Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/5/3379.htm


ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 июля 2005 года N 02-18/07-6686

    
    
[Об обоснованности отказа в назначении обеспечения по страхованию лицам, у которых выявлено профессиональное заболевание или установлена степень утраты профессиональной трудоспособности после выхода на пенсию]

    
    
    В связи с многочисленными обращениями региональных отделений Фонда по вопросу обоснованности отказа в назначении обеспечения по страхованию лицам, у которых выявлено профессиональное заболевание или установлена степень утраты профессиональной трудоспособности после выхода на пенсию, а также с учетом складывающейся судебной практики Фонд социального страхования Российской Федерации разъясняет следующее.
    
    Верховным Судом Российской Федерации за период с октября 2004 года по июнь 2005 года был вынесен ряд определений, касающихся права на обеспечение по страхованию указанных категорий граждан, которым региональными отделениями Фонда было отказано в назначении страховых выплат, в связи с тем что они не относятся к застрахованным лицам.
    
    При этом Верховный Суд Российской Федерации установил, что отказы исполнительных органов Фонда в назначении обеспечения по страхованию лицам, у которых выявлено профессиональное заболевание или установлена степень утраты профессиональной трудоспособности после выхода на пенсию, являются необоснованными. Свою позицию суды обосновывают следующим.
    
    Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) к застрахованным гражданам помимо физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (то есть работающих по трудовым договорам и других категорий, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ), относятся также физические лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.
    
    В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 125-ФЗ лицам, получившим до вступления в силу указанного Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с указанным Федеральным законом независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.
    
    Судами также установлено, что пункт 5 статьи 7 Федерального закона N 125-ФЗ, в котором говорится о том, что право на обеспечение по страхованию приобретают только те лица, чье право на возмещение вреда ранее было установлено законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, должен применяться в совокупности с другими статьями Федерального закона, поскольку указанная норма говорит лишь о том, что для лиц, у которых право на возмещение вреда ранее было установлено законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, повторного установления права на получение обеспечения по страхованию в соответствии с новым законодательством не требуется.
    
    В связи с изложенным считаем, что в настоящее время вопросы о назначении обеспечения по страхованию лицам, у которых профессиональное заболевание было выявлено после выхода на пенсию или которым степень утраты профессиональной трудоспособности впервые была установлена после вступления в силу Федерального закона N 125-ФЗ, следует решать с учетом складывающейся судебной практики и позиции Верховного Суда Российской Федерации.
    
    Вместе с тем полагаем целесообразным региональным отделениям Фонда в рамках действующего законодательства Российской Федерации проводить соответствующую работу с органами медико-социальной экспертизы и центрами профпатологии, в том числе по вопросам обоснованности установления впервые профессиональных заболеваний или степени утраты профессиональной трудоспособности лицам после выхода на пенсию.
    
    

Л.Н.Рау

    
    
    
Текст документа сверен по:

"Официальные документы и разъяснения",
N 17, сентябрь, 2005 год