Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/5/5287.htm

    

Принят
на двадцать четвертом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 24-13
от 4 декабря 2004 года)



МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О статусе учителя

         

    
    Настоящий модельный Закон определяет принципы государственной политики, регулирует правовые, социально-экономические отношения, связанные с деятельностью учителя, и направлен на создание условий, обеспечивающих качественное улучшение правового положения учителей, реализацию гарантий их социальной защищенности.
    
    

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Содержание статуса учителя

    
    Учитель - лицо, имеющее необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающее в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования, выполняющее учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятельность.
    
    Условия и характер педагогической работы определяют содержание статуса учителя, включающее в себя права, обязанности и ответственность учителя, а также гарантии их реализации.
    
    Учитель пользуется всеми правами и свободами гражданина, закрепленными конституцией государства.
    
    

Статья 2. Лица, имеющие статус учителя

    
    Статус учителя имеют граждане, получившие необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающие в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования различных типов и форм собственности.
    
    Лицам, не имеющим педагогического образования и квалификации, предоставляется право заниматься педагогической деятельностью по решению педагогического совета школ, дошкольных и внешкольных учреждений после прохождения соответствующей педагогической переподготовки и аттестации.
    
    Лишение статуса учителя вследствие недостаточной квалификации, аморального поступка, не совместимого с принципами учебно-воспитательной деятельности, производится в соответствии с национальным законодательством.
    
    

Статья 3. Законодательство о статусе учителя

    
    Законодательство о статусе учителя основывается на положениях конституции государства, закона об образовании и состоит из настоящего модельного Закона и иных нормативно-правовых актов, определяющих права, обязанности и ответственность учителя.
    
    

Статья 4. Принципы педагогической деятельности учителя

    Основными принципами педагогической деятельности учителя являются:
    
    - личностно ориентированный подход к обучению, воспитанию, развитию учащегося;
    
    - гуманистический характер обучения и воспитания, обеспечивающий уважение прав и свобод учащегося, национально-культурных традиций;
    
    - приверженность общечеловеческим моральным принципам и нравственным ценностям;
    
    - недопущение прямой, скрытой и (или) косвенной дискриминации, ограничения прав или предоставления привилегий учащимся по признаку пола, этнической принадлежности, языка, вероисповедания или по каким-либо иным условиям и обстоятельствам личного или общественного характера;
    
    - воспитание учащихся в духе любви к Родине, высокой гражданственности, дружбы между народами;
    
    - преемственность образования;
    
    - свобода выбора методов и форм педагогической деятельности;
    
    - единство принципов обучения и воспитания;
    
    - совершенствование своих знаний на основе новейших достижений науки, техники и культуры;
    
    - тесный контакт с учащимися и их родителями (законными представителями);
    
    - сотрудничество с детскими и молодежными объединениями, трудовыми коллективами, а также заинтересованными государственными и негосударственными организациями, деятельность которых не запрещена национальным законодательством.
    
    

Глава 2. Права учителя

Статья 5. Права учителя в профессиональной деятельности

    
    Правом на педагогическую деятельность обладают лица, имеющие необходимое профессиональное образование и соответствующую педагогическую квалификацию, определяемые законом, независимо от национальной принадлежности, пола, социального происхождения и вероисповедания.
    
    Учитель имеет право:
    
    - на свободу выбора учебных программ, форм и методов преподавания, учебников и учебных пособий, согласно государственным образовательным стандартам, утверждаемым уполномоченным органом государственного управления образованием;
    
    - участие в разработке новых авторских программ, учебников и учебных пособий;
    
    - создание и использование новаторских методов и приемов, проведение научно-педагогического эксперимента, внедрение передового педагогического опыта в практику;
    
    - поощрение за создание, использование и внедрение новаторских методов и приемов в педагогической деятельности;
    
    - индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном национальным законодательством;
    
    - досрочную аттестацию с целью повышения категории;
    
    - повышение квалификации в установленном порядке не реже одного раза в пять лет;
    
    - охрану прав и интересов учащихся.
    
    Учитель пользуется правом работы по совместительству в соответствии с трудовым кодексом и другими нормативно-правовыми актами.
    
    Учитель имеет право участвовать в управлении школой.
    
    Устойчивость служебного положения учителя гарантируется даже в том случае, когда полностью или частично изменяется организация системы школьного образования.
    
    

Статья 6. Защита чести и достоинства учителя

    
    Учителю как гражданину гарантируется защита чести и достоинства.
    
    Не допускается привлечение учителей общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений к другим работам, не связанным с их профессиональной деятельностью.
    
    Родители учащихся не имеют права на неоправданное вмешательство в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.
    
    

Статья 7. Право на материальное обеспечение

    
    Заработная плата и должностной оклад учителю выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.
    
    Размеры ставок и должностных окладов учителей устанавливаются с учетом образования, педагогического стажа, итогов аттестации, результатов работы, наличия документов о повышении квалификации, наличия ученых степеней, государственных наград и званий. Начальный уровень ставок заработной платы и должностных окладов устанавливается в размере не ниже уровня средней заработной платы в стране.
    
    Учителям устанавливается доплата: за пять лет стажа педагогической работы - в размере 10%, 10 лет - 20%, 15 и более лет - 30% от заработной платы.
    
    Заработная плата учителей, имеющих почетные звания, увеличивается на 50%, имеющих почетное звание "Народный учитель" - на 100%.
    
    Учителям, работающим в школах, дошкольных и внешкольных учреждениях, имеющим ученую степень, устанавливаются надбавки в соответствии с национальным законодательством.
    
    Учителям, работающим в тяжелых природно-климатических условиях, предусматриваются льготы и надбавки к заработной плате в порядке, устанавливаемом правительством.
    
    Школы в пределах имеющихся у них средств на оплату труда могут устанавливать работникам премии, другие виды материального стимулирования и компенсации, а также выделять средства для приобретения учебной, методической и научной литературы.
    
    Работа учителя, превышающая стандартную норму (ставку), оплачивается.
    
    Размер надбавки к заработной плате за классное руководство составляет: в 1-4-х классах - 20% от стандартной нормы (ставки); в 5-10 (11) классах - 30% от стандартной нормы (ставки).
    
    Молодым специалистам, прибывающим на работу в сельские школы, за счет средств местного бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятикратного должностного оклада на хозяйственное обустройство.
    
    Педагогические работники государственных организаций образования, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на повышение не менее чем на 25% должностных окладов и тарифных ставок по сравнению со ставками специалистов, проживающих и работающих в городских условиях.
    
    Молодые специалисты, получившие профессиональное педагогическое образование по системе государственного образовательного кредитования и отработавшие на селе в организации образования не менее пяти лет, освобождаются от оплаты этих кредитов.
    
    Учителям производится доплата за проверку тетрадей, письменных работ, за заведование учебными кабинетами, классное руководство и другие выплаты, предусмотренные правительством и уполномоченным органом государственного управления образованием.
    
    

Статья 8. Право на социальное обеспечение

    
    Государство обеспечивает учителю надлежащие условия труда, быта и социальные льготы в соответствии с национальным законодательством.
    
    Работникам образования, имеющим стаж педагогической работы 25 и более лет, предоставляется право выхода на пенсию по выслуге лет.
    
    Органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета обязаны предоставлять учителям льготы по оплате эксплуатационных расходов на содержание жилой площади и коммунальных услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство в соответствии с национальным законодательством.
    
    

Статья 9. Право на отдых

    
    Право учителя на отдых обеспечивается рациональным планированием учебной нагрузки, предоставлением еженедельного отдыха и ежегодных оплачиваемых отпусков, предусмотренных национальным законодательством.
    
    Государство гарантирует предоставление учителям не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической деятельности творческого отпуска сроком не менее одного года для научно-педагогической и учебно-методической деятельности.
    
    Продолжительность рабочего дня и рабочей недели учителя устанавливается в пределах, предусмотренных законом об образовании.
    
    

Статья 10. Право на охрану здоровья

    
    Учитель имеет право на охрану здоровья, реализуемое путем проведения санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебно-профилактических мероприятий в соответствии с национальным законодательством.
    
    Ежегодно в обязательном порядке проводится бесплатное амбулаторное медицинское обследование учителей в государственных лечебно-профилактических учреждениях.
    
    Учитель имеет право на санаторно-курортное лечение, отдых в пансионатах и на туристических базах на льготных условиях, устанавливаемых правительством.
    
    

Статья 11. Право на обеспечение земельными наделами

    
    Учитель, проживающий в сельской местности, обеспечивается наравне с членами крестьянских и фермерских хозяйств земельным наделом, недвижимостью и иным имуществом в соответствии с национальным законодательством.
    
    Учителям, проживающим и работающим в районных центрах, поселках городского типа, городах районного и областного подчинения, предоставляется право на внеочередное строительство жилого дома и выделение дачного участка.
    
    

Статья 12. Право на отсрочку от призыва на действительную воинскую службу выпускников педагогических факультетов высших профессиональных и
средних профессиональных учебных заведений

    
    Выпускникам педагогических факультетов высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений, направленным на работу в сельскую местность, на весь период трудовой деятельности в сельских школах, дошкольных или внешкольных учреждениях предоставляется отсрочка от призыва на действительную воинскую службу.
    
    

Статья 13. Право на поощрение

    
    За достижение высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения учитель может быть представлен к наградам уполномоченного органа государственного управления образованием, ведомств и к государственным наградам.
    
    

Статья 14. Фонды поддержки учителей

    
    Фонды поддержки учителей формируются в установленном национальным законодательством порядке за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.
    
    Для защиты своих интересов учителя могут создавать в установленном национальным законодательством порядке общественные объединения, ассоциации, фонды, дома учителя.
    
    

Статья 15. Ограничение видов деятельности учителя

    
    Учитель не имеет права:
    
    - проводить религиозную или атеистическую пропаганду в школах;
    
    - организовывать политические группы, партии в школах;
    
    - распространять шовинистическую, националистическую, милитаристскую идеологию;
    
    - вовлекать школьников в забастовочное движение и политические акции;
    
    - осуществлять насильственные действия в отношении учащихся.
    
    

Глава 3. Обязанности и ответственность учителя

Статья 16. Обязанности учителя

    Учитель обязан:
    
    - проводить обучение на высоком профессиональном уровне, обеспечивать усвоение учащимися учебной программы не ниже уровня государственных образовательных стандартов;
    
    - проводить учебно-воспитательную работу в духе уважения к родителям, старшим, культурно-историческим ценностям страны, ее государственному устройству, воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
    
    - утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали: доброте, трудолюбию, гуманизму, патриотизму, правде, справедливости и другим добродетелям;
    
    - постоянно совершенствовать свои педагогические знания и мастерство;
    
    - уважать честь и достоинство учащихся;
    
    - готовить учащихся к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между народами;
    
    - содействовать развитию индивидуальных творческих способностей учащихся;
    
    - соблюдать требования педагогической и служебной этики.
    
    

Статья 17. Административная, гражданско-правовая и
уголовная ответственность учителя

    
    Учитель за совершение правонарушения несет ответственность в соответствии с национальным законодательством.
    
    

Глава 4. Подготовка, повышение квалификации и
переподготовка учителей

Статья 18. Подготовка учительских кадров

    
    В государстве профессиональную подготовку учительских кадров осуществляют профессиональные педагогические средние и высшие учебные заведения различных типов, видов и форм собственности.
    
    Профессиональное педагогическое учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, государством и обществом. Контроль за соответствием деятельности профессионального педагогического учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) профессионального педагогического учебного заведения и уполномоченный орган государственного управления образованием, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности.
    
    Прием студентов по педагогической специальности в государственные профессиональные педагогические учебные заведения осуществляется на конкурсной основе по плану приема на подготовку специалистов в пределах государственного заказа в основном за счет средств государственного бюджета.
    
    

Статья 19. Повышение квалификации и переподготовка учительских кадров

    
    Государство гарантирует создание условий для повышения квалификации и переподготовки учителей государственных школ, дошкольных и внешкольных учреждений.
    
    Повышение квалификации учителей осуществляется по договорам, заключенным юридическими лицами с центральными, региональными институтами усовершенствования учителей, высшими учебными заведениями и научными организациями или учреждениями как за счет средств государственного бюджета, так и за счет юридических лиц.
    
    Государство гарантирует предоставление учителям и научно-педагогическим работникам творческого отпуска для научно-педагогической, учебно-методической, изобретательской, экспериментальной и экспертной деятельности.
    
    Порядок, виды и формы повышения квалификации учителей и научно-педагогических работников в части, не урегулированной национальным законодательством, устанавливаются правительством.
    
    

Глава 5. Заключительные положения

    

Статья 20. Обязанность и ответственность органов государственной власти,
органов местного самоуправления, предприятий, учреждений,
организаций и должностных лиц по обеспечению реализации настоящего
модельного Закона

    
    Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и их объединения, учреждения, организации, должностные лица, органы государственного управления образованием в пределах своих полномочий и обязанностей обеспечивают реализацию настоящего модельного Закона. Должностные и другие лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по реализации прав учителей, несут ответственность в соответствии с национальным законодательством.
    
    Вред, причиненный учителям незаконными действиями указанных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей в области административного управления, возмещается в полном объеме в соответствии с национальным законодательством.
    
    
    
Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ",
N 35, Часть 2, 2005 год