- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА |
Руководителям территориальных |
23.12.99г., днем, в сложных метеоусловиях, в районе населенного пункта Демьянское (Уватский район Тюменской области) произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24647 авиакомпании "Вертикаль-Т", подконтрольной Межрегиональному территориальному управлению Центральных районов ФСВТ России.
Экипаж вертолета в составе командира ВС Черняева А.Н., второго пилота Шелудякова А.В., бортмеханика Ермолаева В.Д. базировался на оперативной точке Уват, имея задачу выполнять транспортные полеты по перевозке груза на внешней подвеске по маршруту Демьянское - район буровых Ротор-5, Ротор-12.
Командир вертолета был допущен к выполнению полетов по минимуму ПВП 150х2000 метров, ОПВП днем - 100х1000 метров, ППП - 80х800 метров.
Решение на вылет из Увата в Демьянское командир принимал по площадному прогнозу, которым предусматривались высота нижней границы облаков 150 метров, горизонтальная видимость 2000 метров. Практически сразу после взлета в Увате экипаж вертолета получил корректив к прогнозу погоды, которым предусматривалось ухудшение вертикальной видимости до 100 и горизонтальной до 1000 метров.
Данный прогноз погоды и корректив к прогнозу не соответствовал требованиям п.10.6.6 НПП ГА-85 и п.2.3 РЛЭ вертолета Ми-8 для выполнения полетов с внешней подвеской.
Получив нелетный корректив к прогнозу погоды, командир ВС выполнение задания не прекратил, сообщил диспетчеру ложную информацию о выполнении тренировочного полета и приступил к выполнению полетов по перевозке грузов на внешней подвеске.
После подцепки груза (топливной емкости весом около 2000 кг) экипаж произвел взлет в населенном пункте Демьянское для следования на буровую Ротор-12.
По объяснению второго пилота, примерно через 3...4 минуты после взлета вертолет попал в снежный заряд. В полете второй пилот контролирующее управление не осуществлял (вел ориентировку по карте), бортмеханик находился в грузовой кабине.
Первоначально полет выполнялся над лесным массивом, что позволяло командиру вертолета сохранять контроль за пространственным положением вертолета, используя наземные ориентиры. При подлете к покрытой заснеженным льдом реке Иртыш в условиях ухудшенной видимости командир вертолета, вероятно, испытывал трудности в определении пространственного положения вертолета по наземным ориентирам.
По заключению комиссии по расследованию АП, за несколько секунд до катастрофы был произведен сброс груза, который упал примерно в 80 метрах от берега реки. По объяснению второго пилота, о сбросе груза и прекращении выполнения задания командир ВС экипаж не информировал.
Возникшая после сброса груза перебалансировка вертолета, вероятно, обусловила несоразмерные управляющие действия командира вертолета. Произошло быстрое, в течении 5 секунд, увеличение угла тангажа на пикирование до 29°. Вертолет перешел на снижение и столкнулся с ледовой поверхностью реки Иртыш примерно в 200 метрах от места падения груза с внешней подвески.
В результате авиационного происшествия командир вертолета и бортмеханик погибли, второй пилот получил серьезные телесные повреждения.
Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:
- нарушение экипажем требований п.5.5.12.1 и п.2.3 РЛЭ вертолета Ми-8 при принятии решения на выполнение полета с грузом на внешней подвеске при метеоусловиях не соответствующих минимуму для полетов по ПВП и минимуму для выполнения данного вида авиационных работ;
- вероятная потеря командиром ВС пространственной ориентировки в условиях ухудшения видимости при полете над безориентирной местностью;
- нарушение экипажем требований п.5.3.11 и п.5.3.13 НПП ГА-85 о прекращении выполнения полетного задания и переходе на пилотирование по правилам ППП при ухудшении метеоусловий до значений, исключающих полет по ПВП;
- неудовлетворительное взаимодействие в экипаже (о сбросе груза члены экипажа не информировались, второй пилот контролирующие действия не осуществлял).
Происходящие в последние годы авиационные происшествия и инциденты с воздушными судами, выполняющими полеты в отрыве от места постоянного базирования (как на территории Российской Федерации, так и за рубежом), являются, в том числе, следствием неудовлетворительной работы руководящего и командно-летного состава авиапредприятий. При расследовании большинства из указанных АП и инцидентов выявляются такие недостатки как:
- самоустранение руководителей авиакомпаний от контроля за деятельностью экипажей, работающих в отрыве от места постоянного базирования и в других авиапредприятиях на условиях трудовых соглашений;
- направление для работы в отрыве от базы летного состава без предварительной тщательной оценки его подготовки (без необходимых проверок, подтверждения допусков и т.п.);
- некачественный отбор кандидатов для работы в отрыве от места постоянного базирования (направление недисциплинированных, склонных к нарушениям специалистов);
- неудовлетворительный или несвоевременный анализ расшифровок средств объективного контроля.
Результаты инспекторских проверок эксплуатантов показывают, что подобные недостатки часто отмечаются в авиапредприятиях, где командно-летным составом проводится лишь формальная работа по организации летной работы и контролю за деятельностью подчиненного летного состава.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Начальнику Управления летной службы ФСВТ России Ю.П. Таршину и начальнику СПАСОП ФСВТ России Э.Л. Тимонину рассмотреть рекомендации комиссии по расследованию данного авиационного происшествия.
2. Руководителям территориальных органов ФСВТ России данное заключение довести до подконтрольных авиапредприятий.
3. Руководителю МТУ Центральных районов ФСВТ России проконтролировать устранение выявленных при расследовании АП недостатком в организации и обеспечении полетов в авиапредприятии "Вертикаль-Т".
4. Руководителям авиапредприятий:
4.1. Провести анализ эффективности деятельности структурных подразделений предприятия занятых обеспечением и контролем за выполнением полетов в отрыве от места постоянного базирования.
4.2. Данное заключение изучить с командно-летным составом предприятия и летным составом, выполняющим полеты на вертолетах.
4.3. Использовать информацию данного заключения при подготовке авиапредприятия к выполнению полетов в ОЗП 2000-2001 года.
Начальник Управления |
|