- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Руководителям УГАН |
Направляю в приложении Информационный отчет по результатам анализа срабатываний аварийных радиомаяков системы КОСПАС-САРСАТ, полученных дежурно-диспетчерской службой Федеральной службы по надзору в сфере транспорта за период с 01.01.2005г. по 30.06.2005г.
Прошу принять меры по сокращению количества ложных срабатываний и разработать мероприятия по установлению их причин и лиц, ответственных за ложное аварийное оповещение, с последующим докладом в дежурно-диспетчерскую службу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Тел. 155-57-07, факс 155-55-34, AFTN УУУЕЫЦЫЬ, E-mail: [email protected].
Информационный отчет прошу довести до всех авиакомпаний и авиапредприятий, расположенных на территории, подконтрольной Вашему управлению.
Начальник Управления |
|
Конфиденциально.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА
ТЕЛ. 155-57-07, ФАКС 155-55-34, AFTN УУУЕЫЦЫЬ, E-mail: DDS@ftoa. ru |
"Утверждаю" |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СРАБАТЫВАНИЙ АВАРИЙНЫХ
РАДИОМАЯКОВ СИСТЕМЫ КОСПАС-САРСАТ,
ПОЛУЧЕННЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБОЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
ЗА ПЕРИОД С 01.01.2005г. ПО 30.06.2005г.
Настоящий материал предназначен для специалистов предприятий и организаций, осуществляющих производство, установку и эксплуатацию аварийных радиомаяков системы КОСПАС-САРСАТ (АРМ) и имеет целью информирование о текущем состоянии в использовании АРМ.
Использование приведенных сведений в материалах средств массовой информации без согласования с Управлением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не допускается.
ВАЖНОСТЬ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЛОЖНЫХ
АВАРИЙНЫХ ОПОВЕЩЕНИЙ
Действующая международная спутниковая система определения местоположения аварийных радиомаяков КОСПАС-САРСАТ позволяет обеспечить точность определения координат источника аварийного радиосигнала, достаточную для проведения поисково-спасательных работ.
Время определения координат, которое позволяет обеспечить система КОСПАС-САРСАТ, соответствует времени подготовки поисково-спасательных сил к вылету или к выезду, в случае наземного поиска.
Доработка аварийного радиомаяка в части интеграции данных бортовых навигационных систем в сигнал АРМ КОСПАС-САРСАТ, в ближайшее время позволит уменьшить время определения координат, которое не будет превышать 15 мин., и повысить точность - до 100 м.
Система КОСПАС-САРСАТ обеспечивает поисково-спасательные службы информацией о месте бедствия в любой точке планеты на море, суше или в воздухе.
Краткие сведения о системе КОСПАС-САРСАТ, а также описания аварийных радиомаяков АРМ-406П и АРМ-406АС1 приведены в приложении.
Ложными являются любые аварийные оповещения, принятые системой поиска и спасания, в которых указывается на фактическую или потенциальную аварийную ситуацию, в то время как никакой подобной ситуации реально не существует. В некоторых случаях ложные аварийные оповещения связаны со сбоями в работе оборудования, помехами, опробованием оборудования и случайной ошибкой персонала. Ложное аварийное оповещение, передаваемое преднамеренно, является заведомо ложным.
В условиях все более широкого внедрения оборудования аварийного оповещения, передающего автоматические сообщения с предварительно форматированными данными, имеется тенденция к увеличению числа принимаемых ложных аварийных оповещений. Если не будут разработаны меры противодействия, это приведет к росту нагрузки на систему поиска и спасания, увеличению риска, которому подвергается персонал поиска и спасания, и подорвет доверие к системам аварийного оповещения, которые необходимы для информирования системы поиска и спасания о тех случаях, когда требуется помощь.
Персонал поиска и спасания рассматривает каждое аварийное оповещение как подлинное, пока не поступят иные сведения.
В случае ложного аварийного оповещения дежурно-диспетчерская служба Федеральной службы по надзору в сфере транспорта направляет соответствующим организациям сообщение о неоправданном аварийном оповещении поиска и спасания для принятия последующих мер с целью предотвращения повторной передачи подобных ложных аварийных оповещений. Последующие меры включают в себя установление лица или лиц, ответственных за ложное аварийное оповещение, и сбор информации, об усилиях, затраченных организацией поиска и спасания в связи с ложным аварийным оповещением.
Специалистами дежурно-диспетчерской службы ежедневно проводится большой объем работ по минимизации последствий ложных срабатываний аварийных радиомаяков системы КОСПАС-САРСАТ.
Специальное программное обеспечение (система "Поиск") позволяет в автоматическом режиме определить местоположение работающего радиомаяка и его пользователя (авиакомпанию, на борту которой он установлен). По каждому факту ложного срабатывания проводятся мероприятия как технического, так и организационного характера.
Ниже приведен анализ ложных срабатываний АРМ за период с 01.01.2005г. по 30.06.2005г.
Таблица 1
Количество ложных срабатываний за период 1.01.2005 - 30.06.2005
Частота АРМ (МГц) |
Число срабатываний |
% | |
406 (всего) из них: |
345 |
59,08% | |
авиационные |
269 |
46,06% | |
морские |
76 |
13,01% | |
121,5 |
238 |
40,75% | |
Нет данных, другая частота |
1 |
0,17% | |
Всего срабатываний АРМ |
584 |
|
Происходит большое количество срабатываний АРМ на частоте 121,5. МГц Владельца и причину таких срабатываний установить не представляется возможным. Всего за период было 238 срабатываний АРМ на частоте 121,5 МГц и лишь в одном случае точно известно, что тип пользователя морской АРБ, в остальных случаях (237) данных не было и принималось, что срабатывали авиационные АРМ.
Таблица 2
Причины срабатываний авиационных АРМ за период
с 1.01.2005г. по 30.06.2005г.
Причина |
Число срабатываний АРМ-406 | |
Аварийная ситуация |
3 | |
"Самопроизвольные" включение (экспертная оценка) |
67 | |
Несанкционированное включение |
186 | |
Не установленные причины |
13 | |
Всего |
269 |
"Самопроизвольное" включение АРМ - включение маяка, связанное с:
- неисправностью АРМ;
- внешними воздействиями (перегрузка и др.);
- другие факторы без участия человека.
Несанкционированное включение АРМ - включение маяка с участием персонала:
- включение при техническом обслуживании;
- случайное включение в полете;
- при монтаже АРМ.
Не установленные причины:
- документы по результатам расследования фактов включения в Управление транспортной безопасности не представлены.
Большинство ложных срабатываний АРМ-406 связаны с несанкционированным включением, и, как правило, происходят из-за недостаточного уровня подготовки персонала, а также неудобного расположения пульта дистанционного управления (ПДУ-406) (смотри таблицу 2).
20.05.2005г. Аварийное включение АРМ-406 на борту самолета Falcon-20 RA-09007, принадлежащего авиакомпании "Джет-2000". Самолет выполнял рейс 9608 Ижевск-Внуково. Срабатывание АРМ-406 произошло из-за остановки двигателя по причине отсутствия топлива. ВС произвело посадку в аэропорту Шереметьево благополучно.
07.03.2005г. АРМ-406 № 23032 сработал на борту ВС Ту-154М, принадлежащего авиакомпании "БАЛ", при техническом обслуживании в аэропорту Уфа. По заключению комиссии самопроизвольное включение произошло из-за низкой надежности кнопки-табло "Авария-АРМ" и электросхемы ПДУ-406 в целом.
20.03.05г. АРМ-406 № 23289 сработал на борту ВС Ту-154М RA-85146, принадлежащего авиакомпании "Континентальные авиалинии", в аэропорту Ларнака на стоянке, во время посадки пассажиров. По заключению комиссии причиной самопроизвольного срабатывания АРМ-406 его размещение в месте, где не исключено случайное механическое воздействие на него.
16.04.05г. АРМ-406 № 23214 сработай на борту ВС Ту-154М RA-85777, принадлежащего авиакомпании "БАЛ", в аэропорту Уфа. По заключению комиссии причиной срабатывания явились то, что при выполнении технического обслуживания, техник, непреднамеренно, коленом нажал кнопку "Авария" на ПДУ-406, это привело к включению АРМ-406.
24.04.05г. АРМ-406 № 23806 сработал на борту ВС Ил-86 RА-86103, принадлежащего авиакомпании ОАО "Аэрофлот", при проведении монтажных работ в аэропорту Шереметьево. По заключению комиссии причина срабатывания была в неисправности ПДУ-406 производства ФГУП "НИИ КП".
27.04.05г. АРМ-406 9630 сработал на борту ВС Ми-8МВТ RА-25809, принадлежащего авиакомпании ОАО "ЮТ эйр". ВС находилось в ОАО "Завод № 26" на доработке. В процессе монтажа жгутов было произведено непреднамеренное включение питания на пульте АРМ.
Таблица 3.
Распределение мест ложных срабатываний авиационных аварийных
радиомаяков (АРМ) по территориям, подконтрольным УГАН Ространснадзора
за период с 1.01.2005г. по - 30.06.2005г.
Территориальные |
Число срабатываний |
Число срабатываний |
Всего | |
Архангельское |
1 |
0 |
1 | |
Восточно-Сибирское |
7 |
15 |
22 | |
Дальневосточное |
7 |
13 |
20 | |
Западно-Сибирское |
4 |
8 |
12 | |
Камчатское |
3 |
31 |
34 | |
Коми |
1 |
0 |
1 | |
Красноярское |
6 |
0 |
6 | |
Приволжское |
6 |
16 |
22 | |
Приобское |
12 |
1 |
13 | |
Саха (Якутское) |
2 |
1 |
3 | |
Северо-Восточное |
3 |
0 |
3 | |
Северо-Западное |
9 |
14 |
23 | |
Татарское |
10 |
4 |
14 | |
Уральское |
1 |
19 |
20 | |
Центральное |
33 |
41 |
74 | |
Южное |
27 |
23 |
50 | |
ЗА ГРАНИЦЕЙ РФ |
13 |
50 |
63 | |
НЕТ КООРДИНАТ |
124 |
1 |
125 | |
|
269 |
237 |
506 |
Таблица 4
Сведения о срабатывании авиационных АРМ, не зарегистрированных
в установленном порядке с 01.01.2005 - 30.06.2005
№ п/п |
Дата |
Peг № буя |
Тип ВС |
Дополнительная информация |
Результат обработки | |
1 |
18.01.2005 |
24641 |
не установлен |
полетов нет |
Центральное УГАН | |
2 |
24.01.2005 |
79321 |
не установлен |
- |
ВС в реестр авиакомпаний не внесено | |
3 |
28.01.2005 |
20045 |
БE-200, RA-32517 |
ОАО НПК "Иркут" |
Восточно-Сибирское УГАН | |
4 |
04.02.2005 |
20045 |
БE-200, RA-32517 |
ОАО НПК "Иркут" |
Восточно-Сибирское УГАН | |
5 |
04.02.2005 |
- |
не установлен |
- |
Архангельское УГАН | |
6 |
17.02.2005 |
24842 |
не установлен |
ЗАО ПП "Взлет" |
Центральное УГАН | |
7 |
17.02.2005 |
123123 |
не установлен |
- |
АРМ в заводской лаборатории | |
8 |
18.02.2005 |
1 |
PLB NATIONAL |
- |
АРМ в заводской лаборатории | |
9 |
17.03.2005 |
31232 |
не установлен |
полетов нет |
Саха (Якутское) УГАН | |
10 |
17.03.2005 |
31232 |
не установлен |
полетов нет |
Саха (Якутское) УГАН | |
11 |
15.04.2005 |
7685 |
не установлен |
- |
- | |
12 |
15.04.2005 |
7685 |
не установлен |
- |
- | |
13 |
27.04.2005 |
9630 |
не установлен |
- |
- | |
14 |
21.06.2005 |
24184 |
не установлен |
- |
ВС в этот период не наблюдалось | |
15 |
21.06.2005 |
|
не установлен |
отсутствует |
Нет | |
16 |
21.06.2005 |
24184 |
не установлен |
- |
- | |
17 |
22.06.2005 |
25295 |
AH-26 RA-26134 |
- |
Северо-Западное УГАН "Псковавиа" установка АРМ на ВС | |
18 |
24.06.2005 |
25221 |
- |
ЗАО "Росаэро" |
Уральское УГАН | |
19 |
25.06.2005 |
21681 |
не установлен |
Отсутствует |
отсутствуют | |
20 |
26.05.2005 |
24740 |
не установлен |
ЗАО "Росаэро" |
Уральское УГАН | |
21 |
26.05.2005 |
24740 |
не установлен |
ЗАО "Росаэро" |
Уральское УГАН | |
22 |
29.06.2005 |
24278 |
не установлен |
ГУП авиакомпания "Полярные авиалинии" |
- | |
23 |
29.06.2005 |
25055 |
не установлен |
ЗАО ВНИИРА "Навигатор Сервис" |
- |
Таблица 5
Сведения о количестве ложных срабатываний в авиакомпаниях
Российской Федерации за период с 01.01.2005г. по 30.06.2005г.
№ п/п |
Авиакомпания |
Причины |
Кол-во срабаты- |
Общее Кол-во срабаты- |
Всего оснащено воздушных судов | |
|
ОАО |
несанкционированное включение |
16 |
|
| |
1 |
"Аэрофлот-Российские |
самопроизвольное включение |
10 |
28 |
84 | |
|
авиалинии" |
природные воздействия установленные |
2 |
|
| |
2 |
ФГУАП "Пулково" |
несанкционированное включение |
14 |
15 |
38 | |
|
|
неустановленная причина |
1 |
|
| |
3 |
ОАО "Авиакомпания |
несанкционированное включение |
13 |
19 |
55 | |
|
"Сибирь" |
неустановленная причина |
6 |
|
| |
4 |
ЗАО "Летные проверки и системы" |
несанкционированное включение |
7 |
7 |
| |
5 |
ООО "ЮТ-эйр |
несанкционированное включение |
1 |
|
| |
|
Лизинг" |
самопроизвольное включение |
1 |
6 |
48 | |
|
|
неустановленная причина |
4 |
|
| |
6 |
ОАО |
несанкционированное включение |
4 |
|
| |
|
"Домодедовские авиалинии" |
неустановленная причина |
1 |
|
| |
7 |
ОАО |
несанкционированное включение |
4 |
5 |
16 | |
|
"Аэрофлот-Дон" |
самопроизвольное включение |
1 |
|
| |
8 |
ФГУП |
несанкционированное включение |
5 |
5 |
32 |
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
В последнее время участились случаи ложного срабатывания аварийных радиомаяков, в ситуациях, не относящихся к аварийным, что приводит к увеличению нагрузки на поисковые и аварийно-спасательные силы, а также к нерациональному расходованию ресурсов.
Одной из причин ложных срабатываний аварийных радиомаяков является их непреднамеренное включение при эксплуатации и техническом обслуживании в сочетании с неправильными действиями персонала.
Для принятия мер по предупреждению случаев ложного оповещения об аварийных ситуациях, предлагаю строго руководствоваться указаниями Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 02.08.2004г. № 19.1.17-327, а именно:
1. Руководителям предприятий и организаций, осуществляющих эксплуатацию воздушных и морских судов, оборудованных АРМ:
1.1 При установлении факта ложного срабатывания аварийного радиомаяка, владелец должен обеспечить немедленную передачу в Управление транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ТЕЛ.: 155-57-07, ФАКС: 155-55-34, AFTN: УУУЕЫЦЫЬ, E-mail: [email protected]) информации, включающей сведения о факте ложного срабатывания, причине, типе, бортовом номере и местонахождении воздушного (морского) судна, на котором произошло событие.
1.2 В случае задержки передачи или не передачи информации о ложном срабатывании аварийного радиомаяка - проводить служебное расследование с привлечением представителей организации, производившей установку аварийного радиомаяка, и, при необходимости, организации - разработчика судна или ФГУП "НИИ КП".
Акты по результатам расследований представлять в Управление транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
2. Руководителям авиакомпаний и авиапредприятий ГА, а также предприятий по ТОиР ВС ГА провести дополнительное обучение летного и технического персонала по вопросам летной эксплуатации и технического обслуживания аварийных радиомаяков, уделив особое внимание порядку действий в случае непреднамеренного включения АРМ.
3. Для проведения своевременных мероприятий по срабатываниям АРМ, установленным на ВС, но не зарегистрированных в установленном порядке, руководителям организаций по ТОиР организовать передачу в дежурно-диспетчерскую службу Управления транспортной безопасности информации по АРМ, установленным на ВС авиакомпании без осуществления процедуры регистрации.
Начальник отдела надзора за поисковым, |
|
Приложение
Краткие сведения о системе КОСПАС-САРСАТ.
Система КОСПАС-САРСАТ обеспечивает поисково-спасательные службы информацией о бедствии в любой точке планеты на море, суше или в воздухе и его местоположении.
Основная концепция Системы КОСПАС-САРСАТ, представлена на рис. 1 и предполагает:
- аварийные радиомаяки (АРМ - для авиационного использования, АРБ - для морского применения и ПРБ - для персонального использования) которые передают сигналы в аварийной ситуации;
- оборудование на борту геостационарных и низкоорбитальных спутников, которое позволяет обнаруживать сигналы, передаваемые аварийными радиомаяками;
- наземные приемные станции, называемые Станциями приема и обработки информации (СПОИ), которые получают и обрабатывают сигналы со спутников для генерирования аварийных сообщений; и
- Координационные центры системы - КЦС (в Российской Федерации - Международный координационно-вычислительный центр (МКВЦ) КОСПАС-САРСАТ, г. Москва), которые получают аварийные сообщения от СПОИ и направляют их в координационные центры поиска и спасания - СКЦ (в Российской Федерации - дежурно-диспетчерская служба Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), или координационные центры системы в других государствах.
Рис. 1 Основная концепция Системы КОСПАС-САРСАТ.
Аварийно-спасательный радиомаяк АРМ-406 АС1
|
2. Описание | |
Моноблок АС1 - собственно переносной радиомаяк, включающий два передатчика ПРД 406 и ПРД 121, программно-временное устройство (ПВУ), блок управления (ПУ), блок автономного питания (БАП) и антенну (АНТ). Моноблок АС1 легко извлекается из кожуха при покидании аварийного ВС. Включение осуществляется вручную. |
3. Характеристики
Несущая частота:
- ПРД-406 - 406,025 МГц
- ПРД-121 - 121,5 МГц
Мощность:
- ПРД-406 - 5,0 Вт на f = 406,025 МГц
- ПРД-121 - 0,1 Вт на f = 121,5 MГц
Период излучения посылок ПРД-406 : 50 сек
Длительность посылки ПРД-406 : 440 мс
Время непрерывной работы:
- не менее 24 часов на f = 406,025МГц
- не менее 48 часов на f = 121,5МГц
Габаритно-массовые характеристики:
- в сборе - 91x110x220 мм; вес - 2,4 кг
- переносной моноблок АС1 - 77x82x190мм + АНТ - 165мм; вес - 1,7кг
АРМ-406 АС1 сохраняет работоспособность при следующих воздействиях:
- пламя 1100°С - не менее 2 минут;
- перегрузка 50 g;
- соляной раствор - не менее 2 часов.
4. Соответствие стандартам
Аварийно-спасательный радиомаяк АРМ-406АС1 полностью соответствует:
- спецификации КОСПАС-САРСАТ - C/S T.001;
- нормам летной годности самолетов - НЛГС-3; Авиационным правилам (АП-23 и АП-25);
- квалификационным требованиям - КТ-23-01;
- стандарту RTCA ДО-204.
АРМ-406 АС1 имеет сертификат по одобрению типа Программы КОСПАС-САРСАТ № 125 от 30.03.2001г. и свидетельство о годности № СГКИ-023-79-АРМ-406АС1 от 18.06.2001г., выданное Авиарегистром МАК.
Аварийно-спасательный радиомаяк АРМ-406 П
|
1. Назначение 2. Описание | |
датчиком перегрузки (ДП) и переносным моноблоком АС1; пульт дистанционного управления (ПДУ), устанавливаемый в кабине экипажа; внешнею антенну АНТ-406В, устанавливаемого на корпусе ВС. Моноблок АС1 - собственно переносной радиомаяк, включающий передатчики ПРД 406 и ПРД 121, программно-временное устройство (ПВУ), блок управления (ПУ), блок питания (БП) и антенну (АНТ)). Аварийный режим работы моноблока АС1 может быть включен как от ПДУ, так и от ДП, а также вручную при извлечении его из защитного кожуха при покидании аварийного ВС. |
3. Характеристики
Несущая частота:
- ПРД-406 - 406,025 МГц
- ПРД-121 - 121,5 МГц
Мощность:
- ПРД-406 - 5,0 Вт на f = 406,025 МГц
- ПРД-121 - 0,1 Вт на f = 121,5 МГц
Период излучения посылок ПРД-406 : 50 сек
Длительность посылки ПРД-406 : 440 мс
Время непрерывной работы:
- не менее 24 часов на f = 406,025 МГц
- не менее 48 часов на f = 121,5 МГц
Габарито-массовые характеристики:
- моноблок "П" - 180x184x290 мм; вес - 3,8 кг
- ПДУ - 48x146x172 мм; вес - 1,2 кг
- АНТ-406В - выполнена в виде крыла (сечение - удлиненная капля) длиной 235 мм и "max" толщиной 22 мм, вес - 0,7 кг
- переносной моноблок АС1 - 77x82x190 мм + АНТ - 165мм; вес - 1,7 кг
АРМ-406П сохраняет работоспособность при следующих воздействиях:
- пламя 1100°С - не менее 2 минут;
- перегрузка - 500 g;
- сдавливание - 455 кг;
- соляной раствор - не менее 2 часов.
4. Соответствие стандартам
Аварийно-спасательный радиомаяк АРМ-406 П полностью соответствует:
- спецификации КОСПАС-САРСАТ - C/S T.001;
- нормам летной годности самолетов - НЛГС-3, Авиационным правилам (АП-23 и АП-25);
- квалификационным требованиям - КТ-23-01;
- стандарту RTCA ДО-204.
АРМ-406П имеет сертификат по одобрению типа Программы КОСПАС-САРСАТ № 130 от 28.02.2002г. и свидетельство о годности № СГКИ-023-123-АРМ-406П от 29.05.2003г., выданное Авиарегистром МАК.