почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
5
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2004 года  Дело N А78-5583/03-С1-28/293-ФО2-1479/04-С1



[Суд отказал в иске о признании незаконным решения МАП, вынесенного из-за того, что предпринимателем нарушена статья 20 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы, так как текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается]     


    Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Елфимовой Г.В., судей: Брюхановой Т.А., Шелёминой М.М., представители сторон участия в судебном заседании не принимали, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Дехтярука Андрея Николаевича на решение от 2 февраля 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-5583/03-С1-28/293 (суд первой инстанции: Борголова Г.В.), установил:

     Индивидуальный предприниматель Дехтярук Андрей Николаевич (далее - предприниматель Дехтярук А.Н.) обратился с заявлением о признании незаконным решения Читинского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - ЧТУ МАП России) от 04.11.2003 N 4-8-862 и недействительным предписания от 04.11.2003 N 4-8-863.

     В обоснование заявленных требований предприниматель Дехтярук А.Н. ссылается на то, что использование им в рекламном ролике образа несовершеннолетнего по рекламе персональных компьютеров, реализуемых им через торговую сеть, не противоречит требованиям пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе".

     Решением суда от 2 февраля 2004 года в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Дехтярука А.Н. о признании незаконным решения Читинского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 04.11.2002 N 4-8-862 и предписания от 04.11.2003 N 4-8-863 как несоответствующими требованиям пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" отказано.

     В апелляционном порядке законность и обоснованность решения уда не проверялись.

     В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Дехтярук А.Н. просит отменить решение суда и принять новый судебный акт по делу, признать решение Читинского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 04.11.2003 N 4-8-862 незаконным, предписание от 04.11.2003 N 4-8-863 недействительным.

     Заявитель жалобы считает, что компьютер предназначен для использования как взрослыми, так и детьми только в зависимости от характера использования. По мнению заявителя жалобы, общим критерием отнесения товаров к детским является использование этих товаров непосредственно ребенком, с направленностью их для потребления несовершеннолетними. В результате принятого судом решения об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения и недействительным предписания МАП нарушено право заявителя распространять рекламу в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", где сказано, что реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать, или поддерживать интерес к этим товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров идей, начинаний. В связи с принятым решением заявитель лишен возможности моделировать рекламную информацию своих товаров в назначенном аспекте.

     Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

     Стороны о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (уведомления N 76445 от 13.04.2004, N 76444 от 14.04.2004), однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.

     Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного решения.

     Судом установлены следующие обстоятельства по делу: 11, 15, 19 октября 2003 года на 6 ТВ канале размещался видеоролик "Компьютер плюс", хронометранс которого составил 13 секунд.

     Посредством рекламы распространялась информация о магазине "Компьютер плюс" о его товарах и услугах.

     Магазин "Компьютер плюс" осуществлял в соответствии со Свидетельством на размещение и распространение объектов потребительского рынка рекламу, продажу и модернизацию оргтехники, персональных компьютеров.

     В рекламном ролике использовался визуальный образ несовершеннолетнего, играющего на компьютере. За кадром звучал сопроводительный текст: "Неужели ты не видишь, что твоя машина не тянет?! Хочешь играть по-настоящему? Бери свое "железо" и иди в "Компьютер плюс". Реклама обращает внимание на услуги, оказываемые магазином "Компьютер плюс" - "продажа, ремонт, модернизация", указывается его телефон, адрес.

     В сентябре 2003 года в отношении ООО "Компьютер плюс", учредителем которого являлся Дехтярук А.Н., было возбуждено дело по признакам нарушения статьи 6 Федерального закона "О рекламе". В ходе рассмотрения дела представителю ООО "Компьютер плюс" было указано на признаки нарушения пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" в части использования образов несовершеннолетних в рекламе товаров, не относящихся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, и предложено прекратить размещение этой рекламы.

     Но, не смотря на устное предупреждение, рекламный ролик с использованием образа несовершеннолетнего в рекламе товаров, не относящихся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, был рекламодателем размещен на другом телевизионном канале.

     Решением от 074.11.2003 N 4-8-862 ЧТУ МАП России признало рекламодателя - индивидуального предпринимателя Дехтярука Андрея Николаевича, нарушившим требования пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе". Рекламодателю - индивидуальному предпринимателю Дехтяруку А.Н. выдано предписание от 04.11.2003 N 4-8-863 о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, нарушающей требования пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе".

     Будучи не согласен с принятым решением МАП, индивидуальный предприниматель Дехтярук А.Н. обратился в Арбитражный суд Читинской области.

     Отказывая в удовлетворении требований заявителя, судом не было допущено нарушений материального и процессуального права.

     Суд пришел к обоснованному выводу о том, что в силу требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

     В соответствии с пунктом 4 Положения о территориальной управлении МАП России, утвержденного приказом МАП России от 05.12.2002 N 800, территориальное управление в пределах компетенции предоставленной МАП России, рассматривает факты нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, законодательства о естественных монополиях и принимает по ним решения.

     Согласно пункту 5 положения о территориальном управлении МАП России, территориальное управление вправе давать обязательные для исполнения предписания в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

     - рекламодателям, рекламораспространителям и рекламопроизводителям в части законодательства о рекламе.

     Суд признал, что, как следует из представленного видеоматериала, реклама услуг по продаже, ремонту и модернизации компьютеров, предоставляемых магазином "Компьютер плюс", содержит визуальное и текстовое использование образа несовершеннолетнего.

     Из содержания текста следует предложение, в первую очередь направленное на привлечение внимания несовершеннолетних на использование услуг, предлагаемых магазином "Компьютер плюс", в отношении компьютеров.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

     Согласно статье 20 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещения и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта не допускаются:

     - дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних;

     - внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары;

     - привлечь внимание несовершеннолетних к тому, что обладание теми или иными товарами дает им какое-либо преимущество над другими несовершеннолетними, а также к тому, что отсутствие этих товаров дает обратных эффект;

     - размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях;

     - преуменьшение необходимого уровня навыков использования товара у несовершеннолетних. При этом в случае, если результаты использования товара показаны или описаны, реклама должна давать информацию о том, что реально достижимо для несовершеннолетних той возрастной группы, для которой предназначен товар;

     - создание у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о стоимости (цене) товара для несовершеннолетнего, в частности путем применения слов "только", "всего" и тому подобных, а также путем прямого или косвенного указания на то, что рекламируемый товар доступен для любого семейного бюджета.

     Текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается.

     Заявитель считает, что рекламировал товар, который несовершеннолетние могут использовать непосредственно, а в ряде случаев он предназначается исключительно для несовершеннолетних.

     Суд правомерно не согласился с доводом заявителя.

     Согласно "Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности содружества независимых государств" (ТН ВЭД СНГ) машины вычислительные аналоговые или гибридные имеют код ТН ВЭД СНГ - 847110, в то время как товары для несовершеннолетних отнесены к другим кодам.

     В материалах дела имеются сертификаты соответствия на продукцию, реализуемую в магазине "Компьютер плюс", в которых код ТН ВЭД СНГ указывает на принадлежность товара к товарной позиции 8471.

     Из приказа Министра здравоохранения Российской Федерации от 15.08.2004 N 325* следует, что необходимым условием допуска к производству, применению и реализации товаров является проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы. Из перечня видов продукции, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе, следует, что товары для детей выделены в отдельный пункт 2, а продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения, соответственно в пункт 7.

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "приказа Министра здравоохранения Российской Федерации от 15.08.2001 N 325".- Примечание .

     
    Слово "непосредственно" согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова означает "прямо, без посредующих звеньев, участников".

     Таким образом, реклама с использованием образов несовершеннолетних допускается, если рекламируемые товары и услуги предназначены и используются только несовершеннолетними. Общим критерием отнесения товаров к детским является использование этих товаров непосредственно ребенком, направленность их для потребления несовершеннолетним. Согласно статье 2 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащей рекламой является реклама, в которой допущены нарушения требований по содержанию, установленные законодательством Российской Федерации.

     При изложенных выше обстоятельствах, арбитражный суд пришел к законному выводу о том, что при размещении на 6 ТВ канале рекламного ролика с визуальным изображением несовершеннолетнего для рекламы услуг, предоставляемых магазином "Компьютер плюс", по продаже, ремонту и модернизации компьютеров, допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" и у него не было оснований для признания незаконным решения Читинского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 04.11.2003 N 4-8-862 и недействительным предписания от 04.11.2003 N 4-8-863.

     Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:

     Решение Арбитражного суда Читинской области от 2 февраля 2004 года по делу NА78-5583/03-С1-28/293 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

    

Председательствующий
     Г.В.Елфимова
     
Судьи
     Т.А. Брюханова
     М.М. Шелёмина


   
    

Текст документа сверен по:
файл-рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование