Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/5/342.htm


ГОСТ Р 22.3.02-94

Группа Т50*
__________________________
* В Указателе "Национальные
стандарты" 2005 год приведена группа Т58. -
Примечание .


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Общие требования

Safety in emergenies. Medical and evacuation support of the affected people.
General requirements


    
ОКСТУ 0022

Дата введения 1996-01-01


Предисловие

    
    1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) совместно с Российской Медицинской Академией последипломного образования, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
    
    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
    
    2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. N 324
    
    3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
    
    4 ИЗДАНИЕ (ноябрь 2000 г.) с Изменением N 1, принятым в мае 2000 г. (ИУС 8-2000)
    
    

    1 Область применения

    
    Настоящий стандарт определяет цели и задачи, основные принципы и организацию работ по лечебно-эвакуационному обеспечению населения (ЛЭО) в чрезвычайных ситуациях (ЧС) на территории Российской Федерации.
    
    Требования стандарта обязательны для органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всех уровней при подготовке и проведении работ по ЛЭО в ЧС.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    

    2 Определения

    
    2.1 Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЛЭО в ЧС) - часть системы медицинского обеспечения, представляющая собой комплекс своевременных, последовательно проводимых мероприятий по оказанию экстренной медицинской помощи (ЭМП) пораженным в зонах ЧС в сочетании с эвакуацией их в лечебные учреждения для последующего лечения.
    
    2.2 Первая медицинская помощь (ПМП) - комплекс медицинских мероприятий, выполняемый на месте поражения преимущественно в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками аварийно-спасательных работ с использованием табельных и подручных средств.
    
    2.3 Первая врачебная помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами и направленный на устранение последствий поражения, непосредственно угрожающих жизни пораженного, на предупреждение развития осложнений и подготовку пораженного в случае необходимости к дальнейшей эвакуации.
    
    2.4 Квалифицированная медицинская помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемый квалифицированными врачами (хирургами, терапевтами и другими специалистами) в лечебных учреждениях с целью сохранения жизни пораженным, устранения последствий поражений, предупреждения развития осложнений, борьбы с уже развившимися осложнениями.
    
    2.5 Специализированная медицинская помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемый врачами в специализированных лечебных учреждениях или отделениях, имеющих специальное лечебно-диагностическое оснащение и оборудование.
    
    2.6 Силы службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (ЭМП в ЧС) - медицинские формирования различного назначения, создаваемые для действия в зонах ЧС на клинических базах, станциях скорой помощи, экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, в лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждениях здравоохранения.
    
    

    3 Цели и задачи ЛЭО в ЧС

    
    3.1 ЛЭО подлежат все лица, получившие поражения в ЧС и нуждающиеся в медицинской помощи (МП).
    
    3.2 Основными целями ЛЭО являются:
    
    - спасение жизни пораженным, снижение инвалидности и смертности путем своевременного оказания МП;
    
    - предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.
    
    3.3 Задачи ЛЭО:
    
    - своевременное оказание МП в необходимом объеме, исходя из состояния пораженных и сложившейся обстановки в зоне ЧС;
    
    - вынос (вывоз) пораженных из зоны ЧС, проведение медицинской сортировки;
    
    - подготовка и осуществление эвакуации пораженных, требующих квалифицированного и специализированного лечения в соответствующих лечебных учреждениях.
    
    

    4 Основные принципы и требования к организации и оказанию МП населению в ЧС

    
    4.1 В ЧС применяют организационные принципы оказания МП пораженному населению, исходя из конкретной обстановки в зоне ЧС и учитывая факторы времени и места.
    
    4.2 Правовая основа организации и проведения лечебно-эвакуационных мероприятий определяется соответствующими законодательными и нормативными актами России.
    
    4.3 Практическая реализация лечебно-эвакуационных мероприятий достигается:
    
    - созданием повсеместно необходимых чрезвычайных резервных фондов лекарственных препаратов, медикаментов и медицинского имущества;
    
    - заблаговременной специальной подготовкой руководящего состава и формирований сил службы ЭМП (обучение, тренировка, соответствующее оснащение);
    
    - готовностью транспорта (автомобильного, речного, морского, авиационного, железнодорожного), предполагаемого к участию в лечебно-эвакуационных мероприятиях, и оснащение его соответствующей медицинской техникой и оборудованием;
    
    - координацией действий всех формирований (спасательных, службы ЭМП и других медицинских учреждений), четким определением их сфер деятельности в ЧС, объемов работ, взаимодействия и подчинением единому центру руководства аварийно-спасательными работами;
    
    - определением пунктов сбора, лечебных учреждений и готовностью их к принятию пораженных;
    
    - взаимодействием между местными органами власти, аварийно-спасательными формированиями, милицией, войсковыми частями, лечебными учреждениями, предприятиями и организациями в зонах ЧС.
    
    4.4 В основу организации ЛЭО закладывается двухэтапная система помощи пораженным в ЧС:
    
    - своевременные первая медицинская и первая врачебная помощь, сортировка и эвакуация в лечебные учреждения, осуществляемые непосредственно в зоне ЧС;
    
    - квалифицированная, специализированная медицинская помощь, организуемая за пределами зоны ЧС.
    
    На обоих этапах ЛЭО должны использоваться единые методы лечения, при соблюдении строгой преемственности и последовательности в процессе лечения.
    
    4.5 Транспортировка пораженных - одна из основных задач ЛЭО. Для перевозки пораженных используют санитарный транспорт и только в исключительных случаях допускается применение транспортных средств общего назначения, имеющих соответствующее медицинское оборудование.
    
    4.6 Преемственность и последовательность лечебно-эвакуационных мероприятий обеспечивается:
    

    - соблюдением единых, заранее регламентированных и обязательных для всего медицинского персонала принципов и методов оказания медицинской помощи пораженным и их лечения при различных поражениях в ЧС;
    
    - введением единой формы медицинских документов, сопровождающих пораженного на каждом этапе;
    
    - высокой профессиональной подготовкой медицинского персонала;
    
    - четким, непрерывным управлением медицинскими силами и средствами, координацией их действий.
    
    4.7 В зонах ЧС, как правило, следует осуществлять комплекс противоэпидемических мероприятий (выявление инфекционных больных, проведение экстренной профилактики, дезинфекции, санитарная очистка населенных пунктов и т.п.) для предупреждения возникновения или обострения инфекционных болезней.
    
    4.8 Для выполнения задач ЛЭО населения в зоне ЧС необходимы: мобильные медицинские формирования, обладающие высокой готовностью и способные немедленно приступить к оказанию МП пораженным в любой ЧС.
    
    4.9 Весь комплекс работ по ЛЭО должен быть спланирован заранее с учетом наиболее вероятных для города, населенного пункта или предприятия источников ЧС и самых опасных их последствий.
    
    При этом планом должны быть предусмотрены работы в трех режимах: режиме повседневной деятельности; режиме повышенной готовности; чрезвычайном режиме [1].
    
    4.10 Планирование и организация ЛЭО осуществляется территориальными комиссиями по ЧС, штабами по делам гражданской обороны и ЧС всех уровней, органами здравоохранения совместно с другими организациями и учреждениями, располагающими кадровыми и материальными ресурсами для ликвидации ЧС, на основе прогноза масштабов и медицинских последствий с учетом географических и промышленно-экономических особенностей региона.
    
    

    5 Обеспечение готовности формирований сил службы ЭМП

    
    5.1 Для незамедлительного оказания МП пораженным в ЧС органы здравоохранения должны иметь службу ЭМП и соответствующие силы, готовые к немедленным действиям.
    
    5.2 Для линейных бригад скорой МП, сестринских, врачебно-сестринских бригад ЭМП эта готовность складывается из двух основных показателей:
    
    - умения оказывать помощь с учетом специфики ЧС;
    
    - оснащенности специальными средствами для оказания МП пораженным, медицинскими средствами индивидуальной защиты, а также табельными средствами индивидуальной защиты.
    
    5.3 Для специализированных бригад ЭМП готовность к немедленным действиям означает:
    
    - укомплектованность квалифицированными хирургами и врачами-анестезиологами (реаниматологами), другими врачами-специалистами, необходимость в которых обуславливается особенностями вероятной ЧС (токсикологи, психиатры и др.);
    
    - обеспеченность комплектами медикаментов и медицинского имущества (набором повязок для лечения ожогов, аппаратами искусственного дыхания, средствами специфического лечения, например, антидотами и т.д.);
    
    - оснащенность (снабжение) палатками, передвижными электростанциями, емкостями для хранения воды и жидкого топлива, портативными газовыми плитами с запасом сжиженного газа в баллонах, простейшими печами для отопления палаток и помещений и т.д. (для медицинских формирований, работающих в автономном режиме).
    
    5.4 Требования по обеспечению готовности формирований сил службы ЭМП являются обязательными и для формирований медицинской службы гражданской обороны (территориальных, ведомственных, объектовых) и других видов формирований, оказывающих МП в зоне ЧС.
    
    

    6 Первая медицинская помощь пораженным в ЧС

    
    6.1 Первая медицинская помощь (ПМП) пораженным оказывается непосредственно на месте поражения. Это достигается двумя путями:
    
    - пораженные оказывают само- и взаимопомощь;
    
    - немедленным привлечением медицинских формирований.
    
    6.2 ПМП, оказываемая самим населением, спасателями или формированиями сил службы ЭМП, включает:
    
    - временную остановку кровотечения с помощью давящих повязок или жгута (закрутки из подручных средств);
    
    - наложение повязки при повреждении кожи, ранении мягких тканей, ожоге или обморожении;
    
    - иммобилизацию конечностей при переломах костей, сдавливании тканей, ушибах;
    
    - восстановление дыхания и сердечной деятельности путем применения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;
    
    - согревание обмороженных участков тела до появления красноты;
    
    - введение обезболивающих средств, антидотов и т.д.
    
    6.3 Формирования сил службы ЭМП, как правило, используются только по назначению и не привлекаются к работам по извлечению из завалов, выноса из горящих зданий, к погрузочным работам и др., которые должны выполняться аварийно-спасательными формированиями.
    
    6.4 Все пораженные, независимо от тяжести поражения, направляются в медицинские учреждения для осмотра врачами и определения характера дальнейшей МП. Легко пораженные могут следовать пешим порядком (предпочтительно небольшими группами). Тяжело пораженные вывозятся транспортными средствами.
    
    

    7 Первая врачебная помощь пораженным в ЧС

    
    7.1 Первая врачебная помощь пораженным оказывается формированиями службы ЭМП, развернутыми в зонах ЧС и в сохранившихся лечебных учреждениях.
    
    7.2 Формирования развертываются как можно ближе к участкам аварийно-спасательных работ, но в безопасных местах с удобными подъездными путями для автотранспорта. Наиболее целесообразно развертывать их вблизи местных поликлиник и больниц, прекративших работу из-за повреждений зданий. В ряде случаев целесообразно усиливать сохранившиеся лечебные учреждения медицинским персоналом формирований.
    
    7.3 Первая врачебная помощь включает:
    
    - окончательную остановку кровотечений;
    
    - профилактику раневой инфекции (введение профилактических сывороток, антибиотиков и др.);
    
    - проведение противошоковых мероприятий (согревание, внутривенное введение лекарственных и обезболивающих средств, кровезаменителей, новокаиновые блокады, применение средств, нормализующих дыхание, деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем);
    
    - наложение или исправление повязок и шин;
    
    - профилактику и борьбу с асфиксией (искусственное дыхание, трахеотомия, интубация трахеи, дача кислорода и др.);
    
    - первичную ампутацию конечностей, висящих на кожно-мышечном лоскуте, и др.
    
    Объем первой врачебной помощи может расширяться или сужаться в зависимости от конкретных условий в зоне ЧС, количества и интенсивности поступления пораженных.
    
    

    8 Медицинская сортировка

    
    8.1 При массовых поражениях в условиях ЧС одним из обязательных элементов ЛЭО является медицинская сортировка, при которой пораженные распределяются на группы по принципу нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях в зависимости от медицинских показаний и конкретных условий обстановки.
    
    Медицинская сортировка проводится в целях обеспечения своевременного оказания максимально эффективной МП пораженным и рационального использования медицинских сил и средств.
    
    8.2 Медицинскую сортировку проводят специально подготовленные и допущенные к этой работе врачи или сортировочные бригады, имеющие в своем составе врача.
    
    8.3 Методы диагностики последствий поражения, а также тактика проведения сортировки должны обеспечивать своевременность и преемственность оказания МП пораженным на всех этапах медицинской эвакуации.
    
    

    9 Медицинская эвакуация

    
    9.1 Медицинская эвакуация проводится при невозможности оказания полноценной МП пораженным в зоне ЧС.
    
    9.2 Медицинская эвакуация начинается с выноса (вывоза) пораженных из зоны ЧС и завершается с поступлением их в лечебные учреждения, где оказывается полный объем МП и лечение.
    
    9.3 Порядок медицинской эвакуации определяется в ходе эвакуационно-транспортной сортировки, т.е. распределения пораженных на однородные группы по их эвакуационному предназначению, очередности эвакуации, виду транспортных средств и способам эвакуации.
    
    9.4 Медицинская эвакуация пораженных производится воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта.
    
    Условия эвакуации не должны усугублять состояния пораженных и обеспечивать возможность оказания необходимой МП пораженным в пути.
    
    9.5 При эвакуации пораженных должны соблюдаться следующие правила:
    
    - в первую очередь на транспорт грузятся тяжело пораженные;
    
    - во вторую - пораженные средней тяжести, которые могут перевозиться в сидячем положении;
    
    - в третью - легко пораженные.
    
    Инфекционные больные и пораженные с резко выраженными признаками психического расстройства должны изолироваться и перевозиться отдельно.
    
    9.6 При эвакуации инфекционных больных должен обеспечиваться противоэпидемический режим с целью недопущения распространения инфекции на путях эвакуации.
    
    9.7 Каждый эвакуируемый пораженный должен иметь при себе оформленную первичную медицинскую карточку, позволяющую медицинскому персоналу быстро ориентироваться в характере поражения и оказанной МП.
    
    9.8 За эвакуацию пораженных с участков аварийно-спасательных работ отвечают соответственно начальники формирований службы ЭМП, руководители объектов народного хозяйства (предприятий и организаций) или представители местных органов власти (городских, районных и т.д.).
    
         

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

Библиография

    
    [1] Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
    
    
    

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2000