почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
20
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать

    
    
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ВРЕМЕННЫХ НОРМ РАСХОДА РАБОЧИХ ЖИДКОСТЕЙ
ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН,
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В МИНЭНЕРГО СССР


    РАЗРАБОТАНЫ сотрудниками ПКБ Главэнергостроймеханизации.
    
    Разработчики: И.Е.Петрунин, В.Д.Маслов, К.И.Трофименко.
    
    УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем Министра энергетики и электрификации СССР П.С.Суровым 25 декабря 1984 г.
    
    
     Настоящие методические указания предназначены для расчета норм расхода и потребности рабочей жидкости для гидравлических систем строительных машин на всех уровнях планирования в Минэнерго СССР.
    
    В методических указаниях также изложены рекомендации по оценке чистоты рабочих жидкостей, методы контроля чистоты рабочих жидкостей с помощью экспресс-анализа, технические характеристики гидроочистителей и центробежных сепараторов, таблицы взаимозаменяемости рабочих жидкостей стран членов СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) и некоторых капиталистических стран, даны емкости гидравлических систем некоторых строительных машин.
    
    

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    
    Нормирование расхода рабочих жидкостей для гидравлических систем строительных машин - это установление технически обоснованной плановой меры их потребления на эксплуатацию строительных машин (в дальнейшем машин) в системе Минэнерго СССР.
    
    Задачей технического нормирования расхода рабочих жидкостей является обеспечение их экономного расходования при рациональном использовании ресурсов гидросистем машин.
    
    Индивидуальной нормой расхода рабочей жидкости называется максимально допустимое количество рабочей жидкости, которое может быть израсходовано на один мото-ч при правильно организованной эксплуатации машин.
    
    Правильной эксплуатацией машин называется обслуживание и использование их в соответствии с действующими правилами и инструкциями.
    
    Индивидуальные нормы расхода рабочей жидкости устанавливаются отдельно для каждой марки машин и при необходимости корректируются с учетом условий их эксплуатации.
    
    Групповой нормой расхода рабочей жидкости называется средневзвешенная норма расхода рабочей жидкости для группы машин одного наименования, определяемая на основе индивидуальных норм для различных уровней планирования.
    
    Групповые нормы по уровням планирования подразделяются на хозяйственные (управления механизации, механизированные колонны, строительно-монтажные управления и т.д.), трестовские (тресты, управления строительства), главковские (всесоюзные объединения, главные управления) и отраслевые (министерства).
    
     Годовой потребностью для различных уровней планирования называется количество рабочей жидкости, необходимое для эксплуатации парка машин в течение года.
    
    Годовая потребность хозяйства определяется как сумма произведений групповых хозяйственных норм расхода, коэффициентов, учитывающих потери при приеме, отпуске, хранении и транспортировании рабочей жидкости и коэффициента запаса.
    
    Годовая потребность на следующих уровнях планирования определяется суммированием соответственно хозяйственных, трестовских или главковских потребностей.
    
    Групповые нормы расхода рабочей жидкости и ее потребность на всех уровнях планирования пересматриваются ежегодно, сопоставляются с фактическим расходом рабочей жидкости, корректируются с учетом изменения загрузки и структуры парка машин.
    
    Групповые нормы расхода и потребность на всех уровнях планирования утверждаются вышестоящими организациями.
    
    

2. МЕТОД РАСЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВРЕМЕННЫХ НОРМ РАСХОДА РАБОЧИХ
ЖИДКОСТЕЙ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН,
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНЭНЕРГО СССР

    
    Индивидуальная норма расхода рабочей жидкости на машину каждой марки определяется как сумма нормативов удельных расходов рабочей жидкости:
    
    - на полную регламентированную замену ();
      
    - на доливы для возмещения потерь при проведении технических обслуживаний и ремонтов ();
    
    - на доливы для возмещения потерь при устранении последствий отказов ();
    
    - на доливы для возмещения утечек при работе гидросистемы ().
    
    Расход рабочей жидкости на полную замену системы согласно заводской инструкции по эксплуатации и при переходе к осенне-зимнему или весенне-летнему периоду эксплуатации рассчитывается по формуле:
    

, л                                                         (2.1)

    
где - заправочный объем гидросистемы конкретной машины согласно заводской инструкции, л;
    
     - количество полных регламентированных замен рабочей жидкости конкретной машины.
    
    Количество полных регламентированных замен рабочей жидкости в гидросистеме машины с учетом замены рабочей жидкости по окончании обкатки и с учетом того, что при отправке в капитальный ремонт смена рабочей жидкости не производится, рассчитывается по формуле
    

,                                                         (2.2)


где - продолжительность цикла (наработка) до капитального ремонта, мото-ч;
    
     - продолжительность обкатки машины, мото-ч;
    
     - периодичность замены рабочей жидкости в гидросистеме согласно заводской инструкции, мото-ч.
    
     Расход рабочей жидкости на доливы для возмещения потерь при проведении технических обслуживаний и ремонтов (текущий ремонт совмещен с ТО-3) рассчитывается по формуле
    

,                  (2.3)

    
где - сумма всех технических обслуживаний за цикл;
    
     - коэффициент, учитывающий потери при проведении технического обслуживания (приложение 2).
    

,                         (2.4)

         
где - периодичность технического обслуживания ТО-1, мото-ч.
    

,                                         (2.5)

    
где - периодичность технического обслуживания ТО-2, мото-ч.
    

,                                                        (2.6)

    
где - периодичность технического обслуживания ТО-3, мото-ч.
    
    Расход рабочей жидкости на доливы для возмещения потерь при устранении последствий отказов рассчитывается по формуле
    

,                                                (2.7)

    
где - количество отказов за ремонтный цикл конкретной машины;
    
     - коэффициент, учитывавший потери при устранении отказов (см. приложение 2)
    

,                                                                      (2.8)

    
где - наработка на один отказ гидросистемы, мото-ч (см. приложение 2).
    
    Расход рабочей жидкости на доливы для возмещения потерь на утечки при работе гидросистемы рассчитывается по формуле
    

,                                                              (2.9)

    
где - расход рабочей жидкости за один мото-ч при работе гидросистемы, л/мото-ч (приложение 1).
    
    Суммарный расход рабочей жидкости в гидросистеме машины определяется по формуле
    

.                                (2.10)

    
    Индивидуальная норма расхода рабочей жидкости на машину каждой марки рассчитывается по формуле
    

,                                                           (2.11)

    
где - плотность рабочей жидкости (=0,9),кг/л.     
    


    2.1. Пример расчета индивидуальных норм расхода рабочей жидкости

    
    Определить индивидуальную норму расхода рабочей жидкости для экскаватора ЭО-3322А.
    
    По формуле (2.2) определим количество полных регламентированных замен рабочей жидкости за один цикл. В соответствии с рекомендациями [1] =7680 мото-ч. и методическими указаниями [2] =500 мото-ч.; =1920 мото-ч.
    
    Подставив эти значения в формулу (2.2), получим
   
    . Принимаем =4.
    
    Расход рабочей жидкости на замену определим по формуле (2.1).
    
    =350 л (заводская инструкция по эксплуатации ЭО-3322 А).
    
    =350·4=1400 л.
    
    Расход рабочей жидкости на техническое обслуживание по формуле (2.3).
    
    Согласно рекомендациям [1] количество технических обслуживаний за цикл: =96, =24, =7.
    
    =0,0018 (см. приложение 2)
    
    =(96+24+7)·0,0018·350=80 л.
    
    Расход рабочей жидкости на доливы для возмещения потерь при устранении последствий отказов по формуле (2.7). Количество отказов за ремонтный цикл определим по формуле (2.8) с учетом того, что =400 мото-ч, =0,040 (см. приложение 2).
    
    , принимаем =19
    
    Подставив эти значения в формулу (2.7), получим
    
    =19·0,040·350=266 л.
    
    Расход рабочей жидкости на доливы для возмещения потерь на утечки при работе гидросистемы определим по формуле (2.9).
    
     =(0,119-0,131), принимаем =0,125 ( см. приложение 1).
    
    =0,125·7680=960 л.
    
    Суммарный расход рабочей жидкости определим по формуле (2.10)
    
    =1400+80+266+960 =2706 л.
    
    Индивидуальную норму расхода рабочей жидкости на экскаватор определим по формуле (2.11)
    
     кг/мото-ч.
    
    

3. МЕТОД РАСЧЕТА ГРУППОВЫХ НОРМ НА УРОВНЕ ХОЗЯЙСТВА

    Групповой хозяйственной нормой называется максимально допустимое, технически обоснованное количество рабочей жидкости, необходимое на эксплуатацию одной единицы машин данного наименования в течение одного мото-ч.
    
    Групповые хозяйственные нормы выражаются в кг/мото-ч и устанавливаются по каждому наименованию эксплуатируемых машин данным хозяйством.
    
    Расчет групповых хозяйственных норм расхода рабочей жидкости производится по формуле
    

,                                                       (3.1)

    
где - групповая хозяйственная норма расхода рабочей жидкости на эксплуатацию машин -го наименования, кг/мото-ч;
    
     - индивидуальная норма расхода рабочей жидкости на машину -го наименования -ой марки, кг/мото-ч;
    
     - количество различных марок машин -го наименования;
    
     - количество -го наименования -ой марки, шт.
    
     - общее количество машин -го наименования, шт.
    
    

    3.1. Пример расчета групповых норм на уровне хозяйства

    
     Предположим, что в хозяйстве эксплуатируются следующие машины: экскаваторы одноковшовые ЭО-4121 - 3 шт; ЭО-5122 - 5 шт; ЭО-3322А - 4 шт; бульдозеры Д3-35 - 2 шт; Д3-27 - 5 шт; Д3-34с - 8 шт; скреперы Д3-32 - 8 шт; Д3-13А - 3 шт. Необходимо установить групповые нормы расхода рабочей жидкости по наименованиям машин. Заполним таблицу 1 и по формуле (3.1) определим групповую норму для экскаваторов одноковшовых
    

кг/мото-ч.

    
    Аналогично вычисляются групповые хозяйственные нормы для остальных машин. Последние равны:
    
    Бульдозеры - 0,184 кг/мото-ч и скреперы - 0,289 кг/мото-ч.
    
    

    3.2. Метод расчета потребности хозяйства в рабочей жидкости

    
    Годовой потребностью хозяйства называется плановое количество рабочей жидкости, выраженное в килограммах, необходимое на эксплуатацию машин в течение года с учетом оперативного запаса и потерь при перевозках, приеме, отпуске, хранении и заправке.
    
    Годовая потребность в рабочей жидкости состоит из ряда составляющих, количество которых определяется числом марок рабочих жидкостей, предписанных заводскими инструкциями машин, и рассчитывается по формуле
    

,                          (3.2)

    
где - групповая хозяйственная норма расхода рабочей жидкости для машин -го наименования, кг/мото-ч.;
    
     - планируемая наработка, мото-ч.;
    
     - коэффициент, учитывающий потери рабочей жидкости при перевозках (=1,00125);
    
     - коэффициент, учитывающий потери рабочей жидкости при приеме, отпуске и хранении до одного месяца (=1,00015);
    
     - коэффициент, учитывающий потери рабочей жидкости на автозаправочных станциях и пунктах заправки (=1,00020);
    
     - коэффициент оперативного запаса (=1,1);
    
     - количество наименований машин в хозяйстве.
    
     Общая потребность определится как сумма потребностей хозяйства в различных марках рабочих жидкостей с учетом соотношения зимних и летних сортов по формуле
    

,*                                                    (3.3)

    
где * - потребность хозяйства в -ой марке рабочей жидкости (см. таблицу 2), кг;
    
     - количество марок рабочих жидкостей, необходимых хозяйству.
_______________
    * Формула и экспликация к ней соответствуют оригиналу. - Примечание .
    
    

    3.3. Пример расчета потребности хозяйства в рабочей жидкости

    
    Предположим, что в хозяйстве эксплуатируются те же машины, что и в примере расчета групповых норм. Необходимо рассчитать годовую потребность хозяйства в рабочей жидкости. Заполним таблицу 2 и по формуле (3.2) рассчитаем потребность   
    
    

                                     
    Годовую потребность по маркам рабочих жидкостей рассчитаем по формуле (3.3), пользуясь таблицей 2
    
    =869+942+314+213=2338 кг.
    
    

4. МЕТОД РАСЧЕТА ГРУППОВЫХ НОРМ НА УРОВНЕ ТРЕСТА
(УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА)

    
    Групповой трестовской нормой расхода называется максимально допустимое количество рабочей жидкости, необходимое на эксплуатацию машин данного наименования хозяйствами треста в течение одного мото-ч.
    
    Групповые трестовские нормы выражаются в кг/мото-ч и устанавливаются по каждому наименованию машин, эксплуатируемых хозяйствами треста (управления строительства).
    
    Расчет групповых трестовских норм расхода производится по формуле
    

,                                                             (4.1)


где - групповая хозяйственная норма расхода рабочей жидкости, кг/мото-ч;
    
     - число хозяйств, имеющих в наличии машины -го наименования.
    
    

    4.1. Метод расчета потребности треста (управления строительства) в рабочей жидкости

    
    Годовой потребностью треста (управления строительства) называется плановое количество рабочей жидкости, выраженное в тоннах, необходимое на эксплуатацию машин хозяйствами треста в течение года.
    
    Годовая потребность в рабочей жидкости состоит из ряда составляющих, количество которых определяется числом марок рабочих жидкостей, необходимых хозяйствам треста, и рассчитывается по потребностям, предоставленным подведомственными хозяйствами по формуле
    

,                                                            (4.2)

    
где - годовая потребность треста (управления строительства) в рабочей жидкости, т;
    
     - годовая потребность треста (управления строительства) в -ой марке рабочей жидкости, т;
    
     - количество марок рабочих жидкостей, необходимых тресту (управлению строительства).
    
    Годовая потребность треста (управления строительства) по каждой -ой марке рабочей жидкости определяется по формуле
    

,                                                          (4.3)

    
где - годовая потребность -го хозяйства в -ой марке рабочей жидкости, кг;
    
     - количество подведомственных хозяйств, использующих -ую марку рабочей жидкости.
    
    При расчете потребности треста (управления строительства) и потребностей на следующих уровнях планирования потери рабочей жидкости при перевозках, приеме, отпуске и хранении не учитывают ввиду их отсутствия.
    
    

5. МЕТОД РАСЧЕТА ГРУППОВЫХ НОРМ НА УРОВНЕ ВСЕСОЮЗНЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ, ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ

    
    Групповой нормой расхода всесоюзных объединений и главных управлений (в дальнейшем главного управления) называется максимально допустимое количество рабочей жидкости, необходимое на эксплуатацию машин данного наименования хозяйствами главка в течение одного мото-ч.
    
    Групповые нормы главного управления выражаются в кг/мото-ч и устанавливаются по каждому наименованию машин, эксплуатируемых хозяйствами главного управления. Расчет групповых норм расхода главного управления производится по формуле
    

,                                                              (5.1)

    
где - групповая главковская норма расхода рабочей жидкости для машин -го наименования, кг/мото-ч.;
    
     - групповая трестовская норма расхода рабочей жидкости, кг/мото-ч;
    
     - число трестов (управлений строительств), имеющих в наличии машины -го наименования.        

    


    5.1. Метод расчета потребности Всесоюзного объединения, Главного управления в рабочей жидкости

    
    Годовой потребностью Главного управления называется плановое количество рабочей жидкости, выраженное в тоннах, необходимое на эксплуатацию машин хозяйствами Главка в течение года.
    
    Годовая потребность состоит из ряда составляющих, количество которых определяется числом марок рабочих жидкостей, необходимых трестам (управлениям строительства), и рассчитывается по потребностям, представленным подведомственными трестами (управлениями строительств).
    

,                                                                   (5.2)

где - годовая потребность Главного управления в рабочей жидкости, т;
    
     - годовая потребность Главного управления в -ой марке рабочей жидкости, т;
    
     - количество марок рабочих жидкостей, необходимых Главному управлению.
    
    Годовая потребность Главного управления по каждой -ой марке рабочей жидкости определяется по формуле
    

,                                                                 (5.3)

    
где - годовая потребность -го треста в -ой марке рабочей жидкости, т;
    
     - количество подведомственных трестов, использующих -ую марку рабочей жидкости.
    
    

6. МЕТОД РАСЧЕТА ГРУППОВЫХ НОРМ НА УРОВНЕ МИНИСТЕРСТВА

    
    Групповой отраслевой нормой расхода называется максимально допустимое количество рабочей жидкости, необходимое на эксплуатацию машин данного наименования хозяйствами Министерства в течение одного мото-ч.
    
    Групповая отраслевая норма выражается в кг/мото-ч и устанавливается по каждому наименованию машин, эксплуатируемых хозяйствами Министерства. Расчет групповой отраслевой нормы расхода рабочей жидкости производится по формуле
    

,                                                           (6.1)

    
где - групповая отраслевая норма расхода рабочей жидкости для машин -го наименования, кг/мото-ч.;
    
     - групповая главковская норма расхода рабочей жидкости;
    
     - число главных управлений, имеющих в наличии машины -го наименования.
    
    

    6.1. Метод расчета потребности Министерства в рабочей жидкости

    
    Годовой потребностью Министерства называется плановое количество рабочей жидкости, выраженное в тоннах, необходимое на эксплуатацию машин хозяйствами Министерства в течение года.
    
    Годовая потребность состоит из ряда составляющих, количество которых определяется числом марок рабочих жидкостей, необходимых Министерству, и рассчитывается по потребностям, представленным подведомственными главными управлениями
    

,                                                                 (6.2)

    
где - годовая потребность отрасли в рабочей жидкости, т;
    
     - годовая потребность отрасли в -ой марке рабочей жидкости, т;
    
     - количество марок рабочих жидкостей, необходимых Министерству.
    
    Годовая потребность Министерства по каждой -ой марке рабочей жидкости определяется по формуле
    

,                                                          (6.3)

    
где - годовая потребность -го Главного управления в -ой марке рабочей жидкости, т;
    
     - количество подведомственных главных управлений, использующих -ю марку рабочей жидкости.
    
    

Таблица 1

    
Исходные данные для определения групповых норм расхода рабочей жидкости

    

Хозяйство ______________________________


Трест __________________________________


         

NN пп

Наименование машин

Марка машин

Количество машин данной марки

Количество всех марок машин одного наименования

Индивидуальная норма расхода, кг/мото-ч

Марки применяемых рабочих жидкостей

1

Экскаваторы одноковшовые

ЭО-4121

3

12

0,36

ВМГ3 МГ-30



ЭО-5122

5


0,39

ВМГ3 МГ-30



ЭО-3322А

4


0,32

ВМГ3 МГ-30

2

Бульдозеры

ДЗ-35

2

15

0,17

вер.АУ И-30А



ДЗ-27

5


0,18

вер.АУ И-30А



ДЗ-34с

8


0,19

вер.АУ И-30А

3

Скреперы

ДЗ-32

8

11

0,27

ВМГЗ МГ-30



ДЗ-13А

3


0,34

ВМГЗ МГ-30

    

    
Таблица 2

         
Потребность хозяйства в рабочей жидкости на эксплуатацию и ремонт машин

    

Хозяйство _______________________________


Трест ___________________________________


    

NN пп

Наименование машин

Групповая норма, кг/мото-ч

Планируемая наработка, мото-ч

Потребность, кг

Потребность по маркам
рабочей жидкости, кг






ВМГЗ

МГ-30

вер.АУ

И-30А

1

Экскаваторы одноковшовые

0,36

2800

1111

708

403

314

213

2

Бульдозеры

0,184

2600

527







3

Скреперы

0,289

2200

700

161

539




Итого



2338

869

942

314

213


    



Расчет составил
механик хозяйства

Проверил главный
механик хозяйства

Утвердил руководитель хозяйства







    
Приложение 1

    
Расход рабочей жидкости на утечки при работе гидросистемы

    

NN пп

Наименование машин

в зависимости от л



50-100

100-300

300-500

Свыше 500



л/мото-ч

л/мото-ч

л/мото-ч

л/мото-ч

1

Тракторы с навесным экскаваторным оборудованием

0,082-0,091

0,099-0,109

0,119-0,131

0,143-0,158

2

Экскаваторы одноковшовые

0,082-0,091

0,099-0,109

0,119-0,131

0,143-0,158

3

Экскаваторы многоковшовые

0,065-0,072

0,079-0,087

0,095-0,105

0,114-0,126

4

Бульдозеры

0,056-0,062

0,069-0,076

0,082-0,091

0,099-0,109

5

Грейдеры

0,065-0,072

0,079-0,084

0,095-0,105

0,114-0,126

6

Скреперы

0,065-0,072

0,079-0,084

0,095-0,105

0,114-0,126

7

Тракторы

0,056-0,062

0,069-0,076

0,082-0,091

0,099-0,109

8

Автокраны

0,065-0,072

0,079-0,084

0,095-0,105

0,114-0,126

9

Краны на пневмоходу

0,065-0,072

0,078-0,084

0,095-0,105

0,114-0,126

10

Краны на гусеничном ходу

0,056-0,062

0,069-0,076

0,082-0,091

0,099-0,109

11

Трубоукладчики

0,056-0,062

0,069-0,076

0,082-0,091

0,099-0,109

12

Погрузчики

0,056-0,062

0,069-0,076

0,082-0,091

0,099-0,109

13

Вышки телескопические

0,065-0,072

0,079-0,084

0,095-0,105

0,114-0,126

         
    Примечание: Минимальное значение принимается для новых машин, максимальное для машин, прошедших капитальный ремонт, а также для тяжелых условий работы (разработка мерзлых грунтов, скальных пород и т.д.). Среднее значение принимается для нормальных условий работы.
    
    

Приложение 2

    
Наработка на один отказ гидросистемы, коэффициенты, учитывающие потери
рабочей жидкости при проведении технического обслуживания
и устранении неисправностей

NN пп

Наименование машин


мото-ч



1

Тракторы с навесным экскаваторным оборудованием

400

0,0018

0,040

2

Экскаваторы одноковшовые

400

0,0018

0,040

3

Экскаваторы многоковшовые

500

0,0016

0,035

4

Бульдозеры

600

0,015

0,030

5

Грейдеры

500

0,0016

0,035

6

Скреперы

500

0,0016

0,035

7

Тракторы

600

0,0015

0,030

8

Автокраны

500

0,0016

0,035

9

Краны на пневмоходу

500

0,0016

0,035

10

Краны на гусеничном ходу

600

0,0015

0,030

11

Трубоукладчики

600

0,0015

0,030

12

Погрузчики

600

0,0015

0,030

13

Вышки телескопические

500

0,0016

0,035

    

    
Приложение 3

    
1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЧИСТОТЫ РАБОЧИХ ЖИДКОСТЕЙ

    
    1.1. Практика использования строительных машин с гидроприводом показывает, что преждевременное изнашивание и выход из строя агрегатов и узлов гидропривода, нарушение работоспособности и ухудшение параметров машин в значительной степени связаны с загрязнением рабочих жидкостей гидросистем (РЖГ). Так, от 20 до 65% отказов гидравлических систем происходит вследствие загрязненности РЖГ. В то же время улучшение очистки (уменьшение размеров загрязненных частиц с 25 до 3 мкм) увеличивает долговечность элементов гидравлических систем в 8 paз.
    
    1.2. Классификация и источники загрязнения рабочих жидкостей
    
    Под загрязнением понимают твердые, жидкие и газообразные вещества, содержащиеся в РЖГ и оказывающие неблагоприятное воздействие на технические характеристики, функциональные возможности, надежность и другие показатели работы гидросистем машин:
    
    - твердые загрязнители, металлические частицы, продукты износа и коррозии, атмосферная пыль и продукты химических реакций;
    
    - жидкие (микрокапли), вода, которая может находиться в PЖГ и присадках в свободном или связанном (эмульгированном) виде;
    
    - газообразные (микропузыри), воздух и особенно его компонент - кислород, существенно интенсифицирующий окислительные процессы.
    
    При эксплуатации машин в условиях повышенной влажности и температур РЖГ на основе нефтяных масел часто загрязняются микрофлорой и продуктами ее жизнедеятельности.
    
    Процесс загрязнения РЖГ начинается при ее производстве и продолжается на всех этапах транспортирования, хранения и эксплуатации. В соответствии с этим загрязнения классифицируют на:
    
    - производственные - образуются и попадают в РЖГ в процессе ее производства;
    
    - операционные - образуются и попадают в PЖГ в процессе транспортных и складских операций;
    
    - эксплуатационные - возникают или заносятся в РЖГ в процессе ее эксплуатации.
    
    Производственные загрязнения присутствуют в виде сырьевых (асфальты, смолы, оксиды металлов и кремния и др.) и технологических (частички катализатора, адсорбента, продукты побочных реакций и др.) загрязнений.
    
    Атмосферные загрязнения (пыль) могут попасть в РЖГ при недостаточной ее герметизации на всех этапах от производственного до эксплуатационного. В основном представляют собой окислы химических элементов, в зависимости от конкретной местности - частицы каменного угля, руд, золы, шлака, солей и др.
    

    Контактные загрязнения могут попасть в РЖГ на всех этапах и обусловлены ее взаимодействием с материалами оборудования, используемого при изготовлении, транспортировке и хранении РЖГ, сюда же относятся продукты разрушения прокладок, уплотнителей и защитных покрытий внутренних полостей.
    
    Износные загрязнения ввиду металлических или неметаллических частиц (микростружка и окислы) попадают в РЖГ в результате износа оборудования (насосов, подвижных частей гидроаппаратуры, рабочих органов и др.). При наличии в PЖГ указанных частиц износ и количество загрязняющих частиц еще более прогрессируют.
    
    Остаточные загрязнения попадают в РЖГ при ее заливе в недостаточно очищенные емкости для хранения и транспортирования и при перекачке по неочищенным трубопроводам.
    
    На этапах - транспортирования, хранения и эксплуатации РЖГ в ней могут появиться твердые частицы, обусловленные окислительными, полимеризационными, конденсационными и другими физико-химическими процессами (асфальты, кокс, смолы и др.).
    
    Выявление и анализ загрязнений позволяют определить причины их попадания в РЖГ. В соответствии с этим должны быть осуществлены мероприятия организационного или технического характера по ликвидации причин загрязнения РЖГ.
    
    1.3. Влияние загрязненности на эксплуатационные свойства рабочих жидкостей
    
    Загрязнения отрицательно влияют на смазывающую способность, сопротивляемость окислению, термостабильность и другие свойства PЖГ.
    
    Так, причиной изменения вязкости РЖГ может быть ее старение (окисление) и смешивание с другими сортами. Жидкость с пониженной вязкостью обладает хорошей текучестью, в связи с чем в механизмах увеличиваются внутренние утечки, что приводит к снижению производительности машины и уменьшению жесткостных характеристик силовых систем. Такая жидкость обладает худшей смазывающей способностью, масляная пленка становится непрочной, разрывается, что увеличивает силы трения и вызывает нагрев.
    
    При вязкости ниже 15-20 сСт резко падает КПД гидросистемы и увеличивается износ ее элементов. В свою очередь, нагрев РЖГ выше 70-80 °С резко уменьшает (в 2-3 раза) срок ее службы.
    
    Под воздействием загрязнений, повышенной температуры и при наличии в РЖГ воздуха изменяются КОН и разрушаются присадки. Наличие в РЖГ пузырьков воздуха вызывает разрыв смазывающей пленки, ухудшение теплоотвода и снижение пропускной способности фильтров. Наличие в РЖГ воздуха делает неустойчивой работу управляющих гидроустройств (клапанов, распределителей и др.). Органические загрязнения забивают проходные сечения дроссельных клапанов, фильтров, зазоры в золотниковых распределителях. Продукты окисления РЖГ вызывают сильное коррозийное воздействие на механические детали рабочих органов гидросистемы. Наличие воды в РЖГ вызывает коррозию металлов, а при пониженных температурах замерзание воды приводит к закупорке пор фильтров и к механическому разрушению защитных покрытий. Вода увеличивает КОН рабочей жидкости вследствие образования органических кислот и создает устойчивые эмульсии. Водно-масляные эмульсии весьма стойки и резко снижают вязкость РЖГ. Кроме того, присутствие воды способствует возникновению микрофлоры. Загрязнения в виде твердых частиц значительно снижают срок службы машин. При этом важное значение имеют размеры, масса и природа частиц, а также соотношение между размером частиц и величиной рабочих зазоров в узлах и агрегатах машины.
    

    Если наибольший размер частиц загрязнений меньше величины зазора, то частицы загрязнений вместе с жидкостью проходят через него, не вызывая повреждений. В этом случае они лишь усиливают старение РЖГ. Частицы загрязнений, размер которых значительно больше величины зазора, в зазор не проникают, а могут вызвать частичную закупорку зазора.
    
    Частицы загрязнений с размерами, близкими к размеру зазора, являются наиболее опасными, особенно, если их твердость превосходит твердость материалов деталей. Абразивно-активные частицы таких размеров вызывают повышенный износ контактирующих зазоров, что приводит к нарушению рабочих характеристик, увеличению утечек и затрат мощности. Возникает прогрессирующий износ, остановить который можно только полной заменой РЖГ и очисткой от загрязнений всей гидросистемы. При определенных условиях возможно заедание частиц в зазоре, что вызовет заклинивание подвижных деталей и приведет к отказу гидросистемы в целом. Твердые частицы загрязнений в результате истирающего воздействия увеличивают размеры проходных отверстий, изменяют геометрию кромок управляющих золотников, что нарушает работу гидросистемы.
    
    1.4. Нормы и требования, предъявляемые к чистоте РЖГ
    
    В реальных условиях получения РЖГ, не содержащих механических загрязнений, недостижимо по соображениям технического и экономического характера.
    
    Требуемую степень чистоты полостей и рабочей жидкости для конкретных агрегатов и систем машин устанавливают на основании изучения влияния размеров, материала и количества загрязняющих частиц на показатели надежности и долговечности наиболее ответственных деталей и агрегатов машины.
    
    Требования к чистоте РЖГ увязывают с величиной рабочего давления в системе. Так, при давлении 1,3 МПа в жидкости не должно содержаться частиц размером более 80 мкм, при 35 МПа - более 15 мкм. В гидросистемах с давлением более 14 МПа рекомендуется очищать жидкость от частиц размером более 10 мкм. Для гидросистем строительных и дорожных машин, тракторов, автомобилей надо удалять частицы крупностью более 15-20 мкм.  В отдельных случаях требования могут быть более жесткими.
    
    Требования к чистоте РЖГ должны быть экономически обоснованными, т.к. повышение чистоты в 2 раза увеличивает затраты на очистку также в 2 раза. С другой стороны, практика показала, что если для очистки РЖГ применять устройства с тонкостью фильтрования 3-10 мкм, то ресурс работы машины будет значительно увеличен, а затраты на ремонт и ТО значительно снижены.
    

    В настоящее время в СССР действует стандарт, нормирующий чистоту технических жидкостей и рабочих полостей по гранулометрическому (дисперсионному) составу.
    
    ГОСТ 17216-71 устанавливает 19 классов чистоты жидкостей при их поставке, транспортировании и хранении, а также при использовании в машинах и устройствах, при изготовлении и ремонте узлов и агрегатов гидросистем машин. Стандарт предусматривает подсчет частиц загрязнений размером от 0,5 до 200 мкм в восьми размерных группах, а также волокон, толщина которых не превышает 30 мкм, а отношение длин к толщине не менее 10:1.
    
    Определение класса чистоты данной жидкости по ГОСТ 17216-71 вызывает известные трудности, т.к. оценка загрязненности РЖГ по наихудшему показателю в каком-либо интервале приводит к неоправданному занижению качества жидкости. Ввиду этого, институтом ВНИИ гидропривод для РЖГ с чистотой 8-14 классов предложено определять класс чистоты по усредненному показателю, т.н. индексу загрязненности жидкости, который имеет следующие значения:
    
    Класс чистоты 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
    
    Индекс загрязненности 105, 210, 415, 830, 1645, 3275, 6520.
    
    Величину индекса загрязненности определяют по формуле
    

,

    
где: и т.д. соответственно, число частиц 100 см в интервалах 5-10, 10-20 и т.д. мкм и волокон.
    
    Класс чистоты жидкости определяется по найденному индексу загрязненности, причем в таблице выбирается его большее значение.
    


Приложение 4

         
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЧИСТОТЫ РАБОЧИХ ЖИДКОСТЕЙ
С ПОМОЩЬЮ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА

    
    В зависимости от места проведения анализов, все методы контроля загрязненности жидкости можно разделить на экспрессные, лабораторные и исследовательские. В производственных условиях используются экспресс-методы, позволяющие контролировать чистоту РЖГ при ее заправке в гидросистемы и в процессе эксплуатации. Лабораторные (стационарные) методы, позволяющие осуществлять входной контроль РЖГ, периодический контроль РЖГ в хранилищах и поверку экспресс-анализов. Используемые при этом методики являются стандартными, а периодичность контроля, порядок отбора проб, объем проводимых анализов регулируются нормативными документами.
    
    Основными параметрами, по которым необходимо вести оперативный контроль состояния рабочей жидкости, являются наличие влаги и механических примесей. Вязкость, плотность и другие физико-химические свойства РЖГ проверяются в стационарных условиях при сезонных обслуживаниях, но не менее 2 раз в год.
    
    В соответствии с указанным, для проведения экспресс-анализов рекомендуется использование ручной лаборатории РЛ или полевой лаборатории ПЛ-2М. Определение механических примесей экспресс-методом возможно также при использовании центробежного экспресс-анализатора или лабораторной медицинской центрифуги, устанавливаемых на мобильных станциях. При этом пробы рабочей жидкости определенного объема подвергаются центрифугированию в специальных стеклянных стаканчиках. Объемное содержание осадка определяется по шкале на стаканчике.
    
    Возможно использование также авиационных экспресс-анализаторов СМП-3М, ФСК-1M, ФСК-2, а также фотометрического прибора ФКМ-3.
    
    В условиях стационарной лаборатории определяются следующие параметры РЖГ:
    
    - вязкость - методика и аппаратура определены ГОСТ 33-82;
    
    - плотность - методика и аппаратура определены ГОСТ 3900-47;
    
    - температура вспышки - методика и аппаратура определены ГОСТ 4333-48;
    
    - содержание механических примесей - методика и аппаратура определены ГОСТ 6370-83.
    
    При использовании стенда СОГ-904А в стационарных условиях комплексный контроль загрязнений РЖГ может осуществляться прибором ПКЖ-902. Возможно также использование фотоэлектронных анализаторов типа ПУ или СН.
    
    

Приложение 5

    
Техническая характеристика гидроочистителей

    

Параметры

СОГ-903А

СОГ-904А

УМЦ-901А

Тонкость очистки по абразивному загрязнителю для жидкостей




    с вязкостью до 5 сСт, мкм

1-1,5

пропуск

-

    с вязкостью до 15 сСт, мкм

1,5-3

менее 10%

-

    с коэффициентом пропускания не более 5% при вязкости жидкости до 50 сП, мкм



1-5

Расход жидкости в зависимости от вязкости жидкости, л/мин



до 35

    из бака стенда, л/мин

15-35

15-45

-

    из посторонней емкости, л/мин

15-20

10-25

-

Развиваемое давление, МПа (кг/см)

до 0,3 (3)

до 0,3 (3)


Грязеемкость очистителя, г

до 3000

до 300

до 300

Очищаемые жидкости

масла гидравлические и неагрессивные
жидкости

Топлива, масла гидравлические и неагрессивные
жидкости


Вязкость жидкостей, сСт (сП)

1-50

-

(до 200)

Частота вращения ротора центрифуги, об/мин

7500

-

7500

Масса ротора центрифуги, кг


4

-

Тип очистителя

ГЦН-907А

ГЦН-908А

-

Исполнение панели управления и электродвигателя центрифуги

обычное

пожарозащитное


Потребляемая мощность (330 В, 50 Гц), кВт


2,2

2,2

Габариты, мм

955х710х1060

750х405х1010

Масса, кг

160

205

100

Занимаемая площадь, м
    

0,7


-

Емкость бака, л

60


-


    

Продолжение приложения 5

Параметры

ГНЦ-907

ГНЦ-908

Производительность



    для масла, л/мин

30±5

30±5

    для топлива, л/мин

50±10

50±10

Тонкость очистки:



    масел вязкостью 20-30 сП, мкм

2-3

2-3

    топлива вязкостью 1-5 сП, мкм

1

1

Грязеемкость (загрязнитель ЭБ-3), г

400-500

400-500

Наибольшее давление, создаваемое насосом центрифуги, кг/см
    

4

4

Частота вращения центрифуги, об/мин

7500±500

7500±500

Потребляемая мощность, кВт

1,5

1,5

Габаритные размеры, мм

580х240х243

675х240х495

Вес очистителя (с центрифугой), кг

50

77

Вес центрифуги, кг

6,5

6,5

    

    
Приложение 6

    
Техническая характеристика центробежных сепараторов

    

Параметры

СЦ-1,5

НСМ-2

СП1-3000

ПСМ1-3000

Производительность, л/ч

1500

500

3000

3000

Частота вращения барабанов, мин

6700

6745

6600

6600

Мощность, кВт









Электродвигателя

3

2,8

4,5

4,5

Электроподогревателя

25

20

40

40

Габариты, мм









    длина

975

1020

1225

1800

    ширина

500

500

1080

1200

    высота

780

830

1395

1780

Масса, кг

220-315

218

710

1430

    
    
    Приведенные сепараторы обеспечивают очистку от механических примесей до 0,005% и обезвоживание до 0,06% по массе.
    
    Техническая характеристика прибора для автоматического контроля чистоты жидкости ПКЖ-902
    

Рабочие жидкости

топлива Т1,ТС1 и т.п.,
масла типа АМГ-10, жидкости вязкостью 40 сСт при 20 °С
    

Чувствительность (нижняя граница диаметров регистрируемых частиц), мкм


5


Расход рабочей жидкости через прибор, см/мин
    


200-450

Максимально допустимая концентрация частиц в 1000 см


100000

Погрешность измерения размеров частиц (относительно эталонного загрязнителя), %


±25

Погрешность счета частиц, %


±25

Максимально допустимое давление рабочей жидкости, кг/см
    


3

Питание прибора



    напряжение, В


220

    частота, Гц


50

Габариты, мм


355х355х420

Масса, кг


7

    

    
Приложение 7

    

1. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ РАБОЧИХ ЖИДКОСТЕЙ ГИДРОСИСТЕМ

    
    1.1. Взаимозаменяемость рабочих жидкостей гидросистем (PЖГ) установлена в соответствии с их основным назначением, классами вязкости и эксплуатационными характеристиками, приведенными в национальных материалах стран:
    
    - Народной Республики Болгарии (НРБ);
    
    - Венгерской Народной Республики (ВНР);
    
    - Германской Демократической Республики (ГДР);
    
    - Социалистической Республики Румынии (СРР);
    
    - Союза Советских Социалистических Республик (СССР);
    
    - Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР);
    
    - Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ) и некоторых капиталистических стран.
    
    При пользовании таблицами взаимозаменяемости РЖГ следует иметь в виду, что установленное соответствие является ориентировочным. Правильно выбранный заменитель соответствующей группы и класса вязкости еще не гарантирует полной взаимозаменяемости двух рассматриваемых РЖГ во всех случаях применения. Это объясняется неодинаковым качеством, различием в некоторых методах оценки физико-химических и эксплуатационных свойств, принятых в странах, невозможностью контроля всех эксплуатационных свойств и различными условиями эксплуатации. Поэтому выбор эквивалентных РЖГ должен решаться квалифицированными специалистами с учетом качественных характеристик РЖГ, условий эксплуатации техники, совместимости PЖГ с материалами контактирующих деталей и особенно с резиновыми уплотнениями. При выбope заменителей следует отдавать предпочтение тем маркам, которые по физико-химическим характеристикам ближе всего соответствуют заменяемой. При этом особое внимание следует обратить на соответствие вязкости, индекса вязкости, температур вспышки и застывания, стабильности против окисления, анилиновой точки, коррозийных и смазывающих свойств. Указанные свойства являются наиболее общими и важными характеристиками РЖГ. Таким образом, приведенные ниже таблицы взаимозаменяемости PЖГ не решают всех проблем, связанных с подбором заменителей, а лишь ориентируют на выбор примерного эквивалента. Окончательный выбор решается после тщательного анализа характеристик РЖГ и условий их применения.
    
    Замена рекомендованной РЖГ, как правило, должна быть одобрена изготовителем гидропередачи, который несет гарантийную ответственность.     
    

    1.2. Типы РЖГ и рекомендуемые области их применения
    
    

Группа РЖГ

Характеристика

Рекомендуемая область применения

Предельное давление

H

Минеральное масло без присадки

Без особых требований


HL

Минеральное масло с антиокислительными и антикоррозийными присадками

При более высоких, чем для нелегированных гидравлических жидкостей, термических нагрузках

<15

HLP/V

Минеральное масло типа HLP с добавкой вязкостной присадки

При высоких требованиях к вязкостно-температурным свойствам жидкости в условиях крайне меняющихся температур

15

    
    
     1.3. Система классификации РЖГ по вязкости ISО-3448-75
    
    

Обозначение сорта по вязкости

Средняя вязкость при 40 °С (mm/s)

Предел кинематической вязкости
при 40 °С (mm/s)



максимальный

минимальный

ISO VG 10

10

9,00

11,0

ISO VG 15

15

13,5

16,5

ISO VG 22

22

19,8

24,2

ISO VG 32

32

28,8

35,2

ISO VG 46

46

41,4

50,6

ISO VG 68

68

61,2

74,8



   

2. ТАБЛИЦЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ РЖГ

    
     2.1. РЖГ группы Н
    
    

Класс вязкости по





ISO
(при 40 °С)

РС СЭВ
(при 50 °С)

ГДР

СРР

СССР

ЧССР

15

10±2

-

-

АМГ-10, АУ, И-12А

ON-1

22

16±4

H22R

-

АУ, ЭШ, И-12А

OL-N2

32

25±4

-

H-19

ЭШ, И-20А

OL-N3

46

36±4

H46R

-

И-30А

OL-N4





-

H-35

И-40А

-

68

49±5

Н68R

-

И-50А

-

    
    
     2.2. PЖГ группы HL
    
    

Класс вязкости по






ISO
(при 40 °С)

РС СЭВ (при 50 °С)

НРБ

ВНР

СРР

СССР

ЧССР

15

10±2

МХ-Л/15

-

HA-9

АУП

-

22

16±4

MX-Л/22

-

H18A

АУП

OT-T2A

32

25±4

МХ-Л/32

Hidro 32

H21

МГ-30

OT-T3C

    
    
    2.3. РЖГ группы HLP/V
    
    

Класс вязкости по





ISO
(при 40 ° С)

РС СЭВ
(при 50 °С)

НРБ

СРР

СССР

СФРЮ

15

10±2

MX-B/15

Н9ЕР

МГЕ-10А, ВМГ3

ДНV-15

    
    
    2.4. PЖГ СССР, ГДР, Англии и США
    
    

Вязкость при температуре 50 °С сТс

СССР

ГДР

Англия

США




Shell

BP

Mobil

Esso

10

ВМГЗ

HLP-20

Shell Tellus

BP Energol HL 50Еf

Mobil Fluid
93

Esso Univis
J 43

27-33

МГ-30

HLP-36

Shell Tellus

Energol
Hydraulic 80

Voctra Heavy
Medium

Esstic 45

12-14

АУ

-

Aeroshell
Fluid 7

BP Energol HL 50

Mobil Avrex 903

Esso
Univis 40

10

АМГ-10

-

Shell Vitrea
21


Mobil
Fluid 93


27-33

И-30А

-

Vitrea oil 31

Energol
CS 100

-

-

    

    
Приложение 8

         
Емкости гидравлических систем и баков некоторых строительных машин

Наименование машины

Марка

Емкость гидравлической системы (бака), л

Экскаватор одноковшовый

ЭО-4121А(Б)

400


ЭО-5122А; 5123

600


80-2621A

120


ЭО-5015А

300


ЭО-3322А (Б, В, Д, Е)

320


ЭО-4321А

400


ЭО-6121

700

Самоходный стреловой кран

КС-2571А

(165)


КС-3562 А; Б

350


КС-3571; 3572; 3577

240


КС-4571

420


КС-4572

(300)


КС-5573

(350)


КС-6471

1000


КС-8471

(1100)

Скрепер

ДЗ-11 (Д-357М)

200


ДЗ-11П (357П)

230


ДЗ-13А (Д-392)

300

Автогрейдер

ДЗ-99-1-2

61


ДЗ-99-1-4

61


ДЗ-99-2-4

61


ДЗ-98А

120


ДЗ-122

130

Бульдозер

ДЗ-29 (Д-535А)

35


ДЗ-42 (Д-606)

25


ДЗ-101А

22,5


ДЗ-19 (Д-494А)

135


ДЗ-54С (Д-687С)

65


ДЗ-110А, ХЛ

60


ДЗ-24 (Д-521)

100


ДЗ-35 (Д-575А)

100


ДЗ-34С (Д-572С)

120


ДЗ-118

120


ДЗ-59 (Д-701)

310


ДЗ-43 (Д-607)

37


ДЗ-18 (Д-493А)

65


ДЗ-25 (Д-522)

65


ДЗ-94С

310

Трактор

T-16M

8



Т-25А

7,8



Т-40М, АМ

14,5



ЮМЗ-6М, 6Л

22,5


МТЗ-50; 50Л; 52; 52Л

20,5


МТЗ-80; 80Л; 82; 82Л

17,5


Т-80А

22


ТДТ-55А

43


Т-74

25


ДТ-75; 75М

27


ДТ-75Б

32,5


T-150

30


T-150К; 157; 158

38


Т-4А

22,5


Т-4АП1; 2

71


ТТ-4

62,5


К-701

126


Т-100М; Т-100МЗ

22,5


Т-130.1.Г-1; 130 ПГ

105110


Т-130Б

35


Т-130БГ-1;БГ-3

110


T-180 Г; КС

100


Д-804ПГ

100


ДЭТ-250М

120


Т-330

240

         

     
    Настоящие методические указания разработаны на основании действующих руководящих материалов по нормированию, техническому обслуживанию и ремонту строительных машин, данных по расходу рабочих жидкостей, полученных со строек, и исследований, проведенных ПКБ.     
    

    При разработке методических указаний были использованы следующие материалы:
    
    1. ЦНИИОМТП Госстроя СССР, ВНИИстройдормаш Минстройдормаша. Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин. М., Стройиздат, 1978.
    
    2. ПКБ Главстроймеханизации Минтрансстроя. Методические указания по расчету временных норм расхода рабочих жидкостей для гидравлических систем на эксплуатацию машин и механизмов в организациях и предприятиях Минтрансстроя, 1981.
    
    3. В/О "Союзсельхозтехника". Рекомендации по нормированию расхода масла в тракторах, комбайнах и самоходных сельскохозяйственных машин. М., ГОСНИТИ, 1974.
    
    4. Справочник по топливу, маслам и техническим жидкостям. "Колос", 1982.
    
    5. ЦНИИОМТП Госстроя СССР. Техническое обслуживание одноковшовых экскаваторов с гидравлическим приводом. М., 1977.
    
    6. Справочник механика энергетического строительства. М., Энергия, 1980.
    
    7. Каталог взаимозаменяемости гидравлических масел стран - членов СЭВ и СФРЮ. ЦНИИТЭнефтехим., Москва, 1983.
    
    8. Временные технологические указания и документация по эксплуатации РЖГ для строительных машин в условиях управления Куйбышевгидрострой, г.Тольятти, 1983.
    

         
Текст документа сверен по:
/ Министерство энергетики и электрификации СССР. -     
М.: Информэнерго, 1985

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование