почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
29
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УКАЗАНИЕ

08.12.1988 № 745/у

Москва

О противокоррозионной защите
самолетов и вертолетов ГА

Директорам ремонтных заводов ГА,
начальнику ГосНИИ ГА


    
    
    

    ГосНИИ ГА, КФ ГосНИИ ГА, КИИ ГА совместно с ВИАМ Минавиапрома на основе результатов комплекса лабораторных исследований и эксплуатационных испытаний разработал Рекомендации по дополнительной защите от коррозии самолетов и вертолетов ГА, утвержденные ГУРАТ МГА 7.12.88 (приложение).
    Данные Рекомендации дополняют ранее выпущенную технологическую документацию по противокоррозионной защите самолетов и вертолетов (Указания МГА № 494/У от 18.07.85 и 630/У от 10.09.85).
    В целях обеспечения внедрения указанных Рекомендаций
    
    ПРЕДЛАГАЮ:
    
    1. Директорам ремонтных заводов ГА:
    1.1. представить в ГУЗСАНТ МГА заявки на поставку средств противокоррозионной защиты;
    1.2. при определении необходимого количества средств противокоррозионной защиты руководствоваться указанными Рекомендациями;
    1.3. обеспечить использование Рекомендаций при проведении противокоррозионных работ в процессе ремонта по мере поступления средств противокоррозионной защиты.
    2. Начальнику ГосНИИ ГА:
    2.1. оказать методическую помощь ремонтным заводам ГА во внедрении средств противокоррозионной защиты;
    2.2. обобщить опыт применения Рекомендаций заводами ГА за период 1989-1990 годов и разработать дополнение и изменения к нормативно-технической документации по капитальному ремонту самолетов и вертолетов.
    
    
    
    
    

3аместитель Министра

В. В.Горлов


    
    
    

УТВЕРЖДАЮ
Начальник ГУРАТ МГА

УТВЕРЖДАЮ
Начальник ГосНИИ ГА
В.А. Горячев
18.11.1988 г.



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
ОТ КОРРОЗИИ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ ГА


СОГЛАСОВАНО
Начальник ВИАМ
Р.Е. Шалин
01.07.1988 г.

    1. ВВЕДЕНИЕ
    
    Расширение сферы применения авиации в народном хозяйстве, увеличение масштабов пассажирских перевозок, широкое использование авиации в сельском хозяйстве, в морской разведке, в освоении Арктики и др. наиболее остро выдвигает решение проблемы обеспечения надежной и длительной эксплуатации воздушных судов (ВС).
    Разработка эффективных мер борьбы с коррозией авиационных материалов и конструкций является одним из важнейших направлений обеспечения безопасности, высокой эксплуатационной надежности и экономичности современной авиационной техники (АТ).
    Для изготовления деталей и элементов конструкции современных ВС используется широкая номенклатура металлов и сплавов различного химического состава. Для обеспечения коррозионной стойкости этих материалов и конструкций применяются различного рода поверхностные обработки, электролитические, лакокрасочные и неорганические неметаллические покрытия. Однако практика показывает, что устранить явление коррозии использованием только стандартных средств защиты - лакокрасочных материалов и металлических или неметаллических неорганических покрытий не удается вследствие значительной конструктивной сложности авиационных конструкций и малой приспособленности к защите ряда элементов и узлов, неизбежности контакта разнородных конструкционных материалов, структурной нестабильности и неоднородности материалов и заготовок, специфичности воздействия внешней среды в условиях механического нагружения. Несмотря на применение комплекса методов и средств противокоррозионной защиты, коррозия ВС развивается довольно интенсивно, особенно в экстремальных климатических условиях их эксплуатации.
    Коррозионные поражения ВС не только увеличивают объем работ при ремонте и ТО, наносят огромный материальный ущерб, являются причиной списания дорогостоящих изделий АТ, но и создают при их возникновении на силовых элементах конструкции непосредственную угрозу безопасности полетов.
    Ряд авиакомпаний, входящих в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IАТА), провели предварительные расчеты своих годовых потерь от коррозии, расходуемых на замену, модернизацию и техническое обслуживание гражданской АТ в 1976 г. Результаты этих расчетов показали, что производственные эксплуатационные расходы на 1 час полета составили от 5 до 12 дол.; доля расходов, приходящаяся на ТО и ремонт планера достигла 6-8%; суммарные производственные эксплуатационные расходы (учитывались только затраты на контроль и меры предотвращения коррозии) ряда авиакомпаний приблизились к 100 млн. дол.
    Проблема повышения экономичности, обеспечения эксплуатационной прочности и ресурса ВС по условиям коррозионной стойкости становится все более острой вследствие увеличения металлоемкости и габаритных размеров ВС, роста силовой нагруженности конструкций и увеличения срока службы.
    Все это вызывает необходимость разработки и применения принципиально новых средств защиты от коррозии.
    В последние годы за рубежом для повышения коррозионной стойкости авиационной техники стали широко применять способы ее дополнительной защиты с помощью специальных пленкообразующих ингибированных нефтяных составов. Эти материалы являются средствами профилактики коррозии и используются в процессе производства, ремонта и технического обслуживания ВС для дополнительной защиты внутренних отсеков планера.
    В настоящее время промышленностью разработан целый ряд профилактических составов, которые широко используются для защиты от коррозии автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники.
    В период 1983-87гг. ГосНИИ ГА совместно с ВИАМ МАП, КИИ ГА, ВНИИНП, КФ ГосНИИ ГА проводились работы по исследованию составов отечествнного и зарубежного производства с целью определения возможности их использования для дополнительной защиты от коррозии самолетов и вертолетов ГА.
    Проведенный комплекс лабораторных исследований и эксплуатационных испытаний показал, что из числа отечественных составов наиболее эффективными являются НГ-222А, НГ-216, ЗВВД-13, Оремин, из зарубежных продуктов - состав Динитрол марок АВ-5, АВ-25, АВ-100.
    Внедрение новых средств противокоррозионной защиты ВС производилось поэтапно на отдельных видах ВС - самолетах Ту-154, Ту-134, Ил-62, Ан-24 (указание МГА № 630/у от 10.09.85г.); самолетах Ан-2 (указание МГА № 494/у от 18.07.85г.); вертолетах Ка-26 (решение МАП-МГА от 26.08.86г. № 6Н/86); вертолетах Ми-2 (утв. МАП-МГА 01.12.85г.).
    Настоящие рекомендации являются руководством по применению дополнительных средств защиты от коррозии, дополняют и уточняют ранее выпущенную технологическую документацию и распространяются на все виды ВС.
    "Рекомендации" направить на предприятия промышленности для выпуска бюллетеня шифра "Р", в котором предусмотреть также методы дефектации конструкции планера с нанесенными профилактическими составами и технологию повторного их нанесения.
    
    

    2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    
    2.1. Настоящие рекомендации являются руководством по применению дополнительных средств противокоррозионной защиты ВС ГА и предназначены для инженерно-технического персонала, связанного с выполнением работ по защите АТ от коррозии при её ремонте.
    2.2. Для дополнительной защиты от коррозии ВС ГА настоящими рекомендациями предусматривается применение специальных противокоррозионных составов, являющихся средствами профилактики коррозии.
    Эти средства изготавливаются на основе высокомолекулярных пленкообразующих нефтепродуктов с добавлением ингибиторов коррозии и растворителей.
    2.3. Механизм защитного действия профилактических составов заключается в следующем:
    вытеснение воды с поверхности металла (покрытия);
    образование защитного адсорбционно-хемосорбционного слоя под воздействием сил адгезии и когезии;
    механической изоляции защищаемой поверхности от влаги и кислорода воздуха;
    формирование адсорбционно-хемосорбционных слоев масло-растворимых ингибиторов коррозии на металле.
    Большинство профилактических составов обладают и солевытесняющей способностью.
    2.4. В качестве дополнительных средств защиты от коррозии следует использовать профилактические составы, оговоренные в разделе 3 настоящих рекомендаций.
    2.5. Обработке профилактическими составами подвергаются только внутренние отсеки ВС в тех зонах конструкции планера, в которых наиболее часто возникают коррозионные поражения. Перечень таких зон приводится в разделе 4 настоящих рекомендаций.
    2.6. Профилактические составы наносятся на окрашенные по серийной или ремонтной технологии поверхности ВС.
    2.7. При выполнении работ, связанных с применением профилактических составов, необходимо соблюдать "Правила и нормы техники безопасности, пожарной опасности и производственной санитарии для окрасочных цехов", утв. Постановлением ЦК Профсоюзов рабочих машиностроения 12.08.74, "Требования безопасности и производственной санитарии при техническом обслуживании АТ в эксплуатационных предприятиях, ремонтных заводах, учебно-летных организациях и летно-испытательных подразделениях ГА СССР" 1975г., а также специальные правила техники безопасности при применении составов Динитрол АВ. (см. раздел 6).
    2.8. Профилактические составы не оказывают вредного воздействия на резинотехнические, пластмассовые детали, герметики и лакокрасочные покрытия, не вызывают их разрушения.
    
    

    3. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ВС, ИХ СВОЙСТВА И НАЗНАЧЕНИЕ
    
    3.1. Материалы для пассажирских и транспортных ВС
    3.1.1. Противокоррозионные профилактические составы Динитрол АВ-5, АВ-25, АВ-100. (Изготовит. - Шведская ф. «Динол интернейшнл».
    Предназначены для противокоррозионной обработки самолетов, эксплуатирующихся в экстремальных климатических условиях (АзУГА, ЦУМВС, Р. Куба, Ливия и т.п.).
    Применение: В случае отсутствия указанных материалов можно использовать составы отечественного производства, которые приведены ниже и рекомендуются для всего остального парка ВС.
    АВ-5 - противокоррозионный состав, способный вытеснять воду с открытых поверхностей и из щелей. Обладает хорошей проникающей способностью. Образует тонкую прозрачную жировую пленку.
    АВ-25 - тиксотропный противокоррозионный состав, образующий хорошую прозрачную пленку воскообразного покрытия. Покрытие эластичное и не подвергается трещинообразованию. Обладает проникающей способностью. Применяется как самостоятельное покрытие или в сочетании с составом АВ-5.
    АВ-100 - тиксотропный противокоррозионный состав, образующий прозрачную плевку, стойкую к механическим повреждениям. Применяется в сочетании с составами АВ-5 или АВ-25. Предназначается в основном для противокоррозионной защиты элементов конструкции, расположенных в зонах попадания агрессивных жидкостей (аккумуляторные отсеки, районы расположения туалетов, буфетов-кухни).
    3.1.2. Противокоррозионный состав Оремин (ТУ 38 401582-86. Завод изготовитель - Оренбургский опытно-промышленный нефтемаслозавод, г. Оренбург).
    Предназначается для противокоррозионной обработки ВС, эксплуатирующихся в различных районах Советского Союза.
    Состав обладает способностью вытеснять воду с поверхности металла и из щелей. Обладает хорошей проникающей способностью.
    3.1.3. Основные характеристики противокоррозионных составов Динитрол и Оремин, рекомендуемых для защиты от коррозии пассажирских и транспортных ВС, приведены в таблице 3.1.



Таблица 3.1

Основные характеристики противокоррозионных
составов для пассажирских и транспортных ВС

Основные харак-

Марка профилактического состава

теристики

АВ-5

АВ-25

АВ-100

Оремин

Внешний вид состава

Бесцветная жидкость
Готовая к употребл.

Бесцветн. жидкость
Готовая к употр.

Слабо окрашен. жидкость
Готовая к употребл.

Св.коричн. жидкость
Готовая к употребл.

Внешний вид защитной пленки

Тонкая прозрачн. маслянистая

Тонкая проз. воскообразн. с отлипом

Полупрозр. воскообразн. постепенно подсыхающая

Полутверд. полупрозр. воскообр. пленка

Токсичность

Относятся к классу токсичных веществ

Мало токсичн. вещество

Пожароопасность

Пожароопасные  вещества

Условия хранения

В закрытой емкости в отапливаемых складах при температуре не выше 25 град. Срок хранения 1-2 года.

В неотаплив. складах.

Ориентировочный расход, г/м

50-70

100-200

250-300

300


    3.2. Материалы для ВС сельскохозяйственного использования
    
    3.2.1. Пленкообразующий ингибированный профилактический состав НГ-222А (ТУ 38 401518-82. Завод - изготовитель - Рязанский нефтеперерабатывающий завод г. Рязань).
    Предназначается для дополнительной защиты от коррозии стальных деталей, узлов, агрегатов вертолетов, посадочных поверхностей в сочленениях агрегатов  ВНВ, ВРП, лопастей, поверхностей болтов, устанавливаемых в детали из магниевых сплавов; деталей шасси: подкосов, барабанов, вилок колес, амортстоек и т.п.
    3.2.2. Пленкообразующий ингибированный профилактический состав НГ-216 (ТУ 38401427-76. Завод-изготовитель - Оренбургский опытно-промышленный нефте-маслозавод г. Оренбург).
    Предназначается для защиты от коррозии тех же деталей, что и состав НГ-222А.
    3.2.3. Защитная водно-восковая дисперсия ЗВВД-13 (ТУ 38 101716-78. Завод-изготовитель - Оренбургский опытно-промышленный нефте-маслозавод, г. Оренбург).
    Состав предназначен для дополнительной защиты от коррозии внутренних и наружных поверхностей планера.
    3.2.4. Основные характеристики профилактических составов для защиты от коррозии ВС сельскохозяйственного использования приведены в таблице 3.2.


Таблица 3.2.

Основные характеристики профилактических составов
для ВС сельскохозяйственного использования


Основные харак-

Марка профилактического состава

теристики

НГ-222А

НГ-216

ЗВВД-13

Внешний вид состава

Маслообразная жидкость
темнокоричн.

Маслообразная жидкость
темнокоричн.

Однородная суспензия светло-желтого цвета

Внешний вид защитной пленки

Темнокоричн.
не высыхающая

Темнокоричн.
не высыхающая

Бесцветная прозрачная, высыхающая

Токсичность

Относятся к классу малотоксичных веществ

Не токсичное вещество

Степень пожароопасности

пожароопасные продукты

Не пожароопасный продукт

Условия хранения

В неотапливаемых складах
Срок хранения - 1-2 года

В отапливаемых складах.
Срок хранения - 12 месяцев

Стойкость к действию ядохимикатов

Хорошая

Высокая

Ориентировочный расход, г/м

200-300

200-300

70-80


    4. ЗОНЫ КОНСТРУКЦИИ ПЛАНЕРА, ТРЕБУЮЩИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ
    
    4.1. Пассажирские и транспортные ВС
    4.1.1. Типовые зоны конструкции планера ВС, в которых обычно имеет место наибольшее сосредоточение коррозии и которые требуют усиления противокоррозионной защиты, приведены в таблице 4.1.
    На рис. 4.1 - 4.9 схематически показаны зоны конструкции планера различных типов ВС, подлежащие противокоррозионной обработке профилактическими составами.
    Примечание: Зоны и элементы конструкции, подлежащие дополнительной защите от коррозии, могут уточняться и дополняться по мере необходимости в зависимости от коррозионного состояния ВС и появления новых типов АТ.


Таблица 4.1

Перечень зон и элементов конструкции ВС,
требующих дополнительной защиты от коррозии


№ п.п.

Наименование зоны и элемента конструкции

Марка профилактического состава



экстремальн. услов. эксплуат.

основной
парк ВС

1.

Внутренняя поверхность обшивки фюзеляжа и элементы конструкции под полом грузового отсека

АВ-25 - один слои

Оремин

2.

Внутренняя поверхность обшивки фюзеляжа и элементы конструкции под туалетами

АВ-5 - первый слой и АВ-100 - второй слой

Оремин

3.

Каркас пассажирского пола в местах установки санузлов

-//-

Оремин

4.

Отсек между зализами крыла и фюзеляжа

АВ-25 - один слой

Оремин

5.

Элементы конструкции пола кухни

АВ-5-первый слой и АВ-100-втор. слой

Оремин

6.

Задняя стенка лонжерона крыла и задняя кромка крыла (за кессоном)

АВ-5-первый слой и АВ-100-втор. слой

Оремин

7.

Задние стенки лонжеронов и внутр. часть задней кромки килы и стабилизатора (за кессоном)

-//-

Оремин

8.

Каркас входных дверей и аварийных люков (внутрен. поверхность)

АВ-25-один слой

Оремин

9.

Внутрен. часть ниши шасси (не обрабатывать узлы, подвергающиеся смазке).

АВ-25 - один слой

Оремин

10.

Рельсовые направляющие кресел.

АВ-5+АВ-100

Оремин

11.

Съемные лючки подхода к санузлам снаружи, внутри.

АВ-5+АВ-100

Оремин


СХЕМА ЗОН НАНЕСЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
СОСТАВОВ НА САМОЛЕТ ИЛ-86

         
    Перечень зон, подлежащих обработке:
    1. Зоны обшивки и профилей между стр.47-47 между шп.16-31, 33-37, 58-81.
    2. Рельсы, профили подпольной части фюзеляжа.

Рис. 4.1



СХЕМА ЗОН НАНЕСЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
СОСТАВОВ НА САМОЛЁТ ИЛ-86
(пилоны)


Рис. 4.2




Самолет ЯК-42


    

         
    Условные обозначения:
    А - подпольная зона переднего багажника шп.16-34, стр.32-32.
    Б - подпольная зона заднего багажника шп.50-58, стр.32-32.
    В - подпольная зона в районе заднего туалета шп.58-59, стр.31-39.
    Г - внутренняя поверхность шкворня основной стойки шасси.
    Д - подпольная зона пассажирского салона (центроплан).
    Е - подпольная зона в районе переднего туалета шп.13-16, стр.31-39.
    Ж - боковая стенка шп.59, стр.25-31.


Рис. 4.3


Самолет ЯК-40


    Условные обозначения:
    А - аккумуляторные отсеки.
    Б - Передние лонжероны крыльев. Верхняя и нижняя полки.
    В - зона стыковки крыльев.
    Г - подпольная зона фюзеляжа в районе туалета и буфета
    Д - ниша шасси от 4 нервюры до стыковой гребенки.
    Е - несъемная панель крыла.
    Ж - окантовка входной двери.
    

Рис. 4.4


Самолет Ту-154
    

    
    Условные обозначения:
    А - Внутренняя поверхность обшивки фюзеляжа и элементы конструкции под полом 1-го багажника
    Б - Внутренняя поверхность обшивки фюзеляжа и элементы конструкции под полом 2-го багажника
    В - Внутренняя поверхность обшивки фюзеляжа и элементы конструкции в зоне заднего туалета и 67 шп.
    Г - Элементы конструкции пола кухни
    Д - Внутренняя поверхность обшивки фюзеляжа и элементы конструкции в зоне переднего туалета
    Е - Ниша передней опоры шасси
    Ж - внутренняя поверхность гондолы шасси
    З - Задний лонжерон ЦЧК, ОЧК и залонжеронные части ЦЧК и ОЧК и зоны между фюзеляжем и зализом крыла


Рис. 4.5


Самолет Ил-62М


    Условные обозначения:
    А - Внутренняя поверхность обшивки фюзеляжа и элементы конструкции
    под полом грузового отсека
    Б - Внутренняя поверхность обшивки и элементы конструкции фюзеляжа под туалетом
    В - Отсек между зализами крыла и фюзеляжа
    Г - Элементы конструкция пола кухни
    Д - Задняя стенка лонжерона крыла и фюзеляжа
    Е - Задние стенки лонжеронов и внутренняя часть задней кромки киля и стабилизатора
    Ж - Каркас входных дверей и аварийных люков


Рис. 4.6


Самолет Ан-24


    


    Условные обозначения:
    А - Внутренняя часть кессона центроплана
    Б - Задняя стенка лонжерона крыла, внутренняя часть задней кромки
    В - Внутренняя поверхность обшивки фюзеляжа и элементы конструкции под полом кабины и салона
    Г - Внутренняя поверхность обшивки и элементы конструкции под полом туалета
    Д - Внутренняя поверхность обшивки фюзеляжа в заднем негерметичном отсеке
    Е - Задние стенки лонжерона и внутренняя часть задней кромки киля и стабилизатора
    Ж - Каркасы передних и задних дверей


Рис. 4.7



    
    4.2. Самолеты и вертолеты сельскохозяйственного использования
    
    4.2.1. Самолет Ан-2
    
    В таблице 4.1 приведены элементы конструкции, на которые необходимо наносить профилактические составы.
    На рис. 4.1 схематически показаны зоны планера самолета, подлежащие дополнительной противокоррозионной обработке.


Таблица 4.1

Элементы конструкции планера самолета Ан-2,
подлежащие дополнительной защите от коррозии



зоны

Наименование зоны и
элементов конструкции

Профилак-
тический
состав

1

Задний лонжерон верхних и нижних крыльев между нервюрами 1 и 8.

ЗВВД-13

2

Узлы крепления рулей

ЗВВД-13

3

Задняя кромка нижних корневых закрылков

ЗВВД-13


Места соединения основных распорок плоскостей и фюзеляжа

ЗВВД-13

5

Вырез в фюзеляже в зоне загрузочного люка и контуры загрузочного люка

ЗВВД-13

6

Днище, уголки и обшивка в зоне аккумуляторного отсека

ЗВВД-13

7

Наружная обшивка верхней части фюзеляжа в районе 5-8 шпангоутов и стрингеров 20-25-20

ЗВВД-13

8

Наружная обшивка фюзеляжа в районе шпангоутов 5-26 и стрингеров 5-0-5

ЗВВД-13

9

Наружная обшивка фюзеляжа под зализами верхнего крыла

ЗВВД-13

10

Обшивка и силовой набор внутренней поверхности фюзеляжа в районе 5-26 шпангоутов и стрингров 25-0-25.

ЗВВД-13

11

Шпангоут 15 в районе 5-0-5 стрингеров.

ЗВВД-13

12

Контуры входной и грузовой дверей

ЗВВД-13

13

Задний лонжерон центроплана

ЗВВД-13

14

Задний лонжерон стабилизатора

ЗВВД-13

15

Задний лонжерон киля

ЗВВД-13

16

Силовой набор рулей поворота в нижней части от 8 до 12 нервюры

ЗВВД-13

17

Силовой набор киля

ЗВВД-13

18

Силовой набор руля высоты

ЗВВД-13


САМОЛЕТ АН-2


Обозначение зон указано в таблице 4.1.

Рис. 4.10




    4.2.2. Вертолет Ми-2
    В таблице 4.2 приведены элементы конструкции вертолета, на которые должны наноситься профилактические составы, а на рис. 4.11 схематически показаны эти зоны.


Таблица 4.2

Перечень элементов конструкции вертолета Ми-2,
подлежащие дополнительной защите от коррозии



п.п.

Наименование зоны и элементов конструкции

Профилактич.
составы

1.

Внутренние поверхности планера

ЗВВД-13

1.1.

Подпольная зона между шпангоутами 1ф-12ф

ЗВВД-13

1.2.

Отсеки -



топливного бака

ЗВВД-13


радиооборудования

ЗВВД-13


аккумуляторный

ЗВВД-13

1.3.

Петли навески пассажирских дверей

НГ-222А
или НГ-216

1.4.

Кронштейны -



крепления механизма загрузки

ЗВВД-13


крепления кресел пилота

ЗВВД-13


крепления пассажирского кресла

ЗВВД-13


системы управления

ЗВВД-13


крепления маслобака

ЗВВД-13


качалок забустерной части управления

ЗВВД-13

1.5.

Хвостовая балка 1ф-2ф, 15ф-16ф

ЗВВД-13

1.6.

Крышка с маслосгоном хвостового редуктора

НГ-222А
(НГ-216)

2.

Внешние поверхности планера


2.1.

Панели фюзеляжа (передняя часть, левая, правая, центральные, задняя правая)

ЗВВД-13

2.2.

Обшивка обтекателя (Левая, правая)

ЗВВД-13

2.3.

Хвостовая балка

ЗВВД-13

2.4.

Панель верхняя (левая, правая)

ЗВВД-13

2.5.

Втулка несущего винта в сборе

НГ-222А
(НГ-216)

2.6.

Картер хвостового редуктора

-//-

3.

Детали шасси:



подкоас, барабаны, вилки колес переднего и заднего основного шасси; узлы крепления амортстойки переднего и основного шасси.

НГ-222А
(НГ-216)


ВЕРТОЛЕТ МИ-2



Рис. 4.11


    4.2.3. Вертолет Ка-26
    В таблице 4.3. и на рис. 4.12-4.13 приведены зоны и элементы конструкции вертолета, на которые следует наносить профилактические составы.


Таблица 4.3

Перечень зон и элементов конструкции вертолета Ка-26,
подлежащие дополнительной защите от коррозии



п.п.

Наименование зон и элементов конструкции

Профилак-
тический
состав

1

Внутренние поверхности планера


1.1

Подпольная зона пилотской кабины между шпангоутами 1-5 (между  нижним стеклом фонаря)

ЗВВД-13

1.2

Отсеки:

ЗВВД-13


бензообогревателя



радиооборудования



электрооборудования



подредукторный



багажный



наружная поверхность центрального отсека


1.3

Полости хвостовой балки, стабилизатора, рулей, центрального отсека

ЗВВД-13

2.

Внешние поверхности планера


2.1

Обшивка:

ЗВВД-13


нижней части пилотской кабины
нижней части центрального отсека, по шп. № 5,
хвостовой балки, хвостового оперения, крышек отсеков.


2.2

Спрямляющий аппарат.

ЗВВД-13

2.3

Узлы крепления:

ЗВВД-13


моторамы и шасси,
хвостовых балок к стабилизатору,
рулей направления,
бункера с/х аппаратуры


3.

Шасси:
подкосы, барабаны, вилки колес переднего и основного шасси, амортстойки переднего и основного шасси.

НГ-222А
(НГ-216)

4.

Детали системы управления:
пульты, кронштейны, тяги.

НГ-222А
(НГ-216)



Зоны нанесения профилактических составов на внутренние
поверхности вертолета Ка-26


    1 - отсек между шп. № 1 и нижним стеклом фонаря кабины пилота
    2 - отсеки подпольной зоны между шп. 1, 2, 3, 4 и 5
    3 - отсек заправки гидросистемы и фильтра-отстойника топливной системы
    4 - отсек бензообогревателя
    5 - отсеки радиооборудования и электрооборудования
    6 - подредукторный отсек
    7 - отсек радиоаппаратуры
    8 - отсек багажника
    9 - отсек центрального топливного бака


Рис. 4.12




Зоны нанесения профилактических составов на внешние
поверхности вертолета Ка-26
    

         
    1 - крышка отсека заправки гидросистемы;
    2 - амортстойки передней опоры;
    3 - подкосы передней опоры;
    4 - диски колеса передней опоры;
    5 - обшивка нижней части кабины пилота;
    6 - обшивка по шп. № 5;
    7 - крышка отсека радиоаппаратуры;
    8 - подкосы основной опоры;
    9 - амортстойки основной опоры;
    10 - диски колеса основной опоры;
    11 - хвостовые балки;
    12 - кили и рули поворота;
    13 - стабилизатор;
    14 - крышки отсеков электрооборудования;
    15 - крышка люка шпангоута № 5;
    16 - нижняя часть центрального отсека.

Рис. 4.13


    5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО НАНЕСЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ СОСТАВОВ
    
    5.1. Подготовка поверхности
    5.1.1. Перед нанесением профилактических составов защищаемая ими поверхность должна быть очищена от грязи, жировых и других загрязнений, а также от продуктов коррозии.
    5.1.2. Очистку поверхностей от загрязнений производят с помощью х/б салфетки теплым 3%-ным раствором мыла технического калийного (РСТ РСФСР 390-78), затем чистой теплой водой, а затем поверхность протирают насухо чистыми салфетками и просушивают в течение 1-2 часов.
    5.1.3. Очистку самолетов и вертолетов, используемых на авиахимработах, от загрязнений производят с помощью моющих жидкостей ДИАС или ДЕГМОС (ТУ 38 1072-76 - ДИАС и ТУ 38 40649-80 - ДЕГМОС). Очистку производят в соответствии с «Временной инструкцией по технологии очистки, мойки и дегазации воздушных судов и их сельхозаппаратуры от пестицидов», утв. зам. Министра ГА 25.12.80г.
    5.1.4. Удаление продуктов коррозии с обшивки самолетов и вертолетов производят с помощью стеклянной шкурки № 6 или 8 до полного выведения очагов коррозии. При этом следует, чтобы места зачистки имели плавные переходы на соседние поверхности обшивки без острых краев и заусенцев.
    Для удаления коррозии с профилированных деталей (стрингеров, шпангоутов и т.п.) применяют также зачистку с помощью шабера.
    С остальных деталей удаление коррозии производят с помощью жестких волосяных или щетинных щеток с последующей зачисткой поверхности до металлического блеска шкуркой № 6-8. Между зачищенной поверхностью и поверхностью непораженной коррозией должны быть плавные переходы.
    5.1.5. На участках поверхности, с которых удалялись продукты коррозии, должно быть восстановлено лакокрасочное покрытие в соответствии с действующей технологией.
    5.1.6. Нанесение профилактических составов на свежеокрашенные поверхности производят не ранее, чем через 36 часов после высыхания лакокрасочного покрытия.
    5.1.7. Для удаления профилактических составов в случае такой необходимости или при поступления ВС во второй ремонт используют:
    для составов Динитрол АВ-5, АВ-25, АВ-100, а также составов НГ-222А, НГ-216, Оремин органические растворители - уайтспирит, бензин или керосин;
    состав ЗВВД-13 удаляют горячей водой с добавлением моющих средств или органическими растворителями.
    
    5.2. Подготовка материалов перед их применением
    5.2.1. Противокоррозионные профилактические составы Динитрол АВ-5, АВ-25, АВ-100 готовы к употреблению уже в состоянии поставки и не требуют разбавления.
    5.2.2. Составы НГ-222А, НГ-216, Оремин в случае их загустевания могут быть разбавлены до удобной для работы вязкости уайт-спиритом: 25-30 сек. по ВЗ-4.
    5.2.3. Состав ЗВВД-13 не требует разбавления.
    

    6. ТЕХНОЛОГИЯ НАНЕСЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ СОСТАВОВ
    
    6.1. Общие указания
    6.1.1. Для обеспечения применения профилактических составов, избежания повреждений систем ВС и загрязнений составами, необходимо строго соблюдать следующие правила:
    - предохранять места разделения и соединения стационарного кислородного оборудования, кислородные установки (трубопроводы, баки, приборы), закрыв их плотной бумагой. На них не должны попадать составы, так как при соединении с кислородом они могут вызвать пожар или взрыв;
    - кабельные соединения, приборы, радиоаппаратуру, индикаторные лампы также следует защищать от попадания профилактических составов;
    - провода-соединители, рычаги органов управления и другие подвижные соединения обычно смазаны специальными смазками (маслами), как правило, чувствительными в растворителям. Поэтому их надо закрывать перед нанесением профилактических составов.
    6.1.2. При наличии теплозвукоизоляции в зонах конструкции, подлежащих обработке составами (подпольная зона фюзеляжа), её следует перед нанесением профилактических составов отогнуть. По окончании работ она должна быть установлена на место. При этом следует знать, что теплозвукоизоляция на составы Динитрол АВ, НГ-222А, ЕГ-216 не приклеивается, она может быть лишь закреплена.
    
    6.2. Технология нанесения
    6.2.1. Профилактические составы Динитрол АВ-5, АВ-25 и АВ-100
    6.2.1.1. Составы Динитрол АВ наносятся методом безвоздушного распыления на участки конструкции, приведенные в п. 4.1.1. настоящих рекомендаций, а также на рис. 4.1-4.9.
    Давление воздуха при распылении должно быть в пределах 40-50кг/см - при распылении составов АВ-5 и АВ-25 и 60-80 кг/см - при распылении состава АВ-100.
    6.2.1.2. Нанесение составов Динитрол АВ производится при температуре не ниже +15°С.
    Продолжительность выдержки (сушки) после нанесения состава АВ-5 (перед нанесением последующего слоя АВ-25 или АВ-100) должна быть не менее 4 часов.
    Излишки состава АВ-5 удаляются мягкими салфетками.
    6.2.1.3. Закрытие обработанных участков поверхности (укладка панелей пола, теплозвукоизоляции и т.п.) может производиться не ранее, чем через 8 часов после нанесения последнего слоя состава АВ-25 или АВ-100.
    6.2.1.4. Нанесение противокоррозионных профилактических составов Динитрол производится с помощью оборудования шведской фирмы "Динол интернешнл".
    Ниже приводится описание этого оборудования.
    6.2.1.5.  Устройство безвоздушного распыления.
    Это оборудование включает:
    безвоздушный насос типа Вагнер 28-14;
    10-ти метровый шланг высокого давления;
    пистолет-распылитель;
    соединитель Динол;
    тележку;
    набор насадок для распыления (нанесения) составов.
    На рис. 6.1 показан общий вид устройства безвоздушного распыления в рабочем состоянии.
    На рис. 6.2-6.14 приводятся общий вид насадок для распыления составов, а также дается их краткая характеристика.
    6.2.1.6. При применении оборудования шведской фирмы "Динол интернешнл" следует иметь в виду, что при неправильном обращении с ним оно может привести к травме.
    Не только пистолетом, но даже шлангами и соединителями следует пользоваться осторожно, учитывая высокое давление в пистолете.
    Опасно попадание струи, выходящей с большой скоростью из насадки, на человека. Жидкость может не только повредить кожу, но и подкожную ткань. В связи с этим необходимо соблюдать следующие правила:
    никогда не направлять пистолет на себя или на рядом стоящего человека;
    не подставлять руку или пальцы рук под струю;
    не бросать пистолет на пол;
    не прочищать насадки, не сняв их предварительно с пистолета;
    перед разборкой или ремонтом шлангов, фильтра высокого давления, пистолета или насадки сбросить давление со шлангов (открыв пистолет или циркуляционный клапан);
    - при засорении насадки может оказаться затруднительным открыть пистолет. В этом случае нужно открыть циркуляционный клапан;
    - не пользуясь пистолетом, следует держать его на предохранителе.
    6.2.2. Пленкообразующий ингибированный нефтяной состав НГ-222А
    6.2.2.1. Состав НГ-222А наносят в один слой методом пневмораспыления с помощью краскораспылителя типа КР-10. на элементы конструкции, приведенные в таблицах 4.2-4.3.
    Давление воздуха при распылении 3-4 кг/см. При загустивании состав можно разбавить ксилолом или уайт-спиритом до рабочей вязкости 25-30 сек. по ВЗ-4.
    6.2.2.2. Нанесение состава производят при температуре не ниже +10-15°С. Время полного пленкообразования состава - 24 часа.
    Примечание: В случае отсутствия состава НГ-222А можно примен. состав НГ-216.
    

Общий вид устройства
безвоздушного распыления



Рис. 6.1


   Для распыления профилактических составов АВ-5 и АВ-25 используют специальные насадки, внешний вид которых приведен на рис. 6.2 - 6.13.



Насадка WA-1



Рис.6.2

    Схема распыления струи - 90°, полный конус.
    Длина 100 мм.
    


Насадка WA-2



Рис.6.3


    Схема распыления струи - 90°, полный конус, длина 300 мм.
    
    Насадки WA-1 и WA-2 можно также использовать для распыления Динитрол АВ-100. Обращение с насадками показано на приведенном ниже рис. 6.4.



Пример применения насадок



Рис. 6.4

    1 - панель обшивки, 2 - стрингер,3 - насадка, 4 - направление движения



Насадка WA-3


    

    
    Схема распыления струи 15°, заостренный конус, длина 100мм


Рис. 6.5



Насадка WА-4


    

         
    Схема распыления струи 15°, заостренный конус, длина 300 мм


Рис. 6.6


    Насадки WА-3 и WА-4 обеспечивают сконцентрированную, заостренную струю, которая направляется на поверхность с узким пространством. Они используются для обработки различных щелей, ребер. Протяженность струи достигает 3-х метров и зависит от используемого состава.


Насадка WА-5

    

    
    Схема распыления струи 180°, радиальная. Длина 1300 мм.


Рис. 6.7


    Насадка WA-5 предназначена для обработки длинных коробчатых сечений и трубчатых деталей диаметром более 20 см.


Насадка WА-6

    Схема распыления струи 360°, радиальная и в направлении по прямой вперед, длина 1500 мм.
    
    

    

Рис. 6.8


    Эта насадка предназначена для обработки протяженных прямых полостей конструкции. Ниже на рис. 6.9 приводится пример обработки полостей стабилизатора.


Пример обработки стабилизатора




Рис. 6.9

    1 - задний лонжерон
    2 - передний лонжерон
    3 - насадка
    4 - пистолет-распылитель
    5 - направление движения

Насадка WА-7

    Схема распыления струи 360°, радиальная по прямой вперед, гибкий шланг. Длина 1500 мм.
    




Рис. 6.10



    Эта насадка предназначена для обработки труднодоступных мест конструкции.


Насадка WА-8

   

    
     Схема распыления струи 40°, длина 170 мм.

Рис. 6.11


    Для распыления состава АВ-100 используют насадки WA-11 и WA-12.



Насадка WА-11

    Схема распыления струи 110°, осевое. Длина 300 мм.      
    


Рис. 6.12


    Эта насадка предназначена для обработки, нижних сторон стрингеров, панелей, крышек, кожухов.



Насадка WА-12

    Схема распыления струи 15°. Длина 170 мм.
    
    


Рис. 6.13


    Эту насадку следует использовать для обработки небольших участков поверхности конструкции.



Шланг удлиненный белый или черный.
Длина шланга 1000 мм




Рис. 6.14


    С каждого конца шланга имеются элементы для быстрого соединения. Его  используют в качестве удлинителя между пистолетом распылителем и насадкой, чтобы обеспечить гибкость в процессе обработки.


Устройство воздушного распыления АСS

    Это оборудование для воздушного распыления включает в себе:
    пистолет-распылитель;
    стержневую насадку;
    насадку крюк;
    гибкую насадку.
    Это устройство поставляется в укомплектованном и готовом к работе виде.
    
    
    6.2.3. Пленкообразующий ингибированный профилактический состав НГ-216
    
    6.2.3.1. Состав НГ-216 наносят в один слой методом пневмораспыления с помощью краскораспылителя типа КР-10.
    Давление воздуха при распылении 3-4 кг/см. При загустевании состав можно разбавить ксилолом или уайт-спиритом до рабочей вязкости 25-30 сек. по ВЗ-4.
    6.2.3.2. Нанесение состава НГ-216 производят при температуре не ниже +10-15°С.
    6.2.3.3. Состав НГ-216 является заменителем состава НГ-222А и наносится на те же элементы конструкции, что и состав НГ-222А.
    
    6.2.4. Противокоррозионный состав Оремин
    6.2.4.1. Состав Оремин наносят в один слой методом пневмораспыления с помощью краскораспылителя типа КР-10. Состав наносится на элементы конструкции планера ВС, приведенные в п. 4.1.1 настоящих рекомендаций.
    6.2.4.2. Нанесение состава производят при температуре не ниже +10-15°С. Время полного высыхания - 24 часа.
    6.2.4.3. При загустевании состав Оремин можно разбавить ксилолом или уайт-спиритом до рабочей вязкости 25-30 сек. по ВЗ-4.
    
    6.2.5. Защитная водно-восковая дисперсия ЗВВД-13
    6.2.5.1. Состав ЗВВД-13 наносят в два слоя методом пневмораспыления с помощью краскораспылителя типа КР-10. Давление воздуха при распылении 2-3 кг/см.
    6.2.5.2. Состав ЗВВД-13 наносится в зоны и на элементы конструкции, приведенные в таблицах 4.1 -4.3 и на рис. 4.10-4.13.
    6.2.5.3. Нанесение состава производят при температуре не ниже +10-15°С. Продолжительность сушки - 3-4 часа.
    Примечание: Если состав ЗВВД-13 в процессе хранения или при транспортировке замерз, то он не пригоден для употребления, т.к. он не восстанавливает своих свойств даже при оттаивании.
    

    7. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
    
    7.1. При выполнении работ, связанных с применением профилактических составов, необходимо соблюдать "Правила техники безопасности и производственной санитарии при окраске изделий в машиностроении", утв. Постановлением ЦК Профсоюза рабочих машиностроения 12.08.74 г., Требования ГОСТ 12 3 005-75 "Работы окрасочные. Общие требования безопасности, а также "Требования безопасности и производственной санитарии при техническом обслуживании АТ в эксплуатационных предприятиях, ремонтных заводах, учебно-летных организациях и летно-испытательных подразделениях ГА СССР" 1975 г.
    7.2. Работающие с составами должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты: перчатками, респираторами.
    7.3. Для защиты кожи рук следует применять специальные пасты (ПР-1, ХИОТ-46,"биоперчатки"). В случае попадания составов на кожные покровы их необходимо смыть водой с мылом.
    7.4. Все работы с профилактическими составами должны производиться в помещениях, оборудованных принудительной вентиляцией (местной или общей приточно-вытяжной) или на открытых площадках.
    7.5. Рабочие участки должны быть оснащены средствами тушения пожара: песком, кошмой, огнетушителями.




Начальник НИО-10

В.К. Калиновский

Начальник 104 отдела

В,Г. Панкратов

Начальник сектора

Л.А. Яковлева

Ответ.исполнители:


Старший научный сотрудник

Л.С. Карманова

Младший научный сотрудник

Н.А. Котелевец

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование