почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
27
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июня 2006 года Дело N А19-43741/05-53-Ф02-2713/06-С2


[Суд взыскал с субъекта РФ в лице его главного финансового органа за счет казны субъекта РФ в пользу истца сумму расходов, связанных с реализацией ФЗ "О ветеранах", поскольку субъект РФ не исполнил надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг]
(Извлечение)


     Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Братские электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате за электрическую энергию во исполнение Федерального закона "О ветеранах", в размере 97 847 рублей 36 копеек за 2004 год.

     В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Финансовое управление Администрации Чунского района Иркутской области, Департамент социальной защиты населения главного управления социальной защиты населения Иркутской области по Чунскому району, Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

     Впоследствии ЗАО "Братские электрические сети" заявило об уменьшении исковых требований до 69 538 рублей 50 копеек.

     Решением от 20 марта 2006 года исковые требования удовлетворены, с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ЗАО "Братские электрические сети" взыскано 69 538 рублей 50 копеек расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах".

     Не согласившись с выводами суда первой инстанции, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 20 марта 2006 года отменить и принять по делу новый судебный акт.

     По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального права (пункт "ж" статьи 72, статья 76 Конституции Российской Федерации, статьи 15, 1064, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 180, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 10 Федерального закона "О ветеранах", Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", глава IV.I Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год", Постановление Правительства Российской Федерации N 584 от 15.08.01 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", статья 23 закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год", постановление губернатора Иркутской области от 13.04.04 N 219-п "О порядке возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах")

     Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области указывает на отсутствие состава правонарушения, необходимого для применения гражданско-правовой ответственности; на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований; на то, что компенсация расходов истца при доказанности факта предоставления льгот и суммы заявленных требований должна производиться за счет средств федерального бюджета.

     ЗАО "Братские электрические сети" в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.

     Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

     Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием (с учетом уточнений) указано требование о взыскании убытков в размере 69 538 рублей 50 копеек, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате за потребленную электрическую энергию населению Чунского района в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" за 2004 год.

     Основанием иска указано на неисполнение надлежащим образом Иркутской областью своих обязательств по возмещению расходов, понесенных истцом в связи предоставлением льгот по оплате электрической энергии в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".

     В обоснование своих требований истец представил: договор по возмещению выпадающих доходов при предоставлении льгот от 05.01.04, протокол разногласий к договору по возмещению выпадающих доходов при предоставлении льгот от 01.01.04, приложение N 1 "Перечень категорий граждан, для которых законодательными актами Российской Федерации установлены льготы по оплате электрической электроэнергии, счета-фактуры, акты сверки объемов льгот на оплату за электроэнергию, постановление мэра Чунского района от 09.11.00 N 422 "Об оплате жилья, коммунальных услуг, порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в 2000-2001 годах", приложение N 2 к постановлению мэра района от 09.11.2000 N 422, постановление губернатора Иркутской области от 13.04.04 N 219-п, постановление Администрации Иркутской области от 15.06.04 N 18-па, списки льготников.

     Возражая против заявленных требований, Главное финансовое управление Иркутской области указало на исполнение в полном объеме обязательств по перечислению средств, предусмотренных законом Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год"; на отсутствие правовых оснований для взыскания заявленной суммы; на недоказанность наличия состава правонарушения, необходимого для взыскания убытков; на то, что компенсация расходов, понесенных истцом при доказанности факта и размера выпадающих доходов должна производиться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком по делу должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

     Удовлетворяя исковые требования в заявленном размере за счет казны Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область.

     В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.

     Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.

     Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).

     Материальные потери, полученные ЗАО "Братские электрические сети" в результате предоставления им на основании законодательства льгот по оплате за коммунальные услуги ветеранам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.

     Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требование истца за счет казны Иркутской области в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона "О ветеранах".

     Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот ветеранам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

     Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным категориям граждан) носят гражданско-правовой характер.

     Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.

     Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

     Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Иркутской области.

     По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

     Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 20 марта 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-43741/05-53 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

     Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

     Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 марта 2006 года по делу N А19-43741/05-53 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     

Председательствующий
...

     

Судьи
...


   

Текст документа сверен по:
файл-рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование