Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/9/28706.htm

   

ГОСТ 24407-80

Группа Т51

          

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН


СТРЕЛОВЫЕ КРАНЫ И ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, СДАВАЕМЫЕ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ВЫДАВАЕМЫЕ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

Технические требования

Maintenance and repair system of building machinery.
Jib cranes and their components being passed to and received from
overhaul.
Technical requirements

     
Дата введения 1982-01-01

     
     
     УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. N 5032
     
     ПРОВЕРЕН в 1984 г.
     
     ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1986 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июле 1984 г. (ИУС 11-84).
     
     
     Настоящий стандарт распространяется на стреловые самоходные краны общего назначения отечественного производства (далее - краны), используемые на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, и их составные части, кроме кранов шагающих, рельсовых, железнодорожных, на базе тракторов, на автопогрузчиках, для установки линий электропередач, прицепных, системы тягач-крановая установка, специальных и кранов-трубоукладчиков.
     
     Стандарт устанавливает технические требования к кранам и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее - ремонт) и выдаваемым из ремонта.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     
     
     1.1. Сдача в ремонт кранов и их составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 19504-74 и ГОСТ 24408-80, настоящего стандарта и соответствующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
     
     1.2. Краны, сдаваемые в ремонт и выдаваемые из ремонта, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией на их изготовление. Краны сдают в ремонт без комплекта инструмента и запасного колеса (для пневмоколесных, автомобильных кранов и кранов на специальном шасси).
     
     Комплектность составных частей кранов, сдаваемых в ремонт и выдаваемых из ремонта, устанавливается отраслевой нормативно-технической документацией по агрегатному методу ремонта машин с учетом рекомендуемого приложения 1.
     
     1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     

2. ТРЕБОВАНИЯ К КРАНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ,
СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ

     
     2.1. Краны направляют в ремонт, если они выработали установленный нормативно-технической документацией ресурс и при условии, что соответствующего предельного состояния достигли одновременно не менее трех основных составных частей из числа следующих: двигатель, грузовая лебедка, редукторы хода и поворота, опорно-поворотный круг, ведущие мосты (для пневмоколесных кранов).
     
     Ресурс до первого ремонта кранов, изготовленных после 01.01.79 г., - по ГОСТ 22827-77, а кранов, изготовленных до 01.01.79 г., составляет 85% ресурса, установленного указанным стандартом.
     
     Признаки предельного состояния основных составных частей кранов, при котором они должны направляться в ремонт, указывают в эксплуатационной документации.
     
     2.2. В ремонт не принимают краны, у которых одна из рам (поворотной платформы ходового устройства, гусеничная боковая или гусеничного хода) или три и более других составных частей, не включенных в нормы расхода запасных частей на ремонт кранов конкретных марок, имеют по одному из дефектов, перечисленных в таблице, а также при достижении предельного состояния базового автомобиля, установленного ГОСТ 18506-73, при котором он не подлежит ремонту.
     
     

Перечень дефектов составных частей,
при наличии которых краны не принимают в ремонт

     


Наименование составных частей


Краткое описание дефекта


Дефекты рам

Рама поворотной платформы

Разрыв балок (швеллеров, боковин);

  

наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке (правой и левой), захватывающих более 50% поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок;

  

отклонение от прямолинейности (изгиб) продольных балок в вертикальной плоскости более чем на 50 мм;

  

наличие расположенных друг против друга поперечных трещин на верхнем и нижнем листах, балках платформы и рамы силовой установки;

  

повреждение коррозией металла основных несущих элементов на глубину более 15% толщины элемента;

  

погнутость продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины.

Рама ходового устройства

Разрыв балок (швеллеров, боковин);

  

наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке центральной рамы, а также на боковых гусеничных рамах (если последние являются неразъемной составной частью рамы ходового устройства), захватывающих более 50% поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок;

  

сквозные трещины, проходящие через посадочные места под фланец крепления центральной цапфы (кроме кранов с опорно-поворотным кругом);

  

наличие по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на противоположных балках центральной рамы или на обеих гусеничных боковых рамах;

  

отрыв балок в двух и более местах крепления;

  

излом или отрыв одной из головок продольных балок (гусеничных боковых рам);

  

облом опорной части (венца зубчатого) рамы на участке более двух отверстий под болты опоры (двух зубьев венца);

  

коробление плоскости опорной части рамы для установки опорно-поворотного устройства 3 мм и более;

  

трещины центральной рамы, выходящие на поверхность отверстий;

  

поражение коррозией металла основных несущих элементов центральной рамы на глубину более 15% толщины элемента;

  

вмятины продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины.

Рама гусеничная боковая

Разрыв поперечных балок;

  

отрыв балок в двух и более местах крепления;

  

наличие более двух трещин на каждой раме, захватывающих более 50% их поперечного сечения и проходящих через усиливающие накладки, если рамы ремонтировались методом наложения накладок, а также по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на продольных балках обеих рам;

  

излом или отрыв одной из головок рам.

Рама гусеничного хода

Более двух поперечных трещин на полках профилей боковых, передней и задней балок, захватывающих более 50% сечения полки профиля и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок;

  

общая погнутость в горизонтальной плоскости со стрелой прогиба 1 мм и более на каждый погонный метр рамы;

  

местная погнутость (вмятины) полок профилей балок более 3 мм на метр длины.


Дефекты основных составных частей

Краны автомобильные и на специальном шасси

Двигатель

Дефекты блока цилиндров и коленчатого вала, устранение которых невозможно без применения сварки, пайки, наплавки, гальванического наращивания, эпоксидных и клеевых композиций и других методов, не гарантирующих ресурс.

Кабина автомобиля

По ГОСТ 18506-73.

Рама автомобиля

По ГОСТ 18506-73.

Опорно-поворотный круг

Трещины, захватывающие более 10% сечения полуобоймы (венца) или разрывы;

  

излом одного и более зубьев венца;

  

трещины, расположенные у основания зубьев венца;

  

износ зубьев венца, превышающий размеры, установленные ремонтной документацией.

Любые составные части крановой установки, имеющие корпус или картер

См. приложение 2.

Барабаны лебедок

Трещины на поверхности барабана, выходящие на отверстия;

  

трещины, обломы реборд;

  

износ, смятие или задиры канавок под канат глубиной более допустимого ремонтными документами размера.

Вал карданный

Трещины одновременно на вилке, шлицевой части и трубе;

  

скручивание шлицев вала;

  

вмятины и погнутость вала, неустранимые правкой.


Гусеничные и пневмоколесные краны

Опорно-поворотный круг

Те же дефекты, что и для опорно-поворотного круга кранов автомобильных и на специальном шасси.

Любые составные части, имеющие корпус или картер

См. приложение 2.

Металлоконструкции стрелы или башни

См. подраздел "Краны автомобильные или на специальном шасси".

Барабаны лебедок

То же

Фрикционные диски (шкивы) лебедок

Трещины на рабочей поверхности или выходящие на поверхности посадочных мест под подшипники.

Двигатель

По ГОСТ 18523-79.

     
     2.3. Составные части кранов направляют в ремонт, если признаки их предельного состояния достигли максимального значения, установленного в эксплуатационной документации, разработанной по ГОСТ 2.601-68 и ГОСТ 27.103-83.
     
     Составные части кранов, для которых не указаны признаки предельного состояния в эксплуатационной документации, направляют в ремонт при наличии у них одного из признаков, перечисленных в обязательном приложении 2. В этом же приложении указаны дефекты основных составных частей кранов. При наличии одного из перечисленных дефектов у составной части ее в ремонт не принимают.
     
     2.1-2.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     

3. ТРЕБОВАНИЯ К КРАНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ,
ВЫДАВАЕМЫМ ИЗ РЕМОНТА

     
     
     3.1. Техническое состояние кранов и их составных частей, выдаваемых из ремонта, должно соответствовать требованиям, изложенным в технических условиях на ремонт кранов. Показатели назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных кранов (составных частей), которые изготовлены после 01.01.79 г., должны быть на уровне новых кранов по ГОСТ 22827-77.
     
     Для кранов, изготовленных до 01.01.79 г., указанные показатели устанавливают в нормативно-технической документации на их ремонт.
     
     3.2. Краны выдают из ремонта с запасованными годными к применению канатами.
     
     3.3. Каждый отремонтированный кран должен быть подвергнут полному техническому освидетельствованию в соответствии с требованиями Госгортехнадзора СССР и приемо-сдаточным испытаниям по ГОСТ 20831-75 и ГОСТ 24826-81.
     
     3.4. Ресурс отремонтированных кранов (составных частей) до очередного ремонта должен быть не менее 80% ресурса до первого их ремонта, установленного в эксплуатационных документах.
     
     3.5. Ремонтное предприятие гарантирует соответствие качества отремонтированных кранов требованиям настоящего стандарта и другой нормативно-технической документации на их ремонт при соблюдении заказчиком правил эксплуатации в соответствии с ГОСТ 25646-83.
     
     Послеремонтный гарантийный срок для кранов, изготовленных после 01.01 1979 г., 12 мес при наработке не более 1000 ч, а для кранов, изготовленных до 01.01 1979 г. - 9 мес при наработке не более 750 ч.
     
     Для составных частей кранов, используемых для текущего ремонта, послеремонтный гарантийный срок - 9 мес при наработке не более 750 ч.
     
     3.3-3.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендуемое

     
КОМПЛЕКТНОСТЬ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ КРАНОВ

     


Наименование составных частей


Комплектность


Турботрансформатор


В сборе без трубопроводов

Силовой генератор

В сборе со шкивом, без ремня и электропроводов

Электродвигатель

В сборе без электропроводов

Аккумуляторная батарея

В сборе без проводов с наконечниками, не подвергавшаяся вскрыванию и наличии выводов с обозначением из них полярности

Автотракторный генератор

В сборе со шкивом, без кронштейнов крепления и ремня привода

Стартер

В сборе с реле и защитным кожухом без щитка и электропроводов

Магнето

В сборе с муфтой опережения зажигания, без электропроводов

Компрессор

В сборе со шкивом, воздушным фильтром без трубопроводов (но с трубопроводами между ступенями)

Гидронасос и гидромотор

В сборе со штуцерами без трубопроводов

Гидрораспределитель

В сборе со штуцерами и предохранительными клапанами без трубопроводов

Гидроцилиндр

В сборе со штоком, крышками и штуцерами без трубопроводов

Механизм поворота

В сборе с тормозным шкивом, тормозом, кулачковой муфтой и устройством включения

Опорно-поворотный круг

В сборе с сепарирующим и уплотнительным устройствами

Грузовая и стреловая лебедки

В сборе с тормозом, электродвигателем или гидромотором (или без них при механическом приводе)

Редуктор отбора мощности

В сборе с фланцами карданных валов и гидронасосами (если они устанавливаются на редукторе)

Редуктор промежуточный

В сборе с фланцами карданных валов

Центральный реверс

В сборе без тяг управления

Редуктор (коробка) распределительный

То же

Коробка передач

В сборе с фланцем вторичного вала, центральным стояночным тормозом (если он укреплен на коробке передач), но без тяг управления

Задний и передний мосты

В сборе со всей расположенной на нем арматурой (тормозными барабанами, дисками крепления колодок, тормозными колодками и приводом, ступицами и шпильками колес, фланцем ведущего зубчатого колеса, без рессор, амортизаторов, дисков и гаек колес)

Редуктор хода (левый, правый или центральный)

В сборе с тормозом, электродвигателем или гидродвигателем (или без них при механическом приводе)

Ведущее колесо

В сборе с осью, корпусами подшипников и втулками

Натяжное колесо

То же

Опорный ролик

" "

Поддерживающий ролик

В сборе с осью, корпусами подшипников, с втулками и без них, если это не предусмотрено конструкцией

     
     

     
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязательное

     
ПРИЗНАКИ ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ КРАНОВ

     


Наименование составных частей


Признаки предельного состояния, при наличии которых составную часть направляют в ремонт


Дефекты, при наличии которых составную часть в ремонт не принимают


Турбо-
трансформатор


Снижение к.п.д. более чем на 15%;
трещины зубьев или лопаток любого


Трещины корпуса, проходящие через посадочные места подшипников

  

размера и расположения;

    

  

излом одного и более зубьев или лопаток

  

Электродвигатель и силовой генератор

Трещины корпуса менее половины его длины;

Трещины корпуса размером более половины его длины;


трещины подшипниковых щитов, не выходящие на посадочные места подшипников;

трещины подшипниковых щитов, выходящие на посадочные места подшипников;

  

обгорание, обугливание, замыкание или обрыв обмоток;
износ или повреждение посадочных мест

излом более двух лап;
сколы гнезд крепления подшипниковых щитов;

  

в подшипниковых щитах, износ шеек вала или его изгиб и дисбаланс ротора, превышающие допустимые значения нормативно-технической документации;

излом вала

  

трещины вала любого размера и расположения;

  

  

снижение сопротивления изоляции и более установленного в нормативно-технической документации, не поддающиеся восстановлению сушкой.

  

  

Кроме того, только для генераторов:

  

  

повреждение коллекторных пластин (отлом гребешков, замыкание пластин на корпус и между пластинами, значительное выгорание и др.);

  

  

замыкание между пластинами коллектора возбудителя

  

Аккумуляторная батарея

Ускоренный саморазряд;
резкое снижение уровня электролита;

Сколы моноблоков, нарушающие их ритмичность;

  

пониженное напряжение или плотность электролита в одном из элементов;

сколы и обугливание поверхности бортов каркаса более 1/3 ее

  

не держится напряжение при испытании нагрузочной вилкой;

поверхности;
батареи, подвергавшиеся

  

изменяется плотность электролита одного из элементов

вскрыванию

Автотракторный генератор переменного тока

Снижение силы тока и напряжения более чем на 20% по сравнению с номинальным;

Трещины статора любого размера;
изменение формы, нарушающее
герметичность соединения корпуса с

повреждение обмоток статора;

крышками;

  

повреждение обмоток статора;
износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения
     

веерность пластин статора

Стартер и автотракторный

Снижение мощности более чем на 20% по сравнению с номинальной;

Трещины корпуса любого размера;
изменение формы корпуса,

генератор постоянного тока

повреждение изоляции обмоток;
износ коллектора;

нарушающее герметичность его
соединения с крышками

  

износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения

  

  

  

Магнето

Слабая или отсутствует искра;
перебои в искрении;
износ мест под подшипники более

Трещины любого размера стенок корпуса;
излом лапок крепления

  

допустимого нормативно-технической документацией значения

Компрессор

Износ цилиндров более допустимого значения по нормативно-технической документации;

Трещины блока, проходящие через цилиндры или полости (каналы) для прохода воздуха;

  

трещины блока, не проходящие через цилиндры или полости (каналы) для прохода воздуха;

трещины блока водяной рубашки длиной более 70 мм;
пробоины водяной рубашки блока

  

трещины водяной рубашки блока длиной до 70 мм;

площадью более 6 см

  

пробоины водяной рубашки блока площадью до 6 см

  

Гидронасос и гидромотор

Снижение полного к.п.д. на 15% и более;

Трещина корпуса, проходящая через посадочные места

  

трещина корпуса, не проходящая через посадочные места;

  

  

износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения

  

Гидрораспредели-
тель

Внутренние перетечки рабочей жидкости при нейтральном

Трещина корпуса любого размера;

  

положении золотника 0,45% и более номинального потока для рабочих секций с перепускными и предохранительными клапанами и 0,15% и более - для остальных секций (конкретные значения утечек в соответствующих единицах измерения физических величин устанавливаются при испытаниях на стендах или средствами технической диагностики)

продольные риски на поверхности трения глубиной более 0,1 мм;
излом фланца крепления (моноблочных)

Гидроцилиндр

Значения наружных утечек превышают установленные нормативно-технической документацией для гидроцилиндров конкретного типоразмера;

Сквозные трещины гидроцилиндров любого размера;
продольные риски на поверхности трения глубиной более 0,2 мм


скорость перемещения штока (отсоединенного от рабочего органа, если проверка проводится без снятия гидроцилиндра с крана) во время подачи рабочей жидкости в штоковую полость (при заполненной и перекрытой бесштоковой полости) составляет 3 мм в минуту и более;

  

  

трещина одной из проушин;

  

  

изгиб или обрыв штока

  

Грузовая и стреловая лебедки

Радиальный зазор в подшипниках, превышающий допустимый нормативно-технической документацией;
изгиб вала более допустимого

Трещины корпуса редуктора размером на половину и более его длины или проходящие через посадочные места под подшипники;

  

нормативно-технической документацией;

излом мест крепления;

  

трещины корпуса редуктора менее половины его длины, не проходящие через посадочные места под подшипники;

трещины любого расположения на барабанах

  

трещины на валах;

  

  

излом одного и более зубьев зубчатых колес

  

Механизм поворота

Износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения;

Трещины более чем на половину корпуса или проходящие через посадочные места под

  

трещины менее чем на половину корпуса, не проходящие через посадочные места под подшипники;

подшипники

  

трещины валов;

  

  

излом одного и более зубьев зубчатых колес

  

Опорно-поворотный круг

Взаимные перемещения колец и зубчатого венца в осевом направлении в нагруженном состоянии составляет более 0,2%

Трещины, захватывающие 10% и более сечения полуобоймы (венца), или разрывы;
излом одного и более зубьев венца;

  

габаритного диаметра опорно-поворотного круга;

трещины, расположенные  у основания зубьев венца;

  

износ (вследствие истирания) дорожек качения каждого кольца или зубчатого венца на длине более шага тел качения составляет более 0,05% габаритного диаметра опорно-поворотного круга;

износ зубьев венца, превышающий размеры, установленные ремонтной документацией

  

наличие трех и более участков сплошного выкрашивания шириной более половины образующей дорожки на длине шага тел качения или трех и более зон частичного выкрашивания по всей образующей на указанной длине, если суммарная площадь отдельных точек выкрашивания по каждой его зоне не превышает допустимой площади участка сплошного выкрашивания;

  

  

пластическое оттеснение металла за пределы дорожек качения более 1 мм;

  

  

частичная поломка (выкрошивание) вершины зубьев до 0,33 от их высоты;

  

  

трещина, захватывающая до 10% сечения полуобоймы или венца;

  

  

разрушение тел качения (шаров, роликов) или разворот, разрушение сепарирующих устройств

  

Редукторы отбора мощности, проме-
жуточный, распре-
делительный и

Износ зубьев зубчатых колес более 10% первоначальной толщины;
трещины валов;
излом одного или более зубьев

Трещины, проходящие через посадочные места под подшипники;
изломы, захватывающие более двух отверстий для крепления

центральный реверс

зубчатых колес;
трещины корпуса, не проходящие

автомобильного крана

через посадочные места под подшипники;

  

  

износ мест под подшипники и износ валов более допустимого нормативно-технической документацией

  

Коробка передач
пневмоколесного

Износ зубьев зубчатых колес более 15% первоначальной толщины;

Трещины, проходящие через посадочные места под подшипники

крана

износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения;

  

  

излом одного и более зубьев зубчатых колес;

  

  

трещина корпуса, не проходящая через посадочные места под подшипники

  

Задний и передний мосты пневмоко-

Износ зубьев зубчатых колес более 15% первоначальной их толщины;

Трещина картера, проходящая через посадочные места под подшипники

лесного крана

износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения;

  

  

трещины валов;

  

  

трещина корпуса, не проходящая через посадочные места под подшипники;

  

  

излом одного и более зубьев зубчатых колес

  

Редукторы (левый и правый)

Износ зубьев зубчатых колес более 15% первоначальной толщины;

Трещины на половину и более поперечного или продольного

гусеничного хода

износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения

размера картера или проходящие через посадочные места под подшипники

  

излом одного и более зубьев зубчатых колес;

  

  

трещины менее чем на половину картера и не проходящие через посадочные места под подшипники

  

Ведущее колесо гусеничного хода

Износ зубьев колеса или увеличение размера под гребень звена гусеницы более 20% первоначального размера;
трещины длиной до 300 мм;

Трещины длиной 300 мм и более, проходящие от обода до ступицы;
излом двух и более зубьев;
излом ступицы колеса

  

износ оси более допустимого нормативно-технической документацией

  

Натяжное колесо гусеничного хода

Износ рабочей поверхности обода колеса до 10% первоначального размера;

знос поверхности обода 10% и более
первоначального размера;

  

трещина обода, не проходящая до ступицы;

трещина, проходящая от обода до ступицы;

  

износ осей более допустимого нормативно-технической

излом ступицы колеса;
выкрошивание обода

  

документацией

  

  

Опорный каток и поддерживающий

Износ обода катка (ролика) до 10% первоначального диаметра;

Трещина, проходящая от обода до ступицы;

ролик гусеничного
хода

трещина обода, не проходящего до ступицы;

выкрошивание обода;
излом ступицы катка ;

  

износ осей более допустимого нормативно-технической документацией

износ обода 10% и более первоначального диаметра

Металлоконст-
рукции телескопической

Износ отверстий посадочных мест более допустимого нормативно-технической документацией;

Прогиб в вертикальной и горизонтальной плоскостях сверх значений, допустимых

стрелы

 деформации и трещины основных несущих элементов, допустимые
к исправлению в соответствии с

нормативно-технической документацией;
местная прогнутость (вмятины,

  

нормативно-технической документацией

неровности) полок профилей и листов сверх значений, допустимых нормативно-технической документацией;

  

  

более двух трещин на листах, проходящих не более чем на половину поперечного сечения листа или выходящих на поверхность отверстий, или одна трещина большего размера;

  

  

более двух поперечных трещин на продольных уголках, захватывающих не более половины сечения уголков и не расположенных друг против друга

  

  

одновременно на двух уголках в средней части металлоконструкции, или по одной трещине на каждом уголке, расположенных друг против друга

     
     
     
     Текст документа сверен по:
     официальное издание
     "Система технического обслуживания и
     ремонта строительных машин" Сб. ГОСТов -
     М.: Издательство стандартов, 1985