почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
28
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент воздушного транспорта

    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
Департамента воздушного
транспорта Минтранса России
______________ В.В. Горлов

24 ноября 1993 г.
№ ДВ-6.1-119

    
    
СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИЯМ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ
АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ (АТБ)


    
    
    

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    
    1.1. В соответствии с положениями Воздушного Кодекса Российской Федерации каждый эксплуатант воздушных судов (ВС) - их владелец или арендатор, выполняющий коммерческие перевозки и/или авиаработы в народном хозяйстве, должен:
    - иметь в своей структуре Организацию по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (Организацию по ТОиР), сертифицированную в установленном порядке по каждому типу эксплуатируемых ВС и по выполняемым на них видах работ по ТОиР,
    - либо заключить договоры на ТОиР своих ВС с такой Организацией, которая имеет право на выполнение данных видов работ, с тем чтобы обеспечить поддержание летной годности ВС, безопасность и регулярность полетов.
    
    В условиях действия на воздушном транспорте системы сертификации объектов и персонала инженерно-авиационной службы несертифицированная Организация по ТОиР не имеет права производить техническое обслуживание воздушных судов или их компонентов, подлежащих установке на ВС, и давать разрешения на их эксплуатацию.
    
    Примечание. Для ВС: спортивной авиации; обслуживающих только свое предприятие, организацию; частных владельцев - если эти ВС не используются для коммерческих перевозок и авиаработ, обязательного наличия сертифицированной Организации по ТОиР не требуется. Вопросы ТОиР таких ВС регламентируются специальными положениями, которые должны быть утверждены Органом государственного управления.
    
    1.2. К Организациям по ТОиР, в целях данного документа, относятся:
    а) самостоятельные авиационно-технические базы (АТБ), авиационно-технические и летно-технические комплексы, Центры технического обслуживания и ремонта авиационной техники (Центры ТОиР), входящие в структуру объединений, предприятий ВТ, авиакомпаний и т.п., а также учебных заведений воздушного транспорта;
    б) специализированные по техническому обслуживанию авиационной техники структурные единицы (не самостоятельные АТБ), службы или подразделения эксплуатирующих воздушные суда предприятий (объединений, авиакомпаний и т.п.) воздушного транспорта - как их составные части, представляющие в аспекте технического обслуживания AT данное предприятие в целом;
    в) летно-испытательные станции (ЛИС) заводов ГА;
    г) муниципальные, кооперативные и частные предприятия, акционерные общества, товарищества, их объединения, отделения, подразделения и филиалы, "дочерние" предприятия, занимающиеся техническим обслуживанием AT, которые создаются и действуют при эксплуатационных, ремонтных или производящих авиационную технику предприятиях, организациях ГА и других ведомств, а также на самостоятельной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    

    1.3. Сертификация - как узаконивание определенного рода деятельности предприятий, организаций и физических лиц - является важной формой государственной защиты прав "потребителей" продукции и услуг, производимых этими предприятиями.
    Применительно к воздушному транспорту сертификация представляет собой один из радикальных - в условиях рыночной экономики - способов регулирования производства предприятий и работы их персонала с целью обеспечения безопасности (и регулярности) полетов.
    1.4. Сертификация Организаций по ТОиР авиационной техники и их персонала - это система мероприятий, предназначенная для контроля и подтверждения от имени Государства подготовленности ("пригодности") конкретной Организации по ТОиР к выполнению определенного круга работ по обслуживанию и ремонту авиационной техники данного типа в таком объеме и с таким качеством, которые гарантируют безопасное выполнение полета обслуженных воздушных судов за счет обеспечения работоспособности и нормального функционирования конструкции воздушного судна, его силовых установок, систем и оборудования.
    1.5. Сертификация Организаций по ТОиР производится раздельно по каждому типу ВС или отдельных наименований их компонентов и по основным видам работ по ТОиР: оперативное ТО, периодическое ТО, ремонтные работы и т.п. Такая номенклатура видов работ устанавливается Федеральным органом государственного управления ВТ применительно к ВС разных типов и к Организациям по ТОиР с различными объемами работ.
    1.6. Документом, свидетельствующим о "пригодности" Организации или специалиста к выполнению определенных работ по обслуживанию авиационной техники конкретного типа и о разрешении производить такие работы, является Сертификат подготовленности Организации или специалиста к техническому обслуживанию, выдаваемый Органом сертификации на основании удовлетворительных результатов проверки соответствия данной Организации или данного специалиста определенным сертификационным требованиям, утверждаемым Федеральным органом государственного управления воздушным транспортом (или Правительством РФ).
    1.7. Сертификационная проверка (инспектирование) Организаций по ТОиР и оценка их соответствия требованиям должны производится по следующим аспектам (разделам) их деятельности:
    а) организация производства и структура управления;
    б) документационное и информационное обеспечение ТОиР;
    в) обеспеченность Организации по ТОиР квалифицированными инженерно-техническими специалистами, а также вообще персоналом для освоения предстоящих объемов работ;
    г) обеспеченность производственной базой и средствами ТОиР;
    д) процессы технического обслуживания;
    е) система контроля качества ТО;
    ж) материально-техническое и финансовое обеспечение.

    Примечание. Приведенный перечень отражает не ранжирование важности того или иного аспекта, а лишь рациональную последовательность изложения материалов настоящих "Требований".
    1.8. Решением Минтранса РФ и Госстандарта РФ от 04.02.93 проведение сертификации на воздушном транспорте возложено на Департамент воздушного транспорта.
    1.9. Настоящие "Требования" распространяются на все Организации по ТОиР, независимо от их юридического статуса и форм собственности и от типов эксплуатируемой авиационной техники. Особенности инженерно-авиационного обеспечения в отдельных авиакомпаниях эксплуатации воздушных судов зарубежного производства, зарегистрированных в других странах определяются специальными Положениями, которые должны быть утверждены ДВТ.
    

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

    
    2.1. Организация по ТОиР должна иметь структуру производства и управления, способную обеспечить эффективное решение следующих основных задач:
    а) планирование деятельности Организации, освоение новых видов работ и изыскание рынка сбыта своих услуг, определение перспектив развития;
    б) планирование и управление отходом ВС на техническое обслуживание и в ремонт;
    в) оценка технического состояния AT, назначение объема работ по ТОиР с учетом наработки и результатов оценки технического состояния конкретного ВС, совершенствование регламентов, технологий и методов ТОиР;
    г) организация выполнения работ и управление процессами ТОиР в соответствии с требованиями нормативной и эксплуатационно-технической документации в необходимом объеме и в установленные сроки;
    д) кадровое обеспечение ожидаемых объемов работ по ТОиР ВС, в том числе необходимым количеством специалистов по категориям, специальностям и квалификации (с учетом наличия финансовых ресурсов для их подготовки и содержания, социально-бытовых и других условий);
    е) обеспечение процессов ТОиР средствами обслуживания, запасными частями, материалами, различными видами энергии;
    ж) обеспечение высокого качества ТОиР и эффективности его контроля.
    
    Примечание. Приведенный перечень основных задач, а также функции по их реализации, могут уточняться применительно к особенностям конкретной Организации по ТОиР: количественному составу и "возрастному" состоянию парка ВС по типам; структуре объемов работ по ТОиР AT; предполагаемому освоению новых видов работ - в том числе ремонтно-восстановительных; характеру и масштабам кооперирования с другими Организациями по ТОиР, с заводами ГА и промышленности; характеру взаимоотношений с обеспечивающими службами аэропорта, а также с поставщиками запасных частей и комплектующих изделий.
    
    2.2. Для выполнения перечисленных и ряда других задач система управления данной Организации по ТОиР должна иметь следующие уровни:
    высшее руководство Организации,
    руководство функциональными блоками,
    руководство производственными подблоками и подразделениями инженерного и технологического обеспечения,
    руководство производственными цехами, участками, лабораториями, мастерскими, сменами, бригадами, группами.
    

    2.3. В Организации по ТОиР с малыми объемами работ некоторые уровни управления могут быть объединены или опущены.
    2.4. В Организации по ТОиР должна быть разработана четкая производственная структура управления, предусматривающая осуществление необходимого руководства и контроля за процессами ТОиР и их обеспечением. Такая структура должна включать в себя следующие блоки или элементы:
    а) Высший уровень управления Организации по ТОиР;
    б) Блок производства по техническому обслуживанию авиационной техники с подблоками:

    1) оперативное ТО,
    2) периодическое ТО,
    3) текущий ремонт агрегатов, узлов и деталей ВС,
    4) лабораторные проверки и восстановление изделий авиационного оборудования,
    5) подготовка и обеспечение производства;

    в) Блок инженерного и технологического обеспечения, включая подразделения диагностики и надежности;
    г) Блок управления качеством технического обслуживания;
    д) Блок финансово-экономического обеспечения.

    Примечание. Конкретное структурное построение каждой Организации по ТОиР определяется типами обслуживаемых ею ВС, составом и объемом выполняемых работ. В зависимости от указанных факторов структурные схемы различных Организаций по ТОиР могут отличаться от указанных выше:
    а) наличием отдельных блоков производства по восстановительному ремонту ВС, локальному и модульному ремонту авиадвигателей;
    б) наличием в подблоке подготовки и обеспечения производства таких элементов, как обеспечение спецавтотранспортом и материально-техническое обеспечение;
    в) наличием в подблоках оперативного и периодического ТО специализированных элементов по ТО ВС разных типов;
    г) наличием в блоке инженерного и технологического обеспечения таких элементов, как

    1) автоматизация информационного обеспечения;
    2) подготовка к освоению эксплуатации ВС нового типа;
    3) экспериментальное производство;
    
и другими изменениями и дополнениями.
    
    Возможно также различное комплексирование элементов структурной схемы, например, формирование инженерного центра, объединяющего с блоком инженерного и технологического обеспечения часть функций планирования производства по ТО, диагностирования и контроля состояния AT средствами объективного и неразрушающего контроля, т.е. функций, принадлежащих в исходной схеме другим блокам.
    В случаях, когда Организация по ТОиР выполняет не все виды работ по техническому обслуживанию и ремонту ВС (например, только оперативное или периодическое ТО, ремонт отдельных агрегатов и изделий AT), из типовой структурной схемы могут быть исключены (или объединены с другими элементами) те или иные уровни управления, блоки и/или руководящие должности.
    

    2.5. Принятые в Организации по ТОиР уровни управления и структурная схема должны быть оформлены текстуально или графически и утверждены руководителем данной Организации или руководителем предприятия, структурным подразделением которого является Организация по ТОиР.
    2.6. В Организации по ТОиР должны быть разработаны и утверждены "Положения" для всех структурных подразделений, а также для руководящих работников, имеющих в прямом или функциональном подчинении несколько самостоятельных элементов организационной структуры. В указанных "Положениях" должны быть отражены функции каждого подразделения, руководителя, которые в совокупности должны охватывать полный комплекс функций, реализуемых Организацией по ТОиР в целом. Дублирование функций не допускается.
    2.7. Структурная схема Организации по ТОиР должна сопровождаться перечнем должностных лиц, занимающих ключевые руководящие посты, схемой их подчиненности с четким распределением между указанными должностными лицами обязанностей, полномочий и ответственности за техническое обслуживание и ремонт ВС в целом, их отдельных компонентов, другой авиационной техники.
    В перечне должностных лиц, занимающих ключевые посты, должны быть приведены данные, отражающее их общую и специальную подготовку, послужной список (опыт работы по ТО ВС разных типов) и уровень квалификации.
    2.8. В Организации по ТОиР должны быть отработаны схемы взаимодействия указанных выше должностных лиц, порядок взаимодействия подразделений по ТОиР между собой, со службами аэропорта и летным комплексом, а также с "внешними" организациями.
    2.9. Должностные функции, обязанности, полномочия и ответственность персонала, руководящего техническим обслуживанием и выполняющего техническое обслуживание авиационной техники (за исключением должностных лиц, действующих на основании специальных Положений согласно §2.6, а также руководителей подразделений, для которых обязанности, полномочие и ответственность определяются Положениями о соответствующих подразделениях), должны быть изложены в должностных инструкциях. Должностные инструкции могут быть оформлены отдельными документами и должны быть утверждены соответствующими руководителями.
    2.10. В Организации по ТОиР должна быть обеспечена полная укомплектованность всех штатных должностей руководства Организации и ее структурных подразделений, других работников с управленческими функциями.
    2.11. В Организации по ТОиР должен быть сформирован резерв специалистов для выдвижения на руководящие должности и для подмены руководящих работников в случае их отсутствия из-за командировок, отпусков, болезней и т.п., а также в расчете на ожидаемое расширение производства по объемам работ и/или по количеству типов ВС.
    2.12. Подробные сведения о применяемых принципах управления, об организационной структуре, руководящем составе Организации по ТОиР, о распределении обязанностей, полномочий и ответственности руководящего персонала и специалистов, имеющих отношение к ТО и ремонту авиационной техники, целесообразно включить в виде отдельного раздела в "Руководство по деятельности Организации по ТОиР", которое должно быть разработано данной Организацией с учетом местных условий.
    
    Примечание. До выпуска отраслевого документа, определяющего содержание "Руководства по деятельности Организации по ТОиР", требования о наличии "Руководства" не являются обязательным.
    

3. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОиР

    
    3.1. Требования к документационному и информационному обеспечению ТОиР авиационной техники, эксплуатируемой Организацией по ТОиР, распространяются на документы, которые:
    а) регламентируют общие вопросы организации и порядка эксплуатации ВС, а также деятельность Организаций по ТОиР в целом - группа общая руководящая и нормативная документация;
    б) являются принадлежностью конкретного экземпляра ВС или другой авиационной техники и обеспечивают:
    - оформление государственной регистрации ВС и его годности к полетам, а также приема-передачи ВС - группа судовая документация;
    - фиксирование наработки конкретных экземпляров ВС, двигателей и других изделий AT через установленные интервалы времени, установки на ВС и снятия с него двигателей и других изделий AT, a также фиксирование произведенных ремонтов, периодического ТО, выполнения доработок конструкции, разовых осмотров и т.п. - группа пономерная документация;
    в) регламентируют содержание и порядок проведения работ по ТОиР данного типа AT - группа типовая эксплуатационная (ЭД) или экслуатационно-ремонтная (ЭРД) документация;
    г) обеспечивают регистрацию текущего технического состояния конкретных экземпляров AT, выполнения на них работ по ТОиР и ответственности должностных лиц за выполнение работ, контрольных операций и итогового заключения о пригодности ВС к полету или о возможности использования на ВС отдельных изделий AT после проведенного ТОиР - группа производственная документация.
    
    3.2. Организация по ТОиР должна иметь в своем распоряжении полный комплект общей руководящей и нормативной документации согласно п. 3.1-а, включая Воздушный кодекс, Наставление по производству полетов, Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники, другие наставления, стандарты, приказы, указания, инструкции общего характера и другие распорядительные, методические документы и материалы Федерального и Регионального органов государственного управления воздушным транспортом, относящиеся к данным вопросам.
    
    Рекомендуется - иметь в Организации по ТОиР перечень документации согласно данному параграфу с указанием количества экземпляров и их распределения по подразделениям.
    
    3.3. Организация по ТОиР должна в части судовой документации обеспечить хранение, выдачу на борт ВС и приемку от экипажа Свидетельства о регистрации ВС, Удостоверения о годности ВС к полетам, санитарного и бортового журнала, т.е. документов, которые должны быть на ВС при выполнении полетов, а также контроль за сроками действия Удостоверений о годности к полетам приписных и прикрепленных ВС и соблюдение правил ведения, заполнения и контроля санитарного и бортового журналов этих ВС.
    Порядок ведения указанной документации, если он не определен руководящими документами, указанными в § 3.2, а также подразделения и должностные лица, ответственные за выполнение требований данного параграфа, устанавливаются руководителем Организации по ТОиР.
    3.4. Организация по ТОиР должна обеспечить содержание и ведение пономерной документации на приписные и прикрепленные ВС, авиадвигатели, отдельные изделия AT, в частности:
    а) хранение формуляров, паспортов, аттестатов, этикеток и т.п. на изделия AT, (а также дубликатов указанных документов) в комплектах для каждого приписного или прикрепленного ВС. Для хранения этой документации должно быть оборудовано специальное помещение;
    б) ведение положенных записей в формулярах, паспортах, аттестатах ВС, двигателей и отдельных изделий AT (по установленным интервалам времени) о наработке AT, выполненных периодическом техническом обслуживании, ремонтных работах, доработках конструкции, разовых осмотрах, о продлении или увеличении ресурса до ремонта или списания, об установке изделий AT на ВС и их снятии, а также в других случаях, предусмотренных руководящими документами;
    в) выдачу экипажам ВС и приемку от экипажей указанной документации в случаях, предусмотренных руководящими документами.
    

    Подразделения и должностные лица Организации по ТОиР, ответственные за выполнение требований данного параграфа, устанавливаются руководителем Организации по ТОиР.
    
    3.5. Организация по ТОиР должна располагать всей действующей (утвержденной или введенной в действие Федеральным органом государственного управления воздушным транспортом) на данный момент типовой эксплуатационной документацией по каждому типу ВС, на обслуживание которого испрашивается сертификат.
    Применительно к ВС зарубежного производства Организации по ТОиР должна пользоваться документацией, введенной в действие Авиационной администрацией соответствующего государства.
    
    Рекомендуется иметь в Организации по ТОиР перечень такой документации по каждому типу ВС (регламенты технического обслуживания, технологические указания по ТО, инструкции, бюллетени, распоряжения Федерального и Регионального органов государственного управления ВТ и пр.) с указанием по каждой позиции количества и местонахождения эталонного, контрольных и рабочих экземпляров.
    
    3.6. В Организации по ТОиР должны быть определены:
    а) порядок хранения, использования (выдачи) типовой документации;
    б) порядок внесения изменений и дополнений в документацию в течение установленных руководящими документами сроков, размножения извещений о корректировке документов и обеспечения ими подразделений и исполнителей;
    в) порядок оперативного изучения инженерно-техническим персоналом поступающих новых документов, а также изменений и дополнений к действующим документам, предусматривающий полный охват групповыми занятиями или индивидуальными заданиями всех специалистов, включая отсутствующих из-за командировок, отпусков, болезней и т.п.
    Ответственные должностные лица за выполнение требований данного параграфа по Организации по ТОиР в целом и ее подразделениям устанавливаются руководителем Организации по ТОиР.
    3.7. Организация по ТОиР должна в части производственной документации:
    а) обеспечить наличие бланков карт-нарядов, пооперационных и поэтапных ведомостей, ведомостей дефектации, разовых заданий на работы по ТОиР и др.,
    или печатание указанных документов на ЭВМ;
    б) организовать своевременную выдачу исполнителям производственной документации на предстоящие работы;
    в) обеспечить правильное и своевременное заполнение производственной документации исполнителями и руководителями работ, контролирующими должностными лицами, а также своевременное оформление заключений о пригодности ВС к полету после ТО;
    г) обеспечить своевременную сдачу оформленной производственной документации лицам, ответственным за ее последующую обработку и хранение;
    д) организовать хранение оформленной производственной документации в порядке и по срокам, установленным руководящими документами.
    е) выдавать по требованию представителя владельца ВС копии производственных документов на выполненное ТО.
    

    Порядок ведения указанной документации, подразделения и должностные лица Организации по ТОиР, ответственные за выполнение требований данного параграфа, устанавливаются руководителем Организации по ТОиР.
    
    Рекомендуется - в Организации по ТОиР иметь утвержденный ее руководителем перечень форм производственной документации (в том числе и введенной руководящими документами), в котором по каждой позиции должно быть отражено:
    - источник первичной информации и форма ее получения,
    - подразделение или должностное лицо, ответственное за ее подготовку и заполнение,
    - адресность и сроки представления документа.
    
    3.8. В случае использования "безбумажной" - ориентированной на ЭВМ и АСУ типовой или производственной документации Организация по ТОиР должна обеспечить:
    а) специальную подготовку персонала, выделенного для работы с такой документацией;
    б) четкое ведение машино-ориентированной документации, внесение в нее изменений и дополнений;
    в) сохранность записанной в ЭВМ информации от порчи и "стирания" за счет ее дублирования и регламентации работы с ней;
    г) возможность получения потребителями информации необходимых документов или данных в сжатые сроки.
    
    Порядок подготовки персонала для работы с машинно-ориентированной документацией, порядок работы с такой документацией, а также подразделения и должностные лица, ответственные за соблюдение требований данного параграфа, устанавливаются руководителем Организации по ТОиР.
    
    3.9. Организация по ТОиР должна в установленном Органом государственного управления ВТ порядке информировать его о выявленных (проявившихся) конструктивных недостатках, отказах, неисправностях и дефектах авиационной техники, ее повреждениях и других нарушениях летной годности ВС, о недостатках технического обслуживания и ремонта AT, а также представлять по требованию Органа государственного управления ВТ другую информацию по вопросам состояния ВС, их технического обслуживания и ремонта.
    

4. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ


    4.1. Общие положения.

    
    4.1.1. Задачи обеспечения Организаций по ТОиР инженерно-техническим персоналом подразделяются на два направления.
    К первому относятся вопросы подготовки специалистов ИАС как индивидуумов, то есть:
    определение категорий и специальностей персонала, для которых вводится регламентация подготовки и устанавливаются дифференцированные требования;
    формирование требований к специалистам разных категорий и специальностей в части физических возможностей, общей и специальной (по типу AT) подготовки, опыта работы, практических навыков;
    определение содержания и разработка программ специальной подготовки по изучению конструкции и эксплуатации конкретной AT;
    регламентация порядка допуска специалиста к самостоятельному выполнению ТО и порядка получения Сертификата подготовленности к ТО;
    регламентация последующих периодических проверок знаний, навыков и соблюдения норм и правил, определенных ЭТД.
    
    Эти вопросы решаются в рамках Положения о классификации персонала ГА, Наставления по технической эксплуатации и ремонту AT, а также в соответствии с утвержденными ДВТ в 1992 г. Сертификационными требованиями к персоналу инженерно-авиационной службы предприятий воздушного транспорта и Руководством по порядку сертификации технического персонала ИАС предприятий воздушного транспорта и в данном документе не рассматриваются.
    
    Во второю группу задач, относящихся к данному документу, входят:
    а) обеспечение укомплектованности Организации по ТОиР необходимым количеством квалифицированных специалистов, то есть имеющих Сертификат подготовленности к ТО (допуск к самостоятельному ТО) для выполнения определенных функций или видов работ на AT с правом оформления документации о произведенном ТО или ремонте и о готовности ВС к полету;
    б) обеспечение укомплектованности Организации по ТОиР общим количеством исполнителей, необходимых для выполнения ожидаемого объема работ, независимо от наличия у них прав на оформление документации о произведенном ТО и о готовности ВС к полету.
    
    4.2. Требования по укомплектованности Организации по ТОиР квалифицированными специалистами.
    
    4.2.1. Требования к Организациям по ТОиР в части необходимой укомплектованности квалифицированными специалистами, имеющими Сертификаты (оформленный допуск к самостоятельному обслуживанию) на ТО воздушных судов рассматриваемых типов, обуславливающие готовность Организации к эксплуатации данной авиационной техники, формируются на основе специфических для ее ТОиР:
    номенклатуры категорий инженерно-технического персонала, участвующего в выполнении, контроле и обеспечении ТО AT;
    перечня специализаций указанного инженерно-технического персонала;
    табеля минимальной укомплектованности этим персоналом подразделений Организации по ТОиР.
    
    4.2.2. В Организации по ТОиР должна быть разработана номенклатура категорий инженерно-технического персонала, необходимого для выполнения работ по ТО AT в соответствии с нормами и правилами руководящей и эксплуатационно-технической документации, которая определяется применительно к условиям деятельности конкретной Организации по ТОиР и к рассматриваемому типу AT. Обычно она включает следующие категории специалистов:
    исполнители (авиатехники, рабочие по ремонту),
    инженеры производства (инженеры и начальники смен, мастерских, лабораторий; старшие, ведущие инженеры и начальники цехов ТО, лабораторной проверки и ремонта AT);
    инженеры-контролеры (инженеры, старшие, ведущие инженеры и начальник ОТК);
    ведущие специалисты по типам AT (инженеры и начальники технических отделов, инженерных центров);
    главные руководители Организации по ТОиР (начальник или директор, его заместители).
    
    Номенклатура категорий инженерно-технического персонала для ТО рассматриваемых типов AT данной Организации по ТОиР должна быть согласована с Региональным, а в отдельных случаях (по новым типам ВС, во вновь созданных Организациях по ТОиР и т.п.) - с Федеральным органом государственного управления ВТ.
    В зависимости от типа авиационной техники, выполняемых видов работ, особенностей конструкции ВС и программы их ТОиР, от объема производства и принятого распределения обязанностей по контролю технического, состояния AT и качества ТО - все должностные лица Организации, имеющие отношение к ТО авиационной техники рассматриваемого типа, должны быть распределены по указанным категориям.
    
    Примечание. Некоторые из перечисленных категорий ИТП могут быть опущены, например, за счет объединения функций инженеров производства и инженеров-контролеров, инженеров производства и руководителей бригад авиатехников.
    

    4.2.3. В Организации по ТОиР должен быть разработан перечень специализаций инженерно-технического персонала, который предназначен для использования при проверке укомплектованности подразделений Организации по ТОиР специалистами каждой категории и специальности.
    Так, например, по категории "исполнители" целесообразно для авиатехников по самолету и двигателям (как специальности) выделить следующие специализации:
    оперативное ТО ВС данного типа в целом,
    периодическое ТО планера (или группы систем планера),
    периодическое ТО двигателей (силовых установок),
    техническая диагностика,
    предварительный монтаж авиадвигателей,
    ремонт (проверка) колес шасси, фильтров самолетных систем и др. агрегатов.
    
    Аналогично должны быть дифференцированы специализации для:
    авиатехников по АиРЭО;
    инженеров производства по СиД и по АиРЭО;
    инженеров-контролеров по СиД и по АиРЭО;
    ведущих специалистов по типам AT и системам.
    
    Перечень специализаций персонала существенно зависит от типа обслуживаемой авиационной техники и выполняемых видов работ. Перечень должен быть согласован с Региональным органом государственного управления ВТ (или устанавливается этим органом директивно в начале процесса сертификации).
    
    4.2.4. В Организации по ТОиР должен быть разработан табель минимально необходимой укомплектованности производственных цехов, участков, лабораторий, мастерских, подразделений инженерного обеспечения, а также руководства Организации персоналом (по категориям) соответствующей специализации и квалификации, который формируется применительно к обслуживанию ВС каждого рассматриваемого типа (или для выполнения определенных комплексов работ).
    При этом принимаются во внимание только те специалисты, которые должны иметь право подписывать документы о выполнении работ по ТО и о готовности ВС к полету, а также лица, принимающие технические решения по эксплуатации этой AT.
    Основой для разработки Табели минимальной укомплектованности Организации по ТОиР подготовленным персоналом должны служить следующие материалы:
    а) Структурная схема Организации по ТОиР с учетом предстоящих или предполагаемых изменений, в том числе и в связи с поступлением новой AT. Эта схема определяет номенклатуру должностей инженерного персонала, имеющего непосредственное отношение к обслуживанию ВС: инженеры, ведущие (старшие) инженеры, начальники смен, участков, мастерских, лабораторий и цехов, руководство Организации в целом.
    б) Схема работы производственных участков, подразделений и их специализация по типам ВС и видам работ.
    в) Минимальный перечень производственных "постов", на которых выполняются и контролируются работы на ТО каждого типа AT и осуществляется их инженерное обеспечение. Предусматривается, что бы каждый такой "пост" был согласно требованиям эксплуатационно-технической документации и особенностям данной AT укомплектован специалистами необходимых категорий (исполнители, инженеры производства, инженеры-контролеры и т.д.), имеющими соответствующую подготовку (Сертификат, допуск к самостоятельному ТО).
    

    Потребное количество "постов" в каждом подразделении Организации по ТОиР зависит от функций, выполняемого объема ТО и режима работы конкретного подразделения. Так, в смене цеха оперативного ТО количество "постов" для авиатехников, инженеров и начальника смены, инженеров ОТК определяется в зависимости от:
    количества типов ВС, обслуживаемых рабочей сменой,
    количества специалистов, необходимых для одновременного обслуживания ВС каждого типа согласно расписанию прилетов-вылетов,
    выполняемых видов работ (например, кроме предполетных и послеполетных обслуживании еще и календарное ТО, этапы периодических форм регламента).
    Для цеха в целом количество "постов" определяется с учетом режима работы подразделения, то есть количеством чередующихся смен (до четырех - при круглосуточной работе).
    Количество "постов" в руководстве цехов и подразделений (начальники, ст. инженеры цехов, участков, лабораторий и т.п.) зависит от организационной структуры и штатного расписания Организации по ТОиР, а в отделе ведущих специалистов - от количества типов приписных ВС и специализации инженеров (планер или группы его систем, силовые установки, приборы, электро-, радиооборудование и т.д.).
    Для разработки Табеля минимальной укомплектованности Организации по ТОиР инженерно-техническим персоналом, подготовленным к обслуживанию ВС рассматриваемых типов, необходимо рассчитать на основании структурной схемы данной Организации, схемы работы подразделений и минимального перечня "постов" требуемое для всех подразделений Организации по ТОиР минимально-необходимое количество подготовленных специалистов (с учетом резерва на подмену) по каждому типу AT, видам работ и по специальностям. Условно этот показатель может быть назван количеством "человеко-допусков".
    
    Примечание. Количество требуемых "человеко-допусков" не будет совпадать с численностью подготовленного персонала, поскольку один и тот же авиатехник или инженер может иметь Сертификаты на ТО нескольких типов ВС и, следовательно, прикрывать более одного "поста" и наоборот, для многих исполнителей наличие Сертификата не является обязательным.
    Табель минимальной укомплектованности Организации по ТОиР инженерно-техническим персоналом, подготовленным к обслуживанию ВС рассматриваемых типов, согласовывается с Региональным органом государственного управления ВТ.
    При значительных изменениях объемов работ по ТО, режима работы технических смен, при поступлении ВС новых типов и т.п. необходимые изменения Табеля минимальной укомплектованности должны согласовываться с Региональным органом управления ВТ.
    4.2.5. Организация по ТОиР должна вести учет сертифицированного персонала с отражением в нем по каждому специалисту: типов авиационной техники, видов работ, сроков действия Сертификатов.
    4.2.6. При сертификации Организации по ТОиР она представляет в Региональный орган государственного управления ВТ сведения о фактической укомплектованности квалифицированным инженерно-техническим персоналом.
    4.2.7. Наличие в Организации по ТОиР инженерно-технического персонала с Сертификатами (допусками) для обслуживания рассматриваемых типов AT - в количестве и по специальностям, соответствующим Табелю минимальной укомплектованности, является одной из характеристик готовности данной Организации к эксплуатации ВС данного типа.
    4.2.8. В Организации по ТОиР должно соблюдаться соответствие квалификации специалистов той работе, которую они фактически выполняют, что подтверждается выборочной проверкой знаний специалистов, наличие у них Сертификатов (допусков) и сроков действия указанных документов, проводимой в процессе сертификации Организаций.
    

4.3. Требования к укомплектованности Организации по ТОиР
персоналом для освоения предстоящих объемов работ

    
    4.3.1. В Организации по ТОиР должны быть проведены расчеты достаточной укомплектованности персоналом исполнителей в целом для Организации, чтобы исключить возможность возникновения дефицита в исполнителях при обслуживании AT.
    4.3.2. Для определения достаточной укомплектованности Организации по ТОиР специалистами категории "исполнители", необходимыми для выполнения ожидаемого объема работ (независимо от наличия у них прав оформления документации на ТО), требуются данные:
    а) о прогнозируемых объемах работ по каждому производственному подразделению, как в целом по всем типам AT и видам работ, так и отдельно по ВС новых типов;
    б) о прогнозируемой производительности труда производственного персонала по каждому подразделению и по основным специальностям, как в среднем при ТО всех типов ВС, так и отдельно - при ТО ВС новых типов.
    
    4.3.3. При сертификации Организации по ТОиР она должна представить в Региональный орган государственного управления ВТ обоснованные вышеуказанными данными расчеты необходимой численности исполнителей по подразделениям и специальностям, а также сведения о фактической укомплектованности по каждому производственному участку.
    4.3.4. Определение достаточной укомплектованности Организации по ТОиР инженерным составом производится при оценке наличия специалистов согласно Табеля минимальной укомплектованности (по каждой категории специалистов), как это предусмотрено § 4.2.4.
    
    

5. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЗДАНИЯМИ, СООРУЖЕНИЯМИ И СРЕДСТВАМИ ТОиР

    
    5.1. Требования по обеспеченности наземной материально технической базы (МТБ) Организаций по ТОиР основываются на следующих положениях.
    Наземная материально-техническая база Организаций по ТОиР представляет собой совокупность зданий, сооружений, машин, оборудования и инструмента, необходимых для выполнения реализуемого этими Организациями комплекса работ на авиационной технике (по номенклатуре, объемам и в соответствии с установленной технологией), всех видов вспомогательного производства и обеспечения, а также для создания определенных условий труда и отдыха работников.
    Полный комплекс требований к наземной МТБ складывается из требований:
    к отдельным элементам (объектам) МТБ - устанавливающих условия их индивидуального соответствия целям и задачам практического использования;
    к группам элементов (объектов) МТБ - устанавливающих их потребную номенклатуру для выполнения (или обеспечения) технологически однородных видов работ, а также необходимое (или рекомендуемое) количество;
    к общей обеспеченности наземной материально-технической базы зданиями, сооружениями и техническими средствами (по видам основных фондов) с учетом эксплуатируемых типов ВС, выполняемых на авиационной технике видов и объемов работ, условий производства и других существенных факторов, а также к поддержанию объектов материально-технической базы в состоянии, допускающем их практическое использование по назначению.
    Требования двух первых групп устанавливаются нормативными и аналогичными им документами на государственном и/или ведомственном (межведомственном) уровне применительно к специфике конкретных элементов (объектов) МТБ и реализуемых с их помощью функций. По видам основных фондов содержание указанных требований определяется:
    а) для зданий, сооружений, помещений, инженерных сетей
    государственными нормативными документами типа Строительных норм и правил (СНиП'ы) - общие технические требования к объектам данного типа в части их размещения, маркировки, конструктивно-прочностных характеристик, взрыво- и пожаробезопасности, охраны окружающей среды, освещенности, отопления и вентиляции помещений и т.п.;
    ведомственными нормативными документами типа Норм годности, а при их отсутствии - Ведомственными нормами технологического проектирования (ВНТП) в части технических характеристик объектов, особенностей объемно-планировочных решений, состава стационарного оборудования и инженерных сетей, размещения технологического оборудования и т.п. (при отсутствии соответствующих требований в СНиП'ах или необходимости их уточнения с учетом специфики предприятий ВТ).
    

    Примечание: Практическая реализация нормативных требований СНиП'ов обеспечивается на стадии проектирования, строительства (реконструкции), приемки в эксплуатацию объектов МТБ (зданий, сооружений и инженерных сетей), а в последующем периодически контролируется специальными государственными органами в порядке, установленном соответствующими инструкциями.
    
    Порядок применения указанных Норм устанавливается входящими в их состав методическими положениями, а при использовании ВНТП - методическими положениями соответствующих Руководств по проектированию;
    
    б) для машин, оборудования и инструмента
    стандартами, техническими условиями, паспортами, руководствами по эксплуатации в части общих и специальных требований, особенностей использования (содержания) конкретных технических средств;
    комплексными ведомственными или межведомственными документами (по типам ВС, классам аэропортов и т.п.) в части нормативных или рекомендуемых перечней (состава) и комплектаций по группам средств наземного обслуживания, контрольно-поверочной аппаратуры и инструмента.
    
    Примечание: Состав типового промышленного оборудования, инструмента и транспортных средств общего назначения (использование которых не связано непосредственно с выполнением работ на AT) определяется производственными потребностями Организаций по ТОиР без регламентации соответствующих перечней.
    
    Рассмотрение состава и содержания указанных требований к элементам (объектам) наземной МТБ или группам (комплектации) таких элементов не является предметом настоящих Сертификационных требований. Однако, их выполнение является обязательным при сертификации Организации по ТОиР, если в соответствующем нормативном документе не указан рекомендательный характер конкретного требования.
    На практике дополнительно должны учитываться также специальные требования и ограничения, установленные документацией на поставку ВС, эксплуатационно-технической документацией или связанные с особенностями технологических процессов ТОиР, если эти специальные требования и ограничения не нарушают требований общей нормативной документации.
    
    5.2. Настоящими Сертификационными требованиями устанавливаются требования к общей обеспеченности наземной материально-технической базы зданиями, сооружениями и техническими средствами (по видам основных фондов) с учетом эксплуатируемых типов ВС, выполняемых на авиационной технике видов и объемов работ, условий производства и других существенных факторов, а также требования по организации поддержания объектов материально-технической базы в состоянии, допускающем их практическое использование по назначению.
    5.3. Организация по ТОиР должна быть обеспечена необходимым комплексом зданий, сооружений, помещений и инженерных сетей, соответствующих требованиям государственных и ведомственных нормативных документов (СНиП'ы, Нормы годности или ВНТП - см. прил. 1).
    В части основных зданий и сооружений требования к их наличию дополнительно дифференцируются с учетом следующих факторов:
    классификационная группа ВС (ВС нового поколения, освоенные ВС 1-2 классов, прочие ВС);
    применяемые программы ТОиР (или максимальная сложность выполняемых на AT видов работ - периодическое ТО или ремонтно-восстановительные работы);
    климатические условия в месте дислокации Организации по ТОиР (районы "сурового", умеренного, жаркого, влажного климата).
    

    Нормативные требования и рекомендации по необходимому составу зданий и сооружений основного производственного назначения, учитывающие указанную дифференциацию, представлены в прил. 2 и 3. Для остальных производственных объектов используются требования и рекомендации, приведенные в соответствующих ВНТП.
    Одновременно в качестве количественного требования к обеспеченности Организации по ТОиР зданиями и сооружениями устанавливаются требования:
    для ангаров и открытых МС - в части соответствия располагаемой и потребной (по объемам работ по ТОиР, для которых установлены определенные условиях их проведения) производственной площади сооружений соответствующих категорий;
    для комплекса производственных зданий - в части соответствия совокупной располагаемой и потребной (для всего комплекса производственных, административных, складских, бытовых и прочих помещений с учетом установленных СНиП'ами и ВНТП требований) производственных площадей.
    
    5.4. Имеющиеся в Организации по ТОиР производственные сооружения должны обеспечивать проведение всех сложных работ на авиационной технике в таких условиях, которые гарантируют защиту персонала и AT от неблагоприятного воздействия атмосферных явлений и не влияют отрицательно на эффективность работы персонала.
    Служебные помещения должны быть достаточными для осуществления функций по планированию и руководству производством, управлению качеством и оформлению документации на ТО.
    5.5. Требования к техническим средствам и обеспеченности ими Организаций по ТОиР устанавливаются в рамках следующей классификации последних:
    а) средства наземного обслуживания общего применения;
    б) инструмент (общий и специальный), специальные средства наземного обслуживания, приспособления и средства механизации технологических процессов;
    в) средства лабораторной проверки и ремонта съемных изделий AT;
    г) контрольно-диагностическое оборудование общего применения и специализированное;
    д) транспортные средства и оборудование общего и специального назначения;
    е) средства вычислительной техники, информации и связи.
    

    5.6. Организация по ТОиР должна быть обеспечена необходимыми средствами наземного обслуживания общего применения, номенклатура и рекомендуемое количество которых по типам СНО определяются "Единым табелем оснащения основных производственных процессов комплексом средств механизации, средств и установок" (в дальнейшем изложении - "Единый табель") в зависимости от класса аэропорта дислокации Организации по ТОиР.
    В случае изготовления собственных СНО общего применения вопросы их использования, эксплуатации и содержания Организация по ТОиР согласовывает с Региональным органом государственного управления ВТ. Каждое из таких средств должно пройти метрологическую проверку и иметь свидетельство о годности установленной формы (паспорт, сертификат или др.), подтверждающее соответствие его технического состояния установленным для данного типа (марки) СНО требованиям.
    При отсутствии или недостаточном количестве собственных СНО общего применения Организация по ТОиР должна заключить договор с другим предприятием (аэропортом) на использование недостающих СНО или на оказание соответствующих комплексных услуг. В этом случае от Организации по ТОиР требуется подтверждение состава (номенклатуры и количества) по типам используемых СНО и наличие договора на их использование (на оказание услуг).
    5.7. Организация по ТОиР должна быть обеспечена специальным инструментом, специальными средствами наземного обслуживания, приспособлениями и средствами механизации технологических процессов в соответствии с перечнями Технических условий на контроль, приемку и поставку ВС соответствующих типов (в дальнейшем ТУ на поставку). Нормативная потребность в технических средствах и инструменте в соответствии с данными перечнями определяется либо количеством по каждому наименованию в расчете на одно ВС, либо комплектацией по технологическому назначению и по потребному количеству комплектов (с учетом численности приписного парка ВС и интенсивности транзита).
    5.8. Организация по ТОиР должна быть обеспечена средствами лабораторной проверки и текущего ремонта съемных изделий AT в соответствии с видами выполняемых контрольно-регулировочных и ремонтных работ (предусмотренных эксплуатационной документацией по конкретным типам ВС). При этом нормативная потребность в КПА, на базе которой осуществляется монтаж стендов и установок, определяется перечнями, приведенными в ТУ на поставку по типам ВС, договорах на куплю-продажу AT и др.
    В случае отсутствия части КПА (стендов и установок) Организация по ТОиР должна обеспечить выполнение соответствующих видов работ другими предприятиями на договорной основе.
    5.9. Организация по ТОиР должна быть обеспечена необходимым (по номенклатуре и количеству) контрольно-диагностическим оборудованием общего назначения или специализированным по конкретным видам работ на авиационной технике в соответствии с перечнями и рекомендациями, включенными в состав методических материалов по обеспечению каждого вида работ (инструкциями, технологическими указаниями и т.п.).
    Требования к номенклатуре соответствующих средств по классам аэропортов содержатся в Едином табеле.
    5.10. Инструмент, оборудование и контрольно-измерительная и испытательная аппаратура должны проверяться и, при необходимости, регулироваться на соответствие нормативам и с периодичностью, установленной документацией на это оборудование. Регистрация таких проверок и регулировок должна храниться в Организации по ТОиР в течение пяти лет.
    5.11. По значительной части технических средств, рекомендуемых для использования в Организациях по ТОиР, в настоящее время отсутствуют или не могут быть сформулированы соответствующие нормативные требования. К числу таких технических средств, в частности, могут быть отнесены средства диагностирования и неразрушающего контроля AT, по которым отсутствуют серийные отечественные аналоги (аппаратура визуального контроля элементов ВС и АД на основе использования телевизионных устройств, волоконной оптики и др.), специальные средства связи, передачи и обработки информации, средства вычислительной техники и автоматизированных систем управления и т.п.
    Перевод ряда подобных рекомендаций в разряд нормативных требований может быть связан с реализацией прогрессивных методов технической эксплуатации ВС, освоением эксплуатации ВС зарубежного производства и другими мероприятиями, когда потребуется выполнение повышенного объема контрольно-диагностических работ, требующих применения соответствующих методов и технических средств.
    5.12. Обеспеченность Организации по ТОиР техническими средствами должна удовлетворять требованию полноты номенклатуры нормируемых технических средств (в соответствии с ТУ на поставку, Единым табелем и другими аналогичными документами), а интегральная количественная оценка обеспеченности по всем группам технических средств быть не ниже устанавливаемой Методикой оценки соответствия Организации по ТОиР сертификационным требованиям.
    5.13. Организация по ТОиР должна обеспечить поддержание объектов наземной МТБ и технических средств в исправном состоянии, допускающем их использование по назначению (с учетом установленных требований к техническим параметрам, срокам проведения профилактических и ремонтных работ, метрологических поверок оборудования и т.п.).
    С этой целью все объекты наземной МТБ и технические средства должны быть закреплены за конкретными подразделениями Организации по ТОиР или персонально за постоянными штатными работниками. По всем группам технических средств должны вестись перечни нормативного состава средств, их фактического наличия и состояния, позволяющие планировать проведение проверок, профилактических и ремонтных работ, а также производить оценку обеспеченности Организации по ТОиР каждым видом технических средств.
    

    Примечание: Форма указанных перечней не регламентируется и принимается Организацией по ТОиР самостоятельно, исходя из соображений целесообразности.
    
    

6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ТОиР

    
    6.1. Требования к производственным процессам технического обслуживания и ремонта AT основываются на следующих положениях.
    Производственные процессы ТОиР AT представляют собой совокупность работ, выполняемых на авиационной технике персоналом Организаций по ТОиР и, в отдельных случаях, членами экипажей ВС и специалистами заводов-изготовителей AT.
    Конечные производственные процессы, после завершения которых эксплуатационные свойства ВС или других изделий AT считаются восстановленными и эти изделия могут быть использованы по назначению, разделяются на основные и вспомогательные.
    К основным производственным процессам, которые осуществляются непосредственно на авиационной технике, относятся:
    - общие работы на AT,
    - регламентные работы различных видов и форм,
    - дефектация и оценка технического состояния AT, в том числе с использованием методов и средств диагностирования и неразрушающего контроля,
    - замена изделий, агрегатов, узлов и деталей,
    - текущий ремонт AT,
    - ремонтно-восстановительные работы, выполняемые на ВС при их эксплуатации без капитального ремонта и т.п.
    
    Вспомогательные процессы направлены на обеспечение основных производственных процессов и включают в себя:
    - подготовку и комплектовку агрегатов, запасных частей, деталей и материалов для использования при ТОиР,
    - изготовление и ремонт оборудования, приспособлений, инструмента и т.п.
    
    Поскольку требования к большей части перечисленных составляющих процессов ТОиР являются предметом рассмотрения других разделов настоящих "'Требований", в данном разделе рассматриваются:
    - требования и рекомендации по порядку проведения технического обслуживания;
    - требования и рекомендации по вопросам технологического обеспечения ТОиР;
    - требования и рекомендации общего характера, относящиеся к процессам ТОиР в целом, то есть обеспечивающие взаимную увязку требований по всем направлениям.
    
    Детальные требования к процессам ТОиР по перечисленным группам достаточно подробно изложены в соответствующих разделах НТЭРАТ ГА, регламентов и технологических указаний (технологий), а также других документов по техническому обслуживанию AT (по типам), руководств по ее ремонту и пр.
    Ниже приводятся только основные требования.
    

    6.2. Техническое обслуживание ВС и других изделий AT должно производиться в объемах (по перечню работ и глубине проверки технического состояния AT) и с периодичностью (по интервалам времени или по наработке AT в часах, количестве полетов или циклов использования), определяемых документами, которые утверждаются или вводятся в действие Федеральным органом государственного управления ВТ, а также - в части отдельных (дополнительных) работ - определяемых Региональным органом управления ВТ.
    6.3. Организация по ТОиР должна планировать (вести перспективный график) проведение периодического ТО и трудоемких работ на приписных и прикрепленных ВС.
    6.4. Организация по ТОиР должна обеспечить, чтобы каждый специалист, которому она поручает производство работ по ТОиР AT, руководство такими работами и/или контроль качества их выполнения.
    а) отвечал требованиям к персоналу инженерно-авиационной службы соответствующих категорий, которые утверждаются Федеральным органом государственного управления ВТ;
    б) усвоил положения типовой эксплуатационной документации, изменений и дополнений к ней, а также положения технологической документации, относящиеся к данному виду и перечню работ;
    в) имел действующий Сертификат подготовленности (или допуск к самостоятельному выполнению) к техническому обслуживанию AT данного типа по видам и комплексам работ, которые ему поручено выполнять, либо выполнял данную работу под непосредственным контролем соответствующего сертифицированного специалиста;
    г) имел в своем распоряжении необходимую эксплуатационную и производственную документацию и информационные данные, а также инструмент, средства измерений, средства определения технического состояния AT, приспособления и оборудование для ТОиР, предусмотренные эксплуатационной документацией и с действующими сроками метрологической и других технических проверок.
    
    6.5. Организация по ТОиР по каждому обслуживаемому ВС или при выполнении на ВС отдельных трудоемких работ по замене агрегатов или устранению неисправностей должна назначить должностное лицо, ответственное за выполнение таких работ и оформление итогового заключения о пригодности AT к эксплуатации.
    6.6. В Организации по ТОиР должна быть определена система "обратной связи" производственных участков с подразделением по планированию ТО и руководством Организации для обеспечения необходимой помощи этим участкам или корректировки заданий.
    6.7. Организация по ТОиР должна обеспечить соблюдение порядка предъявления для контроля и производства контроля полноты и качества работ, выполненных при техническом обслуживании AT, с четким распределением полномочий и ответственности по контролю качества между производственным персоналом и персоналом органа контроля качества согласно § 7.3.
    6.8. При передаче работ по техническому обслуживанию ВС, не законченных одной бригадой (сменой) технического состава, другой бригаде (смене) непосредственно или после ночного (или другого) перерыва в Организации по ТОиР должен выполняться порядок передачи и оформления незаконченных работ, а также ответственности за них, который регламентируется инструкцией, утвержденной руководителем Организации по ТОиР.
    6.9. Производственная документация по ТОиР конкретной AT должна оформляться исполнителями работ, контролирующим персоналом и должностными лицами, дающими итоговое заключение о пригодности данной AT к использованию, в строгом соответствии с требованиями руководящих документов.
    6.10. Особенности порядка приема-передачи ВС от технических бригад экипажу ВС или под охрану, приемки ВС экипажем от охраны или технических бригад, приема-передачи ВС от одного экипажа другому в тех случаях, когда этот порядок отличается от типового - рекомендуемого документами Федерального органа государственного управления ВТ, должны быть регламентированы инструкцией (распоряжением), утвержденной руководителем Организации по ТОиР или руководителем соответствующего авиапредприятия.
    6.11. При использовании в Организации по ТОиР технологий выполнения работ по ТОиР авиационной техники, которые разработаны в данной Организации, эти технологии должны быть апробированы на рабочих местах, должным образом оформлены и утверждены руководителем данной Организации по ТОиР.
    Должен быть проведен практический инструктаж исполнителей по выполнению таких работ.
    6.12. В случае использования при ТОиР нового оборудования, приспособлений, средств диагностики и неразрушающего контроля и т.п. Организация по ТОиР должна провести инструктаж персонала, которому предстоит применять данное оборудование, в части правил его применения и техники безопасности.
    6.13. При использовании в Организации по ТОиР новых или нетрадиционных технологий, методов и методик, связанных с получением, обработкой, оценкой информации об AT, а также с оценкой и прогнозированием на ее основе технического состояния AT, такие технологии, методы и методики, а также применяемые при этом технические средства должны пройти соответствующую эксплуатационную проверку, метрологическую экспертизу или аттестацию (что подходит), а алгоритмы и программа обработки информации на ЭВМ - тестирование и опытную эксплуатацию. Организация по ТОиР должна получить разрешение ОТЭРАТ ДВТ на применение таких технологий, методов или средств.
    6.14. Для технологического (технолого-конструкторского) обеспечения процессов ТОиР AT Организация по ТОиР должна иметь в своем составе структурное подразделение, укомплектованное квалифицированными специалистами, или назначить отдельных специалистов, выполняющих указанные функции.
    

    

7. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ТОиР

    
    7.1. Требования к системе контроля качества ТОиР AT в Организациях по ТОиР основываются на следующих общих положениях.
    7.1.1. Реализация целей технического обслуживания AT и качество его выполнения зависят как от организационного, инженерно-технологического и других видов обеспечения процессов ТО, от подготовленности исполнителей работ по техническому обслуживанию AT, так и, в значительной степени, от эффективности контроля за работой технического персонала в ходе технического обслуживания и по его завершению. Качество технического обслуживания является одним из важнейших условий обеспечения безопасности и регулярности полетов ВС, в силу чего контроль качества должен представлять собой стройную систему, наличие и эффективность которой необходимо рассматривать как один из важнейших аспектов при сертификации Организации по ТОиР.
    7.1.2. Для достижения поставленных целей в области качества технического обслуживания авиационной техники и эффективного использования имеющихся трудовых и материальных ресурсов руководство Организации по ТОиР должно держать под постоянным контролем все административные, технические, экономические и "человеческие" факторы, влияющие на качество ТО, и своевременно воздействовать на качество путем управления данными факторами. Для этого Организация по ТОиР должна разработать собственную политику в области качества ТО, т.е. ее основание положения, требования и процедуры, которые рекомендуется оформить и реализовать в Системе управления качеством ТО.
    7.1.3. Непосредственный контроль качества ТО подразделяется на:
    а) приемочный или окончательный, осуществляемый персоналом специализированного подразделения по контролю качества - ответственными контролерами,
    б) производственный, осуществляемый персоналом производственных участков: бригадирами авиатехников, инженерами и начальниками смен, участков и т.п., или по принятой терминологии - производственными контролерами.
    
    В связи с этим требования к системе контроля качества ТО предъявляются не только в отношении специализированных подразделений по контролю, но и к Организации по ТОиР в целом.
    
    7.2. Важнейшее требование к системе контроля качества ТО AT состоит в том, что Организация по ТОиР должна иметь в своей структуре специализированное подразделение, осуществляющее надзор за выполнением работ на авиационной технике (в соответствии с действующими нормами, правилами и ЭТД) и контролирующее в установленном объеме качество выполнения работ.
    

    Примечание. Подразделение по контролю качества может существовать:
    а) как отдел технического контроля (ОТК) АТБ, Центра ТОиР, что принято, в основном, в настоящее время;
    б) либо в виде одного из следующих подразделений:
         - управления качеством продукции,
         - технического контроля, диагностики и надежности AT,
         - управления техническим состоянием AT и др.
при условии, что одной из основных функций такого подразделения является контроль качества ТО AT.
    
    В дальнейшем тексте все указанные варианты такого специализированного подразделения будут называться Органом контроля качества (ОКК).
    7.3. В Организации по ТОиР должны быть разработаны "Перечни объектов контроля" по каждому типу обслуживаемой авиационной техники, которые определяют распределение полномочий, обязанностей и ответственности в вопросах контроля качества ТО между персоналом специализированного подразделения по контролю качества и персоналом производственных участков. "Перечни объектов контроля" по каждому типу AT разрабатывают в каждой Организацией по ТОиР применительно к выполняемым ею видам работ и с учетом требований эксплуатационной документации, условий работы, опыта эксплуатации данной AT и квалификации инженерно-технического персонала.
    "Перечни объектов контроля" утверждаются руководителем Организации по ТОиР. Обязанности по контролю качества должны быть отражены в должностных инструкциях лиц, выполняющих функции производственных и ответственных контролеров.
    7.4. В Организации по ТОиР на основе "Типового положения об отделе технического контроля АТБ авиапредприятия, производственного объединения, летного учебного заведения ГА", утвержденного МГА 12.10.89 № 20/И*, должно быть разработано "Положение об Органе контроля качества" данной Организации по ТОиР с учетом конкретных условий производства.
    _____________
    *Прим. СЗРЦАИ - вероятно ошибка оригинала, следует читать "...утвержденного МГА 12.10.89 № 29/и".
    
    "Положение об ОКК" утверждается руководителем Организации по ТОиР, если она является самостоятельным предприятием, или вышестоящим руководителем в других случаях.
    7.5. Организацией по ТОиР должны быть разработаны и документально оформлены (в инструкциях или графически) схемы взаимодействия сотрудников ОКК:
    - с другими подразделениями данной Организации,
    - с предприятиями, службами, подразделениями данного объединения ГА или региона, обеспечивающими процессы ТО или являющимися заказчиками на услуги по ТО AT,
    - со сторонними организациями (ОКБ, заводами-изготовителями, ремонтными заводами, органами материально-технического обеспечения, ведущими ТКБ и т.п.),
    - с вышестоящими Органами, курирующими или инспектирующими техническую эксплуатацию ВС и качество ТОиР AT в данной Организации.
    

    7.6. Организационно-штатная структура Органа контроля качества должна соответствовать производственной структуре Организации по ТОиР и обеспечивать осуществление приемочного контроля на всех производственных участках и при всех технологических процессах, где предусматривается возложенный на ОКК постоянный или выборочный контроль работ, выполняемых на AT.
    7.7. Штаты Органа контроля качества должны быть достаточными для выполнения предусмотренного объема контроля работ по ТО AT и укомплектованы специалистами соответствующей квалификации.
    
    Примечание. Требования к персоналу Органов контроля качества ТО определяются "Положением о классификации специалистов гражданской авиации" (утв. МГА 12.12.89 № 44/И), "Сертификационными требованиями к персоналу инженерно-авиационной службы предприятий воздушного транспорта", утвержденными ДВТ 23.09.92 № ДВ 6.1-58.
    
    7.8. Руководитель Органа контроля качества должен соответствовать установленным требованиям в части общего и специального образования, квалификации и опыта работы. Назначение руководителя ОКК утверждается для Организации по ТОиР, обеспечивающих техническую эксплуатацию ВС 1 класса, а также ВС новых типов - Федеральным органом государственного управления ВТ, а для остальных Организаций по ТОиР - Региональными органами госуправления ВТ.
    7.9. Схема расстановки персонала ОКК должна обеспечивать выполнение функций по непосредственному контролю качества с учетом "Перечней объектов контроля" и реального объема работ по ТОиР авиационной техники.
    7.10. Режим работы персонала ОКК и производственных контролеров должен обеспечивать осуществление предусмотренного контроля качества ТО во все дни и в любое время суток, когда производится обслуживание AT.
    7.11. В Органе контроля качества должен иметься полный комплект ЭТД по каждому типу обслуживаемой AT со всеми дополнениями и изменениями; в ОКК должна вестись документация по учету недостатков технического обслуживания и ремонта, анализу их качества.
    7.12. Персонал ОКК и контролеры на производственных участках должны быть обеспечены контрольно-поверочной аппаратурой, средствами измерения и т.п., предусмотренными эксплуатационно-технической документацией.
    7.13. Персонал ОКК и производственные контролеры при контроле состояния AT и качества ее ТО должны, при необходимости, руководствоваться типовыми методиками и технологиями контроля по позициям, предусмотренным "Перечнем объектов контроля" для AT каждого типа, а также соблюдать правила приемки работ или их отклонения, если работы выполнены с нарушениями, и правила оформления установленной производственной документации и документации по недостаткам ТО.
    7.14. Основные положения, требования и другие условия по вопросам обеспечения качества технического обслуживания и ремонта авиационной техники в данной Организации по ТОиР должны быть оформлены в виде "Руководства по качеству", утверждаемому руководителем Организации.
    7.15. Орган контроля качества Организации по ТОиР должен быть зарегистрирован в Региональном органе государственного управления ВТ. Туда же должна направляться информация о происходящих изменениях по персоналу и структуре ОКК.
    7.16. Система контроля качества технического обслуживания AT Организации по ТОиР, которая запрашивает Сертификат, должна пройти свою сертификацию - предварительно или в процессе сертификации Организации по ТОиР в целом.
    
    Примечание. Подробные материалы по требованиям к системам контроля качества для Организаций по ТОиР приведены в "Сертификационных требованиях к системам контроля качества ТО ВС в Организациях по ТО" и "Методике проведения сертификации системы контроля качества технического обслуживания ВС", утвержденных ДВТ МТ Российской Федерации 23.09.92 № 6.1-60 и № 6.1-61.
    


8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОиР

    
    8.1. Требования к Организации по ТОиР в части материально-технического и финансового обеспечения ТОиР основываются на том положении, что Организация по ТОиР или эксплуатант ВС, в структуру которого она входит, должны обладать достаточными финансовыми ресурсами, чтобы иметь возможность подобрать и подготовить соответствующий персонал для ТОиР, приобрести все необходимые технические средства, оборудование, запасные части и материалы, а также должны обеспечить необходимые условия хранения авиационно-технического имущества.
    
    Примечание. Ограниченные финансовые возможности Организации по ТОиР отрицательно влияют на безопасность полетов, так как могут привести к необоснованному сокращению расходов на проведение ТОиР, на замену агрегатов и деталей, отработавших ресурс или с ухудшенными характеристиками, на подготовку кадров и их социальное обеспечение.
    
    8.2. В тех случаях, когда Организация по ТОиР является самостоятельной в финансовом отношении, она должна иметь устойчивое финансовое положение, обеспечивающее своевременное решение задач материально-технического снабжения, оплату ремонта AT, расчеты с поставщиками авиационно-технического имущества и других услуг сторонних организаций, предприятий по обеспечению ТОиР, а также обеспечивающее выплату заработной платы своему персоналу и расчеты с государственными органами.
    8.3. Если Организация по ТОиР не является финансово самостоятельной, она должна иметь утвержденную вышестоящим руководителем (авиапредприятия, объединения и т.п.) смету расходов (по статьям с необходимой детализацией).
    В таких случаях требования § 8.2 относятся к вышестоящему предприятию (объединению) и их выполнение проверяется при сертификации этого предприятия.
    8.4. В тех случаях, когда Организация по ТОиР является хозяйственно самостоятельным предприятием, в ее структуре должны быть предусмотрены подразделения, выполняющие функции материально-технического обеспечения своими силами и/или с помощью договоров с другими предприятиями на оказание соответствующих услуг.
    8.5. Весь объем функций, реализуемых Организацией по ТОиР в части материально-технического обеспечения процессов ТОиР, должен быть отражен в Положениях о соответствующих структурных подразделениях и в должностных инструкциях их персонала.
    8.6. Рекомендуется в Организации по ТОиР разработать специальное Положение о материально-техническом обеспечении процессов ТОиР, отражающее распределение функций по МТО и ответственности за решение различных вопросов между структурными подразделениями и должностными лицами, их взаимодействие, а также состав, формы и сроки представления информации и т.п.
    8.7. В Организации по ТОиР должно быть предусмотрено плановое в течение года снабжение запасными частями, агрегатами и расходными материалами в соответствие с рассчитанными потребностями, подтвержденное заключенными договорами на поставку имущества с отраслевыми органами маттехснаба, предприятиями-изготовителями и другими поставщиками.
    8.8. В Организации по ТОиР должны быть по AT каждого типа разработаны перечни неснижаемого запаса агрегатов, деталей и материалов. Перечни утверждаются руководителем организации. Должно быть обеспечено наличие таких агрегатов, деталей, материалов.
    8.9. В Организации по ТОиР по согласованию с эксплуатантами, ВС которых выполняет полеты в аэропорт дислокации данной Организации, должны быть разработаны перечни возвратно-обменного фонда (ВОФ) запасных агрегатов и деталей для ВС. Должны обеспечиваться укомплектованность, учет расходования и пополнение ВОФ.
    8.10. В Организации по ТОиР должны быть созданы и поддерживаться необходимые условия хранения авиационно-технического имущества, предохраняющие его от повреждений, коррозии, загрязнения и т.п. Должна действовать рациональная схема складского хозяйства, включая расходные кладовые, обеспечивающая круглосуточную (при необходимости) возможность получения необходимых деталей и материалов. Должна иметься система учета и отчетности о наличии и расходовании материальных ценностей.
    8.11. Должно быть организовано раздельное хранение агрегатов и запасных частей, пригодных к установке на ВС, от неисправных - подлежащих ремонту и списанию.
    8.12. В тех случаях, когда Организация по ТОиР не является самостоятельной и входит в структуру авиапредприятия, авиакомпании или объединения, требования, указанные в §§ 8.4-8.10, относятся к подразделениям маттехснаба таких предприятий, авиакомпаний или объединений.
         
    
    

Приложение 1

    
Перечень
государственных и ведомственных нормативных документов,
определяющих требования к зданиям и сооружениям для ТОиР ВС.

    
    1. СНиП 2.05.08-85 "Аэродромы". - М.: Госстрой СССР, 1986)
(В части расположения и высоты объектов, их маркировки и т.п.).
    2. СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания" (М.: Госстрой СССР, 1986).
    3. СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания"
(М.: Госстрой СССР, 1989).
    4. СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы" (М.: Госстрой   СССР, 1986).
    5. СНиП 2.04.09-84 "Противопожарная автоматика зданий и сооружений"
(М.: Госстрой СССР, 1985).
    6. СНиП П-12-77 "Защита от шума" (М.: 'Госстрой СССР, 1978).
    7. СНиП П-4-79 "Естественное и искусственное освещение" (М: Госстрой СССР, 1980).
    8. Ведомственные нормы технологического проектирования авиационно-технических баз в аэропортах (ВНТП 11-85/МГА. -М.: ГПИиНИИ ГА "Аэропроект", 1986).
    9. Пособие по проектированию авиационно-технических баз (к ВНТП 11-85/МГА).- М.: ГПИиНИИ ГА "Аэропроект", 1986.
    Дополнительно по ремонтным заводам:
    1. Ведомственные нормы технологического проектирования авиаремонтных заводов (ВНТП 12-85/МГА.- М.: ГПИиНИИ ГА "Аэропроект", 1986);
    2. Пособие по проектированию авиаремонтных заводов гражданской авиации (к ВНТП 12-85/МГА).- М.: ГПИиНИИ ГА "Аэропроект", 1987.
         
    

Приложение 2

    
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ ОСНОВНЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ТО ВС

    

Тип здания,
сооружения

Назначение

Общие требования,

Периодическое техническое обслуживание

Примечания



рекомендации

ВС нового поколения

Освоенные ВС I-II кл.

Прочие ВС

 

 

 

 

Районы умеренного климата

Районы "сурового" климата

Районы умеренного климата

Районы "сурового" климата

Районы умеренного климата

Районы "сурового" климата

 

Ангары
для ТОиР ВС

Проведение РВР, доработок конструкции и устранение сложных неисправностей

Размещается вблизи МС. В районах с расчет-
ной температурой Тр = -20°С и выше могут строиться ангары-укрытия из облегченных строительных конструкций

Н

Н

Р

Н
1-2 и выше

Р
укрытие

Р

В допустимых случаях (при отсутствии норма-
тивных требований по использованию ангара) работы могут выпол-
няться на специали-
зированных МС

Ангар
(ангарная секция) для мойки ВС

Механизированная мойка ВС и снятие наземного обледения

Допускается строительство в последующие очереди.
Целесообразно блокировать с ангаром для ТОиР ВС

Р

Н

Р

Р

Р

Р

Допускается исполь-
зование специали-
зированного ангара (ангарной секции) для восстановления ЛКП или специальных пло-
щадок (при отсутствии нормативных требова-
ний по использованию ангара)

Производ-

Проверка,

Целесообразно

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Объединенные цеха

ственное
здание

регулировка и ремонт снимаемого с ВС обору-
дования, узлов и агрега-
тов, размещение адми-
нистративных, служеб-
ных и бытовых помеще-
ний (за исключением производств, требующих специальных условий размещения)

блокировать ангар и производ-
ственное здание в ангарный корпус

Допускается использование отдельно стоящих зданий при условии соблюдения организационно-технологических схем производства

ТО (оперативное и периодическое ТО) ВС ПАНХ могут разме-
щаться в зданиях для технических бригад вблизи МС

Здание

Выполнение работ

Допускается

Н

Н

Н

Н

Р

Р


цеха
главного механика, горячих
и вредных производств

по ремонту, изготов-
лению средств механи-
зации, выполнение работ по промывке, очистке, консервации и т.п. деталей, агрегатов, восстановлению покрытий и др.

размещение этих производств в
основном здании при условии соб-
людения установ-
ленных санитар-
но-технических и противопожар-
ных требований





При соответствующих объемах производства














Приложение 3


ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ ОСНОВНЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ


Тип здания,

Назначение

Общие

Ремонтно-восстановительные работы

Примечания

сооружения


требования,
рекомендации

ВС нового поколения

Освоенные ВС I-II кл.

Прочие ВС

 



 

 

Районы умере-
нного климата

Районы "суро-
вого" климата

Районы умере-
нного климата

Районы "суро-
вого" климата

Районы умере-
нного климата

Районы "суро-
вого" климата

 

Ангары для ТОиР ВС

Проведение РВР, доработок конструкции и устранение сложных неисправностей

Размещается вблизи МС. В районах с расчетной темпе-
ратурой Тр = -20° С и выше могут строиться ангары-укрытия из облегченных строи-
тельных конструкций

Н

Н

Н

Н

-/-

-/-

 

Ангар (ангарная секция) для восстановления ЛПК

Удаление ЛПК, полная или частичная покраска воздушных судов

Целесообразно блокировать с анга-
ром для ТОиР ВС

Н

Н

Н

Н

-/-

-/-

При отсутствии в Организации по ТО специализированного ангара для восстановления ЛКП необходимые работы проводятся в предприятиях, имеющих соответствующие производственные возможности

Производ-
ственное

Проверка, регулировка и ремонт снимаемого с ВС

Целесообразно блокировать ангар и

Н

Н

Н

Н

Н

Н

 

здание

оборудования, узлов и агрегатов, размещение административных, служебных и бытовых помещений (за исключе-
нием производств, требующих специальных условий размещения)

производственное здание в ангарный корпус

Допускается использование отдельно стоящих зданий при условии соблюдения организационно-технологических схем производства

 

Корпус (блок) эксплуата-
ционного ремонта авиадвигателей

Текущий и модульный ремонт авиадвигателей (кроме работ, связанных с полной разборкой АД, выполняемых только при наличии заводских условий)

Целесообразно блокировать ангар и производственное здание в ангарный корпус

Н

Н

Р

Р

Р

Р

Рекомендации распространяются на ВС, оснащенные авиадвигателями, допускающими возможность эксплуатационного ремонта

Здание цеха

Выполнение

Допускается

Н

Н

Н

Н

Р

Р

 

главного меха-
ника, горячих и вредных

работ по ремонту, изготовлению средств
механизации, выполне-

размещение этих производств в основ-
ном здании при

 

 

 

 

При соответ-
ствующих объемах производства

 

производств

ние работ по промывке, очистке, консервации и т.п. деталей, агрегатов, восстановлению покрытий и др.

условии соблюдения установленных сани-
тарно-технических и противо-пожарных требований

 

 

 

 

 

 

 

Корпус испытания авиадвигателей (испытательная станция)

Проведение комплекса испытательных работ на АД после ремонта

Размещается с учетом требований по шумозащите, пожаро- и взрывобе-
зопасности

Н

Н

Р

Р

Р

Р

Предусматривается в случае проведения ремонта по полной схеме, а в случае эксплуатационного ремонта - при необходимости специальных испытаний, оговоренных технической документацией


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование