почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
13
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2004 года Дело N А05-9389/03-23


[Суд удовлетворил за счет казны Российской Федерации иск о взыскании расходов истца, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Законом "О социальной защите инвалидов в РФ", поскольку Минфином не представлены доказательства выделения из федерального бюджета бюджету области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере]

    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Афанасьева С.В., судей: Кирилловой И.И. и Кустова А.А., при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области - Пономарева С.В. (доверенность от 17.12.2003), рассмотрев 20.07.2004 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" на решение от 27.01.2004 (судья Гуляева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 26.04.2004 (судьи: Волков Н.А., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9389/03-23, установил:
    
    Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Министерства труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруда), субъекту Российской Федерации - Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент) и Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области, к муниципальному образованию "Вельский район" в лице Управления социальной защиты населения и Финансово-экономического управления о взыскании 143724,45 руб. расходов, связанных с предоставлением в период с октября по декабрь 2002 года льгот, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
    
    Решением от 27.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.04.2004, с Минфина в пользу Общества за счет казны Российской Федерации взыскано 56014,25 руб. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.
    
    В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение в части взыскания убытков за счет казны Российской Федерации и принять новый судебный акт, указывая на следующее:
    
    - в материалах дела отсутствуют сведения о принадлежности жилищного фонда, где проживают граждане, пользующиеся льготами, федеральной собственности, а также о количестве и персональном составе льготников, представлены лишь расчетные данные о понесенных убытках;
    
    - между истцом и отделом социальной защиты населения муниципального образования заключен договор на предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с которым первый предоставляет услуги, а второй возмещает понесенные расходы за счет средств областного бюджета. Минфин в договорных отношениях с истцом не состоит, в связи с чем у него не возникает обязанностей, вытекающих из данного договора;
    
    - в материалах дела отсутствуют доказательства того, что лица, участвующие в деле, запрашивали из федерального бюджета денежные средства для компенсации расходов по реализации Закона в размере большем, чем предусмотрен Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год";
    
    - Российская Федерация полностью выполнила взятые на себя обязательства, в связи с чем для взыскания убытков за счет ее казны отсутствуют правовые основания.
    
    Общество в своей кассационной жалобе просит изменить решение и постановление апелляционной инстанции в части отказа во взыскании 87710,2 руб. и полностью удовлетворить исковые требования, указывая на необоснованное исключение налога на добавленную стоимость из суммы исковых требований.
    
    В судебном заседании представитель Департамента возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
    
    Другие участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
    
    Законность решения и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
    
    Как следует из материалов дела, истцом в период с сентября по декабрь 2002 года в соответствии со статьей 28 Закона были предоставлены льготы инвалидам в виде 50-процентной скидки по оплате услуг связи в сумме 526155,95 руб.
    
    Понесенные истцом расходы по предоставлению льгот были возмещены ему не в полном объеме, что послужило основанием для предъявления настоящего иска.
    
    Согласно статье 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
    
    В соответствии со статьей 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
    
    Статьями 55, 57 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций, из которого Архангельской области на реализацию Закона выделено 165939 тыс.руб.
    
    Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 (срок его действия постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137 был продлен на 2002 год). В соответствии с указанным Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
    
    Указанные денежные средства получены Архангельской областью и в полном объеме перечислены муниципальным образованиям. Отделу социальной защиты населения муниципального образования "Вельский район" перечислено 382431,5 руб.
    
    Однако денежных средств, выделенных Архангельской области из федерального бюджета в 2002 году, оказалось недостаточно для реализации Закона.
    
    В силу Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (далее - Правила), действие которых продлено на 2001-2003 годы, финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда в финансовом году. Как установлено судом первой инстанции, Минтруда не выделяло в 2002 году средства федерального бюджета на реализацию льгот по оплате установки квартирного телефона инвалидам и абонентской плате за пользование им операторам связи.
    
    Факт предоставления льгот и размер расходов, понесенных в связи с этим истцом, установлены судом и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
    
    Довод о том, что Минфин свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку Минфином не представлены доказательства выделения из федерального бюджета бюджету Архангельской области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере.
    
    Несостоятельна ссылка Минфина на заключение между истцом и отделом социальной защиты населения договора на предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства и на отсутствие договорных обязательств у Минфина, поскольку правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, не носят договорного характера и не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным.
    
    Кассационная инстанция находит обоснованным вывод суда первой и апелляционной инстанций о неправомерном включении истцом в предъявленную ко взысканию денежную сумму налога на добавленную стоимость, поскольку предметом заявленного требования являются расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением предусмотренных Законом льгот, а не в связи с исполнением обязанностей налогоплательщика.
    
    При вынесении обжалуемых судебных актов судом не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального или процессуального права, поэтому оснований для их отмены не имеется.
    
    Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение от 27.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.04.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9389/03-23 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" - без удовлетворения.

         

Председательствующий
С.В.Афанасьев

Судьи:
И.И.Кириллова
А.А.Кустов

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование