почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
27
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

Министерство транспорта Российской Федерации
Департамент воздушного транспорта



УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
Департамента воздушного транспорта
Минтранса России
В. Е Горлов
23 сентября 1992 г.
№ ДВ 6.1-58


СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ
ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА





ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Сертификация инженерно-технического и рабочего персонала инженерно-авиационной службы (ИАС) предприятий воздушного транспорта представляет собой систему мероприятий, предназначенную для подтверждения от имени Государства подготовленности ("пригодности") конкретного специалиста к выполнению определенного круга работ по обслуживанию и ремонту эксплуатируемой в предприятии авиационной техники с таким качеством, которое гарантирует безопасность выполнения полета обслуженных воздушных судов за счет обеспечения работоспособности и нормального функционирования конструкции воздушного судна, его силовых установок, систем и оборудования при эксплуатации на земле и в воздухе.
    1.2. Документом, свидетельствующим об указанной ''пригодности" специалиста является Сертификат технической подготовленности по определенной специальности к обслуживанию авиационной техники конкретного типа, выдаваемый ему Органом сертификации (Органом государственного управления ВТ).
    Сертификат технической подготовленности предоставляет специалисту право выполнять при техническом обслуживании АТ определенные функции либо виды, комплексы работ, причем для исполнителей с самоконтролем, без предъявления ОТК, т.е. под личную ответственность, а также контролировать качество работ, выполненных на АТ другими работниками ИАС, не имеющими Сертификата и работающими в подчинении сертифицированного специалиста или прикрепленными к нему.
    1.3. Специалист - кандидат на получение Сертификата технической подготовленности к обслуживанию авиационной техники - должен удовлетворять определенным сертификационным требованиям.
    Сертификационные требования к специалистам относятся исключительно к их функциям, влияющим на безопасность полетов, и представляют собой лишь некоторую часть общих требований к специалистам, участвующим в техническом обслуживании и ремонте авиационной техники.
    Общие требования к персоналу ИАС определяются на основании.
    1) "Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, занятых в гражданской авиации", утвержденного Госкомтрудом и ВЦСПС 17.10.83 № 235/21-39 (вып. 57, т. 1, 1987 г.);
    2) действующих требований и методических документов Органа государственного управления ВТ;
    3) сохранивших свою актуальность требований, изложенных в технической документации промышленности по конкретным типам авиационной техники;
    4) требований трудового законодательства;
    а также применительно к обслуживанию и ремонту воздушных судов конкретных типов с учетом:
    5) особенностей этих ВС как объектов ТО и ремонта;
    6) применяемых для этих ВС систем ТО и ремонта, новых форм организации производства (включая интеграцию процессов ТО и ремонта), новых средств и методов технического обслуживания;
    7) специализации технического персонала при ТО конкретной авиационной техники;
    8) необходимости пользоваться имеющимися в АТБ автоматизированными системами контроля технического состояния авиационной техники, информационными и управляющими системами.
    Сертификационные требования отбираются из совокупности общих требований, содержащихся в перечисленных источниках и вытекающих из приведенных выше факторов.
    1.4. Сертификационные требования к персоналу ИАС предъявляются по следующим характеристикам:
    1.4.1 - по возрасту специалиста;
    1.4.2 - по физической возможности (способности) выполнять предстоящую работу, например, по остроте зрения, цветоощущению и пр.;
    1.4.3 - по базовой подготовке (образованию) специалиста;
    1.4.4 - по специальной подготовке на данный тип ВС и знанию конкретной авиационной техники, технологии выполнения работ на ней, применяемого оборудования;
    1.4.5 - выполнять работы предусмотренные функциями осуществляемой или предстоящей деятельности;
    1.4.6 - по общему опыту работы на авиационной технике (в том числе, в зависимости от базовой подготовки специалиста);
    1.4.7 - по психологической способности качественно выполнять свою работу (в том числе, по способности ориентироваться в нештатных ситуациях).
    1.5. Требования, предъявляемые к персоналу, участвующему в техническом обслуживании авиационной техники, должны быть дифференцированы:
    а) по категориям специалистов,
    б) по типам авиационной техники,
    в) по специализации персонала и объектам работы или их комбинациям.
    г) по характеру, виду выполняемой работы.
    1.5.1. Дифференциация сертифицированных требований должна ориентироваться на классификацию специалистов по следующим категориям:
    а) исполнители, к которым относятся авиатехники, механики, рабочие по ремонту АТ;
    б) инженеры производства, к которым относятся инженеры и начальники смен, групп, мастерских, лабораторий, участков, а также старшие (ведущие) инженеры и начальники цехов;
    в) инженеры-контролеры, к которым относятся инженеры, старшие инженеры и начальники Органов контроля качества;
    г) ведущие специалисты по типам авиационной техники, к которым относятся инженеры, ст. инженеры, начальники технических отделов, технолого-конструкторских бюро, инженерных центров и т.п.;
    д) главные руководители Организаций по техническому обслуживанию; начальники (директора) их заместители.
    Примечание. Категории специалистов ИАС с позиций сертификации инженерно-технического персонала должны быть установлены Органом сертификации (Органом Государственного управления ВТ). Отнесение подлежащих сертификации специалистов конкретной Организации с ТО к различным категориям согласовывается с Органом сертификации.
    1.5.2. Дифференциация сертификационных требований по ВС должна предусматривать учет особенностей авиационной техники как объектов ТО, программ их ТО и ремонта.
    1.5.3. Дифференциация сертификационных требований по специальностям и специализации персонала должна отражать специфику объектов ТО и комплексов работ, например:
    обслуживание планера ВС или его систем, силовой установки, электро-, радио-, приборного и навигационного оборудования, вычислительных устройств, монтаж силовых установок и т. д.
    1.5.4. Дифференциация сертификационных требований по характеру и виду выполняемой работы должна учитывать особенности производства оперативного или периодического ТО, лабораторной проверки и восстановления изделий АиРЭО, обслуживания и ремонта агрегатов, проведения технической диагностики и пр.
    1.5.5. Кроме того сертификационные требования должны быть дифференцированы в зависимости от степени освоения эксплуатации ВС данного типа:
    а) на период освоенной эксплуатации определенного типа ВС;
    б) для специалистов предприятий, осваивающих уже эксплуатируемый в ГА тип ВС;
    в) для специалистов предприятий, в которых проводятся эксплуатационные испытания ВС нового типа, т.е. первыми осваивающих их техническое обслуживание.
    1.6. Исходя из рекомендаций включать в состав требований по сертификации только то, что необходимо для обеспечения безопасности полетов и реально может быть выполнено, а также из установок Государства, что кандидат на получение Сертификата технической подготовленности к обслуживанию авиационной техники должен отвечать определенному набору требований, относящихся к его возрасту, физическим кондициям, базовой и специальной подготовке, знаниям, опыту и квалификации, ниже сформированы сертификационные требования к различным специалистам ИАС.
    

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ИАС КАТЕГОРИИ "ИСПОЛНИТЕЛИ"

    2.1. К категории "исполнители" относятся:
    а) рабочие, занятые ремонтом авиационной техники и выполняющие работы:
    - сварочные,
    - клепальные,
    - по обслуживанию, проверке и ремонту агрегатов планера и двигателей ВС;
    б) авиатехники по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники всех специальностей и специализаций.
    Кандидаты на получение Сертификата технической подготовленности к выполнению функций по указанным специальностям должны отвечать следующим обязательным требованиям в отношении возраста, физических кондиций, базовой и специальной подготовки, знания авиационной техники, опыта ее обслуживания и ремонта.
    2.2. Требования общего характера.
    2.2.1. Возраст - не моложе 18 лет.
    2.2.2. Физические кондиции - физическая способность выполнять предстоящие работы, в частности, по остроте зрения и слуха, цветоощущению, по созданию необходимых усилий в процессе работы.
    2.2.3. Базовая подготовка.
    2.2.3.1. Для рабочих по ремонту АТ - общеобразовательная.
    2.2.3.2. Для авиатехников:
    а) среднее техническое образование
    - авиатехническое училище ГА по одной из следующих специальностей: техническая эксплуатация воздушных судов и авиадвигателей (№ 1303), техническая эксплуатация пилотажно-навигационных систем и электрооборудования ВС (№ 1908), техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования ВС (№ 2309), или среднее специальное учебное заведение авиационного профиля других ведомств;
    или
    б) специальное профтехучилище по аналогичным специальностям.
    2.3. Требования к специальной подготовке.
    2.3.1. Для рабочих по ремонту АТ -
    специализированное профтехучилище или курсы подготовки по данной специальности (профессии) или подготовка более высокого уровня.
    2.3.2. Для авиатехников
    а) изучение (применительно к специализации) конструкции и технического обслуживания авиационной техники, на которую запрашивается Сертификат, в процессе основного курса обучения в авиатехническом училище со сдачей экзаменов государственной экзаменационной комиссии и оформлением допуска к самостоятельному ТО;
    или
    б) курсы подготовки для соответствующей специальности по техническому обслуживанию (ремонту) авиационной техники, на которую запрашивается Сертификат, проведенные по программе, утвержденной сертифицирующим органом, и удовлетворительная сдача экзаменов согласно процедуре сертификации;
    или
    в) самостоятельное изучение модификации авиационной техники, на ТО которой кандидат имеет Сертификат, или дополнительного к этому Сертификату объекта, и удовлетворительная сдача экзаменов согласно процедуре сертификации,
    2.4. Требования к знаниям и умению.
    2.4.1. Для рабочих по ремонту АТ.
    2.4.1.1. Кандидат должен знать:
    1) Основы теории применяемых им методов контроля, ремонта техники;
    2) Общие сведения по конструкции соответствующих элементов ВС; уметь пользоваться их техническими описаниями и схемами;
    3) Оборудование, применяемое при работе данного специалиста, правила безопасности; уметь пользоваться оборудованием;
    4) Правила и технологии выполнения работ, на которые запрашивается Сертификат технической подготовленности;
    5) Должностные инструкции: свою, а также непосредственного руководителя (бригадира, инженера), инженера ОТК, в части, определяющей взаимоотношения с ними.
    2.4.1.2. Кандидат должен уметь качественно выполнять работы по проверке и ремонту авиационной техники, на которые запрашивается Сертификат, что должно быть подтверждено экзаменом в порядке, сроки и объеме, которые устанавливаются Органом сертификации.
    Примечание. Применительно к каждому специалисту, на которого запрашивается Сертификат, перечисленные требования конкретизируются с учетом ремонтируемой авиационной техники и выполняемых кандидатом видов работ.
    2.4.2. Для авиатехников по эксплуатации планера и двигателей ВС.
    2.4.2.1. Кандидат должен знать (независимо от специализации):
    1) Требования законов Государства, постановлений органов власти, наставлений, приказов, указаний и других нормативных и методических документов Органа государственного управления ВТ.
    распоряжения руководства инженерно-авиационной службы - по вопросам обеспечения надежной работы авиационной техники и безопасности полетов;
    2) Конструкцию самолета, вертолета данного типа в целом, его двигателя и систем; уметь пользоваться техническими описаниями и схемами;
    3) Общие положения принятой для данного типа ВС системы технической эксплуатации;
    4) Порядок ведения бортовой (пономерной) документации на авиационную технику и производственно-технической документации на техническое обслуживание и ремонт АТ;
    5) Комплектацию, функции, входные и выходные сигналы информационно-управляющих систем АТБ; уметь пользоваться ими;
    6) Должностные инструкции: свою, своих подчиненных, а также непосредственных руководителей (бригадира, инженера, начальника смены), инженера ОТК в части, определяющей взаимоотношения с ними;
    7) Действия инженерно-технического персонала при стихийных бедствиях, штормовых условиях и возникновении аварийных ситуаций на аэродроме и прилегающей территории и свое место при проведении аварийно-спасательных работ;
    8) Порядок выполнения работ: по буксировке ВС; принятии его на место стоянки; при подогреве, запуске двигателей и выруливании, по очистке ВС от наземного обледенения; по приему - передаче ВС экипажу и охране;
    9) Правила техники безопасности, охраны труда и противопожарной защиты при обслуживании ВС;
    10) Основные положения системы сертификации персонала Организаций по ТО, в том числе:
    а) положения об ответственности обладателей Сертификатов при оформлении документов о выполненном техническом обслуживании и о пригодности ВС к полету;
    б) порядок инспектирования деятельности сертифицированных специалистов и права проверяющих должностных лиц;
    в) порядок продления сроков действия Сертификатов, расширения предоставленных ими прав и т. п.
    2.4.2.2. Применительно к системам, зонам, видам работ, по которым специализируется кандидат и в отношении которых запрашивается Сертификат, кандидат должен
    1) Знать конструкцию, функции, принципы работы, правила эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания данного объекта ТО;
    2) Знать характерные неисправности, порядок проведения дефектации и проверки работоспособности авиационной техники, методы выявления и устранения отказов и неисправностей, замены деталей, агрегатов (комплектующих изделий) по механической части закрепленных объектов ТО.
    Уметь выполнять соответствующие работы;
    3) При зонной специализации и освоении смежной специальности дополнительно знать комплектацию, принципы работы, правила эксплуатации, содержание технического обслуживания электро- и электронного оборудования закрепленной зоны, системы, а также порядок выполнения регулировок, устранения неисправностей, замены деталей и агрегатов в пределах предоставленной данному специалисту компетенции.
    Уметь выполнять соответствующие работы;
    4) Знать диагностическое оборудование и средства, методы неразрушающего контроля, подлежащие применению при ТО закрепленной зоны, системы, правила их использования, порядок оценки результатов контроля авиационной техники.
    Уметь применять их при ТО;
    5) Знать комплектацию, принципы работы, правила эксплуатации и использования средств (устройств) встроенного контроля и автоматизированных наземных систем контроля технического состояния авиационной техники.
    Уметь пользоваться ими;
    6) Знать правила ухода за поверхностью самолета, лакокрасочными и другими защитными покрытиями, порядок и методы ремонта обшивки самолета и покрытий.
    Уметь выполнять ремонтные работы по ЛКП;
    7) Знать правила ухода за деталями из магниевых и титановых сплавов, композиционных материалов и их ремонта (замены).
    Уметь выполнять ремонтные работы, возможные в условиях АТБ;
    8) Знать особенности конструкции модульных двигателей, схему их членения, порядок демонтажа и монтажа отдельных модулей, перечень ремонтных работ, которые можно выполнять в АТБ: оборудование, используемое при модульном ремонте двигателей.
    Уметь выполнять соответствующие работы;
    9) Знать особенности организации и содержания технического обслуживания воздушных судов на аэродромах местных воздушных линий и временного базирования, порядок хранения авиаГСМ, их аэродромного Контроля и использования, заправки самолетов (вертолетов) топливом и маслом, порядок запуска и опробования авиадвигателей.
    Уметь выполнять соответствующие работы в пределах предоставленной компетенции.
    2.4.3. Для авиатехников по эксплуатации электро- и радиоэлектронного оборудования, приборов, пилотажно-навигационных комплексов и другого оборудования ВС.
    2.4.3.1. Кандидат должен знать (независимо от специализации):
    1) Требования законов Государства, постановлений Органов власти, наставлений, приказов, указаний и других нормативных и методических документов Органа государственного управления ВТ, распоряжения руководства инженерно-авиационной службы - по вопросам обеспечения надежной работы авиационной техники и безопасности полетов:
    2) Общие сведения по конструкции ВС данного типа, его двигателя, их систем;
    3) Общие положения принятой для данного типа ВС системы технической эксплуатации;
    4) Порядок ведения бортовой (пономерной) документации на авиационную технику и производственно-технической документации на ее техническое обслуживание и ремонт;
    5) Структуру бортовых и наземных систем контроля, методы использования информации, предоставляемой средствами контроля и регистрации полетных данных;
    6) Принципы построения цифровых, аналого-цифровых систем, их функционирования, правила эксплуатации, иметь навыки работы с программами и носителями информации для ЭВМ;
    7) Комплектацию, функции, входные и выходные сигналы информационно-управляющих систем АТБ. Уметь пользоваться ими.
    8) Должностные инструкции: свою, своих подчиненных, а также непосредственных руководителей (бригадира, инженера, начальника смены), инженера ОТК в части, определяющей взаимоотношения с ними;
    9) Действия инженерно-технического персонала при возникновении аварийных ситуаций на аэродроме и прилегающей территории и свое место при проведении аварийно-спасательных работ;
    10) Правила техники безопасности, охраны труда и противопожарной защиты при техническом обслуживании ВС.
    11) Основные положения системы сертификации персонала Организаций по ТО, в том числе:
    а) положения об ответственности обладателей Сертификатов при оформлении документов о выполненном техническом обслуживании и о пригодности ВС к полету;
    б) порядок инспектирования деятельности сертифицированных специалистов и права проверяющих должностных лиц,
    в) порядок продления сроков действия Сертификатов, расширения предоставленных ими прав и т. п.
    2.4.3.2. Применительно к системам ВС и силовых установок, по обслуживанию которых специализируется кандидат и в отношении которых запрашивается Сертификат, кандидат должен:
    1) Знать электро- и электронное оборудование механических систем ВС (управление, кондиционирование и др.), принципы его работы, правила эксплуатации, содержание технического обслуживания, порядок проведения дефектации и проверки работоспособности авиационной техники, методы выявления и устранения неисправностей, замены деталей, блоков, комплектующих изделий.
    Уметь выполнять соответствующие работы;
    2) По электро-, электронному и приборному оборудованию и электроэнергетическим системам - знать особенности закрепленных систем в части установленных в них устройств, принципы работы этих устройств, взаимосвязи с другими элементами данной системы и другими системами, правила их эксплуатации, содержание технического обслуживания, порядок проведения дефектации и проверки работоспособности авиационной техники, методы выявления и устранения неисправностей, замены комплектующих изделий, агрегатов и их элементов.
    Уметь выполнять соответствующие работы;
    3) По радиоэлектронному оборудовании - знать комплектацию оборудования, принципы работы устройств, правила их эксплуатации, содержание технического обслуживания, порядок проведения дефектации и проверки работоспособности оборудования, выявления и устранения неисправностей, замены комплектующих изделий и их элементов, регулировку и настройку.
    Уметь выполнять соответствующие работы;
    4) По системам бортового комплекса пилотажно-навигационного оборудования в целом - знать построение КСПНО, функциональные связи и алгоритмы функционирования входящих в него систем, организацию бортового контроля.
    5) По системе комплекса, по которой специализируется кандидат - знать построение системы, ее функции и взаимосвязи, правила эксплуатации, содержание технического обслуживания, порядок дефектации и проверки работоспособности оборудования, выявления и устранения неисправностей, программных и аппаратурных сбоев, замены комплектующих изделий и их элементов, технологию восстановления изделий.
    Уметь выполнять соответствующее работы;
    6) Знать методы и технологии лабораторной проверки и восстановления работоспособности (ремонта) отказавших изделий АиРЭО (по своей специализации), их модулей и плат, в том числе, связанные с заменой микроэлектронной техники.
    Уметь выполнять соответствующие работы;
    2.4.4. Формирование наборов требований к конкретным кандидатам.
    Приведенные выше требования по знаниям и умению технического персонала составлены
    во-первых, по всему ВС данного типа без учета специализации кандидатов, и
    во-вторых, в ориентации как на эксплуатируемые типы ВС, так и на предстоящее поступление самолетов нового поколения, имеющих значительные конструктивные особенности, насыщенных электроникой, оснащенных автоматизированными системами управления и контроля.
    Поэтому применительно к каждому специалисту, на которого запрашивается Сертификат технической подготовленности к ТО, перечисленные по §§ 2.4.2 - 2.4.3 требования будут Органом сертификации конкретизироваться применительно к специальности и специализации кандидатов в части типа ВС, системы, зоны ВС или отдельных объектов ТО и ремонта, а также с учетом характера выполняемой работы (периодическое или оперативное ТО, лабораторные проверки и ремонт агрегатов, техническая диагностика, работа в отрыве от базы, обслуживание транзитных самолетов в аэропортах местных воздушных линий и т. п.),
    2.4.5. Соответствие кандидата набору требований, предъявляемых в части знаний и умения, должно подтверждаться удовлетворительными результатами экзаменов, которые назначаются Органом сертификации и проводятся в соответствии со специальной процедурой.
    2.5. Требования к стажу и практическому опыту работы.
    2.5.1. Для рабочих по ремонту АТ:
    - кандидат должен иметь не менее двух лет непрерывного производственного стажа, в том числе не менее одного года в том подразделении или на тех объектах ТО (ремонта), в отношении которых запрашивается Сертификат.
    При наличии образования более высокого уровня, чем указано в § 2.3.1, к считающегося полезным с точки зрения рассматриваемой сертификации, требуемый производственный стаж может быть сокращен, до одного года, в том числе не менее шести последних месяцев в том подразделении или на тех объектах ТО (ремонта), в отношении которых запрашивается Сертификат.
    2.5.2. Для авиационных техников, претендующих на получение Сертификата с правом подписи документации о выполненном техническом обслуживании, кандидат - авиатехник должен удовлетворять одному из следующих сочетаний базовой подготовки и практического опыта.
    2.5.2.1. При наличии диплома об окончании авиатехнического училища, где он изучил авиационную технику, которая является объектом сертификации, и оформленного допуска к ее обслуживанию;
    - иметь не менее шести месяцев непрерывного производственного стажа в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношении которых запрашивается Сертификат
    2.5.2.2. При наличии диплома об окончании авиационного училища или техникума, где данная авиационная техника не изучалась, и успешном прохождении курсов подготовки для соответствующей специальности по ТО авиационной техники, которая является объектом сертификации,
    - иметь не менее одного года непрерывного производственного стажа в Качестве авиатехника, в том числе не менее шести последних месяцев в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношении которых запрашивается Сертификат.
    2.5.2.3. При наличии образования более высокого уровня, чем указано в п. 2.5.2.1 и 2.5.2.2 и считающегося полезным с точки зрения рассматриваемой сертификации,
    - требуемый производственный стаж может быть сокращен до шести месяцев, в том числе не менее трех последних месяцев должно приходиться на работу в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношении которых запрашивается Сертификат.
    2.5.2.4. При других видах образования и успешном прохождении курсов подготовки для соответствующей специальности по ТО авиационной техники, которая является объектом сертификации,
    - иметь не менее трех лет непрерывного производственного стада работы в качестве авиатехника, в том числе не менее года в тех подразделениях или на тех объектах ТО (ремонта), в отношении которых запрашивается Сертификат.
    2.5.2.5. Для кандидата, самостоятельно освоившего техническое обслуживание авиационной техники, на которую запрашивается Сертификат,
    - практическая работа по ТО (ремонту) этой авиационной техники и течении не менее трех лет.

ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ К ИНЖЕНЕРАМ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ

    3.1 Инженерный персонал ИАС авиапредприятий подразделяется на следующие категории.
    а). Инженеры производства, к которым относятся инженеры и начальники смен цехов оперативного и периодического ТО, специализированных групп, мастерских, лабораторий, участков, а также старшие (ведущие) инженеры и начальники цехов.
    б) Инженеры-контролеры, к которым относятся инженеры, старшие (ведущие) инженеры и начальники Органов контроля качества (ОТК).
    в) Ведущие специалисты по типам авиационной техники, к которым относятся инженеры, старшие (ведущие) инженеры и начальники технических отделов АТБ, технолого-конструкторских бюро инженерных центров и т. п.
    г) Главные руководители Организаций по ТО - начальники (директора) и их заместители, связанные с технической эксплуатацией АТ.
    Кандидаты на получение Сертификата технической подготовленности к выполнению функций по указанным категориям должны отвечать следующим обязательным требованиям в отношении возраста, физических кондиций, базовой и специальной подготовки, знания авиационной техники, опыта ее эксплуатации и ремонта.
    3.2. Требования общего характера.
    3.2.1. По возрасту -
    а) для инженеров производства - не моложе 21 года,
    б) для инженеров-контролеров и ведущих специалистов по типам АТ - не моложе 24 лет.
    (кроме Руководителя органа контроля качества),
    в) для Руководителей Органа контроля качества - не моложе 29 лет.
    г) для инженеров других категорий - не моложе 27 лет.
    3.2.2. По физическим кондициям - физическая способность выполнять предусмотренные функции, в частности, по остроте зрения, цветоощущению и пр..
    3.2.3. По базовой подготовке.
    3.2.3.1 - для инженеров всех категорий высшее техническое образование по одной ив следующих специальностей:
    а) № 1610 (или 13.03) - техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;
    б) № 0621 -01, -02 - техническая эксплуатация авиационных Приборов и электрооборудования ЛА, пилотажно-навигационных комплексов (или № 1904 - техническая эксплуатация электрофицированных и пилотажно-навигационных комплексов);
    в) № 0706 -01 - техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования ВС (или 23.04 - техническая эксплуатация бортового радиоэлектронного оборудования);
    г) № 0646 (или 22.02) - автоматизированные системы обработки информации и управления;
    д) по аналогичным или родственным специальностям, полученным в вузах Минобороны, авиационной и радиопромышленности.
    3.2.3.2 - для инженеров производства на должностях инженеров и начальников смен, групп, мастерских, лабораторий, участков и инженеров-контролеров на должностях инженеров ОТК допускается:
    - среднее техническое образование - авиационно-техническое училище ГА или ВВС или авиационный техникум по соответствующим специальностям.
    3.2.4. По специальной подготовке.
    Для инженеров всех категорий и специальностей:
    1) изучение (применительно к специальности кандидата) конструкции и технического обслуживания авиационной техники, на которую запрашивается Сертификат, в процессе основного курса обучения в вузе (или авиатехническом училище) со сдачей экзаменов государственной экзаменационной комиссии и оформлением допуска к самостоятельному ТО;
    или
    2) курсы подготовки для соответствующей специальности по техническому обслуживанию (ремонту) авиационной техники, на которую запрашивается Сертификат, проведенные по программе, утвержденной сертифицирующим органом, и удовлетворительная сдача экзаменов согласно процедуре сертификации;
    или
    3) самостоятельное изучение модификации авиационной техники, на ТО которой кандидат имеет Сертификат, или дополнительного к этому Сертификату объекта и удовлетворительная сдача экзаменов согласно процедуре сертификации.
    3.2.5. По знаниям и умению.
    3.2.5.1. Общие требования для инженеров всех категорий и специальностей
    Кандидат должен знать (независимо от специальности, специализации и должности):
    1). Требования законов Государства, постановлений Органов власти, наставлений, приказов, указаний и других нормативных и методических документов Органа государственного управления ВТ, распоряжения руководства ИАС - по вопросам обеспечения надежной работы авиационной техники и безопасности полетов;
    2-а). Конструкцию самолета, вертолета данного типа в целом, его двигателя и систем - для инженеров по планеру и двигателям,
    или
    2-б). Общие сведения по конструкции ВС данного типа, его двигателя и систем - для инженеров по АиРЭО;
    Уметь пользоваться техническими описаниями и схемами;
    3). Общие положения принятой для данного ВС системы технической эксплуатации;
    4). Систему информационного обеспечения и управления процессом технической эксплуатации авиационной техники, принятую в данной Организации по ТО;
    5). Порядок проведения доработок авиационной техники по бюллетеням промышленности, оформления и контроля работ, выполняемых заводскими специалистами;
    6). Структуру, принцип работы, правила эксплуатации средств (устройств) встроенного контроля и автоматизированных наземных систем контроля технического состояния АТ; методы сбора, обработки, анализа и использования информации, получаемой от бортовых и наземных средств контроля и регистрации полетных данных;
    7). Порядок ведения бортовой (пономерной) документации на авиационную технику и производственно-технической документации на ее техническое обслуживание и ремонт;
    8). Комплектацию, функции, входные и выходные сигналы информационно-управляющих систем АТБ.
    Уметь пользоваться ими;
    9). Порядок выполнения работ при принятии ВС на место стоянки, при подогреве, запуске двигателей и выруливании, по приему-передаче ВС экипажу и охране;
    10) Должностные инструкции: свою, своих подчиненных, а также непосредственных руководителей, персонала Органа контроля качества, ведущих специалистов по типам АТ в части, определяющей взаимоотношения с ними;
    11). Действия инженерно-технического персонала при возникновении аварийных ситуаций на аэродроме и прилегающей территории и свое место при проведении аварийно-спасательных работ;
    12). Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей природной среды; противопожарной защиты при техническом обслуживании ВС;
    13). Основные положения системы сертификации, персонала Организаций по ТО, в том числе:
    а) положения об ответственности обладателей Сертификатов при оформлении документов о выполненном техническом обслуживании и о пригодности ВС к полету;
    б) порядок инспектирования деятельности сертифицированных специалистов и права проверяющих должностных лиц;
    в) порядок продления сроков действия Сертификатов, расширения предоставленных ими прав и т. п.
    3.2.5.2. Инженер по эксплуатации планера и двигателей применительно к авиационной технике и видам работ, по которым он специализирован и в отношении которых запрашивается Сертификат, должен дополнительно к п. 3.2.5.1.;
    1) Знать Конструкцию, функции, принципы работы, правила эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания данных объектов АТ;
    2) Знать принципы работы, функции и комплектацию цифровых систем управления самолетом и силовыми установками, основы программирования;
    3) Знать ранее имевшие место недостатки технического обслуживания, а также характерные неисправности указанных объектов АТ, их причины и методы предупреждения;
    4) Знать порядок контроля технического состояния объектов АТ и проверки их работоспособности, методы выявления и устранения отказов, и неисправностей, замены деталей, агрегатов;
    5) Знать диагностическое оборудование и средства, методы неразрушающего контроля, подлежащие применению при ТО АТ, правила их использования, порядок оценки результатов контроля АТ. Уметь применять их при ТО;
    6) Уметь составлять программы поиска и устранения неисправностей АТ с использованием информации бортовых и наземных средств контроля и информационной базы данных, имеющейся в АТБ; грамотно принимать решения по результатам работ по поиску и устранению сложных отказов;
    7) Уметь производить запуск и опробование двигателей ВС;
    8) Знать правила ухода за поверхностью самолета, лакокрасочными и другими защитными покрытиями, порядок и методы ремонта обшивки самолета и покрытий;
    9) Знать правила ухода за деталями из магниевых и титановых сплавов, композиционных материалов и их ремонта, возможного в условиях АТБ;
    10) Знать особенности конструкции модульных двигателей, схему их членения, порядок демонтажа и монтажа отдельных модулей, перечень ремонтных работ, которые можно выполнять в АТБ; оборудование, используемое при модульном ремонте двигателей;
    11) Знать особенности организации и содержания технического обслуживания воздушных судов на аэродромах местных воздушных линий и временного базирования, порядок хранения авиаГСМ, их аэродромного контроля и использования, заправки самолетов (вертолетов) топливом и маслом;
    12) Уметь организовать работу подчиненных бригад и исполнителей по обслуживанию ВС в целом в соответствии с производственным заданием и требованиями эксплуатационной документации, обеспечивать высокое качество и своевременность выполнения работ.
    3.2.5.3. Инженер по эксплуатации АиРЭО применительно к авиационной технике, ее системам и видам работ, по которым он специализирован и в отношении которых запрашивается Сертификат, должен дополнительно к п. 3.2.5.1:
    1) При специализации по электро-, электронному и приборному оборудованию и электроэнергетическим системам
    1-а) знать особенности указанных систем в части установленных в них устройств, принципы работы этих устройств, взаимосвязи с другими элементами данной системы и другими системами, правила их эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания, порядок проведения дефектации и проверки работоспособности авиационной техники, методы выявления и устранения неисправностей, замены комплектующих изделий, агрегатов и их элементов.
    Уметь выполнять соответствующие работы;
    1-б) по механическим системам (управление, кондиционирование и др.) знать электро; и электронные устройства и элементы этих систем, принципы их работы, правила эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания, порядок проведения дефектации и проверки работоспособности авиационной техники, методы выявления и устранения неисправностей, замены деталей, блоков, комплектующих изделий.
    Уметь выполнять соответствующие работы;
    2) При специализации по радиоэлектронному оборудованию знать комплектацию оборудования, принципы работы устройств, правила их эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания, порядок проведения дефектации и проверки работоспособности оборудования, выявления и устранения неисправностей, замены комплектующих изделий и их элементов, регулировку и настройку.
    Уметь выполнять соответствующие работы;
    3) При специализации по системам бортового комплекса пилотажно-навигационного оборудования:
    - знать основы вычислительной техники и построения цифровых систем управления на базе микропроцессоров, принципы их функционирования, иметь навыки работы с программами и носителями информации для ЭВМ;
    - знать построение КСПНО, функциональные связи и алгоритмическое обеспечение функционирования входящих в него систем, организацию бортового контроля;
    При специализации по определенной системе комплекса ПНО знать построение данной системы, ее функции и взаимосвязи, правила эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания, порядок проведения дефектации и проверки работоспособности оборудования, выявления и устранения неисправностей, программных и аппаратурных сбоев, замены комплектующих изделий.
    Уметь выполнять соответствующие работы;
    4) При специализации по лабораторной проверке и ремонту (восстановлению работоспособности) изделий АиРЭО
    - знать методы и технологии лабораторной проверки и восстановления работоспособности (ремонта) отказавших изделий АиРЭО (по своей специализации), их модулей и плат, в том числе связанные с заменой микроэлектронной техники.
    Уметь выполнять соответствующие работы;
    5) Для всех специализаций:
    а) знать ранее имевшие место ошибки исполнителей и недостатки при техническом обслуживании ВС; характерные отказы авиационной техники, их причины и методы предупреждения;
    б) уметь составлять программы поиска и устранения отказов и неисправностей с использованием информации бортовых и наземных средств контроля и информационной базы данных АТБ, грамотно принимать решения по результатам работ по поиску и устранению сложных отказов, аппаратурных и программных сбоев;
    в) уметь организовать работу подчиненных бригад и исполнителей по обслуживанию систем и ВС в целом в соответствии с производственным заданием и требованиями эксплуатационной документации, обеспечивать высокое качество и своевременное выполнение работ.
    3.2.5.4. Инженер-контролер (инженер, старший или ведущий инженер, Руководитель Органа контроля качества) применительно к авиационной технике, ее системам (видам работ), по контролю качества обслуживания которых он специализирован, должен дополнительно к п. 3.2.5.1:
    1) Знать конструкцию и комплектацию объектов 10 по своей специализации (планер и двигатели, системы ВС), их функции, принципы работы, правила эксплуатации, конструктивные и производственные недостатки указанных объектов ТО, содержание и технологию их технического обслуживания, порядок проведения дефектации АТ и установленные ограничения и нормативы, порядок проверки работоспособности и функционирования объектов АТ, методы выявления и устранения отказов и неисправностей, замены деталей, агрегатов, блоков, других комплектующих изделий.
    Уметь выполнять основные работы;
    2) Знать принципы работы, функции и комплектацию цифровых систем управления самолетом и силовыми установками (цифровых систем пилотажно-навигационного оборудования);
    3) Знать диагностическое оборудование средства и методы неразрушающего контроля, применяемые при ТО, автоматизированные системы (устройства) контроля, правила их использования, порядок оценки результатов контроля АТ.
    Уметь применять их при ТО;
    4) Знать ранее имевшие место недостатки технического обслуживания, а также характерные неисправности объектов АТ, их причины и методы предупреждения;
    5) Знать и соблюдать порядок контроля технического состояния и качества ТО объектов АТ, порядок приемки выполненных работ по ТО АТ к их отклонения от приемки;
    6) Звать и соблюдать порядок оформления (регистрации) обнаруживаемых недостатков технического обслуживания АТ;
    7) Знать статус оформляемых Ответственными контролерами документов о выполненном ТО и разрешений на эксплуатацию ВО после ТО, а также ответственность за обоснованность их выдачи;
    8} Уметь разрабатывать мероприятия, предложения и рекомендации, направленные на повышение качества ТО.
    9) К Руководителю ОКК и должностным лицам, временно исполняющим его обязанности, предъявляются дополнительные требования в части знания:
    - концепций ТОиР, содержания и порядка реализации программ ТОиР, принятых (утвержденных) для ВС всех типов, обслуживаемых Организацией ПО ТО;
    - системы обеспечения и сопровождения технического обслуживания ВС, в т.ч, по надежности АТ, инженерными разработками;
    - статуса выдаваемых Руководителем ОКК разрешений на эксплуатацию ВС после ТО, а также разрешений производственным контролерам на приемку работ от исполнителя, и ответственности за их выдачу;
    - системы взаимоотношений Органа контроля качества с Отраслевым и региональными органами сертификации.
    3.2.5.5. Ведущий специалист по типу авиационной техники, по эксплуатации которой он специализирован, должен дополнительно к п. 3.2.5.1;
    1) Знать концепцию ТОиР, содержание к порядок реализации программы ТОиР, принятой (утвержденной) для авиационной техники, по которой специализируется кандидат;
    2) Знать систему обеспечения и сопровождения технического обслуживания ВС инженерными разработками;
    3) Знать конструкции, комплектацию, конструктивные и производственные особенности и недостатки объектов ТО по своей специализации, их функции, принципы работы, взаимосвязи элементов в рамках данной системы и с другими системами, правила эксплуатации указанных объектов ТО, содержание и технологию их обслуживания и ремонта, установленные ограничения на отклонения размеров и параметров от нормы и порядок их регулировки, порядок проверки работоспособности и функционирования систем и агрегатов ВО, методы выявления и. устранения отказов и неисправностей, замены деталей, агрегатов, блоков (комплектующих изделий), их ремонта (восстановления) и испытаний;
    4) Знать диагностическое оборудование, средства и методы неразрушающего контроля, средства, механизмы и оборудование, применяемые при ТО, автоматизированные системы (устройства) контроля, правила их использования, порядок оценки и регистрации результатов контроля АТ
    Уметь применять их при ТО;
    5) Знать ранее имевшие место недостатки технического обслуживания, а также характерные неисправности объектов АТ, их причины и методы предупреждения;
    6) Уметь анализировать и обобщать информацию о встречающихся недостатках ТО, отказах и неисправностях АТ, разрабатывать мероприятия по их предупреждению;
    7) Знать порядок и методы сбора и научной (математической) обработки информации о техническом состоянии (значениях параметров состояния) АТ;
    8) Уметь проводить анализ схемной надежности АТ и оценку влияния отказов и неисправностей элементов на работоспособность систем ВС и на вероятность благополучного выполнения полетов ВС;
    9) Уметь разрабатывать технологическую документацию на осуществление новых технологических процессов, на ремонт, изготовление и проверки деталей, агрегатов ВС;
    10) Уметь составлять программы поиска и устранения неисправностей АТ с использованием информации бортовых и наземных средств контроля и информационной базы данных АТБ.
    Грамотно принимать решения по результатам работ по поиску и устранению сложных отказов;
    11) Уметь разрабатывать в целях улучшения технического состояния ВС предложения и рекомендации:
    - по модернизации (совершенствованию) АТ, направленные на обеспечение ее надежности,
    - по совершенствованию регламента и технологии ТО ВС,
    - по совершенствованию организации и методов ТО;
    12) Уметь принимать (подготавливать) и обосновывать технические решения о методах восстановления исправности АТ, о возможности эксплуатации ВС при наличии отклонений его технического состояния от норм и о необходимых технических мерах на период такой эксплуатации.
    3.2.6. Формирование наборов требований к конкретным кандидатам.
    Приведенные выше требования, по знаниям и умению инженерного персонала составлены
    - во-первых, по всему ВС данного типа без учета специализации кандидатов, и
    - во-вторых, в ориентации как на эксплуатируемые типы ВО, так и на предстоящее поступление самолетов нового поколения, имеющих значительные конструктивные особенности, насыщенных электроникой, оснащенных автоматизированными системами управления и контроля.
    Поэтому применительно к каждому специалисту, на которого запрашивается Сертификат технической подготовленности к ТО, перечисленные по § 3.2.5 требования будут Органом сертификации конкретизироваться применительно к специальности, специализации и должности кандидатов, типу ВС, системе, зоне ВС или отдельным объектам ТО и ремонта, а также с учетом характера выполняемой работы.
    3.2.7. Соответствие кандидата набору требований, предъявляемых в части знаний и умения, должно подтверждаться удовлетворительными результатами экзаменов, которые назначаются Органом сертификации и проводятся в соответствии со специальной процедурой.
    3.3. Требования к стажу и практическому опыту работы.
    3.3.1. Кандидаты на получение Сертификата категории "Инженер производства" технической подготовленности к обслуживанию АТ определенного типа, занимающие должности инженеров и начальников смен, групп, лабораторий, мастерских, участков, должны удовлетворять следующим требованиям в части стажа и практического опыта работы (в зависимости от базовой подготовки).
    3.3.1.1. При наличии диплома об окончании высшего технического учебного заведения по авиационной специальности, где изучалась авиационная техника, обслуживание которой является Предметом сертификации, а также допуска к ее самостоятельному обслуживанию
    - иметь не менее шести месяцев непрерывного производственного стажа в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношении которых запрашивается Сертификат.
    3.3.1.2. При наличии диплома об окончании высшего технического учебного заведения по авиационной специальности, где не изучалась авиационная техника, обслуживание которой является предметом сертификации, прохождении курсов подготовки для соответствующей специальности по ТО этой авиационной техники, а также при наличии допуска к ее самостоятельному ТО или успешной сдаче экзамена согласно процедурам сертификации
    - иметь производственный стаж по техническому обслуживанию (ремонту) любой АТ, не менее одного года, в том числе не менее шести последних месяцев в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношений которых запрашивается Сертификат.
    3.3.1.3. При другой базовой подготовке, прохождении курсов подготовки для соответствующей специальности по ТО рассматриваемой авиационной техники, а также наличии допуска к ее самостоятельному ТО или успешной сдаче экзамена согласно процедуре сертификации
    - иметь непрерывный производственный стаж работы по техническому обслуживанию (ремонту) любой АТ не менее двух лет, в том числе последний год в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношении которых запрашивается Сертификат.
    3.3.2. Кандидаты на получение Сертификата
    - категорий "Инженер производства", занимающие должности старших (ведущих) инженеров, и начальников цехов, Главных руководителей Организации по ТО,
    а также категории "Ведущий специалист по типу авиационной техники", занимающие должности инженеров, старших (ведущих) инженеров и начальников технических отделов, технолого-конструкторских бюро, инженерных центров и т.п.
    должны удовлетворять следующим требованиям в части стажа и практического опыта работы (в зависимости от базовой подготовки);
    3.3.2.1 При наличии диплома об окончании высшего технического учебного взведения по авиационной специальности, успешном прохождении курсов подготовки для соответствующей специальности по ТО авиационной техники, обслуживание которой является предметом сертификации, а также наличии допуска к ее самостоятельному ТО
    - иметь производственный стаж по ТО (ремонту) любой АТ не менее трех лет, в том числе не менее 12 месяцев в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношении которых запрашивается Сертификат.
    Примечание. Для специалистов, окончивших вуз с отличием, требуемый общий стаж практической работы по п. 3.3.2.1 может быть уменьшен на 1 год.
    3.3.3. Специалисты Органов контроля качества - кандидаты на получение Сертификата категории "Инженер-контролер" технической подготовленности к обслуживанию АТ определенного типа должны удовлетворять следующим требованиям в части стажа и практического опыта работы (в зависимости от базовой подготовки),
    3.3.3.1. Инженеры ОКК (инженеры II категории)
    а) При наличии диплома о высшем техническом образовании и Сертификатов категории "Исполнитель" или "Инженер производства" (допусков) на техническое обслуживание данного типа АТ по тем подразделениям или объектам ТО, в отношении контроля которых запрашиваются права ответственного контролера
    - четыре года практической работы по ТО авиационной техники, из них не менее двух последних лет в соответствующих подразделениях или на объектах ТО, в том числе не менее шести месяцев с выполнением функций производственного (или ответственного) контролера;
    б) При наличии диплома о среднем техническом образовании и Сертификатов категорий "Исполнитель" или "Инженер производства" (допусков) на техническое обслуживание данного типа АТ по тем подразделениям или объектам ТО, в отношении которых запрашиваются права ответственного контролера
    - шесть лет практической работы по ТО авиационной техники, из них не менее трех последних лет в соответствующих подразделениях или на объектах ТО, в том числе не менее шести месяцев с выполнением функций производственного (или ответственного) контролера.
    3.3.3.2. Старшие инженеры ОКК, инженеры I категории; Руководитель ОКК.
    При наличии диплома о высшем техническом образовании и Сертификатов категории "Исполнитель" или "Инженер производства" (допусков) на техническое обслуживание данного типа АТ по тем подразделениям или объектам ТО, в отношении которых запрашиваются права ответственного контролера,
    - шесть лет практической работы по ТО авиационной техники, в том числе не менее двух лет с выполнением функций производственного (или ответственного) контролера в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношении которых запрашиваются права ответственного контролера.
    Примечание. Для специалистов, окончивших вуз с отличием, требуемый общий стаж практической работы по пп. 3.3.3.1 - "а" и 3.3.3.2 может быть уменьшен на 1 год.
    

    3.4. Подтверждение соответствия кандидатов предъявляемым требованиям
    Соответствие кандидатов на получение Сертификатов технической подготовленности к обслуживанию АТ предъявляемым требованиям должно быть подтверждено:
    а) в части базовой и специальной подготовки - копиями дипломов, аттестатов, свидетельств, удостоверений об образовании и специальной подготовке по изучению рассматриваемого типа АТ
    б) в части стажа и практического опыта работы - выпиской из трудовой книжки и справкой о компетентности
    
    3.5. Требования по психологической способности специалиста качественно выполнять свою работу (являются рекомендательными)
    
    3.5.1. Кандидат на получение Сертификата технической подготовленности к техническому обслуживанию (ремонту) авиационной техники должен:
    а) успешно пройти тестовую психологическую проверку на способность к деятельности в области ТО (ремонта) авиационной техники с учетом ее специфических условий если имеется система тестового контроля;
    б) или представить Аттестацию по данному вопросу от администрации производственного подразделения где он работает последний год.
    


Начальник Отдела

Зам. начальника Отдела

технической эксплуатации и ремонта авиационной техники ДВТ МТ РФ

нормативов и правил ДВТ МТ РФ

А.А. Емцов

В.Н. Чистяков

22.09.1992

21.09.1992


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование