почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
29
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

13.04.2004 № 22.15-459

Руководителям территориальных
органов воздушного транспорта
Минтранса России

Руководителям организаций
гражданской авиации


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о катастрофе самолета Л-410УВП
№ 01032 ФЛА РФ

 


    
    
    Первого марта 2003 года, днем, в простых метеоусловиях, на аэродроме Борки (Тверская область) произошла катастрофа самолета Л-410 УВП № 01032 ФЛА РФ, принадлежащего частному лицу (летчику-испытателю ГосНИИ ГА, заместителю генерального директора ЗАО "Авиационный комплекс "Мячково" Ю.М. Кабанову).
    Экипаж в составе командира воздушного судна - летчика-испытателя ЭМЗ им. В.М. Мясищева С.И. Кравца и второго пилота - пилота-любителя Федерации любителей авиации Российской Федерации (ФЛА РФ) А.Е. Пескова выполнял полеты по десантированию спортсменов-парашютистов. Кроме членов экипажа на борту ВС находилось 23 спортсмена-парашютиста.
    При выполнении третьего полета произошло сваливание самолета в штопор с разрушением конструкции планера. В результате катастрофы члены экипажа и 9 спортсменов-парашютистов погибли, 6 парашютистов получили травмы различной степени тяжести. Остальные участники полета не пострадали.
    В ходе расследования катастрофы были выявлены многочисленные грубые нарушения правил организации и выполнения данного полета.
    Подготовка и формирование экипажа были проведены неудовлетворительно.
    Командир ВС С.И. Кравец не являлся пилотом-любителем ФЛА РФ, однако неоднократно выполнял полеты в качестве КВС на самолетах Федерации любителей авиации.
    С.И. Кравец был допущен к полетам на десантирование имея налет на самолете Л-410 лишь 15 часов (общий налет 2773 часа). Налет в качестве КВС составил 59 минут - все в день авиационного происшествия.
    В личном деле С.И. Кравца имеется копия диплома об окончании в 1992 году Кировоградского высшего летного училища гражданской авиации. Фактически, как было установлено в ходе расследования, обучение С.И. Кравец в Кировоградском высшем летном училище гражданской авиации не проходил.
    Второй пилот А.Е. Песков (по образованию авиационный инженер) был допущен к выполнению полетов на самолете Л-410 в качестве пилота-любителя в 2002 г. Имел общий налет 509 часов, в том числе на самолете Л-410 76,5 часа.
    Как было установлено в ходе расследования ранее данное воздушное судно, с государственным и регистрационным номером СССР-67418, принадлежало Енисейскому авиапредприятию Красноярского УГА МГА СССР.
    Самолет с 1994 года не эксплуатировался и находился на хранении. Межремонтный срок службы планера истек в 1995 году, очередной ремонт самолета не проводился. Двигатели, установленные на данном самолете, в соответствии с записями в формулярах были списаны в 1996 году.
    В 2001 году ГУП "Аэропорт - Сервис" - дочернее предприятие ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан" продало указанное воздушное судно Ю.М. Кабанову. При этом, в нарушение установленных требований, после продажи и регистрации самолета в реестре ФЛА РФ, он не был снят с учета в государственном реестре гражданских воздушных судов ГС ГА Минтранса России.
    В дальнейшем на самолете без согласования с разработчиком ВС была установлена не предусмотренная конструкторской документацией сдвижная дверь, изготовленная из оргстекла и дюралевых направляющих. Переоборудование самолета Л-410УВП № 01032ФЛА РФ в парашютно-десантный вариант не производилось.
    Полеты по десантированию парашютистов выполнялись на основании договора между владельцем самолета Ю.М. Кабановым и ГУП "Национальный аэроклуб России им. Чкалова". Срок действия данного договора закончился 31.12.02г.
    Из-за отсутствия на аэродроме Борки службы организации перевозок величина загрузка самолета не определялась и документально не оформлялась. Аэродром Борки не был допущен к эксплуатации самолетов типа Л-410.
    В нарушение установленных требований на борту самолета находилось 23 парашютиста при максимальном допустимом количестве парашютистов в парашютно-десантном варианте компоновки не более 12 человек.
    В ходе расследования было установлено, что только трое из находившихся на борту парашютистов располагались на сидениях, установленных вдоль правого борта в передней части салона. Остальные 20 парашютистов располагались на полу пассажирского салона, в том числе 2 парашютиста находились за перегородкой, отделяющей пассажирский салон от туалета, один парашютист располагался в туалете.
    В результате нарушений, допущенных экипажем ВС и должностными лицами наземных служб обеспечения полетов аэродрома Борки, взлетный вес самолета, как было установлено в ходе расследования, превышал допустимый на 618 кг, центровка перед взлетом могла быть около 32% (предельно-задняя центровка 28% САХ). Нарушение правил загрузки самолета оказало непосредственное влияние на исход полета.
    Полеты на самолете Л-410УВП №01032ФЛА РФ по десантированию парашютистов производились на основании "Методики выполнения полетов на самолете Л-410УВП на десантирование парашютистов", утвержденной заместителем генерального директора ЗАО "Авиационный комплекс "Мячково" Ю.М. Кабановым (владельцем самолета Л-410УВП №01032 ФЛА РФ). Данная инструкция была составлена неудовлетворительно, без учета требований разработчика данного типа ВС по порядку выполнения десантирования. В частности не было учтено, что:
    - при групповом покидании максимальное количество парашютистов в группе не должно превышать 4 человека;
    - в переднем техническом отсеке должен был находиться балласт в 50 кг;
    - наличие груза в заднем багажнике не допускается (фактически в районе заднего багажника размещалось 5 человек).
    Вследствие того, что на самолете Л-410УВП № 01032ФЛА РФ в нарушение установленных требований выполнялись полеты без средств объективного контроля, обстоятельства происшедшего удалось восстановить лишь по показаниям оставшихся в живых парашютистов и по результатам исследования планера и двигателей ВС.
    После занятия высоты 3600-3800 метров и выхода на "боевой курс" для производства десантирования экипаж начал уменьшать поступательную скорость полета. В соответствии с установленными требованиями, десантирование должно осуществляться только после выпуска закрылков на 15° и на скорости не менее 180 км/час. В ходе расследования было установлено, что в момент столкновения самолета с землей закрылки самолета находились в убранном положении.
    По объяснению выпускающего, визуально наблюдавшего приближение к точке выброса, была дана команда "Приготовиться!", команда от КВС при этом не поступала. По команде выпускающего "Приготовиться!" группа из 11 парашютистов (располагавшаяся ближе к хвостовой части), вероятно, незначительно переместилась в сторону выходной двери в хвостовой части самолета. Тем самым было нарушено ограничение при групповом покидании - не более 4 человек. В результате этого центровка ВС в этот момент могла увеличиться до 35 % САХ.
    В результате смещения центровки за пределы эксплуатационных ограничений в условиях уменьшения скорости без выпуска механизации, наиболее вероятно, произошел выход самолета на закритические углы атаки со сваливанием на левое полукрыло. Достигнутые при этом нерасчетные перегрузки привели к разрушению конструкции планера (последовательное отделение концевых частей крыла, левой и правой половин стабилизатора, хвостовой части фюзеляжа).
    Часть из находившихся на борту ВС парашютистов покинула ВС самостоятельно, некоторые из парашютистов были выброшены из самолета после отделения хвостовой части. Оставшиеся в самолете парашютисты и члены экипажа погибли в результате столкновения самолета с землей.
    Причиной катастрофы явилось сочетание следующих факторов:
    - неудовлетворительная организация летной работы в ЗАО "Авиационный комплекс "Мячково";
    - неудовлетворительная, с нарушением установленных правил и ограничений, организация парашютных прыжков и подготовка экипажа самолета Л-410УВП №01032ФЛA PФ;
    - нарушение экипажем ВС и выпускающим эксплуатационных ограничений по максимальному числу парашютистов в группе при выполнении группового десантирования;
    - десантирование на скорости, наиболее вероятно, менее минимально допустимой скорости полета с убранной механизацией крыла, что в сочетании со значительным смещением центровки за предельно-заднее ограничение привело к выходу самолета на закритические углы атаки и сваливанию;
    - нарушение экипажем ВС, при бездействии наземных служб обеспечения полетов, норм загрузки и центровки ВС, что привело к выполнению полета на перегруженном ВС со значительным превышением эксплуатационных ограничений по предельно-задней центровке;
    - недостаточный контроль за деятельностью пилотов-любителей и эксплуатацией ВС со стороны руководства Федерации любителей авиации Российской Федерации.
    Предлагаю:
    1. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России:
    1.1. Обеспечить постоянный контроль за соблюдением установленных правил и процедур организации и обеспечения полетов эксплуатантами ВС общественных организаций (ФЛА РФ, ОФ СЛА, ФВР и др.), базирующихся на гражданских аэродромах и аэродромах совместного базирования.
    1.2. При выявлении фактов нарушений действующих норм и правил эксплуатации воздушных судов, выполнения полетов без заявок и разрешений органов ОВД, выполнения недозволенных маневрирований в зонах аэродрома, вблизи промышленных объектов и мест массового скопления людей немедленно направлять сообщения в региональные органы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России и ФСБ России.
    1.3. Довести настоящее распоряжения до всех подконтрольных организаций гражданской авиации.
    2. Руководителям организаций гражданской авиации настоящее распоряжение изучить со всем летным, инженерно-техническим составом, специалистами служб авиационной безопасности, управления воздушным движением, организации пассажирских и грузовых перевозок.
    3. Рекомендовать руководителям общественных организаций:
    3.1. В рамках действующего устава рассматривать вопросы об исключении из общественных организаций пилотов-любителей, допустивших нарушения установленных правил и процедур выполнения полетов в воздушном пространстве Российской Федерации.
    3.2. Активизировать работу по установлению постоянных рабочих контактов с территориальными органами воздушного транспорта Минтранса России для решения вопросов по контролю за выполнением полетов воздушных судов.
    
    

    

Начальник Управления государственного
надзора за безопасностью полетов


В.А. Рудаков


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование