почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
29
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГАЗОВЫЙ КОНЦЕРН
"ГАЗПРОМ"

Производственный отдел

117939, ГСП, Москва, В 311,
ул. Строителей, 8 телефон 133-13-00

12.02.1991 г. № 03-1/50

О внедрении Положения
о воздушном патрулировании

Руководителям газотранспортных
предприятий и объединений
(по рассылке)


    
    Во исполнение приказа МГП № 104 от 07.08.1989 года переработано "Положение о воздушном патрулировании трасс магистральных газопроводов конденсатопроводов и продуктопроводов".
    Указанный документ утвержден руководством концерна ГАЗПРОМ 21.01.1991 г., согласован Министерством гражданской авиации СССР 31.01.1991 г. и вводится в действие с 25 марта 1991 г.
    Ранее действовавшее "Положение о воздушном патрулировании магистральных газопроводов на вертолетах МИ-8 утрачивает силу.
         
    
    
         

Заместитель начальника

В.Н. Дедешко

    
    
    
    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГАЗОВЫЙ КОНЦЕРН "ГАЗПРОМ"
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР

    
    

УТВЕРЖДАЮ:
Член правления
ГГК "ГАЗПРОМ"

___________ Б.В. Будзуляк
21.01.1991 г.

СОГЛАСОВАНО:
Начальник Главного
Управления авиационных работ,
перевозок и услуг МГА СССР
___________ С.Н. Овчаренко
31.01.1991 г.

    
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВОЗДУШНОМ ПАТРУЛИРОВАНИИ ТРАСС
МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ,
КОНДЕНСАТОПРОВОДОВ И ПРОДУКТОПРОВОДОВ
(Вводится в действие с 25 марта 1991 г.)

         

Заместитель начальника
производственного отдела
___________ В.Н. Дедешко
09.01.1991 г.

Главный инженер
ПО "Союзоргэнергогаз"
____________ Д.С. Онисин
16.11.1990 г.

         
    Настоящее "Положение" переработано ПО "Союзоргэнергогаз" с уютом опыта внедрения воздушного патрулирования газопроводов в газотранспортных объединениях ГГК "ГАЗПРОМ".
    "Положение" определяет порядок организации воздушного патрулирования, охраны труда и техники безопасности при воздушном патрулировании магистральных газопроводов, а также регулирует взаимоотношения между предприятиями Министерства гражданской авиации и ГГК "ГАЗПРОМ".
    В основу настоящего "Положения" положено Положение о воздушном патрулировании магистральных газопроводов на вертолетах МИ-8 введенное в действие с 1 июля 1983 года.
    Ответственный исполнитель от ГГК "ГАЗПРОМ" Мокроусов С.Н.
    
    

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    
    1.1. Настоящее Положение определяет вопросы планирования, организации и ведения работ по воздушному патрулированию действующих магистральных газопроводов и конденсатопроводов (в дальнейшем по тексту: "газопроводов") на всех типах вертолетов.
    1.2. Воздушное патрулирование является одним из способов предупреждения аварий на газопроводах и входит в систему технического обслуживания и ремонта объектов транспорта газа и жидких углеводородных продуктов.
    1.3. Работы по воздушному патрулированию проводятся в соответствии с требованиями руководящих документов Министерства гражданской авиации СССР (МГА СССР) по организации летной работы и эксплуатации авиационной техники, а также руководящих документов, действующих в газовой промышленности и определяющих содержание работ по контролю за состоянием магистральных газопроводов.
    1.4. С выходом данного положения ранее действующее "Положение о воздушном патрулировании магистральных газопроводов на вертолетах Ми-8" от 16.05.83г. считать утратившим силу.
    

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЗДУШНОГО
ПАТРУЛИРОВАНИЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ

    
    2.1. Воздушное патрулирование заключается в периодическом наблюдении (визуальном и с применением специальной аппаратуры) за состоянием охранных зон, зон минимальных расстояний (размеры зон определяются по таблицам 4.5 или 20 СНиП 2.05.06-85) и объектов газопроводов. Периодичность выполнения облетов по маршрутам планируется с учетом технических характеристик газопроводов, условий их эксплуатации и других факторов.
    2.2. Цель воздушного патрулирования состоит в поддержании надежности работы магистральных газопроводов, снижении народнохозяйственного ущерба от отказа или аварии на них, в сокращении потерь транспортируемого продукта, в контроле за состоянием охранной зоны, качества заполнения ремонтных работ на газопроводах и за состоянием окружающей среды.
    2.3. Задачами воздушного патрулирования являются:
    - контроль за соблюдением "Правил охраны магистральных трубопроводов"; "Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов" (ПТЭ МГ), Строительных норм и правил (СНиП), ведомственных строительных норм (ВСН) на линейной части магистральных газопроводов (ЛЧМГ);
    - поиск и обнаружение дефектов и повреждений на газопроводах;
    - обеспечение оперативной локализации аварий на газопроводах;
    - визуальный поиск отклонений от правил охраны магистральных трубопроводов и аварий, возникших на сооружениях других министерств и ведомств в зоне маршрута патрулирования и реально угрожающих целостности патрулируемого газопровода;
    - сбор и систематизация сведений о состоянии охранных зон, объектов газопроводов и представление их в производственный отдел по эксплуатации газопроводов (ПОЭГ) для разработки конкретных предложений для повышения надежности газопроводов.
    2.4. Состав работ при воздушном патрулировании регламентируется "Правилами технической эксплуатации магистральных газопроводов", "Правилами охраны магистральных трубопроводов", утвержденными Постановлением Совета Министров СССР № 341 от 12.04.1979 г, и настоящим Положением.
    2.5. При воздушном патрулировании газопроводов производится:
    - осмотр охранной зоны газопроводов, воздушных переходов, переходов через водные преграды и овраги, крановых узлов, узлов запуска и приема очистных устройств, установок электрохимической защиты, линий связи и электропередачи, площадок хранения аварийного запаса труб, вдольтрассовых проездов, подъездов к газопроводам, мостов, дамб через ручьи и овраги, переездов через газопроводы, водопропускных и других сооружений, находящихся в охранной зоне;
    - осмотр параллельно проложенных нефте- и продуктопроводов, водоводов, линий ЛЭП, авто- и железных дорог, линий связи и других сооружений, неподведомственных: ГГК "ГАЗПРОМ", мест пересечений указанных сооружений с патрулируемым объектом в пределах минимальных расстояний по СНиП;
    - контроль и координация проведения ремонтных работ на газопроводах;
    - регистрация всех нарушении и повреждений на газопроводах в "Журнале воздушного наблюдения за трассой магистрального газопровода";
    - оповещение руководства производственных объединений (ПО), управлений магистральных газопроводов (УМГ), линейно-производственных управлений магистральных газопроводов (ЛПУМГ) и других организаций об обнаруженных авариях и повреждениях на газопроводах;
    - обеспечение оперативной локализации аварийных ситуаций на газопроводах;
    - транспортные перевозки специалистов и технических средств для выполнения аварийных работ на объектах.
    2.6. При осмотре охранной зоны магистральных газопроводов производится:
    - выявление и предотвращение разбивки садов, расположения полевых станов скирд, соломы и сена, устройства загонов для скота, возведения различных зданий и сооружений, производства всякого рода горных, строительных, монтажных и взрывных работ, планировки грунта, производства изыскательских работ, связанных с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта (кроме почвенных образцов), сооружения проездов и переездов через газопроводы, устройства стоянок автомобильного транспорта, тракторов и механизмов без соответствующих согласованных с ЛПУМГ и оформленных в установленном порядке проектов;
    - визуальное обнаружение мест утечек газа по следам выхода газа на поверхность земли или воды, а также с использованием лазерной, тепловой или другой системы обнаружения утечек газа;
    - выявление повреждений земляного покрова, размывов и оголений газопроводов;
    - определение состояния изоляционного покрытия открытых участков трубопроводов (при возможности посадки вертолета на расстоянии не более 500 м от места осмотра);
    - выявление роста оврагов и степени возникающей при этом угрозы для газопровода;
    - осмотр участков трассы, расположенных выше зданий и сооружений по рельефу на расстоянии 1000 м и менее с контролем окружающей среды (только для конденсато- и продуктопроводов);
   - выявление движения паводковых и ливневых вод, мест скопления и проникновения их в траншеи;
    - определение состояния километровых знаков,. указателей пересечений углов поворотов на газопроводе;
    - обнаружение возгораний лесных массивов, торфяников, сельскохозяйственных угодий в районах прохождения газопроводов.
    2.7. При выборочном осмотре линейной запорной арматуры производится:
    - контроль внешнего состояния арматуры (положение затвора крана, наличие привода, узла управления, автомата закрытия крана (АЗК), отсутствие видимых деформаций и разрушений металлоконструкций в месте установки крана и т.д.);
    - выявление утечек газа (по фонтанированию газа, желтизне снежного покрова или растительности, обмерзанию отдельных частей крана и т.д.).
    2.8. При осмотре переходов через водные преграды, овраги оценивается;
    - состояние береговых и пойменных участков переходов газопроводов через реки;
    - состояние берегоукрепительных сооружений, предупредительных знаков, плакатов светосигнальных устройств на переходах через судоходные реки;
    - состояние водной поверхности над переходом (отсутствие пятен нефтепродуктов, выхода газа и т.д.).
    2.9. При осмотре воздушных переходов через водные преграды, овраги, ручьи определяется:
    - общее состояние переходов;
    - состояние береговых и промежуточных опор, мачт, тросов, вантов;
    - состояние берегоукрепительных сооружений и берегов в полосе переходов;
    - состояние мест выхода трубопровода из земли.
    2.10. При осмотре линий электропередачи и связи определяется:
    - места обрыва линий электропередачи, воздушных линий связи;
    - состояние изоляторов, столбов и стоек, трансформаторов на линиях электропередачи, промежуточных усилительных станций на линиях связи.
    2.11. При надзоре за соблюдением "Инструкции по производству строительных работ в охранных зонах магистральных трубопроводов Мингазпрома" (ВСН-51-1-80). "Правил охраны магистральных трубопроводов" производится:
    - выявление необорудованных переездов через трубопроводы;
    - выявление захламлений вдольтрассового проезда порубочными остатками;
    - выявление нарушений технологии производства земляных работ;
    - выявление неразрешенных мест складирования строительных материалов и труб в охранных зонах.
    2.12. При контроле за проведением ремонтных работ на газопроводе определяется:
    - качество выполнения работ;
    - фактические объем выполненных работ.
    2.13. При выборочной осмотре установок катодной и дренажной защиты (УКЗ и УДЗ) в местах оборудованных посадочными площадками производится:
    - оценка непрерывности работы УКЗ по специальному счетчику электрической энергии;
    - при необходимости измеряется  потенциал в точках дренажа;
    - проверка состояния предупредительных знаков и ограждений.
    2.14. При осмотре газопровода также определяется состояние вдольтрассовых дорог и проездов, мостов и земляных дамб через ручьи и овраги, переездов через газопроводы, аварийного запаса труб, состояния водопропускных устройств, отводных каналов и других сооружений.
    2.15. При осмотре параллельно проложенных сооружений других ведомств или мест их пересечения с патрулируемым газопроводом производится визуальное выявление неисправностей и повреждения на них, могущих повлечь за собой возникновение аварийной ситуации.
    2.16. При прохождении в одном технологическом коридоре трех и более ниток газопровода, осмотр производится с обеих сторон (туда и обратно).
    

3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО
ВОЗДУШНОМУ ПАТРУЛИРОВАНИЮ

    
    3.1. Воздушное патрулирование осуществляется патрульными группами визуального и инструментального контроля в соответствии со схемами и графиком воздушного патрулирования и инструкцией по безопасной организации работ при воздушном патрулировании, разрабатываемыми представителями ПО и УМГ совместно с авиапредприятиями ГА.
    3.2. Схема воздушного патрулирования представляет собой план трассы газопроводов с нанесенными на него маршрутами полетов, местами заправки вертолетов препятствиями, посадочными площадками с ночным стартом, местами обязательных посадок вертолета по трассе. По каждому маршруту определяется группа сложности полетов.
    3.3. График воздушного патрулирования устанавливает периодичность и время облета маршрутов. При этом более частые облеты должны быть запланированы над участками газопроводов, которые сложно или невозможно контролировать другими способами осмотров.
    3.4. Инструкция по безопасной организации работ при воздушном патрулировании магистральных трубопроводов отражает особенности полетов по маршрутам, связанные с технологией транспортировки газа, конденсата или продукта, физико-химическими характеристиками углеводородных продуктов. Экипажи воздушных судов, проводящие работы на маршрутах патрулирования должны быть ознакомлены с вышеупомянутой инструкцией.
    3.5. После согласования с авиапредприятием и утверждения производственным объединением, схемы, график воздушного патрулирования и инструкция по безопасной организации работ при воздушном патрулировании направляется во все ЛПУМТ и авиапредприятия ГА.
    Информация о планируемых облетах трассы согласно утвержденному, графику включается ЛПУНГ во внутренний годовой "График осмотра магистральных газопроводов".
    ЛПУМГ обязаны предусмотреть выполнение плановых осмотров газопроводов и отводов, не вошедших в маршруты облетов, наземными способами.
    3.6. Авиационные работы по патрулированию газопроводов включаются в производственные планы авиапредприятий ГА, для чего ПО или УМГ в соответствии с "Основными условиями выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства воздушными судами гражданской авиации СССР" согласовывают с авиапредприятием ГА объемы работ на планируемый год в срок до 1 июля ____ года, предшествующего выполнению работ в виде заявки с указанием типов воздушных судов, объемов работ и их территориального размещения.
    3.7. Для обеспечения авиаработ ПО или УМГ направляют в адрес авиапредприятий, на территории которых планируется проведение работ, до 5 января ____ года, предшествующего выполнению работ, данные для своевременного завоза ГСМ в аэропорты гражданской авиации, расположенные севернее транссибирской (включая Байкало-Амурскую) железнодорожной магистрали.
    3.8. Вертолеты выделяются производственному объединению для выполнения полетов согласно договору. Договор заключается на основе типового образца и в соответствии с "Основными условиями".
    3.9. В каждом ПО или УМГ использующим вертолеты, приказом назначается ответственный представитель (старший диспетчер ПО или УМГ) по воздушным перевозкам. Фамилия и должность ответственного представителя сообщается авиапредприятию ГА.
    3.10. Порядок оформления полетов по патрулированию газопроводов регламентируется "Инструкцией о порядке оформления перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных судах при выполнении авиационных работ в народном хозяйстве", и другими документами, регламентирующими летную работу.
    3.11. Полеты для выполнения работ по патрулированию производятся по заявкам, задаваемым авиапредприятию ГА ответственным представителем ПО пли УМГ накануне дня вылета, не позднее 11 ч местного времени. Срочные заявки в исключительных случаях (стихийные бедствия, аварии на газопроводе, оказание помощи пострадавшим) могут оформляться в день полета. В случае аварии на газопроводе по согласованию с авиапредприятием возможно изменение заявки в полете. В заявке указывается цель и маршрут полета, пункты посадок, количество пассажиров и вес перевозимого груза. Заявка должна быть подписана ответственным представителем ПО или УМГ и заверена печатью.
    3.12. К заявке прилагается список пассажиров, который составляется в 3-х экземплярах: один остается у ответственного представителя ПО или УМГ, второй передается в службу ПАНХ, третий - командиру вертолета. Список пассажиров оформляется ответственным представителем ПО или УМГ в соответствии с требованиями "Инструкции о порядке оформления перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных судах или выполнении авиационных работ в народном хозяйстве".
    3.13. Ответственный представитель ПО или УМГ одновременно с оформлением заявки на полет заполняет журнал, форма которого идентична форме заявки на полет.
    3.14. Заявка на полет, составленная в четырех экземплярах подается:
    - в базовых аэропортах - в службу ПАНХ, а там где ее нет, в службу организации перевозок (СОП);
    - в аэропортах местных воздушных линий - начальнику аэропорта или начальнику штаба;
    - на посадочных площадках - командиру воздушного судна.
    3.15. После выполнения полета ответственный представитель ПО или УМГ подтверждает наполнение заявки на полет, т.е. проставляет время полета, количество перевезенных пассажиров и груза, заверяет заявку своей подписью и печатью.
    Отметка о выполнении заявки на полет (обратная сторона) является первичным документом дня учета выполненной работы при составлении ежемесячного акта о налете часов по договору и может использоваться при оформлений актов о простоях.
    3.16. Порядок расчета между производственными объединениями и авиапредприятиями ГА определяется "Основными условиями ..." и договором.
    3.17. В случае задержки вылета или простоя сверх допустимых норм по договору составляется акт о простоях вертолетов.
    Акт о простоях подписывают ответственный представитель ПО или УМГ и командир летного отряда или лица их заменяющие и направляют для предъявления санкций к стороне, допустившей, нарушение обязательств по договору.
    3.18. Запрещается:
    - выполнение полетов, не предусмотренных договором или полетным заданием;
    - нахождение на борту воздушного судна пассажиров и грузов, не внесенных в список.
    3.19. Пассажиры вылетающие попутно на патрульном вертолете для ведения аварийных работ на трассе обследуемого газопровода оформляются отдельным списком, как это предусмотрено соответствующими инструкциями МГА.
    3.20. При базировании вертолета на удаленных посадочных площадках ПО или УМГ (ЛПУМГ) обязано обеспечить экипаж вертолета нормальными жилищно-бытовыми условиями, а при удаленности вертодрома или посадочной площадки от жилья более чем на 500 м автотранспортом.
    3.21. ПО (ЛПУМГ) обеспечивает охрану вертолетов и имущества авиапредприятия на вертодромах и посадочных площадках (кроме мест постоянного базирования вертолетов).
    

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТ ПО
ВОЗДУШНОМУ ПАТРУЛИРОВАНИЮ

    
    4.1. Рациональными параметрами полета вертолетов при патрулировании газопроводов являются:
    - скорость - 100 - 120 км/ч
    - высота - 100 - 120 м
    При необходимости проведения более тщательного контроля объектов патрулирования полет по просьбе бортоператора (бортнаблюдателя) можно выполнять с меньшими значениям скорости и высоты полета, не выходя за пределы ограничений действующего Руководства по летной эксплуатации вертолета.
    4.2. Все посадочные площадки, располагаемые вдоль трассы газопровода, должны удовлетворять требованиям "Пособия по проектированию вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов ГА".
    4.3. При необходимости возможна посадка вертолета по трассе газопровода вне оборудованных площадок путем подбора посадочной площадки с воздуха.
    4.4. При организации воздушного патрулирования на вертолетах Ми-8 ПО обеспечивает комплектацию вертолета оборудованием и снаряжением, предусмотренным "Типовым табелем оснащения вертолета Ми-8 техническими средствами для патрулирования газопроводов и локализации аварий" (приложение 1, комплект А). Все технические средства комплекта А должны быть надежно зашвартованы с целью исключения их перемещения в процессе полета. Комплект Б приложения должен находиться в постоянной готовности на базах ЛПУМГ для оперативной переброски к месту аварии.
    Вопрос комплектации других типов вертолетов решается ПО совместно с авиапредприятиями в установленном МГА порядке.
    4.5. Связь бортоператора с диспетчером ПО, УМГ или ЛПУМГ осуществляется с использованием средств связи, входящих в комплект оснащения вертолета.
    Выбор типа УКВ-радиостанций, необходимых для поддержания оперативной связи между бортоператором и диспетчером ЛПУМГ при патрулировании газопроводов, осуществляется исходя из конкретной оснащенности производственных объединений УКВ-радиосвязью.
    В экстренных случаях при необходимости передачи срочной информации об аварийных ситуациях на газопроводе возможно использование каналов связи Министерства гражданской авиации.
    4.6. С момента вылета патрульного вертолета все радиостанции, обслуживающие газопровод, должны непрерывно прослушивать эфир и прекратить наблюдение за воздушным судном только с разрешения бортоператора.
    4.7. 3а 5-10 минут до подхода вертолета к границе другого ЛПУМГ должна быть установлена связь с его радиостанциями.
    4.8. Для эффективной работы бортоператоров ЛПУМГ обеспечивает своевременное представление информации о выдаче и сроках действия разрешений на производство работ в охранных зонах газопроводов и отводов с указанием участков трассы.
    4.9. В охранных зонах газопроводов ЛПУМГ обеспечивает установку и поддержание нормального состояния километровых знаков, различимых с высоты патрулирования.
    

5. СОСТАВ ПАТРУЛЬНЫХ ГРУПП И ПОДГОТОВКА
СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВО3ДУШНОГО ПАТРУЛИРОВАНИЯ

    
    5.1. Воздушное патрулирование осуществляется патрульными группами визуального и инструментального наблюдения, организуемыми в структурных подразделениях ПО или УМГ.
    5.2. Количество патрульных групп в производственных Объединениях определяется оптимальной загрузкой специалистов (без превышения санитарных норм налета часов).
    Группа из двух специалистов визуального наблюдения (бортнаблюдателей) обеспечивает регулярный контроль охранных зон (два раза в неделю) общей протяженностью до 1000 км.
    Группа из трех специалистов инструментального контроля (бортоператоров) обеспечивает регулярный контроль (раз в месяц) трассы газопровода протяженностью до 6000 км.
    Координацию работы патрульных групп производственного объединения осуществляет ПОЭГ.
    5.3. Патрульные группы формируется на основании приказа по производственному объединению. Для обеспечения деятельности патрульных групп в объединениях разрабатывают и утверждают положения о патрульных группах, должностные инструкции на каждого члена патрульной группы.
    5.4. Все специалисты, выполняющие работы по воздушному патрулированию в соответствии с действующим "Положением о классификации специалистов гражданской авиации СССР", должны пройти подготовку к работе в два этапа:
    - первый на базе МКК ГГК "Газпром" (при производственном объединении "Югтрансгаз") по программам обучения бортоператоров (бортнаблюдателей) содержанию и правилам ведения работ по воздушному патрулированию газопроводов с применением специальной аппаратуры обнаружения мест утечек газа;
    - второй на базе учебно-тренировочных центров УГА по изучению авиационных дисциплин по программам, разработанным и утвержденным МГА.
    5.5. Кандидаты успешно закончившие обучение по специальным дисциплинам (первый этап обучения).решением МКК ГГК "Газпром" допускаются ко второму этапу обучения.
    5.6. Для проведения второго этапа обучения производственные объединения заключают договор с авиапредприятиями ГА о проведении необходимой работы по подготовке бортоператоров (бортнаблюдателей). В договоре должны быть определены сроки подготовки, предполагаемое количество кандидатов, вопросы оплаты услуг за медицинское освидетельствование, обучение и другие, а также вопросы взаимной ответственности. На основании договора составляется двухсторонний план-график подготовки специалистов.
    5.7. Отбор кандидатов на учебу по курсу подготовки бортоператоров (бортнаблюдателей) производят производственные объединения. Кандидаты на учебу должны пройти медицинское освидетельствование во врачебно-летних экспертных комиссиях ГА для установления годности к летной работе.
    5.8. При направлении слушателей для прохождения учебной программы в УТЦ ГА высылается заполненное представление на учебу (приложение № 2).
    5.9. Слушателям, успешно закончившим обучение по авиационным дисциплинам, МКК управлений ГА на основании документов о прохождении курса подготовки, выданных МКК ГГК "Газпром" и УТЦ ГА присваивается квалификация бортоператора (бортнаблюдателя) и выдается соответствующее свидетельство специалиста ГА без присвоения класса.
    5.10. Допуск бортоператоров (бортнаблюдателей) к самостоятельной работе производится после проведения необходимой стажировки по программам МКК ГГК "Газпром" с отметкой в свидетельстве специалиста.
    5.11. Срок действия свидетельства для бортоператоров (бортнаблюдателей) устанавливается на два года. По истечении срока действия свидетельство подлежит продлению.
    5.12. Продление срока действия свидетельства, производится на основании результатов проверки знаний по специальным дисциплинам и практической работы в соответствии с требованиями настоящего Положения и справки о прохождении ВЛЭК. Оценки по специальным дисциплинам действительны в течение 6 месяцев.
    5.13. Проверка теоретической и практической работы бортоператоров (бортнаблюдателей) производственных объединений проводится в МКК ГГК "Газпром" по программе переаттестации (Приложение № 3).
    5.14. Результаты проверки теоретических знаний заносятся в лист оценок, а результаты практической работы - в летную книжку (лист проверки), листы оценок и практической работы хранятся в деле специалиста.
    5.15. Обязанности бортоператора (бортнаблюдателя):
    5.15.1. В соответствии с задачами воздушного патрулирования на бортоператора возлагается:
    - выполнение регулярного облета (по графику) закрепленных за ним маршрутов патрулирования;
    - выполнение обязанностей в соответствии с содержанием работ, описанных в разделе 3 настоящего Положения при патрулировании газопроводов;
    - представление сведений о состоянии охранных зон, зон минимальных расстояний и объектов линейной части в ПОЭГ для разработки мероприятий по повышению надежности линейной части магистральных газопроводов.
    5.15.2. Перед вылетом бортоператор обязан уточнить у старшего диспетчера ПО, УМГ или руководителя ПОЭГ конкретное задание на облет определенных участков трассы с указанием маршрута полета, пунктов отдыха экипажа и заправки вертолета горючим, перечня мероприятий, выполняемых на объектах патрулируемых участков газопроводов; проверить на борту вертолета наличие и состояние необходимой при патрулировании аппаратуры и приспособлений согласно "Табелю оснащения вертолета Ми-8" (приложение 1).
    5.15.3. В полете бортоператор обязан заполнять "Журнал воздушного наблюдения за трассой магистрального газопровода" (приложение 4), в котором указываются: должность и фамилия бортоператора, маршрут, время взлета и посадки; продолжительность облета трассы; метеорологические условия во время полета, места и причины посадок вертолета, неисправностей объектов линейной части газопроводов и различного рода нарушений в пределах охранной зоны. Каждый облет трассы в журнале регистрируется в отдельности с полной характеристикой выполненных работ.
    Результаты патрульного облета должны заноситься в журнал не позже дня его проведения.
    5.15.4. При обнаружении места утечки газа из газопровода во время облета трассы бортоператор обязан:
    - тщательно осмотреть с воздуха место утечки и прилегающую территорию;
    - сообщать пилоту о необходимости посадки для обследования обнаруженной утечки;
    По УКВ - радиостанции связаться с диспетчером ПО, УМГ или ЛПУМГ и передать его радиограмму с указанием точного места утечки, характера истечения газа, наличия ближайших населенных пунктов, предприятий, состояние погоды, подъездных путей и проездов;
    5.15.5. При обнаружении работ ведущихся в охранной зоне газопроводов или в направлении охранной зоны, бортоператор обязан:
    - проинформировать диспетчерскую службу ЛПУМГ о ведущихся на трассе работах;
    - при очевидной опасности повреждения газопроводов в процессе проведения обнаруженных работ необходимо принять меры по их немедленной остановке.
    5.15.6. При обнаружений аварии или выявлении ситуационных изменений на трассе газопровода, грозящих аварией или срывом бесперебойной транспортировки газа, старший бортоператор должен немедленно наладить связь с диспетчером ЛПУМГ по рации и сообщить ему сведения о фактической ситуации на трассе:
    - время обнаружения отказа, кем обнаружен;
    - место отказа;
    - краткие сведения о пострадавших, угрозе ближайшим населенным пунктам, предприятиям, железным и шоссейным дорогам, ЛЭП и др.
    5.15.7. При отсутствии или неисправности рации бортоператор обязан передать данные об аварии через пилота диспетчеру аэропорта, а тот по имеющимся средствам связи диспетчеру ПО (УМГ или ЛПУМГ).
    5.15.8. Для передачи необходимой информации, при отсутствии радиосвязи и невозможности посадки вертолета, могут служить письменные сообщения, сбрасываемые с помощью вымпелов.
    5.15.9. Вымпел представляет собой разноцветную ленту длиной 1,5-2 и при ширине 7-10 см с двумя карманами на конус. В один карман в качестве балласта засыпается песок, в другой - закладывается донесение или письменное сообщение. При сбрасывании с воздушного судна лента раскручивается и вымпел становится хорошо видимым с земли.
    5.15.10. Перед сбросом вымпела для привлечения внимания работников ЛПУМГ пилот выполняет облет здания ЛПУМГ по круговому маршруту.
    Вымпелы сбрасывать с высоты не менее:
    - в равнинной местности - 25м;
    - в пересеченной, холмистой местностях и горных долинах шириной более 1,5 км - 50 м;
    - в горной местности - 100 м.
    5.15.11. Вымпел с сообщением сбрасывается бортмехаником по указанию бортоператора через сдвижную дверь вертолета над ближайшим ЛПУМГ. Момент сброса вымпела бортмеханик определяет визуально, затем наблюдает за падением вымпела и ожидает сигнала с земли, подтверждающего, что вымпел подобран. При необходимости бортоператор организует выброс нескольких вымпелов.
    5.15.12. После оповещения диспетчера ПО, УМГ или ЛПУМГ об аварии бортоператор прекращает патрулирование и выполняет распоряжения диспетчера ПО, УНГ или (ЛПУМГ);
    5.15.13. При обнаружении аварии на сооружениях других Министерств и ведомств бортоператор сообщает о них диспетчеру ЛПУМГ.
    5.15.14. После облета трассы бортоператор должен расписаться в "Журнале воздушного наблюдения" и результаты облета доложить старшему диспетчеру ПО, УМГ или ЛПУМГ.
    5.15.15. Во время патрульного облета бортоператор обязан фиксировать все передаваемые им в адрес диспетчеров сообщения и адресованные ему распоряжения в "Журнале регистрации радиограмм.
    Работы, выполняемые бортоператором по поступающим распоряжениям, фиксируются в "Журнале воздушного наблюдения за трассой магистрального газопровода" в хронологическом порядке с обязательным указанием точного времени исполнения работ.
    5.15.16. Бортоператор обязан проходить предполетный медицинский осмотр наравне с летным составом.
    5.15.17. Бортоператор обязан проводить обработку, систематизацию и анализ результатов патрулирования, оперативно доводить их до сведения соответствующих служб и отделов ПО, УМГ или ЛПУМГ.
    

6. ОХРАНА ТРУДА И ПРАВИЛА
ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

    
    6.1. Бортоператоры обеспечиваются спецодеждой по нормам ГГК "Газпром".
    6.2. Бортоператор обязан знать требования техники безопасности, включенные в "Инструкцию по технике безопасности для работников предприятий, использующих авиацию для перевозки служебных пассажиров, при транспортировке грузов на внешней подвеске и строительно-монтажных работ".
    6.2.1. Все работники ПО, УМГ или ЛПУСМГ, пользующихся при выполнении своих служебных обязанностей арендованным авиатранспортом, должны быть застрахованы в органах Госстраха соответствующим ПО, УМГ или ЛПУМГ.
    6.2.2. От момента запуска двигателя в пункте вылета до полной остановки несущего винта в пункте посадки участвующие в полете лица должны подчиняться командиру вертолета и беспрекословно выполнять его указания.
    6.2.3. Перед запуском двигателя по команде командира или другого члена экипажа все лица, находящиеся вблизи вертолета, должны отойти от него на расстояние не менее 50м.
    6.2.4. При экстренном покидании вертолета в ненаселенной местности бортоператор совместно с экипажем должен взять сигнальный пистолет с ракетами, аварийную радиостанцию, неприкосновенный запас продуктов, одежду и снаряжения, а также немедленно информировать по рации о месте нахождения высаженных людей. При полетах в труднодоступных и в малонаселенных районах, ПО, УМГ или (ЛПУМГ) должно обеспечить бортоператоров неприкосновенным запасом продуктов, комплектом одежды и снаряжения в зависимости от климатических условий.
    6.2.5. На стоянках курить разрешается только в специально отведенных для этой цели местах или на расстояние не менее 50м от вертолета.
    6.2.6. При заправке вертолета ГСМ и производстве других работ на вертолете нахождение пассажиров на борту, посадка их и загрузка воздушного судна грузов запрещается.
    6.2.7. Нахождение на посадочной площадке посторонних лиц, не связанных с обслуживанием вертолета не допускается.
    6.2.8. Проведение инструктажа по технике безопасности, правилам посадки (высадки) в воздушное судно и поведение в полете входит в обязанность "Заказчика".
    6.3. Экипажи вертолетов, выполняющих патрулирование трасс магистральных трубопроводов перед каждым вылетом по маршрутам должны быть ознакомлены под роспись с Инструкцией по безопасной организации работ при воздушном патрулировании магистральных трубопроводов разработанной в соответствий с пунктом 3.4. настоящего Положения.
    6.4. Журнал инструктажа экипажей вертолетов, выполняющих работы по маршрутам патрулирования в соответствии с пунктом 6.3. настоящего Положения ведется ответственным представителем ПО (УМГ) по воздушном перевозкам.
    
    

Приложение № 1

    

"УТВЕРЖДАЮ"
Заведующий сектором
магистральных газопроводов и
продуктопроводов ГГК "ГАЗПРОМ"
__________ А.И. Чистяков
30.09.1990 г.

   
ТИПОВОЙ ТАБЕЛЬ
оснащения вертолета МИ-8 техническими средствами
для патрулирования магистральных газопроводов и продуктопроводов.

    

№ п/п

Наименование изделия

Ед. изм.

К-во

Вес ед. измер. кг

Вес общий кг

 

КОМПЛЕКТ "А"

 

 

 

 

1.

Радиостанция (в зависимости от оснащенности служб связи объединения).

комп.

1

30

30

2.

Аппаратура обнаружения мест утечек газа.

комп.

1

50 - 250

50 - 250

3.

Средства пожаротушения (огнетушитель порошковый, асботкань и др.)

комп.

1

100

100

4.

Аптечка, вымпелы для передачи письменных сообщений.

комп.

1

5

5

 

Всего:

185 - 385

 

КОМПЛЕКТ "Б"

 

 

 

 

 

для локализации обнаруженных аварийных ситуаций

 

 

 

 

1.

Система аварийного закрытия линейных кранов.

комп.

1

200

20

2.

Шланги высокого давления, комплект инструмента для технического обслуживания узлов управления линейной запорной арматуры.

комп.

1

80

80

3.

Масло для гидроприводов линейной запорной арматуры.

кг

400

 

400

 

Всего:

680

    
    

Ведущий инженер
ПО "Союзоргэнергогаз"
_____________ С.Н. Мокроусов

    
    

Приложение № 2

    

Командир УТЦ __________________________

 

Начальнику _____________________________

 

    
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА УЧЕБУ

    

По курсу ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Занимаемая должность ______________________________________________________________

Место работы _______________________________________________________________________

Год рождения __________________________ партийность _________________________________

Общее образование _________________________________________________________________

Специальное образование и последняя переподготовка ___________________________________

__________________________________________________________________________________

(наименование учебного заведения ГА, курсов, дата окончания)

Признан ВЛЭК (ЦВЛЭК) годным к _____________________ до " ___ " __________ 19__ г.

    
Результаты проверки знаний специальных дисциплин (по специальности)

    

Наименование
дисциплин

Оценка

Фамилия, имя, отчество экзаменатора

Дата и подпись

    

Приложение № 3

    

"УТВЕРЖДАЮ"
Главный инженер Главтрансгаз
__________ А.М. Бойко
26.05.1989 г.

    
    
ПРОГРАММА
по обучении бортоператоров вертолета Ми-8
содержанию и правилам ведения работ по воздушному патрулированию
магистральных газопроводов (при переаттестации).

    


п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Ответственный исполнитель

1

2

3

4

1.

Эксплуатация линейной части магистральных газопроводов. Задачи и порядок организации работ по воздушному патрулированию магистральных газопроводов. Правила подготовки, ведения и оформления полетной и технической документации.

1

ПОЭГ

2.

Технологическая схема действующих газопроводов. Основные конструктивные особенности объектов линейной части. Методика обследований объектов линейной части при воздушном патрулировании.

2

ПОЭГ

3.

Порядок действий при обнаружении нарушений в охранной зоне, утечек газа, повреждений объектов линейной части, аварий или повреждений на объектах других ведомств, угрожающих сохранности обслуживаемого газопровода.

2

ПОЭГ

4.

Средства радио и телефонной связи. Порядок организации радиосвязи при воздушном патрулировании.

2

Отдел связи

5.

Принцип работы, устройство и правила технической эксплуатации специальной аппаратуры, устанавливаемой на борту вертолета МИ-8.

2

ПОЭГ

6.

Правила техники безопасности при проведении работ по воздушному патрулированию на действующих газопроводах.

4

Отдел охраны труда

7.

Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР. Руководящие документы.

2

Специалисты МГА СССР
(по месту)

8.

Практическая аэродинамика и вертолетовождение.

2

Специалисты МГА СССР
(по месту)

9.

Авиационная метеорология.

2

Специалисты МГА СССР
(по месту)

10.

Основные летно-технические характеристики вертолета МИ-8. Радиооборудование и электрооборудование вертолета МИ-8 и их летная эксплуатация.

2

Специалисты МГА СССР
(по месту)

11.

Аварийно-спасательные средства. Действия членов экипажа при экстремальном покидании вертолета МИ-8.

2

Специалисты МГА СССР
(по месту)

    
    

Главный инженер
ПО "Союзоргэнергогаз"


Д.С. Онисин

    
    

Приложение № 4

    
ЖУРНАЛ
воздушного наблюдения за трассой магистрального
газопровода _________________________________

    

№ п/п

Наимено-
вание

Наимено-
вание и

Должность ф.и.о. лица,

Время мин.

На-
лет

Метео-
роло-

Место и время,

Описание наблю-

Приме-
чание

Подпись лица, прово-


маршрута воздушного патрули-
рования трассы магистраль-
ного газоп-
ровода

тип возду-
шного судна

проводившего патрулирование

вылета с начального и конеч-
ного пункта маршрута

При-
лета в конечный и началь-
ный пун-
кты мар-
шрута

(ч.)

гичес-
кие усло-
вия

причины посадки воздуш-
ного судна

дений при воздушном патрули-
ровании


дившего воздушное патрули-
рование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование