Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/9/6087.htm

     
     ТОИ Р-45-058-97

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ПРОВОДНИКОВ-ЭЛЕКТРОМОНТЕРОВ ПОЧТОВЫХ ВАГОНОВ


1. Общие требования безопасности

     1.1. Настоящая инструкция определяет безопасные методы и приемы работ, а также технические и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность труда проводников-электромонтеров почтовых вагонов.
     
     1.2. В процессе работы на проводника-электромонтера могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
     
     1.2.1. повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
     
     1.2.2. движущиеся вагоны, локомотивы, механизмы;
     
     1.2.3. элементы и выступающие части подвижного состава;
     
     1.2.4. работа на высоте, в условиях повышенного риска;
     
     1.2.5. повышенная температура поверхности оборудования (открытое пламя, искры при топке котла);
     
     1.2.6. неблагоприятные микроклиматические условия (в вагоне);
     
     1.2.7. неблагоприятные метеорологические условия при выполнении наружных работ (вне вагона);
     
     1.2.8. повышенные уровни шума, вибрации;
     
     1.2.9. недостаточные уровни освещенности;
     
     1.2.10. нервно-психические перегрузки.
     
     1.3. К работе в должности проводника-электромонтера допускаются лица:
     
     1.3.1. не моложе 18 лет;
     
     1.3.2. не имеющие медицинских противопоказаний по результатам медицинского освидетельствования при поступлении на работу и периодического их прохождения;
     
     1.3.3. знающие устройство почтового вагона и его основных узлов, внутреннее оборудование вагона, устройство и оперативные схемы электрооборудования вагона, правила технической эксплуатации и инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте, неисправности, при которых вагоны не должны включаться в состав поезда, почтовые правила и инструкции, применяемые на данном рабочем месте, прошедшие обучение и проверку знаний в соответствии с Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей с присвоением квалификационной группы по электробезопасности не ниже III.
     
     1.4. При обмене почты с использованием контейнеров проводник-электромонтер должен иметь удостоверение на право управления кранами.
     
     1.5. Проводник-электромонтер обязан:
     

     1.5.1. соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда и другие нормативные правовые акты, связанные с его профессиональной деятельностью;
     
     1.5.2. правильно применять выдаваемые ему индивидуальные средства защиты:
     
     - костюм хлопчатобумажный или халат хлопчатобумажный;
     
     - рукавицы комбинированные;
     
     при обслуживании цельнометаллических вагонов дополнительно:
     
     - галоши диэлектрические (дежурные),
     
     - перчатки диэлектрические (дежурные);
     
     зимой дополнительно:
     
     - куртка на утепляющей прокладке (по поясам),
     
     - брюки на утепляющей прокладке (по поясам);
     
     1.5.3. следует за подаваемыми сигналами, обеспечивающими безопасность, а также организацию движения поезда и маневровой работы;*
________________
     * Текст соответствует оригиналу. - Примечание .
     
     1.5.4. знать правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим от электрического тока и других несчастных случаях;
     
     1.5.5. немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, и оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.
     
     1.6. Соблюдать правила пожарной безопасности.
     
     1.7. За нарушение требований настоящей инструкции и иных нормативных актов по охране труда работники привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и республик в составе РФ.
     

     

2. Требования безопасности перед началом работы

     2.1. Проводник-электромонтер перед приемкой почтового вагона обязан получить в цехе технического обслуживания почтовых вагонов сведения о местонахождении вагона и о пути безопасного следования к нему.
     
     2.2. При следовании к почтовому вагону проводник-электромонтер должен быть внимательным к движению на железнодорожных путях, идти по пешеходным дорожкам, по междупутью или обочине железнодорожного полотна, прислушиваться к сигналам локомотивов и сообщениям по средствам связи, переходить железнодорожные пути в установленных местах, а при их отсутствии - только под прямым углом к путям. Особую осторожность следует соблюдать в темное время суток, при плохой видимости и слышимости, при снегопаде и гололеде.
     
     2.3. При переходе железнодорожных путей запрещается наступать на головки рельсов, стрелочные переводы, перебегать пути перед приближающимся локомотивом, подлезать под вагоны и проходить между близко стоящими вагонами.
     
     2.4. При приемке почтового вагона проводник-электромонтер должен проверить исправность оборудования вагона, топки, электроустановок, освещения, вентиляции, наличие и комплектацию средств сигнализации, индивидуальной защиты, пожаротушения, инструмента, инвентаря, санитарное состояние помещений вагона, запасов воды и топлива.
     
     2.5. Индивидуальные средства защиты следует применять в соответствии с их назначением - постоянно или по необходимости.
     
     2.6. При запахе дыма или гари в вагоне необходимо выяснить причину и принять меры к его устранению.
     
     2.7. Обнаруженные в вагоне недостатки и неисправности следует устранить до отправления в рейс.
     

     

3. Требования безопасности во время работы

     3.1. Проводник-электромонтер обязан:
     
     3.1.1. следить за своевременным пополнением запасов воды и угля;
     
     3.1.2. воду, предназначенную для питья, хранить в бачках с краном или другой емкости с плотно закрывающейся крышкой;
     
     3.1.3. топливо хранить в специальном люке в холодном тамбуре.
     
     3.2. В холодный период года температуру воздуха в вагоне следует поддерживать в пределах от + 17 до + 22 °С.
     
     3.3. При шуровке топлива следует стоять сбоку от топки, т.к. возможны вспышки скапливающихся в топке газов и вылет наружу искр и пламени.
     
     3.4. Очищать зольник, поддувало и топку от золы и шлака следует только на стоянках. Золу и шлак следует собирать в специальную тару и выносить на станциях.
     
     3.5. При входе поезда в тоннель принудительную вентиляцию следует отключить.
     
     3.6. Перед обменом почты после полной остановки поезда проводник-электромонтер обязан протереть поручни, а в зимнее время - очистить подножки ото льда и снега.
     
     3.7. При обмене почты с использованием контейнеров необходимо до начала погрузочно-разгрузочных работ проверить исправность грузоподъемных механизмов на холостом ходу в соответствии с регламентом.
     
     3.8. На промежуточных станциях снимать и надевать приводной ремень, осматривать подвагонные устройства и оборудование можно при стоянке поезда не менее 10 минут, при этом вагон должен быть огражден красными сигналами железнодорожного образца одним из членов бригады.
     
     3.9. Запрещается:
     
     3.9.1. производить не предусмотренные правилами по эксплуатации электроустановок работы без снятия напряжения на токоведущих частях;
     
     3.9.2. пользоваться нагревательными приборами, открытым огнем вблизи аккумуляторных батарей;
     
     3.9.3. оставлять без присмотра включенные электронагревательные приборы;
     
     3.9.4. выбрасывать из вагона горящие угли, золу и шлак;
     
     3.9.5. заливать огонь в топке водой во избежание ожогов горячим паром и разрыва котла; отогревать открытым огнем раскаленными углями или нагретым в топке металлическим предметом замороженные трубы отопления и водоснабжения;
     
     3.9.6. провозить в вагоне горючие и взрывоопасные вещества.
     

     

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

     4.1. При возникновении аварийной ситуации (электрическом замыкании на корпус, разрыве труб в системе отопления, возникновении очага загорания, несчастном случае и т.п.) проводник-электромонтер обязан принять экстренные меры по ликвидации происшествия и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.
     
     4.2. При аварии, разрыве труб и т.п. для быстрого охлаждения котла, гашения огня в топке необходимо перевернуть колосниковую решетку и закрыть обе дверцы топки и поддувала.
     
     4.3. При обнаружении очага загорания или возникновении пожара следует немедленно остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на железнодорожном мосту, виадуке, путепроводе и в других местах, не допускающих эвакуации пассажиров из поезда и препятствующих организации тушения пожара) вызвать бригадира поезда, отключить источники электроснабжения, за исключением цепей аварийного освещения, и одновременно приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.
     
     4.4. При срабатывании сигнализации контроля нагрева букс немедленно остановить поезд стоп-краном.
     

     

5. Требования безопасности по окончании работы

     5.1. Произвести генеральную уборку всех помещений почтового вагона.
     
     5.2. Проверить отсутствие горящего топлива в топке, очистить топку от золы, шлака.
     
     5.3. Отключить электроустановки вагона.
     
     5.4. Снять спецодежду.
     
     5.5. Сообщить техническому контролеру или другому ответственному лицу цеха (участка) технического обслуживания почтовых вагонов о неисправностях вагона или оборудования, замеченных в пути и не устраненных до окончания рейса.


     
Текст документа сверен по:
официальное издание
Сборник типовых инструкций по охране труда
для предприятий и учреждений почтовой связи
/ Государственный комитет Российской Федерации
по связи и информации. - М., 1997