Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/5/5306.htm


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23  июня 1993 года N 112-М


Об организации обучения информатике,
аттестации учителей и оплате их труда


    Завершен 1-й этап процесса информатизации образования: курс информатики включен в базисный учебный план в качестве обязательного предмета для изучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Курс обеспечен учебными программами, пособиями для обучающихся, методическими рекомендациями для учителей, изданными отдельными пособиями, в виде журнальных публикаций, а также в качестве сопровождения к программному обеспечению для компьютеров отечественного и импортного образцов.

    Процесс информатизации образования вступает в новую фазу, а именно:

    широко ведется преподавание курса информатики в 8-9 классах общеобразовательных учреждений;

    профильный курс углубленного изучения информатики ведется в 10-11 классах;

    пропедевтический курс информатики апробируется в младших классах отдельных общеобразовательных учреждений (гимназии, лицеи и т.п.);

    новые технологии обучения, основанные на использовании компьютеров, внедряются в преподавание других предметов;

    информационные технологии, основанные на использовании баз данных и компьютерных локальных и телекоммуникационных сетей, внедряются в систему управления учреждениями образования.

    Достижение вышеуказанных целей требует сохранения и привлечения высококвалифицированных кадров учителей информатики, менеджеров в области информатизации образования и специалистов по обслуживанию вычислительной техники.


Раздел I

Организация обучения информатике

    Для обеспечения квалифицированного преподавания информатики учитель (преподаватель) информатики:

    1. Составляет учебно-тематические планы по курсу информатики для различных параллелей с учетом профиля образовательного учреждения, количества учебных часов, предусмотренных учебными планами и программами, имеющейся техники на основе рекомендованных учебников и методических разработок.

    2. Устанавливает и адаптирует необходимые для работы компьютеров и локальной сети дисплейного класса системные программные средства.

    3. Подбирает и тиражирует необходимые учебные программные и печатные материалы для проведения уроков информатики.

    4. Изучает, систематизирует и использует в учебном процессе программные средства, поддерживающие курс информатики.

    5. Отвечает за сохранность оборудования и программных средств во время учебного процесса.

    6. Обеспечивает соблюдение правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований во время учебных занятий.


Раздел II

Аттестация учителей информатики и оплата их труда

    Уровень квалификации учителя информатики имеет свою специфику и определяется в соответствии со следующими основными критериями:

    знание принципов функционирования основных устройств компьютера;

    умение и навыки пользователя, необходимые для работы в дисплейном классе;

    знание языка программирования;

    знание операционной системы; знание программ по информатике и различных учебников;

    умение выбрать (подобрать) определенную методику для конкретного класса (группы), темы, типа вычислительной техники;

    умение разработать собственную программу и методику преподавания информатики.

    Для оценки уровня квалификации учителя информатики целесообразно создавать при институтах повышения квалификации работников образования (институтах усовершенствования учителей) или учебно-методических кабинетах экспертные комиссии с привлечением специалистов в области информатики (ученых, методистов, опытных преподавателей).

    Рассматривая вопросы об установлении разрядов оплаты труда по ЕТС учителям информатики с учетом стажа педагогической работы, необходимо иметь в виду следующее:

    1. В стаж педагогической работы учителям информатики включается время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях и время службы в Вооруженных Силах по специальности, соответствующей профилю преподаваемого предмета, дисциплины (подпункт "е" пункта 5 приложения 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94, в редакции приказа Гособразования СССР от 08.06.90 N 400).

    2. При внеочередной аттестации установление разрядов оплаты труда по ЕТС с 12 по 14 осуществляется в соответствии приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 ноября 1992 года N 406.

    3. При очередной аттестации на присвоение квалификационных категорий рекомендуем определять соответствие учителей информатики требованиям тарифно-квалификационных характеристик с учетом следующих особенностей:

    3.1. На II квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие общим требованиям, предъявляемым к учителям информатики, и прошедшие курс обучения базовой подготовки учителей информатики, умеющие разрабатывать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения в школе; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 1 года.

    3.2. На I квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики II квалификационной категории, а также использующие собственную оригинальную методику в процессе обучения, которая рекомендована методическими службами другим учителям к использованию в работе; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 2 лет.

    3.3. На высшую квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики II и I квалификационных категорий, имеющие собственные методические разработки (пособия, программы и т.п.), положительно оцененные методическими службами и опубликованные в специальных научно-методических, педагогических изданиях; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 4-х лет.


Раздел III

Обслуживание вычислительной техники

    Для обеспечения учебного процесса необходимо поддержание дисплейных классов в работоспособном состоянии. Для этого необходимы следующие виды обслуживания:

    техническое;
    эксплуатационное;
    информационное.

    Эксплуатационное и информационное обслуживание, как правило, выполняют учителя информатики, на которых приказом по учреждению возлагаются обязанности по заведованию кабинетом вычислительной техники, к которым относятся:

    ответственность за сохранность оборудования в дисплейном классе;

    осуществление профилактического обслуживания компьютеров и проверка технического состояния путем тестирования;

    регулярное проведение мероприятий по антивирусной защите программных средств;

    устранение простейших неисправностей оборудования путем перестановки и перекоммутации отдельных блоков;

    осуществление контроля за своевременным и качественным ремонтом техники организацией, с которой учреждение заключило договор о техническом обслуживании;

    выявление потребности учреждений образования в программных и методических средствах;

    изучение, систематизация и внедрение поступающего программного обеспечения, ведение базы данных по программному обеспечению;

    организация работы с дисками (форматирование, копирование, профилактика, архивирование, тиражирование);

    ознакомление педагогического коллектива с программными и методическими материалами;

    планирование и организация работы по дооборудованию и оснащению дисплейного класса;

    планирование загрузки дисплейного класса; осуществление контроля за соблюдением правил безопасной работы и санитарно-гигиенических норм в дисплейном классе.

    При возложении на работника дополнительных обязанностей указывается размер доплаты, который определяется учреждением образования самостоятельно в пределах выделенных средств (см. письмо Министерства образования Российской Федерации от 9.04.93 N 67-М "О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений образования").

    В учреждениях, где объем работы по эксплуатационному обслуживанию вычислительной техники в образовательном учреждении значительно превышает обязанности, выполняемые учителем, на которого возложена работа по заведованию кабинетом, может быть введена должность лаборанта, техника или инженера. Конкретные наименования должностей работников и их количество обусловливается числом компьютерных классов, количеством занимающихся в них обучающихся, уровнем их подготовки, наличием необходимых средств и т.д. При наличии вакансии по должности лаборанта, техника или инженера и возложении их обязанностей по эксплуатационному и информационному обслуживанию дисплейного класса на учителя информатики ему также может устанавливаться доплата в порядке и на условиях, предусмотренных при совмещении должностей, размер которой определяется учреждением образования.

    В целях планирования и организации комплексной информатизации управления образовательным процессом при наличии не менее двух дисплейных классов целесообразно возложение на одного из заместителей руководителя общеобразовательного учреждения обязанностей по внедрению новых информационных технологий, к которым относятся:

    планирование и организация работы по использованию компьютерной и видеотехники в образовательном процессе;

    организация обучения педагогического коллектива использованию компьютеров и видеотехники в образовательном процессе;

    оказание методической помощи учителям в создании компьютерных программно-методических материалов с использованием инструментальных программных средств;

    организация работы факультативов, кружков, компьютерных клубок и т.п.;

    планирование и организация использования компьютерной техники в управлении и делопроизводстве;

    обеспечение возможности проведения совместных творческих разработок учителей и обучающихся в области информационных технологий с возможностью их дальнейшего коммерческого использования;

    планирование закупки нового оборудования и программно-методических комплексов.

    Настоящие рекомендации могут использоваться и при организации обучения информатике, аттестации и оплате труда преподавателей информатики в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

   

Первый заместитель министра
                   В.А.Болотов


Текст документа сверен по:
Общее среднее образование в России:
Сб.норм.документов.
1992-1993. В 2-х кн. Кн.1. М., 1993.