почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
17
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ



АНАЛИЗ
СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ


МОСКВА
2001



СОДЕРЖАНИЕ

    1. Общие данные о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2000 году.
    2. Состояние безопасности полетов на самолетах 1-3 класса.
    3. Состояние безопасности полетов на самолетах 4 класса.
    4. Состояние безопасности полетов на вертолетах.
    5. Состояние безопасности полетов при наземном обеспечении и ОВД.
    6. Производственные происшествия.
    7. Профилактическая работа по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов.
    8. Результата осуществления государственного надзора за летной деятельностью, обеспечением полетов и поддержанием летной годности гражданских ВС.
    9. Выводы.

1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ


    Состояние аварийности в 2000 году характеризуется следующими данными: на всем парке воздушных судов произошло 17 авиационных происшествий, из которых 5 закончились катастрофами, приведшими к гибели 20 человек (в том числе 12 членов экипажей и 8 пассажиров). По предварительным данным списано 12 воздушных судов.
    Для сравнения: в 1999 году произошло 21 авиационное происшествие, в том числе 7 катастроф, в которых погибло 43 человека, списано 17 воздушных судов.
    Сведения о распределении числа авиационных происшествий по отдельным классам воздушных судов приведены в табл. 1.1.


Таблица 1.1

Общие данные о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации
Российской федерации в 2000 году

Классификация

Годы

Всего

В том числе на:

 

 

 

Самолетах

Вертолетах

 

 

 

1-3 класса

4 класса

1-2 класса

3 класса

Авиационные
происшествия

2000
1999

17
21

3
4

4
-

5
14

5
3

Катастрофы

2000
1999

5
7

2
-

1
-

-
6

2
1

Погибло

2000
1999

20
43

15
-

3
-

-
41

2
2

В том
числе

экипаж

2000
1999

12
12

9
-

2
-

-
10

1
2

 

пассажиры

2000
1999

8
31

6
-

1
-

-
31

1
-

Аварии

2000
1999

12
14

1
4

3
-

5
8

3
2

Списано ВС

2000
1999

12
17

2
2

2
-

4
13

4
2


    В целом по парку ВС аварийность в 2000 году по сравнению с 1999 годом снизилась: общее число авиационных происшествий сократилось на 19%, а число катастроф - почти на 29% (с 7 в 1999г. до 5 в 2000г.). При этом число погибших людей в катастрофах уменьшилось по сравнению с 1999 годом более чем в 2 раза.
    Улучшение показателей аварийности на всем парке ВС определялось в первую очередь снижением аварийности на вертолетах, число авиационных происшествий с которыми уменьшилось в 1,7 раза (10 - в 2000 г. против 17 - в 1999 г.), а число катастроф - в 3,5 раза (2 -в 2000г., 7-в 1999г.).
    Тенденция изменения аварийности на всем парке ВС за более длительный период , представлена ниже на рис. 1, из данных которого следует, что в течение последних семи лет (1994 -2000 гг.) наблюдается устойчивая тенденции к уменьшению абсолютного числа катастроф и числа погибших в них людей.


годы

Рис. 1

    Динамика изменения относительных показателей безопасности полетов на всем парке воздушных судов также подтверждает наличие устойчивых положительных тенденции в снижении аварийности в гражданской авиации на протяжении последних пяти лет: 1996-2000 г.г. (Рис.2)     


год

Рис.2.

    В гражданской авиации Российской Федерации при выполнении регулярных пассажирских перевозок на магистральных авиалиниях в 2000 .году поддерживался более высокий уровень безопасности полетов, чем в странах - членах ИКАО и США. При этом виде перевозок с воздушными судами Российской Федерации в течение четырех лет (1997-2000 г) не было авиационных происшествий с человеческими жертвами (рис.3).
    

Относительные показатели безопасности полетов при регулярных
пассажирских перевозках на магистральных авиалиниях

годы

Рис.3


    Однако достигнутое в отчетном году улучшение статистических показателей аварийности не позволяет делать вывод о существенном прогрессе в вопросах обеспечения безопасности полетов. Свидетельством этому в первую очередь являются результаты анализа причин авиационных происшествий в 2000 году.
    На время составления анализа расследование ряда авиационных происшествий еще не завершено. Но поступившие материалы законченных расследований, а также данные о ходе расследования остальных АП позволяют сделать вывод, что спектр причин авиационных происшествий в 2000 году оставался типичным для ряда предыдущих лет (рис.4).
    Подавляющее их число связано с недостатками в работе летного состава эксплуатирующих предприятий, в основе которых лежат нарушения в организации, обеспечении и выполнении полетов, допускаемые руководящим составом авиапредприятии и организации гражданской авиации, а также авиационным персоналом.
    Особую озабоченность вызывает тот факт, что нарушения установленных правил полетов и правил эксплуатации авиационной техники привели в 2000 году к  12-ти авиационным происшествиям (около 70 % общего числа AП).
    Наиболее характерными следствиями недостатков в работе летного состава, приведших к авиационным происшествиям, стали:
    - выход на закритические углы атаки на взлете и последующее сваливание;
    - выключение двигателей и полете из-за вылета с недостаточным аэронавигационным запасом топлива на борту;
    - выкатывания за пределы ВПП и столкновения с препятствиями при выполнении разбега на взлете или пробега после посадки;
    - столкновения с препятствиями при заходе на посадку вследствие недостаточной предпосадочной подготовки, незнания района выполнения полета или нарушения схемы захода;
    - столкновения с землей вследствие невыполнения требований РЛЭ по действиям при резком ухудшении видимости при посадке на заснеженную площадку и потери пространственной ориентировки в снежном вихре (вертолеты);
    - полеты при погоде хуже установленного метеоминимума;
    - столкновение вертолета с землей при взлете с превышением полетной массы;
    - опрокидывание вертолета при попытке взлета при стояночном угле крена ВС, превышавшем величину ограничения РЛЭ.
    Существенное влияние на состояние безопасности полетов в 2000 году оказали отказы авиационной техники в полете.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В 2000 ГОДУ


Рис.4


    Наиболее неблагоприятное положение с обеспечением безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2000 г. сложилось в авиапредприятиях Южного МТУ - три катастрофы. Приволжского МТУ - три авиационных происшествия. Северо-западного МТУ, Красноярского МТУ и МТУ Центральных районов по два авиационных происшествия.
    Наиболее тяжелые авиационные происшествия произошли в Севере-Западном МТУ -катастрофа Як-40 RA-88170 Вологодского АП, в которой погибло 9 человек, и в Западносибирском МТУ - катастрофа Ан - 12 RA-11302 авиакомпании "Антей" (погибло 6 человек).
    В 2000 году не было авиационных происшествий с воздушными судами авиапредприятий, подконтрольных Архангельскому, Восточно-Сибирскому, Татарскому МТУ ВТ, Дальневосточному и Уральскому ОМТУ ВТ, Саха (Якутскому) ТУ ВТ, а также с воздушными судами авиапредприятий непосредственного подчинения ГСГА Минтранса России.
    Распределение авиационных происшествий по межрегиональным и территориальным управлениям и подконтрольным им эксплуатантам приведено в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Распределение авиационных происшествии по межрегиональным и
территориальным управлениям и подконтрольным им эксплуатантам в 2000г.


Peгион. управлен.

Эксплуатант

Клас.
события

Тип ВС

Борт №

Дата

Жерт. (кат.)

Tpaвмы

ТЮМЕН.
МТУ


а/к "Тюменьавиатранс"


авар


Ми-8


RA-24187


06.01.00




3/2

ПРИВОЛ.
МТУ


ГУАП "Оренбургские АЛ" Саранский ОАО
ГУП "Чебоксарское АП


авар
авар
авар


Ми-2 Ан-2 Ан-24


RA-15713 RA-31486 RA-46499


12.02.00 06.04.00 05.11.00





МТУ ЦР


ЗАО "Смоленск-
аэротранс"
а/к "Авиация Ярославля"



авар
авар



Ми-2
Ми-8



RA-15694 RA-22747



26,02.00 27.07.00





1/-
1/-

СЕВ.-
ЗАПАД.
МТУ


ОАО "Вологодское АП" Новгородское АП


кат.
авар


Як-40 Ми-2


RA-88170 RA-14274


09.03.00 28.08.00


5/4



1/5

ЗАП.-СИБ.
МТУ


владелец - а/к "Антей" эксплуатант - а/к
"Эльбрус-Авиа
(Южное МТУ)



кат.



Ан-12



RA-11302



24.03.00



4/2



2/-

ЮЖНОЕ
МТУ


Шахтинский АРЗ
РОСТО ОАО
"Донская тpaнcпopтная
авиакомпания"
ГУП "Кубаньспецавиа"



кат.

кат.
кат.



Ан-2

Ми-2
Ми-2



RA-33443

RA-23759
RA-23213



16.04.00

17.04.00
04.07.00



2/1

-/1
1/-



СЕВ.-ВОС. МТУ


ГУАП "Чукотавиа"


авар


Ми-8


RA-24295


24.04.00





КОМИ ТУ


а/к " Комиавиатранс"


авар


Ми-8


RА-24454


28.07.00





КРАСН. МТУ


ГУП "Красноярская
базa авиационной
охраны лесов"
Норильское ГУП


авар


авар


Ан-2


Ми-8


RA-32718


RA-24021


02.08.00


02.09.00





КАМЧАТ.
МТУ


ГУАП "Корякавиа"


авар


Ан-28


RA-28950


19.09.00

 

 


    Помимо авиационных происшествий, в течение 2000 года произошло 860 авиационных инцидентов, 20 чрезвычайных происшествий и 51 повреждение ВС на земле. Распределение этих событий представлено в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Общие данные об инцидентах, ЧП и ПВС с воздушными судами
гражданской авиации Российской Федерации в 2000 году

КЛАССИФИКАЦИЯ

ГОДЫ

ВСЕГО

В том числе на:

 

 

 

CAMOЛЕТАХ

ВЕРТОЛЕТАХ

 

 

 

1-3 класса

4 класса

1-2 класса

3 класса


ИНЦИДЕНТЫ

2000
1999

860
873

730
733

31
52

85
74

14
14

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

2000
1999

20
20

13
9

1
7

5
2

1
2

ПОВРЕЖДЕНИЕ ВС
НА ЗЕМЛЕ

2000
1999

51
68

47
60

1
2

2
2

1
3


    Расследование ряда инцидентов, также как и авиационных происшествий, на время написания анализа не закончено, но полученные материалы расследования позволяют сделать вывод, что из общего числа инцидентов около 22% произошло из-за недостатков в работе летной службы.
    Факторы недостатков в работе других служб имели место в следующем относительном числе инцидентов: ИАС 7,4%, УВД 2,5 %, других служб обеспечения полетов  13,6%.
    Необходимо отметить, что относительное число инцидентов, связанных с недостатками в работе летного состава и наземных служб обеспечения полетов, осталось на уровне среднего за ряд предыдущих лет (около 42% общего числа инцидентов). При этом причины таких инцидентов свидетельствуют о серьезных упущениях в организации и выполнении полетов, нарушениях технологии работ и неудовлетворительном взаимодействии между службами.
    Следствием этих недостатков стали, в частности, такие серьезные инциденты, как полеты на перегруженных судах, столкновения с аэродромными сооружениями при заходе на посадку, касание ВПП крылом при посадке и хвостовой пятой на взлете, полеты на обледеневших воздушных судах, выходы за летные ограничения по углу атаки и скорости полета, отказы авиационной техники в полете из-за заправки некондиционным топливом, столкновение ВС в воздухе и ряд других. Продолжает сохраняться высоким число выкатываний, грубых приземлении самолетов 1-3 класса, полетов при погоде хуже установленного минимума на всех классах ВС, столкновений вертолетов с объектами на земле в процессе маневрирования на малой высоте.
    Более половины всех инцидентов (53%) произошло по причине отказов авиационной техники в полете, в числе которых из-за КПН 75 %.

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование