почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
27
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


УТВЕРЖДАЮ:
Первый заместитель Начальника
Госгортехнадзора России
Е.А.Малов
16 мая 1997 года

Первый заместитель Министра
природных ресурсов
Российской Федерации
Б.А.Яцкевич
16 мая 1997 года

Заместитель Председателя
Госкомэкологии России
А.А.Соловьев
16 мая 1997 года

    
    
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о горно-экологическом мониторинге

    
1. Общие положения

    
    1.1. Настоящее Временное положение разработано с учетом требований Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 N 2061-1, Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.97 N 588, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.97 N 643, и других законодательных актов.
    
    Временное положение определяет цели, задачи и функции горно-экологического мониторинга, а также устанавливает порядок его осуществления при пользовании недрами.
    
    1.2. Горно-экологический мониторинг включает наблюдения, оценку, прогноз вредного влияния горных работ на окружающую среду и подготовку рекомендаций по предотвращению этого влияния, учет запасов полезных ископаемых и их использования, а также оценку использования природных ресурсов и состояние промышленной безопасности при производстве горных работ.
    
    1.3. Временное положение является обязательным для всех министерств, ведомств, организаций, граждан-предпринимателей, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию предприятий, организаций по добыче и переработке минерального сырья, а также использующих недра в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и особой экономической зоны.
    
    1.4. Горно-экологический мониторинг осуществляется в пределах границ горного отвода, а также земельного участка, предоставленного для ведения горных работ (земельного отвода), а также за их пределами в зоне вредного влияния горных работ.
    
    1.5. Основой горно-экологического мониторинга являются выполняемые пользователями недр наблюдения за использованием запасов полезных ископаемых, состоянием геологической среды, горных выработок, земель, водных объектов.
    

    1.6. Система горно-экологического мониторинга является частью системы государственного мониторинга геологической среды, которая входит составной частью в Единую государственную систему экологического мониторинга. Система горно-экологического мониторинга взаимодействует с Российской системой по чрезвычайным ситуациям, системой мониторинга земель, Единой информационной системой недропользования в России и другими.
    
    1.7. Ведение горно-экологического мониторинга в разных отраслях промышленности осуществляется на единой информационной и методической основе, обеспечивающей сопоставимость результатов наблюдений и совместимость с иными системами мониторинга.
    
    1.8. Структура и содержание горно-экологического мониторинга в разных горнодобывающих отраслях регламентируется ведомственными нормативно-методическими документами, согласованными с Госгортехнадзором России, Министерством природных ресурсов Российской Федерации*, Госкомземом России и Госкомэкологии России.
________________
    * Далее по тексту - МПР России.
    
    

2. Цели, задачи и функции горно-экологического мониторинга

    
    2.1. Горно-экологический мониторинг осуществляется в целях снижения вредного влияния горных работ на окружающую среду, обеспечения их безопасного ведения и охраны недр, посредством информационного обеспечения управления в области рационального и комплексного использования минеральных ресурсов, охраны окружающей среды, безопасного ведения горных работ.
    
    2.2. Основными задачами горно-экологического мониторинга являются:
    
    оценка состояния окружающей среды и использования минеральных ресурсов при ведении горных работ;
    
    прогноз состояния окружающей среды, в т.ч. изменений, вызванных техногенными авариями и катастрофами;
    
    разработка рекомендаций по предупреждению техногенных аварий и катастроф, предотвращению или снижению вредного влияния горных работ на окружающую среду, рациональному использованию минеральных ресурсов и охране недр;
    
    обеспечение достоверности учета движения запасов полезных ископаемых и потерь при их добыче и первичной переработке.
    
    Задачи горно-экологического мониторинга достигаются посредством организации системы дистанционных и наземных наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации в необходимых объемах, анализа этой информации и принятия по результатам анализа соответствующих решений.
    
    2.3. Объектами горно-экологического мониторинга являются:
    
    техногенные объекты (горные выработки, отвалы вскрышных и вмещающих пород, хвостохранилища, отстойники и накопители дренажных и иных технических вод, транспортные коммуникации и др.), сформированные в процессе добычи, транспортировки, переработки полезных ископаемых, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых и рекультивации нарушенных земель;
    
    природные объекты (геологическая среда, гидросфера, атмосфера, биосфера) в зоне вредного влияния горных работ;
    
    месторождения подземных вод в зоне вредного влияния хозяйственной деятельности;
    
    источники загрязнения и нарушения окружающей среды при пользовании недрами;
    
    подрабатываемые объекты поверхности;
    
    земная поверхность над месторождениями полезных ископаемых, в части вопросов ее застройки;
    
    запасы полезных ископаемых, числящиеся на учете горнотехнологическое оборудование;
    
    природоохранные сооружения, предназначенные для предотвращения вредного влияния горных работ на окружающую среду.
    
    2.4. К основным технологическим процессам, на которые распространяется действие горно-экологического мониторинга относятся:
    
    вскрытие и подготовка месторождения полезного ископаемого;
    
    добычные (очистные) работы;
    
    первичная переработка минерального сырья;
    
    транспортировка и складирование полезных ископаемых в пределах горного отвода;
    
    размещение вскрышных (вмещающих) пород и отходов переработки минерального сырья;
    
    захоронение в недрах вредных веществ и отходов производства, сброс сточных вод;
    
    дегазация и осушение месторождений полезных ископаемых;
    
    геологоразведочные работы;
    
    осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости горных выработок, безопасности гидротехнических сооружений и охране подрабатываемых объектов поверхности;
    
    строительство и эксплуатация подземных объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    
    рекультивация нарушенных горными работами земель;
    
    ликвидация (консервация) горного предприятия;
    
    ведение хозяйственной деятельности в зонах и округах санитарной и горно-санитарной охраны месторождений подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.
    
    2.5. К основным функциям горно-экологического мониторинга относятся:
    
    наблюдения за устойчивостью уступов карьеров и откосов отвалов, ограждающих дамб накопителей промышленных отходов;
    
    наблюдения за состоянием подземных горных выработок, включая скважины, и ведение работ по закладке выработанного пространства;
    
    наблюдения за подрабатываемыми зданиями, сооружениями и природными объектами:
    
    наблюдения за состоянием массива горных пород в зоне влияния горных работ;
    
    наблюдения за состоянием гидротехнических сооружений в организациях, подконтрольных органам государственного горного и промышленного надзора;
    
    наблюдения за расходом, уровнем и составом подземных вод при ведении водопонизительных работ;
    
    наблюдения за загрязнением, в результате пользования недрами, атмосферы, поверхностных вод и геологической среды, включая подземные воды;
    
    наблюдения за соблюдением установленного режима в зонах и округах санитарной и горно-санитарной охраны месторождений подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных;
    
    наблюдения за застройкой площадей залегания полезных ископаемых;
    
    наблюдения за состоянием лесного фонда в зоне вредного влияния горных работ;
    
    наблюдения за лавино-, селе-, и оползнеопасными участками;
    
    учет движения запасов полезных ископаемых и потерь при их добыче и первичной переработке;
    
    учет образования, накопления и использования вскрышных и вмещающих пород, отходов переработки минерального сырья;
    
    учет сбросов дренажных вод и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
    
    учет нарушенных (деградированных, загрязненных) и рекультивированных (восстановленных) земель;
    
    экспертные оценки и прогнозирование вредного влияния горных работ на окружающую среду, уровня рационального и комплексного использования запасов полезных ископаемых и обеспечения охраны недр.
    
    

3. Взаимодействие горно-экологического мониторинга со смежными системами экологического мониторинга, потребителями экологической информации

    
    3.1. Система горно-экологического мониторинга на основании п.1.6 настоящего Временного положения обеспечивает возможность обмена информацией со смежными системами мониторинга в соответствии со специальными соглашениями между ведомствами, организациями, ответственными за их функционирование и развитие.
    
    3.2. В целях обеспечения единства информационных и методических подходов проекты организации горно-экологического мониторинга согласовываются с органами Госгортехнадзора России, МПР России, Госкомэкологии России, Госкомзема России.
    
    3.3. В целях достижения методического единства требований, ведомственные нормативные документы, регламентирующие наблюдения за вредным влиянием горных работ на окружающую среду, подлежат согласованию с Госгортехнадзором России, МПР России, Госкомэкологии России, Госкомземом России в части вопросов, отнесенных к их компетенции.
    
    3.4. Данные горно-экологического мониторинга, характеризующие соблюдение законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств, условий иных лицензий, технических проектов, ежегодных планов горных работ, государственным органам власти предоставляются бесплатно.
    
    

4. Порядок функционирования горно-экологического мониторинга

    
    4.1. Перечень контролируемых при ведении горно-экологического мониторинга параметров, объемы наблюдений определяются на основании действующих нормативных документов, а также данных проведенной в установленном порядке оценки воздействия на окружающую природную среду, с учетом общей экологической нагрузки территории.
    
    4.2. Основные требования к осуществлению горно-экологического мониторинга устанавливаются в лицензиях на пользование недрами, ежегодных планах горных работ.
    
    4.3. При согласовании проекта горно-экологического мониторинга (раздела технического проекта) органы Госгортехнадзора России и МПР России могут потребовать представления заключения независимой экспертизы материалов проекта в части соответствия предусмотренных проектом мер установленным нормативным требованиям, включая обеспечение информационной совместимости и методического единства.
    
    4.4. В случаях, когда пользование недрами связано с риском возникновения крупных аварий и техногенных катастроф, оказывает существенное вредное влияние на окружающую среду, система горно-экологического мониторинга предприятия, организации, может также включать контрольные пункты, размещаемые в региональных органах (округах) Госгортехнадзора России. Необходимость создания контрольных пунктов, их техническое оснащение определяются при проектировании горно-экологического мониторинга, составлении ежегодных планов горных работ.
    
    4.5. В число приоритетных мероприятий по развитию системы горно-экологического мониторинга, в проекты горно-экологического мониторинга (разделы технических проектов), ежегодные планы горных работ, программы геологического изучения недр должны включаться:
    
    техническое оснащение горно-экологического мониторинга;
    
    внедрение прогрессивных компьютерных технологий, включая их программное и техническое обеспечение;
    
    обучение и переподготовка работников служб горно-экологического мониторинга.
    
    4.6. Деятельность по проектированию, созданию, эксплуатации, техническому перевооружению системы горно-экологического мониторинга, подготовка и переподготовка занятых в нем работников в необразовательных учреждениях может осуществляться на основании соответствующей лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    
    4.7. Сертификацию технических устройств, применяемых в системе горно-экологического мониторинга, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
    
    4.8. Одним из обязательных условий принятия решения о начале создания, технического перевооружения системы горно-экологического мониторинга является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
    
    

5. Состав службы, осуществляющей горно-экологический мониторинг

    
    5.1. Горно-экологический мониторинг в организации осуществляется службой, состав которой, основные обязанности, права и порядок работы определяются проектом о системе горно-экологического мониторинга, утверждаемым руководителем организации по согласованию с органами Госгортехнадзора России и МПР России.
    
    5.2. Работы по горно-экологическому мониторингу могут выполняться специализированными организациями, имеющими лицензию на право производства маркшейдерских работ, выдаваемую в установленном порядке органами Госгортехнадзора России и лицензии на другие виды деятельности, выдаваемые МПР России, Госкомэкологии России, Госкомзема России.
    
    

6. Отдельные требования к наблюдениям при осуществлении горно-экологического мониторинга

    
    6.1. При ликвидации (консервации) предприятия по добыче полезных ископаемых, горно-экологический мониторинг за влиянием ликвидированных (законсервированных) выработок на окружающую среду осуществляется до стабилизации гидрогеологических условий и процессов сдвижения нарушенного горными работами массива горных пород. После завершения наблюдений наблюдательные скважины передаются территориальным подразделениям МПР России либо ликвидируются по согласованию с последним в установленном порядке.
    
    6.2. Обобщение и анализ данных горно-экологического мониторинга в случаях ведения крупномасштабных горных работ, связанных с риском техногенных аварий и катастроф и значительным вредным влиянием на окружающую среду, рекомендуется осуществлять с применением прогрессивных компьютерных технологии, включая, программы по геоинформационным системам, экспертным системам с элементами искусственного интеллекта, системам имитационного моделирования и др.
    
    6.3. Результаты горно-экологического мониторинга при пользовании недрами не реже одного раза в год обобщаются с подготовкой сводных материалов, включая горнографические, характеризующих влияние горных работ на окружающую среду, и утверждаемых руководителем организации.
    
    6.4. Организации, ведущие горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях при осуществлении горно-экологического мониторинга обязаны:
    
    обеспечивать укомплектованность штата работников в соответствии с установленными требованиями:
    
    допускать к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
    
    обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
    
    иметь нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
    
    организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
    
    обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
    
    выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
    
    приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
    
    осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
    
    принимать участие в техническом расследовании причин аварии, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
    
    анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
    
    своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
    
    принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
    
    вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
    
    представлять в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах;
    
    создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действии в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
    
    

7. Экономическое обеспечение горно-экологического мониторинга

    
    7.1. Источниками финансирования горно-экологического мониторинга могут в соответствии с законодательством Российской Федерации являться:
    
    собственные средства организации;
    
    отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, передаваемые в установленном порядке добывающим организациям и предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы;
    
    часть собственных средств организации в пределах представляемых при лицензировании для целей развития системы горно-экологического мониторинга льгот по платежам за пользование недрами;
    
    часть собственных средств организации, затраченных на развитие системы горно-экологического мониторинга и засчитанных в общих платежах природопользователя за размещение отходов, сбросы и выбросы вредных веществ в окружающую среду;
    
    средства экологических фондов;
    
    другие источники финансирования, предусмотренные действующим законодательством.
    
   7.2. Техническое и компьютерное оснащение системы горно-экологического, подготовка кадров может осуществляться за счет средств (отчислений) бюджетов различных уровней, передаваемых в распоряжение организации, самостоятельно проводящей геологоразведочные работы, по проектам, прошедшим экспертизу МПР России или его соответствующего территориального органа.
    
    7.3. Техническое и компьютерное оснащение территориальных центров мониторинга геологической среды, подготовка кадров, могут включаться в территориальные государственные программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
    
    

8. Ответственность за соблюдение и контроль за выполнением требований настоящего временного положения

    
    8.1. Лица, виновные в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, а также уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, маркшейдерских и геодезических знаков несут ответственность в соответствии с действующим законодательством*.
________________
    * В соответствии со ст.49 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" от 03.03.95 N 27-ФЗ.
    
    
    8.2. Контроль за соблюдением настоящего Временного положения осуществляют органы государственного горного и промышленного надзора.



СОГЛАСОВАНО:
Первый заместитель Министра
топлива и энергетики
Российской Федерации
А.Е.Евтушенко
17 октября 1996 года N Е-5992

Заместитель Председателя
Роскомзема
С.Л.Громов
24 июля 1996 года N 3-15/1548

Заместитель Председателя
Роскомметаллургии
Л.К.Антоненко
23 сентября 1996 года N ЛА-2619




Текст документа сверен по:
рассылка
    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование