Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200053611.htm


       РД-08-15-98

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

ПОЛОЖЕНИЕ
 О НАДЗОРЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК
 И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ


     УТВЕРЖДЕНО Приказ Госатомнадзора России от 20 мая 1998 г. N 51
     
     СОГЛАСОВАНО заместитель Министра Российской Федерации по атомной энергии В.В.Богдан (исх.N 08-753 от 24.02.98)
     
     Врио Начальника штаба внутренних войск МВД России М.А.Паньков (исх.N 5-07/876 от 04.11.97)
     
     ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ с 1 июня 1998 г.
     
     

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     
     1. Положение о надзоре за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - Правила), Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 283-pп, Указом Президента Российской Федерации от 12 ноября 1992 г. N 1355 и распоряжениями Президента Российской Федерации от 16 сентября 1993 г. N 636-pп и от 26 июля 1995 г. N 350-рп о частичных изменениях Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.
     
     2. Настоящее Положение определяет организацию и порядок проведения государственного надзора за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - физзащита) ядерно-опасных объектов, поднадзорных Госатомнадзору России, и обязательно для структурных подразделений центрального аппарата Госатомнадзора России и его территориальных органов, к компетенции которых относятся вопросы организации и осуществления государственного надзора за обеспечением физической защиты.
     
     3. Государственный надзор за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов представляет собой комплекс последовательных взаимосвязанных действий по получению информации о состоянии физзащиты, проверке соблюдения требований правил и норм в области обеспечения физзащиты, выполнения условий действия лицензий на виды деятельности в части обеспечения физзащиты, а также применения санкций в случае невыполнения требований указанных правил и норм.
     
     4. Основными задачами государственного надзора за обеспечением физзащиты являются:
     
     надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими ядерную деятельность, и персоналом (работниками) ядерно-опасных объектов требований Правил, других нормативно-правовых актов по обеспечению физзащиты ядерно-опасных объектов;
     
     надзор за соблюдением администрацией ядерно-опасного объекта требований к обеспечению физзащиты, предусмотренных в лицензии на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии;
     

     предоставление в установленном порядке заинтересованным федеральным органам исполнительной власти информации о состоянии физзащиты и выполнении администрацией ядерно-опасного объекта требований Правил и других нормативно-правовых актов по обеспечению физзащиты ядерно-опасных объектов.
     
     5. Требования к организации и осуществлению государственного надзора за обеспечением физзащиты при проведении работ с использованием оборудования, приборов и аппаратуры, содержащих радиоактивные вещества, а также на радиационно опасных производственных (технологических) участках и в пунктах хранения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения устанавливаются иными нормативными документами.
     
     6. В настоящем Положении учтены peкомендации, содержащиеся в документах МАГАТЭ: Конвенция о физической защите ядерного материала (INFCIRC/274/Rev1), Физическая защита ядерного материала (INFCIRC/225/Rev3).
     
     7. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, приведены в приложении 1.
     
     

II. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ФИЗЗАЩИТЫ ЯДЕРНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

     
     8. Государственный надзор за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов должен осуществляться на всех этапах проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, а также при обращении с ядерными материалами, в том числе при их транспортировании.
     
     9. Методическое руководство деятельностью территориальных органов Госатомнадзора России по государственному надзору за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов и общую координацию этой деятельности осуществляет Управление по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты Госатомнадзора России (далее - Управление) в рамках своей компетенции.
     
     10. Территориальные органы Госатомнадзора России организуют и осуществляют государственный надзор за обеспечением физзащиты на поднадзорных им ядерно-опасных объектах.
     
     

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
ФИЗЗАЩИТЫ ЯДЕРНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

     
     11. Государственный надзор за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов предусматривает:
     
     проведение анализа информации о состоянии физической защиты ядерно-опасных объектов, результатов инспекций и принятие основанных на законодательных и иных нормативных правовых актах мер, направленных на устранение нарушений требований норм и правил в области обеспечения физзащиты ядерно-опасных объектов;
     
     проверку выполнения условий действия выданных лицензий на виды деятельности в области использования атомной энергии в части соблюдения требований к обеспечению физзащиты;
     
     проведение инспекций с целью проверки обеспечения физзащиты ядерно-опасных объектов и соответствия ее установленным требованиям правил и норм в области обеспечения физзащиты ядерно-опасных объектов;
     
     проверку выполнения выданных органами Госатомнадзора России предписаний.
     
     12. Анализ информации об обеспечении физзащиты поднадзорных ядерно-опасных объектов осуществляют территориальные органы Госатомнадзора России, основываясь на результатах проведенных на указанных объектах соответствующих инспекций, требованиях выданных предписаний, а также на представляемых объектами в установленном порядке отчетах, справках об обеспечении физзащиты этих объектов.
     
     Анализ информации об обеспечении физзащиты всех поднадзорных Госатомнадзору России ядерно-опасных объектов осуществляет Управление, основываясь на представляемых ему территориальными органами Госатомнадзора России отчетах, результатах инспекций физзащиты ядерно-опасных объектов, проведенных специалистами Управления.
     
     Порядок подготовки и представления территориальными органами Госатомнадзора России отчетов о надзоре за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов определяется Положением об отчетности в системе Госатомнадзора России о надзоре за состоянием учета и контроля ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-14-97).
     
     13. Выявленные в процессе инспекции нарушения требований Правил, других нормативно-правовых документов по обеспечению физической защиты ядерно-опасного объекта должны быть проанализированы с целью определения причин этих нарушений и влияния их на обеспечение физзащиты объекта. По результатам проведенного анализа должны быть предложены меры по устранению причин и условий выявленных нарушений в области обеспечения физзащиты и повышению эффективности деятельности по государственному надзору за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов.
     

     Анализ результатов деятельности по государственному надзору за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов осуществляется территориальными органами Госатомнадзора России и Управлением в рамках своей компетенции.
     
     14. Основной формой реализации государственного надзора за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов являются инспекции физзащиты этих объектов. Инспекции физзащиты ядерно-опасных объектов проводятся при рассмотрении заявлений на получение лицензий Госатомнадзора России и в процессе осуществления разрешенной деятельности.
     
     15. Целью инспекции физзащиты ядерно-опасного объекта в процессе рассмотрения документов, представленных для получения лицензии Госатомнадзора России, является оценка вопросов обеспечения физзащиты непосредственно на объекте заявляемой деятельности, проверка достоверности представленной информации в части обеспечения физзащиты; оценка возможностей и наличия условий у заявителя лицензии для ведения заявленной деятельности в части обеспечения физзащиты.
     
     16. Инспекции физзащиты ядерно-опасных объектов в процессе разрешенной деятельности проводятся с целью проверки фактического состояния физзащиты объектов и ее соответствия установленным требованиям Правил и норм, выполнения администрацией этих объектов условий действия лицензий в части касающейся обеспечения физзащиты, выполнения ранее выданных органами Госатомнадзора предписаний.
     
     17. Инспекции физзащиты при проектировании и конструировании ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов, конструировании и изготовлении оборудования для ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов должны быть направлены на проверку разработки проектной, конструкторской и технологической документации физзащиты в соответствии с требованиями установленных требований Правил и норм в области обеспечения физзащиты.
     
     18. Инспекции физзащиты ядерно-опасных объектов по организации и содержанию могут быть целевыми и оперативными, а также являться частью комплексных инспекций.
     
     19. Направления, объем и порядок проведения инспекций физзащиты ядерно-опасных объектов определяются Положением о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-12-97).
     
     20. Комплексная инспекция ядерно-опасного объекта предусматривает проверку всех вопросов, входящих в компетенцию Госатомнадзора России, в том числе и вопросов физзащиты. Результаты проверок физзащиты ядерно-опасных объектов должны быть приведены отдельным разделом в актах комплексных инспекций этих объектов.
     

     21. Оперативная инспекция предусматривает периодическую проверку обеспечения физзащиты на соответствие требованиям правил и норм в области обеспечения физзащиты ядерно-опасных объектов, условиям действия лицензий непосредственно на рабочих местах, в подразделениях ядерно-опасных объектов с целью принятия мер по устранению и предупреждению нарушений, недостатков, а также проверку выполнения актов-предписаний (предписаний), выданных территориальными органами Госатомнадзора России.
     
     Оперативная инспекция организуется начальниками отраслевых отделов (отделов инспекций) территориальных органов Госатомнадзора России и проводится инспектором (группой инспекторов).
     
     22. Инспекции физзащиты ядерно-опасных объектов могут быть плановыми и внеплановым. Плановые инспекции проводятся в соответствии с Комплексным планом работы Госатомнадзора России, годовыми и квартальными планами работ территориальных органов Госатомнадзора России, внеплановые инспекции - по решению руководителей Госатомнадзора России или управления территориального органа Госатомнадзора России.
     
     23. Руководство проверяемого ядерно-опасного объекта и командование внутренних войск МВД России (командование округа внутренних войск) должны быть извещены о проведении комплексной или целевой инспекции и ознакомлены с составом комиссии и программой инспекции физзащиты не позднее чем за пять календарных дней до их начала.
     
     О проведении оперативной инспекции администрация ядерно-опасного объекта и командование воинской части внутренних войск МВД России, охраняющей этот объект, должны быть извещены непосредственно в день перед началом инспекции.
     
     24. Оперативная инспекция физзащиты ядерно-опасного объекта должна проводится в присутствии полномочного представителя проверяемого объекта, а все действия по проверке элементов физзащиты этого объекта, находящихся в ведении воинской части внутренних войск МВД России, охраняющей объект, - в присутствии представителя командования воинской части, или иного представителя этой части по согласованию с ее командованием.
     
     25. При проведении инспекции физзащиты ядерно-опасного объекта инспектирующие лица должны строго выполнять требования и нормы технической, ядерной, радиационной и пожарной безопасности, режима секретности, не вмешиваться в технологический процесс.
     

     Запрещается проверка элементов физзащиты методом провокации.
     
     26. Права инспектирующих лиц при проведении инспекций физзащиты (в рамках комплексных, целевых и оперативных) ядерно-опасного объекта определены руководящим документом "Права должностных лиц органов системы Госатомнадзора России" (РД-03-20-94). Перечень основных документов, определяющих физзащиту ядерно-опасных объектов и организацию надзора за ее обеспечением, приведен в приложении 2.
     
     27. Результаты инспекций физзащиты ядерно-опасных объектов оформляются:
     
     при комплексных инспекциях - отдельным разделом акта (акта-предписания) комиссии;
     
     при целевых инспекциях - актом-предписанием;
     
     при оперативных инспекциях - предписанием (записью в журнале инспекции, если не было выявлено нарушений). Форма предписания приведена в приложении 3.
     
     28. При оформлении акта-предписания следует руководствоваться разделами 5, 6 Положения о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-12-97).
     
     29. При проведении ведомственного контроля за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов, состояния надежности их охраны к участию в работе ведомственных комиссий могут привлекаться (по согласованию) представители Госатомнадзора России и его территориальных органов.
     
     30. В случае обнаружения нарушений требований правил и норм в области обеспечения физзащиты ядерно-опасных объектов, несоблюдения условий действия выданных лицензий на виды деятельности в части обеспечения физзащиты органы Госатомнадзора России в установленном порядке должны применять санкции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
     
     Начальник Управления по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты Ю.Г.Володин
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

     
     ЛИЦЕНЗИЯ - надлежаще оформленный документ, подтверждающий право ведения работ в области использования атомной энергии.
     
     ПУНКТ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ - не относящийся к ядерным установкам стационарный объект или сооружение, предназначенные для хранения ядерных материалов, хранения или захоронения радиоактивных отходов.
     
     ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов.
     
     ЯДЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность по производству, использованию, хранению, утилизации и транспортировке ядерных материалов, по проектированию, строительству, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.
     
     ЯДЕРНО-ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ - предприятие (организация, воинская часть), на территории которого используется или хранится ядерный материал, либо размещается и (или) эксплуатируется ядерная установка или пункт хранения ядерных материалов.
     
     ЯДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.
     
     ЯДЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ - материал, содержащий или способный воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, в том числе:
     
     а) обедненный уран - уран, в котором процентное содержание изотопа урана-235 ниже, чем в природном уране;
     
     б) облученный ядерный материал - ядерный материал, имеющий вследствие облучения нейтронами в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения более 1 Зв/ч (100 бэр/ч) на расстоянии 1 м без биологической защиты;
     
     в) обогащенный уран - уран, в котором процентное содержание изотопа урана-235 выше, чем в природном уране;
     
     г) отработавшее ядерное топливо - облученное ядерное топливо, дальнейшее использование которого в ядерном реакторе не предусматривается;
     
     д) природный уран - уран, содержащий около 99,28% изотопа урана-238, около 0,71% изотопа урана-235 и около 0,01% изотопа урана-234;
     
     е) радиоактивные отходы - ядерные материалы, дальнейшее использование которых не предусматривается;
     
     ж) слабооблученный ядерный материал - ядерный материал, имеющий вследствие облучения в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения менее или равную 1 Зв/ч (100 бэр/ч) на расстоянии 1 м без биологической защиты.
     
     Примечание: Термины и определения приведены в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" и Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

     

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ФИЗЗАЩИТУ
ЯДЕРНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ И ОРГАНИЗАЦИЮ НАДЗОРА ЗА ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

     
     1. Федеральный закон "Об использовании атомной энергии". 1995 г.
     
     2. Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов. 1997 г.
     
     3. Основные правила безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов (ОПБЗ-83).
     
     4. Акт межведомственной комиссии по организации охраны ядерно-опасного объекта.
     
     5. Инструкция по обеспечению режима секретности в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. 1987 г.
     
     6. Положение о режиме специальной безопасности на АЭС Минатомэнерго СССР. 1989 г.
     
     7. Положение об охране, пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах первой категории Минсредмаша СССР. 1967 г.
     
     8. Временный устав внутренних войск МВД России. 1994 г.
     
     9. Наставление по служебной деятельности подразделений, гарнизонов, застав, караулов и войсковых нарядов воинских частей внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации по охране важных государственных объектов и специальных грузов (Утверждено приказом МВД России от 1 сентября 1995 г. N 340дсп).
     
     10. Наставление по оборудованию объектов инженерно-техническими средствами охраны. 1989 г.
     
     11. Руководство по организации технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны на особо важных объектах, охраняемых внутренними войсками. 1990 г.
     
     12. Положение о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-12-97).
     
     13. Положение об отчетности в системе Госатомнадзора России о надзоре за состоянием учета и контроля ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-14-97).
     
     14. Положение о проведении целевой инспекции состояния учета, контроля, физической защиты ядерных материалов, связанной с утратой, выявлением неучтенных излишков, хищением или несанкционированным использованием ядерных материалов (РД-08-11-96).
     
     15. Права должностных лиц органов системы Госатомнадзора России (РД-03-20-94).
     

     16. Положение о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора России (РД-03-01-95).
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
 

Форма предписания

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ)

ПРЕДПИСАНИЕ N

"___" ___________ 199____ г.

При проведении инспекции

(наименование вида и объекта инспекции,

наименование органа, Ф.И.О. должностных лиц Госатомнадзора России,

проводивших инспекцию)

были выявлены следующие нарушения:

(краткое описание нарушений, ссылки на нормативно-правовые

документы, требования которых нарушены)

Руководителю

(наименование объекта, Ф.И.О. руководителя)

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

(содержание предписаний по устранению выявленных нарушений с

указанием сроков их выполнения)

О выполнении предписания Вам следует сообщить

(наименование

не позднее "____" ______________199___г.

органа Госатомнадзора России)
     

(должность работника
Госатомнадзора России,
выдавшего предписание)

(подпись)

(Ф.И.О.)

С предписанием ознакомлен и один экземпляр его для исполнения получил
     

Руководитель:

(наименование объекта)

(подпись)

(Ф.И.О.)


"____" _________________ 199____г.