Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/5/3474.htm


ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 февраля 1995 года N 6н-0327/94


В случае причинения преступлением нравственных
и физических страданий суд при рассмотрении
уголовного дела вправе решить вопрос
о компенсации морального вреда его причинителем


    Деркач, управляя закрепленной за ним специальной машиной, нарушил правила движения, что повлекло за собой гибель старшего прапорщика Бережного.

    Рассмотрев дело в отношении Деркача, военный суд гарнизона 54233 отказал в компенсации причиненного потерпевшей (жене погибшего) морального вреда в сумме 15 млн.рублей.

    Это решение было оставлено без изменения и военным судом округа.

    Отказывая в удовлетворении исковых требований потерпевшей, суды сослались на то, что компенсация причиненного преступными действиями морального вреда в порядке уголовного судопроизводства законом якобы не предусмотрена.

    В протесте председателя Военной коллегии был поставлен вопрос об отмене судебных решений по делу в части гражданского иска потерпевшей.

    В соответствии со ст.151 ГК РСФСР (в редакции Закона от 30.11.94) указывалось в протесте, в случае причинения гражданину морального вреда, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    Исходя из Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, в данном конкретном случае войсковая часть обязана компенсировать жене погибшего при исполнении служебных обязанностей старшего прапорщика Бережного моральный вред, причиненный источником повышенной опасности - автомобилем этой части, независимо от вины самой части.

    Факт причинения нравственных и физических страданий семье погибшего материалами дела подтвержден.

    Моральный вред в соответствии с требованиями названных выше Правил возмещается независимо от возмещения имущественного вреда.

    В протесте указывалось, что действующее законодательство никакого запрета для рассмотрения судом требований о компенсации морального вреда с уголовным делом не содержит.

    Поскольку обстоятельства причинения морального вреда судом I инстанции установлены правильно, собирание или дополнительная проверка доказательств не требуется, и ошибка допущена лишь в применении норм материального права, в протесте было предложено принять новое решение по иску без передачи дела на новое рассмотрение.

    Военная коллегия согласилась с изложенными выше доводами протеста, отменила состоявшиеся решения по гражданскому иску и приняла по нему новое решение, согласно которому потерпевшей должна быть выдана компенсация морального вреда в размере 2 млн.рублей, а в остальной части суммы иска отказано.



Текст документа сверен по:
"Военная Юстиция",
N 2, 1997 год