- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ
АНАЛИЗ
СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ
МОСКВА
2001
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие данные о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2000 году.
2. Состояние безопасности полетов на самолетах 1-3 класса.
3. Состояние безопасности полетов на самолетах 4 класса.
4. Состояние безопасности полетов на вертолетах.
5. Состояние безопасности полетов при наземном обеспечении и ОВД.
6. Производственные происшествия.
7. Профилактическая работа по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов.
8. Результата осуществления государственного надзора за летной деятельностью, обеспечением полетов и поддержанием летной годности гражданских ВС.
9. Выводы.
1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ
Состояние аварийности в 2000 году характеризуется следующими данными: на всем парке воздушных судов произошло 17 авиационных происшествий, из которых 5 закончились катастрофами, приведшими к гибели 20 человек (в том числе 12 членов экипажей и 8 пассажиров). По предварительным данным списано 12 воздушных судов.
Для сравнения: в 1999 году произошло 21 авиационное происшествие, в том числе 7 катастроф, в которых погибло 43 человека, списано 17 воздушных судов.
Сведения о распределении числа авиационных происшествий по отдельным классам воздушных судов приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Общие данные о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации
Российской федерации в 2000 году
Классификация |
Годы |
Всего |
В том числе на: | ||||
|
|
|
Самолетах |
Вертолетах | |||
|
|
|
1-3 класса |
4 класса |
1-2 класса |
3 класса | |
Авиационные |
2000 |
17 |
3 |
4 |
5 |
5 | |
Катастрофы |
2000 |
5 |
2 |
1 |
- |
2 | |
Погибло |
2000 |
20 |
15 |
3 |
- |
2 | |
В том |
экипаж |
2000 |
12 |
9 |
2 |
- |
1 |
|
пассажиры |
2000 |
8 |
6 |
1 |
- |
1 |
Аварии |
2000 |
12 |
1 |
3 |
5 |
3 | |
Списано ВС |
2000 |
12 |
2 |
2 |
4 |
4 |
В целом по парку ВС аварийность в 2000 году по сравнению с 1999 годом снизилась: общее число авиационных происшествий сократилось на 19%, а число катастроф - почти на 29% (с 7 в 1999г. до 5 в 2000г.). При этом число погибших людей в катастрофах уменьшилось по сравнению с 1999 годом более чем в 2 раза.
Улучшение показателей аварийности на всем парке ВС определялось в первую очередь снижением аварийности на вертолетах, число авиационных происшествий с которыми уменьшилось в 1,7 раза (10 - в 2000 г. против 17 - в 1999 г.), а число катастроф - в 3,5 раза (2 -в 2000г., 7-в 1999г.).
Тенденция изменения аварийности на всем парке ВС за более длительный период , представлена ниже на рис. 1, из данных которого следует, что в течение последних семи лет (1994 -2000 гг.) наблюдается устойчивая тенденции к уменьшению абсолютного числа катастроф и числа погибших в них людей.
годы
Рис. 1
Динамика изменения относительных показателей безопасности полетов на всем парке воздушных судов также подтверждает наличие устойчивых положительных тенденции в снижении аварийности в гражданской авиации на протяжении последних пяти лет: 1996-2000 г.г. (Рис.2)
год
Рис.2.
В гражданской авиации Российской Федерации при выполнении регулярных пассажирских перевозок на магистральных авиалиниях в 2000 .году поддерживался более высокий уровень безопасности полетов, чем в странах - членах ИКАО и США. При этом виде перевозок с воздушными судами Российской Федерации в течение четырех лет (1997-2000 г) не было авиационных происшествий с человеческими жертвами (рис.3).
Относительные показатели безопасности полетов при регулярных
пассажирских перевозках на магистральных авиалиниях
годы
Рис.3
Однако достигнутое в отчетном году улучшение статистических показателей аварийности не позволяет делать вывод о существенном прогрессе в вопросах обеспечения безопасности полетов. Свидетельством этому в первую очередь являются результаты анализа причин авиационных происшествий в 2000 году.
На время составления анализа расследование ряда авиационных происшествий еще не завершено. Но поступившие материалы законченных расследований, а также данные о ходе расследования остальных АП позволяют сделать вывод, что спектр причин авиационных происшествий в 2000 году оставался типичным для ряда предыдущих лет (рис.4).
Подавляющее их число связано с недостатками в работе летного состава эксплуатирующих предприятий, в основе которых лежат нарушения в организации, обеспечении и выполнении полетов, допускаемые руководящим составом авиапредприятии и организации гражданской авиации, а также авиационным персоналом.
Особую озабоченность вызывает тот факт, что нарушения установленных правил полетов и правил эксплуатации авиационной техники привели в 2000 году к 12-ти авиационным происшествиям (около 70 % общего числа AП).
Наиболее характерными следствиями недостатков в работе летного состава, приведших к авиационным происшествиям, стали:
- выход на закритические углы атаки на взлете и последующее сваливание;
- выключение двигателей и полете из-за вылета с недостаточным аэронавигационным запасом топлива на борту;
- выкатывания за пределы ВПП и столкновения с препятствиями при выполнении разбега на взлете или пробега после посадки;
- столкновения с препятствиями при заходе на посадку вследствие недостаточной предпосадочной подготовки, незнания района выполнения полета или нарушения схемы захода;
- столкновения с землей вследствие невыполнения требований РЛЭ по действиям при резком ухудшении видимости при посадке на заснеженную площадку и потери пространственной ориентировки в снежном вихре (вертолеты);
- полеты при погоде хуже установленного метеоминимума;
- столкновение вертолета с землей при взлете с превышением полетной массы;
- опрокидывание вертолета при попытке взлета при стояночном угле крена ВС, превышавшем величину ограничения РЛЭ.
Существенное влияние на состояние безопасности полетов в 2000 году оказали отказы авиационной техники в полете.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В 2000 ГОДУ
Рис.4
Наиболее неблагоприятное положение с обеспечением безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2000 г. сложилось в авиапредприятиях Южного МТУ - три катастрофы. Приволжского МТУ - три авиационных происшествия. Северо-западного МТУ, Красноярского МТУ и МТУ Центральных районов по два авиационных происшествия.
Наиболее тяжелые авиационные происшествия произошли в Севере-Западном МТУ -катастрофа Як-40 RA-88170 Вологодского АП, в которой погибло 9 человек, и в Западносибирском МТУ - катастрофа Ан - 12 RA-11302 авиакомпании "Антей" (погибло 6 человек).
В 2000 году не было авиационных происшествий с воздушными судами авиапредприятий, подконтрольных Архангельскому, Восточно-Сибирскому, Татарскому МТУ ВТ, Дальневосточному и Уральскому ОМТУ ВТ, Саха (Якутскому) ТУ ВТ, а также с воздушными судами авиапредприятий непосредственного подчинения ГСГА Минтранса России.
Распределение авиационных происшествий по межрегиональным и территориальным управлениям и подконтрольным им эксплуатантам приведено в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Распределение авиационных происшествии по межрегиональным и
территориальным управлениям и подконтрольным им эксплуатантам в 2000г.
Peгион. управлен. |
Эксплуатант |
Клас. |
Тип ВС |
Борт № |
Дата |
Жерт. (кат.) |
Tpaвмы |
ТЮМЕН. |
|
|
|
|
|
|
|
ПРИВОЛ. |
|
|
|
|
|
|
|
МТУ ЦР |
|
|
|
|
|
|
|
СЕВ.- |
|
|
|
|
|
|
|
ЗАП.-СИБ. |
|
|
|
|
|
|
|
ЮЖНОЕ |
|
|
|
|
|
|
|
СЕВ.-ВОС. МТУ |
|
|
|
|
|
|
|
КОМИ ТУ |
|
|
|
|
|
|
|
КРАСН. МТУ |
|
|
|
|
|
|
|
КАМЧАТ. |
|
|
|
|
|
|
|
Помимо авиационных происшествий, в течение 2000 года произошло 860 авиационных инцидентов, 20 чрезвычайных происшествий и 51 повреждение ВС на земле. Распределение этих событий представлено в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Общие данные об инцидентах, ЧП и ПВС с воздушными судами
гражданской авиации Российской Федерации в 2000 году
КЛАССИФИКАЦИЯ |
ГОДЫ |
ВСЕГО |
В том числе на: | |||
|
|
|
CAMOЛЕТАХ |
ВЕРТОЛЕТАХ | ||
|
|
|
1-3 класса |
4 класса |
1-2 класса |
3 класса |
|
2000 |
860 |
730 |
31 |
85 |
14 |
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ |
2000 |
20 |
13 |
1 |
5 |
1 |
ПОВРЕЖДЕНИЕ ВС |
2000 |
51 |
47 |
1 |
2 |
1 |
Расследование ряда инцидентов, также как и авиационных происшествий, на время написания анализа не закончено, но полученные материалы расследования позволяют сделать вывод, что из общего числа инцидентов около 22% произошло из-за недостатков в работе летной службы.
Факторы недостатков в работе других служб имели место в следующем относительном числе инцидентов: ИАС 7,4%, УВД 2,5 %, других служб обеспечения полетов 13,6%.
Необходимо отметить, что относительное число инцидентов, связанных с недостатками в работе летного состава и наземных служб обеспечения полетов, осталось на уровне среднего за ряд предыдущих лет (около 42% общего числа инцидентов). При этом причины таких инцидентов свидетельствуют о серьезных упущениях в организации и выполнении полетов, нарушениях технологии работ и неудовлетворительном взаимодействии между службами.
Следствием этих недостатков стали, в частности, такие серьезные инциденты, как полеты на перегруженных судах, столкновения с аэродромными сооружениями при заходе на посадку, касание ВПП крылом при посадке и хвостовой пятой на взлете, полеты на обледеневших воздушных судах, выходы за летные ограничения по углу атаки и скорости полета, отказы авиационной техники в полете из-за заправки некондиционным топливом, столкновение ВС в воздухе и ряд других. Продолжает сохраняться высоким число выкатываний, грубых приземлении самолетов 1-3 класса, полетов при погоде хуже установленного минимума на всех классах ВС, столкновений вертолетов с объектами на земле в процессе маневрирования на малой высоте.
Более половины всех инцидентов (53%) произошло по причине отказов авиационной техники в полете, в числе которых из-за КПН 75 %.