Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200040727.htm


ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕРОВНОСТЕЙ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ

Методические рекомендации

     
     
     СОГЛАСОВАНЫ Заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации П.М.Латышевым 22 апреля 2000 года; Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации А.П.Насоновым 17 апреля 2000 года; Статс-секретарем Первым заместителем Председателя Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу С.И.Кругликом 18 апреля 2000 года.
     
     

     ВВЕДЕНИЕ

     
     Потребность разработки настоящих методических рекомендаций обусловлена ростом количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), вызванных превышением скоростей движения на дорогах и улицах. Установка дорожных знаков оказывает слабое дисциплинирующее воздействие на водителей и поэтому нужны другие, более эффективные средства, которые не только устанавливают допустимую скорость движения, но и принуждают водителей соблюдать под угрозой возникновения резких вертикальных толчков при переезде через искусственную неровность.
     
     Искусственные неровности получили широкое распространение на дорогах Российской Федерации, но их геометрические характеристики варьируют в широких пределах, а ускорения, возникающие при проезде искусственных неровностей, иногда достигают очень высоких значений, что создает опасность возникновения ДТП. Некоторые типы искусственных неровностей затрудняют механизированную уборку снега с проезжей части дороги в зимнее время, другие создают опасность скольжения и падения пешеходов при гололеде.
     
     При подготовке данных методических рекомендаций обобщен отечественный и зарубежный опыт принудительного снижения скоростей движения, выполнена классификация искусственных неровностей, подобраны наиболее выгодные их размеры с учетом допустимых скоростей движения двух расчетных транспортных средств: легковых автомобилей и автобусов. Выявлены недостатки в размещении искусственных неровностей и установлены подходящие места на дорогах, где их следует применять. Четко оговорены случаи, когда неровности не следует устраивать. Особое внимание уделено обозначению искусственных неровностей и заблаговременному предупреждению водителей об их присутствии на дороге. Методические рекомендации содержат также требования к материалу, из которого создают искусственную неровность, и к состоянию поверхности неровности (коэффициент сцепления, максимальный размер выбоин).
     
     Применение методических рекомендаций позволит избежать ошибок в применении подобных технических средств организации дорожного движения и даст возможность снизить количество ДТП в опасных местах примерно на 20%.
     
     В настоящих методических рекомендациях применяют следующие термины и определения:
     

     Искусственная неровность - местное искусственное возвышение на проезжей части улично-дорожной сети городских и сельских поселений или автомобильной дороги, создаваемое в виде полосы, гребень которой расположен в плане перпендикулярно оси дороги.
     
     Гребень искусственной неровности - линия, перпендикулярная в плане оси дороги и соединяющая наиболее возвышенные над проезжей частью точки искусственной неровности.
     
     Высота искусственной неровности - кратчайшее расстояние от гребня искусственной неровности на оси дороги (улицы) до уровня проезжей части.
     
     Продольный профиль искусственной неровности - сечение, создаваемое при пересечении искусственной неровности плоскостью, расположенной по ее гребню перпендикулярно проезжей части дороги.
     
     Поперечный профиль искусственной неровности - сечение, создаваемое при пересечении искусственной неровности вертикальной плоскостью, расположенной по оси дороги.
     
     Максимально допустимая скорость движения - скорость движения, предписанная правилами дорожного движения или дорожными знаками "Ограничение скорости", "Жилая зона".
     
     Инерционная перегрузка - отношение действующего на водителей и пассажиров ускорения (замедления) к ускорению свободного падения.
     
     Коэффициент безопасности - отношение скорости движения при проезде по опасному участку к скорости, характерной для предшествующего участка дороги.
     
     

     1. ВИДЫ, РАЗМЕРЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

     
     1.1. Искусственные неровности, устраиваемые из асфальтобетона, по типу поперечного профиля подразделяют на два вида:
     
     - волнистые искусственные неровности (рис.1, а).
     
     - трапециевидные искусственные неровности (рис.1, б)
     
     

          

Рис.1 Поперечные профили искусственных неровностей

а) - волнистая искусственная неровность

б) - трапециевидная искусственная неровность

     
     
     1.2. Поперечный профиль волнистой искусственной неровности формируется дугой окружности радиуса R и хордой длиной L (рис.1, а)
     
     1.3. Поперечный профиль трапециевидной искусственной неровности формируется двумя наклонными линиями длиной Lн, одной линией длиной Lг, параллельной дорожному покрытию, и линией, являющейся основанием искусственной неровности (рис.1, б).
     
     1.4. Продольный профиль искусственной неровности формируется линиями, обозначающими поверхность проезжей части, и линиями, проведенными по поверхности искусственной неровности как под уклоном 1:4-1:6 к проезжей части (рис.2 а, в), так и параллельно проезжей части (рис.2 б-г).
     
     

          

Рис.2 Продольные профили по гребням искусственных неровностей

а) - при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности

б) - при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности

в) - при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемного колодца с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности

г) - при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемного колодца в нижнем лотке с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности

     
     
     1.5. Тип продольного профиля рекомендуется назначать с учетом наличия дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности и поперечного уклона проезжей части:
     
     Тип I - при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности (рис.2, а).     
     
     Тип II - при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности (рис.2, б);
     
     Тип III - при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемного колодца в нижнем лотке с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности (рис.2, в);
     
     Тип IV - при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемного колодца в нижнем лотке с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности (рис.2, г);
     
     1.6. Размеры элементов искусственных неровностей рекомендуется принимать по таблице 1 в зависимости от максимально допустимой скорости движения расчетных транспортных средств, обеспечивающей вертикальную инерционную перегрузку, воздействующую на водителей и пассажиров, не более 0,7.
     
     

Таблица 1

Размеры искусственных неровностей

     

Размеры элементов искусственных неровностей

волнистого профиля

трапециевидного профиля

Длина, м

Расчетное транспортное средство

Максимально допустимая скорость движения, км/ч

Длина хорды (L), м

Наибольшая высота (Н), м

Радиус криволинейной поверхности (R), м

горизон-
тальной площадки (Lr), м

наклонного участка (Lн), м

Высота (Н), м

1

2

3

4

5

6

7

8

Легковой автомобиль

до 10

0,4-0,5

0,07-0,075

0,3-0,5

0,1-0,2

0,2-0,25

0,07-0,075

20

3,0-3,5

0,1

11-15

2,0-2,5

1,0-1,15

0,1

30

4,0-4,5

0,1

20-25

3,0-5,0

1,0-1,15

0,1

40

6,25-6,75

0,1

48-57

3,0-5,0

1,75-2,25

0,1

Автобус

до 10

0,5-0,6

0,07-0,075

0,3-0,5

0,1-0,2

0,3-0,35

0,07-0,075

20

5,0-5,5

0,1

31-38

2,0-2,5

1,5-2,0

0,1

30

8,0-8,5

0,1

80-90

3,0-5,0

2,0-2,5

0,1

40

12-12,5

0,1

180-195

3,0-5,0

4,0-4,5

0,1

     
     
     1.7. Искусственные неровности целесообразно устраивать из плотного мелкозернистого или песчаного асфальтобетона, свойства которого должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84* "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия".
__________________
     * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9128-97. - Примечание .
          
     1.8. Коэффициент сцепления поверхности искусственной неровности должен соответствовать требованиям п.3.1.4 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", относящимся к дорожным покрытиям.
     
     1.9. Не рекомендуется эксплуатация искусственных неровностей, имеющих дефекты покрытия на наклонной поверхности со стороны наезда транспортных средств, глубиной (высотой) более 0,02 м и максимальной хордой пятна более 0,1 м, а на других частях искусственной неровности - глубиной (высотой) более 0,02 м и максимальной хордой пятна более 0,2 м.
     
     

     2. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ

     
     2.1. Искусственные неровности рекомендуется применять на участках улично-дорожной сети городских и сельских поселений (классификация по СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") и автомобильных дорог (классификация по СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования") для принудительного снижения скоростей движения в случаях, перечисленных в п.2.2, когда дорожные условия создают возможность превышения максимально допустимых скоростей, регламентируемых дорожными знаками, и коэффициенты безопасности достигают следующих значений:
     

Максимально допустимая скорость движения на опасном участке, км/ч

40

30

20-10

Коэффициент безопасности, не более

0,5

0,45

0,4

     
     2.2. Искусственные неровности рекомендуется применять в соответствии с требованиями п.2.1 в следующих случаях:
     
     - на городских дорогах и улицах, на которых введено ограничение скорости движения с установкой дорожных знаков с ограничением максимальной скорости и в жилых зонах;
     
     - перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, крупными магазинами и торговыми точками, станциями метрополитена, на транспортно-пешеходиых и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;
     
     - перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения 40 км/ч и ниже, установленное дорожным знаком "Ограничение максимальной скорости ".
     
     2.3. Искусственные неровности рекомендуется сооружать на участках городских дорог, улиц и автомобильных дорог, имеющих продольный уклон не более 50┐ или радиус закругления дороги в плане не менее 500 м на автомобильных дорогах и 300 м в городах и населенных пунктах.
     
     2.4. Нецелесообразно устройство искусственных неровностей в следующих случаях:
     
     - на остановочных площадках общественного транспорта или соседних с ними полосах движения и отводах уширений проезжей части;
     
     - на мостах, путепроводах, эстакадах, а также в проездах под ними, в транспортных тоннелях;
     
     - на участках дорог, расположенных на расстоянии до 50 м от наземных пешеходных переходов;
     
     - на магистральных дорогах и улицах в городах и других населенных пунктах;
     
     - на автомагистралях и автомобильных дорогах, имеющих более трех полос движения;
     
     - на дорогах и улицах с установленным скоростным режимом более 40 км/ч;
     
     - на дорогах с трамвайными путями в одном уровне с проезжей частью, независимо от числа полос движения;
     
     - на дорогах с установленным маршрутным движением троллейбусов;
     
     - на подъездных дорогах к больницам, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, станциям скорой медицинской помощи, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств.
     
     2.5. Допускается совмещение искусственных неровностей трапециевидного профиля с наземными нерегулируемыми пешеходными переходами на улицах местного значения в жилых кварталах городов с обеспечением прохода пешеходов по центральной горизонтальной площадке искусственной неровности шириной не менее 4 м, при условии ограничения движения пешеходов по наклонному участку возвышающегося пешеходного перехода с помощью кустарников или ограждений, размещаемых на уширенных частях тротуаров (рис.3).
     

     

          

Рис.3 Устройство возвышающегося наземного пешеходного перехода, совмещенного с искусственной неровностью, при сужении проезжей части и направлении движения пешеходов по горизонтальной площадке искусственной неровности

     
     2.6. На дорогах и улицах, где максимальная интенсивность движения маршрутных автобусов составляет 6 автобусов/час и более (в двух направлениях) или 3 автобусов/час и более (в одном направлении), размеры элементов искусственных неровностей следует назначать для этого расчетного транспортного средства (таблица 1).
     
     2.7. На дорогах и улицах, где максимальная интенсивность движения маршрутных автобусов составляет менее 6 автобусов/час (в двух направлениях) или менее 3 автобусов/час (в одном направлении), размеры элементов искусственных неровностей следует назначать для расчетного легкового автомобиля (таблица 1).
     
     2.8. Уклон откоса лотка в пределах искусственной неровности в сторону бордюра (рис.2 а, в) следует принимать 1:6 на приподнятых пешеходных переходах и 1:4 - в остальных случаях.
     
     2.9. Допускается устраивать отвод воды у искусственной неровности, без уменьшения ее высоты (рис.2 б, г) через водосборные колодцы, сооружаемые у искусственной неровности с каждой стороны улицы (при продольном уклоне лотка менее 5┐) или с одной (верховой) стороны улицы (при продольном уклоне лотка 3┐ и более).
     
     2.10. При наличии обочин искусственную неровность рекомендуется удлинять до бровки земляного полотна с устройством основания из прочных каменных материалов.
     
     2.11. Искусственные неровности следует располагать на хорошо просматриваемых водителями и пешеходами участках дорог, по возможности, с максимальным приближением к имеющимся мачтам освещения.
     
     2.12. Искусственные неровности рекомендуется размещать:
     
     - за 20-30 м перед нерегулируемыми перекрестками, у которых установлен дорожный знак "Движение без остановки запрещено";
     
     - за 50-75 м перед наземными нерегулируемыми пешеходными переходами у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов и торговых точек, станций метрополитена;
     
     - через 50-75 м после въезда на улицу, ведущую на территорию, обозначенную знаком "Жилая зона";
     
     - за 75-100 м перед опасными участками дорог и улиц.
     

     2.13. При необходимости принудительного ограничения скорости движения на участках дорог и улиц большой протяженности (у объектов массового притяжения, торговых центров и т.п.) на проезжей части целесообразно устраивать несколько искусственных неровностей, с размещением их примерно на равных расстояниях от нерегулируемых наземных пешеходных переходов и изменением расстояний между осями неровностей в следующих пределах:
     

Максимально допустимая скорость движения, км/ч

20

30

40

Расстояние между осями искусственных неровностей, м

35-60

60-80

80-125

     
     

     3. ОБОРУДОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

     
     3.1. Участки дорог и улиц, на которых устраивают искусственные неровности, следует оборудовать дорожными знаками, дорожной разметкой и световозвращателями, изготовленными и установленными в соответствии с требованиями ГОСТ 10807-78* "Знаки дорожные. Общие технические условия", ГОСТ 23457-86** "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения", ГОСТ Р 50971-96 "Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения" и ГОСТ Р 51256-99 "Разметка дорожная. Типы и основные параметры".
________________
     * На территории Российской Федерации действует  ГОСТ Р 52290-2004.
     ** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52289-2004. - Примечание .
     
     3.2. Заблаговременное предупреждение водителей о наличии искусственной неровности следует обеспечивать установкой предупреждающего дорожного знака "Неровная дорога".
     
     3.3. Предупреждение водителей о нескольких последовательно расположенных искусственных неровностях следует обеспечивать применением таблички "Зона действия", устанавливаемой совместно с дорожным знаком "Неровная дорога".
     
     3.4. Перед искусственными неровностями следует устанавливать запрещающий дорожный знак, ограничивающий максимальную скорость движения, величина которой назначается равной максимально допустимой расчетной скорости движения (таблица 1) через данную неровность.
     
     3.5. После окончания участка дороги с несколькими последовательно расположенными неровностями или единичной неровностью, при необходимости, устанавливается дорожный знак "Конец зоны ограничения максимальной скорости".
     
     3.6. Если средняя скорость движения одиночных легковых автомобилей на участке дороги, на котором предполагается устроить искусственную неровность, превышает на 30 км/ч и более максимально допустимую скорость движения, для которой назначены размеры искусственной неровности, рекомендуется применять ступенчатое регулирование скорости движения на подходе к зоне ограничения скорости.
     
     3.7. Искусственную неровность, рассчитанную на максимальную скорость движения 10 км/ч, следует окрашивать по продольной ее оси одной полосой разметки, состоящей из двух рядов квадратов (рис.4). На искусственных неровностях, рассчитанных на скорость движения 20-40 км/ч, следует наносить три полосы разметки, состоящие из двух рядов квадратов (одна в середине и две по границам искусственных неровностей на наклонных плоскостях) - рис.5.     
     

     

          

Рис.4. Разметка искусственной неровности, рассчитанной на скорость движения 10 км/ч


Рис.5. Разметка искусственной неровности, рассчитанной на скорость движения 20-40 км/ч

     
     
     3.8. При устройстве возвышающегося наземного пешеходного перехода, совмещенного с искусственной неровностью, целесообразно наносить вдоль границ искусственной неровности на наклонных плоскостях по одной полосе разметки, состоящей из двух рядов квадратов (рис.6).     
     
     

     

Рис.6. Разметка приподнятого пешеходного перехода, совмещенного с искусственной неровностью

     
     
     3.9. На дорогах и улицах, не имеющих стационарного освещения, для обозначения искусственных неровностей следует применять световозвращатели типа КДЗ-1 (ГОСТ Р 50971-96 "Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения"), устанавливаемые на всей ширине проезжей части с каждой стороны дороги перед искусственной неровностью на расстоянии 50-75 м* параллельно ее подошве с шагом 50 см (рис.7).
________________
     * Ошибка оригинала, следует читать "см", см. Рис.7. - Примечание .
     
     

          

Рис.7. Разметка бордюрного камня и размещение светоотражателей у искусственных неровностей
на участках дорог, где отсутствует стационарное освещение

     
     
     3.10. На дорогах и улицах в населенных пунктах бордюрные камни с каждой стороны дороги по всей длине поперечного профиля искусственной неровности следует обозначать разметкой по ГОСТ Р 51256-99 "Разметка дорожная. Типы и основные параметры" (рис.7).
     
     

Приложение В*
__________________
* Нумерация приложения соответствует оригиналу. -
Примечание .

СХЕМА
устройства искусственных неровностей техническими средствами регулирования движения

     

     
     
     
Текст документа сверен по:
рассылка