Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/5/6253.htm


МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 апреля 1990 года N 49


Об утверждении Положения о порядке проведения
служебного расследования дорожно-транспортных
происшествий


    В целях дальнейшего совершенствования работы по профилактике аварийности и повышения качества служебного расследования обстоятельств и причин дорожно-транспортных происшествий

приказываю:


    1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.

    2. Руководителям главных управлений и отделов центрального аппарата Министерства, территориальных производственных объединений автомобильного транспорта, автотранспортных предприятий и других организаций, непосредственно подчиненных Министерству, обеспечить изучение и неукоснительное исполнение указанного Положения.

    3. Считать утратившими силу приказом Министерства от 05.08.75 N 13 "Об утверждении Инструкции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий".


Министр                                                    Ю.С.Сухин


УТВЕРЖДАЮ
Министр автомобильного
транспорта РСФСР
Ю.С.Сухин
26 апреля 1990 года


ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения служебного расследования
дорожно-транспортных происшествий


1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

    1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

    1.3. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

    - обстоятельства, предшествующие происшествию;

    - причины происшествия;

    - влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;

    - последствия происшествия;

    - лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);

    - недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

    1.4. Служебное расследование проводится:

    - руководителем автотранспортного предприятия (организации) всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;

    - руководителем территориального производственного объединения - дорожно-транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;

    - руководителем Министерства, а также начальниками: Отдела по безопасности движения, главных управлений по транспортному обслуживанию населения и(или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) - дорожно-транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.

    1.5. Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организации, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.

    1.6. Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер.

    Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.


2. Передача информации о дорожно-транспортном
происшествии и действия работников автотранспортного
предприятия (организации), территориального производственного
объединения, министерства при получении этой информации

    2.1. Водители предприятий Министерства, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны без промедления сообщать об этом в ГАИ и дежурному работнику автотранспортного предприятия.

    2.2. При невозможности сообщения о дорожно-транспортном происшествии в свое предприятие, водитель сообщает о нем руководителю ближайшего транспортного предприятия или территориального производственного объединения Минавтотранса РСФСР, который обязан оказать необходимую помощь пострадавшим, обеспечить охрану груза и принять меры к немедленной передаче информации по факту дорожно-транспортного происшествия в Отдел по безопасности движения Министерства по месту дислокации транспорта.

    2.3. Информация о дорожно-транспортном происшествии в предприятие поступает от ГАИ, дорожно-эксплуатационных и других организаций и лиц. При получении информации о дорожно-транспортном происшествии не от ГАИ, последняя немедленно ставится об этом в известность.

    2.4. Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о дорожно-транспортном происшествии, докладывает об этом руководителю или его заместителю.

    2.5. Руководитель предприятия, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю вышестоящей организации, ГАИ, а при травмах или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - также и техническому инспектору труда ЦК профсоюза и в Центральный комитет профсоюза.

    При отсутствии в автономной республике, крае, области технического инспектора труда ЦК профсоюза сообщение о дорожно-транспортном происшествии направляется в отдел охраны труда Совета профсоюзов.

    2.6. Руководитель территориального производственного объединения после получения и уточнения сведений о ДТП, в котором пострадал хотя бы один человек (независимо от виновности в ДТП), передает по телетайпу сведения о нем в Отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР в течение 12 часов.

    Если в происшествии пострадало 5 и более человек, руководитель территориального производственного объединения передает сведения о нем немедленно по телефону в Отдел по безопасности движения, в главные управления по транспортному обслуживанию населения и(или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от типа транспортного средства, участвовавшего в происшествии), краевой (областной) комитет профсоюза, а в случае технической неисправности транспортного средства - также в Главное управление технического перевооружения и межотраслевых связей.

    В нерабочее время информация передается ответственному дежурному по Министерству по телефону. После уточнения обстоятельств происшествия информация подтверждается по телетайпу.

    Отдел по безопасности движения Министерства немедленно информирует о происшествии Отдел охраны труда ЦК профсоюза.

    2.7. Телетайпное сообщение должно содержать ответы на следующие вопросы:

    дата, время, место и вид происшествия;

    модели, номерные знаки и принадлежность транспортных средств, участвовавших в происшествии;

    вид перевозок (при пассажирских перевозках указать количество перевозимых пассажиров в автобусе);

    обстоятельства и предварительно установленные причины происшествия;

    последствия происшествия;

    фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж работы в АТП и на данном типе транспортного средства, состояние здоровья, на каком часу работы произошло происшествие;

    дорожные условия на месте совершения ДТП: ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия, обустроенность дороги;

    сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства;

    фамилия и должность руководителя(ей) объединения, выехавшего на место совершения ДТП.

    2.8. Начальник автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, Отдела по безопасности движения, Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей, получив сообщение о дорожно-транспортном происшествии, по которому ими должно проводиться служебное расследование (см. п.1.4), немедленно выезжают на место совершения происшествия, а также оказывают необходимое содействие в прибытии на место происшествия представителей следственных органов и лиц, участвующих в расследовании.

    2.9. Руководитель министерства, территориального производственного объединения, организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов.

    2.10. Оценка влияния дорожных факторов (ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, обустроенность дороги и т.д.) при расследовании дорожно-транспортных происшествий должна производиться представителями автотранспортных организаций с участием представителей дорожных организаций и органов ГАИ.

    2.11. Руководитель службы безопасности движения территориального объединения при поступлении к нему информации о дорожно-транспортном происшествии с участием транспорта Министерства и не принадлежащего объединению обязан сообщить об этом в Отдел по безопасности движения Министерства и по месту дислокаций транспорта, до прибытия представителя владельца транспортного средства принимает участие в расследовании происшествия.


3. Действия работников автотранспортного предприятия
(организации), территориального производственного
объединения, министерства при служебном расследовании
дорожно-транспортного происшествия

    3.1. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше работников ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению "вторичных происшествий"* и выявлению очевидцев происшествия.

---------------

    * Сноски в оригинале нет.

    3.2. Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

    - осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;

    - уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

    Установить:

    - дату и точное время (местное) происшествия;

    - место происшествия;

    в городе - улица, район;

    на дороге - категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями - принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;

    - модель и номерной знак транспортного средства;

    - число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);

    - техническое состояние транспортного средства;

    - характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;

    - кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях-участниках происшествия);

    - состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);

    - на каком часу работы водителя произошло происшествие;

    - цель поездки;

    - вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;

    - по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;

    - вид дорожно-транспортного происшествия;

    - погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);

    - освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;

    - дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);

    - ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;

    - зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия;

    - осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз или билетно-учетный лист.

    3.3. При анализе происшествия необходимо:

    - выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;

    - выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;

    - оценить:

    - действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;

    - дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;

    - имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения (при их наличии в предприятии).

    3.4. При совершении дорожно-транспортного происшествия водителем автобуса межобластного или межреспубликанского маршрута, в результате которого пассажир получил травму или погиб, руководитель предприятия обязан составить акт по установленной форме (приложение) и вручить его пассажиру или наследникам для получения страховой суммы в органах государственного страхования в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1982 года.


4. Основные вопросы, подлежащие выяснению при
проверке организации работы по безопасности
движения в предприятии (организации)

    Для установления связи между причинами возникновения дорожно-транспортного происшествия и упущениями в работе по профилактике аварийности в предприятии, объединении, организации лица, проводящие служебное расследование, должны установить: в результате каких нарушений требований правил, инструкций, приказов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются). Для этого необходимо проверить:

    - соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и(или) грузовых перевозок;

    - соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;

    - имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;

    - как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

    - какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);

    - обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

    - проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

    - техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;

    - как в автопредприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;

    - как работает в автопредприятии квалифицированная комиссия;

    - соблюдается ли порядок стажировки водителей.

    Кроме того, совместно с профкомом предприятия необходимо проверить работу комиссии общественного контроля за безопасность движения и комиссии по борьбе с пьянством.


5. Порядок оформления результатов служебного
расследования дорожно-транспортных происшествий
(составление и представление акта служебного
расследования)

    5.1. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, также по подчиненности:

    - в территориальное производственное объединение автомобильного транспорта по всем происшествиям с пострадавшими;

    - в Отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР по дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибло 5 и более человек и пострадало 10 и более человек;

    - при необходимости акт служебного расследования происшествия направляется органам следствия в комитеты народного контроля и т.д.

    5.2. Акт, как правило, должен состоять из следующих основных разделов.

    В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.

    Во втором разделе акта "Условия, предшествующие происшествию" указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.

    Третий раздел акта "Сведения о дорожных условиях" должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии дорожных элементов требованиям СНиПа (если такое имеется).

    В четвертом разделе "Сведения о водителе" указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем и в данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГАИ (если были, за что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.

    В пятом разделе "Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)" отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.

    В шестом разделе "Состояние профилактической работы по безопасности движения" дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.

    В седьмом разделе "Заключение" или "Выводы" указываются причины происшествия, по мнению комиссии, и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.

    Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших при разборе.

    К акту прилагаются:

    копия протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта;

    копия схемы дорожно-транспортного происшествия;

    объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия;

    список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.


6. Разбор дорожно-транспортного происшествия
в автотранспортном предприятии (организации),
территориальном производственном объединении

    6.1. Руководитель автотранспортного предприятия (организации) при возникновении происшествия с пострадавшими, с участием общественных организаций в пятисуточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.

    Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.

    6.2. Руководитель территориального производственного объединения по каждому происшествию, при котором погибло 3 или пострадало 5 и более человек, с участием общественности, представителей ГАИ, причастных и подведомственных ему организаций проводит в семидневный срок разбор причин и обстоятельств, способствовавших возникновению происшествия, а также разрабатывает мероприятия по предотвращению происшествий.

    Результаты разбора и принятые меры доводятся до трудовых коллективов подведомственных предприятий.


Приложение

Место углового      Только для органов Госстраха (составляется в

    штампа                    двух экземплярах: первый  экземпляр  высылается
автотранспортного       (выдается) на руки пассажиру или его наследникам,
  предприятия              второй остается в автотранспортном предприятии,
                    автовокзале, автостанции)


Акт N
о несчастном случае с пассажиром на автотранспорте

1. Настоящим подтверждается, что гр.

(фамилия, имя, отчество пострадавшего пассажира)

"___"____________19___года ______час.______мин.

при посадке в автобус_______________________________________________
                                (государственный номер)

во время поездки автобусом,

следовавшим по маршруту__________, получил(а) травму,

(город) погиб

при следующих обстоятельствах:______________________________________
(краткое описание обстоятельств получения пассажиром травмы, гибели)

2. Расследование   обстоятельств    данного    несчастного    случая
(дорожно-транспортного происшествия) велось
____________________________________________________________________
               (наименование следственного органа)

"___"____________19___года             Начальник автотранспортного
                                      предприятия, автовокзала,
                                      автостанции

М.П.                                   _____________________________
                                              (подпись)


СОГЛАСОВАНО                      СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра             Председатель ЦК профсоюза
внутренних дел РСФСР             рабочих автомобильного
      Ф.Ф.Семилетов             транспорта и шоссейных дорог
22 марта 1990 года                                  А.А.Пузин
                                7 августа 1989 года

СОГЛАСОВАНО                      СОГЛАСОВАНО
Зам.председателя                 Заместитель Министра
Госстраха СССР                   автомобильных дорог РСФСР
    А.М.Морозов                             Н.И.Голованов
7 августа 1989 года              15 августа 1989 года



Текст документа сверен по:
Сб. норм.-прав. матер. по
обесп. безоп. дор. движ.
на авт. трансп. Ч., 1990