Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200053609.htm

   
  РД-08-06-94


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ      
     

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ИНСПЕКЦИЙ СОСТОЯНИЯ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ
ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА

     
     
Дата введения 1994-09-01

     УТВЕРЖДЕНО приказом от 30.06.94 N 78
     
     ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ с 01 сентября 1994 г.
     
     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     
     1.1. Положение о проведении инспекций состояния учета и контроля ядерных материалов на предприятиях топливного цикла (далее - Положение) разработано на основании Положения о Госатомнадзоре России, утвержденного распоряжением Президента России N 283-рп от 05.06.92, Указа Президента России N 1355 от 12.11.92 и распоряжения Президента России N 636-рп от 16.09.93 о частичном изменении Положения о Госатомнадзоре России.
     
     1.2. Положение устанавливает основные требования к порядку проведения и содержанию инспекций состояния учета и контроля ядерных материалов и изделий на их основе, находящихся в балк-форме, форме учетных единиц и/или смешанной форме, на предприятиях топливного цикла по:
     
     переработке ядерных материалов;
     
     производству ядерного топлива, тепловыделяющих элементов и тепловыделяющих сборок;
     
     обогащению (разделению изотопов) ядерных материалов;
     
     переработке отработавшего ядерного топлива;
     
     химико-металлургическому производству урана и/или плутония;
     
     хранению ядерных материалов,
     
а также в научно-исследовательских и конструкторских организациях (далее - предприятиях) при обращении, использовании и хранении ядерных материалов.
     
     1.3. Требования Положения распространяются на организацию и осуществление надзора за состоянием учета и контроля ядерных материалов, если количество ядерных материалов на предприятии превышает пределы, указанные в Приложении 1.
     
     1.4. При разработке настоящего Положения использовались рекомендации Международного Агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) для государственных систем учета и контроля ядерных материалов, а также принципы и подходы, заложенные в Соглашение о гарантиях между Россией и МАГАТЭ (ПО805-12-23-85) в части, касающейся проведения инспекций состояния учета и контроля ядерных материалов.
          
     1.5. Документ обязателен для подразделений центрального аппарата Госатомнадзора России и его региональных органов.
     
     1.6. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, приведены в Приложении 2.
     
     

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНСПЕКЦИЙ
СОСТОЯНИЯ УЧEТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

     
     2.1. Госатомнадзор России осуществляет на предприятиях надзор за организацией и состоянием учета и контроля ядерных материалов посредством проведения комплексных инспекций, целевых инспекций и текущего надзора.
     
     Целью инспекций является проверка соответствия состояния учета и контроля ядерных материалов требованиям межведомственных и ведомственных инструкций, включенных в "Перечень основных нормативно-технических документов, используемых Госатомнадзором России при регулировании и надзоре за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе" (П-01-01-92), нормативно-технических документов Госатомнадзора России, объектовых положений и инструкций.
     
     2.2. Методическое руководство и общую координацию деятельности по надзору за состоянием учета и контроля ядерных материалов на предприятиях осуществляет Управление по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты Госатомнадзора России (8 Управление).
     
     2.3. Ответственность за организацию и осуществление инспекций состояния учета и контроля ядерных материалов, периодическое представление отчетов о результатах проверок возлагается на Управления округов Госатомнадзора России.
     
     2.4. Комплексные и целевые инспекции могут быть плановые, проводимые в соответствии с Комплексным планом Госатомнадзора России или планом работы округа, и внеплановые, проводимые в случае выявления нарушений в организации и состоянии учета и контроля ядерных материалов на поднадзорных предприятиях по решению руководителей и инспекторов органов Госатомнадзора России.
     
     2.5. Планирование проверок состояния учета и контроля ядерных материалов на предприятиях должно осуществляться с учетом  категории  ядерного  материала, используемого на установке, и с учетом сроков проведения физической инвентаризации в зоне баланса материалов.
     
     Категории ядерных материалов приведены в Приложении 2.
     

     2.6. Комплексная или целевая инспекция проводится комиссией, назначаемой указанием заместителя Председателя Госатомнадзора России, если инспекция проводится с привлечением специалистов управлений центрального аппарата, и приказом или указанием руководителя управления округа, если инспекция проводится управлением округа.
     

     2.7. Внеплановая целевая инспекция может быть проведена по указанию руководителя управления округа без назначения комиссии работниками окружной или территориальной инспекции.
     
     2.8. Комплексные и целевые инспекции проводятся по программе, разрабатываемой комиссией в соответствии с целями и задачами проверки, с учетом специфики проверяемого предприятия и в присутствии его полномочного представителя.
     
     2.9. Органы Госатомнадзора России заблаговременно информируют предприятия о проведении плановой инспекции.
     
     Внеплановая инспекция объявляется непосредственно перед ее началом.
     
     2.10. Целью текущего надзора является оперативная проверка состояния учета и контроля ядерных материалов на предприятиях, осуществляемая инспекциями округов Госатомнадзора России.
     
     

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ
ИНСПЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

     
     3.1. Комплексная инспекция состояния учета и контроля ядерных материалов включает:
     
     - проверку данных материально-балансовых учетных документов и материально-балансовых отчетов;
     
     - проверку данных физической инвентаризации;
     
     - проверку применения мер контроля доступа к ядерному материалу, проверку средств контроля доступа;
     
     - проверку итогов подведения материального баланса.
     
     3.2. Проверка соответствия данных материально-балансовых учетных документов и материально-балансовых отчетов, соответствия учетных и эксплуатационных учетных документов в ключевых точках измерений (КТИ) и зонах баланса материалов (ЗБМ) проводится за весь период между физическими инвентаризациями и для каждой категории ядерных материалов и включает:
     
     - проверку материально-балансовых учетных документов, эксплуатационных учетных документов на правильность ведения и соответствие имеющихся в них записей с отчетами об изменении инвентарного количества, материально-балансовыми отчетами, направленными в Госатомнадзор России;
     
     - проверку перечня инвентарного количества ядерного материала, подготовленного предприятием к моменту проведения физической инвентаризации на основании учетных документов на соответствие материально-балансовому отчету и списку фактически наличного количества ядерного материала;
     
     - проверку учетных данных об изменении инвентарного количества ядерных материалов на соответствие суммарным изменениям инвентарного количества по данным материально-балансового отчета.
     
     3.3. Проверка данных физической инвентаризации включает:
     
     - изучение материально-балансовой учетной документации по ключевым точкам измерений и по зонам баланса материалов;
     
     - установление фактического количества ядерных материалов на момент инспекции;
     
     - изучение документации по применению и проверкам средств контроля доступа к ядерному материалу;
     
     - установление количества ядерных материалов,  полученных в ЗБМ и отправленных из ЗБМ за период баланса материалов;
     
     - изучение документации по калиброванию средств системы измерений ядерных материалов в ЗБМ.
     

     3.4. При проверке данных физической инвентаризации ядерных материалов используются процедуры, обеспечивающие достоверную идентификацию всего ядерного материала, выполнение требований к точности определения фактически наличного количества и состава ядерных материалов в ЗБМ, требований к достоверности измеренных значений количеств ядерных материалов, используемых при определении компонентов материального баланса, а также полноты проверки и сопоставления учетных данных, содержащихся в материально-балансовых и эксплуатационных учетных документах.
     
     3.5. Установление фактически наличного количества ядерных материалов на момент инспекции может проводиться как путем полной проверки ядерного материала, так и путем выборочной проверки с использованием статистических планов проверки.
     
     3.6. В случае обнаружения потери ядерных материалов, вследствие аварии или других причин, Госатомнадзором России может быть принято решение о проведении внеплановой физической инвентаризации.
     
     3.7. Проверка применения мер контроля доступа к ядерным материалам проводится за весь период между физическими инвентаризациями путем:
     
     - изучения записей о времени и характере применения мер контроля доступа;
     
     - изучения записей о периодических проверках средств контроля доступа к ядерным материалам;
     
     - проверки состояния и работоспособности средств контроля доступа к ядерным материалам.
     
     Проверка состояния печатей, пломб, замковых устройств, используемых в качестве технических средств контроля доступа к ядерным материалам, может проводиться на основе случайных выборок.
     
     3.8. Проверка итогов подведения материального баланса ядерных материалов за период времени между двумя последовательными физическими инвентаризациями выражается в количестве неучтенного материала (КНМ) по каждой из категории ядерных материалов, равном разности зарегистрированного конечного инвентарного количества ядерных материалов на день физической инвентаризации и фактически наличного количества, полученного в результате инвентаризации.
     
     3.9. Комплексные инспекции по надзору за состоянием учета и контроля ядерных материалов на предприятиях проводятся не реже одного раза в 3 года.
     

     

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ
 СОСТОЯНИЯ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ


     4.1. Целевая инспекция состояния учета и контроля ядерных материалов проводится:
     
     - с целью проверки состояния элементов системы учета и контроля ядерных материалов;
     
     - при рассмотрении заявки на выдачу Госатомнадзором России временного разрешения (лицензии) на вид/виды деятельности предприятия;
     
     - при вводе в эксплуатацию объектов и производств предприятия;
     
     - при выводе из эксплуатации объектов и производств предприятия;
     
     - при получении информации об изменениях в конструкции или технологических процессах объектов и производств предприятия, влияющих на организацию и ведение учета и контроля ядерных материалов (например, в определении ЗБМ и КТИ);
     
     - в связи с экспортом или импортом ядерного материала согласно предварительным уведомлениям, направляемым владельцем разрешения (лицензии) в Госатомнадзор России. При получении предварительного уведомления об отправке или получении ядерного материала Госатомнадзор России принимает решение о проведении/непроведении целевой инспекции;
     
     - при расследовании обстоятельств, потенциально указывающих на утрату, хищение или несанкционированное использование ядерных материалов.
     
     4.2. Целевая инспекция включает:
     
     - отдельные виды проверок, предусмотренные комплексной инспекцией в соответствии с п.3.1.;
     
     - проверку наличия нормативно-технической документации по организации и осуществлению учета и контроля ядерных материалов;
     
     - установление фактически наличного количества ядерных материалов на момент инспекции путем проведения измерений ядерных материалов и изделий на их основе, находящихся в балк-форме, форме учетных единиц и/или смешанной форме (взвешиванием, применением средств неразрушающего контроля, а также пробоотбора), подсчета учетных единиц, их идентификации по заводским серийным номерам, номерам контейнеров, емкостей и др.;
     
     - определение количества неучтенного ядерного материала (КНМ);
     
     - проверку документации об изменениях в конструкции или технологических процессах установки, влияющих на организацию и ведение учета и контроля ядерных материалов и произошедших с момента представления последнего отчета;
     
     - проверку документации по калиброванию средств системы измерений ядерных материалов в ЗБМ.
     

     4.3. Целевые инспекции по проверке состояния учета и контроля ядерных материалов на предприятии проводятся с периодичностью:
     
     4.3.1. Семь-десять календарных дней - на предприятиях, владеющих необлученными ядерными материалами категории 1 в металлическом виде;
     
     4.3.2. Двадцать один календарный день - на предприятиях, владеющих необлученными ядерными материалами категории 1 в виде оксидов или других соединений;
     
     4.3.3. Двадцать один календарный день - на предприятиях, владеющих необлученными ядерными материалами категории 2 в металлическом виде;
     
     4.3.4. Три календарных месяца - на предприятиях, владеющих необлученными ядерными материалами категории 2 в виде оксидов или других соединений.