почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
29
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

18.11.2003 г.

Москва

№ НА-325-р


О КАТАСТРОФЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-25194


    Двадцатого августа 2003 г., днем, в сложных метеоусловиях, в 108 км юго-западнее аэропорта Елизово (Петропавловск-Камчатский) произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-25194 Государственного предприятия воздушного транспорта - Авиапредприятия "Халактырка" (далее ГПВТ "Халактырка"), подконтрольного Камчатскому МТУ воздушного транспорта Минтранса России.
    Экипаж вертолета в составе командира воздушного судна (КВС) А.А. Гузанова, второго пилота Б.П. Здора и бортмеханика И.А. Осипова выполнял транспортно-связной полет по маршруту: вертодром "Излучина" - населенный пункт Северо-Курильск. На борту вертолета кроме членов экипажа находилось 17 пассажиров (губернатор Сахалинской области И.П. Фархутдинов и сопровождающие его лица), взлетная масса и центровка вертолета не выходили за ограничения РЛЭ вертолета Ми-8Т.
    После взлёта по просьбе представителя "заказчика" экипаж без согласования со службой УВД изменил маршрут и выполнял полёт с уклонением вправо.
    При выполнении полета в горной местности, на высоте менее безопасной, в условиях ограниченной видимости, при внезапном обнаружении перед вертолетом препятствия (лесного массива) экипаж, пытаясь избежать столкновения, резкими и несоразмерными действиями ручкой управления создал условия, приведшие к отклонению конуса вращения несущего винта (НВ) назад, удару лопастями НВ по хвостовой балке и её разрушению.
    Вертолёт потерял управление и столкнулся с землёй.
    В результате авиационного происшествия экипаж и пассажиры погибли.
    Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:
    неправомерное принятие решения командиром воздушного судна в нарушение требования п. 10.1.17 НПП ГА-85 на изменение запланированного маршрута полёта;
    нарушение экипажем требований п.п. 7.5.4 и 5.3.3 НПП ГА-85, выразившееся в принятии решения на полет по изменённому маршруту в горной местности в метеорологических условиях, не соответствующих требованиям правил визуальных полётов (ГТВП);
    нарушение экипажем требований п. 5.3.13 НПП ГА-85 о необходимости прекращения выполнения полетного задания при встрече погодных условий, не соответствующих требованиям для полетов по ПВП;
    выполнение полета на высоте ниже безопасной, что является нарушением требований п.п. 5.3.15 и 7.5.3 НПП ГА-85;
    резкие и несоразмерные действия ручкой управления при внезапном обнаружении препятствия, что привело к созданию условий, приведших к отклонению конуса вращения несущего винта (НВ) назад, удару лопастями НВ по хвостовой балке и её разрушению.
    В ходе расследования катастрофы был выявлен ряд нарушений требований нормативных документов, определяющих организацию; обеспечение и выполнение полётов:
    в нарушение требований Руководства по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и "бортовых запасов (утверждено приказом Минтранса России от 22.11.95 г. № 102) семь пассажиров с багажом не проходили предполётный досмотр;
    оформление необходимых перевозочных документов и регистрация пассажиров отделом перевозок ООО АТК "Кречет" не проводилась;
    список пассажиров и бланки заявок на полёт не были переданы в отдел перевозок и находились на борту самолёта, в списке указано 15 пассажиров - фактически было 17;
    в нарушение требований РЛЭ вертолёта Ми-8 багаж в грузовой кабине не был закреплён;
    экипаж после изменения запланированного маршрута выдавал органам УВД заведомо недостоверную информацию о местоположении вертолёта и высоте полёта, что является нарушением требований п. 5.3.15 НПП ГА-85 и затруднило выполнение поисково-спасательных работ;
    экипажем в нарушение требования п. 4.3.7 РЛЭ вертолёта Ми-8Т не был установлен задатчик радиовысотомера на требуемую величину.
    Предлагаю:
    1. Утвердить план мероприятий по результатам расследования катастрофы вертолета Ми-8Т RA-25194, происшедшей 20.08.2003 г. (приложение 1 к настоящему распоряжению).
    2. Руководителям департаментов, начальникам управлений ГСГА Минтранса России, руководителя территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России обеспечить исполнение плана мероприятий по результатам расследования катастрофы вертолета Ми-8Т RA-25194, происшедшей 20.08.2003 г., в соответствии с установленными сроками.
    3. Руководителю Камчатского МТУ ВТ Минтранса России принять меры по устранению выявленных в ходе расследования катастрофы недостатков в организации и обеспечении безопасности полетов в подконтрольных авиапредприятиях. О принятых мерах доложить в Государственную службу гражданской авиации Минтранса России в 15-дневный срок после получения настоящего распоряжения.
    4. Руководителям территориальных управлений ВТ Минтранса России довести данное распоряжение с приложением до всех подконтрольных организаций гражданской авиации.
    5. Руководителям организаций гражданской авиации настоящее распоряжение, обстоятельства и причину катастрофы (приложение 2) изучить со всем командно-руководящим, летным и диспетчерским составом.
    6. Контроль за выполнением требований настоящего .распоряжения возложить на заместителя Министра транспорта Российской Федерации К.К. Руппеля.
    
    

Первый заместитель Министра

А.В. Нерадько

    

Приложение 1
к распоряжению Минтранса России
от 18.11.2003 № НА-325-р


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по результатам расследования катастрофы вертолета Ми-8Т RA-25194, происшедшей 20.08.2003 г. в районе Петропавловск-Камчатского


п/п

Содержание рекомендации

Порядок реализации рекомендации

Ответствен-
ные исполнители

Срок испол-
нения

Состояние выпол-
нения

1.

Минюсту, Минтрансу России с участием МВД, ФСБ н МАК подготовить предложения по внесению дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях об усилении ответственности должностных и иных лиц и членов экипажей, инициировавших и/или допустивших несанкционированные отступления от установленного порядка и правил полетов.

1. Запросить предложения МВД, ФСБ и МАК по выполнению данной рекомендации. 2. Подготовить предложения Минюсту России, направленные на усиление ответственности должностных лиц, за нарушение правил организации и выполнения полета

С.А. Тарасов, В.А. Рудаков

1.12.03г.



2.

Минтрансу России совместно с ФСБ, МВД и ФСО ввести в действие инструкцию по организации и обеспечению

Разработано и введено в действие распоряжением ГСГА Минтранса России от 20.09.2003 г. №НА-276-р "Положение об организации воздушных перевозок подконтрольными рейсами литера "ПК".

 

литерных и подконтрольных рейсов, распространив ее действие на организацию перевозок высших должностных лиц субъектов Федерации и полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах, предусмотрев в ней квалификационные требования к экипажам и технические требования к оборудованию воздушных судов, аэродромов и вертолетных площадок.

Руководителям территориальных органов и организаций ГА принять меры по выполнения требований распоряжения ГСГА Минтранса России от 20.09.2003 г. № НА-276-р

руководители территори-
альных органов ВТ

Пос-
тоянно



3.

Минтрансу России совместно с МАК провести анализ причин авиационных происшествий с воздушными судами в горной местности. По результатам обобщенного анализа разработать мероприятия и при необходимости внести изменения в нормативные документы.

Поручить ГЦ БП ВТ провести анализ авиационных происшествий в горной местности за период с 1991 по 2003 год.

В.А. Рудаков, Г.Л. Лившиц, Е.Н. Лобачёв, Ю.В. Мелешко

1 кв. 2004 г.

 

4.

Руководителям субъектов Федерации, Минтрансу России для осуществления пассажирских перевозок в населенные пункты региона, расположенные в горной местности, обеспечить необходимое оснащение и содержание трасс, аэродромов и вертолетных площадок радиотехническими средствами навигации и связи, обеспечивающими полет по трассе, снижение и заход на посадку.

Подготовить предложения по оснащению и содержанию трасс, аэродромов и вертолетных площадок радиотехническими средствами навигации и связи, обеспечивающими полет по трассе, снижение и заход на посадку.

Ю.В. Мелешко, В.М. Уткин руководители территориальных органов ВТ Минтранса России

1 кв. 2004г.

 


В горных районах перевозку пассажиров на вертолетах осуществлять на безопасных эшелонах полета по оборудованным местным воздушным линиям 1-й категории на аэродромы и площадки, имеющие необходимое метеорологическое и диспетчерское обслуживание.

Рассмотреть вопрос об учете требований в проекте "Правил полетов". Проконтролировать выполнение эксплуатантами требований нормативных документов ГА. О результатах доложить в ГСГА.

Е.Н. Лобачев, руководители территориальных органов ВТ Минтранса России

1.12.03г.

 

5.

Минтрансу России завершить разработку и введение в действие Федеральных авиационных правил "Правила полетов", уделив особое внимание жесткой регламентации организации выполнения и обеспечения полетов в горной местности.

Принять к исполнению.

Е.Н. Лобачев
С.Н. Тарасов

29.12.03 г.

 

6.

Минтрансу России, Росавиакосмосу с участием МАК с целью обеспечения контроля полетов вертолетов ГА ниже нижнего эшелона со сложным рельефом местности (в том числе в горной местности) разработать мероприятия по поэтапному внедрению на вертолетах ГА системы наблюдения с линией передачи данных через спутники "ИНМАРСАТ" с использованием бортовой системы "МИНИ-М АЭРО" и соответствующим оснащением наземных пунктов УВД, предусмотрев первоочередное оснащение воздушных судов для ВИП перевозок.

Принять к исполнению.
После получения дополнения к Свидетельству годности комплектующего изделия (СГКИ) о возможности применения станции на вертолетах подготовить решение о порядке оснащения воздушных судов.

А.В. Елистратов,
Ю.В. Мелешко

в течение 2004 года

МВЗ им М.Л. Миля проведена предвари-
тельная работа по размеще-
нию бортовой станции "МИНИ-М АЭРО" на вертолете Ми-8Т и проверке ее работоспо-
собности.

7.

МЧС и МАК определить порядок взаимодействия при расследовании авиационных происшествий, в том числе в части финансирования расходов, связанных с расследованием авиационных
происшествий. При необходимости внести предложения в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

Принять участие в рассмотрении данного вопроса. Подготовить письмо в МЧС России и МАК

В.А. Рудаков
И.Е. Астраханкина

1.12.03г.

 

8.

Росавиакосмосу с участием Минтранса России подготовить предложения по повышению ответственности предприятий авиапромышленности с целью предотвращения использования при ремонте неучтенных деталей, узлов и агрегатов, а также реализации профилактических мероприятий по повышению надежности авиационной техники, разработанных по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов.

Подготовить письмо в Росавиакосмос с предложениями по повышению ответственности предприятий авиапромышленности с целью предотвращения использования при ремонте неучтенных изделий AT.

А. В. Елистратов

24.11.03г.

 

9.

Минтрансу России принять меры по повышению качества сертификационных процедур авиакомпаний, эксплуатирующих вертолеты, считая приоритетными направления при сертификации и лицензировании их деятельности:
- организацию обеспечения безопасности полетов;
- организацию регулярного контроля и принятия мер по результатам анализа действия экипажа по материалам средств объективного контроля; повышения летной и технической подготовки авиаперсонала с использованием тренажеров и других необходимых средств; выполнение единых обязательств по страхованию ответственности перед пассажирами и третьими лицами для внутренних и международных авиаперевозок;

Принять к исполнению.

Е.Н. Лобачёв, А.В. Елистратов В.А. Рудаков

Постоянно

 

 

- наличие у эксплуатанта действенной системы контроля за поддержанием летной годности воздушных судов.

Принять к исполнению.

А.В. Елистратов

Постоянно

С 30.03.2004 г. вступают в силу ФАП "Экземпляр ВС. Требования и процедуры сертифи-
кации"

10.

Госкомгидромсту подготовить предложения в программу государственного финансирования восстановления и расширения сети наблюдательных пунктов и пунктов радиозондирования и атмосферы для повышения достоверности авиационных прогнозов погоды. Метеорологическое обеспечение полетов в горной местности производить в строгом соответствии с действующим Наставлением по метеообеспечению гражданской авиации. Исключить практику выдачи площадных прогнозов погоды при выполнении полетов по установленным маршрутам и трассам.

Подготовить и направить в Госкомгидромет согласованные предложения по данному вопросу.

В. А. Рудаков Ю.В. Мелешко руководители территори-
альных органов ВТ

24.11.03г.



11.

Минфину России, Минтрансу России, МАК подготовить изменения ст. 131 и ст. 133 Воздушного Кодекса РФ об обязательном страховании ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна и владельца воздушного судна перед третьими лицами, устанавливающие единый уровень ответственности для внутренних и международных авиаперевозок, определенных Варшавской Конвенцией 1929 года и Гаагским Протоколом 1955 года.

Рассмотреть вопрос, подготовить предложения о целесообразности внесения предложенных изменений в ВК РФ.

С.Н. Овчаренко С.А. Тарасов

15.12.03г.



12.

Минфину России, Минтруду России, Минтрансу России в целях повышения эффективности системы государственного контроля за безопасностью полетов в рамках административной реформы рассмотреть решение следующих вопросов: включения в реестр государственных служащих должностей "пилот-инспектор" и "инженер-инспектор"; повышения заработной платы
государственных инспекторов по производству полетов, государственных инспекторов по поддержанию летной годности воздушных судов, специалистов по расследованию авиационных происшествий до размера заработной платы, соответствующих специалистов, работающих в авиакомпаниях; оплаты за налет часов специалистам государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации и территориальных управлений воздушного транспорта имеющим действующие свидетельства членов экипажей воздушных судов и выполняющим полеты;

Реализация данных рекомендаций в условиях действующего законодательства о государственной службе Российской Федерации является невозможной. Проработку рекомендаций продолжить в рабочем порядке (во взаимодействии с Минфином России и Минтрудом России).

Руководители
структурных подразде-
лений ГСГА

В течение 2004 г.

 


решения социальных вопросов в деятельности государственных инспекторов и специалистов по расследованию авиационных происшествий: обеспечение дополнительных оплачиваемых отпусков специалистам ГСГА Минтранса России и территориальных управлений воздушного транспорта, имеющим действующие свидетельства членов экипажей воздушных судов и выполняющим полеты, оплаты санаторно-курортного лечения этим категориям специалистов.

 

 

 

 

13.

Рекомендовать Генеральной прокуратуре Российской Федерации регулярно информировать Минтранс России, Минобороны России, Росавиакосмос, МАК о принятом решении по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов по привлечению к уголовной или административной ответственности лиц, допустивших нарушения в обеспечении безопасности движения.

Принять к сведению.

С.А. Тарасов,
В.А. Рудаков
Е.Н. Лобачев
А.В. Елистратов
руководители территори-
альных органов ВТ Минтранса России

постоянно

 

14.

РАСУ, Росавиакосмосу, МАК, Минфину и Минтрансу России организовать приоритетное выполнение проекта "Внедрение перспективных средств организации воздушного движения с использованием метода автоматического зависимого наблюдения".

Принять к исполнению. Продолжить работы по проведению экспериментального внедрения АЗН-В в Тюменском регионе.

Ю.М. Мелешко
И.Е. Астраханкина

 

 

15.

Росавиакосмосу, Минтрансу: ускорить осуществление мероприятий по обязательному оснащению воздушных судов автоматическими радиомаяками системы поиска и спасения "КОСПАС-САРСАТ";
- ускорить внедрение бортовых систем раннего предупреждения приближения к земле (СРППЗ, TAWS) в гражданской авиации и установку таких систем на воздушных судах, совершающих полеты в условиях горной местности;

Принять к исполнению

А.В. Елистратов,
В.Н. Салеев
В.А. Рудаков

1.01.05

утверждено распоряже-
ние Минтранса России от 01.10.03 № НА-290-р
, предусмат-
ривающее оснащение ВС, осущест-
вляющих полеты в ВП РФ, радиомая-
ками АРМ-406П и АРМ-406 АС1 до 1 января 2005 г.

 

- в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации завершить разработку и ввести в действие межведомственную инструкцию, определяющую порядок разработки, согласования, утверждения мероприятий по реализации рекомендаций комиссий, их учета и контроля за их реализацией.

Принять к исполнению

В.А. Рудаков,
Г.Л. Ливщиц

29.12.03г.

 

16.

Минтрансу России:
- для своевременного выявления нарушений обеспечить регулярный комплексный контроль выполнения полетов каждым командиром ВС с использованием данных бортовых параметрических и речевых самописцев, а также имеющихся на борту систем спутниковой навигации GPS, обратив особое внимание на выдерживание заданных и безопасных высот полета;
- организовать проведение занятий с летным составом по применению процедуры оперативного изменения маршрута в полете "АФИЛ";

Принять к исполнению в части касающейся.

руководители территори-
альных органов ВТ Минтранса России, Е.Н. Лобачёв, Ю.В. Мелешко

29.12.03г.

 

 

- потребовать от экипажей при полетах по местным воздушным линиях и выполнении различного вида авиационных работ в горной местности при подготовке к полету вычерчивания схемы полета с указанием вертикального разреза местности но маршруту полета и нанесением высот естественных и искусственных препятствий; копию схемы вручать диспетчеру при принятии решения на вылет. Внести соответствующие коррективы в документы, регламентирующие деятельность диспетчеров УВД и экипажей;

Схемы прикладывать к заданию на полет. Копии схем вручать диспетчеру АДП при принятии решения на вылет, а при выполнении авиационных работ оставлять инженерно- техническому составу.

руководители территори-
альных органов ВТ Минтранса России

постоянно

 


- внести необходимые дополнения в правила полетов, исключающие транспортные полеты с перевозкой пассажиров в горных районах вне трасс;
- повторно изучить с ЛС, выполняющим полеты на вертолетах всех типов, разделы 5.2-5.5 и п.8.1.8 НПП ГА-85;
- провести дополнительные занятия с ЛС, специалистами службы СОП по инструкции № 66/И от 01.12.86 с принятием зачетов;
- при анализе материалов расшифровок носителей полетной информации осуществлять контроль за установкой экипажами задатчика радиовысотомера "опасная высота" согласно РЛЭ;
- дополнить программу тренажерной подготовки экипажей тренировкой по внезапному ухудшению видимости на различных этапах полета с отработкой правильных действий и имитацией внезапного ухудшения видимости на различных этапах полета с отработкой правильных действий экипажа;
- при перерыве в полетах экипажа в горной местности более 6 месяцев допуск летного состава к полетам осуществлять в соответствии с п. 6.4.1 РОЛР;

Принять к исполнению

 

 

 

 

 

 

 

 

 



- при замене одного и более членов экипажа ввести обязательное выполнение полетов на слетанность;
- обязать эксплуатантов ежегодно издавать приказ о допуске экипажей к полетам в горной местности; предоставлять право издания приказа о первоначальном допуске командира ВС к полетам в горной местности только руководителю а/к (авиапредприятия);
- для более полного анализа выполнения полета, независимо от его продолжительности, выдавать экипажу метеодокументацию, которая должна сохраняться в отчете за полет.

 

 

 

 

17.

Росаэронавигации и Госкомгидромету: - привести в соответствие регламенты работы диспетчерского состава, средств связи аэропортов МВЛ и регламентов работы метеоспециалистов и устранить противоречия с действующим НМО ГА-95 в части времени начала работы, обмена метеоинформацией, метеодокументацией;

Подготовить письмо в Госкомгидромет по данному вопросу.

Ю.В. Мелешко, В.А. Рудаков Б.И. Кушнерук

24.11.03г.



 

- обеспечить четкое взаимодействие в работе АМСГ и органа управления воздушным движением в части выдачи рекомендаций, летному экипажу о наиболее благоприятном маршруте полета.

Принять к исполнению;

руководители территори-
альных органов ВТ

постоянно



18.

Росавиакосмосу: произвести замену на вертолетах или модернизацию устаревших бортовых самописцев на более современные с целью увеличения объема измеряемой информации и времени регистрации;

Предъявить требование к промышленности по выпуску бюллетеня по замене САРПП-12 на БУР-1 в процессе очередного ремонта.

А.В. Елистратов

1 кв. 2004г.



 

- рассмотреть вопрос об установке на вертолеты дополнительно высотомера с ответчиком для получения диспетчером ОВД постоянной информации о фактической высоте полета;

Подготовить обращение на МВЗ им. М.Л. Миля о разработке технической документации по установке ответчика СО-94 и высотомера на вертолеты-салоны, эксплуатируемых в гражданской авиации.

А.В. Елистратов

1.12.03.



 

- рассмотреть вопрос о введении системы GPS отечественного производства в состав штатного оборудования вертолетов, разработке единой методики ее использования с отражением в РЛЭ.

Совместно с МВЗ им. М.Л. Миля и ГосНИИ "Аэронавигация" подготовить техническое решение о порядке оборудования и проведения оценки вертолетов типа Ми-8, оборудованных отечественной системой спутниковой навигации СНС-3.

А.В. Елистратов

1 кв. 2004г.

 

19.

Госкомгидромету: при проведении метеоконсультаций экипажей перед полетом в горной местности использовать полный синоптический материал, включая цветные снимки метеорологической обстановки над территорией, по которой проходит маршрут полета; ввести обязательное вычерчивание вертикального разреза погоды относительно рельефа маршрута на бланках бюллетеня погоды для пилота по форме АВ-5;

Организовать контроль за выполнением данной рекомендации.

руководители территори-
альных органов ВТ Минтранса России

постоянно




восстановить работу метеостанций на Курильских островах с организацией радиозондирования атмосферы.

Подготовить предложения по порядку реализации рекомендации.

Ю. В. Мелешко Камчатское МТУ

22.12.03 г.



20.

Росаэронавигации: в районах ответственности местных диспетчерских пунктов, в которых не обеспечено полное перекрытие зоны радиолокационным контролем, ускорить внедрение автоматизированного рабочего места диспетчера подхода и круга на базе автоматизированной системы процедурного контроля воздушного движения; - в районах МДП, где отсутствуют каналы авиационной воздушной связи ОВЧ-диапазона, на ключевых направлениях установить автономные автоматические ретрансляторы ОВЧ.

Подготовить предложения по порядку реализации рекомендации.

Ю.В. Мелешко, Б. И. Кушнерук

15.12.03г.



21.

Госкомгидромету с Минтрансом подготовить программ по восстановлению на территории РФ сети наблюдательных пунктов за погодой и пунктов радиозондирования атмосферы для повышения качества метеорологического обеспечения полетов гражданских ВС.

Подготовить предложения по программе восстановления сети наблюдательных пунктов за погодой и пунктов радиозондирования атмосферы.

В.А. Рудаков В.М. Уткин Ю.В. Мелешко руководители территори-
альных органов ВТ Минтранса России

29.12.03 г.

 

22.

Материалы расследования данного АП изучить с лётным, инженерно-техническим и диспетчерским составом.

Подготовить распоряжение по результатам расследования.

В.А. Рудаков

30.10.03 г





Дополнительные мероприятия

п/п

Содержание мероприятия

Исполнители

Срок
выполнения

Состояние выполнения

1.

В соответствии с международными стандартами ИКАО разработать ФАП "Эксплуатация коммерческих вертолетов и вертолетов АОН" по аналогии с объединенными европейскими правилами JAR OPS 3 и JAR OPS 4.

Е.Н. Лобачев
А.В. Елистратов

до конца 2004 г.

 

2.

Подготовить распоряжение о создании комиссии по проверке всех КТВ МИ-8, эксплуатирующихся в организациях ГА. Проверку выполнить с участием разработчиков ВС, научных организаций гражданской авиации и авиационной промышленности, разработчиков и изготовителей тренажеров.

Е.Н. Лобачев
А.В. Елистратов

в течение 2004 года



3.

Выпустить распоряжение, обязывающее авиакомпании проводить регулярную тренировку на тренажерах, имеющих соответствующие разрешения на подготовку авиаперсонала по утвержденным программам. Запретить тренаж в кабине по типам вертолетов, имеющих тренажер.

Е.Н. Лобачев

29.12.2003 г.



4.

При очередных тренировках летных экипажей вертолетов Ми-8 на тренажерах, в развитие программ LOFT и CRM, предусматривать не оговоренные на

Е.Н. Лобачев

1 кв. 2004 г.




    
    

Приложение 2
к распоряжению Минтранса России
от 18.11.2003 г. № НА-325-р

АНАЛИЗ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8Т RA-25194

    Экипаж вертолета в составе КВС А.А. Гузанова, второго пилота Б.П. Здора и бортмеханика И.А. Осипова выполнял пассажирский рейс на основании заявки муниципального предприятия "Авиатор" по маршруту вертодром "Излучина" - Северо-Курильск. В качестве цели полета в задании на полет было указано выполнение авиационных работ, не предусматривающих перевозку пассажиров, что является нарушением требований п. 2.6.2 НПП ГА-85.
    Оформления перевозочных документов и регистрации пассажиров на вертодроме "Излучина" не проводилось. Список пассажиров и бланки заявок на полет не были переданы в отдел перевозок вертодрома "Излучина" и находились на борту вертолета. В списке было указано, что на борту вертолета должно находится 15 человек, в том числе и губернатор Сахалинской области И.П. Фархутдинов, и 300 кг багажа. Фактически на борту вертолета находилось 17 пассажиров и 255 кг багажа.
    Предварительная информация о предстоящем полете губернатора Сахалинской области И.П. Фархутдинова в Камчатское МТУ воздушного транспорта Минтранса России и ГП ВТ "Халактырка" от администрации Сахалинской области не поступала, что является не выполнением требований инструкции о порядке организации и выполнении литерных и подконтрольных рейсов экипажами ВС Камчатского региона, введенной в действие приказом Камчатского МТУ воздушного транспорта Минтранса России от 18.07.02 г. № 57.
    В ходе расследования было установлено, что перед вылетом с вертодрома "Излучина" предполетный досмотр прошло только 10 пассажиров. Остальные 7 пассажиров на двух автомобилях с багажом, проехали через служебный въезд непосредственно к вертолету, не проходя предполетный досмотр, что является нарушением требований приказа ФАС России от 20.01.98г. № 22 и приказа Минтранса России от 22.11.95 г. № 102.
    Взлетная масса вертолета составляла 11820 кг, центровка +210 мм, что не выходило за установленные РЛЭ вертолета Ми-8Т ограничения.
    После взлета экипаж вертолета доложил о занятии высоты 1300 метров и следовании в верховье реки Паратунки. При анализе записи информации зарегистрированной магнитофоном МС-61Б установлено, что через три минуты после взлета члены экипажа начали обсуждать просьбу представителя заказчика об изменении маршрута полета для осмотра острова Атласова и вулкана Алаид. Несмотря на то, что изменение указанного в задании на полет маршрута является нарушением установленных требований, КВС согласился с просьбой представителя заказчика.
    При этом КВС принял решение не докладывать об изменении маршрута полета и дезинформировать органы УВД о своем фактическом местоположении, что является нарушением п.5.3.15 НПП ГА-85.
    При очередном сеансе связи с диспетчером УВД, примерно через час полета, в районе пункта Терминальный экипаж выдал ложную информацию о следовании на высоте 1300 метров. Фактическая высота полета составляла 450 метров, что ниже безопасной высоты (510 метров) в данном районе.
    Выполнение полета на высоте ниже безопасной является нарушением требований п. 5.3.1, 5.3.13 и 5.3.15 НПП ГА-85. Кроме этого, экипаж не установил задатчик радиовысотомера на величину, соответствующую 80% истинной безопасной высоты, определенной НПП ГА-85 для полетов по ПВП, что явилось нарушением требований п.4.3.7 РЛЭ вертолета Ми-8Т.
    После пролета верховья реки Паратунка (примерно через 20 минут полета), находясь на высоте 850 метров, экипаж начал отворот вправо (в сторону гор), уклоняясь от заданного маршрута и не информируя об этом диспетчера МДП, что является нарушением п.п. 5.3.1 и 5.3.15 НПП ГА-85. При этом, как было установлено в ходе расследования, прогноз погоды по выбранному экипажем маршруту был нелетным, о чем экипаж был информирован в процессе предполетной подготовки.
    После уклонения от заданного маршрута, началось интенсивное уменьшение геометрической высоты полета, которая составляла около 25... 50 метров. При этом полет производится на скорости 180...220 км/час.
    В дальнейшем экипаж доложил диспетчеру МДП о пролете верховья реки Толмачева, фактически находясь правее линии пути, занятии высоты 1350 метров и расчетном времени пролета следующего поворотного пункта маршрута "озеро Курильское". Фактическая высота в этот момент была 650 метров, полет происходил со снижением.
    Из-за понижения нижней кромки облачности, полет выполнялся на предельно малых высотах. При встрече погоды ниже минимума экипаж не принял решения на возврат, не произвел посадку на площадку подобранную с воздуха, чем нарушил требования п.5.3.11 и 7.7.19 НПП ГА-85.
    Необходимо отметить, что в процессе полета бортмехаником было предложено прекратить выполнение полета, однако данное предложение не обсуждалось.
    По материалам расшифровки БУР-1-2Ж и анализа внутрикабинных переговоров экипажа, на последнем этапе полета, был сделан вывод, что нижняя граница облачности местами могла опускаться до земной поверхности, а экипаж продолжил снижение до высоты около 5 метров над рельефом местности.
    Продолжая полет на предельно малой высоте, в условиях ограниченной видимости, второй пилот обнаружил по курсу препятствия (лесной массив) и резко взял на себя ручку циклического шага практически "до упора". При этом реализовалась перегрузка до 2,57 единицы.
    Ручка общего шаг несущего винта сначала одновременно с отклонением ручки циклического шага была отклонена вверх до 11, однако через 0,5 секунды была отклонена вниз до 6,5, что привело к раскрутке несущего винта до 112,7%, тангаж за 2 секунды увеличился до 55,4.
    Резкие отклонения органов управления привели к столкновению лопастей несущего винта с хвостовой балкой и, как следствие, к ее разрушению и потере управляемости вертолетом. В процессе неуправляемого вращения вертолет столкнулся с землей, все находившиеся на борту вертолета пассажиры и члены экипажа погибли.
    
    Приложение: схема полета вертолета Ми-8Т RA-25194.
    
    

Начальник Управления государственного надзора за безопасностью полетов


В.А. Рудаков

    


Траектория полета вертолета

    

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование