почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
29
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Ю.М. ЛЕРМОНТОВ

    

Развернутый комментарий к Положениям главы 28
Налогового кодекса Российской Федераци
и «Транспортный налог»


(с учетом последней арбитражной практики и писем официальных органов)



    
    

Введение

              

  


    Введение
    

    Глава 28 НК РФ "Транспортный налог" вступила в действие с 30.08.2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». За время действия главы 28 НК РФ в ее положения неоднократно вносились изменения и дополнения.
    
    На основании статей 12 и 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
    
    В данном комментарии отражены спорные вопросы, возникающие при применении положений главы 28 НК РФ, противоречия, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками, служащие основаниями для обращений в арбитражные суды. Также приводятся официальные разъяснения и анализ сложившейся судебной практики по данным вопросам.
    
    Обращу внимание читателя на два принципиальных момента:
    

    при использовании материалов судебной практики и официальной переписки нормы НК РФ и иных нормативных правых актов приводятся в редакции, действующей на дату принятия соответствующего акта;
    

   комментарий готовился таким образом, что бы читатель мог отследить суть изменений, внесенных в положения главы 28 НК РФ различными федеральными законами за период с 01.01.2004 по 01.01.2008 (в том числе Федеральные законы от 20.10.2005 N 131-ФЗ, от 20.08.2004 N 108-ФЗ, от 20.12.2005 N 168-ФЗ).
    
    Данный комментарий может стать настольной книгой всех организаций и индивидуальных предпринимателей и граждан, уплачивающих транспортный налог, поможет им определить линию поведения в условиях меняющегося законодательства, правильно рассчитать налоговую базу и налоговые ставки, своевременно сдать налоговую декларацию.
    
    Автор также надеется, что предлагаемый комментарий будет полезен руководителям предприятий, бухгалтерам, аудиторам, налоговым консультантам, сотрудникам налоговых органов, а также широкому кругу читателей, не являющихся специалистами в области налогов и сборов.
    

 Автор будет благодарен за любые предложения и замечания по совершенствованию комментария (y [email protected]).



консультант Минфина России
Ю.М. Лермонтов

    
    

    
Принятые сокращения
    

Полное наименование

Сокращенное наименование

    Конституция Российской Федерации  

    Конституция

    Налоговый кодекс
Российской Федерации

         

    НК РФ

    Гражданский кодекс
Российской Федерации

         

    ГК РФ

    Бюджетный кодекс
Российской Федерации

         

    БК РФ

    Трудовой кодекс
Российской Федерации

         

    Трудовой кодекс

    Таможенный кодекс
Российской Федерации

         

    ТК РФ

Министерство финансов
Российской Федерации

Минфин России

Федеральная налоговая служба

ФНС России

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

МНС России

Управление Федеральной налоговой службы (Министерства по налогам и сборам) по г. Москве

Управление ФНС России ( МНС России) по г. Москве

Конституционный суд
Российской Федерации

КС РФ

Верховный суд Российской Федерации

ВС РФ

Высший арбитражный суд
Российской Федерации

ВАС РФ

Федеральный арбитражный суд
Волго-Вятского округа

ФАС Волго-Вятского округа

Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа

ФАС Восточно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа

ФАС Дальневосточного округа

Федеральный арбитражный суд
Западно-Сибирского округа

ФАС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд
Московского округа

ФАС Московского округа

Федеральный арбитражный суд
Поволжского округа

ФАС Поволжского округа

Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа

ФАС Северо-Западного округа

Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа

ФАС Северо-Кавказского округа

Федеральный арбитражный суд
Уральского округа

ФАС Уральского округа

Федеральный арбитражный суд
Московского округа

ФАС Московского округа

Методические рекомендации по применению главы 28 НК РФ, утвержденные Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177

Методические рекомендации

Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»

Закон № 110-ФЗ





    Транспортный налог (далее - налог) устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
    
    «Внимание!»
    
    Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств, предусмотренные Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и утратившим силу законом от 18.10.1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в РФ».
    
    Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
    
    Как предусмотрено пунктом 3 статьи 12 НК РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ, при этом законодательным органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
    
    Таким образом, законодательные органы государственной власти РФ в рамках своей компетенции при установлении региональных налогов ограничены нормами, установленными статьей 12 НК РФ.
    
    Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.
    
    Главой 28 НК РФ определено, что сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должны быть определены сроки (срок) уплаты авансовых платежей (при их введении), а также срок уплаты оставшейся суммы налога (по перерасчету с учетом уплаченных авансовых платежей) по окончании налогового периода.
    
    Как указано в Методических рекомендациях, законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
    
    Ставки транспортного налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
    

    «Официальная позиция».
    
    По мнению МНС России, изложенному в письме от 06.11.2002 г. № НА-6-21/1704 «О транспортном налоге» уплату транспортного налога целесообразно производить в сроки, установленные для уплаты налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога.
    
    Также, по мнению налогового органа, недопустимо определять сроки уплаты налога (авансовых платежей) с указанием на совершение действий (событий), которые могут не производиться в текущем календарном году или полностью зависеть от волеизъявления налогоплательщика.
    
    Например, установление сроков уплаты налога в зависимости от даты прохождения государственного технического осмотра приведет к уплате транспортного налога 1 раз в два года по новым автотранспортным средствам либо неуплате налога в случае уклонения от прохождения государственного технического осмотра.
    
   «Судебная практика».
    
    Пример.
    
    Суть дела.
    
    Налоговый орган в феврале 2006 г. направил налогоплательщику требование об уплате числящейся у налогоплательщика задолженности по авансовым платежам транспортного налога за первое полугодие 2005 г. и пеней за нарушение срока уплаты этого налога.
    
    Налогоплательщик требование не исполнил, поэтому налоговый орган принял решение о взыскании авансового платежа по транспортному налогу и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке. На основании этого решения налоговым органом представлены в банк инкассовые поручения о списании с расчетного счета налогоплательщика денежных средств.
    
    Денежные средства списаны со счета налогоплательщика.
    
    Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа и его действия по бесспорному взысканию авансового платежа по транспортному налогу и пеней, обратившись в арбитражный суд и полагая, что норма действующего на территории субъекта РФ, в котором налогоплательщик осуществляет деятельность, закона субъекта РФ о транспортном налоге, возлагающая на налогоплательщиков обязанность по уплате авансовых платежей по транспортному налогу, противоречит НК РФ.
    
    Позиция суда.
    

    Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.
    
    На территории субъекта РФ транспортный налог введен соответствующим законом субъекта РФ. Пунктом 1 статьи 4 закона субъекта РФ (в редакции, действующей в 2005 году), предусмотрена обязанность налогоплательщиков, являющихся организациями, по итогам отчетного периода представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по форме, утвержденной МНС России, не позднее 1 сентября года текущего налогового периода. Этим же законом субъекта РФ в пункте 2 статьи 3 (в редакции 2005 г.) определен отчетный период по транспортному налогу - полугодие.
    
    Законом субъекта РФ установлено, что по итогам отчетного периода налогоплательщики, являющиеся организациями, самостоятельно исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставок налога и количества транспортных средств, подлежащих налогообложению и зарегистрированных по состоянию на 1 июля текущего налогового периода. Авансовый платеж по итогам отчетного периода уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за отчетный период, то есть с учетом положений пункта 1 статьи 4 закона субъекта РФ не позднее 1 сентября текущего года.
    
    Между тем глава 28 НК РФ, в частности, статья 360 НК РФ, в 2005 г. не предусматривала отчетных периодов по транспортному налогу. На налогоплательщиков не возлагалась обязанность платить авансовые платежи, представлять расчеты (декларации) авансовых платежей по транспортному налогу.
    
    Исходя из содержания статей 12, 14 и 356 НК РФ законодатель субъекта РФ при установлении и введении в действие своим законом транспортного налога - одного из региональных налогов, и определении элементов налогообложения (в том числе порядка и сроков уплаты налога), обязан учитывать нормы НК РФ о пределах предоставленных ему полномочий.
    
    Пунктом 1 статьи 363 НК РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать порядок и сроки уплаты транспортного налога.
    

    Налоговый период - год - установлен статьей 360 НК РФ. Отчетные периоды по транспортному налогу НК РФ в 2005 году не предусматривал. Право его установления не было делегировано и субъектам РФ. Однако законом субъекта РФ установлен отчетный период, обязанность и срок уплаты транспортного налога налогоплательщиков-организаций по итогам отчетного периода.
    
    Как указано в абзаце первом статьи 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ, установившей общие вопросы исчисления налоговой базы, налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
    
    Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (пункт 1 статьи 55 НК РФ).
    
    Статьей 360 НК РФ (в редакции, действующей в 2005 г.) установлено, что налоговым периодом для транспортного налога является календарный год.
    
    Таким образом, поскольку налоговая база определяется по окончании налогового периода, который по транспортному налогу в 2005 г. составляет календарный год, сумма налога может быть исчислена только по окончании года. Соответственно налог подлежит уплате в году, следующем за истекшим налоговым периодом, в порядке и сроки, установленные Законом субъекта РФ.
    
    В соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
    
    Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате авансового платежа по транспортному налогу за первое полугодие 2005 г. и о незаконности решения налогового органа, принятого на основании статьи 46 НК РФ, о взыскании спорной суммы авансового платежа и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке и выставлении в банк инкассовых поручений на списание соответствующей суммы с расчетного счета налогоплательщика (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2007 г. № А56-23828/2006).

    
     «Внимание!»
    
    В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
    
    Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
    
    В соответствии с пунктом 3 статьи 56 НК РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах, Данные положения находятся в системной связи с нормами пункта 3 статьи 12 НК РФ.
    
    Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
    
    «Официальная позиция.
    
    В отношении льгот по транспортному налогу письмом МНС России от 06.11.2002 г. № НА-6-21/1704 «О транспортном налоге» разъяснено следующее. Закон субъекта РФ может как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их. При установлении налоговых льгот должна быть четко определена категория тех налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств. При этом недопустимо установление индивидуальных налоговых льгот.
    
   "Судебная практика".
    
    Пример.
    
    Суть дела
    
    По результатам камеральной налоговой проверки декларации по транспортному налогу за 2003 г. налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, и пунктом 1, 2 статьи 119 НК РФ. Налогоплательщику также доначислена сумма налога и соответствующие пени.
    
    Спор между сторонами возник по вопросу уплаты налога по транспортным средствам, а именно только в части начисления транспортного налога, штрафа и пеней по автомобилям скорой медицинской помощи, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, по которым, по мнению налогового органа, названный налог не был полностью уплачен.
    

    Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.
    
    Позиция суда.
    
    Согласно статье 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
    
    Абзацем 3 статьи 356 НК РФ определено, что законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
    
    В силу статьи 3 Закона субъекта РФ «О транспортном налоге» от уплаты налога освобождаются бюджетные учреждения по специальным транспортным средствам, принадлежащим им на праве оперативного управления, оснащенные в соответствии с законодательством спецсигналами, а также спецоборудованием, предназначенным для выполнения функциональных обязанностей бюджетных учреждений.
    
    Из материалов дела следует, и не отрицается налоговым органом, что  автомобили оснащены световыми и звуковыми сигналами. Отсутствие в свидетельствах о регистрации этих автомобилей отметок об оборудовании их спецсигналами не означает, что на данных автомобилях не было спецсигналов. Наличие световой и звуковой сигнализации на автомобилях скорой медицинской помощи с момента их регистрации подтверждено справкой ГИБДД.
    
    До вынесения решения налоговым органом необходимые отметки в свидетельства о регистрации автомобилей были внесены ГИБДД.
    
    Таким образом, суд удовлетворил требования налогоплательщика (постановление ФАС Уральского округа от 06.10.2005 г. № Ф09-4478/05-С1).     

    Налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 356 НК РФ.
    
    В соответствии с частью первой статьи 357 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
    
    Признание физических и юридических лиц в соответствии с частью первой статьи 357 НК РФ налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном статьей 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
    

    Согласно пункту 2 статьи 83 НК РФ местом нахождения имущества для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 пункта 5 статьи 83 НК РФ, признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

    "Официальная позиция".
    
    Как указано в Методических рекомендациях, правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России предусмотрено, что транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных этими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными:
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование