Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/5/152.htm


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2006 года N 11


Об ограничении облучения населения при проведении
рентгенорадиологических медицинских исследований

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 22.05.2006 N 01/4222-ВЯ
Информация из Минюста России на 24 мая 2006 года.
______________________________________________________________

    
    Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав состояние обеспечения радиационной безопасности населения при использовании источников ионизирующего излучения в медицине по итогам радиационно-гигиенической паспортизации и результатам анализа доз облучения, установил.
    
    Медицинские рентгенорадиологические обследования вносят наибольший вклад среди техногенных источников в дозы облучения населения. В различных субъектах Российской Федерации этот вклад составляет от 4,58 до 37,63% (в среднем по Российской Федерации - 23,5%).
    
    В 33 субъектах Российской Федерации средние эффективные дозы на одного жителя за счет медицинского облучения населения превышают средний федеральный показатель 0,87 мЗв/год. Наибольшие значения средней эффективной дозы отмечаются в Новосибирской области (1,12 мЗв/год), Красноярском крае (1,14 мЗв/год), Нижегородской области (1,15 мЗв/год), Псковской области (1,19 мЗв/год), г.Санкт-Петербурге (1,27 мЗв/год), Агинском Бурятском АО (1,36 мЗв/год), Магаданской области (1,64 мЗв/год).
    
    Территориальные органы управления здравоохранением не уделяют должного внимания состоянию обеспечения радиационной безопасности при проведении рентгенологической помощи населению: около 70% используемого медицинского рентгенодиагностического оборудования устарело, сроки его эксплуатации закончились. Использование устаревшей техники часто приводит к повторным исследованиям и увеличению доз облучения пациентов. До настоящего времени остается высоким процент медицинских учреждений, не имеющих лицензии на деятельность с источниками ионизирующего излучения. Медленно внедряются в практику медицинских учреждений инструментальные методы контроля за уровнями облучения пациентов, на долю которых приходится 4,8% от общего числа проведенных исследований. Со стороны территориальных управлений Роспотребнадзора ослаблен надзор за лицензированием работ с источниками ионизирующего излучения (генерирующими).
    
    В целях усиления надзора за радиационной безопасностью при проведении медицинских рентгенорадиологических исследований, дальнейшего снижения доз облучения населения и персонала и в соответствии с Федеральными законами от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141)
    
постановляю:
    

    1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
    
    1.1. Заслушать вопросы обеспечения радиационной безопасности населения при проведении медицинских исследований на заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    
    1.2. Разработать региональные программы по переоснащению лечебно-профилактических учреждений рентгенодиагностическим оборудованием, в первую очередь, детских ортопедических и туберкулезных больниц и диспансеров, в которых рентгенологические обследования пациентов применяются наиболее часто.
    
    2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
    
    2.1. Обеспечить контроль за соблюдением требований радиационной безопасности при проведении рентгенорадиологических исследований в медицинских учреждениях, в т.ч. за наличием лицензий на деятельность, связанную с источниками ионизирующего излучения.
    
    2.2. Рассмотреть вопрос о включении в состав конкурсной комиссии по закупке медицинского оборудования и радиофармацевтических препаратов для медицинских учреждений региона представителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
    
    2.3. Разработать план мероприятий по снижению доз облучения персонала и пациентов, в котором должны быть предусмотрены: замена устаревшего оборудования, внедрение новых методов диагностики, обеспечивающих минимальную лучевую нагрузку, приобретение аппаратуры для учета доз облучения пациентов, переподготовка специалистов по вопросам радиационной безопасности.
    
    3. Рекомендовать руководителям учреждений здравоохранения и индивидуальным предпринимателям, использующим источники ионизирующего излучения в медицинских целях:
    
    3.1. Принять меры по внедрению инструментальных методов контроля доз облучения пациентов и персонала и их учет.
    
    3.2. Обеспечить соблюдение годовой эффективной дозы 1 мЗв при проведении профилактических медицинских рентгенологических исследований, в т.ч. при проведении диспансеризации.
    
    3.3. Не допускать использование рентгенодиагностического оборудования и радиофармацевтических препаратов без наличия на них санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным требованиям.
    

    3.4. Подать в 3-месячный срок документы на лицензирование деятельности с источниками ионизирующего излучения (в случае ее отсутствия).
    
    4. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
    
    4.1. Довести текст настоящего постановления до сведения всех заинтересованных лиц и организаций.
    
    4.2. Принять участие в подготовке плана мероприятий по ограничению облучения персонала и пациентов медицинских учреждений, разрабатываемого органами управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
    
    4.3. Обеспечить надзор за соблюдением требований санитарного законодательства в части обеспечения радиационной безопасности населения при медицинском облучении, обратив особое внимание на соответствие применяемых радиофармацевтических препаратов и аппаратуры санитарным требованиям.
    
    4.4. Не допускать работу с источниками ионизирующего излучения без лицензии.
    
    4.5. Обеспечить своевременное информирование органов государственной власти в субъектах Российской Федерации о состоянии радиационной безопасности в медицинских учреждениях, использующих источники ионизирующего излучения, с указанием доз облучения населения в динамике и сравнении со средними показателями по России с предложениями мероприятий по их дальнейшему снижению.
    
    4.6. Повысить требовательность к руководителям организаций, использующих источники ионизирующего излучения, за проведением контроля и учета индивидуальных доз облучения населения.
    
    4.7. Установить контроль за выполнением в установленном порядке сроков представления и качеством информации форм государственного федерального статистического наблюдения.
    
    4.8. Доложить о мерах по выполнению постановления до 30 октября 2006 года.
    
    5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П.Гульченко.
    
    

Г.Г.Онищенко



Текст документа сверен по:

Бюллетень нормативных и методических
документов Госсанэпиднадзора,
N 3, сентябрь, 2006 год