Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/901704799.htm


ВСН 62-91*
---------------------------
Госкомархитектуры



ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ


ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ
ПОТРЕБНОСТЕЙ ИНВАЛИДОВ И МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП
НАСЕЛЕНИЯ


Дата введения 1992-01-01



    РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИЭП им.Б.С.Мезенцева (канд. архитектуры Н.Б.Мезенцева - руководитель темы, канд. архитектуры Е.М.Лось, архит. Н.А.Клементьев), ЦНИИП градостроительства (А.А.Бойченко), ЦНИИЭП жилища (канд. архитектуры Е.Ю.Пересветов, В.Г.Страшнов, Н.С.Милославская), ЦНИИЭП учебных зданий (кандидаты архитектуры Н.Н.Щетинина, М.Н.Тюричева), ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов (кандидаты архитектуры Н.О.Шенгелия, Е.М.Либерман), Госкомархитектуры (Ю.В.Колосов) при участии канд. архитектуры Ю.А.Федутинова и специалистов Республики Эстония (архит. Х.Ю.Калмета и канд. техн. наук Т.Х.Кару).

    ВНЕСЕНЫ ЦНИИЭП им.Б.С.Мезенцева, Госкомархитектуры.

    ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Госкомархитектуры (Ю.В.Колосов).

    УТВЕРЖДЕНЫ приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 4 октября 1991 г. N 134.

    С введением в действие ВСН 62-91* Госкомархитектуры "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения" утрачивает силу "Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах общественных зданий, планировке и застройке населенных мест".

    ВСН 62-91* является переизданием ВСН 62-91 с изменениями, утвержденными приказом Госкомархитектуры 29 ноября 1991 г. N 166 и постановлением Минстроя России 26 июля 1994 г. N 18-3.

    Номера пунктов и приложений, в которые внесены изменения, отмечены звездочкой.

    * Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование планировки и застройки населенных мест, разработку проектов на строительство новых и реконструкцию эксплуатируемых зданий и сооружений в целях создания полноценной среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. При проектировании следует соблюдать требования СНиП 2.07.01-89*, СНиП 2.08.01-89* и СНиП 2.08.02-89* и других действующих нормативных документов.

    В случаях когда при реконструкции застройки существующих зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников изложенные в настоящем документе требования (кроме требований безопасности) не могут быть выполнены в полном объеме, по согласованию с территориальными органами архитектуры и градостроительства, государственного надзора, социальной защиты населения (включая общественные организации инвалидов) следует принимать решения, в наибольшей степени обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов и престарелых, а также возможность передвижения пешеходов с детскими колясками.

    Требования настоящего документа обязательны для всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих и реализующих в строительстве проекты планировки и застройки населенных мест, а также проектные решения отдельных зданий, сооружений и их комплексов жилищно-гражданского и производственного назначения.


1. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ


1.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    1.1.1. При разработке проектов планировки и застройки населенных мест следует исходить из необходимости создания условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения.

    1.1.2. Жилые районы населенных мест и их улично-дорожная сеть должны проектироваться с учетом прокладки пешеходных маршрутов для инвалидов и маломобильных групп населения с устройством доступных им подходов к площадкам и местам посадки в общественный транспорт.

    1.1.3. В районах нового строительства следует обеспечивать расположение жилых зданий с квартирами для инвалидов на креслах-колясках в радиусе обслуживания предприятий торговли товарами повседневного спроса и комплексных приемных пунктов предприятий бытового обслуживания не более 300 м.

    1.1.4. Специализированные жилые здания и специализированные детские учреждения следует располагать на расстоянии не более 3000 м от пожарных депо.

    1.1.5. Специализированные детские учреждения следует размещать в озелененных районах, на расстоянии не менее 3000 м от промышленных предприятий, улиц и дорог с интенсивным движением транспорта и железнодорожных путей, а также других источников повышенного шума, загрязнения воздуха и почвы. Специализированные школы-интернаты для детей с нарушениями зрения и слуха следует располагать на расстоянии не менее 1500 м от радиостанций, радиорелейных установок и пультов.



1.2. РАЗМЕРЫ ТЕРРИТОРИЙ


    1.2.1. Расчетную площадь земельных участков домов-интернатов для инвалидов и престарелых, территориальных центров социального обслуживания и специализированных детских учреждений следует принимать в соответствии с табл.1 и 2.

    1.2.2. Расчетный показатель площади участка специализированного дошкольного учреждения следует принимать не менее 60 кв.м на 1 место.

                                                          Таблица 1

+------------------------------------------------------------------+
¦                          ¦   Вместимость,   ¦ Площадь земельного ¦
¦       Типы зданий        ¦      мест        ¦  участка, кв.м на  ¦
¦                          ¦                  ¦ 1 место, не менее  ¦
+------------------------------------------------------------------+

Дома-интернаты               до 50                     200
для инвалидов                51-100                    175
и престарелых                101-200                   125
                            201-300                   100

Территориальные              до 50                     150
центры социального           51-75                     125
обслуживания                 76-100                    100

    Примечание. Площадь земельных участков домов-интернатов, размещаемых в пригородной зоне, вблизи парков и лесопарков, а также в условиях сложившейся застройки, допускается уменьшать, но не более чем на 20%.

                                                          Таблица 2


+------------------------------------------------------------------+
¦           ¦  Площадь земельного участка, кв.м, на 1 воспитанника ¦
¦           ¦      в спецшколах-интернатах для детей, не менее     ¦
¦  Число    +------------------------------------------------------¦
¦параллель- ¦       с нарушениями           ¦с тяжелыми последстви-¦
¦ных классов+-------------------------------¦ями полиомиелита и це-¦
¦           ¦  слуха  ¦ зрения ¦ интеллекта ¦ребральных параличей  ¦
+------------------------------------------------------------------+

     1         200      205        225                180

     2         160      160        180                140

    1.2.3. Расчетный показатель площади земельных участков домов-интернатов для умственно отсталых детей следует принимать в соответствии с табл.3.


                                                           Таблица 3


+-------------------------------------------------------------------+
¦  Площадь земельного участка, кв.м, на 1 воспитанника, не менее    ¦
+-------------------------------------------------------------------¦
¦       Для обучаемых детей       ¦      Для необучаемых детей      ¦
+---------------------------------+---------------------------------¦
¦способных к     ¦не способных к  ¦способных к     ¦не способных к  ¦
¦самостоятельному¦самостоятельному¦самостоятельному¦самостоятельному¦
¦передвижению    ¦передвижению    ¦передвижению    ¦передвижению    ¦
+-------------------------------------------------------------------+

     100              120                80              50


    Примечание. Площадь земельных участков домов-интернатов для умственно отсталых детей допускается уменьшать, но не более чем на 15%.

    1.2.4. На территориях специализированных дошкольных учреждений и домов-интернатов для умственно отсталых детей, кроме расположенных в IА, IБ, IГ и IIА климатических подрайонах, следует предусматривать учебно-опытные площадки расчетной площадью не менее 0,6 кв.м на 1 воспитанника.

    1.2.5. Земельные участки специализированных детских учреждений и домов-интернатов для инвалидов и престарелых должны иметь ограждение высотой не менее 1,6 м, а психоневрологических интернатов и домов-интернатов для умственно отсталых детей - заборы высотой не менее 2 м.



2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СРЕДЫ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ


2.1. ПАРАМЕТРЫ ЗОН И ПРОСТРАНСТВ
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ


    2.1.1. Зона для размещения кресла-коляски должна иметь ширину не менее 0,9 м и длину не менее 1,5 м.

    2.1.2.* Ширина прохода при одностороннем движении должна быть не менее 1,2 м, при двухстороннем - не менее 1,8 м.

    2.1.3. Высота прохода до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,1 м.

    2.1.4.* Размеры площадки для поворота кресла-коляски на 90 град. должны быть не менее 1,3х1,3 м, для поворота на 180 град. - не менее 1,3х1,5 м, для разворота на 360 град. - не менее 1,5х1,5 м.

    Пространство под элементами и частями зданий, оборудования или мебели, используемое для подъезда кресел-колясок, должно иметь ширину по фронту оборудования или мебели не менее 0,6 м и высоту не менее 0,6 м над уровнем пола или пешеходного пути. Подходы к оборудованию и мебели должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90 град. - не менее 1,2 м.

    2.1.5. Объекты и устройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т.п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать пространство, необходимое для проезда и маневрирования кресла-коляски.

    Такие объекты, элементы или части зданий и сооружений, нижняя кромка которых расположена на высоте в пределах от 0,7 до 2,1 м от уровня пешеходного пути, не должны выступать за поверхность основной несущей конструкции более чем на 0,1 м, а при размещении на отдельно стоящей опоре - не более 0,3 м. При увеличении этого размера пространство под выступающими объектами, частями зданий или сооружений должно быть выделено бортиком высотой не менее 3 см.



2.2. ПЕШЕХОДНЫЕ ПУТИ


    2.2.1. Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров, которые предназначаются для пользования инвалидами на креслах-колясках и престарелых, не должны превышать: продольный - 5%, поперечный - 1%. В случаях, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные пределы, допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 12 м пути с устройством горизонтальных промежуточных площадок вдоль спуска.

    2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части.

    Переходы на крупных и сложных транспортных развязках следует снабжать защитными ограждениями.

    2.2.3. Ширина пешеходного пути через островок безопасности в местах перехода через проезжую часть улиц должна быть не менее 3 м, длина - не менее 2 м.

    2.2.4.* В жилых районах и микрорайонах вдоль пешеходных дорожек и тротуаров, предназначенных для передвижения инвалидов, следует предусматривать не реже чем через 300 м места отдыха со скамейками.

    2.2.5. Опасные для инвалидов участки и пространства следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 5 см.

    2.2.6. При проектировании путей эвакуации инвалидов следует исходить из того, что эти пути должны соответствовать требованиям обеспечения их доступности и безопасности для передвижения инвалидов.



2.3. ПОКРЫТИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПУТЕЙ И ПОЛОВ


    2.3.1. Поверхности покрытий пешеходных путей и полов помещений в зданиях и сооружениях, которыми пользуются инвалиды, должны быть твердыми, прочными и не допускать скольжения.

    2.3.2. Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных, чрезмерно рифленых или структурированных материалов. Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами - не более 1,5 см.

    2.3.3. Ковровые покрытия должны плотно закрепляться, особенно по краям ковров. Толщина покрытия из ворсового ковра не должна превышать 1,3 см с учетом высоты ворса.

    2.3.4. В спортивных залах поверхность покрытия пола игровых площадок и зон для занятий людей с полной или частичной потерей зрения должна быть ровной и гладкой.

    2.3.5. Ребра решеток, устанавливаемых на путях движения инвалидов, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.

    2.3.6. Предупреждающую информацию для людей с полной и частичной потерей зрения о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности и пр.) следует обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.



2.4. СТОЯНКИ И ОСТАНОВКИ АВТОТРАНСПОРТА


    2.4.1. На располагаемых в пределах территории жилых районов открытых стоянках автомобилей, а также около учреждений культурно-бытового обслуживания населения, предприятий торговли и отдыха, спортивных зданий и сооружений, мест приложения труда следует выделять места для личных автотранспортных средств инвалидов.

    Минимальное количество таких мест следует принимать из расчета: 4%, но не менее 1 места при общем числе мест на стоянке до 100; 3% при общем числе мест 101-200; 2% - при числе мест 201-1000; 20 мест плюс не менее 1% на каждые 100 свыше 1000 мест при общей вместимости автостоянки более 1000 машино-мест.

    2.4.2. На автомобильных стоянках при специализированных зданиях и сооружениях для инвалидов следует выделять для личных автомашин инвалидов не менее 10% мест, а около учреждений, специализирующихся на лечении спинальных больных и восстановлении опорно-двигательных функций, - не менее 20% мест.

    2.4.3. Стоянки с местами для автомобилей инвалидов должны располагаться на расстоянии не более 50 м от общественных зданий, сооружений, жилых домов, в которых проживают инвалиды, а также от входов на территории предприятий, использующих труд инвалидов.

    2.4.4. Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих инвалидов, следует предусматривать на расстоянии не более 100 м от входов в общественные здания и не более 300 м от жилых зданий, в которых проживают инвалиды.

    2.4.5. Места для стоянки личных автотранспортных средств инвалидов должны быть выделены разметкой и обозначены специальными символами. Ширина стоянки для автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.



2.5. ПАНДУСЫ И ЛЕСТНИЦЫ


    2.5.1.* В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц. Конструкции пандусов и их ограждений следует выполнять из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее 2 ч.

    В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы, величина внутреннего радиуса которых рассчитывается в соответствии с приложением. Длина промежуточных горизонтальных площадок винтового пандуса по внутреннему его радиусу должна составлять не менее 2 м.

    2.5.2. Уклон каждого марша пандуса в зависимости от его длины не должен превышать величин, указанных в приложении.

    2.5.3. В начале и конце каждого подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее ширины пандуса и длиной не менее 1,5 м. При изменении направления пандуса ширина горизонтальной площадки должна обеспечивать возможность поворота кресла-коляски.

    2.5.4. По внешним боковым краям пандуса и площадок следует предусматривать бортики высотой не менее 5 см.

    2.5.5. Ступени лестниц на путях движения инвалидов должны быть глухими, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 5 см. По не примыкающим к стенам боковым краям лестничного марша ступени должны иметь бортики высотой не менее 2 см.

    Ширина проступей должна быть: для наружных лестниц - не менее 40 см, для внутренних лестниц в зданиях и сооружениях - не менее 30 см; высота подъемов ступеней: для наружных лестниц - не более 12 см, для внутренних - не более 15 см.

    2.5.6. По обеим сторонам пандуса или предназначенного для передвижения инвалидов лестничного марша должны предусматриваться ограждения высотой не менее 0,9 м с поручнями. Поручни в этих случаях следует предусматривать двойными на высоте 0,7 и 0,9 м, а для детей дошкольного возраста - на высоте 0,5 м. Длина поручней должна быть больше длины пандуса или марша лестницы с каждой их стороны не менее чем на 0,3 м.

    Поручни должны быть круглого сечения диаметром не менее 3 не более 5 см или прямоугольного сечения толщиной не более 0,04 м.

    2.5.7.* Пандус, служащий путем эвакуации со второго и вышележащих этажей, должен быть непосредственно связан с выходом наружу из здания и сооружения.
    

2.6. ВХОДЫ В ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ


    2.6.1. Все здания и сооружения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

    2.6.2. Предназначенные для инвалидов входы в здания и сооружения следует защищать от атмосферных осадков и предусматривать перед входом площадку размером в плане не менее 1х2,5 м с дренажем, а в зависимости от местных климатических условий - с подогревом.

    2.6.3. Предназначенные для инвалидов входные двери в здания, сооружения и помещения должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек на путях передвижения инвалидов запрещается.

    В полотнах входных в здания и сооружения дверей, предназначенных для инвалидов, следует предусматривать смотровые остекленные панели из противоударного стекла, нижняя часть которых должна располагаться не выше 0,9 м от уровня пола. В качестве остекления дверей следует применять армированное стекло. Нижняя часть дверных полотен на высоту 0,3 м должна быть защищена противоударной полосой.

    При проектировании стеклянных входных дверей следует предусматривать автоматическое их открывание и яркую маркировку.

    2.6.4. Входы в здания и помещения на путях движения инвалидов не должны иметь порогов, а при необходимости устройства порогов их высота не должна превышать 0,025 м.

    2.6.5.* При оборудовании предназначенного для инвалидов входа автоматическими или полуавтоматическими раздвижными дверями следует предусматривать его дублирование рядом расположенным входом с распашными полотнами. Открывание либо закрывание автоматических или полуавтоматических дверей должно происходить не быстрее 5 сек.



2.7. ЛИФТЫ


    2.7.1. В местах перепада уровней, где невозможно устройство пандуса, следует предусматривать установку лифтов или специальных подъемников, приспособленных для самостоятельного пользования инвалидами на креслах-колясках.

    2.7.2. Во всех зданиях, помещения которых расположены выше первого этажа и предназначены для пользования инвалидами на креслах-колясках, следует предусматривать лифты, кабины которых должны иметь размеры, не менее, м: ширину - 1,1; глубину - 1,5; ширину дверного проема - 0,85.

    Лифты должны иметь автономное управление из кабин и с уровня этажа, имеющего непосредственный выход на улицу.

    2.7.3.* При наличии на втором этаже и выше помещений, предназначенных для постоянного пребывания инвалидов, пользующихся креслами-колясками, или престарелых, не способных к самостоятельному передвижению, в здании следует предусматривать пассажирский лифт, если невозможно организовать рабочее место (место постоянного пребывания) инвалидов на первом этаже или выполнить пандус с учетом требований разд.2.5.

    Кабина лифта должна иметь размеры, не менее, м: ширину - 1,1, глубину - 2,2, ширину дверного проема - 0,85. Режим работы лифта аналогичен режиму лифтов для перевозки пожарных подразделений.

    В верхнюю зону шахты лифта должна быть обеспечена подача наружного воздуха через самостоятельный канал для создания подпора воздуха и незадымляемости шахты при возникновении пожара. Избыточное давление воздуха в шахтах должно быть не менее 20 Па. При работе лифтов во время пожара должно быть обеспечено бесперебойное энергоснабжение всех их систем в течение не менее 2 ч по первой категории надежности.

    2.7.4.* Выход из лифта на первом этаже следует предусматривать в холл или вестибюль, отделенный от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа и дверями, снабженными закрывателями.

    Расположение лифтовых холлов или площадок в зданиях, рассчитанных на посещение или проживание инвалидов, на уровнях промежуточных площадок лестниц не допускается.

    2.7.5. Величина перепада уровней между полом кабины лифта и площадкой лифтового холла не должна превышать 0,025 м.

    2.7.6. Шахты лифтов не должны, как правило, сообщаться с подвальным и цокольным этажами. Допускается один из лифтов предусматривать опускающимся до подвального или цокольного этажа, где перед выходом из этого лифта необходимо устройство тамбура-шлюза.

    2.7.7. Кабины лифтов, предназначенных для транспортирования инвалидов, должны быть обеспечены экстренной аварийной телефонной двухсторонней связью с диспетчерским пунктом. Кнопки вызова лифта и управления его движением должны находиться на высоте от пола не более 1,2 м. Расположенный в кабине лифта аппарат двухсторонней связи должен снабжаться устройством для усиления звука, а при необходимости - и устройством для получения синхронной визуальной информации.

    2.7.8. В случае применения подъемников в виде платформы, перемещаемой вертикально, наклонно или вдоль лестничного марша, ширина такой платформы должна быть не менее 0,9 м, глубина - не менее 1,2 м.



2.8. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ


    2.8.1. В туалетах общего пользования, включая туалеты в общественных зданиях, следует предусматривать не менее одной кабины шириной не менее 1,65 м и глубиной не менее 1,8 м для инвалидов, пользующихся при передвижении креслами-колясками и другими приспособлениями.

    В кабине рядом с унитазом с одной из его сторон следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски.

    2.8.2. Для инвалидов, использующих при передвижении костыли или другие приспособления, не менее одной из рядовых кабин общественных туалетов следует оборудовать поручнями, расположенными по боковым сторонам.

    2.8.3. Один из писсуаров в туалетах следует располагать на высоте от пола не более 0,4 м и оборудовать его вертикальными опорными поручнями с двух сторон.

    2.8.4. Не менее одной из раковин в умывальной при общественном туалете следует устанавливать на высоте не более 0,8 м от уровня пола и на расстоянии от боковой стены не менее 0,2 м. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, предназначенных для пользования инвалидами, следует располагать на высоте не более 0,8 м от уровня пола.

    2.8.5. В помещениях общих душевых следует предусматривать не менее одной кабины, оборудованной для инвалидов на креслах-колясках. Размер в плане такой кабины должен быть не менее 1,2х0,9 м. Перед кабиной следует предусматривать пространство для подъезда к ней инвалида на кресле-коляске.

    2.8.6. Ограждающие конструкции душевых кабин не должны затруднять инвалидам пользование душем и служить препятствием для пересадки инвалида из кресла-коляски на сиденье душа.

    2.8.7. Двери из санитарно-гигиенических кабин и помещений для инвалидов должны открываться наружу.

    2.8.8. Ширина помещения уборной в квартирах должна быть не менее 1,2 м, а ее глубина - не менее 1,6 м.



2.9. ОБОРУДОВАНИЕ


    2.9.1. На путях движения пешеходов, в общественных местах, на дорогах, улицах и площадях, особенно на перекрестках, в парках, на станциях и остановках общественного транспорта следует устанавливать информационные указатели, предупреждающие инвалидов о строительных барьерах, а при необходимости и об имеющихся опасностях.

    2.9.2. Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола или поверхности пешеходного пути.

    2.9.3. В общественных местах массового посещения и скопления людей следует предусматривать возможность дублирования визуальной и звуковой информации.

    Светофоры и устройства, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, а также в местах, представляющих опасность для людей с полной или частичной потерей зрения, должны дублироваться звуковыми сигналами.

    2.9.4. Не менее одного из таксофонов, размещаемых в доступных для инвалидов местах общего пользования, или один в каждом ряду таксофонов следует устанавливать на высоте не более 0,8 м от уровня покрытия площадки или пола.

    2.9.5. В местах, доступных для инвалидов на креслах-колясках, уровень приемного отверстия почтового ящика следует располагать на высоте не более 1,3 м от поверхности пешеходного пути или пола.

    2.9.6. Рабочие поверхности киосков, прилавков для торговли и обслуживания населения, стоек или их частей в гардеробах, буфетах, регистратурах, окна кассовых кабин и т.п. следует располагать на высоте не более 0,8 м от уровня пешеходной части пути или пола помещения.

    2.9.7. Ручки, рычаги, краны, кнопки электрических выключателей и различных аппаратов, электрические розетки, отверстия торговых, билетных и т.п. автоматов и прочие устройства, предназначенные для обслуживания инвалидов и престарелых, следует располагать на высоте не более 1 м от уровня пола и на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены помещения.

    В специализированных детских учреждениях для детей с нарушениями интеллекта и в психоневрологических интернатах электрические выключатели и розетки следует устанавливать на высоте не менее 1,8 м от уровня пола и снабжать их дополнительными защитными устройствами.

    2.9.8. В санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для инвалидов, передвигающихся с помощью кресел-колясок, вспомогательных средств или приспособлений, следует предусматривать установку поручней, штанг, подвесных трапеций или другого оборудования, а душевые кабины для инвалидов оборудовать стационарным или откидным сиденьем.

    В предназначенной для инвалидов кабине туалета общего пользования следует предусматривать, кроме того, крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.

    2.9.9. В размещаемых в туалетах общего пользования кабинах для инвалидов следует предусматривать установку кнопки звонка, которой можно пользоваться с унитаза или от двери. Электрический звонок или оповещатель должен располагаться в дежурной комнате при туалете.

    2.9.10. Все элементы стационарного оборудования, предназначенные для пользования инвалидами, должны быть прочно и надежно закреплены. Крепежные детали оборудования, регуляторов, электрических выключателей и т.п. не должны выступать за плоскость стен или закрепляемого элемента.

    2.9.11. Ручки, запорные и другие приспособления на дверях, ведущих в помещения, где опасно находиться людям с полной или частичной потерей зрения, должны иметь единообразную для таких помещений опознавательную рельефную или фактурную поверхность.

    2.9.12. Все доступные для инвалидов места общего пользования, здания и сооружения должны быть отмечены знаками или символами, в частности: места паркования личного автотранспорта, остановка общественного транспорта, приспособленные для инвалидов входы в здания, сооружения и переходы через транспортные коммуникации, общественные уборные, бани и т.п.

    2.9.13.* Помещения (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенные для пребывания инвалидов в общественных, производственных и специализированных зданиях и сооружениях, следует оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

    2.9.14.* В помещениях общественных, производственных и специализированных зданий и сооружений, а также многоквартирных жилых зданий следует предусматривать дублированную (звуковую и визуальную) сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре, либо устанавливать стандартные штепсельные розетки, подключенные к системе, при которой возможно включение в них, при необходимости, соответствующих сигнальных приборов или устройств.

    2.9.15.* В специализированных зданиях для инвалидов с нарушениями зрения на стенах коридоров на высоте 100 см от уровня пола следует располагать рельефные указатели направления движения к ближайшему эвакуационному выходу.



3. ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ


3.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


    3.1.1. При проектировании жилых, общественных, производственных и транспортных зданий и сооружений следует учитывать возможность использования их инвалидами, в том числе передвигающимися с помощью кресел-колясок или других вспомогательных средств и приспособлений.

    3.1.2.* Рассчитанные на проживание инвалидов и престарелых многоквартирные (с числом квартир более двух) и специализированные жилые здания, а также здания специализированных учреждений и предприятий для инвалидов и престарелых следует проектировать не ниже второй степени огнестойкости, при этом этажность специализированных жилых зданий не должна превышать трех этажей, а зданий специализированных детских учреждений - двух этажей.

    3.1.3. При проектировании общественных зданий и сооружений различного назначения, включая учебно-вспомогательные учреждения, а также общежитий следует предусматривать места для инвалидов из расчета не менее 2%, а в санаторных учреждениях и учреждениях отдыха и туризма - не менее 3% общей вместимости здания.

    3.1.4. В спортивных и зрелищных зданиях и сооружениях количество мест в залах и на трибунах для инвалидов на креслах-колясках следует устанавливать из расчета 1 место на каждые 300 мест, но не менее 4 мест для инвалидов, при общей вместимости до 1 тыс. чел., а при большей вместимости - 20 мест плюс по 1% на каждые 100 мест сверх 1 тыс. чел.

    3.1.5.* В зданиях, предназначенных для пребывания или посещения инвалидов, общая вместимость помещений, выходящих в тупиковый коридор, не должна превышать 30 чел.

    В жилых блоках специализированных дошкольных учреждений и зданий для инвалидов с нарушениями зрения не допускается устройство выходов в тупиковый общий коридор из помещений, предназначенных для постоянного пребывания инвалидов.

    3.1.6. Квартиры пользующихся для передвижения креслами-колясками и другими приспособлениями одиноких инвалидов и инвалидов с семьями, а также жилые ячейки в специализированных жилых зданиях и общежитиях, номера в гостиницах и санаториях с местами для таких инвалидов следует располагать, как правило, на первом этаже.

    3.1.7. При устройстве выхода на придомовой земельный участок с расположенных на первом этаже здания балконов квартир для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, этот выход должен быть снабжен пандусом или подъемником.

    3.1.8. Площадь кухни в квартирах для инвалидов, пользующихся креслом-коляской, должна быть не менее 9 кв.м, а ее ширина не менее 2,2 м.

    3.1.9. В передней квартиры или жилой ячейки для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, или в непосредственной близости от передней следует предусматривать место или кладовую для хранения кресла-коляски.

    3.1.10. При проектировании в составе предназначенной для проживания инвалида квартиры кладовой для хранения инструментов, материалов и изделий, используемых при работах на дому, площадь такой кладовой должна быть не менее 4 кв.м.

    3.1.11. Встроенные в жилые здания или встроенно-пристроенные к ним помещения культурно-бытового и медицинского обслуживания инвалидов и престарелых следует располагать не выше второго этажа.

    3.1.12. В учреждениях медицинского обслуживания населения, а также в зданиях и сооружениях спортивного назначения следует предусматривать кабинет врача площадью не менее 16 кв.м и помещение для массажа площадью из расчета не менее 16 кв.м на каждый массажный стол с комнатой площадью не менее 6 кв.м для переодевания инвалидов.

    3.1.13. При проектировании вестибюля и гардероба в общественных зданиях и сооружениях следует предусматривать места для людей, сопровождающих инвалидов, из расчета не менее 0,5 кв.м на каждого инвалида.

    3.1.14.* Жилые помещения специализированных жилых зданий и территориальных центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.

    3.1.15.* В зрительных залах следует предусматривать не менее трех зрительских мест, оборудуемых индивидуальными слуховыми аппаратами для инвалидов с ослабленным слухом или нарушениями зрения. Места для инвалидов в креслах-колясках не следует располагать группами численностью более трех в одном ряду.

    3.1.16.* Не допускается предусматривать пути эвакуации инвалидов и престарелых по открытым наружным металлическим лестницам.


4. ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
СПОРТИВНОГО НАЗНАЧЕНИЯ


4.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


    4.1.1. Залы и помещения, предназначенные для физкультурно-оздоровительных занятий инвалидов, следует проектировать в составе спортивных корпусов встроенными в здания другого назначения или пристроенными к ним, а также в отдельно стоящих зданиях.

    4.1.2. Для занятий людей с полной или частичной потерей зрения не допускается использование отдельных площадок и зон, выгороженных в многосекционных залах перегородками, не обеспечивающими акустической изоляции. В спортивных залах, предназначенных для этих категорий людей, следует предусматривать звукопоглощающие акустические потолки, а на стенах залов - обшивку мягкими и упругими материалами на высоту не менее 2 м от пола и установку горизонтальных поручней.

    4.1.3. Вдоль беговой дорожки со стороны зрительских мест следует предусматривать полосу безопасности шириной не менее 1 м, а за ее пределами - свободное пространство шириной не менее 3 м для размещения инвалидов на креслах-колясках.

    4.1.4. Вокруг зон и площадок для занятий инвалидов, пользующихся при передвижении креслами-колясками, следует устраивать полосы безопасности шириной не менее 2 м, а по торцевым (коротким) сторонам игровых площадок - не менее 3 м. На теннисных кортах зона безопасности должна быть увеличена: вдоль площадок до 4 м, по торцевым сторонам - до 6 м.

    4.1.5. В случае если беговая дорожка отделена от зрительских мест ограждением, в нем следует предусматривать проходы для инвалидов на расстоянии друг от друга не менее 100 м.

    4.1.6. Для обеспечения ориентации и безопасности спортсменов с полной или частичной потерей зрения следует:

    использовать в качестве ориентиров для направления движения звуковые маяки;

    устраивать по периметру игровых площадок полосу ориентации шириной не менее 1,5 м с прилегающей к ней полосой безопасности шириной не менее 2,5 м;

    устраивать полосу ориентации шириной не менее 2 м вдоль дорожек для бега или разбега перед прыжком;

    предусматривать на беговой дорожке зону старта длиной по направлению движения не менее 5 м и зону финиша - длиной не менее 25 м;

    устраивать полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметру ванн бассейнов.

    Полосы ориентации, а также повороты беговых дорожек, зоны стартов и финишей, толчковые зоны при прыжках должны выделяться фактурной поверхностью покрытия с ярким контрастным цветом.

    4.1.7.* На открытых плоскостных сооружениях, предназначенных для занятий людей с полной или частичной потерей зрения, следует предусматривать защиту от шума зон и площадок зелеными насаждениями с суммарным расчетным уровнем звукозащиты по летнему периоду года не ниже 3 дБ.

    4.1.8.* При проектировании бани сухого жара (сауны) ее помещение следует располагать в отдельно стоящем здании либо на первом этаже здания не ниже второй степени огнестойкости с соблюдением требований противопожарных норм и СНиП 2.08.02-89*.



4.2. ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ БАССЕЙНЫ


    4.2.1. По периметру ванн бассейнов следует предусматривать обходную дорожку шириной, не менее, м: для открытых бассейнов - 2,5, для бассейнов в залах - 2. Ширина дорожки со стороны стартовых тумбочек и входов из раздевальных помещений должна быть не менее 3,5 м.

    4.2.2. Вдоль стен зала бассейна и на входах в зал из помещений для переодевания и душевых следует устанавливать горизонтальные поручни на высоте от пола в пределах от 0,9 до 1,2 м, а в залах с бассейном для детей - на уровне 0,5 м от пола.

    4.2.3. По внешнему периметру обходных дорожек вокруг открытых бассейнов следует предусматривать ограждения высотой не менее 1 м с поручнями.

    4.2.4. В мелкой части ванны бассейна для спуска в воду следует устраивать лестницу шириной не менее 0,9 м, с шириной проступей не менее 0,3 м и высотой подступенков не более 0,14 м. Лестница должна иметь стационарные поручни.

    4.2.5. Размеры ванны бассейна для детей должны быть, не менее, м: в дошкольных учреждениях и домах интернатах - 3х7, в школах-интернатах - 6х12,5.

    Глубина ванны бассейна по уровню воды должна приниматься переменной, м:

    для детей дошкольного возраста 0,6-0,8;

    для детей школьного возраста 0,8-1,05;

    для детей в домах-интернатах 0,25-0,5.

    4.2.6. Для спуска в воду и подъема из нее инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата следует использовать желоба или специальные подъемники.


4.3. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ


    4.3.1. В помещениях раздевальных следует предусматривать для занимающихся инвалидов:

    места для хранения кресел-колясок;

    индивидуальные кабины площадью каждая не менее 4 кв.м для переодевания из расчета по одной кабине на трех одновременно занимающихся инвалидов, пользующихся креслами-колясками;

    не менее двух индивидуальных шкафов высотой не более 1,7 м для хранения костылей и протезов;

    скамью длиной не менее 3 м, шириной не менее 0,7 м и высотой не более 0,5 м в помещениях раздевальных; вокруг скамьи должно быть обеспечено свободное пространство для подъезда к ней инвалида на кресле-коляске. При невозможности устройства указанной скамьи следует предусматривать вдоль одной из стен установку скамьи шириной не менее 0,6 м.

    4.3.2. При проектировании раздевальных следует предусматривать для инвалидов на креслах-колясках с сопровождающими не менее двух блоков площадью каждый не менее 14 кв.м, оборудованных тремя двухъярусными шкафами для одежды, с собственными душевой кабиной и уборной. При расчетной пропускной способности спортивного здания или сооружения более 35 инвалидов на креслах-колясках число таких блоков должно быть не менее четырех.

    4.3.3. Индивидуальные шкафы для хранения одежды инвалидов, пользующихся креслами-колясками, следует располагать в нижнем ярусе. При открытом способе хранения домашней одежды крючки в раздевальных должны устанавливаться на высоте от пола не более 1,3 м.

    4.3.4. Ножные проходные ванны на пути к бассейну из помещений раздевальных следует проектировать с учетом возможности проезда через них инвалидов на креслах-колясках.

    4.3.5. При раздевальных следует предусматривать комнату отдыха расчетной площадью не менее 0,4 кв.м на каждого из одновременно занимающихся инвалидов на креслах-колясках, а при сауне площадью не менее 20 кв.м.



5. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЗДАНИЯ
И СООРУЖЕНИЯ


5.1. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ


    5.1.1. Жилые помещения в специализированных жилых зданиях следует проектировать непроходными и в составе жилых ячеек, которые должны объединяться в жилые группы вместимостью не более 25 чел.

    5.1.2. В специализированных жилых зданиях для инвалидов и престарелых должны предусматриваться помещения культурно-бытового и медицинского обслуживания.

    При проектировании специализированных жилых зданий в комплексе с учреждениями специализированных центров медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также учебно-производственного назначения помещения для указанных учреждений следует включать в состав жилых зданий или располагать их во встроенно-пристроенном либо отдельно стоящем блоке, связанном с жилыми зданиями крытым, а при необходимости и отапливаемым переходом.

    5.1.3. Для обслуживания каждой жилой группы в домах-интернатах для инвалидов и престарелых следует предусматривать помещения площадью, не менее, кв.м:

    ванную комнату - 12;

    уборную - 4,5;

    душевую кабину - 3 с местом для переодевания;

    санитарную комнату - 16;

    комнату для бытовых нужд - 12; кладовые для чистого и грязного белья. Кроме того, в составе жилой ячейки для способных к самообслуживанию инвалидов или престарелых должны предусматриваться комната общения расчетной площадью не менее 1,2 кв.м на каждого проживающего и кухня-буфетная (не менее 0,6 кв.м на каждого проживающего).

    5.1.4. В домах-интернатах для инвалидов и престарелых следует предусматривать помещение или место площадью не менее 4 кв.м для хранения медицинских тележек и кресел-колясок.

    5.1.5. При проектировании психоневрологических интернатов следует предусматривать отделения: реабилитационного профиля для свободного содержания пациентов; лечебно-восстановительного профиля для наблюдательного содержания пациентов; постельного содержания для пациентов, нуждающихся в постоянном уходе.

    5.1.6. При размещении столовой психоневрологического интерната в отдельно стоящем здании следует предусматривать вестибюль с гардеробом, расчетную площадь которых следует принимать не менее 0,25 кв.м на каждое посадочное место в обеденном зале.

    5.1.7.* В противопожарных перегородках и стенах, отделяющих группы жилых помещений от ведущих в блоки помещений обслуживания коридоров и переходов, а также в помещениях кладовых и мастерских, связанных с хранением и переработкой сгораемых материалов, следует предусматривать противопожарные двери 2-го типа.



5.2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ


    5.2.1. Территориальные центры социального обслуживания следует проектировать двух основных типов: надомного обслуживания и дневного пребывания, которые допускается объединять в одном здании в качестве отделений единого центра, а также включать в состав домов-интернатов для инвалидов и престарелых.

    При объединении территориального центра со специализированным учреждением медицинской, социальной и профессиональной реабилитации или его отделениями следует совмещать аналогичные помещения и службы.

    5.2.2. При включении территориального центра социального обслуживания или его отделений в состав жилого здания, рассчитанного на проживание инвалидов и престарелых, помещения территориального центра должны проектироваться с учетом обслуживания дополнительно не менее 30% численности инвалидов и престарелых, проживающих в здании.

    5.2.3. При территориальном центе социального обслуживания должны предусматриваться регистратура-справочная и помещения для общих лечебных мероприятий площадью, не менее, кв.м в составе:

    двух процедурных, каждая - 12;

    перевязочной - 22;

    трех кабинетов, каждый - 18;

    лабораторных помещений - 14 (общая площадь);

    двух помещений, каждое - 12 для примерки и подгонки протезов, а также раздельные кладовые чистого и грязного белья.

    5.2.4.* Учебно-производственные классы и мастерские должны располагаться во встроенных, встроенно-пристроенных или отдельно стоящих блоках помещений с соблюдением условий эвакуации инвалидов и противопожарных требований, соответствующих профилю классов и мастерских.

    5.2.5. В состав отделения дневного пребывания следует включать помещения площадью, не менее, кв.м:

    гардеробной - 15;

    комнат, каждая - 36 для пребывания инвалидов и престарелых;

    комнат, каждая - 16 для дневного отдыха;

    кухни-буфетной - 9;

    душевой кабины с комнатой для переодевания.

    5.2.6. Помещения для пребывания инвалидов и престарелых должны объединяться в группы вместимостью не более 25 чел. и располагаться, как правило, на первом этаже здания. При расположении помещений дневного пребывания выше второго этажа следует предусматривать лифт.

    5.2.7. В составе центра или отделения надомного обслуживания следует предусматривать диспетчерский пункт и комнаты персонала с кладовыми для хранения продуктов, а также раздельные кладовые для чистого и грязного белья.


6. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ


    6.1. Специализированные учреждения реабилитации инвалидов должны проектироваться как центры медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в местах проживания инвалидов и санаторно-курортные учреждения для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата.

    6.2.* В составе специализированных учреждений реабилитации инвалидов следует предусматривать мастерские по ремонту протезов и кресел-колясок, помещения для хранения кресел-колясок, а также помещения для профессиональной реабилитации.

    Жилые помещения следует отделять от помещений учебно-производственного назначения противопожарными перекрытиями 3-го типа.

    6.3. При проектировании специализированного центра медицинской, социальной и профессиональной реабилитации следует предусматривать основные группы помещений:

    для оздоровительных мероприятий и занятий лечебной физкультурой;

    медицинского назначения;

    служебно-бытового назначения.

    6.4. В группе помещений для оздоровительных мероприятий и занятий лечебной физкультурой следует предусматривать: универсальный спортивный зал для игр и занятий общей физической подготовкой, тренажерный зал и плавательный бассейн с набором вспомогательных помещений для подводного душа-массажа, массажа и мануальной терапии, баню-сауну.

    6.5. В составе группы помещений медицинского назначения следует предусматривать: кабинет электро- и светолечения, кабинет теплолечения, помещение рефлексотерапии с кабинетом врача, кабинет групповой психотерапии.

    В кабинете электро- и светолечения покрытие пола должно быть выполнено из электроизоляционных материалов. Облицовка стен кабинета керамической плиткой не допускается.

    6.6. В специализированных санаториях для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата кроме помещений, общих для санаториев всех профилей, следует включать дополнительно: кабинет дуоденального зондирования и кабинет для взятия желудочного сока в составе диагностического отделения; кабинет для электростимуляции мышц и процедурные желудочно-кишечного профиля в составе отделения физиотерапии; отделения бактериологическое и грязелечения, а также кабинеты врачей проктолога и уролога.

    6.7. В составе группы жилых помещений следует предусматривать помещения для занятий лечебной физкультурой, обучения ходьбе, массажные кабинеты.

    6.8. Площадь комнат в санаторных учреждениях для инвалидов следует принимать, не менее, кв.м:

    одноместных - 11;

    двухместных - 16. При жилых комнатах должны предусматриваться прихожие площадью не менее 4,5 кв.м и санитарные узлы.


7. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ


7.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


    7.1.1. При проектировании специализированных детских учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и речи следует предусматривать группы помещений: для проживания детей; для физкультурных, музыкальных и специальных занятий; медицинского обслуживания; пищеблока; служебного и хозяйственно-бытового назначения.

    7.1.2. В домах-интернатах для обучаемых детей и школах-интернатах следует предусматривать также учебные помещения и учебно-производственные мастерские.

    7.1.3. В специализированных детских учреждениях при отсутствии возможности стирки белья в коммунальных прачечных должна предусматриваться прачечная либо постирочная. Прачечная должна проектироваться с учетом работы в две смены производительностью не менее 1 кг в день сухого белья на каждого передвигающегося воспитанника и 2 кг белья на лежачего.


7.2. ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ


    7.2.1. Группы помещений для проживания детей следует проектировать в составе:

    групповых ячеек - для детей дошкольного возраста;

    учебно-жилых ячеек - для детей младшего школьного возраста;

    жилых ячеек - для детей среднего и старшего возраста в школах-интернатах и домах-интернатах.

    7.2.2. В состав жилых и учебно-жилых ячеек следует включать помещения расчетной площадью на одного проживающего, не менее, кв.м:

    спальные комнаты - 4;

    в домах-интернатах для лежачих детей - 6;

    комнаты дневного пребывания - 3;

    классные комнаты в учебно-жилых ячейках - 2,5;

    гардеробные - 1;

    буфетные для необучаемых умственно отсталых детей - 0,5;

    санитарно-гигиенические помещения - 1;

    для сушки одежды - 0,35;

    кладовые - 0,5, а также помещения дежурного воспитателя с кладовой личных детских вещей.

    Состав и размеры групповых ячеек в дошкольных учреждениях следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89*.

    7.2.3. В составе жилой ячейки для учащихся старших классов школ-интернатов должны предусматриваться дополнительно комнаты для индивидуальных занятий расчетной площадью на 1 воспитанника не менее 1,5 кв.м, а для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей - не менее 1,8 кв.м.


7.3. УЧЕБНЫЕ И УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
ПОМЕЩЕНИЯ


    7.3.1. В школах-интернатах следует предусматривать:

    учебные кабинеты расчетной площадью на 1 учащегося не менее 2,5 кв.м - для детей с нарушениями слуха и интеллекта, не менее 3 кв.м для детей с нарушениями зрения, последствиями полиомиелита и церебральных параличей;

    учебные лаборатории расчетной площадью на 1 учащегося не менее 3 кв.м - для детей с нарушениями слуха и интеллекта, не менее 3,5 кв.м - для детей с нарушениями зрения, последствиями полиомиелита и церебральных параличей;

    учебный кабинет для лепки и рельефного рисования расчетной площадью на 1 учащегося не менее 4 кв.м - для детей с нарушениями зрения.

    7.3.2. При каждом учебном кабинете и лабораториях следует предусматривать помещения лаборантской площадью не менее 18 кв.м.

    7.3.3. Размеры рекреационных помещений для детей среднего и старшего школьного возраста следует назначать из расчета не менее 1,2 кв.м на одного ребенка. В учебно-жилых ячейках для детей младшего школьного возраста в качестве рекреационных помещений допускается использовать комнаты дневного пребывания.

    7.3.4. В составе учебно-производственных мастерских, которые должны располагаться в отдельном блоке при школе-интернате или доме-интернате и обеспечиваться удобной связью с учебными и жилыми помещениями, а также выходом на участок, следует предусматривать:

    мастерские для учащихся младших классов расчетной площадью на 1 место, не менее, кв.м: 2 - для детей с нарушениями слуха и интеллекта и 2,5 - для детей с нарушениями зрения, последствиями полиомиелита и церебральных параличей;

    мастерские для учащихся средних и старших классов расчетной площадью на 1 место, не менее, кв.м: 5 - для детей с нарушениями слуха и интеллекта; 5,5 - для детей с нарушениями зрениями и последствиями полиомиелита и церебральных параличей;

    мастерскую для производственного труда со складскими помещениями и кабинетом организатора работ, проектируемыми в соответствии с технологическими требованиями к производственным работам.

    7.3.5. В дошкольных учреждениях следует предусматривать помещение площадью не менее 24 кв.м для предметно-практического обучения детей и один логопедический кабинет площадью не менее 12 кв.м на каждые 4 группы жилых или учебно-жилых ячеек.



7.4. ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ
И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


    7.4.1. В школах-интернатах должны проектироваться залы для физкультурных, музыкальных и ритмических занятий, бассейн.

    7.4.2. В школах- и домах-интернатах следует предусматривать помещения для библиотеки, для кружковых занятий и актовый зал с эстрадой и кинопроекционной. Размеры актового зала должны определяться из расчета размещения в нем не менее 75% всех воспитанников исходя из площади не менее 0,8 кв.м на каждого ребенка.


7.5. ПОМЕЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ


    7.5.1. В дошкольных учреждениях для обеспечения медицинского обслуживания детей должны предусматриваться кабинеты врача, физиотерапевтический, массажный, процедурный, а также изолятор.

    7.5.2. В школах-интернатах и домах-интернатах в состав помещений медицинского обслуживания должны входить приемно-карантинное отделение, изолятор, кабинеты врачей и врачей-консультантов, комната старшей медицинской сестры, физиотерапевтический кабинет, общеклиническая лаборатория и помещение аптеки.

    7.5.3. Карантинное отделение следует проектировать из расчета 1 место на каждые 30 детей в учреждении.

    Помещения карантинного отделения и изолятор должны располагаться на первом этаже с отдельным входом и проектироваться по типу санитарного пропускника.

    7.5.4. Вместимость изолятора должна приниматься из расчета 1 место на каждые 50 детей в дошкольном учреждении и на каждые 20 детей - в школе-интернате.

    Палаты изолятора следует проектировать на одно или два места, каждая расчетной площадью не менее 6 кв.м на одно место.

    В дошкольных учреждениях медицинская комната при изоляторе должна иметь отдельный вход из коридора и размещаться смежно с одной из палат изолятора.


7.6. ПИЩЕБЛОК


    7.6.1. В составе пищеблока школ- и домов-интернатов следует предусматривать раздельные обеденные залы для детей и персонала, производственные, административно-бытовые и складские помещения.

    7.6.2. Обеденные залы в школах-интернатах следует определять с учетом организации питания не менее 70% общего числа учащихся в две посадки расчетной площадью на 1 место, не менее, кв.м:

    1,6 - для детей с нарушениями зрениями, последствиями полиомиелита и церебральных параличей;

    1,3 - для детей с нарушениями слуха и умственно отсталых детей.

    В школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей, а также в домах-интернатах обеденные залы следует предусматривать только на самостоятельно передвигающихся воспитанников при организации их питания в одну смену.



ПРИЛОЖЕНИЕ
Обязательное

                

График 1. Зависимость длины марша
пандуса от величины его уклона      



График 2. Зависимость внутреннего радиуса
винтового пандуса от величины его уклона






    Текст документа сверен по:
    официальное издание
    Минстрой России - М.: ГП ЦПП, 1994