почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
20
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 22 мая 2007 года N 355


Об утверждении и введении в действие Методических указаний
по проверке выполнения Основных правил учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации

    
    
Приказываю:
    
    Утвердить и ввести в действие с 25 июля 2007 года прилагаемые Методические указания по проверке выполнения Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (РД-07-08-2007).
    
    

Руководитель
К.Б.Пуликовский

    
    
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по проверке выполнения основных правил учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации

РД-07-08-2007

    
    
Введены в действие
с 25 июля 2007 года


УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 22 мая 2007 года N 355

    
    
I. Общие положения

    
    1. Методические указания по проверке выполнения Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (далее -Методические указания) разработаны в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401.
    
    2. Методические указания распространяют свое действие и являются обязательными для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), на которых возлагаются организация и непосредственное выполнение проверок, предусмотренных настоящим документом.
    
    3. Методические указания конкретизируют требования к работникам центрального аппарата и территориальных органов Службы (на этапе подготовки к проведению инспекции и на этапе проведения инспекции деятельности организаций) по проверке учета и контроля РВ и РАО в организации.
    
    4. В названиях глав Методических указаний приведены в кавычках наименования соответствующих разделов Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации НП-067-05 (далее - Правила).
_______________
     В Методических указаниях приведены номера пунктов Правил, подлежащих проверке.
    
    
    5. Перечень сокращений, используемых в Методических указаниях, и их расшифровка приведены в приложении N 1.
    
    6. Термины, используемые в Методических указаниях, и их определения приведены в приложении N 2.
    
    

II. Проверка требований, содержащихся в разделе 2 "Общие положения"

    
    7. С целью проверки применения принципов учета и контроля РВ и РАО на практике работникам центрального аппарата и территориальных органов Службы необходимо:
    
    По п.2.2:
    
    Проверить, что принципы учета и контроля, изложенные в подпунктах 2.2.1-2.2.8, с надлежащей полнотой отражены в соответствующих документах (инструкциях) организации, по этим вопросам ведется инструктаж работников. Проверку практического применения указанных принципов необходимо провести путем выборочной или полной проверки оперативного учета и отчетности.
    
    По п.2.2.3:
    
    Определить факт наличия РВ и РАО во время инвентаризации путем проведения измерений.
    
    Проверить наличие методик выполнения измерений (далее - МВИ), аттестованных в установленном порядке для определения факта наличия РВ и РАО и зарегистрированных в Федеральном реестре методик выполнения измерений;
    
    По п.п.2.2.4-2.2.6:
    
    Проверить наличие разработанной с учетом характера деятельности организации системы учетных и отчетных документов (журналы, накладные, требования и т.д.), в соответствии с которой:
    
    - учетные документы содержат данные по каждому виду РВ и РАО, включая количество РВ и РАО в организации и изменения количеств РВ и РАО в организации.
    
    - исправление ошибочно сделанных записей в учетной документации (учетных данных) производится внесением новой записи за новым номером с сохранением ошибочно сделанной записи с отметкой ее как ошибочной, а не исправлением записи;
    
    - исправление отчетных данных осуществляется только путем представления новых отчетных документов.
    
    По п.п.2.2.7-2.2.8:
    
    Проверить наличие и реализацию документально закрепленного порядка, обеспечивающего:
    
    - своевременную регистрацию РВ и РАО;
    
    - проведение внутреннего административного контроля с целью своевременного выявления и незамедлительного исправления ошибок при проведении учета и устранения причин их возникновения.
    
    По п.п.2.3-2.5:
    
    Проверить наличие документов, устанавливающих порядок учета и проверки наличия РВ и РАО на основе отнесения их к соответствующим группам, предусмотренным Правилами, т.е.:
    
    - к группе ЗРИ с активностью, превышающей значения, установленные приложением N 1 к Правилам;
    
    - к группе ОРИ на основе одного радионуклида или смесей радионуклидов с удельной активностью, превышающей значения, установленные приложением N 1 к Правилам;
    
    - к ядерным материалам и тритию (кроме ядерных материалов, находящихся в ЗРИ), в количествах, подлежащих учету в системе учета и контроля РВ и РАО и не подлежащих учету в системе учета и контроля ядерных материалов.
    
    - к другим группам, перечисленным в соответствующих подпунктах пунктов 2.3-2.5 Правил.
    
    Необходимо учитывать, что инспектируемая организация может иметь широкий спектр РВ и РАО, а также ядерные материалы и, соответственно, может иметь две системы учета и контроля - ядерных материалов и радиоактивных веществ. И наоборот, может иметь узкую номенклатуру РВ (например, единственный ЗРИ в составе технологической или медицинской облучательной установки). С учетом этого должен строиться круг проверяемых вопросов.
    
    Специальный вопрос, который может представлять особую сложность - проверка достоверности "пограничных" количественных критериев, в этом случае искусственно может занижаться количество ядерных материалов, чтобы они не подпадали под государственный учет и контроль ядерных материалов как ядерные материалы.
    
    Формула для пересчета активности радиоактивного вещества в его массу приведена в приложении N 3.
    
    8. Проверка наличия ЗРИ технически трудно осуществима. В большинстве случаев невозможно провести визуальную идентификацию самого ЗРИ по соображениям радиационной безопасности. Основное внимание должно быть уделено косвенным методам подтверждения наличия ЗРИ, включая использование УИВ.
    
    

III. Проверка требований, содержащихся в разделе 3 "Требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"

    
    9. По п.3.1.1 необходимо:
    
    Проверить:
    
    - что в организации имеется организационно-распорядительный документ о создании структурного подразделения, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО;
    
    - что в положении о структурном подразделении, осуществляющем учет и контроль РВ и РАО, отражены его функции по предоставлению информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО;
    
    - наличие приказов организации о назначении в подразделениях организации, осуществляющих обращение с РВ и РАО, должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях;
    
    - что в должностных инструкциях ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях отражены их обязанности по своевременному предоставлению информации в структурное подразделение, осуществляющее учет и контроль РВ и РАО.
    
    10. По п.3.1.5 необходимо проверить, что в организации имеется инструкция по учету и контролю РВ и РАО, утвержденная руководителем организации, и ее срок действия не истек. В ней должны быть определены:
    
    - организация работ по учету и контролю РВ и РАО, структура и состав работников (персонала), занятых учетом и контролем РВ и РАО;
    
    - применяемые в организации методики и средства измерений для учета и контроля РВ и РАО;
    
    - необходимость и порядок применения УИВ к РВ и РАО;
    
    - перечень и формы учетных и отчетных документов;
    
    - порядок административного контроля выполнения в организации требований к учету и контролю РВ и РАО;
    
    - порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО;
    
    - порядок подготовки и допуска работников (персонала) к работам по учету и контролю РВ и РАО;
    
    - сроки составления СНК в организации;
    
    - порядок проведения инвентаризаций;
    
    - процедуры оценки потерь РВ и РАО.
    
    11. По п.3.1.6 необходимо проверить, что в организации, имеющей несколько подразделений, осуществляющих деятельность с РВ и РАО, имеются инструкции о порядке учета и контроля РВ и РАО в этих подразделениях, утвержденные руководителем организации, и их срок действия не истек. В инструкции по учету и контролю РВ и РАО в подразделении должны быть определены:
    
    - применяемые в подразделении методики и средства измерений;
    
    - необходимость и порядок применения УИВ к РВ и РАО;
    
    - процедуры учета и контроля РВ и РАО, применяемые в данном подразделении.
    
    12. По п.3.1.7 необходимо проверить наличие приказов о назначении ответственных лиц за РВ и ответственных за РАО в подразделениях, осуществляющих деятельность с РВ и РАО (кладовщиков, ответственных хранителей и т.д.).
    
    13. По п.3.1.8 необходимо проверить, что передача РВ от ответственного лица другим лицам, а также с одной технологической операции на другую или между сменами оформляется документально (т.е. регистрируется в учетных документах).
    
    14. По п.3.1.9 необходимо проверить, что передача РАО ответственными лицами с одной технологической операции на другую, перемещение РАО из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а также между подразделениями оформляется документально (т.е. регистрируется в учетных документах).
    
    15. По п.3.1.10 необходимо проверить, что в организации:
    
    - потери РВ и РАО измеряются или определяются с помощью расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований;
    
    - списание потерь оформляется документально и регистрируется для РВ в приходно-расходном журнале, а для РАО - в журнале учета.
    
    16. По п.3.2.1 необходимо проверить, что в организации ставятся на учет РВ и РАО с оформлением установленной в организации учетной документации (паспортов, записей в журналах, отдельных журналах учета РАО и т.д.) при:
    
    - производстве (образовании);
    
    - получении от другой организации;
    
    - поступлении на склад готовой продукции ОРИ и ЗРИ;
    
    - переработке РАО (на каждую установку или комплекс переработки РАО должен быть заведен отдельный журнал учета РАО).
    
    Необходимо проверить, что сведения, фиксируемые в учетной документации, соответствуют требованиям, приведенным в приложениях 3-9 к Правилам.
    
    17. По п.3.2.2 необходимо проверить, что в организации в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен порядок снятия с учета РВ:
    
    - при завершении операции, связанной с расходованием РВ, разрешенной условиями действия лицензии Службы;
    
    - при расходовании РВ со сбросами (выбросами);
    
    - если имели место потери РВ;
    
    - если в результате радиоактивного распада РВ по своим характеристикам не подпадают под требования раздела 2.3 Правил;
    
    - при переводе РВ в категорию ядерных материалов;
    
    - при переводе РВ в категорию РАО;
    
    - при передаче РВ другой организации.
    
    18. По п.3.2.3 необходимо проверить, что в организации в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен и соблюдается порядок:
    
    - снятия с учета как РВ ЗРИ с истекшим назначенным сроком службы с переводом их в категорию РАО и с соответствующими записями в приходно-расходном журнале учета РВ и в журнале учета РАО с оформлением соответствующего акта;
    
    - продления назначенного срока службы ЗРИ с записью в приходно-расходном журнале учета РВ.
    
    19. По п.3.3.2.1 необходимо проверить факт установки УИВ в местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются РВ и РАО, а также на учетные единицы.
    
    Следует обратить внимание на то, что алюминиевые, пластмассовые и свинцовые пломбы, устанавливаемые с помощью пломбира, не являются устройствами индикации вмешательства, так как не имеют индивидуального номера или другого идентификатора.
    
    Устройства индикации вмешательства должны соответствовать требованиям национальных стандартов:
    
    - ГОСТ Р 51912-2002 "Устройства пломбировочные. Классификация";
    
    - ГОСТ Р 51913-2002 "Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования";
    
    - ГОСТ Р 52077-2003 "Пломбы индикаторные. Общие технические требования";
    
    - ГОСТ Р 52259-2004 "Устройства пломбировочные электронные. Общие технические требования".
    
    20. По п.3.3.2.2 необходимо проверить фактическую частоту проверок работоспособности и состояния УИВ и документальную регистрацию результатов таких проверок.
    
    21. По п.3.3.2.3 необходимо проверить наличие программы использования УИВ, в которой должны быть определены.
    
    - процедуры получения, приемки, хранения, установки/снятия, проверки подлинности и уничтожения снятых или недоброкачественных УИВ;
    
    - порядок отчетности и отчетные формы по применению УИВ;
    
    - обязанности персонала по применению УИВ;
    
    Программа применения устройств индикации вмешательства в организации должна учитывать требования национального стандарта ГОСТ Р 52326-2005 "Устройства пломбировочные. Учет, контроль и утилизация".
    
    22. По п.3.4.1 необходимо проверить, что в организации разработана программа измерений, утвержденная руководителем организации, и ее срок действия не истек. Указанная программа должна пересматриваться не реже одного раза в 5 лет. В ней должны быть предусмотрены:
    
    - перечни методик выполнения измерений;
    
    - перечни технических средств;
    
    - перечни процедур пробоотбора;
    
    - сведения о периодичности проведения измерений, требуемой точности измерений;
    
    - сведения о сроках и форме представления результатов измерений.
    
    23. По п.3.4.2 необходимо проверить наличие МВИ и их надлежащее оформление. Построение, содержание и изложение документов, регламентирующих МВИ, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений", ГОСТ Р 8.594-2002 "Метрологическое обеспечение радиационного контроля. Основные положения" и ОСТ 95 924-88 "ОСОЕИ. Требования к построению, содержанию, изложению и оформлению методик анализа проб веществ и материалов".
    
    24. По п.3.4.3 необходимо проверить наличие метрологической аттестации МВИ, выполненной в соответствии с ГОСТ Р 8.315-97 "ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения" и ОСТ 95 10430-90 "Порядок проведения метрологической аттестации методик анализа и методик выполнения измерений свойств веществ и материалов".
    
    25. По п.3.4.4 необходимо проверить, что образцы для градуировки средств измерений и проверки правильности результатов измерений (т.е. радионуклидные источники ионизирующего излучения):
    
    - метрологически аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ 8.315-97 "Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов";
    
    - имеют установленного образца свидетельства об аттестации с указанием их наименования, типа, аттестуемой величины и ее погрешности.
    
    26. По п.3.4.5 необходимо проверить наличие перечня средств измерений и соответствие его содержания требованиям п.3.4.5 Правил (наименование технического средства, его тип, заводской номер).
    
    27. По п.3.4.6 необходимо проверить порядок поверки средств измерений в организации и наличие не просроченных клейм поверки на средствах измерения, включенных в Перечень средств измерений, используемых в системе измерений РВ и РАО.
    
    28. По п.3.4.7 необходимо проверить наличие программы контроля качества измерений и что контроль качества измерений в рамках системы государственного учета и контроля РВ и РАО осуществляется в соответствии с этой программой.
    
    29. По п.3.5.1 необходимо проверить отправку организацией-отправителем в адрес организации-получателя сопроводительной документации, а также паспортов на ЗРИ, ОРИ, РАО.
    
    30. По п.3.5.2 необходимо проверить соответствие данных о контейнерах с РВ и РАО, указанных в сопроводительных документах на РВ и РАО, требованиям п.3.5.2 Правил (типы и идентификаторы печатей/пломб, брутто-массы контейнеров и другие необходимые данные).
    
    31. По п.3.5.3 необходимо проверить, что при отправлении РВ и (или) РАО организация-отправитель в течение одного рабочего дня сняла их с учета и осуществила в течение трех рабочих дней отправку паспортов (формуляров, сертификатов) на них (если они не были отправлены с грузом) организации-получателю.
    
    32. По п.3.5.4 необходимо проверить наличие записи об отправлении РВ и/или РАО в приходно-расходном журнале учета РВ или в журнале учета РАО организации-отправителя.
    
    33. По п.3.5.5 необходимо проверить документы, в которых регистрируются результаты следующих действий:
    
    - внешний осмотр и проверка количества и целостности тары, соответствие идентификаторов и мест их размещения данным сопроводительных документов;
    
    - проверка количества, типа и целостности УИВ, примененных к транспортному средству и/или к таре с РВ и РАО, соответствие мест их установки и идентификаторов данным сопроводительных документов;
    
    - подтверждающие измерения массы-брутто контейнеров с РВ и РАО, параметров РВ и РАО по методике согласованной с организацией отправителем.
    
    Кроме того, в ходе инспекций по проверке процедур передач ядерных материалов следует проверить:
    
    - своевременность (в течение 3 рабочих дней) постановки на учет РВ и РАО;
    
    - соответствие выполняемых персоналом процедур передачи порядку, установленному в организации.
    
    34. По п.3.5.6 необходимо проверить своевременность окончательной приемки и постановки на учет РВ и (или) РАО (не позднее 10 суток после получения РВ и/или РАО и паспортов, формуляров, сертификатов).
    
    35. По п.3.5.7 необходимо проверить документы, в которых регистрируются результаты следующих действий:
    
    - внешнего осмотра и проверки количества и целостности учетных единиц (контейнеров), соответствия идентификаторов и мест их размещения данным сопроводительных документов;
    
    - фактического проведения подтверждающих измерений РВ и РАО.
    
    Вид и объем подтверждающих измерений должны отвечать требованиям, установленным документами организации.
    
    Кроме того, должны регулярно проводиться инспекции по проверке данных входного/выходного контроля с использованием средств измерений, имеющихся в распоряжении организации и/или Службы.
    
    36. По п.3.5.8 необходимо проверить наличие документально оформленных данных, полученных в результате измерений, и соответствие их требованиям п.3.5.8 Правил (сведения о средствах и методах измерений, результаты измерений, типы и идентификаторы УИВ, дата выполнения измерений и фамилии лиц, выполнявших измерения).
    
    37. По п.3.5.9 необходимо проверить наличие записей в приходно-расходном журнале учета РВ и РАО о постановке на учет, сделанных на основании результатов входного контроля.
    
    38. По п.3.5.10 необходимо проверить, что в организации, в соответствующих документах установлен и соблюдается порядок подготовки и направления в орган управления системы государственного учета и контроля на региональном уровне, в орган управления системы государственного учета и контроля на ведомственном уровне, в Федеральное агентство по атомной энергии и в Службу информации о выявлении организацией-получателем при сопоставлении с данными организации-отправителя утраты, хищения, несанкционированного использования, или обнаружения недостачи (излишка) РВ и/или РАО в течение 24 ч с момента установления вышеуказанных фактов.
    
    39. По п.3.5.11 необходимо проверить, что информация о несанкционированном использовании РВ и РАО содержит:
    
    - описание обстоятельств, события и/или серии событий, связанных с РВ и/или РАО, в отношении которых имело место несанкционированное действие;
    
    - идентификацию и определение РВ и/или РАО;
    
    - исходные данные для определения количественных характеристик РВ и/или РАО;
    
    - принятые меры и программу последующих действий для разрешения возникших проблем.
    
    40. По п.3.6.1.2 необходимо проверить - проведение в организации первичной инвентаризации РВ и РАО при ее регистрации в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
    
    41. По п.3.6.1.3 необходимо проверить в организации:
    
    - проведение ежегодной инвентаризации РВ;
    
    - проведение один раз в пять лет инвентаризации РАО.
    
    42. По п.3.6.1.4 необходимо проверить, что в организации, в соответствующих документах установлен и соблюдается порядок проведения внеочередной инвентаризации РВ и РАО в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ и РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ и РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях по решению руководителя организации.
    
    43. По п.3.6.2.1 необходимо проверить, что руководителем организации издан приказ о проведении ФИ, в котором определены инвентаризационная комиссия, сроки подготовки и проведения инвентаризации, а также время, после которого запрещаются любые перемещении РВ и РАО на период инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправку и получение РВ и РАО (кроме непрерывных технологических процессов образования и переработки РАО).
    
    44. По п.3.6.2.2 необходимо проверить наличие в организации перечня документов, необходимых для проведения инвентаризации. В перечень должны входить:
    
    - документы, определяющие правила и процедуры проведения инвентаризации (инструкции и методики);
    
    - учетные документы РВ и РАО;
    
    - список наличного количества РВ и РАО;
    
    - отчетные документы по предыдущей инвентаризации РВ и РАО;
    
    - документы перевода РВ и РАО в другую физическую форму, документы перевода РВ в категорию РАО;
    
    - документы на передачу РВ и РАО;
    
    - документы о расходовании РВ.
    
    45. По п.3.6.2.3 необходимо проверить, что перед инвентаризацией в организации проведена соответствующая подготовка - учетные единицы были приведены в состояние, удобное для проверки их наличия, целостности и идентификационных номеров.
    
    46. По п.3.6.2.4 необходимо проверить, что во время инвентаризации:
    
    - было проведено измерение фактического количества и состава всех РВ и РАО с анализом полученных результатов измерений и их документальному подтверждению;
    
    - было проведено определение фактического наличного количества РВ и РАО (только для организаций - изготовителей РВ);
    
    - был сформирован список наличного количества РВ и РАО по учетным данным;
    
    - была осуществлена проверка соответствия РВ, РАО и пунктов их хранения паспортным данным.
    
    47. По п.3.6.2.5 необходимо проверить, что в ходе инвентаризации были выполнены подтверждающие измерения, соответствующие требованиям п.3.6.2.5 Правил. Совокупность подтверждающих измерений должна подтвердить отсутствие недостачи или излишка РВ и РАО.
    
    Для неразборных учетных единиц должны выполняться проверки:
    
    - соответствия типа учетных единиц и идентификаторов учетных единиц паспортным данным;
    
    - целостности учетных единиц;
    
    - наличия ионизирующего излучения от учетных единиц.
    
    Для разборных учетных единиц должны выполняться проверки:
    
    - соответствия типа учетных единиц и идентификаторов учетных единиц паспортным данным;
    
    - целостности учетных единиц;
    
    - соответствия типа и состояние У ИВ;
    
    - веса брутто учетных единиц, объема жидких РАО или твердых РАО в учетной единице;
    
    - наличия ионизирующего излучения от учетных единиц.
    
    48. По п.3.6.2.6 необходимо проверить, что по результатам инвентаризации был оформлен отчетный документ - акт инвентаризации РВ и (или) РАО, соответствующий требованиям п.3.6.2.6 Правил (рекомендуемая форма акта приведена в приложении 10 к Правилам).
    
    Необходимо проверить, что в акте отражены:
    
    - результаты проверки ведения учетной и отчетной документации, проверки наличия учетных единиц РВ и (или) РАО и условий их хранения;
    
    - основные результаты инвентаризации в соответствии с процедурами инвентаризации согласно пункту 3.6.2.4;
    
    - все выявленные нарушения и недостатки в учете и контроле РВ и РАО, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению;
    
    - предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков в учете и контроле РВ и РАО.
    
    49. По п.3.6.2.7 необходимо проверить, что в организации, в соответствующих документах установлен и соблюдается порядок подготовки и направления в течение 24 часов с момента установления фактов утраты, хищения, несанкционированного использования или обнаружения недостачи (излишка) РВ и/или РАО информации в орган управления системы государственного учета и контроля на региональном уровне, в орган управления системы государственного учета и контроля на ведомственном уровне, в Федеральное агентство по атомной энергии и в Службу.
    
    50. По п.3.6.2.8 необходимо проверить, что информация о несанкционированном использовании РВ и РАО содержит:
    
    - описание обстоятельств, события и/или серии событий, связанных с РВ и/или РАО, в отношении которого имело место несанкционированное действие;
    
    - идентификацию и определение РВ и/или РАО;
    
    - исходные данные для определения количественных характеристик РВ и/или РАО;
    
    - принятые меры и программу последующих действий для разрешения возникших проблем.
    
    51. По п.3.7.1 необходимо проверить, что в организации разработана система учетных документов, которые содержат данные обо всех подлежащих учету РВ и РАО, включая количество РВ и РАО и изменения РВ и РАО в организации. Необходимо проверить, что учетные документы отвечают требованиям установленным в приложениях 3-9 к Правилам.
    
    52. По п.3.7.2 необходимо проверить, что в организации в систему учетных документов входят:
    
    - подлинники сопроводительных документов;
    
    - паспорта на ЗРИ, ОРИ и РАО;
    
    - подлинники учетных документов (приходно-расходные журналы учета РВ, журналы учета РАО);
    
    - электронные базы данных;
    
    - паспорта на хранилища;
    
    - результаты экспертных оценок.
    
    53. По п.3.7.3 необходимо проверить, что в организации разработана система, обеспечивающая хранение учетных документов в соответствии с требованиями п.3.7.3 Правил.
    
    54. По п.3.7.4 необходимо проверить, что в организации разработана система отчетных документов, отвечающая требованиям приказов Министерства Российской Федерации по атомной энергии:
    
    - "Об утверждении форм представления оперативной информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в системе государственного учета и контроля" от 24.07.2000 N 449;
    
    - "О введении в действие форм федерального государственного статистического наблюдения N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп (радиоактивность) и утверждении рекомендаций по их заполнению" от 11.11.2002 N 538.
    
    55. По п.3.7.5 необходимо проверить, что отчетные документы организации направляются в установленные сроки в информационные центры системы государственного учета и контроля РВ и РАО (ведомственный, региональный, федеральный).
    
    56. По п.3.7.6 необходимо проверить отчетные документы организации, которые направляются в Службу по запросу.
    
    

IV. Проверка требований, содержащихся в разделе 10 "Требования к работникам (персоналу), осуществляющим учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"

    
    57. По п.4.1 необходимо проверить, что:
    
    - в организации определен порядок обучения по выполнению процедур по учету и контролю РВ и РАО и прохождения периодической проверки знаний для работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО и имеющих необходимую квалификацию;
    
    - работники (персонал), осуществляющие учет и контроль РВ и РАО, проходят обучение по выполнению соответствующих процедур и периодическую проверку знаний.
    
    58. По п.4.2 необходимо проверить, что:
    
    - периодичность проведения переподготовки или повышение квалификации для работников, ответственных за ведение учета и контроля РВ и РАО в организации, устанавливается руководителем организации и не превышает одного раза в пять лет.
    
    

Приложение N 1

    
    
ПЕРЕЧЕНЬ
сокращений и их расшифровка

    
    
    ЗРИ - закрытый радионуклидный источник
    
    ОРИ - открытый радионуклидный источник
    
    ОТВС - облученная тепловыделяющая сборка
    
    РАО - радиоактивные отходы
    
    РВ - радиоактивное вещество
    
    РДЭО - руководящий документ эксплуатирующий организации
    
    СНК - список наличного количества РВ и РАО
    
    УИВ - устройство индикации вмешательства
    
    ОЯТ - отработавшее ядерное топливо
    
    ТУК - транспортный упаковочный комплект
    
    

Приложение N 2

    
    
Термины и их определения

    
    
    В настоящем документе используются следующие термины и определения:
    
    Закрытый радионуклидный источник - источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.
    
    Инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - определение фактически наличного количества РВ и РАО в организации с последующей сверкой с данными учетных документов.
    
    Контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - контроль за наличием и перемещением РВ и РАО, включающий контроль доступа к РВ и РАО, оборудованию и информации, наблюдение за РВ и РАО, проверку санкционированного размещения и перемещения РВ и РАО.
    
    Облученная тепловыделяющая сборка - облученная в ядерном реакторе и извлеченная из него тепловыделяющая сборка, содержащая отработавшее ядерное топливо.
    
    Открытый радионуклидный источник - источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду.
    
    Отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в активной зоне ядерного реактора и окончательно удаленное из нее.
    
    Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых характеристик РВ и РАО.
    
    Радиоактивное вещество - вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды с активностью, на которые распространяются Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-05).
    
    Радионуклид - нуклид, обладающий радиоактивностью.
    
    Список наличного количества радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - перечень наличных РВ и РАО с указанием их количеств, составленный на основании учетных данных.
    
    Упаковочный комплект (транспортный упаковочный комплект) - совокупность компонентов, необходимых для размещения и удержания радиоактивного содержимого.
    
    Устройство индикации вмешательства - техническое устройство, имеющее индивидуальный номер или другой идентификатор, защищенное от возможности снятия и повторного использования без нарушения его целостности или изменения одного (нескольких) поддающихся регистрации параметров и предназначенное для обнаружения несанкционированного доступа к учетной единице.
    
    Учет радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - определение наличного количества РВ и РАО, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов.
    
    Учетная единица радиоактивных веществ или радиоактивных отходов (учетная единица) - поддающийся идентификации предмет, содержащий РВ или РАО, характеристики которого регистрируются документом и (или) отдельной записью (строкой) в учетных документах РВ или РАО, целостность которого остается неизменной в течение определенного периода времени.
    
    Учетные данные - характеристики РВ и РАО, используемые в учетных документах.
    
    Учетные документы - документы, содержащие данные о наличии, количестве, составе, местонахождении и состоянии РВ и РАО.
    
    Фактически наличное количество радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - измеренное или иначе определенное в соответствии с установленными организацией процедурами количество РВ и РАО, фактически имеющееся в наличии в данное время в организации.
    
    

Приложение N 3

    
    
МЕТОДИКА
пересчета активности радиоактивного вещества в его массу

    
    
    Пересчет активности радиоактивного вещества в его массу проводится по следующей формуле:
    

А =

    
    где
    
    А - активность удельная (распад/сек - Бк.);
    
    N - число радиоактивных атомов;
    
     - период полураспада (сек) Таблица 1.
    

m = N

    
     - атомная масса (г/моль);
    
    m - масса
    
    Na - число Авогадро Na = 6,022 х 10 моль
    

m =

    
    

Таблица 1

N
п/п

Ядерный материал

Период полураспада
(годы)

1

Плутоний-238

86,69


Плутоний-239

241113


Плутоний-240

6569

2

Уран-233

1,5927 х 10


Уран-235

7,098 x 10


Уран-238

4,4683 x  10

4

Нептуний-237

2,14 х 10

6

Америций-241

132,2

7

Америций-243

7348

8

Калифорний-252

2,368


Тритий-232

1,405 х 10

12

Тритий

12,33

_______________
     Н.Н.Гусев, П.Д.Дмитриев. Радиоактивные цепочки. Справочник. Энергоатомиздат, 1988.
    
    
    Пример расчета массы:
    
    Расчет массы урана-238 с активностью 1,86 + 5Бк.
    
     = 4,47 x 10 лет.
    
     = 238 г/моль.
    
    

m 15 г

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование