомобильным транспортом", утвержденными Госкомгидрометом СССР 6 октября 1983 года (М., Гидрометеоиздат., 1985).
     
     4.4. Выбросы углеводородов при перегрузке и хранении нефтепродуктов.
     
     4.4.1. Рассчитываются в соответствии с "Временной методикой по определению выбросов в атмосферу на предприятиях Госкомнефтепродукта СССР", утвержденной Госкомнефтепродуктов СССР 19.10.82 г.
     
     4.4.2. При эксплуатации резервуаров количество углеводородов, выбрасываемых в атмосферу за год из одиночного резервуара или группы резервуаров при хранении бензинов, определяется суммированием квартальных потерь нефтепродуктов, рассчитываемых, исходя из "Норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске и хранении", по формуле
     

,  т                                       (4.1)


где  - норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении до 1 месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т;

      - норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении свыше 1 месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т·мес;
     
      - продолжительность хранения за вычетом 1 месяца, мес;
     
     если продолжительность хранения менее 1 месяца, то норма  не учитывается ();
     
      - количество нефтепродуктов, поступивших в резервуар или группу резервуаров в течение квартала, т.
     
     Валовой секундный выброс углеводородов при наливе в резервуары ("большом дыхании") следует определять по формуле

,   г/с                                  (4.2)


где  - производительность налива, м/час;

     =560 г/м - удельный выброс бензина при наливе в резервуар.
     
     При сливе бензинов из резервуаров (малые дыхания) удельный выброс для летнего периода следует принимать равным - 100 г/м.
     
     Годовые выбросы углеводородов при хранении темных нефтепродуктов принимаются равными потерям нефтепродуктов при хранении и определяются по формуле
     

,  т                                   (4.3)

где  - объем нефтепродукта, поступившего в резервуар за год, м;
     
      - удельные выбросы при наливе 1 м продукта при его среднегодовой температуре, т/м (таблица 4.2)
     
     

Таблица 4.2

     
Удельные выбросы углеводородов при наливе нефтепродуктов в резервуары

     

Нефтепродукты

Удельные выбросы 10 т/м при температуре

25 °С

50 °С

75 °С

Керосин

30

70

110

Дизтопливо

20

47

74

Мазут

16

38

60

Масла

4

8

14

     
     
     Валовой секундный выброс при наливе нефтепродуктов в резервуар принимается равным
     

,   г/с                                         (4.4)

     
где  - производительность налива, м/час;
     
      - удельный выброс при наливе в резервуар, г/м.
     
     4.4.3. Количество выбросов углеводородов при наливе в грузовые танки танкеров светлых нефтепродуктов определяется в соответствии с "Нормами естественной убыли нефти и нефтепродуктов при отпуске в железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда из резервуаров наливных станций магистральных трубопроводов" по формуле
     

,  т/год                                      (4.5)


где  и ,  и  - соответственно нормы естественной убыли и количество отгруженного продукта в осенне-зимний и весенне-летний периоды, кг на тонну нефтепродуктов.
     
     Валовой секундный выброс углеводородов при наливе светлых нефтепродуктов в танкеры определяется по формуле 4.2.
     
     Расчет выбросов в атмосферу при наливе темных нефтепродуктов производится по формуле 4.3 и 4.4.
     
     4.4.4. Для заправочных станций в грузовых районах порта годовое количество выбросов углеводородов при операциях с бензином определяется при значении удельного выброса равного 1 кг/м выдаваемого бензина.
     
     Валовой секундный выброс определяется по производительности топливораздаточных устройств и значению удельного выброса 0,5 кг/м выдаваемого бензина.
     
     Валовое годовое количество выбросов углеводородов при операциях с дизельным топливом принимается равным произведению объема выдаваемого дизтоплива на удвоенную величину удельного выброса, принимаемого по табл.4.2.
     
     Валовой секундный выброс определяется по производительности топливораздаточных устройств и удельному выбросу, принимаемому по табл.4.2.
     
     4.5. Выбросы от мелких неорганизованных источников и вентиляционные выбросы.
     
     4.5.1. Рассчитываются по материальному балансу технологических процессов. Их количество равно произведению использованных материалов на удельные выбросы вредных веществ в атмосферу.
     
     4.5.2. Значения выбросов вредных веществ при сварке и резке металлов приведены в табл.4.3 и 4.4.
     
     

Таблица 4.3

     
Удельные выбросы вредных веществ при электросварочных работах

     

Процесс сварки

Сварочный материал

Количество вредных веществ, г на кг расходуемых сварочных материалов

Пыль

Аэрозоли в составе пыли

газ HF

Mn

CFO

CrO

1

2

3

4

5

6

7

Ручная с применением электродов с покрытием руднокислого типа

УОНИ 13/45

14

0,5

-

-

1,0

УОНИ 13/55

18

1,1

-

-

2,3

АНО-3

6

0,9

-

-

-

АНО-6

16

2,0

-

-

-

АНО-7

12

1,5

-

-

-

АЭС-3

15

0,4

-

-

-

АЭС-4

9

1,1

-

-

-

МР-3

10

1,3

-

-

0,4

ЦЛ-17

10

0,6

0,17

-

-

ЭА-606/11

12

0,7

0,39

0,3

-

ЭA-400/10У

6

0,4

0,25

-

0,5

ОЗЛ-14

8

1,4

0,46

-

0,9

ЭА-395/9

27

1,1

0,13

-

-

ЭА-981/15

10

0,7

0,72

-

-

ЭА-48М/22

10

1,0

0,73

0,7

-

Сварка порошковой проволокой

ЭПС-15/2

8

0,9

-

-

0,8

ПП-ДСК-1

12

0,8

-

-

-

ПП-АН-З

14

1,4

-

-

2,7

Полуавтоматическая сварка плавящимся электродом в среде углекислого газа

СВ08Г2С

8

0,4

-

-

-

СВ08Г6Х16Н
25M6

15

1,8

0,5

-

-

CВ10X20H7CT

8

0,7

0,02

0,4

-

СВ08ХГН2МТ

7

0,2

-

0,1

6,0

07ХНЗМД

4

0,2

-

0,1

1,2

Сварка под слоем флюса

АН-348-А

-

-

-

-

0,1

ОСЦ-45

-

-

-

-

...,2*

48-ОФ-6

-

-

-

-

0,1

ФЦ-7

-

-

-

-

0,1

________________
     * Брак оригинала. - Примечание .
     

Таблица 4.4

     
Удельные выбросы вредных веществ при ручной кислородной резке

     

Толщина разрезаемой стали

Расход aцeтилена, м

Расход ацетилена, кг/ч

Удельный выброс, г на кг ацетилена




пыль

3-8

0,4

0,47

223

83

57

8-15

0,5

0,59

356

97

59

15-30

0,65

0,76

552

99

61

     
     
     Примечание: плотность ацетилена при температуре 0 °С и давлении 0,101 МПа равна 1,173 кг/м.
     
     
     4.5.3. В деревообрабатывающих цехах и участках валовые годовые и секундные выбросы древесной пыли определяются по годовому времени работы вентиляционной системы (станков) и паспортным данным пылеулавливающей установки (циклона). При отсутствии паспортных данных удельный выброс древесной пыли на один станок принимать равным 0,05 кг/час.
     
     4.5.4. Валовые годовые и секундные выбросы при работе заточных и точильно-шлифовальных станков определяются по паспортным данным. При отсутствии этих данных удельный выброс пыли на один станок следует принимать равным 0,09 кг/час.
     
     4.5.5. При окрасочных работах, удельные выбросы вредных веществ в кг на тонну краски принимаются по данным, приведенным в таблице 4.5.
     
     

Таблица 4.5

     
Удельные выбросы в процессе покраски

     

Метод распыления краски

Удельные выбросы, кг на тонну краски


красочный аэрозоль

пары растворителя

Пневматический

300

400

Безвоздушный

25

225

Гидроэлектростатистический

10

250

Пневмоэлектростатический

33

200

Электростатический

1

500

Горячее распыление

240

220

Электроосаждение

-

10

Окунание

-

350

Струйный облив

-

250

     
     
     При ручной окраске валовой годовой выброс вредных веществ (паров растворителя) определяется по формуле
     

,  т/год                                         (4.6)


где  - расход краски, т/год;
     
      - содержание растворителя в краске, т/т.
     
     Валовый секундный выброс составляет
     

,    г/с                              (4.7)


где  - среднечасовая норма покраски; при отсутствии данных принимаем равной 15 м/час;

      - удельный расход краски - 0,1 кг/м.
     
     4.5.6. Количество выбросов при приготовлении асфальта зависит от типа асфальтосмесителей и приведено в табл.4.6.
     
     

Таблица 4.6

     
Расчетные параметры выбросов асфальтосмесителями

     

Тип асфаль-
тосмеси-
теля

Произ-
води-
тель-
ность асфаль-
тосме-
сителя, т/ч

Газоочистное оборудование

Сред-
ний коэф-
фици-
ент очист-
ки

Характе-
ристика источника выброса

Параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выбросов

Концен-
трации пыли, посту-
пающей на очистку, г/м

ступень

тип

высота, м

диа-
метр устья, м

ско-
рость, м/сек

объем, м/сек

темпе-
ратура, °С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Г-1

20

Отсутствует

-

14

0,6

0,9

2,8

150
 

20

Д-597

25

I

Циклоны
НИИОГаза ЦН-15,
500 мм - 4 шт.

75

18

0,5

14,2

2,8

120

27

II

Отсутствует

-

-

-

-

-

-

-

Д-597

25

I

Циклоны
НИИОГаза ЦН-15,
500 мм - 4 шт.

-

-

-

-

-

-

32

II

Барботажный пылеуловитель "Светлана"

82

18

0,5

16,8

3,3

80

-

Д-597А

30

Д-508-2А

25

I

Циклоны
СДК-ЦН-33,
800 мм - 4 шт.

-

-

-

-

-

-

30

Циклон-
промыватель СИОТ

75

18

0,5

22,4

4

75

-

Д-225

12,5

I

Циклоны
НИИОГаза ЦН-15,
450 мм - 2 шт.

75

18

0,5

7,1

1,4

120

30

     
     
     Количество пыли, поступающей в атмосферу при приготовлении асфальта, определяется по формуле
     

,  т/год                                                            (4.8)

     
где  - время работы технологического оборудования, ч/год;
     
      - выброс пыли, г/с (принимается по табл.4.7, графе 3)
     
     

Таблица 4.7

     
Концентрация и выбросы пыли

     

Тип асфальтосмесителя

Концентрация пыли в газах, прошедших очистку, С, г/м

Выброс пыли, г/с

1

2

3

Г-1

20,0

56,0

Д-597

6,7

18,7

Д-597

5,8

19,1

Д-597А

7,5

33,0

Д-508-2А

7,5

33,0

          
     Примечание. Числа в строчках графы 3 показывают концентрацию пыли в газах, прошедших очистку в пылеулавливающих установках, указанных в соответствующих строках табл.4.6.
     
     
     Количество выбросов, вредных веществ от сжигания мазута при приготовлении асфальта определяется так же, как и для котлов малой производительности (см. пункт 4.6.1).
     
     4.6. Котельные и нагревательные печи (горны).
     
     4.6.1. Выбросы от котлоагрегатов производительностью более 30 т/час рассчитываются по указаниям "Методики определения валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от котлов тепловых электростанций". МТ 34-70-010-83. М., СПО Союзтехэнерго, 1984.
     
     Для котлоагрегатов производительностью до 30 т/ч и горнов расчеты выбросов в атмосферу выполнять в соответствии с "Методическими указаниями по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/ч", утвержденными Госкомгидрометом СССР 5 августа 1984 года (М., Гидрометеоиздат, 1985).
     
     4.7. Количество водорода , л, выделяющегося из щелочных или кислотных аккумуляторов во время заряда, определяется по формуле
     

, л                                                        (4.9)


где  - наибольший зарядный ток, А;
     
      - время заряда.
     
     Выделение водорода, определенное по этой формуле, приведено в табл.4.8.
     
     

Таблица 4.8

     
Выделение водорода при зарядке аккумуляторов

     

Тип аккумулятора

Выделение водорода, л


за время полного заряда

среднее в час

ТЖН-250

87,5

12,5

ТЖН-300

105,0

15,0

ТЖН-350

126,0

18,0

ТЖН-400

147,0

21,0

ТЖН-450

175,0

25,0

ТЖН-500

175,0

25,0

ТЖН-550

196,0

28,0

ТЖН-950

304,0

38,0

TКН-250

75,0

12,5

ТКН-300

90,0

15,0

TКН-350

108,0

18,0

ТКН-400

126,0

21,0

ТКН-450

150,0

25,0

TКН-500

150,0

25,0

TКН-550

168,0

28,0

ТКН-900

304,0

38,0

          
     Примечание: 1. Вес одного л водорода равен 0,08987 г.
     
     2. Количество выделяемого водорода взято из "Указаний по проектированию зарядных станций тяговых и стартерных аккумуляторных батарей" института Тяжпромэлектропроект, 1974 г.
     
     
     4.8. Валовые выбросы при работе тепловозов рассчитываются по показателям, приведенным в табл.4.9 ("Методические указания по определению вредных выбросов от тепловозов железнодорожного транспорта" М., МПС СССР, 1984)
     
     

Таблица 4.9

     
Усредненные величины выбросов вредных веществ и показатели объемов сухих отработанных газов

     

Серия тепловоза

Тип дизеля

*
кВт

Удельные выбросы вредных веществ

Расход топлива на холостом ходу , в кг/ч

Объем сухих отработанных газов, м

на режиме х.х.
в г/кг топлива

при *
 в г/кВт ч

при работе дизеля на холос-
том ходу

при номи-
нальной мощ-
ности



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2ТЭ116
I секция

1А-5Д49
(16ЧН26/26)

2250

50

120

3

10

25

0,2

18

2800

14800

2ТЭ1ОЛ (Ж)
I секция

10Л100
(10ЛН20, 7/2х25,4)

2200

50

120

1

10

25

0,2

33

3900

19600

ТЭ8
I секция

2Л100
(10ЛН20, 7/2х25,4)

1470

50

120

1

10

21

0,2

27

3200

12700

ТЭП 60

11Л45
(16ДН 23/30)

2200

50

120

3

10

21

0,2

24

3500

19900

ТЭП 70

2А-5Д49
(16ЧН 26/26)

2740

50

120

3

10

25

0,2

18

2800

18500

ТЭМ 1

25Д50 (М)
(6ЧН 31,8/33)

735

50

120

1

10

29

0,15

13

2500

6500

ТЭМ 2

ПД1 (М)
(6ЧН 31,8/33)

880

50

120

1

10

29

0,15

14

2500

6500

ТГМ 4

211Д-1
(6ЧН 21/21)

550

50

120

1

10

29

0,15

10

1500

2500

ТГМБ (А)

3А-6Д49
(8ЧН 26/26)

880

50

120

1

10

29

0,15

12

2500

6000

ЧМ33

КБ 310 D.....*
(6ЧН 31/36)

995

50

120

1

10

29

0,2

14

3000

6500

М 62

14Д40
(12ДН 23/30)

1470

50

120

1

10

25

0,2

22

2600

13000

________________
     * Брак оригинала. - Примечание .
          
     Примечание:  (), (),  () - удельные выбросы окиси углерода, окислов азота, сажи.
     
     

5. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПЫЛИ В АТМОСФЕРУ
ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ

     
     5.1. Методика определения выбросов пыли в атмосферу установлена РД 31.06.06-85, согласованной с Государственной инспекцией по охране атмосферного воздуха при Госкомгидромете СССР 4 октября 1985 года.
     
     

6. УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ЗАДАНИЯ
НА РАСЧЕТ РАССЕИВАНИЯ ВЫБРОСОВ ВЕЩЕСТВ НА ЭВМ

     
     6.1. Показатели, характеризующие все имеющиеся источники выбросов и определенные в соответствии с требованиями разделов 3 и 4, вносятся в таблицу "Параметры выбросов веществ в атмосферу для расчетов ПДВ", составленную по форме приложения 3 ГОСТ 17.2.3.02-78.
     
     При наличии на источниках выбросов пылеулавливающих и газоочистных установок количество улавливаемых загрязняющих веществ устанавливается по паспортам установок. При отсутствии этих данных эффективность очистных установок рекомендуется принимать по табл.6.1, составленной на основании табл.4, приведенной в "Руководстве по расчету количества и удельных показателей выбросов вредных веществ в атмосферу", НПТИтрансстрой, M., 1982.



Таблица 6.1

     
Ориентировочная эффективность аппаратов газоочистки и пылеулавливания

     
     

Аппарат, установка

Эффективность, %

Твердые или жидкие части

Газообразные примеси

1

2

3

Отходящие газы котельных

Золоуловители осадительного типа

30

-

Золоуловители жалюзийного типа

50

-

Групповые циклоны ЦН-15

70-85

-

Мокропутковые золоуловители ВГИ

90-92

-

Центробежные скрубберы ЦС-ВТИ

90

-

Электрофильтры

85-95

-

Аспирационный воздух

Рукавные фильтры

98-99

-

Циклоны ЦН-15

80-85

-

Циклоны СДКЦН-33 и 34

90-91

-

Батарейные циклоны БЦ
 

90-93

-

Циклоны СИОТ
 

60-70

-

Циклоны с обратным конусом

70-60

-

Циклоны .....ИОТ*
 

70-80

-

Пылевые камеры

45-50

-

Инерционный пылеуловитель

65-85

-

Пенные аппараты

75-95

-

Циклоны с водяной пленкой

85-90

-

Мокрые аппараты ударноинерционного действия

90-95

-

Циклон Гипродрева

70-90

-

Гидрофильтры

форсуночные

87-94

-

каскадные

86-92

40-30

барботажно-вихревые

90-92

40-50

 __________________
     * Брак оригинала. - Примечание .
     
     
     В таблице параметров указываются максимальные секундные выбросы веществ.
     
     6.2. Задание на расчет составляется по данным таблицы (форма приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78). В расчет должны приниматься источники выбросов, исходя из реальных условий эксплуатации объектов порта в период его наиболее напряженной работы (по грузообороту).
     
     6.3. При подготовке исходных данных для расчета следует рассматривать целесообразность объединения источников и сокращения их числа. Эти операции выполняются в соответствии с "Временными рекомендациями по объединению источников при подготовке числового материала для расчетов загрязнения атмосферы на ЭВМ" разработанными в Главной геофизической обсерватории им. А.А.Воейкова (Л., 1983 г.).



Текст документа сверен по:
/ Минморфлот СССР. - М., 1986