почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
5
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2005 года N 3637/05


[Поскольку оспариваемым нормативным правовым актом регулируются вопросы оплаты сверхнормативной потребленной электроэнергии, дело о признании его недействующим относится к числу споров, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, и в соответствии с частью 3 статьи 27, пунктом 1 статьи 29, частью 3 статьи 191 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" подведомственно арбитражному суду]

    
    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Новоселовой Л.А., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "Народная компания "Восток России" о пересмотре в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2005 по делу N 1339/05 о возвращении заявления общества о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.93 N 812).
    
    В заседании приняли участие представители Правительства Российской Федерации Степаненко И.Г. и Терян Г.С.
    
    Заслушав и обсудив доклад судьи Т.К.Андреевой и выступления представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
    
    Закрытое акционерное общество "Народная компания "Восток России" (далее - общество, заявитель) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.93 N 812) (далее - постановление N 929).
    
    Причиной, побудившей общество обратиться в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, явилось предъявление в Арбитражный суд Хабаровского края иска открытым акционерным обществом "ЭиЭ "Хабаровскэнерго" (далее - энергоснабжаюшая организация) о взыскании с общества десятикратной стоимости электрической энергии, потребленной сверх количества, предусмотренного договором энергоснабжения. В обоснование исковых требований энергоснабжающая организация сослалась на постановления N 929, подлежащее, по мнению энергоснабжающей организации, применению при рассмотрении спора, возникшего при определении стоимости потребленной электроэнергии, не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам, регулирующим правоотношения в сфере энергетики, и нарушает права заявителя как субъекта гражданских правоотношений.
    

    Свое право на обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации общество обосновало ссылкой на статью 7.1 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), согласно которой споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
    
    Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2005 N 1339/05 указанное заявление возвращено обществу без рассмотрения по существу. При этом указано, что в соответствии со статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подсудны и могут быть приняты им к рассмотрению только дела, подведомственные арбитражным судам. В определении отмечается, что согласно статьям 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов подлежат рассмотрению в арбитражном суде, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.   Поскольку, как указано в определении, рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации не отнесено федеральным законом к компетенции арбитражного суда, дело об оспаривании подпункта "б" пункта 10 постановления N 929 неподведомственно арбитражному суду и, следовательно, неподсудно Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.
    
    В заявлении о пересмотре в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2005 N 1339/05 общество просит его отменить, как не соответствующее законодательству, полагая, что оспариваемый им нормативный правовой акт устанавливает ценовые ставки по расчетам за электрическую энергию, израсходованную сверх предусмотренного договором количества, в связи с чем спор о признании этого акта недействующим в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона N 41-ФЗ и пунктом 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится к компетенции арбитражного суда.
    
    В отзыве на заявление Федеральная служба по тарифам, уполномоченная представлять интересы Правительства Российской Федерации в данном деле, поддерживает просьбу общества, указывая, что постановление N 929 устанавливает конкретные ценовые ставки, по которым осуществляется расчет за электрическую и тепловую энергию (мощность) в определенных ситуациях.
    

    Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей стороны, Президиум считает, что оспариваемое определение подлежит отмене, дело - передаче для рассмотрения по существу в первую инстанцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.
    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Названные нормы не определяют ни виды нормативных правовых актов, ни предмет их правового регулирования, а лишь устанавливают критерии подведомственности дел об оспаривании нормативных правовых актов, при наличии которых указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
    
    Разрешение вопроса о том, подведомственно ли арбитражному суду заявление о признании нормативного правового акта недействующим, зависит от его конкретного содержания, характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом арбитражному суду надлежит установить наличие федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании нормативного правового акта отнесено к его компетенции.
    
    В связи с этим вопрос о подведомственности дела об оспаривании нормативного акта должен решаться арбитражным судом на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела, имеющих значение для его рассмотрения, в том числе связанных с определением природы установленного в оспариваемом положении платежа, законодательного регулирования в данной сфере.    
    
    Оспариваемым определением фактически признано, что рассмотрение заявления о признании недействующим подпункта "б" пункта 10 постановления N 929 неподведомственно арбитражному суду, хотя в нем и содержится ссылка на статьи 34 и 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, связанные с подсудностью дел.
    
    Названное определение вынесено без учета того обстоятельства, что, как следует из постановления N 929 правомочно решать Правительство Российской Федерации.
    
    В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
    
    В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2004 N 1-П отмечается, что положение данного Федерального конституционного закона не определяет ни подведомственность таких дел судам той или иной юрисдикции, ни предметную и инстанционную подсудность. Соответствующее регулирование осуществляется законодательством о судах и судопроизводстве.
    
    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 10 Федерального конституционного закона от 28.04.95 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в качестве суда первой инстанции рассматривает дела об оспаривании как ненормативных, так и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    
    Таким образом, статья 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" во взаимосвязи со статьей 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяют виды нормативных правовых актов, подлежащих проверке Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, и предметную подсудность дел об их оспаривании.
    

    В подпункте "б" пункта 10 постановления N 929, согласно которому потребители энергии уплачивают энергоснабжающим организациям десятикратную стоимость электрической энергии и электрической мощности и пятикратную стоимость тепловой энергии, израсходованных сверх количества, предусмотренного на соответствующий период договором, фактически устанавливаются ценовые ставки для расчетов за электрическую энергию (мощность) в определенных случаях.
    
    В силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 3 этой статьи к подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
    
    Из содержания пункта 1 статьи 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
    
    В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Эти споры в силу части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исключены из ведения судов общей юрисдикции.
    
    Поскольку оспариваемым нормативным правовым актом регулируются вопросы оплаты сверхнормативной потребленной электроэнергии, дело о признании его недействующим относится к числу споров, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.
    
    Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 27, пунктом 1 статьи 29, частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" дело об оспаривании подпункта "б" пункта 10 постановления N 929 подведомственно арбитражному суду.
    
    Согласно статье 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и пункту 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное дело относится к исключительной подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
    

    Таким образом, оспариваемое определение не соответствует закону, нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, содержащихся в статьях 27, 29, 34, 129 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    
постановил:
    
    Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2005 по делу N 1339/05 отменить.
    
    Дело направить в первую инстанцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для рассмотрения заявления закрытого акционерного общества "Народная компания "Восток России" по существу.
    


Председательствующий
А.А.Иванов



Текст документа сверен по:

"Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российская Федерация",
N 10, 2005 год

    
    


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование