Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/5/187.htm


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 14 сентября 2004 года N 0100/1380-04-32


О создании системы контроля и учета доз облучения пациентов


    По результатам анализа радиационно-гигиенической паспортизации территории Российской Федерации значительный вклад в дозу облучения населения вносит медицинское облучение за счет диагностических рентгенорадиологических исследований. В различных регионах России этот вид облучения составляет от 7,0 до 44,7% от коллективной дозы облучения населения и занимает по вкладу в суммарную дозу облучения второе место после природных источников ионизирующего излучения.
    
    Работа по учету доз пациентов в медицинских учреждениях на территории Российской Федерации проводилась в соответствий с приказом Минздрава СССР от 29.03.90 N 129 "Об упорядочении рентгенологических обследований".
    
    В 1996 году принят Федеральный закон "О радиационной безопасности населения", который установил обязательность учета доз облучения пациентов в Единой государственной системе контроля и учета доз облучения населения Российской Федерации (ЕСКИД). В 1997 году постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.97 N 718 "О порядке создания единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан" определен порядок организации этой работы.
    
    В целях реализации федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации Минздравом России издан ряд приказов, в которых определены порядок, меры по ограничению облучения населения и ведение работ по оценке и учету доз облучения пациентов:
    
    от 24.07.97 N 219 "О создании ЕСКИД";
    
    от 23.10.2000 N 379 "Об ограничении облучения персонала и пациентов при проведении медицинских рентгенорадиологических исследований";
    
    от 19.03.2001 N 73 "О ведении государственного статистического наблюдения за дозами облучения пациентов";
    
    от 01.11.2002 N 333 "О создании федерального банка данных Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан";
    
    от 21.06.2003 N 268 "Об утверждении положений о федеральных банках данных".
    
    Для получения на федеральном уровне унифицированной информации была подготовлена государственная статистическая постановлением Госкомстата России от 26.09.2000 N 88. Непредставление или нарушение сроков представления информации о статистической форме, а также ее искажение влекут ответственность, установленную Законом Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности".
    
    Учет, сбор, обработка и заполнение отчета (по форме N 3-ДОЗ) о дозах облучения пациентов обеспечивают организации, использующие источники ионизирующего излучения (ИИИ) в медицинских целях. Органы управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства организуют и контролируют эту работу. ЦГСЭН осуществляют надзор за подготовкой и достоверностью материалов о дозах облучения населения, сопоставляя их с данными, получаемыми при осуществлении надзорных функций.
    
    В настоящее время для заполнения отчетных форм N 3-ДОЗ действуют Методические рекомендации от 20.12.2001 N 1100-2-/319-09 (введенные взамен рекомендаций от 19.03.2001 N 11-3/80-09). На их основе для ведения банков данных по дозам облучения населения при проведении рентгенорадиологических процедур подготовлено и аттестовано программное средство "ФЗ-ДОЗ", свидетельство от 01.03.2004 N 01-03/03-0046. Использование программного средства значительно упрощает работу по учету и анализу доз облучения пациентов. Оно распространяется Санкт-Петербургским НИИ радиационной гигиены бесплатно.
    
    В соответствии с методическими указаниями "Оценка, учет и контроль эффективных доз облучения пациентов при проведении радионуклидных диагностических исследований" подготовлено программное средство "РФК-ДК", свидетельство от 01.03.2004 N 01-03/03-0047, обеспечивающее расчет доз облучения пациентов при проведении радионуклидных диагностических исследований.
    
    В целях дальнейшего совершенствования работы по методическому обеспечению расчета доз облучения подготовлены и введены в действие:
    
    - санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований" СанПиН 2.6.1.1192-03;
    
    - Методические указания "Контроль эффективных доз облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях" МУК 2.6.1.1797-03 (введены взамен методических указаний по методам контроля МУК 2.6.1.962-00 "Контроль эффективных доз облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях");
    
    - Методические указания "Оценка, учет и контроль эффективных доз облучения пациентов при проведении радионуклидных диагностических исследований" МУ 2.6.1.1798-03;
    
    - Методические рекомендации "Защита населения при назначении и проведении рентгенодиагностических исследований" МР от 06.02.2004 N 11-2/4.
    
    Находятся в стадии утверждения: Методические рекомендации "Обеспечение радиационной безопасности при проведении радионуклидных диагностических исследований с помощью радиофармацевтических препаратов".
    
    В связи с запросами, поступающими от местных органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации по вопросам учета, расчета доз и заполнению Методических указаний "Контроль эффективных доз облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях".
    
    Использование расчетного метода разрешено только для определения индивидуальной (персональной) дозы каждого пациента с учетом его индивидуальных особенностей и внесением полученных при расчете значений дозы в медицинскую карту пациента.
    
    На основании доз облучения пациентов, регистрируемых в медицинских картах, рассчитывается суммарная доза облучения всех пациентов, прошедших рентгенорадиологические исследования в данном медицинском учреждении за год, которая вносится в форму 3-ДОЗ медицинского учреждения.
    
    Не следует подменять данные медицинских учреждений по дозам облучения населения данными по количеству проведенных процедур, умноженными на средние значения доз за процедуру (такой расчет не разрешается).
    
    С учетом вышеизложенного можно говорить о формировании на современном этапе системы учета и контроля доз облучения пациентов. Концептуальной позицией этой системы является получение с использованием источников ионизирующего излучения необходимой, достоверной медицинской информации о состоянии здоровья пациента при максимально возможном при этом ограничении дозы его облучения.
    
    Основными элементами "системы ограничения медицинского облучения населения", которым необходимо уделять постоянное внимание, внедрять в практическую деятельность медицинских учреждений, контролировать исполнение и с помощью которых необходимо добиваться снижения до возможно минимального уровня облучения населения, считаются следующие положения:
    
    1) лицензирование медицинской деятельности и деятельности с использованием источников ионизирующего излучения;
    
    2) разработка и принятие региональных программ по снижению доз облучения пациентов;
    
    3) замена устаревшего рентгеновского оборудования на малодозовые и цифровые аппараты, визиографы;
    
    4) ограничение доз "профилактического" облучения населения;
    
    5) использование медицинских рентгенорадиологических исследований строго по показаниям;
    
    6) анализ индивидуальных доз облучения пациента за последний год с целью определения соотношения польза - вред при назначении следующей рентгенорадиологической диагностической процедуры;
    
    7) выбор оптимальных физических характеристик рентгеновского аппарата с учетом индивидуальных особенностей пациента и видов исследований (дети, рост, вес и т.п.);
    
    8) обязательное использование при рентгеновских исследованиях дополнительных фильтров для снятия компоненты "мягкого" рентгеновского излучения, которое, не участвуя в получении на рентгеновском снимке необходимой информации, значительно увеличивает дозу облучения пациента. Диафрагмирование пучка;
    
    9) обязательное использование индивидуальных средств защиты пациента. Ограничение до возможно минимальных размеров поля исследуемого органа;
    
    10) расчет предполагаемой дозы облучения пациента до проведения процедуры, информация пациента (по его требованию) о предполагаемой дозе облучения и возникающем при этом риске для здоровья;
    
    11) фиксирование полученной пациентом дозы облучения в медицинской карте;
    
    12) принятие комплекса мер для предотвращения получения низкокачественных, малоинформативных рентгеновских снимков;
    
    13) обучение персонала основам радиационной безопасности;
    
    14) анализ результатов доз облучения пациентов на индивидуальном уровне, уровне медицинского учреждения, региона, субъекта Российской Федерации. Информирование руководителей медицинских учреждений о результатах сравнительного анализа доз облучения населения;
    
    15) использование при проведении рентгенорадиологических процедур только методик, утвержденных Минздравом России. Соблюдение при исследованиях контрольных уровней облучения пациента.
    
    

Заместитель руководителя
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Л.П.Гульченко

    
    
    
Текст документа сверен по:
"Здравоохранение",
N 12, 2004 год