почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
5
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

03.02.2005г. № 8.15-110

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об авиационном происшествии
с вертолетом Ми-8Т RA-25141

Руководителям
территориальных органов ВТ
Минтранса России

Руководителям
авиапредприятий

    
    
    
    
    25 августа 2004 г. днем при попытке выполнения экипажем разворота вертолета на курс взлета методом перемещения на висении с площадки, расположенной на мысе Константиновский (юго-восточное побережье Баренцева моря), потерпел аварию вертолет Ми-8Т RA-25141, принадлежащий ФГУП "Нарьян-Марский объединенный авиационный отряд" Архангельского МТУ ВТ Минтранса России.
    Экипаж вертолета в составе: командир воздушного судна (КВС) Я.Н. Меньшаков, второй пилот О.А. Белозеров, бортмеханик С.Е. Бойков, выполнив 24 августа 5 полетов по заявке Экологического фонда администрации Ненецкого автономного округа с целью охраны рыбных запасов в пограничной зоне юго-восточного побережья Баренцева моря, произвел посадку на площадку, подобранную с воздуха, для выполнения ночевки.
    Площадка представляла собой ровную поверхность со слоем оттаявшего грунта на глубину до 40 см с прочностью 4 кг/см, ниже которого находилась вечная мерзлота. Грунт был покрыт растительностью, характерной для тундры с высотой от 7 до 16 см. За время стоянки вертолета ночью левая стойка шасси погрузилась в грунт до 1/3 диаметра колеса, что привело к созданию левого крена величиной около 4°.
    Утром 25.08.04, в связи с необходимостью оказания срочной медицинской помощи одному из членов оперативной группы, было принято решение об отправке больного и двух сопровождающих вертолетом в г. Нарьян-Мар.
    Получив информацию ГМС "Мыс Константиновский" о приземном ветре, скорость которого составляла 4 м/сек и предупреждение старшего техника ГМС о возможном ее увеличении в 2 раза из-за погрешностей аппаратуры ГМС, КВС Меньшаков Я.Н, оценив (по его объяснению) состояние площадки и направление ветра относительно вертолета, пришел к выводу, что выполнение разворота вправо для выполнения взлета методом руления невозможно и принял решение запустить двигатели и выполнить разворот на курс взлета против ветра методом перемещения у земли.
    Фактическая погода по данным АМСГ Нарьян-Мар, Варандей, ГМС мыс Константиновский и очевидцев на момент взлета была: ветер у земли с направлением 180-200° (120° справа сзади), скорость 7-8 м/сек, порывы 12 м/сек и более, видимость 10 км., температура воздуха +12°С, атмосферное давление 747 мм.рт.ст.
    Из расчетов, проведенных комиссией, составляющая ветра под углом 90° справа относительно продольной оси вертолета составляла 6 - 6,9 м/сек соответственно, что превышало ограничение установленное РЛЭ для выполнения разворота у земли вправо.
    Согласно п. 4.14.18. РЛЭ вертолета Ми-8Т, экипаж должен был наземными средствами установить вертолет в стояночное положение, устранить кренение, развернуть ВС против ветра или на угол, где составляющая скорости ветра не превышала 5 м/сек, только после этого запустить двигатели.
    Экипаж не использовал эти рекомендации и приступил к запуску двигателей.
    После запуска двигателей в процессе увеличения режима работы двигателей и шага несущего винта началось кренение вертолета влево, угол тангажа начал изменяться на пикирование.
    Попытки КВС парировать органами управления увеличение крена и тангажа оказались неэффективными. Вертолет продолжал крениться влево с одновременным увеличением угла тангажа на пикирование. При крене около 25 и тангаже на пикирование около 8,5 произошло касание лопастями несущего винта поверхности земли, в результате чего они разрушились. При дальнейшем вращении лопастей несущего винта произошло их соударение с хвостовой балкой, которая была полностью отрублена.
    Соударение разрушенных лопастей с левым двигателем привело к возникновению пожара, ликвидировать который не представилось возможным. Вертолет разрушился и сгорел. Пассажиры и экипаж получили травмы различной степени тяжести.
    При расшифровке записей БУР-2Ж установлено, что система управления вертолетом была исправна.
    Математическое моделирование поведения вертолета, выполненное на ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" показало, что при скорости ветра справа сзади 11 м/сек управляющего момента недостаточно для парирования опрокидывания вертолета, стоящего на площадке с левым креном 4°.
    Авария вертолета Ми-8Т RA 25141 произошла в результате попытки выполнения экипажем разворота вертолета вправо на курс взлета методом перемещения на висении при скорости ветра справа сзади, превышающей ограничения РЛЭ, и при наличии левого крена из-за просадки колеса левой основной опоры шасси вертолета в грунт.
    Экипажем перед запуском двигателей не были приняты меры для разворота вертолета наземными средствами вправо на ветер.
    Действия пилота не обеспечили парирования кренения вертолета из-за ограниченных в этих условиях запасов управления. Большие углы крена и тангажа привели к соударению лопастей НВ с землей. Последующая разбалансировка лопастей несущего винта обусловила разрушение конструкции ВС и возникновение пожара.
    В ходе расследования АП комиссией были выявлены недостатки в организации полетов:
    - на ГМС "Мыс Константиновский" неисправны анеморумбометр М-63, (показания прибора занижают фактическую скорость ветра) и измеритель высоты облаков (ИВО);
    - в нарушение НТЭРАТ ГА-93 экипаж, планируя ночевку вне базового аэродрома, вылетел из аэродрома Нарьян-Мар без технического персонала;
    Аналогичное авиационное происшествие произошло 14 сентября 2004 г. с вертолетом Ми-8Т RA 24622 (распоряжение ФСНСТ от 10.11.04 № АН-92-р (ФС), принадлежащим ОАО "2-й Архангельский ОАО" Архангельского МТУ ВТ Минтранса России.
    Предлагаю:
    1. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России:
    1.1. Настоящее заключение довести до руководителей подконтрольных авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты.
    1.2. Проверить исполнение рекомендаций, изложенных в распоряжении ФСНСТ от 10.11.04 № АН-92-р (ФС) в подразделениях подконтрольных авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты, о результатах проверки сообщить в УИБП ФСНСТ Минтранса России до 01.03.05.
    2. Руководителям авиапредприятий:
    2.1. Настоящее заключение изучить со всем летным и инженерно-техническим составом, выполняющим полеты на вертолетах, распоряжение ФСНСТ от 10.11.04 № АН-92-р (ФС) изучить повторно.
    2.2. Командно-летному составу вертолетных подразделений усилить контроль экипажей, выполняющих работу в отрыве от места постоянного базирования.
    2.3. С летным и инженерно-техническим составом провести занятия на тему "Особенность проведения подготовки вертолета к вылету при базировании в отрыве от базы".
    2.4. С летным составом повторно изучить ограничения вертолета по предельной скорости ветра при выполнении взлета и их физический смысл.
    2.5. Принять меры по укомплектованию штатного оборудования вертолетов ручными анемометрами при выполнении полетов в отдаленные районы, где не ведутся метеорологические наблюдения за погодой.


    
    

Начальник Управления
инспекции по безопасности полетов


_____________  В.А. Рудаков

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование