почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
5
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 мая 2006 года Дело N А19-26285/05-53-Ф02-1928/06-С2


[Поскольку субъект РФ не исполнил надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг во исполнение ФЗ "О ветеранах", суд удовлетворил требования истца о взыскании суммы расходов за счет казны субъекта РФ]
(Извлечение)


     Открытое акционерное общество (ОАО) "Институт по проектированию предприятий целлюлозно-бумажной промышленности Сибири и Дальнего Востока" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Главному финансовому управлению Иркутской области о взыскании долга в размере 104 734 рублей 88 копеек в виде расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, связанных с предоставлением льгот во исполнение Федерального закона "О ветеранах", а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 5 986 рублей 98 копеек.

     Впоследствии истец уточнил ответчика по делу и просил взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления долг в размере 104 734 рублей 88 копеек в виде расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, связанных с предоставлением льгот во исполнение Федерального закона "О ветеранах", а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 986 рублей 98 копеек.

     В качестве третьего лица привлечен Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан Администрации г.Иркутска.

     Определением от 21 сентября 2005 года ненадлежащий ответчик - Главное финансовое управление Иркутской области - заменен на надлежащего ответчика - Иркутскую область в лице Главного финансового управления Иркутской области. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

     Решением от 18 ноября 2005 года исковые требования удовлетворены частично, с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ОАО "Институт по проектированию предприятий целлюлозно-бумажной промышленности Сибири и Дальнего Востока" взыскано 94 548 рублей 68 копеек - расходы, связанные с реализацией Федерального закона "О ветеранах". В удовлетворении остальной части иска отказано.

     Суд апелляционной инстанции 24 января 2006 года решение от 18 ноября 2005 года оставил без изменения.

     Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанций, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 18 ноября 2005 года, постановление от 24 января 2006 года отменить, принять новый судебный акт.

     По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены (неправильно применены) нормы материального права - пункт "ж" статьи 72, статья 76 Конституции Российской Федерации, статьи 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 10 Федерального закона "О ветеранах", статьи 180, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области указала на недоказанность состава правонарушения, необходимого для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков, на исполнение обязательств по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом, в полном объеме, на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

     Заявитель утверждает, что компенсация расходов, понесенных истцом при доказанности заявленных требований, должна производиться за счет средств федерального бюджета.

     Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей ОАО "Институт по проектированию предприятий целлюлозно-бумажной промышленности Сибири и Дальнего Востока", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

     Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании задолженности в размере 104 734 рублей 88 копеек в виде расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, связанных с предоставлением льгот во исполнение Федерального закона "О ветеранах" за 2002, 2003, 2004 годы, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 5 986 рублей 98 копеек.

     Основанием иска указано на ненадлежащее исполнение обязательств по возмещению расходов, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в рамках Федерального закона "О ветеранах".

     В обоснование права требования истец представил: договоры о возмещении расходов от предоставления жилищных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, дополнительное соглашение к договору о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, договор о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, акты сверки сумм, подлежащих возмещению, отчеты о сумме подлежащей возмещению, расшифровки к отчету, расшифровку сумм начисленных и оплаченных ветеранам с 2002 по 2004 годы, платежные поручения.

     Главное финансовое управление Иркутской области в отзыве на исковое заявление указало в на исполнение своих обязательств по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом, в полном объеме; на отсутствие правовых оснований для взыскания заявленной суммы; компенсация расходов, понесенных истцом, при доказанности факта и размера выпадающих доходов, должна производиться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком по делу должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации; на недоказанность наличия состава правонарушения, необходимого для возмещения убытков, сумма убытков не подтверждена документально, не доказана и необоснованна. Ответчик просил применить срок исковой давности к части исковых требований о взыскании задолженности.

     Согласно пояснениям Главного управления социальной защиты населения Иркутской области в результате проверки фактических затрат по реализации Федерального закона "О ветеранах" в части возмещения понесенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, нарушений не установлено.

     Удовлетворяя исковые требования за счет казны Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область.

     В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.

     Признавая обоснованными исковые требования в размере 94 548 рублей 68 копеек, суд первой инстанции исходил из того, что требование о взыскании убытков, возникших вследствие предоставления льгот в период с 01.07.02 по 23.08.02, в сумме 7 186 рублей 20 копеек заявлено по истечении срока исковой давности о применении, которого заявлено ответчиком.

     Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" по аналогичным основаниям.

     Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.

     Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).

     Материальные потери, полученные истцом в результате предоставления им на основании законодательства льгот по оплате за коммунальные услуги ветеранам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.

     Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот ветеранам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

     Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным категориям граждан) носят гражданско-правовой характер.

     Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.

     Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

     Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Иркутской области.

     По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

     Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 18 ноября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 24 января 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-26285/05-53 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

     Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

     Решение от 18 ноября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 24 января 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26285/05-53 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     

Председательствующий
...

 

        Судьи
...



Текст документа сверен по:
файл-рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование