Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/9/27995.htm

ГОСТ 6964-72
(СТ СЭВ 4122-83;
СТ СЭВ 5829-86)

Группа Д25

     
     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

     
ФОНАРИ ВНЕШНИЕ СИГНАЛЬНЫЕ И ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ

     
Общие технические условия

     
External lighting and signaling devices for mechanic vehicles,
trailers and semitrailers. General technical requirements

     
     
Дата введения 1974-01-01

     УТВЕРЖДЕН постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г. № 1432
     
     Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)
     
     ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в мае 1984 г., марте 1988 г., июне 1989 г. (ИУС 8-84, 6-88, 11-89)
          
     
     Настоящий стандарт распространяется на внешние сигнальные и осветительные фонари автомобилей, тракторов, самоходных машин, мотоциклов, мотороллеров, мопедов, прицепов и полуприцепов (далее - машин), выполняющие функции одного или нескольких световых приборов, предусмотренных ГОСТ 8769-75 и отраслевой нормативно-технической документацией.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 3).
     
     

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

     
     
     1.1. Внешние сигнальные и осветительные фонари должны изготовляться по технической документации, утвержденной в установленном порядке, и должны соответствовать требованиям ГОСТ 3940-84 и настоящего стандарта.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 3).
     
     1.2. Световые и цветовые характеристики огней - по ГОСТ 10984-74.
     
     1.3. Степень защиты фонарей от проникания посторонних тел и воды должна быть IP54 по ГОСТ 14254-96.
     
     Защита фонарей обеспечивается конструкцией в условиях монтажа на машине, т.е. в рабочем положении и при применении прокладок и других деталей, используемых при монтаже.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 3).
     
     1.4. Рассеиватели и линзы фонарей из силикатного стекла должны изготовляться по ГОСТ 5635-80, а рассеиватели и линзы из пластмасс - по технической документации на изделия и материалы, утвержденной в установленном порядке.
     
     Рассеиватели фонарей должны быть устойчивыми к воздействию стандартных топлив, масел и средств автокосметики.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 1).
     
     1.5. Электрические лампы накаливания, устанавливаемые в фонарях, должны соответствовать требованиям ГОСТ 2023.1-88 или технической документации, утвержденной в установленном порядке.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 3).
     
     1.6. Изоляционные детали из пластмасс должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 1).
     
     1.7. Детали из резины, провода, защитные трубки должны соответствовать требованиям технической документации, утвержденной в установленном порядке.
     
     1.8. Окраска деталей лаками и эмалями должна производиться по подготовленной поверхности. Окраска видовой поверхности наружных деталей - по ГОСТ 9.032-74 и отраслевой нормативно-технической документации.
     
     На видовой поверхности допускаются следы вытяжных переходов от штампов. На наружной (не видовой) и внутренней поверхностях деталей допускаются следы от подвесок, технологические наплывы и подтеки лака или эмали, образующиеся при окраске методом обливания или окунания. Внешний вид окрашенной поверхности фонарей должен соответствовать утвержденному образцу, согласованному в установленном порядке.
     
     Примечание. Видовой поверхностью является поверхность, видимая при внешнем осмотре изделия, установленного в рабочем положении на машине-объекте.
     
     1.9. По согласованию с потребителем допускается изготовлять фонари с огрунтованными деталями для последующей их окраски потребителем под цвет машины.
     
     1.8, 1.9. (Измененная редакция, Изм. № 1).
     
     1.10. Фонари являются неремонтируемыми изделиями.
     
     В конструкторской документации должны указываться следующие показатели надежности: гамма-процентная наработка до отказа и установленная наработка до отказа фонарей, проектирование которых начато после 01.01.90.
     
     Гамма-процентная наработка до отказа и установленная наработка до отказа фонарей должны обеспечивать ресурс до первого капитального ремонта и установленную наработку до отказа машины, для которой эти фонари предназначены.
     
     Критериями отказа являются нарушение работоспособности контактов фонарей и несоответствие силы света фонарей значениям, указанным в ГОСТ 25478-91.
     
     1.11. Падение напряжения во внутренней цепи фонарей при номинальном токе и замкнутых накоротко контактах патрона должно составлять не более 150 мВ.
     
     Для комбинированных и многофункциональных фонарей это требование распространяется на каждый одиночный фонарь.
     
     1.10, 1.11. (Измененная редакция, Изм. № 3).
     
     1.12. Фонари во включенном состоянии при температуре окружающей среды (30±5) °С в рабочем положении и без обдува воздухом должны выдерживать следующие режимы:
     
     фонари указателей поворота - 20 мин при половине номинальной мощности постоянно горящих ламп накаливания;
     
     фонари сигналов торможения и фонари заднего хода - 20 мин при номинальной мощности ламп накаливания;
     
     фонари габаритные, фонари освещения номерного знака и фонари задние противотуманные - 2 ч при номинальной мощности ламп накаливания.
     
     Время испытаний может быть уменьшено при ужесточении других условий испытаний.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
     
     1.13. Детали фонарей, обеспечивающие световую характеристику фонаря, должны быть выполнены таким образом, чтобы при эксплуатации и техническом обслуживании была исключена возможность изменения их положения.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 3).
     
     1.14. Пружинные контакты, соприкасающиеся с контактами ламп накаливания, должны иметь конструкцию, исключающую при замене ламп короткие замыкания.
     
     1.15. Фонари должны иметь надежный вывод для обеспечения контакта с массой автомобиля.
     
     1.16. Фонари должны быть коррозионно-устойчивыми.
     
     1.17. Конструкция фонарей должна предусматривать отвод воды, которая может попасть вовнутрь фонаря.
     
     1.14-1.17. (Введены дополнительно, Изм. № 1).
     
     1.18. Световые характеристики фонарей освещения номерного знака - по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
     
     (Введен дополнительно, Изм. № 3).
     
     

2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

     
     
     2.1. Правила приемки должны соответствовать требованиям ГОСТ 3940-84 и настоящего стандарта.
     
     2.2. Для проверки соответствия фонарей требованиям настоящего стандарта следует проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 1).
     
     2.3. При приемо-сдаточных испытаниях следует проверять внешний вид, основные размеры, маркировку, контактные соединения электрической цепи, прочность крепления узлов и деталей, наличие покрытия на металлических деталях.
     
     Испытаниям подвергают 0,5 % изделий каждого типа от суточного выпуска, но не менее 5 шт. Результаты выборочного контроля распространяются на всю партию.
     
     Проверке световых и цветовых характеристик подвергают фонари в указанном выше объеме от суточного выпуска, но не реже одного раза в квартал, а по продукции, применяемой представителем заказчика, - не реже одного раза в месяц.
     
     Внешнему осмотру подвергают каждый фонарь.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 2).
     
     2.4. Периодические испытания следует проводить в следующем объеме:
     
     проверка световых и цветовых характеристик;
     
     испытание на вибро- и ударопрочность;
     
     испытание электрической прочности;
     
     испытание на теплостойкость;
     
     испытание на холодостойкость;
     
     испытание на влагостойкость;
     
     испытание степени защиты от попадания пыли;
     
     испытание степени защиты от попадания брызг и воды;
     
     проверка на взаимозаменяемость деталей;
     
     проверка лакокрасочных и гальванических покрытий;
     
     испытание на продолжительность работы;
     
     проверка падения напряжения;
     
     испытание на устойчивость к воздействию топлива и масел;
     
     испытание на гарантийную наработку.
     
     Периодические испытания проводят не реже одного раза в год на изделиях, прошедших приемо-сдаточные испытания. Испытаниям каждого вида должно быть подвергнуто не менее трех фонарей одного типа. Допускается проводить испытания нескольких видов на одних и тех же образцах, если испытание данного вида не приводит к изменению характеристик фонаря.
     
     Количество испытаний, выполняемых на одних и тех же образцах, и их последовательность устанавливает предприятие-изготовитель.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 1, 3).
     
     2.5. (Исключен, Изм. № 1).
     
     2.6. Если фонари изготавливают в нескольких модификациях или исполнениях (по посадочным размерам, цвету рассеивателей и линз, по напряжению и типу ламп накаливания, в том числе в экспортном, тропическом или северном исполнениях и др.), то типовым (периодическим) испытаниям по тем параметрам, на которые не влияет вид исполнения или модификации, подвергается одна из модификаций или одно из исполнений.
     
     

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

     
     
     3.1. Методы испытаний - по ГОСТ 3940-84 и настоящему стандарту.
     
     3.2. Световые и цветовые характеристики проверяют по ГОСТ 10984-74.
     
     3.3. Защиту фонарей от попадания воды (IPX4) проверяют на фонарях, смонтированных как на машине в рабочем положении по методике ГОСТ 14254-96. Проверка результатов испытаний проводится через 1 ч после прекращения подачи воды (для обеспечения стока воды).
     
     Результаты испытаний оцениваются фотометрированием фонарей. Световые характеристики не должны отличаться от начальных более чем на 20 %.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 3).
     
     3.4. Испытание защиты фонарей от попадания посторонних тел (IP5X) проводится на фонарях, смонтированных как на машине в соответствии с п. 3.3 ГОСТ 3940-84. Результаты испытания оцениваются фотометрированием фонарей, внешнюю поверхность которых аккуратно протирают ватой. Световые характеристики фонаря не должны отличаться от начальных более чем на 20 % при фотометрировании с серийными лампами накаливания по методике, утвержденной в установленном порядке.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
     
     3.5. При испытании фонарей на продолжительность работы (п. 1.12) в них должны быть установлены лампы накаливания, по мощности и типу соответствующие лампам, которые будут применяться при эксплуатации фонарей.
     
     После испытания не должно быть деформации рассеивателей фонарей, а световые характеристики должны соответствовать требованиям п. 1.2.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 1, 3).
     
     3.6. Определение падения напряжения (п. 1.11) производят милливольтметром, подключенным к пружинному контакту лампового патрона и массе.
     
     Пружинные контакты закорачивают при помощи латунных вставок, размеры которых соответствуют размерам цоколей ламп с наиболее неблагоприятным сочетанием допусков вставки (цоколя лампы) и патрона. Вставку следует установить в патрон 10 раз, после чего не менее трех раз измеряется падение напряжения. После каждого измерения ток отключается. За результат измерения принимают среднее арифметическое значение всех измерений.
     
     (Введен дополнительно, Изм. № 1).
     
     3.7. Выход из строя ламп накаливания после испытания на вибропрочность не является браковочным признаком.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 3).
     
     3.8. Проверку правильности монтажа фонарей производят визуальным осмотром.
     
     3.9. Проверку устойчивости к воздействию стандартных топлив и масел рассеивателей фонарей (п. 1.4) проводят нанесением с помощью хлопчатобумажной тряпки смеси бензина с бензолом в соотношении 90:10. По истечении 5 мин поверхность деталей не должна иметь видимых изменений.
     
     Воздействие средств автокосметики, выбираемых в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля, проверяют на фонарях, смонтированных и защищенных как на автомобиле, путем нанесения их на поверхность деталей при помощи ткани, предусмотренной для этих средств. По истечении 24 ч не должно наблюдаться изменения поверхности.
     
     3.10. Устойчивость окраски и формы рассеивателей проверяют после испытания сигнальных фонарей на стойкость к воздействию высоких и низких температур и на продолжительность работы по п. 1.12.
     
     3.8-3.10. (Введены дополнительно, Изм. № 1).
     
     3.11. Результаты испытаний на теплостойкость оцениваются визуальным осмотром и фотометрированием фонарей. После испытаний не должно быть деформации (коробления) и трещин деталей фонарей, а световые характеристики не должны отличаться от указанных в п. 1.2.
     
     3.12. Проверка химической устойчивости алюминиевого покрытия отражателей производится нанесением на отражающую поверхность площадью 2 см 1 % раствора едкого натра. Время, необходимое для полного растворения алюминия в едком натре, должно быть не менее 2 мин.
     
     3.13. Допускается проведение фотометрирования фонарей до и после проведения испытаний по пп. 3.3-3.5, 3.11 с применением серийных ламп накаливания при максимальной силе света.
     
     3.11-3.13. (Введены дополнительно, Изм. № 3).
     
     

4. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

     
     
     4.1. На каждом фонаре, принятом техническим контролем, должны быть нанесены:
     
     товарный знак предприятия-изготовителя;
     
     условное обозначение фонаря;
     
     дата (год, месяц) выпуска фонаря (допускается указывать две последние цифры);
     
     обозначение настоящего стандарта;
     
     надпись "Страна-изготовитель"...............
     
     На фонарях небольших размеров допускается указывать только дату выпуска.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
     
     4.2. Каждый фонарь должен быть обернут бумагой и вложен в индивидуальную или общую коробку из гофрированного или коробочного картона или индивидуальную коробку из простого картона.
     
     Фонари, вкладываемые в гнезда, специально предусмотренные в общих или индивидуальных картонных коробках или специальных контейнерах, допускается не обертывать бумагой.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 3).
     
     4.3. Каждая коробка с фонарями должна быть предохранена от открывания или обклеена этикеткой (бандероль). На коробке или этикетке должны быть четко и разборчиво нанесены:
     
     товарный знак предприятия-изготовителя;
     
     условное обозначение фонаря;
     
     количество фонарей.
     
     4.4. Фонари, упакованные согласно п. 4.2, транспортируют в железнодорожных контейнерах или в специальных контейнерах, в деревянных ящиках или ящиках из гофрированного или коробочного картона.
     
     Изнутри деревянные ящики должны быть выложены водонепроницаемой бумагой по ГОСТ 8828-89 или другой водостойкой бумагой.
     
     Допускается транспортировать фонари, упакованные только в индивидуальные или общие картонные коробки в крытых автомашинах и железнодорожных вагонах, по согласованию с потребителем (заказчиком).
     
     Масса ящика (деревянного или из гофрированного или коробочного картона) не должна превышать 50 кг.
     
     Укладка коробок с фонарями в ящики и ящиков в контейнеры и железнодорожные вагоны должна исключать их взаимное перемещение и механические повреждения при транспортировании.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 3).
     
     4.5. На каждом ящике должно быть указано:
     
     наименование и адрес получателя и отправителя;
     
     наименование или шифр фонаря и количество фонарей в ящике;
     
     количество ящиков, отправляемых в один адрес.
     
     На каждом ящике должна быть наклеена этикетка или нанесены стойкой краской надписи:
     
     "Хрупкое. Осторожно".
     
     4.6. В каждый ящик или контейнер должна быть вложена товаросопроводительная документация, содержащая:
     
     товарный знак предприятия-изготовителя;
     
     наименование и условные обозначения изделия;
     
     обозначение настоящего стандарта;
     
     количество фонарей;
     
     дату упаковки.
     
     4.7. Транспортирование и хранение фонарей - по ГОСТ 15150-69, условия хранения 2(С).
     
     Фонари, изготовленные в качестве запасных частей, должны быть подвергнуты консервации по ГОСТ 9.014-78. Срок действия консервации - не менее двух лет.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 3).
     
     

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

     
     
     5.1. Изготовитель гарантирует соответствие фонарей требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.
     
     Гарантийный срок эксплуатации и гарантийная наработка фонарей должны быть равны гарантийному сроку эксплуатации и гарантийной наработке машины, для которой они предназначены.
     
     (Измененная редакция, Изм. № 1, 3).
     
     5.2. Гарантийный срок не распространяется на быстро изнашивающиеся детали (лампы накаливания).
     
     (Измененная редакция, Изм. № 1).
     
     ПРИЛОЖЕНИЕ. (Исключено, Изм. № 3).
     
     
     
     Текст документа сверен по:
     официальное издание
     М.: ИПК Издательство стандартов, 1998