Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/5/6862.htm

    
    

ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ГРУЗОВЫХ ПОДВЕСНЫХ КАНАТНЫХ ДОРОГ



    СОГЛАСОВАНЫ ВЦСПС, Госстроем СССР, Минцветметом СССР, Минтяжмашем СССР, Минчерметом СССР, Минмонтажспецстроем СССР
    
    УТВЕРЖДЕНЫ Госгортехнадзором СССР 22 декабря 1987 года
    
    
    Настоящие правила являются переработанным и дополненным изданием Правил устройства и безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог (ГПКД), утвержденных Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1971 года.
    
    При составлении и редактировании проекта Правил учтены замечания и предложения ряда министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов, органов госгортехнадзора и других организаций.
    
    В Правилах изложены обязательные нормы, которым должны удовлетворять изготовляемые и реконструированные грузовые подвесные канатные дороги, а также требования по обеспечению безопасности при их эксплуатации.
    
    Настоящие Правила обязательны для исполнения инженерно-техническими работниками, связанными по работе с проектированием, изготовлением или эксплуатацией ГПКД.
    
    С введением в действие настоящих Правил теряют силу Правила устройства и безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог (ГПКД), ранее утвержденные Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1971 г.
    

    Обязательны для всех министерств и ведомств
    
    

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    

    Настоящие Правила распространяются на грузовые подвесные двухканатные дороги (в дальнейшем ГПКД) с кольцевым или маятниковым движением вагонеток.
    
    Правила не распространяются на переносные и специальные ГПКД.
    
    1.1. Общие технические требования
    
    1.1.1. ГПКД должна сооружаться в полном соответствии с настоящими Правилами, а также действующими строительными нормами и правилами (СНиП) в отношении монтажа подъемно-транспортного оборудования, ГОСТами и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
    
    1.1.2. Отступление от настоящих Правил может быть допущено только в исключительном случае по разрешению Госгортехнадзора СССР. Для получения разрешения министерство (ведомство), в ведении которого находится предприятие, должно представить Госгортехнадзору СССР соответствующее техническое обоснование, а в случае необходимости также заключение специализированной научно-исследовательской или проектно-конструкторской организации*. Копия разрешения на отступление от Правил должна быть приложена к паспорту ГПКД.
________________
    * Список специализированных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций приведен в приложении 1.
    
    1.1.3. ГПКД должны иметь, как правило, следующие основные сооружения: станции, линейные опоры и жесткие переходы, предохранительные устройства (сети и мосты), эстакады и галереи для жестко подвешенных путей.
    
    1.1.4. Проект ГПКД должен выполняться специализированной организацией.
    
    1.1.5. ГПКД, предназначенные для работы в районах Крайнего Севера, повышенной сейсмичности, а также в запыленной, сырой, взрывоопасной или химически активной среде и других условиях, отличающихся от нормальных, должны сооружаться по проекту, соответствующему нормативной документации на проектирование сооружений такого назначения. Возможность работы ГПКД в этих условиях должна быть указана в паспорте и в Инструкции по эксплуатации.
    
    1.1.6. Оборудование ГПКД, предназначенное для работы при температуре ниже минус 40 °C, должно изготовляться в исполнении ХЛ.
    
    1.1.7. Проект и технические условия на изготовление оборудования ГПКД должны быть согласованы и утверждены в порядке, установленном министерством (ведомством), в подчинении которого находится проектная организация.
    

    Изменения в проекте, необходимость в которых может возникнуть при изготовлении, монтаже, ремонте, реконструкции или эксплуатации дороги, должны быть согласованы с разработчиком проекта ГПКД, а при невозможности выполнить это условие - с Государственным проектно-конструкторским институтом "Cоюзпроммеханизация", являющимся головной организацией по проектированию канатных дорог.
    
    1.1.8. Ремонт ГПКД должен производиться по нормативно-технической документации, разработанной ГПКИ "Cоюзпроммеханизация".
    
    1.1.9. Реконструкция должна производиться по документации организации, выполнившей проект дороги или ГПКИ "Cоюзпроммеханизация".
    
    1.1.10. Владелец ГПКД, обнаружив в процессе монтажа, технического освидетельствования или эксплуатации дефекты изготовления, а также несоответствие Правилам, должен направить заводу-изготовителю рекламацию, а органу госгортехнадзора, выдавшему разрешение на изготовление, ее копию. По импортному оборудованию рекламация предъявляется через внешнеторговую организацию, осуществившую закупку ГПКД.
    
    Завод-изготовитель обязан устранить выявленные недостатки. В случае, если при этом обнаружится, что аналогичные дефекты могут иметь место на оборудовании, поставленном другим заказчикам, завод-изготовитель обязан направить им информацию о необходимости и методах устранения недостатков, а также выслать техническую документацию, материалы, узлы и детали, подлежащие замене. Информация согласовывается с органом госгортехнадзора, выдавшим разрешение на изготовление данного оборудования.
    
    1.1.11. Отступление от ГОСТов, ОСТов и другой нормативно-технической документации может быть допущено только по согласованию с организацией, утвердившей эту документацию. Если указанные документы согласованы с Госгортехнадзором СССР, то отступления должны быть согласованы также и с Госгоргехнадзором СССР.
    
    1.1.12. Руководящие лица, инженерно-технические работники, занятые проектированием, изготовлением, монтажом, ремонтом, реконструкцией и эксплуатацией ГПКД, должны быть аттестованы на знание настоящих Правил в соответствии с "Типовым положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками, утвержденным Госгортехнадзором СССР.
    
    1.2. Ответственность за нарушение Правил
    

    1.2.1. Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми должностными лицами, инженерно-техническими работниками, занятыми проектированием, изготовлением, монтажом, ремонтом, реконструкцией и эксплуатацией ГПКД.
    
    1.2.2. За правильность конструкции ГПКД, расчета ее на прочность, выбор материала, качество изготовления, монтаж, ремонт, реконструкцию, а также за соответствие ГПКД требованиям Правил, стандартам и другой нормативно-технической документации отвечает организация или предприятие, выполнившая соответствующие работы.
    
    1.2.3. Должностные лица, инженерно-технические работники на предприятиях и в организациях, виновные в нарушении настоящих Правил, несут личную ответственность, независимо от того, привело ли нарушение к аварии или несчастному случаю. Эти лица также отвечают за нарушения Правил, допущенных их подчиненными.
    
    1.2.4. Выдача должностными лицами указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных им лиц нарушать правила и инструкции по технике безопасности, самовольное возобновление работ, остановленных органами госгортехнадзора или технической инспекцией профсоюза, а также непринятие мер по устранению нарушений правил и инструкций, которые допускаются рабочими или другими подчиненными лицами в присутствии должностных лиц, являются грубейшими нарушениями настоящих Правил.
    
    1.2.5. В зависимости от характера нарушений, все указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной или уголовной ответственности.
    
    Рабочие, виновные в нарушении инструкций, несут дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность в установленном порядке.
    
    

    2. РАЗРЕШЕНИЕ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ, МОНТАЖ, РЕМОНТ И РЕКОНСТРУКЦИЮ
    

    2.1. Предприятия и организации, приступающие к изготовлению основного оборудования ГПКД (вагонетки, приводы, обводные и натяжные устройства), а также к монтажу, ремонту и реконструкции сварных несущих металлоконструкций или их элементов, должны получить разрешение на выполнение этих работ в органе госгортехнадзора.
    
    2.2. Разрешение выдается органом госгортехнадзора в соответствии с Инструкцией по надзору за изготовлением подъемных сооружений, утвержденной Госгортехнадзором СССР.
    
    2.3. Разрешение на изготовление основного оборудования, а также на монтаж, ремонт и реконструкцию сварных несущих металлоконструкций выдается органом госгортехнадзора только предприятиям, обеспеченным техническими средствами для выполнения таких работ и контроля качества сварных соединений в соответствии с настоящими Правилами, необходимой нормативно-технической документацией, а также располагающим подготовленными для выполнения работ кадрами.
    
    

    3. ТРАССА
    

    3.1. Трасса ГПКД должна прокладываться по кратчайшему расстоянию между конечными станциями и иметь минимальное число углов поворота. При выборе трассы следует учитывать возможность использования существующих автомобильных дорог для строительства и эксплуатации.
    
    3.2. Предельный угол наклона несущего каната к горизонту для дорог с кольцевым движением вагонеток не должен превышать допустимый для зажимного аппарата вагонетки. При маятниковом движении предельный угол наклона определяется конструкцией подвижного состава, при этом кузов вагонетки при продольном раскачивании не должен касаться несущего каната.
    
    3.3. На выпуклом участке продольного профиля должен быть обеспечен плавный переход за счет сближения опор, установки жесткого перехода или сооружения линейной станции.
    
    На вогнутом участке продольного профиля башмаки опор следует располагать по кривой провеса несущего каната между крайними точками участка с расчетной стрелой провеса.
    
    3.4. Длину натяжного участка несущих канатов следует принимать из условия, чтобы увеличение или уменьшение натяжения любого из несущих канатов от трения на шкивах и башмаках не превышало 30% веса противовеса.
    
    3.5. Скорость движения вагонеток на линии следует принимать для дорог с кольцевым движением вагонеток - не более 5 м/с, с маятниковым движением - не более 12,5 м/с.
    
    3.6. Скорость движения вагонеток должна быть, м/с не более:
    
    1,6 - груженых и 2,0 - порожних (на станциях при обходе горизонтальных обводных шкивов);
    
    3,15 - на станциях при обходе горизонтальных роликовых батарей;
    
    3,5 - на трассе, если на несущих канатах предусмотрены линейные муфты или предохранительные бандажи.
    
    

    4. ГАБАРИТЫ


    4.1. На станциях, защищенных от ветра, габариты приближения строений следует определять на прямых участках с учетом поперечного качания вагонетки при опрокинутом кузове, а на закруглениях, - кроме того, с учетом отклонения под действием центробежной силы, при этом тангенс угла отклонения должен быть не менее 0,08.
    
    На станциях, не защищенных от ветра, габариты приближения строений должны определяться в соответствии с п.4.2.
    
    4.2. На станциях и других сооружениях зазоры между габаритом вагонетки (с учетом поперечного и продольного качания и полного круга вращения кузова) и строительными конструкциями станций и других сооружений должны быть, м, не менее:
    
    0,1 - до пола станции или до верха груза, лежащего на решетке над бункером;
    
    0,6 - до стен в местах возможного нахождения людей;
    
    0,2 - до выступающих частей колонн;
    
    0,3 - до настила предохранительного моста;
    
    0,5 - до предохранительной сетки.
    
    4.3. На трассе ГПКД расстояние по вертикали от низшей точки вагонетки с учетом продольного качания, а также каната или предохранительного устройства должно быть:
    
    над головкой рельса железной дороги - в соответствии с ГОСТ 9238-83;
    
    при пересечении воздушных линий электропередачи высокого напряжения - в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ);
    
    над верхом покрытия автомобильных дорог и улиц - не менее 5 м, а при высоте обращающихся автомобилей более 4 м - не менее высоты автомобиля плюс 1 м;
    
    над судоходными водоемами и реками - в соответствии с ГОСТ 2675-85, а над наивысшим горизонтом воды несудоходных водоемов и рек - не менее 2 м;
    
    над территориями поселков, промышленных предприятий, строительных площадок, поверхностью возделываемых полей - не менее 5 м;
    
    над зданиями и сооружениями - не менее 2 м;
    
    над незастроенными территориями - не менее 2,5 м;
    
    допускаются меньшие расстояния до уровня земли при условии ограждения этих участков (минимальный зазор 0,3 м).
    
    При определении нижних габаритов ГПКД следует исходить из условия прохода вагонетки с опрокинутым кузовом с учетом продольного качания, максимального провеса несущих или тяговых канатов, а для предохранительных сетей - из максимального их провеса при падении вагонетки или груза.
    
    4.4. На трассе ГПКД свободное боковое пространство между вагонеткой, с учетом поперечного качания каната и вагонеток, и сооружениями или естественными препятствиями должно быть не менее 1 м, а в местах, где возможен проход людей, - не менее 2 м. При этом угол отклонения от вертикали вагонетки, характеризуемый величиной тангенса, должен быть не более 0,20.
    
    4.5. Расстановку линейных опор по трассе ГПКД, а также натяжных и якорных станций следует выполнять с учетом:
    
    - соблюдения габаритов в соответствии с требованиями п.4.3;
    
    - соблюдения углов перегиба несущих канатов на опорах, обеспечивающих надежное прилегание каната к башмакам опор;
    
    - обеспечения равномерной нагрузки на опоры от несущих канатов;
    
    - равномерности загрузки привода из условия, что на подходах к опорам одновременно было не более 25% общего числа вагонеток, находящихся на линии.
    
    4.6. Расстояние между двумя ветвями дороги должно определяться из условия, чтобы зазор между встречными вагонетками был не менее 0,5 м при поперечном раскачивании канатов с вагонетками внутрь колеи от воздействия ветра, допустимого для эксплуатации ГПКД.
    
    

    5. ОПОРЫ И СТАНЦИИ
    

    5.1. Конструкции опор, станций и других сооружений ГПКД следует рассчитывать с учетом возможных неблагоприятных сочетаний основных, дополнительных и особых нагрузок и воздействий, которые могут возникнуть при строительстве, монтаже или эксплуатации.
    
    При расчете с учетом дополнительных или особых сочетаний нагрузок их расчетные значения надлежит умножать на коэффициенты:
    
    0,9 - при учете дополнительных сочетаний;
    
    0,8 - при учете особых сочетаний (кроме случаев, оговоренных СНиП II-7-81).
    
    Основные сочетания состоят из нагрузок: постоянных, временных, длительно действующих (веса оборудования, силы натяжения канатов, силы сопротивления движению несущих канатов по башмакам); одной из кратковременно действующих (веса подвижного состава, динамической горизонтальной нагрузки при проходе вагонеток, снеговой или гололеда, веса людей, ветровой, температурной).
    
    Дополнительные сочетания состоят из нагрузок: постоянных, временных, длительно действующих; всех кратковременно действующих.
    
    Особые сочетания состоят из нагрузок: постоянных; временных, длительно действующих; одной или двух кратковременно действующих; одной из особых нагрузок - монтажной, аварийной, сейсмической.
    
    К монтажным относятся нагрузки: возникающие во время монтажа при отсутствии одного или двух несущих канатов или при замене канатов в процессе эксплуатации; действующие на конструкции при их монтаже и от элементов оборудования при их установке, если эти усилия отличаются от усилий при обычной работе, а также нагрузки от различных монтажных приспособлений.
    
    К аварийным относятся нагрузки, возникающие при обрыве одного из несущих или тягового канатов при сохранении расчетного натяжения в других канатах, а также ударная нагрузка при падении вагонетки. Обрыв сетевых канатов при расчете на аварийную нагрузку не учитывается.
    
    5.2. При расчете сооружений следует учитывать наиболее неблагоприятные комбинации максимальных и минимальных натяжений канатов, которые могут возникнуть при рассматриваемом сочетании нагрузок.
    
    5.3. На участках станции, где вагонетки отключены от тягового каната, нагрузку от веса вагонеток следует принимать из условия расположения вагонеток вплотную одна к другой. На участках станций, где вагонетки не отключены от тягового каната, расстояния между вагонетками необходимо принимать по расчетному интервалу, причем в одном из пунктов - две вагонетки вплотную одна к другой.
    

    5.4. При определении ветровой нагрузки на канаты и предохранительные сети следует вводить коэффициент неравномерности скорости ветра по линии пролета, равный 0,85. При расчете опор следует принимать наиболее невыгодное для конструкции направление ветра.
    
    При определении ветровой нагрузки на защитные сети ветровую нагрузку необходимо принимать горизонтальной, действующей на два борта сети. Коэффициент сплошности следует принимать равным 0,3 при двойной и 0,15 при одинарной сети.
    
    При совместном действии ветра и снега или при гололеде нормативная ветровая нагрузка принимается равной 100 H/м. Нагрузка на защитные сети от гололеда принимается при одинарной сети 150 Н/м, при двойной - 300 Н/м.
    
    5.5. Нормативная нагрузка от веса людей принимается: 2000 Н/м - при расчете элементов конструкций, непосредственно воспринимающих вес людей; 1000 Н/м - при расчете основных несущих конструкций сооружений.
    
    5.6. Элементы конструкций, непосредственно воспринимающих нагрузку от тягового каната, вагонеток и другого оборудования, следует рассчитывать с коэффициентами динамичности, приведенными в таблице:
    
    

Нагрузка

Коэффициент динамичности
для элементов конструкций


из стали

из бетона

из дерева

Натяжение тягового каната

1,2 (1,5)

1,3 (1,6)

1,1 (1,4)

Вес привода

1,3

1,4

1,2

Вес движущейся вагонетки

1,1

1,1

1,0

    
    Примечание. Коэффициенты динамичности, указанные в скобках, применяются при расчетах конструкций, для которых нагрузка от тягового каната является основной.
    
    
    5.7. При расчете станций и других сооружений по прочности и устойчивости должны приниматься следующие коэффициенты надежности по нагрузкам:
    
    1,2 - для нагрузок от натяжения несущих канатов (при расчете конструкций с консольной нагрузкой от несущих канатов для порожнякового каната коэффициент надежности по нагрузкам допускается принимать равный 1,0 при минимальном натяжении каната);
    
    1,4 - для нагрузок от натяжения тягового каната;
    
    1,2 - для нагрузок от натяжения сетевых и расчалочных канатов;
    
    1,0 - для динамической горизонтальной нагрузки сопротивления при проходе вагонетки через опору;
    
    1,2 - для нагрузок от веса вагонеток, включая вес груза в кузове вагонетки;
    
    1,1 - для нагрузок от веса оборудования;
    
    1,3 - для нагрузок от трения канатов по башмаку;
    
    1,4 - для нагрузок от веса людей.
    
    5.8. При расчете фундаментов (без отпора грунта) коэффициенты устойчивости следует принимать равными:
    
    1,3 - на опрокидывание;
    
    1,1 - на сдвиг;
    
    1,3 - на вырывание.
    
    5.9. Полы на станциях следует предусматривать, как правило, горизонтальные. Полы с уклонами в местах прохода людей свыше 10% должны быть ребристыми или ступенчатыми.
    
    5.10. Помещения для приводов следует располагать внутри или рядом со станцией с учетом следующих требований:
    
    температура в помещении должна быть не ниже 10 °C;
    
    помещение должно быть оборудовано грузоподъемным устройством для обслуживания приводов, а также воротами или монтажными проемами для пропуска наибольшего узла привода.
    
    5.11. На станциях необходимо предусматривать механизацию загрузки и разгрузки вагонеток, передвижения вагонеток по станционным путям, возвращения кузова в первоначальное положение после разгрузки, а также устройства для автоматического выпуска вагонеток на линию.
    
    На отдельных участках рельсовых путей допускается перемещение вагонеток самокатом по уклону.
    
    5.12. На станциях, где вагонетки отключаются от тягового каната, следует предусматривать тупиковые рельсовые пути для отвода неисправных вагонеток. Кроме того, на одной из станций ГПКД должны быть предусмотрены тупиковые пути для размещения вагонеток с одного натяжного участка несущего каната.
    
    5.13. В конструкциях станций и опор надлежит предусматривать приспособления (монтажные стрелы, скобы и др.) для использования их при подъеме канатов и оборудования во время монтажных и ремонтных работ.
    
    На станциях, где установлены противовесы, следует предусматривать приспособления для их подъема.
    
    5.14. На всех станциях, кроме линейных, следует предусматривать электрические лебедки для периодической замены канатов и ввода на станцию вагонеток, не включившихся в тяговый канат или застрявших в выключателе.
    
    На рельсовых путях галерей и станций, имеющих наклон к горизонту свыше 10%, следует устанавливать уловители, препятствующие обратному ходу вагонеток при движении их на подъем.
    
    5.15. Для обслуживания станций и линейных сооружений ГПКД следует предусматривать строительство служебных (патрульных) дорог по нормам разд.3 СНиП 2.05.07-85 "Промышленный транспорт".
    
    5.16. Металлические конструкции должны иметь покрытие, предохраняющее их от коррозии.
    
    5.17. На опорах следует предусматривать дуги, обеспечивающие попадание тягового каната на поддерживающие ролики. Продольный уклон несущих канатов в прилегающем к станции пролете следует выбирать из условия исключения возможности задевания тяговым канатом отклоняющих башмаков, установленных на входных фермах станции, при любом положении вагонеток в пролете.
    
    5.18. На всех опорах и станциях ГПКД для подъема на них должны быть устроены лестницы.
    
    5.19. Вертикальные лестницы опор высотой до 30 м и линейных станций при высоте более 5 м должны иметь, начиная с высоты 3 м, ограждения в виде дуг. Дуги должны располагаться на расстоянии не более 800 мм друг от друга и соединяться между собой не менее чем тремя продольными полосами. Лестницы высотой более 30 м должны быть выполнены в виде маршей с площадками через каждые 8-12 м.
    
    5.20. Контргрузы должны быть ограждены так, чтобы исключалась возможность прохода людей под ними.
    
    5.21. К механизмам, требующим обслуживания, должны быть обеспечены безопасные подходы, а в необходимых случаях устроены площадки и лестницы.
    
    5.22. Ширина проходов для людей, обслуживающих оборудование, должна быть не менее 0,8 м.
    
    5.23. Открытые станции должны быть ограждены по периметру, а в местах входа и выхода вагонеток и при превышении уровня пола станции над уровнем земли более чем на 5 м, установлены сетки шириной не менее 1 м.
    
    5.24. Движущиеся части оборудования (за исключением вагонеток), а также канаты на станциях и в машинном отделении, находящиеся на высоте менее 2,5 м от пола, должны быть ограждены.
    
    Для обслуживания оборудования, расположенного на высоте более 2 м, должны быть предусмотрены площадки (стационарные или передвижные) с ограждением высотой не менее 1 м и сплошной зашивкой понизу на высоту не менее 0,10 м.
    
    Площадки и мостики, а также ступени лестниц должны быть выполнены так, чтобы исключить скольжение ног.
    
    5.25. Опоры должны проектироваться таким образом, чтобы исключалось скапливание воды в ее элементах.
    
    

    6. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, СИГНАЛИЗАЦИЯ И СВЯЗЬ
    

    6.1. Электрооборудование дороги должно отвечать требованиям ПУЭ.
    
    6.2. Электроснабжение ГПКД должно относиться к той же категории надежности, что и производство, обслуживаемое ГПКД.
    
    6.3. Эксплуатация электрооборудования ГПКД должна производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
    
    6.4. Молниезащита станций и опор канатной дороги должна быть выполнена в соответствии с Указаниями по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений.
    
    Сооружения ГПКД относятся к III категории по молниезащите.
    
    6.5. Все канаты и металлоконструкции ГПКД должны быть заземлены.
    
    6.6. Электрическое освещение должно соответствовать требованиям ПУЭ и СНиП.
    
    6.7. При работе ГПКД в ночное время на обслуживаемых станциях необходимо устанавливать прожекторы для освещения приближающихся и удаляющихся вагонеток.
    
    6.8. В машинном отделении должно быть аварийное освещение согласно ПУЭ.
    
    6.9. ГПКД должна быть оборудована предупредительной и аварийной сигнализацией.
    
    6.10. Предупредительная сигнализация предназначена для оповещения персонала о предстоящем включении дороги в работу.
    
    6.11. Предупредительная сигнализация (звонки, сирены и т.п.) должна устанавливаться на всех станциях, включая линейные, а также на опорах с роликовыми батареями.
    
    6.12. Аварийная сигнализация должна срабатывать при возникновении аварии и показывать место, где произошло нарушение режима работы ГПКД.
    
    6.13. Кнопки "Аварийные стоп" должны быть установлены на всех станциях, в помещениях приводов, вблизи включателей и выключателей вагонеток, а также у мест загрузки и разгрузки.
    
    Аварийная сигнализация должна быть выведена на пульт управления дороги от всех кнопок "Аварийный стоп", концевых выключателей и указателя скорости ветра.
    
    6.14. Между станциями, а также между пультом управления и станциями должна быть предусмотрена телефонная связь, подключенная к телефонной сети предприятия, а на постоянно обслуживаемых станциях еще громкоговорящая связь.
    
    6.15. При неисправности сигнализации или связи работа ГПКД не допускается.
    

    

    7. КАНАТЫ
    

    7.1. Применяемые на ГПКД стальные канаты должны соответствовать ГОСТ и иметь сертификаты завода-изготовителя.
    
    7.2. Несущие канаты должны быть спиральными закрытой конструкции.
    
    7.3. Тяговые канаты должны быть прядевыми двойной свивки с органическим сердечником.
    
    7.4. Натяжные канаты для несущих канатов должны быть прядевыми тройной свивки с органическим сердечником.
    
    7.5. Натяжные канаты для тяговых канатов должны быть двойной или тройной свивки с органическим сердечником.
    
    7.6. Сетевые и расчалочные канаты должны быть спиральными, спиральными закрытыми или двойной свивки с металлическим сердечником.
    
    7.7. Запасы прочности канатов (отношение разрывного усилия каната в целом к наибольшему натяжению) должны иметь не менее:
    

несущего

2,8

тягового

4,5

натяжного:



    для несущих канатов

3,5

    для тяговых канатов

5,0

сетевого при статической нагрузке

2,5

расчалочного:



    при основных нагрузках

2,5

    при основных и ветровых нагрузках

2,0

    
    

    8. КРЕПЛЕНИЕ КАНАТОВ И ИХ НАТЯЖЕНИЕ
    

    8.1. Число соединений новых канатов должно быть минимальным и обуславливаться предельной длиной канатов, поставляемых заводами-изготовителями.
    
    Концы несущего каната должны закрепляться муфтами или якорными барабанами и зажимами, или установкой многоболтовых зажимов.
    
    Концы тягового каната должны счаливаться.
    
    Концы натяжных, сетевых и расчалочных канатов должны закрепляться муфтами или многоболтовыми зажимами, или коушами с зажимами.
    
    8.2. При частичной замене несущего или тягового канатов во время эксплуатации число соединений должно быть не более 5 на 1 км длины каната.
    
    Длина счалки тягового каната должна составлять не менее 1000 диаметров каната, а расстояние между концами счалок не менее 3000 диаметров каната.
    
    8.3. Натяжной канат с несущим должен соединяться переходной муфтой, а к противовесу закрепляться концевой муфтой или многоболтовыми зажимами.
    
    8.4. Натяжение несущего каната должно создаваться противовесом, а заякоривание обоих концов каната - установкой устройства для регулирования натяжения.
    
    8.5. При закреплении несущего каната с помощью якорного барабана число витков каната на барабане должно быть не менее трех в один слой, а зажимов на сходящем с барабана конце каната не менее двух.
    
    8.6. Тяговые канаты кольцевых дорог должны иметь натяжные устройства.
    
    8.7. В муфтах канаты должны крепиться заливкой специальным сплавом или клиньями.
    
    8.8. Счалка канатов и крепление их в муфтах должны производиться лицами, прошедшими специальное обучение и сдавшими в комиссии предприятия экзамены в объеме инструкции по выполнению этих работ.
    
    8.9. Нормы браковки канатов приведены в приложении 2.
    
    

    9. ШКИВЫ, БАРАБАНЫ
    

    9.1. Допускаемый диаметр шкива, ролика или барабана, огибаемых стальным канатом, определяется по формуле:
    


,

    
где - диаметр огибаемого шкива, ролика или барабана;
    
     - диаметр каната;
    
     - коэффициент, значения которого приведены в таблице.
    
    

Канат

Назначение барабана или шкива

Коэффициент ""

Несущий

Барабан для заякоривания

50

Натяжной к тяговому канату

Шкив для отклонения

30

Натяжной к несущему канату

Шкив для отклонения

20

Тяговый

Приводные и отклоняющие шкивы при угле обхвата:





до 5°

Не регламентируется



от 5° до 10°

30



от 11° до 20°

40



от 21° до 30°

50



свыше 30°

60



Барабаны тяговых лебедок

80

    
    

    10. ПРИВОДЫ И ТОРМОЗА
    

    10.1. Главный электропривод необходимо проектировать с учетом следующих основных требований:
    
    - пуск дороги в работу должен осуществляться с пульта управления;
    
    - остановка дороги должна быть предусмотрена как с пульта управления, так и от кнопок "стоп", установленных на каждой станции, и от аварийных выключателей;
    
    - если для дороги предусмотрено несколько приводных участков, их главные приводы в режиме дистанционного управления должны быть сблокированы.
    
    10.2. Вспомогательный электропривод ГПКД необходимо проектировать с учетом следующих основных требований:
    
    - пуск и остановка дороги должны осуществляться с пульта управления;
    
    - остановку дороги следует осуществлять отключением электродвигателя с одновременным наложением тормоза.
    
    10.3. Электрические лебедки для перемонтажа канатов должны иметь местное управление.
    
    10.4. Расчетный коэффициент запаса сцепления тягового каната с приводным шкивом должен быть не менее 1,1 при неблагоприятных условиях загрузки, а также при пуске и остановке.
    
    10.5. Приводы должны обеспечивать возможность работы канатной дороги с ревизионной скоростью не более 1 м/с.
    
    10.6. Приводы должны иметь рабочие тормоза.
    
    10.7. Приводы с канатоведущим шкивом, предназначенные для канатных дорог с тормозным режимом работы, должны иметь дополнительно предохранительные тормоза на валу или на ободе шкива.
    
    10.8. Тормозной момент каждого тормоза должен быть не менее 1,25 статического момента при наиболее тяжелых условиях загрузки дороги.
    
    10.9. При отключении электроэнергии должны автоматически срабатывать рабочий и предохранительный тормоза.
    
    10.10. Приводы, предназначенные для работы в тормозном режиме, должны иметь устройства для контроля скорости каната и обеспечивать автоматическую остановку дороги при превышении расчетной скорости на 20%.
    
    10.11. На маятниковых канатных дорогах должен быть предусмотрен автоматический контроль конечных положений вагонетки.
    
    10.12. На приводе маятниковых канатных дорог должны быть предусмотрены системы регулирования и контроля скорости в заданных пределах с учетом снижения скорости при подходе к станции или, в случае необходимости, при переходе через линейные опоры.
    

    10.13. При возникновении неисправности в системе контроля скорости маятниковой канатной дороги она должна автоматически останавливаться.
    
    10.14. На одношкивных тяговых лебедках канатных дорог маятникового типа, имеющих два привода, должны быть установлены рабочий и предохранительный тормоза.
    
    При этом тормозной момент каждого тормоза должен быть не менее 1,25 статического момента при наиболее тяжелых условиях загрузки канатной дороги.
    
    

    11. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
    

    11.1. При пересечении грузовыми подвесными канатными дорогами железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, судоходных рек и каналов, застроенных территорий предприятий, служебно-технических зданий, строительных площадок, населенных пунктов следует предусматривать предохранительные устройства в виде сетей или мостов, а также щиты с предупреждающими надписями.
    
    Предохранительные устройства должны быть рассчитаны на удержание падающей груженой вагонетки и исключать просыпание транспортируемого груза размером более 20 мм. Следует предусматривать периодическую очистку предохранительных устройств от накапливающейся просыпи с обеспечением соответствующих мер безопасности в зоне производства работ.
    
    11.2. Ширина предохранительных сетей должна обеспечивать перекрытие предохраняемого пространства на 2 м в каждую сторону от оси несущего каната (для пролетов свыше 250 м - от габарита качающейся вагонетки при расчетной ветровой нагрузке). Высота бортов сетей должна быть не менее 1,2 м.
    
    Длину предохранительных сетей следует принимать исходя из необходимости перекрытия всего предохраняемого пространства с учетом траектории падения вагонетки или груза.
    
    Ширина предохранительных мостов должна обеспечивать перекрытие пространства на 1,25 м в каждую сторону от оси несущего каната. Высота бортов мостов должна быть не менее 1,8 м.
    
    11.3. Провесы сетевых канатов с учетом статической нагрузки и нагрузки от упавшей вагонетки должны быть в пределах, допускаемых габаритами приближения строений для перекрываемых сетями сооружений.
    
    

    12. МАТЕРИАЛЫ
    

    12.1. Материалы для изготовления, ремонта и реконструкции оборудования и металлоконструкций ГПКД должны выбираться по стандартам, техническим условиям и руководящим нормативным документам, разработанным ГПКИ "Cоюзпроммеханизация".
    
    12.2. Качество и свойства материалов и полуфабрикатов должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов и технических условий и быть подтверждены сертификатами предприятий-поставщиков. При отсутствии или неполном сертификате предприятие-изготовитель должно провести все необходимые испытания с оформлением их результатов протоколом, дополняющим или заменяющим сертификат поставщика материала.
    
    

    13. СВАРКА
    

    13.1. Сварка металлоконструкций опор, станций и оборудования ГПКД должна производиться в соответствии с требованиями технических условий на изготовление, разработанными ГПКИ "Cоюзпроммеханизация".
    
    Технические условия должны содержать указания о видах сварки металлов, принятых для изготовления оборудования ГПКД и металлоконструкций по применению присадочных материалов, методах и объему контроля.
    
    Допускается не помещать эти требования в технические условия, если они содержатся в других нормативных документах.
    
    Использование новых для данного изделия видов сварки разрешается главным инженером предприятия по согласованию со специализированной научно-исследовательской организацией по сварке после подтверждения их технологичности и проверки всех требуемых свойств сварных соединений.
    
    13.2. К производству сварочных работ, включая прихватку и приварку временных креплений, допускаются сварщики, аттестованные в соответствии с Правилами аттестации сварщиков, утвержденными Госгортехнадзором СССР, и имеющие удостоверения установленной формы.
    
    Сварщики могут производить сварочные работы только тех видов, которые указаны в их удостоверении.
    
    13.3. Перед началом сварки должно быть проверено качество сборки соединяемых элементов, а также состояние стыкуемых кромок и прилегающих к ним поверхностей. При сборке не допускается подгонка кромок ударным способом или местным нагревом.
    
    13.4. Прихватки должны выполняться с применением присадочных материалов, предусмотренных технической документацией на сварку. Прихватки при дальнейшем проведении сварочных работ должны удаляться или переплавляться основным швом.
    
    Приварка временных креплений и удаление их после сварки основного изделия должны производиться по технологии, исключающей образование трещин и закалочных зон в металле изделия.
    
    13.5. Все сварочные работы при изготовлении оборудования ГПКД и металлоконструкций должны производиться при положительных температурах в закрытых помещениях.
    
    При монтаже, а также ремонте и реконструкции допускается сварка при отрицательных температурах окружающего воздуха. При этом сварщик, а также место сварки должны быть защищены от непосредственного воздействия ветра и атмосферных осадков. Сварка при температуре окружающего воздуха ниже 0 °C должна производиться в соответствии со стандартами, согласованными с Госгортехнадзором СССР.
    

    13.6. Все сварные металлоконструкции подлежат клеймению, позволяющему установить фамилию исполнителя сварочных работ. Место клеймения заключается в хорошо видимую рамку, выполняемую несмываемой краской.
    
    

    14. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРКИ
    

    14.1. Предприятие, производящее сварку оборудования ГПКД и металлоконструкций опор и станций, обязано осуществлять контроль качества сварных соединений.
    
    14.2. В процессе изготовления должны проверяться:
    
    а) соответствие свариваемых деталей и сварочных материалов требованиям действующих стандартов и технических условий;
    
    б) соответствие качества подготовки кромок и сборки под сварку требованиям действующих стандартов и чертежей.
    
    14.3. В ответственных сварных соединениях не допускаются следующие дефекты:
    
    а) трещины всех видов и направлений, расположенные в металле шва, по линии сплавления и в околошовной зоне основного металла;
    
    б) занижение размеров сварного шва;
    
    в) наплывы, натеки сварного шва;
    
    г) незаваренные прожоги основного металла;
    
    д) незаваренные кратеры сварного шва и свищи;
    
    е) неравномерность ширины шва более: ±2 мм при толщине металла до 10 мм, ±3 мм - при толщине металла свыше 10 до 20 мм, ±4 мм - при толщине металла свыше 20 до 30 мм;
    
    ж) подрезы основного металла более 0,6 мм при толщине металла до 20 мм и более 4% от толщины металла при толщине свыше 20 мм;
    
    з) поверхностные раковины и поры диаметром более 1,5 мм при толщине металла до 25 мм и диаметром более 8% от толщины металла при толщине свыше 25 мм.
    
    14.4. Требования к неответственным сварным соединениям должны быть изложены в технических условиях.
    
    14.5. Результаты контроля сварочных соединений должны фиксироваться в соответствующих документах (журналах, картах, формулярах).
    
    

    15. ПРИЕМКА ГПКД
    

    15.1. Законченная строительством ГПКД должна быть принята государственной приемочной комиссией, назначенной министерством (ведомством) в соответствии с требованием СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов".
    
    В состав комиссии должен быть включен представитель госгортехнадзора.
    
    15.2. Комиссии по приемке в эксплуатацию новых или реконструируемых ГПКД заказчиком должны быть, в частности, представлены следующие документы:
    
    a) исполнительные чертежи плана и профиля дороги, общие виды станций и паспорт ГПКД;
    
    б) сертификаты на канаты;
    
    в) акт на скрытые работы для зданий и сооружений;
    
    г) исполнительная схема расположения на линии отрезков несущего каната и муфт;
    
    д) акт на анкеровку канатов в муфтах;
    
    е) акт на счалку тяговых канатов;
    
    ж) акт на сварочные работы;
    
    з) акт примочно-сдаточных испытаний электрооборудования в соответствии с ПУЭ и СНиП;
    
    и) паспорта и акты испытаний оборудования и паспорта-сертификаты на металлоконструкции;
    
    к) акт испытания канатной дороги при проектных нагрузке и скорости в течение не менее 24 часов;
    
    л) акты на замеры монтажных провесов расчалок;
    
    м) акты на замеры монтажных провесов несущих канатов, заякоренных с обоих концов, и обратной ветви тягового каната для маятниковых канатных дорог;
    
    н) акты на соответствие проекту перепада высот тормозных и разгонных участков, а также радиусов закруглений в плане станционных рельсовых путей;
    
    о) акты о соответствии масс контргрузов проектным величинам.
    
    Комиссии также должны быть представлены документы, подтверждающие, что надзор, содержание и обслуживание ГПКД организованы владельцем в соответствии с настоящими Правилами.
    
    

    16. РЕГИСТРАЦИЯ И ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЯ НА ВВОД ГПКД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
    

    16.1. ГПКД, на которые распространяются настоящие Правила, до ввода их в эксплуатацию должны быть зарегистрированы в органах госгортехнадзора.
    
    16.2. Регистрация производится по письменному заявлению руководителя организации, в ведении которой находится канатная дорога.
    
    Для регистрации должны быть представлены:
    
    а) паспорт ГПКД;
    
    б) акт приемки канатной дороги государственной приемочной комиссией.
    
    16.3. Орган госгортехнадзора рассматривает представленную документацию, в паспорте на канатную дорогу ставит штамп о регистрации, прошнуровывает, пломбирует документы, делает запись о разрешении эксплуатации ГПКД и возвращает их владельцу. Отказ в регистрации сообщается владельцу ГПКД в письменном виде с указанием причин отказа.
    
    16.4. После реконструкции или передачи ГПКД другому владельцу канатная дорога подлежит перерегистрации.
    
    16.5. При перерегистрации ГПКД после реконструкции к паспорту должны быть приложены документы на вновь установленное оборудование, металлоконструкции и вновь выполненные работы.
    
    16.6. ГПКД подлежит снятию с регистрации в органах госгортехнадзора:
    
    а) при списании ГПКД;
    
    б) при передаче ГПКД на баланс другому владельцу, который должен ее снова зарегистрировать.
    
    Снятие с регистрации ГПКД производится органами госгортехнадзора по получении письменного заявления от организации, в ведении которой находится канатная дорога, и представления акта о ее списании или передаче другому владельцу.
    
    

    17. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ
    

    17.1. ГПКД, находящаяся в работе, должна подвергаться периодическому техническому освидетельствованию не реже одного раза в два года.
    
    17.2. Техническое освидетельствование ГПКД производится организацией, в ведении которой она находится, либо специализированной организацией, привлеченной владельцем ГПКД. Техническое освидетельствование должно производиться с участием лица, ответственного за исправное состояние и безопасное действие канатной дороги.
    
    17.3. При техническом освидетельствовании ГПКД должны быть осмотрены и проверены в работе: канаты, механизмы, электрооборудование, приборы, тормоза, аппаратура управления, освещение, сигнализация, соответствие провесов несущих канатов в пролетах длиной более 300 м проектным величинам, соответствие провесов расчалок проектным величинам, а также состояние металлоконструкций и всех сооружений, включая фундаменты.
    
    После освидетельствования канатная дорога должна быть проверена в рабочем режиме.
    
    17.4. Результаты технического освидетельствования записываются в паспорт ГПКД. В паспорте указывается срок следующего освидетельствования.
    
    17.5. Перед пуском в работу восстановленной после аварии ГПКД должно быть проведено внеочередное техническое освидетельствование.
    
    17.6. Объем внеочередного технического освидетельствования устанавливается комиссией, расследовавшей аварию.
    
    

    18. НАДЗОР, СОДЕРЖАНИЕ, ОБСЛУЖИВАНИЕ
    

    18.1. Организация надзора.
    
    18.1.1. Руководство предприятия (организации) обязано обеспечить содержание ГПКД в исправном состоянии и безопасные условия ее работы.
    
    В этих целях должны быть:
    
    а) назначен приказом из числа инженерно-технических работников ответственный за исправное состояние и безопасное действие канатной дороги, прошедший в установленном порядке проверку званий настоящих Правил;
    
    б) назначены в необходимом количестве лица обслуживающего персонала и имеющие удостоверения на право обслуживания ГПКД, а также установлен такой порядок, чтобы персонал, на который возложены обязанности по обслуживанию, вел тщательное наблюдение за порученным ему оборудованием путем его осмотра и проверки. Результаты осмотра и проверки должны записываться в сменный журнал;
    
    в) создана ремонтная служба и установлен порядок профилактических осмотров и ремонтов;
    
    г) обеспечено проведение технических освидетельствований ГПКД в установленные сроки;
    
    д) обеспечен порядок и периодичность проверки знаний руководящими инженерно-техническими работниками Правил, норм и инструкций по технике безопасности в соответствии с "Типовым положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности";
    
    е) организована периодическая проверка знаний обслуживающим персоналом инструкций по эксплуатации и безопасному обслуживанию ГПКД;
    
    ж) обеспечены Правилами и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации ГПКД руководящие инженерно-технические работники, а обслуживающий персонал - инструкциями;
    
    з) обеспечено выполнение руководящими инженерно-техническими работниками Правил, а обслуживающим персоналом - инструкций.
    
    18.1.2. Ответственность за исправное состояние и безопасное действие ГПКД предприятия должна быть возложена приказом на инженерно-технического работника, которому подчинен персонал, обслуживающий ГПКД. Номер и дата приказа назначения ответственного лица должны быть записаны в паспорт канатной дороги.
    
    На время отпуска, командировок, болезни или в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей возлагается приказом на другого ИТР, прошедшего проверку знаний Правил.
    

    18.1.3. Ответственный за исправное состояние и безопасное действие ГПКД должен обеспечить:
    
    а) содержание ГПКД в исправном состоянии;
    
    б) обслуживание ГПКД обученным и аттестованным персоналом;
    
    в) выполнение обслуживающим персоналом инструкции по эксплуатации и безопасному обслуживанию ГПКД;
    
    г) проведение своевременных ремонтов и подготовку ГПКД к техническому освидетельствованию;
    
    д) обслуживающий персонал - инструкциями, а также периодическую проверку его званий;
    
    е) своевременное устранение выявленных неисправностей.
    
    18.1.4. Ответственный за исправное состояние и безопасное действие ГПКД обязан:
    
    а) регулярно осматривать ГПКД в рабочем состоянии;
    
    б) ежедневно проверять записи в сменном журнале с росписью в нем;
    
    в) проводить работу с персоналом по повышению его квалификации;
    
    г) участвовать в технических освидетельствованиях ГПКД;
    
    д) хранить паспорта ГПКД и инструкции заводов-изготовителей по их монтажу и эксплуатации.
    
    18.1.5. При выявлении неисправностей, а также нарушений настоящих Правил и инструкций при эксплуатации ГПКД ответственный за исправное состояние и безопасное действие должен принять меры по устранению этих неисправностей или нарушений, а в случае необходимости - остановить ГПКД.
    
    18.2. Требования к содержанию и обслуживание ГПКД.
    
    18.2.1. К обслуживанию ГПКД могут быть допущены лица, не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания ГПКД.
    
    Персонал, выполняющий верхолазные работы, должен пройти медосмотр согласно приказу Минздрава СССР от 19.06.84 N 700.
    
    18.2.2. Обучение и аттестация персонала, обслуживающего ГПКД, должны проводиться в профессионально-технических училищах, в учебно-курсовых комбинатах (курсах), а также на курсах, специально создаваемых предприятиями, владельцами ГПКД, по согласованию с местными органами госгортехнадзора; индивидуальная подготовка персонала не допускается.
    
    18.2.3. Обучение и аттестация персонала, обслуживающего ГПКД, должна проводиться в порядке, установленном Госкомобразования СССР.
    
    Лицам, сдавшим экзамены, должны быть выданы удостоверения за подписью председателя и членов комиссии.
    
    В работе комиссии по аттестации операторов ГПКД должен участвовать инспектор госгортехнадзора. О дне проведения экзаменов местный орган госгортехнадзора должен быть уведомлен не позднее чем за 5 дней.
    
    18.2.4. Периодическая проверка знаний персонала, обслуживающего ГПКД, должна проводиться не реже 1 раза в 12 месяцев.
    
    Внеочередная проверка знаний проводится:
    
    при переходе на другое предприятие;
    
    в случае внесения изменения в инструкцию по эксплуатации и обслуживанию ГПКД;
    
    по требованию инспектора госгортехнадзора.
    
    При перерыве в работе по специальности более 12 месяцев персонал, обслуживающий ГПКД, после проверки знаний должен перед допуском к самостоятельной работе пройти стажировку для восстановления практических навыков.
    
    Результаты проверки знаний обслуживающего персонала оформляются протоколом за подписью председателя и членов комиссии с отметкой в удостоверении.
    
    18.2.5. Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию ГПКД должен оформляться приказом по предприятию.
    
    18.2.6. На ГПКД должна быть необходимая техническая документация, паспорт, инструкции по монтажу, а также для проведения осмотров, ремонтов и безопасной эксплуатации канатной дороги.
    
    Инструкция по осмотру несущих и тяговых канатов должна разрабатываться предприятием (организацией) и утверждаться главным инженером.
    
    Осмотр металлоконструкций опор и станций должен проводиться не реже 1 раза в 3 месяца.
    
    18.2.7. Станции должны иметь противопожарные средства согласно требованиям противопожарных норм.
    
    Смазочные и обтирочные материалы в количестве не более трехдневной потребности должны храниться в специальных закрытых металлических ящиках.
    
    18.2.8. Перед входами на лестницы опор и станций должны быть вывешены плакаты с надписями, запрещающими вход посторонним лицам.
    
    18.2.9. На кольцевых канатных дорогах не реже одного раза в 6 месяцев должна производиться проверка величин износа ходовых колес и губок тележек вагонеток. Методы проверки и величины допускаемых износов указываются в инструкции по эксплуатации.
    
    18.2.10. Периодичность и порядок осмотра включателей и выключателей должны быть указаны в инструкции по эксплуатации канатной дороги.
    
    

    19. ЭКСПЛУАТАЦИЯ
    

    19.1. ГПКД должна эксплуатироваться в соответствии с настоящими Правилами и инструкцией по эксплуатации.
    
    19.2. Пуск канатной дороги должен производиться с пульта управления. Перед пуском и остановкой должен подаваться предупредительный звуковой сигнал.
    
    19.3. На поврежденных участках несущего каната могут устанавливаться бандажи. Бандажей должно быть не более 10 на 1 км длины каната. На канатных дорогах со скоростью движения вагонеток свыше 3,5 м/с установка бандажей не разрешается.
    
    19.4. При эксплуатации канатной дороги запрещается:
    
    а) провоз людей в вагонетках;
    
    б) загрузка вагонеток выше их расчетной грузоподъемности;
    
    в) эксплуатация вагонеток при наклоне корпуса тележки к вертикали более 8%;
    
    г) превышать количество вагонеток, находящихся в работе, против проектного;
    
    д) нарушать взаимное расположение элементов во включателе и в выключателе вагонеток.
    
    19.5. При скорости ветра выше указанной в паспорте канатная дорога должна быть остановлена.
    
    

    20. ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
    

    20.1. Расследование аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией зарегистрированных в органах госгортехнадзора ГПКД, должно производиться в соответствии с "Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев на подконтрольных Госгоргехнадзору СССР предприятиях и объектах" и "Инструкцией по техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору СССР предприятиях и объектах"*.
________________
    * Фактически утратила силу в связи утверждением приказом Госгортехнадзора России от 8 июня 1999 года N 40 нового "Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах" . - Примечание .
         
    20.2. О каждой аварии, смертельном, тяжелом и групповом несчастном случае, связанном с обслуживанием зарегистрированных в органах госгортехнадзора ГПКД, администрация предприятия обязана немедленно уведомить местный орган гоогортехнадзора и другие организации в соответствии с инструкциями, указанными в ст.21.1.
    
    20.3. До прибытия представителя Госгортехнадзора на предприятие для расследования обстоятельств и причин аварии или несчастного случая администрация предприятия обязана обеспечить сохранность всей обстановки аварии (несчастного случая), если это не представляет опасности для жизни людей и не вызывает дальнейшее развитие аварии.
    
    

    21. ТРЕБОВАНИЯ К ГПКД, ПРИОБРЕТАЕМЫМ ЗА ГРАНИЦЕЙ
    

    21.1. ГПКД или ее элементы, приобретаемые за границей, должны удовлетворять требованиям настоящих Правил.
    
    Отступления от Правил должны быть согласованы с Госгортехнадзором СССР до заключения контракта. При этом министерство (ведомство)-заказчик представляет заключение ГПКИ "Cоюзпроммеханизация" о допустимости и обоснованности данных отступлений.
    
    21.2. Соответствие материалов иностранных марок требованиям Правил и возможность их применения должно быть подтверждено ГПКИ "Cоюзпроммеханизация".
    
    21.3. Внесение изменений в техническую документацию, необходимость в которых возникает при ремонте или эксплуатации ГПКД, приобретенных за границей, должно быть согласовано с организацией, выполнившей ее, а при невозможности - с ГПКИ "Cоюзпроммеханизация".
    
    

    22. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    

    Необходимость и сроки приведения в соответствие с настоящими Правилами ГПКД, действующих, а также изготовленных или находящихся в процессе изготовления, монтажа или реконструкции, должны быть определены администрацией предприятия и согласованы с местным органом госгортехнадзора и госгортехнадзорами союзных республик не позднее чем через 6 месяцев с момента введения в действие настоящих Правил.
    
    

Приложение 1

Список специализированных научно-исследовательских
и проектно-конструкторских организаций по канатным дорогам





Министерство


Адрес

1. Государственный проектно-конструкторский институт "Cоюзпроммеханизация" (головная организация)


Минтяжмаш СССР


129301, Москва, пр.Мира, 106

2. Грузгипрошахт


Минуглепром СССР


380007, г.Тбилиси, пл.Ленина, 4

    

    
Приложение 2

НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

1. Канаты спиральной закрытой конструкции
    
    Браковка несущих канатов спиральной закрытой конструкции производится на основании визуального осмотра.
    
    При визуальном осмотре канат бракуется в случаях:
    
    а) если на участке каната длиной 2 м одна треть проволок его верхнего слоя оборвана (при подсчете оборванных проволок не учитывать их повторные обрывы);
    
    б) если оборванные концы отдельных проволок выступают из каната,
    
    в) если в поперечном сечении канат деформирован, что характеризует наличие большого количества внутренних обрывов;
    
    г) при увеличении шага свивки, характеризующем обрыв внутренних проволок.
    
2. Канаты прядевые
    
    1. Браковка стальных канатов (тросов), находившихся в работе, производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки.
    
     Браковка канатов, изготовленных из проволок одинакового диаметра, производится согласно данным табл.1 и рисунка.
    

    
    Определение шага свивки шестипрядного каната:
  

 

1 - крестовой свивки;


    

2 - односторонней свивки


         
    
    2. Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо пряди (см. рисунок) наносят метку (точка а), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате) и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка б). Расстояние между метками (точками а и б) принимается за шаг свивки каната. У многопрядных канатов (например, у каната конструкции 18х19=342 проволоки с одним органическим сердечником) имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 в наружном. Шаг свивки в этом случае определяется по числу прядей в наружном слое.
    
    3. Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, конструкции 6х19=114 проволок с одним органическим сердечником производится согласно данным, приведенным в графе 1 табл.1; причем число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете обрывов обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а обрыв толстой проволоки за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется 6 обрывов тонких проволок и 5 обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6х1+5х1,7=14,5, т.е. более 12 и, следовательно, канат бракуется.
    
    4. Число обрывов проволок на одном шаге свивки как признак браковки каната, конструкция которого не указана в табл.1, определяют исходя из данных, приведенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок в сечении. Например, для каната конструкции 8х19=152 проволоки с одним органическим сердечником ближайшим по табл.1 является канат конструкции 6х19=114 проволок с одним органическим сердечником. Для определения признака браковки следует данные табл.1 (число обрывов на одном шаге свивки) для каната конструкции 6х19=114 проволок с одним органическим сердечником умножить на коэффициент 96:72=1,33, где 96 и 72 - число проволок в наружных слоях прядей одного и другого канатов.
    
    

Таблица 1

Число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при котором канат должен быть забракован


Конструкция канатов

Первоначальный коэффициент запаса прочности при установленном Правилами отношении *

6х19=114 и один органический сердечник

6х37=222 и один органический сердечник

6х61=366 и один органический сердечник

18х19=342 и один органический сердечник


Число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната,
при котором канат должен быть забракован


крестовой свивки

одно- сторон- ней свивки

крестовой свивки

одно- сторон- ней свивки

крестовой свивки

одно- сторон- ней свивки

крестовой свивки

одно- сторон- ней свивки

До 6

12

6

22

11

36

18

36

18

Свыше 6 до 7

14

7

26

13

38

19

38

19

Свыше 7

16

8

30

15

40

20

40

20

________________
    * - диаметр барабана, мм; - диметр каната, мм.
    
    
    Число проволок в наружных слоях прядей берется из соответствующего ГОСТа, или определяется подсчетом на канате.
    
    5. При поверхностном износе каната или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными, приведенными в табл.2.
    
    

Таблица 2

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %

Число обрывов проволок на шаге свивки, %
от норм, указанных в табл.1

10

85

15

75

20

70

25

60

30 и более

50

    
    Примечание. Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибается конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Замер оставшейся толщины проволоки производится у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.
    
    
    При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
    
    6. При числе обрывов проволок на длине одного шага свивки меньшей, чем указано в табл.1, или меньшем числе, чем указано в п.3, 4 и 5 настоящего приложения, а также при поверхностном износе проволок без обрыва их канат может быть допущен к работе при условии:
    
    а) тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров;
    
    б) смены каната по достижении степени износа, указанной в настоящих нормах.
    
    7. Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуется в отдельности, причем допускается замена одного более изношенного каната.
    
    8. При обнаружении в канате оборванной пряди канат к дальнейшей эксплуатации не допускается.
    
    

Приложение 3

    

Разрешение на изготовление основного оборудования


за N ___________ от __________ 19 ___ г.


выдано


наименование организации, выдавшей разрешение



Разрешение на изготовление металлоконструкций


за N ___________ от _________ 19 ___ г.


выдано


наименование организации, выдавшей разрешение

    
    

    ПАСПОРТ ГПКД

    


(наименование дороги)


(организация, в ведении которой находится ГПКД)

         

1. Общее описание (назначение дороги)




2. Техническая характеристика ГПКД
    

1. Тип дороги



2. Расчетная часовая производительность, т/ч



3. Скорость движения, м/с



4. Продолжительность технологического цикла (для маятниковых дорог), с




5. Интервал между вагонетками (для кольцевых дорог), с



6. Емкость кузова вагонетки, м



7. Насыпная масса транспортируемого груза, м/м



8. Расчетная масса груза в вагонетке, т



9. Длина дороги (по горизонтали), м



10. Превышение верхней станции над нижней, м



11. Максимальный уклон каната, %



12. Количество вагонеток, находящихся в работе одновременно при максимальной загрузке дороги, шт.



13. Ширина трассы, м



14. Место управления дорогой



15. Характеристика привода



    

Тип привода

Шкив

Барабан

Общее передаточное число привода


диаметр, мм

футеровка

количество

диаметр, мм

длина, мм

канатоемкость, м


    
    

Электродвигатель

Тормоз



рабочий

предохранительный

тип

количество

мощность, кВт

число оборотов в минуту

тип

коэффициент запаса торможения

количество

тип

коэффициент запаса торможения

    
    
    18. Сведения о металлоконструкциях опор и станций (на основании данных завода-изготовителя)
    

Станциии опоры

Марка стали

Сертификаты на изделия

ГОСТ или ТУ на изготовление

Электроды, сварочная проволока (тип, марка, ГОСТ, ТУ)

Примечание

    
    
    19. Характеристика канатов
    

Канат

Конструкция и ГОСТ, N сертификата

Диаметр, мм

Марки- ровочная группа, Н/мм

Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате, Н

Макси- мальное рабочее натяжение, Н

Запас проч- ности

Длина каната, м

Масса контр- груза, т

1

2

3

4

5

б

7

8

9

Несущий









Тяговый









Натяжной:

















для несущего каната

















для тягового каната

















Сетевой

















Расчалочный

















    
    
    20. Работа ГПКД разрешена при скорости ветра - м/сек.
    
    21. Приборы контроля и защиты: тахогенаратор, реле скорости, сигнальные приборы.
    
    22. Род электрического тока и напряжения.
    
    

Цепь

Род тока

Напряжение, В

Силовая





Управления





Освещения:





    рабочего





    аварийного





    
    3. Испытание ГПКД
    

ГПКД испытана при рабочей нагрузке в течение

ч




    4. Ответственность за ГПКД
    

Лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие ГПКД

    
    

N и дата приказа о назначении

Фамилия, имя, отчество, должность

Подпись

    

Главный инженер проекта



(подпись)

Главный инженер монтажного управления



(подпись)

Главный инженер предприятия


(подпись)

    
    5. Запись результатов технического освидетельствования
    

Дата технического освидетельствования

Результаты технического освидетельствования

Дата следующего технического освидетельствования

    
    
    

6. Регистрация

ГПКД зарегистрирована под N



(регистрирующий орган)

В паспорте пронумеровано



страниц и прошнуровано



всего

листов, в том числе чертежей на





листах



(должность регистрирующего лица)



(подпись и фамилия регистрирующего лица)



    
    "      " ____________ 19 ___ г.     
    


Приложение 4

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ГРУЗОВЫМ ПОДВЕСНЫМ КАНАТНЫМ ДОРОГАМ

Термин

Определение

1. Двухканатная дорога

Канатная дорога, подвижной состав которой подвешен к несущему канату, а движение его осуществляется с помощью тягового каната

2. Маятниковая канатная дорога

Канатная дорога, у которой подвижной состав совершает челночное движение между конечными станциями путем изменения направления движения тягового (несуще-тягового) каната

3. Канатная дорога с кольцевым движением

Канатная дорога, у которой подвижной состав совершает кольцевое движение между конечными станциями при неизменном направлении движения тягового (несуще-тягового) каната

4. Канатная дорога с отсоединяемым подвижным составом

Канатная дорога с кольцевым движением, у которой подвижной состав соединяется с тяговым (несуще-тяговым) канатом с помощью устройств, позволяющих отцеплять его на станциях

5. Скорость канатной дороги

Скорость подвижного состава канатной дороги в установившемся режиме движения

6. Привод канатной дороги

Устройство для приведения в движение или торможения подвижного состава, присоединенного к тяговому (несуще-тяговому) канату

7. Рабочий тормоз канатной дороги

Элемент привода канатной дороги, предназначенный для затормаживания движущихся масс при всех рабочих состояниях канатной дороги

8. Предохранительный тормоз

Элемент привода канатной дороги, предназначенный для затормаживания движущихся масс в случае возникновения неисправностей или опасности

9. Натяжное устройство

Устройство для создания натяжения несущего тягового (несуще-тягового) канатов канатной дороги

10. Несущий канат

Канат, по которому перемещается подвижной состав канатной дороги

11. Тяговый канат

Канат, с помощью которого приводится в движение подвижной состав канатной дороги

12. Натяжной канат

Канат, соединяющий несущий, тяговый (несуще-тяговый) канаты с натяжным устройством

13. Станция

Сооружение на трассе канатной дороги с размещенным в нем оборудованием, внутри которого вагонетки, присоединенные к тяговому канату или отсоединенные от него, перемещаются по рельсу

14. Автоматическая станция

Станция канатной дороги, по которой вагонетки проходят без отсоединения от тягового каната

15. Якорно-натяжная, двойная якорная, двойная натяжная станции

Линейная станция канатной дороги, на которой осуществляется натяжение и заякоревание несущих канатов двух соседних участков

16. Погрузочно-разгрузочная станция

Станция канатной дороги, на которой происходит погрузка или разгрузка вагонеток

17. Производительность дороги

Максимальная масса груза, которая может быть перемещена в единицу времени в процессе непрерывной работы канатной дороги при полной и равномерной ее загрузке

18. Вагонетка

Вид подвижного состава для перевозки грузов

19. Тележка

Элемент вагонетки, предназначенный для перемещения ее по несущему канату

20. Подвеска

Элемент вагонетки, предназначенный для соединения тележки с кузовом

21. Зажимное устройство

Элемент вагонетки для создания постоянного или разъединяемого соединения ее с тяговым канатом

22. Замок

Элемент вагонетки, фиксирующий кузов в положении, необходимом для загрузки и транспортирования

23. Включатель

Устройство, в котором происходит присоединение вагонеток (с помощью зажимного устройства) к тяговому канату

24. Выключатель

Устройство, в котором происходит отсоединение вагонеток от тягового каната

25. Опора канатной дороги

Мачтовое сооружение на трассе канатной дороги с размещенным на нем оборудованием для поддержки несущих и тяговых канатов

26. Предохранительная сеть

Сооружение на трассе канатной дороги, предназначенное для предотвращения падения грузов или вагонеток на проходящие под канатной дорогой транспортные линии (автодороги, железные дороги), выполненные в виде канатов с уложенной на них сеткой

27. Предохранительный мост

Сооружение на трассе канатной дороги, предназначенное для предотвращения падения грузов или вагонеток на проходящие под канатной дорогой транспортные линии (автодороги, железные дороги), выполненное в виде портала с уложенным поверх него настилом

28. Опорный башмак

Закрепленное жестко или качающееся устройство на опоре или станции, обеспечивающее поддержку несущего каната

29. Порожняковый канат

Несущий канат, по которому перемещается незагруженный подвижной состав




Текст документа сверен по:
М.: ЦБНТИ Минмонтажспецстроя СССР, 1988