Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/8/310.htm


ТИ Р М 043-2002

    
    
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ОФИЦИАНТА

    
    
Дата введения 2002-09-01

    
        
    УТВЕРЖДЕНА постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 N 36
    
    

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    
    1.1. На основании настоящей типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда для официанта с учетом условий его работы в конкретной организации.
    
    1.2. На официанта могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей инструмента, инвентаря, посуды, приборов; физические перегрузки; нервно-психические перегрузки).
    
    1.3. Официант сообщает своему непосредственному руководителю о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
    
    1.4. Официанту следует:
    
    оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
    
    перед началом работы мыть руки с мылом, надевать чистую форменную одежду;
    
    работать в чистой форменной одежде, менять ее по мере загрязнения;
    
    после посещения туалета мыть руки с мылом;
    
    не принимать пищу на рабочем месте.
    
    

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    
    2.1. Проверить оснащенность рабочего места необходимым для работы оборудованием, инвентарем, приспособлениями и инструментом.
    
    2.2. Подготовить рабочее место для безопасной работы:
    
    осмотреть рабочую зону и обеспечить наличие свободных проходов в обеденном зале и возле раздачи;
    
    проверить устойчивость контрольно-кассовой машины;
    
    проверить исправность тележки для официантов, подносов;
    
    удобно и устойчиво разместить запасы посуды, инструмент, приспособления на рабочем столе, подставке, передвижной тележке в соответствии с частотой использования и расходования.
    
    2.3. Проверить внешним осмотром:
    
    достаточность освещения рабочей зоны;
    
    отсутствие слепящего действия света возле контрольно-кассовой машины;
    
    исправность розетки, кабеля (шнура) электропитания, вилки, надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств оборудования;
    
    отсутствие внешних повреждений льдогенератора;
    
    состояние поверхности пола на всем рабочем маршруте (отсутствие выбоин, неровностей, скользкости). При наличии скользкости пола потребовать его уборки;
    
    целостность фарфоро-фаянсовой и стеклянной посуды;
    
    наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между корпусом контрольно-кассовой машины и заземляющим проводом). Не приступать к работе при отсутствии или ненадежности заземления;
    
    отсутствие посторонних предметов вокруг оборудования.
    
    2.4. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
    
    2.5. При эксплуатации контрольно-кассовой машины соблюдать требования безопасности, изложенные в типовой инструкции по охране труда для кассира зала.
    
    

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    
    3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
    
    3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.
    
    3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправные оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
    
    3.4. Соблюдать правила перемещения в помещении, пользоваться только установленными проходами.
    
    3.5. Требовать своевременной уборки пола на всем рабочем маршруте.
    
    3.6. Не загромождать проходы между столами, пути эвакуации и другие проходы инвентарем, излишними запасами готовых блюд, кулинарной продукции.
    
    3.7. Пользоваться при откупоривании бутылок специально предназначенным инструментом (пробочником, штопором, консервным ножом и т.п.). Не работать случайными предметами или инструментом с заусенцами. Открывая бутылки с газированными винами, накрывать салфеткой горлышко бутылки.
    
    3.8. Устанавливать блюда на поднос или в тележку в один ряд. Подавать десерт, мелкие (штучные) заказы и т.п. на облегченных подносах.
    
    3.9. Не переносить в руках ножи и вилки.
    
    3.10. Соблюдать осторожность при получении и подаче блюд, движении с ними в дверях и проходах.
    
    3.11. Содержать свое рабочее место в чистоте, не загромождать его посудой и готовыми блюдами, при обнаружении столовой и стеклянной посуды со сколами и трещинами немедленно изымать ее из пользования.
    
    3.12. Передвигать тележку для официантов в направлении "от себя".
    
    3.13. При эксплуатации контрольно-кассового оборудования соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации завода-изготовителя.
    
    

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    
    4.1. При возникновении поломки оборудования: прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии; доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (работнику, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.
    
    4.2. Если в процессе работы произошло загрязнение пола на рабочем маршруте жирами или просыпанными порошкообразными веществами, работу прекратить до удаления загрязняющих веществ.
    
    4.3. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
    
    

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    
    5.1. Выключить и надежно обесточить применяемое оборудование.
    
    5.2. Убрать рабочее место.
    
    5.3. Не убирать мусор, отходы непосредственно руками, а пользоваться щетками, совками и другими приспособлениями.
    
    5.4. Отсортировать битую посуду и сдать ее в инвентарную.
    
    5.5. Установить тележку для официанта (поднос) на специально отведенное место.
    
    
    
Текст документа сверен по:
нормативно-производственное издание
Межотраслевые типовые
инструкции по охране труда
для работников системы
общественного питания.
ТИ Р М-034-2002 -ТИ РМ-053-2002:
Сборник типовых инструкций
/ Министерство труда и социального развития РФ. -
М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002