Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/9/12692.htm


ГОСТ 13524-68

Группа Г86


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


КОЛЕСА С МАССИВНЫМИ РЕЗИНОВЫМИ ШИНАМИ
БЕЗРЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА

Технические условия

Wheels with solid tyres for railless transport. Specifications

     
     
Дата введения 1969-01-01


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

     
     1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР
     
     РАЗРАБОТЧИКИ
     
     Р.Д.Антипов, Р.Д.Серова, С.Г.Новикова, Г.П.Рындин, А.В.Балякин, В.И.Лагункова
     
     2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 16.02.68 N 271
     
     3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
     
     4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
     

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 9.032-74

1.19

ГОСТ 1033-79

1.14

ГОСТ 2789-73

1.5, 1.6

ГОСТ 3242-79

2.2

ГОСТ 4366-76

3.6

ГОСТ 5264-80

1.11

ГОСТ 5883-89

1.3, 1.23

ГОСТ 6651-94

2.9

ГОСТ 10198-91

3.2

ГОСТ 11112-70

1.1, 1.2, 2.3

ГОСТ 18617-83

3.2

ГОСТ 24643-81

1.10, 1.15

     
     
     5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)
     
     6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1999 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1984 г., ноябре 1986 г., июне 1989 г. (ИУС 3-85, 2-87, 10-89)
     
     

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

     
     1.1. Колеса должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по чертежам, утвержденным в установленном порядке, с основными параметрами и размерами по ГОСТ 11112.
     
     1.2. Конструкция колес и механические свойства материалов для элементов колес должны обеспечивать максимально допускаемую статическую нагрузку на колесо, предусмотренную ГОСТ 11112, а также скорость передвижения колес до 16 км/ч.
     
     1.3. Массивные шины должны соответствовать ГОСТ 5883.
     
     1.4. Шариковые и роликовые подшипники должны соответствовать действующим стандартам.
     
     Подшипники с насыпными шариками изготавливаются по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     1.5. Параметр шероховатости посадочных поверхностей отверстий ступицы под стандартные подшипники качения должен быть не более  1,25 по ГОСТ 2789, под подшипники с насыпными шариками и подшипники скольжения - не более  20 по ГОСТ 2789.
     
     1.6. Параметр шероховатости рабочих поверхностей наружного и внутреннего колец подшипников с насыпными шариками должен быть не более  1,25 по ГОСТ 2789.
     
     1.5, 1.6. (Измененная редакция, Изм. N 2).
     
     1.7. Твердость поверхности колец подшипников с насыпными шариками должна быть в пределах 56...59 HRC.
     
     Ось колеса для подшипников скольжения должна иметь твердость поверхности в пределах 41,5...51,5 HRC.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     1.8. На деталях колес не допускаются: трещины, раковины, поры и другие пороки, снижающие прочность колеса и ухудшающие его внешний вид. Устранение дефектов заваркой не допускается.
     
     1.9. Места подвода литников и прибылей, а также заливы и заусенцы любого происхождения на деталях колес должны быть зачищены.
     
     1.10. Отклонения от заданной формы и расположения поверхностей, не указанные на чертежах, не должны выходить за пределы поля допуска на размер согласно ГОСТ 24643.
     
     1.11. Конструктивные элементы сварного шва должны соответствовать ГОСТ 5264.
     
     1.12. В сварных швах не допускаются трещины, непровары, незаделанные кратеры, свищи, пористость, шлаковые включения и подрезы.
     
     1.13. Концы болтов соединений должны выступать за наружную поверхность гаек не более чем на 0,25 диаметра болта. Винтовые соединения должны быть надежно предохранены от самоотвинчивания.
     
     1.14. Подшипники должны быть обезжирены и заправлены смазкой по ГОСТ 1033.
     
     Допускается применение смазки других видов с физико-химическими свойствами не ниже указанной.
     
     1.15. Радиальное и торцевое биение колеса не допускается более 0,5% от номинального диаметра колеса.
     
     Взаимное биение расточек в ступице под шариковые или роликовые подшипники должно соответствовать 8-й степени точности по ГОСТ 24643.
     
     1.14, 1.15. (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     1.16. Колесо в сборе должно вращаться на оси свободно от руки без заеданий, не имея осевых люфтов.
     
     1.17. Колесо поворотное с кронштейном должно поворачиваться свободно от руки относительно вертикальной оси без заеданий и люфтов.
     
     1.18. При окраске наружных поверхностей колес не допускается попадание грунта и краски на шины, подшипники и посадочные отверстия колес.
     
     1.19. Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей колес должны соответствовать IV классу по ГОСТ 9.032.
     
     Цвет окраски должен соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке.
     
     По требованию заказчика колеса могут поставляться покрытыми только грунтом.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     1.20. Пленка лакокрасочного покрытия должна быть сплошной, без морщин, пятен, трещин, царапин, пузырей и загрязнений.
     
     Отслаивание лакокрасочных покрытий от окрашенных поверхностей не допускается.
     
     1.21. Предприятие-изготовитель должно поставлять колеса комплектно в соответствии с установленной технической документацией.
     
     1.22. Каждое колесо должно быть принято техническим контролем предприятия-изготовителя. Изготовитель должен гарантировать соответствие всех выпускаемых колес требованиям настоящего стандарта.
     
     1.23. Предприятие-изготовитель обязано в течение 6 мес со дня ввода колес в эксплуатацию, но не более 9 мес со дня отгрузки потребителю безвозмездно заменять или ремонтировать вышедшие из строя колеса при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации по ГОСТ 5883 и периодической замены смазки подшипников колес и кронштейнов в зависимости от условий эксплуатации.
     
     

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

     
     2.1. К испытаниям допускаются колеса, соответствующие чертежам, утвержденным в установленном порядке, и техническим требованиям настоящего стандарта, проверенные техническим контролем предприятия-изготовителя.
     
     2.2. Контроль качества изготовления сварных швов должен проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 3242.
     
     2.3. На работоспособность проверяют все колеса, изготовленные по ГОСТ 11112.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     2.4. Для испытаний от каждой партии отбирают выборочным методом 1% образцов колес, но не менее 12 шт.
     
     2.5. Каждая партия колес одного типоразмера не должна превышать 3000 шт.
     
     2.6. Испытание колес проводят на тележечно-барабанном стенде (см. чертеж) с соблюдением соответствующих правил техники безопасности.
          

 


1 - тележка; 2 - испытуемые колеса; 3 - барабан

     
     Примечание. Чертеж не определяет конструкцию стенда.
     
         
     2.7. Равнодействующая сила () приложенной нагрузки должна быть в центре тележки. Рычажную систему для приложения нагрузки применять не рекомендуется.
     
     2.8. Привод стенда должен обеспечивать окружную скорость вращения барабана 5 км/ч для колес диаметром до 250 мм и 16 км/ч для колес диаметром 250 мм и выше.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 3).
     
     2.9. Температуру подшипников скольжения измеряют термометрами сопротивления по ГОСТ 6651*, класс III или любым другим прибором, обеспечивающим точность не ниже, а показатель тепловой инерции не более чем у вышеуказанных термометров сопротивления.
_______________
     * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.625-2006. - Примечание изготовителя базы данных.
           
     2.10. Колеса с подшипниками качения устанавливают на ось и проверяют легкость вращения при отсутствии люфта. Начальный момент вращения при этом не должен превышать 30 Н·см.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
          
     2.11. Поворотные кронштейны (без колес), установленные в горизонтальное положение, должны свободно поворачиваться под действием собственной массы вокруг оси вращения при отсутствии осевого люфта.
     
     2.12. (Исключен, Изм. N 3).
     
     2.13. Проверку работоспособности колеса и кронштейна проводят в следующей последовательности:
     
     - испытание колес с подшипниками скольжения в непрерывном режиме при нагрузке, превышающей допускаемую статическую нагрузку на колесо на 25%, до установившегося температурного режима.
     
     За температуру установившегося режима принимают температуру не выше 70 °С, при которой показания указателя сохраняются неизменными в течение не менее 5 мин.
     
     В процессе этого испытания не должно происходить проворачивания втулки подшипника;
     
     - испытание колес с подшипниками качения при нагрузке, превышающей допускаемую статическую нагрузку на колесо на 75%, в течение 10 мин.
     
     После испытания колеса должны быть проверены на соответствие требованиям п.2.10, а кронштейны колес - требованиям п.2.11.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 3).
     
     2.14. (Исключен, Изм. N 2).
     
     2.15. Результаты испытаний заносят в журнал (см. приложение).
     
     

3. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

     
     3.1. На каждом колесе должны быть указаны:
     
     - товарный знак предприятия-изготовителя;
     
     - обозначение колеса;
     
     - год и месяц изготовления;
     
     - обозначение настоящего стандарта.
     
     3.2. Колеса должны быть упакованы в дощатые ящики по ГОСТ 10198 или деревянные неразборные ящики по ГОСТ 18617 для предохранения их от загрязнения и механических повреждений при транспортировании.
     
     В каждом ящике должны находиться колеса только одного типоразмера и исполнения.
     
     Масса брутто - не более 500 кг.
     
     3.3. На каждом ящике должна быть надпись с указанием:
     
     - товарного знака предприятия-изготовителя;
     
     - обозначения настоящего стандарта;
     
     - количества колес в штуках;
     
     - массы брутто и нетто в килограммах.
     
     3.2, 3.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     3.4. На каждую партию колес в один из ящиков вкладывают паспорт технического контроля предприятия-изготовителя о годности упакованных колес и упаковочный лист.
     
     3.5. Колеса должны храниться в помещении на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов при температуре от минус 10 до плюс 25 °С при относительной влажности 40%.
     
     3.6. При транспортировании и хранении колеса должны быть покрыты антикоррозионным составом по ГОСТ 4366, а также не должны подвергаться действию масел, бензина и других веществ, разрушающих элементы колес.
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ

     
ЖУРНАЛ ИСПЫТАНИЯ

     
     

Дата испытания

Обозначение
колеса

Номер образца

Нагрузка, кгс (Н)

Время испытания, мин

Температура,
°С

Характер разрушения










"_____" _________________ 19___ г.


Подпись