почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
19
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2006 года Дело N А54-4631/2005-С10


[Суд, руководствуясь положениями Федерального закона РФ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ст.ст.16, 1069, 1071 ГК РФ, пришел к выводу о необходимости взыскания убытков с РФ за счет средств казны РФ в лице Министерства финансов РФ, как финансового органа, представляющего казну РФ, указав на то, что предоставление льгот инвалидам должно производиться за счет средств федерального бюджета]
(Извлечение)
      

     

     Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от истца - не явился, извещен надлежащим образом; от ответчиков - не явились, извещены надлежащим образом; от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области на решение от 16.12.2005 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-4631/2005-С10, установил:

     ОАО "Центртелеком", г.Химки Московской области, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области, отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования "г.Сасово" Рязанской области о взыскании 300688 руб. 61 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением в 2004 году отдельным категориям граждан льгот по оплате абонентской платы за телефон и радио в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.95.

     В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Финансово-казначейское управление Рязанской области и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

     В порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные требования и просил взыскать убытки в размере 298638 руб. 61 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

     В процессе рассмотрения спора в судебном заседании 09.12.2005 истец заявил отказ от исковых требований к Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области, отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования "г.Сасово" Рязанской области.

     Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.12.2005 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Центртелеком" взыскано 298638 руб. 61 коп. убытков. Производство по делу в части исковых требований к Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области и отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования "г.Сасово" Рязанской области прекращено.

     Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения от 16.12.2005, как незаконного.

     При этом заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права. Кроме того, заявитель считает неправомерным исчисление истцом размера убытков, исходя из тарифов, включающих налог на добавленную стоимость, указывая при этом на то, что суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления льгот населению по федеральному законодательству, при определении налоговой базы в связи с изменениями в ст.154 Налогового кодекса Российской Федерации, внесенными с 01.01.2006, не учитываются, поэтому сумма налога на добавленную стоимость подлежит исключению из суммы исковых требований.

     Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы уведомлены надлежащим образом.

     Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

     Как следует из материалов дела, между ОАО "ЦентрТелеком" и отделом (оператор связи) социальной защиты населения администрации муниципального образования "г.Сасово" (отдел) был заключен договор от 16.01.2004 на возмещение текущих расходов, связанных с предоставлением услуг электросвязи гражданам, имеющим право на льготы по федеральным законам "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ и "О ветеранах" N 5-ФЗ, в части предоставления льгот по абонентской плате за пользование квартирным телефоном и радио.

     По условиям договора оператор принял на себя обязательство предоставлять льготы по оплате абонентской платы за пользование квартирным телефоном и радио, а отдел обязался возмещать выпадающие доходы путем перечисления денежных средств в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального и областного бюджетов.

     Судом установлено, что ОАО "ЦентрТелеком", предоставляя в 2004 году в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" жителям г.Сасово Рязанской области льготу по оплате услуг за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой, понесло убытки в сумме 298638 руб. 61 коп., составляющие разницу между установленными для населения тарифами и 50% оплатой данного тарифа льготной категорией граждан.

     Отделом социальной защиты населения администрации муниципального образования "г.Сасово" Рязанской области возмещение истцу расходов от предоставления льгот произведено в сумме 579527 руб. 89 коп., невозмещенная сумма составила 298638 руб. 61 коп.

     Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "ЦентрТелеком" в арбитражный суд с настоящим иском.

     Принимая решение по делу, арбитражный суд, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.ст.16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации.

     Суд кассационной инстанции считает данный вывод арбитражного суда соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

     Согласно статье 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.95 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

     Порядок возмещения расходов операторам связи, понесенных в связи с предоставлением льгот, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 "О порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот", и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "Государственных пособиях гражданам, имеющих детей", где предусмотрено финансирование таких расходов за счет средств федерального бюджета.

     Действие указанных постановлений продлено, в том числе, на 2004 год (постановление Правительства Российской Федерации N 80 от 14.02.2004 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год").

     Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что финансирование расходов, указанных в п.1 настоящих правил, в том числе инвалидам, имеющим льготы по оплате услуг связи, производится за счет средств федерального бюджета предусмотренных на соответствующий год Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам и инвалидам, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Статьей 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" N 186-ФЗ от 23.12.2004 было предусмотрено выделение из Фонда компенсаций субсидий и субвенций, направленных на финансирование текущих расходов, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с приложением N 36 к указанному Закону бюджету субъекта Российской Федерации - Рязанская область в 2004 году на реализацию указанных льгот за счет средств Фонда компенсаций были выделены субсидии в сумме 56132 тыс.руб.

     Судом установлено, что данная сумма была перечислена на счет Управления социальной защиты населения администрации Рязанской области, и в дальнейшем перераспределена между муниципальными образованиями Рязанской области. В результате распределения на счет отдела социальной защиты населения муниципального образования "г.Сасово" Рязанской области для реализации льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", было перечислено 148299 тыс.руб., указанная сумма распределена между предприятиями, с которыми отделом соцзащиты были заключены договоры на оказание услуг, в том числе истцу была компенсирована сумма 2661,94 тыс.руб.

     Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также размер понесенных и невозмещенных истцу расходов в сумме 298638 руб. 61 коп. установлен судом на основании имеющихся в деле доказательств: договоров об оказании услуг электросвязи с абонентами, оборотных ведомостей, списков льготных абонентов, тарифов на услуги электросвязи, платежных документов, актов сверки расчетов, составленных истцом и отделом соцзащиты населения администрации муниципального образования "г.Сасово" Рязанской области.

     Оценив положения ст.ст.4, 5 Федерального закона РФ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", арбитражный суд правомерно указал на то, что предоставление льгот инвалидам должно производиться за счет средств федерального бюджета.

     Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым надлежащим образом не урегулированы правоотношения по распределению расходов на социальную защиту инвалидов между бюджетами всех уровней, доказательств выделения субъекту Российской Федерации денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот, а также доказательств их нецелевого использования ответчик суду не представил, суд обоснованно на основании ст.ст.16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскал с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации, причиненные ОАО "ЦентрТелеком" убытки в сумме 298638 руб. 61 коп., понесенные последним в связи с предоставлением инвалидам льгот по абонентской плате за пользование квартирным телефоном и радио.

     Доводы Финансово-казначейского управления Рязанской области о том, что сумма налога на добавленную стоимость подлежала исключению из суммы исковых требований, правильно отклонены арбитражным судом.

     В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот для отдельных потребителей в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

     При этом понятие "дотация" в Налоговом кодексе Российской Федерации не определено.

     В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а под субсидиями - соответственно, бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Следовательно, получателями дотаций не могут являться юридические или физические лица. Данные лица могут получать из бюджетов различных уровней лишь субвенции на осуществление определенных целевых расходов или субсидии на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Не может быть принята во внимание ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что с 01.01.2006 Федеральным законом "О внесении изменений в главу 21 ч.2 Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах" от 22.07.2005 N 119-ФЗ в ст.154 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы вышеназванных субвенций (субсидий) при определении налоговой базы не учитываются.

     Названные изменения в ст.154 НК РФ внесены Федеральным законом с 01.01.2006, следовательно, они не могут быть применены к спорным отношениям, так как решение по делу было принято судом 16.12.2005 и исчисление платежей производилось за 2004 год.

     В связи с этим, при расчете исковых требований истец правомерно исчислил размер убытков, исходя из тарифов на услуги, включающих налог на добавленную стоимость.

     При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

     Руководствуясь ст.287 п.1 ч.1, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

     Решение от 16.12.2005 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-4631/2005-С10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
    
     Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2006.

     Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2006.

   

  Председательствующий
...


     Судьи
...



Текст документа сверен по:
рассылка


     
  

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование