почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
29
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2007 г. N Ф08-0734/2007

Дело N А20-8685/2005

[Продаваемые карты экспресс-оплаты не могут выступать в качестве имущества, используемого в целях перепродажи в рамках заключаемых договоров купли-продажи в сфере розничной торговли, поскольку они не отвечают признакам товара, определенным статьей 38 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с главой 7 Федерального закона от 07.07.03 N 126-ФЗ "О связи" по своей правовой природе являются лишь средством предварительной оплаты услуг телефонной связи, обеспечивающим доступ к услугам связи]
(Извлечение)



    Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Сигма-Р", в отсутствие заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике на постановление Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.12.06 по делу N А20-8685/2005, установил следующее.

    ООО "Сигма-Р" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - налоговая инспекция) от 27.01.06 N 4, возмещении судебных издержек на оплату услуг представителя в сумме 9 тыс. рублей и взыскании с заинтересованного лица 2 тыс. рублей госпошлины (уточненные требования).

    Налоговая инспекция обратилась в суд со встречным заявлением о взыскании с общества 492 758 рублей штрафных санкций, начисленных оспариваемым решением. Решением от 31.05.06 требования общества удовлетворены частично: решение налоговой инспекции признано недействительным в части привлечения общества к ответственности в виде 492 758 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальных требований общества и встречных требований налоговой инспекции отказано. Обществу возвращено 263 рубля госпошлины из федерального бюджета.

    Судебный акт мотивирован тем, что приобретенные абонентами у операторов связи или у уполномоченных ими лиц пластиковые карточки (карты экспресс-оплаты или, SIM-карты) являются по своей природе лишь средством оплаты услуг телефонной связи (в том числе услуги по предоставлению доступа к телефонной сети) и, следовательно, не могут быть признаны товаром, реализуемым по договорам розничной купли-продажи, а указанные лица - розничными продавцами для целей их перевода на уплату ЕНВД (далее - ЕНВД). Привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно в связи с отсутствием вины общества, поскольку налоговой инспекции было известно, что общество реализует карточки, и в силу статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая инспекция была обязана информировать налогоплательщика о невозможности применения ЕНВД. Кроме того, суд указал на пропуск шестимесячного срока для обращения в суд с требованием о взыскании штрафных санкций, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерацией.

    Постановлением апелляционной инстанции от 04.12.06 решение суда от 31.05.06 изменено, решение налоговой инспекции от 27.01.06 N 4 признано недействительным в части доначисления 1 925 296 рублей налога на добавленную стоимость, 439 686 рублей пени и 370 571 рубля штрафа по налогу, 123 191 рубля налога на прибыль, 12 143 рублей пени и 24 294 рублей штрафа по налогу, 535 105 рублей налога с продаж, 211 001 рубля пени и 97 893 рублей штрафа по налогу. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

    Судебный акт мотивирован тем, что карта экспресс-оплаты может являться предметом розничной купли-продажи, т.е. товаром. Статья 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит ограничения по применению системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по продаже за наличный расчет карточек экспресс-оплаты.

    Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 04.12.06 и оставить в силе решение суда от 31.05.06. Заявитель указывает, что карты экспресс-оплаты не могут выступать в качестве имущества, используемого в целях перепродажи в рамках заключаемых договоров купли-продажи в сфере розничной торговли.

    В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы.

    В судебном заседании представители общества поддержали доводы отзыва.

    Изучив материалы дела, заслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства в период с 01.01.02 по 31.12.04. По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 12.09.05 и приняла решение от 30.09.05 N 36. Общество обжаловало решение налоговой инспекции от 30.09.05 N 36 в вышестоящую инстанцию. По итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике приняло решение от 07.11.05 N 49 об отмене решения налоговой инспекции от 30.09.05 N 36 и назначении дополнительной проверки. Результаты дополнительной проверки деятельности общества оформлены актом дополнительной проверки от 29.12.05, по итогам рассмотрения которой налоговая инспекция приняла решение от 27.01.06 N 4 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 370 571 рубля штрафа по налогу на добавленную стоимость, 97 893 рублей штрафа по налогу с продаж, 24 294 рублей штрафа по налогу на прибыль. Указанным решением обществу предложено уплатить 1 925 296 рублей налога на добавленную стоимость и 439 686 рублей пени, 535 105 рублей налога с продаж и 211 001 рубль пени, 123 191 рубль налога на прибыль и 12 143 рубля пени.

    Решение мотивировано тем, что приобретенные абонентами у операторов связи или у уполномоченных ими лиц пластиковые карточки (карты экспресс-оплаты) являются по своей природе лишь средством оплаты услуг телефонной связи не могут быть признаны товаром, реализуемым по договорам розничной купли-продажи, а указанные лица розничными продавцами для целей применения ими системы налогообложения в виде ЕНВД. Результаты данного вида предпринимательской деятельности подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

    Полагая, что решение налоговой инспекции от 27.01.06 N 4 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела суд установил, что в проверяемый период общество уплачивало единый налог на вмененный доход по следующим видам деятельности: розничная торговля телефонами, аксессуарами к телефонам, реализация карт экспресс-оплаты тарифного плана "Билайн". С доходов, получаемых от деятельности по подключению абонентов к сети "Билайн", "Мегафон" на основании дилерских и субдилерких договоров, общество уплачивало налоги по общеустановленной системе налогообложения.

    В силу договора купли-продажи от 01.04.02 N 28/2, пролонгированного на 2003 год, и договора купли-продажи от 01.01.04, заключенных между обществом и региональным филиалом ЗАО "Мобиком-Кавказ", заявитель приобретал в собственность карты экспресс-оплаты номиналом 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 единиц на условиях, предусмотренных указанными договорами. По данным общества сумма выручки для целей налогообложения по общеустановленной системе составила в 2002 году - 25 тыс. рублей, в 2003 году - 398 233 рубля, в 2004 году - 1 254 тыс. рублей. Однако в ходе проведения дополнительной налоговой проверки налоговая инспекция пришла к выводу, что сумма выручки общества, подлежащая налогообложению по общеустановленной системе составила в 2002 году - 387 204 рубля, в 2003 году - 3 997 620 рублей, в 2004 году - 5 997 964 рубля. По мнению налоговой инспекции, отклонение образовалось по причине отнесения обществом деятельности по реализации карт экспресс-оплаты к розничной торговле и уплаты с выручки, полученной от их реализации, единого налога на вмененный доход.

    Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.02 N 82-РЗ "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", статье 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Кабардино-Балкарской Республики розничную торговлю (за исключением ярмарочной), осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

    В соответствии с подпунктом 4 статьи 2 Закона от 28.11.02 N 82-РЗ, статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

    Розничная торговля как подвид предпринимательской деятельности в сфере торговли предполагает заключение между продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, связанных с передачей покупателям на платной основе любых вещей, относящихся в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, к товарам, за исключением тех вещей, нахождение которых в обороте законом не допускается либо ограничено, а также вещей и имущества, обращение которых регулируется федеральным законодательством (деньги, ценные бумаги, исключительные права и т.п.).

    В силу Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.97 N 1235, оказание услуг телефонной связи (в первую очередь услуги по предоставлению доступа к телефонной сети) осуществляется операторами связи на основании заключенных ими с абонентами договоров возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации), в которых определяются формы и порядок оплаты таких услуг. При этом разделом Х Правил определено, что все расчеты за услуги телефонной связи могут производиться абонентами с операторами связи или уполномоченными ими лицами как наличными деньгами, так и в безналичной форме, в том числе с использованием любых пластиковых карточек, включая предварительно оплаченные телефонные карточки (карты экспресс-оплаты), кредитные карточки и другие.

    Продаваемые карты экспресс-оплаты не могут выступать в качестве имущества, используемого в целях перепродажи в рамках заключаемых договоров купли-продажи в сфере розничной торговли, поскольку они не отвечают признакам товара, определенным статьей 38 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с главой 7 Федерального закона от 07.07.03 N 126-ФЗ "О связи" по своей правовой природе являются лишь средством предварительной оплаты услуг телефонной связи, обеспечивающим доступ к услугам связи. Покупка карточки предварительной оплаты в розничной торговле означает лишь приобретение права на возмездное оказание услуги со стороны третьего лица. SIM-карты также не могут рассматриваться в качестве товара по договору розничной купли-продажи, поскольку сами по себе, в отличие от обычного товара, они не имеют потребительной стоимости. Это лишь знаки доступа к будущей услуге, причем услуге связи, которую покупателю обязан будет оказать не розничный продавец, а тот или иной оператор телекоммуникационных систем.

    В рассматриваемом случае общество предоставляло услуги не абонентам, а оператору сотовой связи. При этом оно получало вознаграждение в размере разницы между ценой отпускаемых ему SIM-карт, карт оплаты и ценой, по которой оно их реализовывало. Таким образом, приобретенные абонентами у операторов связи или у уполномоченных ими лиц пластиковые карточки (карты экспресс-оплаты и SIM-карты) являются по своей природе лишь средством оплаты услуг телефонной связи и средством доступа к телефонной сотовой связи (в том числе услуги по предоставлению доступа к телефонной сети) и, следовательно, не могут быть признаны товаром, реализуемым по договорам розничной купли-продажи, а указанные лица - розничными продавцами для целей их перевода на уплату единого налога на вмененный доход.

    При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что карта экспресс-оплаты может являться предметом розничной купли-продажи (товаром) и необходимости уплаты единого налога на вмененный доход с данного вида деятельности основан на неправильном применении норм материального права.

    Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что общество осуществляло деятельность, которая не подпадает под действие закона Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.02 N 82-РЗ "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

    В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

    Доводы кассационной жалобы сводятся к вопросу о применении вида налогообложения (общая система или ЕНВД) и не касаются иных вопросов. Налоговая инспекция не обжалует судебный акт в части признания недействительным решения налоговой инспекции о привлечении общества к ответственности в виде 492 758 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным в дело доказательствам и доводам сторон, принял законный судебный акт. При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют. Суд апелляционной инстанции возвратил обществу государственную пошлину, уплаченную за ООО "Сигма-Р" гражданином Зайцевым С.П., при этом правильно в постановлении указал, что Зайцев С.П. в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате уплаченной государственной пошлины. В соответствии с изложенным постановление суда подлежит отмене в части указания на возврат государственной пошлины ООО "Сигма-Р", поскольку обществом госпошлина в бюджет не уплачивалась.

    Расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 тыс. рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной и кассационной инстанциях подлежат взысканию с ООО "Сигма-Р".

    Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

                          

ПОСТАНОВИЛ:


    постановление Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.12.06 по делу N А20-8685/2005 отменить в части признания недействительным решения МИФНС N 4 по Кабардино-Балкарской Республике от 27.01.06 в части доначисления НДС - 1 925 296 рублей, пени - 439 686 рублей, штрафа - 370 571 рубль, налога на прибыль - 123 191 рубль, пени - 12 143 рубля, штрафа - 24 294 рубля, налога с продаж - 535 105 рублей, пени - 211 001 рубль, штрафа - 97 893 рубля и в части возврата ООО "Сигма-Р" госпошлины в размере 1640 рублей.

    В этой части оставить в силе решение суда от 31.05.06. В остальной части постановление апелляционной инстанции от 04.12.06 оставить без изменения.

    Взыскать с ООО "Сигма-Р" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 тыс. рублей.

       

    Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
         

      

текст документа сверен по:
файл-рассылка  


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование