почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
13
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2004 года Дело N А29-5946/2002-3э


[В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования]


     Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Отдельной Л.И., Прониной С.А. без участия представителей сторон рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми на решение от 21.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.12.2003 по делу N А29-5946/2002-3э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Егоровой Т.В., Дончевской О.А., Тугаревым С.В., Каменевым А.Л., по иску открытого акционерного общества "Связь" Республики Коми к администрации муниципального округа "Усть-Вымский район", Управлению по социальным вопросам администрации муниципального округа "Усть-Вымский район", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Республики Коми, третьи лица - Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство Республики Коми по социальным вопросам и финансовое Управление Министерства финансов НК в Усть-Вымском районе, о взыскании 1 319 671 рубля 20 копеек убытков и установил:

     открытое акционерное общество "Связь" Республики Коми (далее - ОАО "Связь") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального округа "Усть-Вымский район", Управлению по социальным вопросам администрации муниципального округа "Усть-Вымский район", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми и Министерству финансов Республики Коми о взыскании 1 319 671 рублей 20 копеек убытков, связанных с предоставлением гражданам в период с ноября 1999 года по декабрь 2001 года льгот по оплате услуг связи на основании Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов", Законов Республики Коми "О социальной защите ветеранов в Республике Коми" и "О социальной защите инвалидов в Республике Коми", а также постановления главы администрации муниципального округа "Усть-Вымский район" от 14.12.1999 N 316.

     Определением от 03.09.2003 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство Республики Коми по социальным вопросам и финансовое Управление Министерства финансов Республики Коми в Усть-Вымском районе.

     Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 30 Федерального закона "О связи", 10 Федерального закона "О ветеранах", 4 (пунктом 19), 28 Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов", 22 закона Республики Коми "О социальной защите инвалидов в Республике Коми", 11, 12, 16 и 28 Закона Республики Коми "О социальной защите ветеранов в Республике Коми", 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением от 21.07.2003 удовлетворил исковые требования частично. В пользу ОАО "Связь" взыскано 899 873 рублей 20 копеек с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, 388 695 рублей с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми и 14 848 рублей с администрации муниципального округа "Усть-Вымский район" за счет казны муниципального образования "Усть-Вымский район". В иске к Министерству труда и социального развития Российской Федерации Управлению по социальным вопросам и администрации муниципального округа "Усть-Вымский район" отказано.

     Постановлением от 30.12.2003 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.

     Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в части взыскания 899 873 рубля 20 копеек и принять новое решение об освобождении его от ответственности как ненадлежащего ответчика.

     Заявитель оспаривает как противоречащий нормам права вывод суда о наличии с его стороны неправомерных действий, явившихся причиной возникновения у акционерного общества убытков вследствие реализации названных законов. При этом ответчик ссылается на постановление Правительства Российской Федерации N 963 от 15.12.00, в соответствии с которым эти льготы оплачиваются за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Кассатор считает, что лицом, обязанным по настоящему иску (в обжалуемой сумме) является Министерство труда и социального развития Российской Федерации, выступающее главным распорядителем бюджетных средств, в полномочия которого входит распределение ассигнований по субъектам Российской Федерации.

     Данный довод податель жалобы обосновывает и тем, что в соответствии с Федеральным законом от 23.04.2002 "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год" указанная статья расходов исполнена почти полностью - на 97 процентов.

     Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

     Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, отзыва не представили.

     Законность решения от 21.07.2003 и постановления апелляционной инстанции от 30.12.2003 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-5946/2002-3э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ОАО "Связь" в период с ноября 1999 года по декабрь 2001 года предоставляло населению предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов" льготы за пользование услугами связи - телефоном и радио. Факты оказания ОАО "Связь" в спорный период услуг связи льготной категории граждан и недополучения при этом доходов в сумме 899 873 рублей 20 копеек подтверждаются материалами дела (актами сверки) и сторонами не оспариваются.

     Сумма недополученных платежей в результате предоставления указанных льгот предъявлена акционерным обществом ко взысканию в качестве убытков.

     Согласно статье 30 (часть 3) Закона Российской Федерации "О связи" от 16.02.1995 N 15-ФЗ при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов федерации возмещение недополученных предприятиями связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

     В статье 14 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федеральных законов от 18.11.1998 N 171-ФЗ, от 18.11.1998 N 172-ФЗ) предусмотрены льготы в размере 100 процентов на установку телефона, 50 процентов по абонентской плате и 50 процентов за пользование радио. Согласно статье 10 названного Федерального закона расходы на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им производятся за счет федерального бюджета.

     На основании статьи 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.10.1995 N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.10 2003 N 132-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. В силу статьи 4 (пункта 19) названного федерального закона формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты.

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85) утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение льгот. Согласно пункту 2 Правил финансирование таких расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами.

     В пункте 23 постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2001 N 255 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.11.2001 N 760) "О мерах по реализации федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" определено, что выделение в 2001 году средств в размере 4 млрд. рублей при предоставлении льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" и предусмотренных к финансированию по соответствующему разделу бюджетной классификации "Финансовая помощь бюджетам других уровней", осуществляется Министерству труда и социального развития Российской Федерации.

     Судебными инстанциями установлено, и это подтверждается материалами дела, что средства из федерального бюджета Министерству Республики Коми по социальным вопросам в 1999 году и в первом полугодии 2000 года на реализацию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральным законом "О ветеранах", не выделялись, а во втором полугодии их размер составил 409 тысяч рублей. В 2000 году, как указано в Федеральном законе от 23.04.2002 N 39-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета на 2000 год", данная статья расходов исполнена на 97 процентов. Согласно отчету Министерства Республики Коми по социальным вопросам в 2001 году предусмотренные Республике Коми на эти цели средства в размере 19 302, 09 тысячи рублей фактически поступили.

     Указанные средства перечислены через органы федерального казначейства и распределены Министерством по муниципальным образованиям в полном объеме.

     В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

     На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

     Таким образом, убытки у ОАО "Связь" по предоставлению льгот на основании Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возникли из-за недостаточного финансирования из федерального бюджета. Данный вывод соответствует имеющимся в деле документам.

     При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми в силу названных выше норм принял обоснованное решение о возмещении убытков в обжалуемой части с Министерства финансов Российской Федерации.

     С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

     Решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Коми соответствуют нормам права, сделанные в нем выводы - имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

     Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине суд округа не рассматривал, поскольку заявитель кассационной жалобы от ее уплаты освобожден в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной пошлине".

     Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

     решение от 21.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.12.2003 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-5946/2002-3э оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми - без удовлетворения.

     Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
    

Председательствующий

Т.В. Синякина

     Судьи
Л.И. Отдельная
С.А. Пронина




Текст документа сверен по:
файл-рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование